Прокуратура Харкова направила до господарського суду області три позови про стягнення з ТОВ торгівельно-виробниче підприємство «АСТЕК» за недобросовісне виконання угоди з КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство» штрафу в розмірі 0,77 млн грн.

Про це повідомила пресс-служба обласної прокуратури з посиланням на інформацією прокурора Харкова Андрія Гончаренка.

Як вдалося дізнатися журналісту «Наших грошей. Регіон», у 2014 році за результатами конкурсних торгів КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство» уклало з ТОВ ТВП «Астек» три договори на постачання автомобілів на загальну суму 5,12 млн. грн. За ці кошти «Астек» передало комунальникам 5 спецавтомобілів збільшеної довжини з двухрядною кабіною ГАЗ -330232ПО, гідравлічний автопідіймач та два вантажнопасажирські спецавтомобілі.

За інформацією прес-служби Харківської прокуратури, за угодою комунальники мали отримати нову техніку, але частина з неї виявилася вже вживаною. Вартість техніки, що не відповідала умовам угоди, склала 1,90 млн грн.

Комунальники повернули «Астеку» техніку з пробігом, що призвело до зриву термінів виконання угоди.

Засновниками ТОВ ТВП «Астек» є Сергій Васюков та Сергій Шевченко.

В двох тендерах КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство» суперником ТОВ ТВП «Астек» був концерн Анатолія Довгопола «Укрпожежсервіс», ще в одному – харківське ТОВ «Торгівельний будинок «Спецтехніка».

Минулого року ТОВ ТВП «Астек» виграв ще одні торги у іншого харківського КП «Харківспецбуд» на поставку техніки вартістю 3,07 млн. грн.

Многие жители территории, по которой прокатилась война, так и не проснулись и пытаются жить, словно ничего и не было.

Мысль, что в Луганске и его окрестностях образовался «параллельный мир», начала меня посещать давно. Но я не особенно распространялся об этом, потому что вышел из возраста, когда репутация большого оригинала может порадовать.

Но вот я стал слышать ту же мысль то от одного, то от другого человека, и понял, что не столь уж она оригинальна. Действительно. Практически в центре Европы находится территория, которая живет по законам и правилам, совершенно отличным от тех, которые существуют в пятидесяти-ста километрах от нее. Никого это не удивляет. Жители территории не задаются лишними вопросами, а по мере сил стараются как можно быстрее усвоить эти законы и достичь успехов, ими диктуемых.

Я, например, узнал, что в Луганске крутится множество «ролевиков», которые постоянно сравнивают луганскую жизнь с привычной для них жизнью в ролевых играх. Прилагают к ней какие-то толкинистские правила и чувствуют себя как рыба в воде. То, что происходит в Луганске и его окрестностях, воспринимается ими, как продолжение игры.

Есть другая немаленькая категория людей. В ней граждане так и не проснулись и пытаются жить, словно ничего и не было. Ну, например, у меня есть знакомая дама из Донецка, которая убеждена по сей день, что на свете нет ничего страшнее алкоголизма. Или молодой дизайнер, озабоченный судьбами рекламы, которого пугает, что теперь в общепринятую рекламу могут проникнуть ужасные и отвратительные образы, и это, по его словам, «необратимо».

Я спрашиваю их, неужели алкоголизм ужаснее беспрерывных обстрелов, а вывернутые кишки в рекламе более катастрофичны, чем горы трупов в жизни. Мой вопрос не доходит. Степень психологической защиты у этих субъектов такова, что люди фактически спят наяву и продолжают жить довоенным категориями, понятиями и приоритетами.

Мозг людей оказался совершенно не готов к войне. Им не с чем сравнить происходящее, оценить, какие части его наихудшие, а какие – терпимые. Сознание не знает, что со всем этим делать. Поэтому одни привлекают для понимания подручный культурный багаж, не обязательно Толкина, роман Фадеева, например, или «Тараса Бульбу» (это редко), или «Звездные войны». Вплоть до комиксов и мультиков. А другие просто в упор не видят, наверное, не читали Толкина, и никогда не видели японских мультиков, в этом все дело.

Зруйнований міст у Луганській області. Березень 2015 року.

Ілюстраційне фото (©Shutterstock)

Утром я вышел за покупками, подошел к газетному киоску. Газет я не покупаю больше года. В Луганске две газеты, они очень концептуальны, но не содержат, на мой взгляд, ценной информации. Однако в киоске продаются другие нужные предметы. Сигареты, например. Свечи. Альбомы репродукций знаменитых художников.

Киоскерша, с которой мы сдружились прошлым летом, сказала, что ей нужно со мной посоветоваться.

Суть ее проблемы: социальной защиты у нее нет, как, собственно, не было и до войны. Например, работодатели ей готовы предоставить отпуск, но он не будет оплачиваться. Работает она за процент с выручки. О, как ей быть?

– Постой, – говорю я. – Сходи в «федерацию профсоюзов». Возможно, они помогут тебе. Например, побеседуют с твоим нанимателем.

– Так ведь он в Киеве!

По ходу беседы выясняется интересное: владелец сети киосков уехал в Киев больше года тому назад. Это не мешает ему по сей день получать доходы в «ЛНР». Почему бы и нет? Предприятия никто не национализировал. Если были желающие переоформить лицензию, то они могли сделать это через доверенных лиц. Очевидно, существуют способы, как доставлять товар в Луганск, так и переправлять выручку владельцу сети киосков в Киев. Делов-то.

Истории известны и более яркие примеры ведения бизнеса на территории, находящейся в состоянии войны с государством, где находится владелец бизнеса. Тут всего лишь какие-то несчастные киоски.

– Ну, сходи, все-таки, – говорю я.

(Попутно думаю о том, сколько вообще народу живет по этой схеме: владелец, сидя «снаружи», получает доход от предприятия, работающего «внутри ЛНР»)

– Ага, – отвечает девушка. – А если меня после этого уволят?

– А кто же тебя уволит, если твой шеф в Киеве?

– Да его заместители. Они же здесь.

Я набираю воздуха, чтобы толкнуть речь о правозащите. О том, что человек должен научиться отстаивать свои права. О переписке Энгельса с Каутским. О товарище Че. О профсоюзах. О рабочих гарантиях.

И вдруг мне становится скучно и тошно. Мне скучно и тошно от того, что моя собеседница ничего не знает и не помнит. Она забыла, что жила под обстрелами. Что муж ее черт знает куда ездил за товаром, каждую минуту ожидая, что его разорвет снарядом на куски. Что в ее киоске зимой не было электричества, и она грелась, приносят с собою бак с горячей водой.

Помнит она только слово «хозяин», что «в ее возрасте не найти новую работу», и что если она запишется в профсоюз, ее, наверное, уволят. То есть то же самое, что она помнила до войны. С ней ничего не произошло, ничего не изменилось.

Может быть, это хорошо?

Я, увы, не нахожу в этом ничего хорошего. Я уже не раз принимал участие в дискуссиях, где продавливалась мысль, что нам тут надо все забыть, не носиться со своими страданиями, причем собеседники мои имели смелость, сидя в каком-нибудь Хабаровске, ставить вопрос так:

– Да у вас там ничего особенного ведь не было. Вот начнется НАСТОЯЩАЯ война. И вы поймете, что у вас на Донбассе был курорт.

Или:

– Как вы смеете применять к себе священное слово «блокада»?

И так далее.

В общем, многие настроены на то, что мы должны все забыть, сделать вид, что ничего не было, и что на Донбассе просто состоялась веселая прогулка.

Когда человек вещает это из Мюнхена или Хабаровска – тут все ясно. Но как реагировать, когда все забыли те, кто никуда не уезжал? Видя в своей жизни одну только непрерывную линию хождения на работу, например в киоск, где уже двадцать лет нет социальных гарантий, профсоюза, больничных, оплачиваемых отпусков, и это плохо, но что же сделаешь. Попробуй только про это заикнись и, глядишь, тебя попросят на выход (Произносится это все с каким-то нездоровым экстазом, как я замечаю).

Но тут к киоску подходят два «ополченца». И уж они-то наверняка помнят, что у нас нечто произошло больше года тому назад. И происходит по сей день. И жизнь отлична от той, что была когда-то.

И что в жизни есть чего бояться, кроме потери работы, приносящей 20 долларов в месяц при занятости 50 часов в неделю в страшном пластиковом киоске, который в июле накаляется до 80 градусов по Цельсию, отчего несколько продавцов умерли на рабочем месте, не в этом году, прежде, до войны.

Что же касается «параллельного мира» в Луганске, то, как жизнь показывает, можно существовать в нем, не просыпаясь. Как, собственно, и в обычном, непараллельном. И уже поэтому, как жителям обычного, так и жителям «параллельного мира» можно сообщить, что все, что с ними происходит, вплоть до их мыслей и чувств по этому поводу, им просто снится. На что люди «параллельного мира» могут сказать, что лучше спать и видеть во сне этот пластиковый киоск, чем проснуться, и понять, что идет война.

Но, по-моему, это очень и очень спорно.

Департамент будівництва та шляхового господарства Харківської міськради 5 липня уклало з ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» угоди на капітальний ремонт вулиць Харкова на суму 12,35 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».

ДБК «Уровень» повинна провести капітальний ремонт на двох вулицях – Галана та Туркестанській.

Капітальний ремонт вулиці Галана коштуватиме 7,40 млн грн. За ці кошти фірма повинна замінити асфальт на площі 5 тис кв м, також буде перекладено 3,50 тис кв м тротуарів. Таким чином, середня вартість ремонту складе близько 870 грн. за квадратний метр. Разом з тим, середня ціна капітального ремонту вулиці в Україні сьогодні складає біля 300-400грн/кв м.

Також технічними завданнями передбачено заміну 2 тис м бортових каменів, підняття оглядових колодязів, встановлення пандусів та кронування дерев. При виконанні робіт на одній половині проїжджої частини дороги на іншій буде організовано рух автотранспорту.

Згідно даних Google maps, ремонтні роботи відбудуться на дільниці дороги довжиною в 550 м.

На вулиці Туркестанській роботи коштуватимуть 4,95 млн грн. Технічним завданням передбачено заміну асфальту на площі 5,45 тис кв м та перекладання тротуарів на площі в майже 1,10 тис. м. Таким чином, середня вартість 1 кв м ремонту вулиці становить біля 700 грн. На Туркменській також передбачено заміну бортових каменів, підняття оглядових колодязів, встановлення пандусів та кронування дерев.

Конкурентами «ДБК «Уровень» під час торгів за обидва лоти були харківські фірми ТОВ «Індастріал білдінг груп» та ПАТ «Південспецатоменергомонтаж».

Власниками ТОВ «Індастріал білдінг груп» є Владислав Кутовий та компанії «Спецстроймонтаж-інтер» і «Спецбудмонтаж-інвест». Одним з основних засновників останніх двох фірм є народний депутат Анатолій Денисенко (позафракційний), який в минулому складі Верховної Ради входив до фракції Партії регіонів.

Власником ПАТ «Південспецатоменергомонтаж» є позфракційний депутат Харківської облради та голова регіональної галузевої ради з питань будівництва Олександр Харченко.

ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» заснували депутат Чугуївської райради Валерій Пєвнєв, обраний від Партії регіонів, та компанія з управління активами «Фінекс-капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман.

На початку липня ДБК «Урівень» отримала від Харківської мерії на ремонт доріг підрядів на 40,37 млн грн. Фірма фігурувала серед підозрілих контрагентів по реконструкції парку Горького у Харкові, список яких склав УБОЗ ГУМВС України в Харківській області.

Крым образца 2015-го года – это лучшая иллюстрация того, что в России нельзя любить страну в отрыве от государства. Любой патриотизм наказуем – если под его влиянием вы не вешаете в кабинете портрет Владимира Путина.

«Крымскую весну» делали разные люди. Одни хотели должностей, другие – реванша, третьи – денег. Были и четвертые – те, кто мечтал о том, что смена флагов окажется историей про развитие, прогресс и социальную справедливость. Но именно они по итогу оказались за бортом случившихся перемен.

Это можно рельефно наблюдать на примере судьбы Алексея Чалого – «народного мэра» Севастополя.

Он не скрывал своих пророссийских взглядов все постсоветские годы. Более того – в отличие от других не монетизировал свою пророссийскость, выпрашивая деньги у Кремля. Напротив – инвестировал в личные убеждения из собственного кармана: создал за свои средства мемориальный комплекс «35-я береговая батарея» (вход бесплатный), снял серию фильмов об истории полуострова, поддерживал школы.

Это именно он пришел в Кремль на подписание договора о вхождении Крыма в состав РФ в водолазке. Эдакий региональный «стив джобс»: доктор технических наук, сделавший капитал на конкурентоспособных технологиях.

Он рельефно выделялся на фоне остальных триумфаторов крымской весны. Не коллекционировал украинские государственные награды, как спикер крымского парламента Владимир Константинов. Не пытался сделать карьеру в Украине – как глава партии «Русское единство» Сергей Аксенов.

Он искренне верил в Россию и весной прошлого года ее, наконец, дождался. Вот только Россия оказалась не совсем той, какой он ее себе представлял.

И вот уже замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин предупреждает Чалого, чтобы тот не вздумал становиться Навальным.

Кремль недоволен тем, что Чалый и его сторонники смеют публично спорить с назначенным главой севастопольской администрации Сергеем Меняйло. Для того, чтобы сорвать их митинг, из Москвы специально привозят группу «Ласковый май» и отправляют ее выступать на главную площадь города.

Если это и звучит как неожиданность, то только для тех, кто не знает, из чего состоит российская вертикаль.

Когда тот же самый Володин заявил, что Путин – это и есть Россия, он не шутил. В современной России невозможен абстрактный патриотизм – допустим лишь тот, что санкционирован, согласован и системен. Более того – вопрос даже не в том, какие лозунги ты скандируешь, а под какими флагами ты это делаешь.

Если у тебя в руках хоругви с президентом – то тебе позволено предлагать любую ересь. Например, давить продукты бульдозером или запрещать иностранное усыновление.

И наоборот: если ты считаешь, что главное в патриотизме – содержание, а не форма, то государственная машина берет тебя на карандаш. Потому что принцип Людовика XIV никто не отменял – любить отечество можно лишь адресуя свои чувства тому, кто стоит на самой вершине пищевой цепочки.

Алексей Чалый, конечно же, никакой не Навальный. Более того – он имперец. «Особый путь», мягкое антизападничество, непременные «скрепы». И вся его проблема в том, что он чересчур несистемен для чересчур системной российской вертикали. Не берет под козырек. Не вызубрил фразу «Будет исполнено». Считает, что имеет право на «особое мнение».

И весь этот набор качеств делает его абсолютным маргиналом для российской государственной системы.

Потому что ей не нужны искренние – ей нужны преданные. Готовые ходить строем, петь хором, в единодушном порыве голосовать за любую инициативу сверху. Ей не нужны те, кто указывает на недостатки, предлагает улучшения, пользуется поддержкой в низах.

Российский тренд – это «акакий акакиевич», которого можно тасовать без особенных проблем. А любой, кто не согласен с ролью винтика в машине по воспроизводству лояльности, – обречен быть «уходящей натурой». Отсутствие собственного мнения как главное достоинство в кадровом резюме.

История Чалого – это еще одна картинка про российского государственного левиафана. Это с Киевом можно было договариваться – о субсидиях, полномочиях, настоящем и будущем. А для Москвы существует одна-единственная форма лояльности – абсолютная.

Степень твоего патриотизма не имеет значения – искренность допускается лишь в том случае, если речь идет о глупости. Во всех остальных случаях это качество лишнее.

Порой даже вредное.

Очевидно, вняв требованиям экспертной среды, Министерство экономического развития и торговли разродилось стратегией экономического развития под громким названием «Путь к процветанию». Авторы попытались сформулировать базовые принципы реформирования отечественной загибающейся экономики. И именно базовость этих принципов удручает. Во вступительном слове разработчики документа отмечают, что он не призван заменить или дополнить Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, Стратегию-2020, правительственную программу-2015, коалиционное соглашение или меморандум МВФ.

Действительно, заменить Соглашение об ассоциации или меморандум — слишком амбициозная и сложная для выполнения задача, а вот со Стратегией-2020 и коалиционным соглашением новое детище Минэкономразвития вполне перекликается. Оно так же далеко от практического применения, не содержит конкретики и наполнено совершенно общими, понятными даже школьнику умозаключениями. Зачем для создания документа привлекались весьма уважаемые, в том числе международные, эксперты — не ясно. То ли их участие в разработке документа было минимальным, то ли Минэкономразвития взяло из их рекомендаций исключительно удобные ему и реальные для выполнения пункты. В итоге программа стала констатацией всего того, о чем в правительстве говорят не один месяц, не предложив ничего нового, а главное — так и не обозначив те самые пути к процветанию.

Недостратегия

Действительно, о необходимости структурного подхода к реформам эксперты говорят уже не первый год, вменяя власти недальновидность, хаотичность принятых решений, отсутствие реальных оснований для тех или иных нововведений, а главное — сколько-нибудь достоверных прогнозов, которые бы подтверждали необходимость предлагаемых изменений. ZN.UA уже писало о том, что проводимые сейчас реформы во многом напоминают эксперимент, при котором методом проб и ошибок власть пытается достичь положительных результатов, зачастую теряя время и ресурсы, нанося еще больший вред экономике и бизнесу. Вопрос создания действенной стратегии экономического развития для Украины назрел уже давно. Наши объемы промышленного производства снижаются в течение последних трех лет, инфляция превысила 50-процентный порог, ВВП только с начала нынешнего года сократился на 17,6%. Военная кампания на Востоке страны требует постоянного отвлечения средств бюджета, наполнять который удается лишь благодаря чудовищной девальвации национальной валюты. Но предлагают ли нам комплексное решение накопившихся проблем? К сожалению, нет.

«По сути, документ определяет принципы, по которым будет развиваться экономика: снижение регуляторной нагрузки на предпринимателей, создание условий для развития бизнеса. Это, конечно, не стратегия, так как документ не содержит ни планов, ни целей, ни сроков их достижения. Это просто определенная констатация либеральных принципов развития экономики. Да и, по большому счету, никакой другой модели, кроме озвученной, у Украины нет. Все разговоры о точках роста и государственных инвестициях, с учетом качества государственного аппарата, институтов, имущественных прав и прочего, безосновательны. Когда уровень нашего госаппарата по качеству хотя бы достигнет уровня Румынии, тогда мы сможем говорить о какой-то «полурыночной» модели развития, если нам на тот момент это еще будет интересно», — уверен экономист Павел Кухта.

Инвестору дорогу?

Если опустить длинные рассуждения о поддержке экономических свобод, верховенстве права и нетерпимости к коррупции, перекочевывающие у нас из документа в документ, абсолютно не влияя на реалии, в которых работает экономика, то рекомендации МЭРТ по реформированию экономики до неприличия узки. В целом создатели стратегии начинают с вполне здравых допущений, что Украине необходимо начать переход от сырьевой экономики к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, развивать малый и средний бизнес, поддерживать внедрение технологий. Для достижения этих результатов, по мнению авторов концепции, Украине необходимы иностранные инвестиции. И только. Да, вскользь в документе упоминается обширная теневая экономика, оцениваемая в 50% ВВП (по мнению некоторых экспертов, и все 70%), но о реальных путях высвобождения этого потенциального ресурса не сказано ни слова, вся надежда на иностранного инвестора. И надежда весьма амбициозная.

Не совсем понятно, что стоит за подсчетами, но авторы стратегии планируют добиться следующих показателей:

— поднять рейтинг Украины в Индексе восприятия коррупции, по крайней мере, на 50 пунктов (с 142-го в 2014 г.);

— создать наиболее привлекательный налоговый режим в Центральной и Восточной Европе;

— создать лучшую регуляторную среду среди стран Центральной и Восточной Европы;

— удвоить ВВП на душу населения через 15 лет;

— обеспечить 8 млрд долл. прямых иностранных инвестиций ежегодно в течение следующих 5–10 лет.

Основными реформами, необходимыми для создания инвестиционно привлекательной экономики, названы реформа судебной системы, реформа государственного управления, налоговая реформа, приватизация и дерегуляция. Список правильный, но далеко не исчерпывающий, а главное — не предлагающий для улучшения ситуации конкретных шагов со сроками реализации и промежуточными результатами. Все — в общем.

Судебная реформа, по мнению авторов, уже началась, и даже были реализованы конкретные шаги на пути к справедливому судопроизводству. Собственно, реальный шаг пока был сделан только один — принят Закон «Об обеспечении права на справедливый суд».

«Безусловно, закон — это важный шаг, но результат реформы будет зависеть, скорее, от того, насколько то самое право на справедливый суд будет реализовано на практике. До сих пор ни одна из судебных реформ не привела к росту доверия народа к судам, и надо будет очень постараться, чтобы новый закон, по своей природе не особенно радикальный, переломил эту печальную тенденцию, — объяснил ZN.UA Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Суды должны бороться за максимальную предсказуемость решений, так, чтобы отход от линии, прочерченной, к примеру, Верховным судом, уже был существенным ЧП, требовал мощнейшей аргументации, а при ее отсутствии вызывал большие сомнения в компетентности судьи. Практика регулярного принятия высшими судами противоположных решений по определенному вопросу вообще должна исключаться в принципе. Пересмотр вступивших в силу решений должен быть случаем чрезвычайно редким, а после определенного срока — вообще невозможным. К сожалению, концептуальных решений подобного характера новый закон не содержит, а потому его влияние на инвестиционную привлекательность Украины сомнительно».

Реформа государственного управления, как известно, загрузла. Госаппарат противится изменениям изо всех сил. Проект закона о госслужбе завис в парламентских комитетах, и многие эксперты склонны думать, что на очень длительное время. И это несмотря на то, что коалиционное соглашение предполагало его принятие еще до конца 2014 г. (!), а программа деятельности правительства — в первом квартале 2015-го.

Налоговые псевдореформы

О том, насколько основательно авторы подошли к реформе налогообложения, говорит тот факт, что прогрессом они считают прошлогоднее номинальное сокращения налогов и сборов, которое по сути сокращением не было и нисколько не снизило налоговую нагрузку. На сегодняшний день Украина обладает единственным ресурсом, который действительно мог бы заинтересовать инвесторов, — относительно дешевой рабочей силой при достаточно высокой квалификации кадров. Однако неразбериха в налогообложении заработных плат, которая тянется без малого год, как ничто другое тормозит привлечение инвестиций. И об этом нужно писать в первую очередь. Особенно в свете того, что Пенсионный фонд разработал законопроект, принятие которого может в разы увеличить отчисления единого социального взноса. Фактически, этот шаг может свести на нет применение понижающего коэффициента, который с таким трудом вводился, и все другие меры по выводу из «тени» заработных плат украинцев.

«В законопроекте указано, что для расчета единого социального взноса используется индикативная заработная плата. Исходя из норм законодательства, если человек зарабатывает минимальную заработную плату, то для работников ставка единого социального взноса возрастает со среднего 41% в два раза, до 82%, а для бухгалтеров — до 123% и до 205% — для руководителей. Кроме этого, с заработной платы работника, бухгалтера и руководителя будет удерживаться 7,2, 10,8 и 18% соответственно, — объяснил ZN.UA эксперт Илья Несходовский. — Данный законопроект доводит до абсурда налогообложение заработных плат социальным взносом. Увеличение социальных гарантий при страховых случаях, а именно — при временной нетрудоспособности, несчастном случае на производстве, безработице, а также при увеличении пенсий закон не предусматривает, что создает социальное неравенство и нарушает Конституцию, так как предполагает применение данного закона только для небюджетных организаций. В итоге этот законопроект будет способствовать росту теневой экономики и выплаты зарплат в конверте».

Позиция Пенсионного фонда ясна — он пытается покрыть растущий дефицит денежных ресурсов. Но нынешняя фискальная политика уже сейчас снижает конкурентоспособность компаний, честно уплачивающих налоги (а большинство фирм с иностранным капиталом именно такие), и дальнейшее усугубление этого вопроса лишь отпугнет потенциальных инвесторов. Об этом, безусловно, должны помнить составители экономической стратегии развития, осознавая, что именно либеральные налоги — основной способ привлечения инвестиций. И либерализируя налоги в стране с неустанно растущим бюджетным дефицитом, нужно помнить о возможных компенсаторах. Реально оценивать и просчитывать возможные выгоды и потери, а не просто констатировать необходимость экономических свобод и радоваться введению электронного администрирования НДС, от которого уже несколько месяцев воет украинский бизнес.

Переоцененная дерегуляция и недооцененная экономика

Значительная часть документа посвящена вопросам приватизации (о сомнительности этих начинаний в нынешних условиях ZN.UA также уже писало). Министерство продолжает настаивать, что проведение приватизации — неоспоримая необходимость. Причем эксперты продолжают приводить примеры колоссальных убытков, которые несет государство, содержа неприбыльные структуры и настаивая на приватизации крупных и прибыльных государственных предприятий, отметая даже теоретическую возможность того, что государство может стать для них эффективным собственником и зарабатывать не хуже инвестора.

Естественно, львиная доля документа посвящена вопросам дерегуляции — коньку Министерства экономразвития. Не поспоришь, сокращение разрешительных документов с 56 до 30, отмена обязательной сертификации для 12 товарных групп и внедрение онлайн-сервисов для предпринимателей — это достижения. Но об их скромном влиянии на бизнес-среду даже говорить не хочется.

Ежеквартально Европейская бизнес-ассоциация спрашивает руководителей своих членских компаний — а это ключевые компании всех секторов рынка — о том, что они думают о состоянии инвестиционного климата, меняется ли он, какие тенденции превалируют, какие проблемы являются ключевыми для инвесторов.

Во втором квартале нынешнего года инвесторы оценили уровень привлекательности Украины на 2,66 балла из пяти. Напомним, три балла — это нейтральный уровень, а все, что ниже, является отрицательным значением. Украина не может выйти из негативной зоны инвестклимата с 2010 г. Положительных оценок — четыре и пять — инвесторы не поставили ни разу за всю историю измерения индекса с 2008 г.

И, несмотря на уверенно проходящую дерегуляцию, 81% опрошенных бизнесменов недовольны состоянием инвестиционного климата Украины. Почти половина (49%) не отмечает никаких положительных изменений и продолжает жаловаться на медленное внедрение реформ, коррупцию, налоговую и фискальную регуляцию и давление со стороны соответствующих органов. В этом контексте, конечно, хочется еще раз напомнить чиновникам, что дерегуляция — правильная, но далеко не единственная необходимая мера. Сама по себе она не решает тех основных проблем, с которыми сейчас сталкивается бизнес.

Торжество бумагомарательства

«Украина действительно чрезвычайно выгодна для инвестора, прежде всего, из-за расположения, так как находится прямо у границ Евросоюза. Грубо говоря, до Берлина из Западной Украины везти фуру два дня и стоит это 500 евро, везти аналогичный вес из Шанхая морем — 1,5 месяца и 5 тыс. евро. Это наше огромное конкурентное преимущество. Плюс из-за глубокой девальвации у нас сейчас все очень сильно подешевело, рабочая сила уже дешевле даже китайской, — считает Павел Кухта. — Но наши инвестиционные условия удручают, проблемы в судебной системе, проблемы в фискальной сфере, в частности, вопрос невозврата НДС при экспорте. Без их решения привлечь инвестиции будет сложно».

Действительно, инвестиционный потенциал огромен, и привлечение инвестиций — один из основных способов выведения страны из кризиса. Но наши огромные инвестиционные возможности фактически нивелируются непредсказуемостью государственных решений. И никакие декларации о поддержке экономических свобод предсказуемости им не добавляют. Авторы в предисловии написали, что «Путь к процветанию» — это крик о помощи, призыв к оперативным действиям, к сотрудничеству правительства, парламента, политических партий и администрации президента. Но в итоге не предложили своим адресатам реальных стратегических решений, которых от них ожидают.

По большому счету, молодая и прогрессивная команда Министерства экономического развития и торговли, сплошь и рядом козыряющая западным образованием и новаторскими подходами, выдала документ, автором которого вполне могли бы стать бюрократы старой школы с многолетним стажем работы и Академией госуправления за плечами. Он не отвечает не только на главные вопросы бизнеса и инвесторов о том, как им работать и зарабатывать в этой стране, но и на вполне логичный вопрос, а зачем, собственно, создавался сам документ?

«Эти принципы должны лечь в основу государственной политики в экономической сфере. Это критерии, на соответствие которым нужно проверять каждый законопроект, каждое решение Кабмина», — говорил министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус, представляя документ. Но эти критерии (верховенство права, защита собственности, свободная конкуренция) не новы, а их очередное упоминание в очередном правительственном документе — не гарантия того, что последующие решения как правительства, так и парламента не станут их нарушать. В итоге действительно ожидаемой и необходимой стране экономической стратегии мы не получили, вместо нее нам представили очередную, никого и ни к чему не обязывающую пустышку, яркий образчик даром потраченного времени и ресурсов.

Печальность ситуации и неэффективность проводимых псевдореформ очень наглядно иллюстрируют опубликованные на нынешней неделе подсчеты самого же Минэкономразвития, свидетельствующие о том, что в легальном украинском правовом поле работать все сложнее, поэтому даже работавшие ранее официально предприниматели вынуждены все активнее прятаться в «тень». По предварительным расчетам министерства, в первом квартале 2015-го уровень теневой экономики по сравнению с соответствующим периодом 2014-го увеличился еще на 5 п.п. — до 47% от объема официального ВВП.

Причем сами же эксперты ведомства считают, что причиной таких негативных тенденций стало разочарование субъектов экономической деятельности в улучшении экономической и политической ситуации в ближайшее время. Кредит доверия власти себя исчерпал, и бизнес возвращает старые и изобретает новые схемы сокрытия реальных прибылей и уклонения от уплаты налогов. Предприниматели, до недавнего времени надеявшиеся, что реформы все-таки начнутся, уже в это не верят. И чем больше популистских и бессодержательных документов выдает правительство, тем сильнее это неверие.

КП «Харьковский метрополитен» заключил договор с частным предприятием «Титан-Армс» об услугах по охране метрополитена на сумму 46,21 млн грн. Об этом сообщает «Вестник государственных закупок».

Частное предприятие «Титан Армс» было зарегистрировано 12 декабря прошлого года, а уже 30 июля этого года оно получило госзаказ на охрану метро.

Сотрудничать «Титан-Армс» и «Метрополитен» будут с 1 августа 2015 по 31 июля 2018 года. Под охрану будут взяты 36 объектов метрополитена, в том числе 28 станций и два депо. Договор предусматривает круглосуточное дежурство на 71 посту.

Стоит отметить, что информации о деятельности предприятия практически нет, как и официального сайта.

По данным единого реестра юридических лиц, основателем и главой предприятия является Иванников Александр Николаевич. Ранее он занимал руководящую должность в харьковском филиале ООО «Сафари-Армс-Украина». «Титан-Армс» имеет лицензию на право предоставления услуг, связанных с охраной государственной и иной собственности.

Предприятие является структурным подразделением холдинга «Сафари-Украина». Услуги по охране объектов и имущества будут оказываться предприятием харьковскому метрополитену.

Это не первый государственный заказ для «Титан-Армс», поскольку в июне предприятие победило в конкурсе ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности» на услуги по охране, стоимость которых составила 1,66 миллиона гривен.

Директор предприятия, Александр Иванников, от комментариев по поводу получения госзаказа на охрану метрополитена отказался. Победу «Титан-Армс» в тендере Иванников тоже комментировать не стал.

Также в тендерной документации не были указанны льготные условия, которые предложил победитель конкурса. В нем принимало участие пять претендентов: ЧП «Шериф-защита», ООО «Инекс», УПСП «Макрохем Украина», ООО «Энергобезопасность-комплекс», ЧП «Титан-Армс».

Тендерный комитет отклонил две заявки: ООО «Инекс» и ООО «Энергобезопасность-комплекс». При этом последняя фирма предлагала выполнить работы за сумму, вдвое меньшую от победителя торгов.

Таким образом, несмотря на то, что другие участники конкурса предлагали более выгодные условия, метрополитен будет охранять «Титан-Армс» за 50 миллионов гривен.