До аннексии Крыма «дочка» МТС — «МТС Украина» была лидером крымского рынка, но 7 августа формально прекратила работу на полуострове, опасаясь санкций. В октябре «МТС Украина» продала свое имущество в Крыму двум инвесторам за 17,7 миллиона евро (покупатели не назывались). Сейчас абоненты «МТС Украина» в Крыму обслуживаются в роуминге на сети компании «ТриМоб» («дочка» «Укртелекома» бизнесмена Рината Ахметова), а абоненты российского МТС обслуживаются на сетях «К-Телекома». Руководство МТС заявляло, что не планирует продолжать работу на полуострове и отрицало свою причастность к «К-Телекому»:
«Нет, не планируем. В Крыму работает оператор (имеется в виду «К-Телеком» — прим.авт.) мы не имеем к нему отношения» — отвечалжурналистам президент компании МТС Андрей Дубовсков.
Но всем, кто за последние полтора года успел побывать в Крыму, прекрасно известен «секрет Полишинеля» — единственный официально работающий оператор продает краснодарские номера МТС.
В распоряжении The Insider оказались документы, подтверждающие не только присутствие российского оператора в Крыму, но и прямую связь ООО «К-Телеком» с Пьером Мишелем Фаттушем (Pierre Michel Fattouch) – ливанским инвестором, партнером МТС, входящим в ближайшее окружение сирийского диктатора Асада и, вероятно, террористической группировки Хезболла.
Оператор «сыграл в ящик»
Из открытых источников известно, что ООО «К-Телеком» (ОГРН 1142308006917, ИНН 2308210371) зарегистрировано в мае 2014 года в Краснодаре. По данным источника The Insider, изначально руководителями компании были Анна и Андрей Березкины – сотрудники филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» «Макрорегион Юг», затем гендиректором стал Владимир Зайцев.
По адресу, указанному в документах – краснодарский проспект Чекистов 33/2 — расположен 14-этажный жилом дом с административными зданиями. По словам представителей управляющего домом товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Радуга», единственный российский оператор в Крыму арендует у них только почтовый ящик, корреспонденцию забирают сотрудники МТС.
В распоряжение The Insider попало постановление, утвержденное начальником отдела полиции микрорайона «Юбилейный» (где расположен проспект Чекистов) УВД по Краснодару полковником Николаем Надиным. Дознаватель отдела полиции разбирался с заявлением гражданина о неработающей sim-карте «К-телеком», выяснив: «В ходе проверки была опрошена управляющая ТСЖ «Радуга» по адресу г. Краснодар, просп.***, д. *** гр. Волобуева Вера Владимировна, которая пояснила, что ООО «К-Телеком» по адресу… отсутствует, деятельности там не ведет.
Между ООО «К-Телеком» и ТСЖ «Радуга» заключен договор аренды почтового ящика почту из которого она передает председателю ТСЖ «Радуга» Бугаенко Ольге Геннадиевне… Бугаенко Ольга Геннадиевна пояснила, что она работает в ОАО «МТС» в должности специалиста и зарегистрировала ООО «К-Телеком» являющееся филиалом ОАО «МТС» по просьбе вышестоящих сотрудников ОАО «МТС» … Ей предложили дать в аренду почтовый ящик для получения корреспонденции и юридического адреса, на что она согласилась. О том, что ООО «К-телеком» фактически по данному адресу не располагается и деятельности не ведет ей известно».
«МТС работает нормально…»
«МТС осуществляет подключение собственных абонентов на территории Республики Крым с выделением им номеров с кодом DEF 978 в диапазоне 7000000-8999999 назначенных для использования на территории Краснодарского края… Кроме того, по моему мнению, ООО «К-Телеком» устанавливает неравноправные тарифы на внутрисетевой роуминг для операторов связи, предоставляя более выгодные условия ОАО «Мобильные ТелеСистемы», что объясняется их аффилированностью» — говорится в одном из внутренних документов компании, попавшем в распоряжение The Insider.
В процессе подготовки материала The Insider опросил несколько десятков жителей российского Крыма — никто из них не слышал о «К-телеком», зато все в открытую говорят о мобильной связи МТС. Первые sim-карты этой компании, вспоминают крымчане, появились вскоре после «вежливых людей», уже в апреле 2014 года – они были просто белыми, без опознавательных логотипов.
«Уже давно мобильные операторы Украины не работают, «Укртелеком» тоже. у всех МТС и Win» — признается житель Евпатории.
«С сотовой связью до сих пор не очень, только российский МТС и местами Билайн есть. Карту купить просто: МТС по паспорту, Билайн даже без. МТС работает нормально, когда езжу в Москву — без роуминга, потому что краснодарский, а другим у нас и не пользуются» — добавил симферопольский чиновник.
Их слова подтверждает студентка из Севастополя: «Еще в прошлом сентябре sim-карту было трудно достать, официально в магазинах «Алло» (оставшаяся украинская сеть салонов цифровой техники –The Insider) их не продавали, с рук за «симку» просили 500 рублей. Сейчас ситуация нормализовалась, МТС доступен всем. А что такое «К-телеком»? «Крым телеком»? Не слышала о таком».
Карабах — Крым
То, что российский оператор в Крыму – «филиал МТС», без особой старательности прикрывающийся почтовым ящиком в краснодарской многоэтажке, лишь вершина скандальной истории, тянущейся от осаждаемой российскими туристами Тавриды до седых вершин Армении и охваченной гражданской войной Сирии.
Учредителем ООО «К-Телеком», согласно выписки из ЕГРЮЛ, является зарегистрированное в Армении ЗАО «Сэлл груп уорлдвайд холдинг» (регистрационный номер 273.120.816097). Компанией руководит Гайк Арутюнян – брат Давида Арутюняна, в 1998-2007 годах возглавлявшего армянский Минюст. Давид Эдонисович считается одним из самых преданных помощников экс-президента Армении Роберта Кочаряна и именно он обеспечивал правовую поддержку при приватизации компании «АрменТел».
В свою очередь единственным акционером армянской компании является зарегистрированная на Британских Виргинских островах Cell Group Worldwide Ltd, во главе которой стоит ливанский инвестор Пьер Мишель Фатуш, а его представителем при совершении сделок в документах указан Гайк Арутюнян.
Примечательно, что в 2007 году Фатуш продалОАО «МТС» 80% акций армянского оператора «К-Телеком», продолжая владеть 20% акций компании и, соответственно, став партнером ведущего российского оператора. СМИ также сообщали, что в 2011 году «МТС» предоставило братьям Фатуш кредит в 90 миллионов долларов.
К слову, выход в Крым для Пьера Фатуша не первая работа в «проблемной зоне»: еще в начале 2000-х он создал национального оператора «Карабах-Телеком» непризнанной Россией Нагорно-Карабахской республики, являющейся спорной территорией между Арменией и Азербайджаном.
«Господин Пьер Фатуш — преуспевающий бизнесмен, родом из города Захле, расположенного на северо-западе Ливана, известного под названием «невеста долины Бекаа»… Господин Пьер Фатуш занимается различными видами предпринимательской деятельности, в том числе в сфере телекоммуникации, как в Ливане, так и в других странах мира… Господин Пьер Фатуш — предприниматель с непоколебимостью и большой верой в успех своего дела, который станет стимулом для новых инвестиций в экономику той страны, где бизнес уже состоялся» — говоритсяо ливанском президенте «Карабах-Телеком» на официальном сайте этого оператора.
С приветом от Хезболлы
Тот самый Пьер Фаттуш, через офшорные компании формально владеющий единственным мобильным оператором в Крыму, известен на Ближнем Востоке партнерским отношениями с ближайшим окружением президента Сирии Башара Асада. В сфере интересов Фатуша также сирийский оператор SyriaTel, с владельцем которого, двоюродным братом Асада Рами Махлуфу, ливанца связывает давняя дружба. Например, обоих бизнесменов обвиняют в незаконной переадресации звонков из Ливана на SyriaTel.
Партнера Фаттуша и родственника Асада также обвиняют в коррупции и «серых» схемах, по имеющимся свидетельствам ни одна иностранная компания не может начать бизнес в Сирии без санкции Махлуфу. Сирийское правительство превращает коррупцию в институт, главой которого является Рами Махулфу – заявилв 2009 году бывший вице-президент страны Абдель Халим Хаддам.
Официально Фаттушу инкриминируется незаконная деятельность в области международной телефонной связи. По данным Middle East Transparent (и эти обвинения озвучил премьер-министр Ливана Рафик Харири, погибший в 2005 году в результате теракта), Фатуш владеет одним из двух нелегальных операторов международной телефонной связи в Ливане. Сфера международной телефонной связи, заявляют власти этой страны, должна контролироваться правительственными структурами, но лишь половина звонков проходит по сетям, подконтрольным государству. Другая половина находится под управлением Фатуша и террористической исламской группировки «Хезболла», с которой, если судить по согласованности действий, у партнера МТС полное взаимопонимание и неофициальное сотрудничество.
Международные санкции?
МТС не напрасно скрывает факт своей работы на полуострове. За это компании грозят серьезные санкции. Во-первых, менеджменту компании грозит уголовное преследование в ряде западных стран и при визите, скажем, в США, они могут быть попросту арестованы, несмотря на свое российское гражданство. Во-вторых, санкции грозят и самой компании: ее могут внести в санкционный список, что сделает невозможным для западных компаний поддерживать с ними какое-либо сотрудничество. Очевидно, что это стало бы серьезным ударом по компании (скажем, о международном роуминге для МТС тогда можно будет сразу забыть).
Проблемы у МТС могут возникнуть не только в США, но и в Европе. Как пояснил The Insider эксперт в области европейского права Кирилл Энтин, деятельность в Крыму может повлечь засобой серьезные правовые последствия: «Совет Европейского Союза принял несколько решений и имплементирующих эти решения регламентов, посвященных непосредственно Крыму и Севастополю. Они накладывают общий запрет на финансирование, поставку оборудования или любое участие в проектах на территории Крыма в нескольких ключевых областях. В этот перечень включены и телекоммуникации».
Ведение бизнеса через дочерние компании может помочь выиграть время (Совету будут необходимы доказательства), однако в конечном счете не избавляет от наложение санкций на весь холдинг.
По словам Энтина, применение санкций при этом зависит и от политических соображений: «Критерии для введения санкций в отношении физических и юридических лиц чрезвычайно широки. Они менялись несколько раз. Последний вариант был установлен решением Совета ЕС 2014/475/CFSP.Если трактовать его строго, то практически любая деятельность на территории Крыма может расцениваться как способствующая «интеграции Крыма в Российскую Федерацию». Однако пока санкции применялись очень избирательно, о чем говорят примеры Добролёта и Российского Национального Коммерческого Банка. Очевидно, что ведение «активной деятельности» в Крыму — создание или приобретение существующей инфраструктуры, открытие офисов и филиалов может повысить шансы оказаться в черном списке. Но в конечном итоге решение будет приниматься из политических соображений. Ведение бизнеса через дочерние компании может помочь выиграть время (Совету будут необходимы доказательства), однако в конечном счете не избавляет от наложения санкций на весь холдинг.При негативном развитии ситуации компанию, а также её основного или основных акционеров могут внести в черный список. Это будет означать фактический запрет на ведение с ней бизнеса, закрытие доступа к европейским финансовым рынкам, заморозку активов в ЕС, а также, для физ. лиц, запрет на поездки в ЕС».