На вопрос о происхождении жизни наука пока не может дать однозначного ответа. Однако и те, которые она предлагает, подавляющему большинству приходится принимать на веру. Для того чтобы разобраться в тонкостях генобиоза или понять, что представляет из себя «мир РНК», нужно быть профессиональным биологом.

Небесные сеятели

Альтернативной концепцией возникновения жизни на Земле является так называемая панспермия (от древнегреческих «все» и «семя») — теория о том, что жизнь была занесена на Землю из космоса. Панспермия, правда, не дает ответа на изначальный вопрос о происхождении самой жизни, но способна внести некую ясность. Именно космические исследования последних лет способны подтвердить ее правильность или ошибочность.

Наиболее резонансные новейшие космические миссии — марсохода Curiosity и зонда Rosetta с модулем Philae, достигшего поверхности ядра кометы Чурюмова — Герасименко, — как раз и должны были дать информацию о том, могут ли небесные тела выступать разносчиками жизни: в виде микроорганизмов или хотя бы сложных органических молекул.

3–4 миллиарда лет назад поверхность Земли была подвергнута буквально ковровой кометной бомбардировке. И именно кометы, состоящие изо льда, могут считаться фактором охлаждения раскаленной земной поверхности и источником появления на ней воды и жизни. По крайней мере, такой версии придерживается открыватель самой кометы, названной его именем, Клим Чурюмов (ныне — директор Киевского планетария и профессор университета им. Тараса Шевченко).

Академик РАН, глава комиссии по астробиологии Алексей Розанов развивает ту же мысль. По его мнению, обнаруженные в Гренландии бактерии возрастом 3,8 млрд. лет (притом что возраст планеты всего 4,5 млрд.) подтверждают, что они были занесены из космоса. Самостоятельно за такой срок возникнуть они не могли.

И действительно, Philae обнаружил на комете Чурюмова — Герасименко органические молекулы. Это глицин — аминокислота, без которой не может обойтись ни одно живое существо. Ранее он был обнаружен в комете Вильда 2. Впрочем, одного этого факта мало.

Есть и другие исследования. К примеру, в 2004 году исследователи из Университета Толедо нашли в туманности Красный Прямоугольник молекулы антрацена и пирена. Их обнаружение доказывает, что космос может служить источником сложных органических веществ. А в 2014 году опыты, поставленные на российском спутнике «Фотон-М4», подтвердили принципиальную возможность выживания бактерий в условиях, имитирующих метеориты и астероиды.

Угроза из космоса

Независимо от того, была ли жизнь занесена на Землю из космоса, история человечества может из-за космоса прерваться. Причина — так называемое импактное событие, столкновение небесного тела с Землей. О том, что эта угроза воспринимается вполне серьезно (а не только на уровне голливудских сценариев), свидетельствует, что при ООН создана рабочая группа по Программе астероидно-кометной опасности.

В США в рамках программы «Космическая стража», принятой еще в 1998 году, выделено $50 миллионов, чтобы в течение десяти лет выявить крупные объекты, сближающиеся с Землей (ОСЗ).

Согласно закону конгресса от 2008 года перед НАСА поставлена новая задача — к 2020 году выявить сближающиеся с Землей астероиды размером более 140 м.

В международном научном сообществе для оценки степени опасности ОСЗ в 1995 году была принята Туринская шкала (0 баллов — вероятность столкновения отсутствует, 10 — абсолютно неизбежна). По состоянию на январь 2015 года ни одного астероида, достигшего ненулевого значения, зафиксировано не было.

Наибольшего же шума наде­лал астероид Апофис, которому в 2004 году была присвоена 4-балльная степень угрозы. Но дальнейшие наблюдения за его орбитой привели к тому, что риск был уменьшен до 0.

Что же касается самих механизмов предотвращения угрозы столкновения с ОСЗ, то как раз миссия Philae дала неоценимый результат, доказав принципиальную возможность посадки управляемого аппарата на поверхность малых космических объектов. А уж дальнейших путей справиться с ними предложено множество: от ядерного взрыва над, на или под поверхностью ОСЗ до экзотических — например, оборачивания астероида пластиковым солнечным парусом.