Очевидно, вняв требованиям экспертной среды, Министерство экономического развития и торговли разродилось стратегией экономического развития под громким названием «Путь к процветанию». Авторы попытались сформулировать базовые принципы реформирования отечественной загибающейся экономики. И именно базовость этих принципов удручает. Во вступительном слове разработчики документа отмечают, что он не призван заменить или дополнить Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, Стратегию-2020, правительственную программу-2015, коалиционное соглашение или меморандум МВФ.

Действительно, заменить Соглашение об ассоциации или меморандум — слишком амбициозная и сложная для выполнения задача, а вот со Стратегией-2020 и коалиционным соглашением новое детище Минэкономразвития вполне перекликается. Оно так же далеко от практического применения, не содержит конкретики и наполнено совершенно общими, понятными даже школьнику умозаключениями. Зачем для создания документа привлекались весьма уважаемые, в том числе международные, эксперты — не ясно. То ли их участие в разработке документа было минимальным, то ли Минэкономразвития взяло из их рекомендаций исключительно удобные ему и реальные для выполнения пункты. В итоге программа стала констатацией всего того, о чем в правительстве говорят не один месяц, не предложив ничего нового, а главное — так и не обозначив те самые пути к процветанию.

Недостратегия

Действительно, о необходимости структурного подхода к реформам эксперты говорят уже не первый год, вменяя власти недальновидность, хаотичность принятых решений, отсутствие реальных оснований для тех или иных нововведений, а главное — сколько-нибудь достоверных прогнозов, которые бы подтверждали необходимость предлагаемых изменений. ZN.UA уже писало о том, что проводимые сейчас реформы во многом напоминают эксперимент, при котором методом проб и ошибок власть пытается достичь положительных результатов, зачастую теряя время и ресурсы, нанося еще больший вред экономике и бизнесу. Вопрос создания действенной стратегии экономического развития для Украины назрел уже давно. Наши объемы промышленного производства снижаются в течение последних трех лет, инфляция превысила 50-процентный порог, ВВП только с начала нынешнего года сократился на 17,6%. Военная кампания на Востоке страны требует постоянного отвлечения средств бюджета, наполнять который удается лишь благодаря чудовищной девальвации национальной валюты. Но предлагают ли нам комплексное решение накопившихся проблем? К сожалению, нет.

«По сути, документ определяет принципы, по которым будет развиваться экономика: снижение регуляторной нагрузки на предпринимателей, создание условий для развития бизнеса. Это, конечно, не стратегия, так как документ не содержит ни планов, ни целей, ни сроков их достижения. Это просто определенная констатация либеральных принципов развития экономики. Да и, по большому счету, никакой другой модели, кроме озвученной, у Украины нет. Все разговоры о точках роста и государственных инвестициях, с учетом качества государственного аппарата, институтов, имущественных прав и прочего, безосновательны. Когда уровень нашего госаппарата по качеству хотя бы достигнет уровня Румынии, тогда мы сможем говорить о какой-то «полурыночной» модели развития, если нам на тот момент это еще будет интересно», — уверен экономист Павел Кухта.

Инвестору дорогу?

Если опустить длинные рассуждения о поддержке экономических свобод, верховенстве права и нетерпимости к коррупции, перекочевывающие у нас из документа в документ, абсолютно не влияя на реалии, в которых работает экономика, то рекомендации МЭРТ по реформированию экономики до неприличия узки. В целом создатели стратегии начинают с вполне здравых допущений, что Украине необходимо начать переход от сырьевой экономики к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, развивать малый и средний бизнес, поддерживать внедрение технологий. Для достижения этих результатов, по мнению авторов концепции, Украине необходимы иностранные инвестиции. И только. Да, вскользь в документе упоминается обширная теневая экономика, оцениваемая в 50% ВВП (по мнению некоторых экспертов, и все 70%), но о реальных путях высвобождения этого потенциального ресурса не сказано ни слова, вся надежда на иностранного инвестора. И надежда весьма амбициозная.

Не совсем понятно, что стоит за подсчетами, но авторы стратегии планируют добиться следующих показателей:

— поднять рейтинг Украины в Индексе восприятия коррупции, по крайней мере, на 50 пунктов (с 142-го в 2014 г.);

— создать наиболее привлекательный налоговый режим в Центральной и Восточной Европе;

— создать лучшую регуляторную среду среди стран Центральной и Восточной Европы;

— удвоить ВВП на душу населения через 15 лет;

— обеспечить 8 млрд долл. прямых иностранных инвестиций ежегодно в течение следующих 5–10 лет.

Основными реформами, необходимыми для создания инвестиционно привлекательной экономики, названы реформа судебной системы, реформа государственного управления, налоговая реформа, приватизация и дерегуляция. Список правильный, но далеко не исчерпывающий, а главное — не предлагающий для улучшения ситуации конкретных шагов со сроками реализации и промежуточными результатами. Все — в общем.

Судебная реформа, по мнению авторов, уже началась, и даже были реализованы конкретные шаги на пути к справедливому судопроизводству. Собственно, реальный шаг пока был сделан только один — принят Закон «Об обеспечении права на справедливый суд».

«Безусловно, закон — это важный шаг, но результат реформы будет зависеть, скорее, от того, насколько то самое право на справедливый суд будет реализовано на практике. До сих пор ни одна из судебных реформ не привела к росту доверия народа к судам, и надо будет очень постараться, чтобы новый закон, по своей природе не особенно радикальный, переломил эту печальную тенденцию, — объяснил ZN.UA Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Суды должны бороться за максимальную предсказуемость решений, так, чтобы отход от линии, прочерченной, к примеру, Верховным судом, уже был существенным ЧП, требовал мощнейшей аргументации, а при ее отсутствии вызывал большие сомнения в компетентности судьи. Практика регулярного принятия высшими судами противоположных решений по определенному вопросу вообще должна исключаться в принципе. Пересмотр вступивших в силу решений должен быть случаем чрезвычайно редким, а после определенного срока — вообще невозможным. К сожалению, концептуальных решений подобного характера новый закон не содержит, а потому его влияние на инвестиционную привлекательность Украины сомнительно».

Реформа государственного управления, как известно, загрузла. Госаппарат противится изменениям изо всех сил. Проект закона о госслужбе завис в парламентских комитетах, и многие эксперты склонны думать, что на очень длительное время. И это несмотря на то, что коалиционное соглашение предполагало его принятие еще до конца 2014 г. (!), а программа деятельности правительства — в первом квартале 2015-го.

Налоговые псевдореформы

О том, насколько основательно авторы подошли к реформе налогообложения, говорит тот факт, что прогрессом они считают прошлогоднее номинальное сокращения налогов и сборов, которое по сути сокращением не было и нисколько не снизило налоговую нагрузку. На сегодняшний день Украина обладает единственным ресурсом, который действительно мог бы заинтересовать инвесторов, — относительно дешевой рабочей силой при достаточно высокой квалификации кадров. Однако неразбериха в налогообложении заработных плат, которая тянется без малого год, как ничто другое тормозит привлечение инвестиций. И об этом нужно писать в первую очередь. Особенно в свете того, что Пенсионный фонд разработал законопроект, принятие которого может в разы увеличить отчисления единого социального взноса. Фактически, этот шаг может свести на нет применение понижающего коэффициента, который с таким трудом вводился, и все другие меры по выводу из «тени» заработных плат украинцев.

«В законопроекте указано, что для расчета единого социального взноса используется индикативная заработная плата. Исходя из норм законодательства, если человек зарабатывает минимальную заработную плату, то для работников ставка единого социального взноса возрастает со среднего 41% в два раза, до 82%, а для бухгалтеров — до 123% и до 205% — для руководителей. Кроме этого, с заработной платы работника, бухгалтера и руководителя будет удерживаться 7,2, 10,8 и 18% соответственно, — объяснил ZN.UA эксперт Илья Несходовский. — Данный законопроект доводит до абсурда налогообложение заработных плат социальным взносом. Увеличение социальных гарантий при страховых случаях, а именно — при временной нетрудоспособности, несчастном случае на производстве, безработице, а также при увеличении пенсий закон не предусматривает, что создает социальное неравенство и нарушает Конституцию, так как предполагает применение данного закона только для небюджетных организаций. В итоге этот законопроект будет способствовать росту теневой экономики и выплаты зарплат в конверте».

Позиция Пенсионного фонда ясна — он пытается покрыть растущий дефицит денежных ресурсов. Но нынешняя фискальная политика уже сейчас снижает конкурентоспособность компаний, честно уплачивающих налоги (а большинство фирм с иностранным капиталом именно такие), и дальнейшее усугубление этого вопроса лишь отпугнет потенциальных инвесторов. Об этом, безусловно, должны помнить составители экономической стратегии развития, осознавая, что именно либеральные налоги — основной способ привлечения инвестиций. И либерализируя налоги в стране с неустанно растущим бюджетным дефицитом, нужно помнить о возможных компенсаторах. Реально оценивать и просчитывать возможные выгоды и потери, а не просто констатировать необходимость экономических свобод и радоваться введению электронного администрирования НДС, от которого уже несколько месяцев воет украинский бизнес.

Переоцененная дерегуляция и недооцененная экономика

Значительная часть документа посвящена вопросам приватизации (о сомнительности этих начинаний в нынешних условиях ZN.UA также уже писало). Министерство продолжает настаивать, что проведение приватизации — неоспоримая необходимость. Причем эксперты продолжают приводить примеры колоссальных убытков, которые несет государство, содержа неприбыльные структуры и настаивая на приватизации крупных и прибыльных государственных предприятий, отметая даже теоретическую возможность того, что государство может стать для них эффективным собственником и зарабатывать не хуже инвестора.

Естественно, львиная доля документа посвящена вопросам дерегуляции — коньку Министерства экономразвития. Не поспоришь, сокращение разрешительных документов с 56 до 30, отмена обязательной сертификации для 12 товарных групп и внедрение онлайн-сервисов для предпринимателей — это достижения. Но об их скромном влиянии на бизнес-среду даже говорить не хочется.

Ежеквартально Европейская бизнес-ассоциация спрашивает руководителей своих членских компаний — а это ключевые компании всех секторов рынка — о том, что они думают о состоянии инвестиционного климата, меняется ли он, какие тенденции превалируют, какие проблемы являются ключевыми для инвесторов.

Во втором квартале нынешнего года инвесторы оценили уровень привлекательности Украины на 2,66 балла из пяти. Напомним, три балла — это нейтральный уровень, а все, что ниже, является отрицательным значением. Украина не может выйти из негативной зоны инвестклимата с 2010 г. Положительных оценок — четыре и пять — инвесторы не поставили ни разу за всю историю измерения индекса с 2008 г.

И, несмотря на уверенно проходящую дерегуляцию, 81% опрошенных бизнесменов недовольны состоянием инвестиционного климата Украины. Почти половина (49%) не отмечает никаких положительных изменений и продолжает жаловаться на медленное внедрение реформ, коррупцию, налоговую и фискальную регуляцию и давление со стороны соответствующих органов. В этом контексте, конечно, хочется еще раз напомнить чиновникам, что дерегуляция — правильная, но далеко не единственная необходимая мера. Сама по себе она не решает тех основных проблем, с которыми сейчас сталкивается бизнес.

Торжество бумагомарательства

«Украина действительно чрезвычайно выгодна для инвестора, прежде всего, из-за расположения, так как находится прямо у границ Евросоюза. Грубо говоря, до Берлина из Западной Украины везти фуру два дня и стоит это 500 евро, везти аналогичный вес из Шанхая морем — 1,5 месяца и 5 тыс. евро. Это наше огромное конкурентное преимущество. Плюс из-за глубокой девальвации у нас сейчас все очень сильно подешевело, рабочая сила уже дешевле даже китайской, — считает Павел Кухта. — Но наши инвестиционные условия удручают, проблемы в судебной системе, проблемы в фискальной сфере, в частности, вопрос невозврата НДС при экспорте. Без их решения привлечь инвестиции будет сложно».

Действительно, инвестиционный потенциал огромен, и привлечение инвестиций — один из основных способов выведения страны из кризиса. Но наши огромные инвестиционные возможности фактически нивелируются непредсказуемостью государственных решений. И никакие декларации о поддержке экономических свобод предсказуемости им не добавляют. Авторы в предисловии написали, что «Путь к процветанию» — это крик о помощи, призыв к оперативным действиям, к сотрудничеству правительства, парламента, политических партий и администрации президента. Но в итоге не предложили своим адресатам реальных стратегических решений, которых от них ожидают.

По большому счету, молодая и прогрессивная команда Министерства экономического развития и торговли, сплошь и рядом козыряющая западным образованием и новаторскими подходами, выдала документ, автором которого вполне могли бы стать бюрократы старой школы с многолетним стажем работы и Академией госуправления за плечами. Он не отвечает не только на главные вопросы бизнеса и инвесторов о том, как им работать и зарабатывать в этой стране, но и на вполне логичный вопрос, а зачем, собственно, создавался сам документ?

«Эти принципы должны лечь в основу государственной политики в экономической сфере. Это критерии, на соответствие которым нужно проверять каждый законопроект, каждое решение Кабмина», — говорил министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус, представляя документ. Но эти критерии (верховенство права, защита собственности, свободная конкуренция) не новы, а их очередное упоминание в очередном правительственном документе — не гарантия того, что последующие решения как правительства, так и парламента не станут их нарушать. В итоге действительно ожидаемой и необходимой стране экономической стратегии мы не получили, вместо нее нам представили очередную, никого и ни к чему не обязывающую пустышку, яркий образчик даром потраченного времени и ресурсов.

Печальность ситуации и неэффективность проводимых псевдореформ очень наглядно иллюстрируют опубликованные на нынешней неделе подсчеты самого же Минэкономразвития, свидетельствующие о том, что в легальном украинском правовом поле работать все сложнее, поэтому даже работавшие ранее официально предприниматели вынуждены все активнее прятаться в «тень». По предварительным расчетам министерства, в первом квартале 2015-го уровень теневой экономики по сравнению с соответствующим периодом 2014-го увеличился еще на 5 п.п. — до 47% от объема официального ВВП.

Причем сами же эксперты ведомства считают, что причиной таких негативных тенденций стало разочарование субъектов экономической деятельности в улучшении экономической и политической ситуации в ближайшее время. Кредит доверия власти себя исчерпал, и бизнес возвращает старые и изобретает новые схемы сокрытия реальных прибылей и уклонения от уплаты налогов. Предприниматели, до недавнего времени надеявшиеся, что реформы все-таки начнутся, уже в это не верят. И чем больше популистских и бессодержательных документов выдает правительство, тем сильнее это неверие.