Статьи
Суд визнав недійсним договір, за яким ПАТ «Кримтеплоелектроцентраль» переуступило ПАТ «Харківська ТЕЦ-5» право вимоги 212,24 млн грн боргу від Державного підприємства «Енергоринок». Про це свідчить ухвала Київського апеляційного господарського суду від 22 вересня.
Кримське підприємство продавало електроенергію ДП «Енергоринок» з 2007 року. Станом на 1 квітня 2014 року ДП заборгувало «Кримтеплоелектроцентралі» 212,24 млн грн.
16 квітня того ж року, у розпал окупації Криму, кримська компанія переуступила право вимоги цього боргу «Харківській ТЕЦ-5». Держпідприємство відмовилося виплачувати цей борг і звернулося до суду. Справа розглядається в судах вже другий рік.
У серпні цього року Госпсуд Київської області визнав недійсним договір про переуступку права вимоги боргу, оскільки він був укладений без письмової згоди на це ДП «Енергоринок».
Згідно з даними SMIDA станом на другий квартал цього року власником 62,77% акцій ПАТ «Кримтеплоелектроцентраль» є кіпрська компанія «Газермілл Венчерз ЛТД» (Gasermill Ventures LTD).
У свою чергу «Харківську ТЕЦ-5» у 2012 році придбало ТОВ «Укрістгаз», що зареєстроване на австрійську компанію «Ітонс холдинг гмбх». Компанію «Укрістгаз» пов’язували з оточенням Юрія Бойка та Дмитра Фірташа.
Як відомо, згідно з чинним законодавством розрахунки з суб’єктами з АР Крим на сьогодні заборонено.
- Информация о материале
Одной из больших проблем сегодняшних реалий является бюрократизм в государственных органах. Заключается он, в первую очередь, в необходимости проведения целого ряда подготовительных процессов для совершения любого действия – будь то регистрация актов гражданского состояния, оформление предпринимательской деятельности или даже получение подтверждения владения имуществом. Гражданам необходимо собирать большое количество информационных справок, выписок, что является как денежно, так и временно затратным. Как заявила первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова, с 1 октября 2015 г. ни один государственный орган не будет иметь права требовать справки – он будет самостоятельно обращаться к реестрам и получать всю необходимую информацию. Правда это или очередной популизм, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Какие из услуг административные?
Как известно, с целью оптимизации государственных ресурсов и обеспечения доступности услуг публичных органов 6 сентября 2012 г. парламент принял Закон «Об административных услугах». Установлено, что административной услугой является результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления услуги по заявлению физического или юридического лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и/или обязанностей такого лица в соответствии с законом. Таким образом, законодательно были закреплены и унифицированы все виды услуг, предоставляемые государственными и местными органами власти, а также органами местного самоуправления в сферах:
- осуществления государственного надзора (контроля);
- метрологического контроля и надзора;
- аккредитации органов по оценке соответствия;
- дознания, досудебного следствия;
- оперативно-розыскной деятельности;
- судопроизводства, исполнительного производства;
- нотариальных действий;
- исполнения наказаний;
- доступа к публичной информации;
- применения законодательства о защите экономической конкуренции;
- осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
- приобретения прав на конкурсной основе;
приобретения прав в отношении объектов, ограниченных в гражданском обороте.
Однако не все услуги государства и местных органов власти в обозначенных отраслях являются административными. Административные услуги заключаются в выдаче извлечений и выписок из реестров, свидетельств, справок, копий, дубликатов документов и других предусмотренных законом действиях, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.
Порядок предоставления административных услуг
Информация о порядке предоставления конкретных услуг бесплатно обеспечивается гражданам через Реестр административных услуг, размещенный на правительственном портале, с помощью круглосуточной правительственной телефонной справки, а также информирования через СМИ.
Согласно положениям закона в редакции, действующей с 04.10.2015, Реестр административных услуг формируется и ведется центральным органом исполнительной власти, которые обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере предоставления административных услуг с целью ведения учета административных услуг и обеспечения открытого и бесплатного доступа к информации об админуслугах. Реестр содержит перечень административных услуг; правовых оснований для их предоставления; субъектов предоставления; размер платы (административный сбор) в случае предоставления услуги на платной основе; другие сведения, определенные КМУ. В основном, это перечень необходимых документов для оформления (сбор их осуществляется самой структурой).
Предоставление административных услуг осуществляется на основании устной или письменной формы, как поданной лично, так и направленной по почте через центры предоставления и/или с помощью средств телекоммуникационной связи через Единый государственный портал административных услуг. Обращение физических лиц и физлиц-предпринимателей, по общему правилу, не зависит от регистрации места жительства или пребывания. Юридическое же лицо имеет право на получение государственной услуги по местонахождению или (в случаях, предусмотренных законом) по месту осуществления деятельности или местонахождению соответствующего объекта.
Оптимизация предоставления услуг для граждан проявляется, в первую очередь, в том, что орган, предоставляющий услугу, получает соответствующие документы или информацию без участия обращающегося, в т. ч. путем прямого доступа к информационным системам или базам данных других субъектов предоставления административных услуг, предприятий, учреждений или организаций, которые принадлежат к сфере их управления. Следовательно, необходимость проведения подготовительных процессов для осуществления действия физического или юридического лица, направленного на установление, изменение или прекращение его прав и/или обязанностей, отпадает, поскольку весь процесс по сбору востребованной информации переносится на орган, предоставляющий конечную услугу, за которой обратилось лицо. Также установлено, что предоставление документов или информации осуществляется не позднее 3 дней со дня получения запроса. Таким образом, информатизация системы предоставления административных услуг сократит и строки, необходимые для получения конечного результата.
При этом субъект предоставления административной услуги не может требовать от субъекта обращения документы или информацию, находящиеся во владении государственных органов, органов власти АРК, местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления. Такими документами являются:
- документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины, в т. ч. военнослужащих;
- документы, удостоверяющие статус иностранца либо лица без гражданства, получение статуса беженца или убежища в Украине;
- документы воинского учета;
- свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния;
- документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующей категории;
- документы, удостоверяющие прохождение обязательного технического контроля транспортных средств соответствующей категории;
- документы на ТС и его составные части, в т. ч. регистрационные;
- документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработной плате гражданина;
- документы об образовании и/или профессиональной квалификации, научной степени и ученом звании и документы, связанные с прохождением обучения, предоставляемые учебными заведениями;
- справки, заключения и другие документы, предоставляемые учреждениями здравоохранения;
- документы Национального архивного фонда и другие архивные документы в соответствии с законодательством о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях;
- решения, приговоры, определения и постановления судов;
- учредительные документы юридического лица;
- решения, заключения и разрешения, принимаемые (предоставляемые) органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством;
- документы медико-социальной экспертизы;
удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной помощи;
- документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.
Для получения админуслуги подача документов необходима, только если сведения, содержащиеся в них, не внесены в соответствующие информационные базы в объеме, достаточном для предоставления услуги.
Законодатель определил, что центр предоставления административных услуг обеспечивает организацию предоставления услуги в кратчайшие сроки и при минимальном количестве посещений субъектом обращения. Предельный срок предоставления услуги определяется специальным законом, который регулирует этот вид услуги. В случае же, если срок не определен, он не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для получения услуги.
Административная услуга считается предоставленной с момента получения ее субъектом обращения лично или направления ему по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) письма с уведомлением о возможности получения услуги. При этом срок доставки почтовой корреспонденции не засчитывается в срок оказания государственной услуги.
Тонкости процедуры
Для получения административной услуги заявителю необходимо обратиться в соответствующий центр предоставления административных услуг. Центры – это постоянно действующие рабочие органы или структурные подразделения исполнительного органа городского, поселкового совета или Киевской, Севастопольской городской, районной, районной в Киеве, Севастополе государственной администрации. Могут быть также организованы территориальные подразделения центра. Перечень предоставляемых ими услуг определяется органом, который принял решение о создании такого центра, однако должен включать админуслуги органов исполнительной власти, перечень которых утверждается КМУ.
Время приема в центре предоставления административных услуг составляет не менее 6 дней в неделю и 7 часов в день без перерыва на обед и является общим (единым) для всех центров. Кроме того, не менее двух дней в неделю центр до 20.00 осуществляет прием субъектов обращения. Услуги центра предоставляются заявителю через администратора путем его взаимодействия с субъектами предоставления. Администратор назначается на должность и увольняется руководителем органа, который принял решение о создании соответствующего центра. Он имеет именную печать (штамп) с указанием его фамилии, имени, отчества и наименования центра предоставления административных услуг. Основными задачами администратора являются:
- предоставление субъектам обращения исчерпывающей информации и консультаций относительно требований и порядка предоставления админуслуг;
- принятие от субъектов обращения документов, необходимых для предоставления административных услуг, их регистрация и представление документов (их копий) соответствующим субъектам предоставления услуг не позднее следующего рабочего дня после их получения;
- выдача или обеспечение направления через средства почтовой связи субъектам обращения результатов предоставления административных услуг (в т. ч. решения об отказе в удовлетворении заявления), сообщение о возможности получения админуслуг, - оформленных субъектами предоставления административных услуг;
- организационное обеспечение предоставления административных услуг субъектами предоставления;
- осуществление контроля за соблюдением субъектами предоставления административных услуг сроков рассмотрения дел и принятия решений;
- предоставление административных услуг в случаях, предусмотренных законом.
А с 4 октября 2015 г. администратор центра будет также уполномочен составлять протоколы об административных нарушениях.
Администратор как должностное лицо имеет право бесплатно получать от субъектов предоставления услуг, предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере их управления документы и информацию, связанные с предоставлением административных услуг; согласовывать документы (решения) в других органах государственной власти и местного самоуправления, получать их выводы без привлечения субъекта обращения; информировать руководителя центра и руководителей субъектов предоставления административных услуг о нарушении сроков рассмотрения заявлений, требовать принятия мер по устранению нарушений, а также заверять своей подписью и печатью (штампом) копии (фотокопии) документов и выписок из них, выписок из реестров и баз данных, которые необходимы для предоставления государственной услуги.
Фактически же предоставление административных услуг исполняется органом власти или местного самоуправления, к ведению которого относится заявленный вопрос. Поскольку административные услуги предоставляются с использованием электронных баз и реестров, непосредственным исполнителем услуги будет его держатель.
Согласно положениям закона, субъектам предоставления админуслуг запрещается осуществлять прием заявлений относительно предоставления таких услуг, выдавать субъектам обращения оформленные результаты их предоставления, если такие услуги по закону предоставляются через центры предоставления админуслуг. Указанная правовая норма с 4 октября 2015 г. будет дополнена уточнением: кроме случаев подачи заявлений через Единый государственный портал административных услуг.
Безопасность данных
Вопрос безопасности данных, находящихся в базах и реестрах, также регулируется законом – именно субъект предоставления админуслуги, предприятие, учреждение или организация, относящиеся к сфере его управления, которые владеют документами или информацией, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязаны обеспечить хранение и защиту информации, полученной в результате предоставления государственной услуги. На сегодня обеспечение работы электронных систем возлагается на госпредприятие «Национальные информационные системы». В связи с изложенным, а также учитывая прохождение определенной процедуры при регистрации для работы с помощью телекоммуникационной связи со сферой административных услуг можно сказать о высокой степени защиты данных.
Таким образом, информатизация и унификация админуслуг имеет ряд преимуществ, начиная с удобства обращения, сокращения сроков исполнения и заканчивая уменьшением затрат на бумажную волокиту. Однако существуют и недоработки системы, связанные как с ненаполненностью некоторых реестров, так и с определенными сложностями при осуществлении регистрации и получении услуг с помощью телекоммуникационной связи. Следует также отметить неизбежное сокращение штатов работников органов власти и местного самоуправления, связанное с оптимизацией системы предоставления админуслуг.
Несмотря на сложности, с которыми сталкивается разработка единой системы услуг, ее появление позитивно отразится на качестве работы органов власти и местного самоуправления, поскольку обеспечит свободный доступ граждан к услугам и минимизирует существующий бюрократизм.
Электронные запросы на смену бумажной волоките
До 1 октября для судов, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой, Службы безопасности и других органов государственной власти (должностных лиц) действовало положение о возможности получать информационные справки из Государственного реестра прав в бумажной форме до заключения договора о предоставлении доступа к Государственному реестру имущественных прав на недвижимое имущество и получения электронной цифровой подписи для работы с реестром. Но с 1 октября все органы власти и местного самоуправления переходят на электронный обмен данными. Это повысит скорость поступления затребованной информации, а также уменьшит материальные затраты, связанные с оформлением и пересылкой запросов.
Однако Государственный реестр прав относительно земли заполнялся лишь с момента его запуска – с 1 января 2013 г., а реестр недвижимого имущества имеет пробелы в заполнении до 2010 г. Это означает, что предоставление услуг, касающихся имущественных прав, в электронной форме будет затруднено, и такие запросы порой будут обрабатывается дольше в связи с обращением к архивным данным, которые сохраняются в бумажном виде.
На днях Государственная судебная администрация разместила объявление для судов о том, что с 1 октября получение сведений из Госреестра прав на недвижимое имущество будет осуществляться исключительно в электронной форме. В связи с этим около 8000 судей должны обратиться к ГП «Национальные информационные системы», чтобы получить логин и пароль для доступа к реестру. Как это будет происходить на практике, пока остается под вопросом.
Комментарии
Александр Дехтярчук, председатель подкомитета по вопросам админуслуг Комитета ВР по вопросам государственного устройства, региональной политики и местного самоуправления:
– Центры административных услуг работают сейчас качественно далеко не везде. В городах областного значения они созданы достаточно удачно, но если мы говорим о районных госадминистрациях, которые также создавали центры в районах, то значительная их часть работает несовершенно. Необходимо упразднять печати и справки, вводить электронный обмен документами между госструктурами. Вопрос только в материально-технических возможностях. Нужно уже сейчас создавать местные программы с привлечением средств, в т. ч. местного бюджета для обеспечения возможности доступа к базам данных.
Существует также проблема персонала. К примеру, в городе Дубно мы имеем катастрофическую ситуацию с регистрацией прав аренды на земли сельскохозяйственного предназначения. Местные органы самоуправления недополучают налоги, которые подлежали бы оплате при регистрации указанных прав. Один из работников службы сообщил мне, что у него в неделю регистрируется максимум 6 договоров аренды земли, и ему необходимо 30 лет, чтоб зарегистрировать все такие договоры Дубинского района. Этот вопрос является достаточно острым. Такая очередь порождает коррупционные риски. Я выступаю за передачу параллельно этих полномочий центрам административных услуг, но это, естественно. приведет к дополнительной нагрузке на райгосадминистрации. Также это дополнительная нагрузка по расходам на городские советы и советы областного значения. Но это нужно делать, потому что другого пути просто нет. Центры могли бы более эффективно исполнять эти функции, а регистрационные службы, к сожалению, не могут в полной мере обеспечить существующие запросы.
Анна Онищенко, министр Кабинета министров, экс-председатель Государственной регистрационной службы:
– Процесс информатизации публичного администрирования имеет две составляющие. Первое – это то, что мы должны максимально переводить все в электронную форму, и мы это делаем. Как правительство в целом, так и Министерство юстиции пытаются максимально перейти на электронную форму общения с гражданами. Это, с одной стороны, минимизирует, а в большинстве случаев делает невозможным проявления коррупции. А с другой стороны – это просто, доступно и быстро для гражданина.
К сожалению, на данный момент реестры не являются наполненными. Например, 23 сентября председатель Государственного геокадастра озвучил, что на данный момент наполнение реестра государственного земельного кадастра составляет около 11%, и действительно мало. Но его наполнение будет происходить параллельно. Это нормальный эволюционный процесс. Мы понимаем, что провести инвентаризацию всех земель за месяц или за два невозможно. Но когда люди обращаются в обычном режиме относительно переоформления прав на землю (это могут быть и гражданско-правовые сделки, и дарственные или оформление наследства), этот кадастр и реестр недвижимости, который ведет Минюст, будут наполняться. Понятно, что на это требуется определенное время, но это нормально.
Каждый орган государственной власти должен иметь доступ к электронным реестрам. Это его обязанность. Начиная с октября, он не имеет права требовать справки у гражданина. 23 сентября в связи с тем, что много райгосадминистраций не выполнили и даже не начали выполнять эту обязанность и, соответственно, существует вероятность, что в некоторых районах будет сорван этот процесс, были приняты дисциплинарные взыскания к главам соответствующих райгосадминистраций. Также они обязаны ускорить процедуру получения ключей доступа.
Министерство юстиции со своей стороны сделало все возможное. Оно организовало правовое обеспечение, т. е. принятие соответствующих нормативных актов, доработку программного обеспечения (это обеспечение технической возможности), а также провело широкую информационно-разъяснительную кампанию. Было 5 поручений Премьер-министра и правительства о том, что органы государственной власти обязаны получить доступ к электронным реестрам. А то, что конкретный руководитель конкретного органа этого не сделал – это сфера его ответственности, я бы даже больше сказала, совести. И если в октябре он не сможет этого делать, должна быть ответственность, в т. ч. политическая для руководителя, который допустил такое нарушение.
Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации:
– Мы в августе с. г., после издания Министерством юстиции приказа, обратились к государственному предприятию «Национальные информационные системы», и 28 августа получили ответ. Они сообщают, что доступ к государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество будет бесплатный, но для того, чтобы получить этот доступ, каждый судья должен обратиться в ГП и получить логин и пароль. Затем работники предприятия на компьютере, который стоит на рабочем месте судьи, устанавливают программное обеспечение, выдают логин и пароль. Только после этого судья будет иметь право доступа к реестру вещных прав.
То, как это сделано, абсолютно нас не устраивает. Около 8 тыс. судей должны обратиться к ГП, а затем его представители будут ехать в каждый суд и каждому судье на рабочем месте устанавливать программу. Это абсурд. Во-первых, представителям госпредприятия никто просто так не даст доступ к компьютеру судьи. Кроме того, хотя доступ и установка ПО вроде бы бесплатные, но затем для эксплуатации и сопровождения этого ПО необходимо заключать договор, и за это нужно будет платить. Это абсолютно неприемлемо для нас. Сейчас мы обращаемся в Министерство юстиции с тем, чтобы они пересмотрели свою позицию, доработали программное обеспечение и дали доступ к реестру в обычном режиме, без логинов и паролей. Это аналогично тому, как если бы мы давали доступ к Единому государственному реестру судебных решений и брали за это плату. Я думаю, что после того, как министр юстиции получит наше письмо, он отреагирует немедленно.
Игорь Алексеев, народный депутат, советник министра юстиции Украины:
– Практика показывает, что реестры вещных прав на недвижимое имущество и юридических лиц и физических лиц-предпринимателей содержат наиболее востребованную информацию. Стоит отметить, что уже сейчас граждане и юридические лица могут самостоятельно получить информацию онлайн о зарегистрированных правах на недвижимость, оплатив услугу также дистанционно, платежной карточкой. При этом – никаких «дополнительных платных услуг» или очередей. Такая услуга доступна на веб-сайте Министерства юстиции Украины в рубрике «Электронные онлайн-сервисы». Сегодня органы власти имеют право получать сведения из реестров в бумажной форме на основании письменного запроса. Это недостаточно быстрая и простая процедура, поэтому было решено уже с 1 октября предоставить таким органам прямой доступ к данным названных реестров. Кроме того, чиновники смогут непосредственно получать сведения ряда реестров, которые уже не ведутся, поскольку дублируют действующие, но могут быть использованы как архивы: реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек. Таким образом, органы власти больше не будут требовать от граждан предоставления справок, касающихся упомянутых реестров: все данные они смогут получать самостоятельно.
К сожалению, за несколько дней до «дедлайна» видим огромный саботаж со стороны местных властей новациям в сфере электронного управления. По состоянию на 23 сентября к реестрам подключились лишь 14% центров предоставления административных услуг и только 6% райгосадминистраций. Более того, есть области, в которых ни одна из РГА не имеет доступа к реестрам. И это учитывая, что органам власти предоставлялось 6 месяцев на заключение договоров о подключении.
Если получение информации из реестров связано с осуществлением своих полномочий органами власти, к которым обратился гражданин, запрос оформляется соответствующим органом. На сегодня такие органы готовят запросы в письменной форме, направляют их в другие учреждения, которое имеют доступ к реестрам, и получают через некоторое время ответы в форме информационной справки. Конечно, столь длительная процедура тоже влияла на эффективность работы государственных органов с гражданами. С 1 октября получение информации будет занимать считанные минуты. Ведь все, что нужно будет сделать чиновнику, чтобы получить нужную информацию из реестра, это ввести реквизиты поиска, основание пользования реестром, распечатать справку и скрепить ее подписью и печатью. Конечно, это не исключает возможности граждан получать справки из реестра лично. Министерство юстиции задекларировало курс на открытие реестров. Это значит, что уже сейчас можно получить нужную справку в электронной форме через кабинет электронных сервисов.
Стоит вспомнить еще одно перспективное новшество Минюста – внедрение электронных сервисов в сфере регистрации актов гражданского состояния. Сейчас 113 ЗАГСов охвачены пилотным проектом, который позволяет подать заявление на регистрацию брака, изменение имени, документы о рождении ребенка или задать вопрос в режиме онлайн.
Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей работает с 2004 г. Он содержит в т. ч. информацию о всех юридических лицах и предпринимателях, зарегистрированных до его создания, т. е. до 1 июля 2004 г. Информация об имущественных правах на недвижимое имущество и их обременениях вносится в соответствующий госреестр с января 2013 г., однако, в него не включена информация о правах, которые возникли и оформлены до этой даты, так как законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре имущественных прав на недвижимое имущество. Поэтому на сегодня государственным регистраторам при регистрации таких прав нередко приходится запрашивать необходимую информацию от других органов, которые проводили регистрацию до 2013 г.
Сведения в реестр вносятся уполномоченными лицами – государственными регистраторами. Это предусмотрено Законами Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Законодательство также четко определяет круг субъектов, которые вправе требовать внесения таких сведений. В частности, в случае так называемого реестра бизнеса это не только представители юридических лиц и физические лица-предприниматели, но и, например, суды. Так, в случае вынесения судебного решения о признании недействительными изменений в учредительные документы юридического лица суд в день вступления в законную силу судебного решения направляет его государственному регистратору для внесения соответствующей записи в реестр.
Наталья Шамрай, директор департамента (центра) предоставления административных услуг при КГГА:
– Городской и 10 районных центров предоставления административных услуг в Киеве готовы к работе. Ключи доступа были нами получены. Городской центр еще с 1 сентября подключен к реестру недвижимости, и уже на окончательной стадии процесс подключения к реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Все районные центры будут к ним подключены до 1 октября. В них сейчас ведется работа, ключи доступа они уже получили, и на этот момент проходит процедура активации таких ключей. Также КГГА ведется работа, связанная с подключением субъектов предоставления административных услуг непосредственно к таким реестрам, чтобы они не требовали справок. Планируется такое подключение до 1 октября. Сейчас самый большой спрос со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Они обращаются в цент, и просят о предоставлении выписок, выдержек с этих реестров. Сейчас в центрах такая услуга предоставляется работниками регистрационной службы, но с 1 октября она предоставляться не будет, о чем мы их предупреждаем. Мы разъясняем им необходимость самостоятельного получения доступа к реестрам.
Павел Петренко, министр юстиции Украины:
– С 1 октября будет действовать запрет для госслужащих требовать от украинцев ненужные справки. Благодаря подключению к реестрам чиновники смогут сами найти всю необходимую информацию. Однако чиновники не хотят менять систему, когда они могли гонять граждан по инстанциям до тех пор, пока не получат взятки. Поэтому мы и видим такое сопротивление. Мы будем ломать эту систему. Те люди в местной власти или местном самоуправлении, которые не справляются с поставленной задачей, не готовые оставить бюрократию и коррупцию, должны уйти с государственной службы. Реакция Премьера была мгновенной – Арсений Яценюк вынес выговоры руководителями Ровненской, Хмельницкой, Запорожской и Черновицкой областных государственных администраций за невыполнение поручения по подключению к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и к Госреестру недвижимости. На сайте Министерства юстиции уже размещена интерактивная карта с областями, которые обеспечили подключение к реестрам и удобные сервисы, а также со списком тех, кто желает оставить бюрократию. Также мы сейчас отрабатываем с общественностью запуск общественной акции, чтобы люди знали каждого руководителя местного уровня, который не хочет упростить им жизнь и желает и в дальнейшем принимать лишние справки.
Админуслуги «не выходя из дому»
Единый государственный портал административных услуг является официальным источником информации, обеспечивает предоставление админуслуг в электронной форме и доступ субъектов обращения к информации с использованием интернета. Именно с помощью портала лицо может получить информацию об услугах, заполнить и загрузить в электронной форме заявление и другие необходимые для получения услуг документы (в т. ч. совершить оплату), которые в дальнейшем подать с помощью средств телекоммуникационной связи и оперативно получить информацию о ходе или результате рассмотрения поданного заявления.
Для совершения действий, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт, заявителю не нужно обращаться в специализированый центр, что также экономит время и материальные средства.
Однако для подачи заявления в электронном виде лицу предстоит зарегистрироваться и идентифицироваться электронно-цифровой подписью. Получить такую подпись можно, обратившись в аккредитованный центр сертификации ключей Государственной фискальной службы. Следовательно, онлайн-сервис удобен при использовании, однако для обеспечения такой работы все равно необходимо обращаться в госструктуры.
- Информация о материале
НБУ втратив можливість повернути частину 50-мільйонного кредиту, виданому банку загиблого страховика
Управління Нацбанку у Харківській області більше не може вимагати продажу приміщень по вул. Кашуби, 10 у Харкові в рахунок погашення 50-мільйонного кредиту, виданого у 2008 році ПАТ «Земельний банк». Про це свідчить постанова Вищого господарського суд від 6 жовтня.
У червні 2008 року Управління НБУ у Харківській області надало «Земельному банку» кредит на 50 млн грн. під 16,5% річних на один рік. Згодом термін погашення кредиту було пролонговано до 2010 року.
Для забезпечення повернення кредиту НБУ уклав кілька договорів іпотеки з різними поручителями, зокрема, із ТОВ «Інтертранс», яке передало банку в іпотеку будівлі загальною площею 9 148 кв м на вул. Кашуби, 10 у м.Харків.
«Зембанк» не повернув Нацбанку ні 50 млн грн. основного боргу, ні 8,97 млн грн. відсотків. Тому НБУ звернувся до суду з вимогою продати на аукціоні передану в іпотеку нерухомість.
У грудні 2010 року суд постановив продати вказану нерухомість, вартість якої була оцінена у 33,3 млн грн. У 2011 році державна виконавча служба відкрила відповідне провадження, однак надалі справа застопорилася. У 2012 році НБУ скаржився до суду на бездіяльність держвиконавців. Врешті лише у вересні 2014 року відбулися перші торги, на які нерухомість була виставлена за ціною 13 млн грн. (без ПДВ). Цей аукціон не відбувся у зв’язку з відсутністю учасників. З аналогічних причин у жовтні не відбувся і другий аукціон, на який майно було виставлене за ціною 11,05 млн грн.
У жовтні цього року Вищий госпсуд визнав припиненою іпотеку вказаного майна з 28 жовтня 2014 року. Суд вказав, що НБУ не скористався своїм право протягом 10 днів після проведення перших та других прилюдних торгів (застосовано закон «Про іпотеку» у редакції до 2011 року) придбати нерухомість за оцінкою, за якою вона була передана на реалізацію, відтак іпотека може бути припинена за рішенням суду.
Зауважимо, що поручителями по вказаному кредитному договору також виступали АТЗТ «Гея», яке передало в іпотеку Нацбанку нерухомість на вул. Службовій, 107 у Харкові, ТОВ «Мідас» (приміщення на вул. Чоботарській, 80), ПАТ «Науково-технологічний інститут транскрипції, трансляції і реплікації» (приміщення на вул. Каштанова, 29 і у м-ні Рози Люксембург).
Основним власником ПАТ «Земельний банк» є ПАТ «СК «Лемма», яку заснував і очолював до своєї загибелі на початку цього року Сергій Чернишов.
Засновниками ТОВ «Інтертранс» є Олександр Ковальов і Віктор Салигін, син екс-голови Харківської облради (2006-2008) Василя Салигіна. Як відомо, Салигіни добре знаються із родиною Кацуб. Приміром, Віктор Салигін разом із екс-заступником голови «Нафтогазу» Олександром Кацубою були співзасновниками ТОВ «Виробничо-будівельна фірма Моноліт» і ТОВ «Дергачівське заводоуправління». Наразі родичка Салигіна Юлія Салигіна разом із братом Олександра екс-нардепом Сергієм Кацубою є співзасновниками ТОВ «Житлово-будівельне товариство Домострой».
У свою чергу Олександр Ковальов разом із Олександром Кацубою є співзасновниками ТОВ «Виробниче підприємство Бетоніт».
- Информация о материале
Непрофессионализм и тяга к наживе любой ценой среди украинских интернет-магазинов негативно сказывается на украинском рынке eCommerce. Их ошибки или сознательный обман покупателей разочаровывает украинцев и снижает доверие к отечественным интернет-магазинам в целом.
На мой взгляд, есть несколько главных грехов горе-игроков рынка, за которые нужно штрафовать, дабы не повадно было обманывать украинского покупателя.
Первый - неактуальная информация на сайте.
Это касается и цены, и наличия товаров, и срока доставки, и условий оплаты. Эти нюансы напрочь отбивают у людей желание связываться с интернет-магазинами.
Второй - проколы службы доставки.
Все, что связано с доставкой, - очень тонкий вопрос.
Любые нюансы, связанные с задержкой доставки и невыполненными обещаниями по ее срокам, явная ложь в стиле «Вот я уже паркуюсь», больно бьют по восприятию клиентами отрасли. Если же курьер еще и нахамил или был «с бодуна», то такой клиент уже потерян.
Третий - отсутствие обратной связи.
Колл-центр должен брать трубку и проверять автоответчик, ответы на онлайн-формы подразумеваются по умолчанию или не нужно их делать совсем.
Мое любимое - письмо от интернет-магазина с емейла noreply и с припиской «Пожалуйста, не отвечайте на это сообщение. Его никто не прочитает».
Четвертый - вранье в рекламе.
Это встречается нечасто, но, тем не менее, много кто видел рекламу кроссовок Nike по 199 грн, а потом не находил ничего подобного на сайте.
Пятый - продажа подделок.
Это вообще без комментариев. Продаете подделки - так и пишите «подделка». Добросовестных коллег по рынку подставлять ни к чему.
- Информация о материале
На протяжении всего периода независимости украинское общество волнует целый комплекс проблем, которые, по мнению большинства, следует решать с помощью революционных реформ. Однако коренных преобразований в Украине так и не произошло, вместо того она пережила уже несколько революций как в прямом, так и в переносном смысле. Возможно, причина этих революций и заключается в отсутствии революционных реформ.
Когда говорят о комплексе проблем украинского общества, то, как правило, на ум приходит типичная, иррационально развивающаяся в условиях коррупции, олигархическая экономика, низкое качество государственных услуг, слабость защиты прав собственности и высокая налоговая нагрузка. Предметом статьи мы не случайно выбрали именно налоговую сферу, ведь она в последнее время находится в эпицентре потенциальных революционных изменений.
Сентябрь 2015 г. ознаменовался презентацией трех концепций реформирования: правительственной (Минфин), парламентской (налоговый комитет) и общественной (общественные, аналитические и другие гражданские платформы с отдельными народными депутатами).
В эпицентре налоговых инициатив оказалось налогообложение труда. Причиной этого, по мнению авторов концепций, была острая необходимость бороться с неофициальным рынком оплаты труда, размер которого объективно оценить практически невозможно. Авторы всех представленных концепций предлагают радикальное сокращение ставки ЕСВ, вплоть до его полной отмены (предложение общественных организаций).
Вместе с тем откровенно мало внимания в предложенных концепциях уделено НДС (за исключением снижения ставки этого налога до 15% — предложение налогового комитета ВРУ) и ликвидации всех льгот (предложение Минфина и общественных организаций).
Возникает вполне логичный вопрос: действительно ли снижение (отмена) ЕСВ приведет к ликвидации теневого рынка оплаты труда? С учетом высокого уровня недоверия украинского общества к государству и его реформаторским инициативам (особенно в налоговой сфере) довольно сложно найти однозначный ответ на этот вопрос. Отражением этой неоднозначности стала значительная поляризация мнений о потенциальной эффективности радикальной реформы ЕСВ в экспертной среде. Большинство чиновников и некоторый сегмент бизнес-среды (как правило, представители официальной экономики) полностью воспринимают такую идею. Однако отдельные чиновники и значительная часть бизнеса (неофициальная экономика) в такие эффекты не верят. Наемные работники уже считают свои выгоды от увеличения номинальных заработных плат за счет уменьшения ЕСВ и «бруттизации» зарплат. Аргументы и у одних, и у других довольно весомые, поэтому дискутировать с ними тяжело.
По мнению авторов, бороться с теневым рынком оплаты труда нужно не так уменьшением уровня налоговой нагрузки, как жестким контролем над трудоустройством со стороны Комиссии по охране труда, ГФС и местных органов власти. Все эти учреждения нужно наделить соответствующими полномочиями за контролем использования рабочей силы, в том числе с применением косвенных методов контроля. Конечно, часть бизнеса и все политики (особенно перед выборами) в один голос скажут о повышении административного давления на бизнес… что мы ведь идем в Европу, а там… А что там? А там, друзья, в сегменте использования рабочей силы контроль довольно жесткий. Вот, например, реальная ситуация. Украинский предприниматель перенес часть бизнеса в Румынию. По старой привычке на складе официально оформили одного человека для отгрузки товара. Наведалась налоговая с местными органами власти и использовала «косвенный метод контроля» с аргументом, что один человек в день может отгрузить пять конструкций, а у вас за день отгружаются сто. Так что, будьте добры, доплатите в бюджет разницу и, конечно, штраф.
Авторы соглашаются с утверждением, что в условиях слабости институтов власти внедрение такого вида контроля несколько опасно с позиции углубления коррупционных проявлений в контролирующих органах. Тогда как вариант можно разработать и применять государственные стандарты использования труда в экономике с четким определением (вместе с отраслевыми институтами и общественными организациями) человеко-часов, необходимых для осуществления того или другого бизнеса-процесса. Для начала достаточно их внедрить для строительства, сельского хозяйства, торговли.
Вернемся к ЕСВ. Давайте рассмотрим ближе потенциальные эффекты сокращения ЕСВ в реалиях украинской экономики. Прежде всего, немного непонятна сама мотивация работодателей к «отбеливанию» заработных плат в ответ на подобную реформу. Если у предприятия есть налаженная и гибкая схема оптимизации налоговой нагрузки, надежно работавшая при разных руководствах и форматах фискальных органов Украины, то зачем от нее отказываться в условиях нынешней политико-экономической неопределенности. Учитывая сложное финансовое положение, в котором сегодня оказалось большинство украинских предприятий, существует значительная вероятность того, что снижение ЕСВ не будет воспринято ими как сигнал от государства к снижению налоговой нагрузки и упрощению условий ведения бизнеса. Вместо вывода зарплат из «тени» сумма экономии на ЕСВ может быть трансформирована в прибыль предприятий, распределение и использование которой осуществляется на их собственное усмотрение… и, как правило, выводится за пределы Украины через фиктивные внешнеэкономические операции.
Сама концепция, положенная в основу сокращения ЕСВ, вызывает определенный скепсис. Конечно, он может быть необоснованным, и работодатели на практике выведут значительную часть заработных плат из «тени». Необходимо понимать, что стимулировать их к таким действиям в Украине могут только экономические факторы. Имеется в виду ситуация, когда выгоды от финансирования незаконных схем уклонения от уплаты ЕСВ становятся незначительными по сравнению с официальной его уплатой. В этом контексте существенное сокращение ставки, предлагаемое правительственными и общественными реформаторами, является довольно мощным стимулом.
Вследствие детенизации номинальные заработные платы работников вырастут, а налоговая нагрузка на оплату труда для работодателей сократится. Теоретически вырисовывается идеальная картина типа «выигрыш—выигрыш». Однако за ней могут скрываться угрозы для национальной экономики, которые следует коротко охарактеризовать:
1. Повышение номинальной заработной платы необязательно будет означать рост реальных доходов работников. Это связано с тем, что раньше ЕСВ начислялся только на часть заработной платы (в лучшем случае, на треть). После реформы заработная плата, которую работник получал «в конверте», будет облагаться налогами ЕСВ, хотя и по новой сниженной ставке. А это означает, что работодатель для выплаты аналогичной суммы будет вынужден насчитать более высокую сумму. Поэтому вполне естественно, что следствием такого новшества является установление номинальной зарплаты на уровне ниже предыдущей заработной платы, содержавшей теневую составляющую. Реальная заработная плата, которую получает работник, сократится, однако будет официальной.
2. Сокращение ЕСВ, что приведет к повышению реальных доходов работников, не всегда будет полезным для экономики. Отдельные механизмы сокращения ЕСВ (например, детенизация заработных плат благодаря применению понижающих коэффициентов ставки ЕСВ в пределах определенных лимитов повышения официальной заработной платы) могут способствовать росту реальных доходов работников. Но дополнительные средства, полученные работниками, будут трансформированы в традиционные для Украины блага: потребление пищевых продуктов, оплату коммунальных услуг, покупку товаров кратко- и среднесрочного потребления. Это в лучшем случае, а в худшем — пойдут на теневой валютный рынок, который снова будет увеличивать уровень долларизации экономики Украины. В условиях украинской экономики, с ее значительными объемами критического импорта и высокой импортной энергозависимостью, с угрожающими инфляционными и курсовыми рисками, без создания соответствующих компенсаторных механизмов, такое повышение доходов населения может обернуться не повышением уровня жизни или стимулом к экономическому росту, а наоборот.
3. Самым важным с точки зрения эффективности реформы является решение работодателей об использовании высвобожденного финансового ресурса. Если вследствие сокращения ЕСВ предприятия получат свободные финансовые ресурсы, перед ними возникают разные альтернативы их использования. В случае, если предприятие добровольно или согласно законодательству направляет свободные средства на повышение заработных плат работников, эффект сокращения ЕСВ на себестоимость является нейтральным. Фактически затраты просто «мигрируют» из одной статьи в другую. Или же предприятие может принять решение об отнесении свободных финансовых ресурсов к прибыли, а дальше или распределить, или реинвестировать ее (для этого тоже нужны соответствующие налоговые стимулы). Существует также третья альтернатива — это сокращение на сумму высвобожденных финансовых ресурсов цены продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынках.
Какая из этих альтернатив использования суммы, оставшейся в распоряжении предприятия вследствие сокращения ЕСВ, является наилучшей с позиций национальной экономики, вопрос довольно дискуссионный. Необходимо подчеркнуть, что любая экономическая реформа должна ставить целью укрепление конкурентных позиций национальной экономики в средне- и долгосрочной перспективе, а не преследовать краткосрочные цели, которые, как правило, являются популистскими.
В этом контексте следует ожидать, что повышение официальных заработных плат, которое очень хорошо воспринимается избирателями, не приведет к существенному повышению реальных заработных плат. Дополнительные средства работники трансформируют в платежеспособный спрос: будут покупать потребительские товары, бытовую технику (в большинстве импортную), а также будут подогревать валютный рынок Украины, таким образом не создавая долгосрочный инвестиционный ресурс, являющийся драйвером экономического роста. Аналогичная ситуация — с распределением прибыли предприятий, которая в украинских реалиях может с успехом отправиться в офшоры или быть размытой с помощью незаконных схем.
Однако снижение налоговой нагрузки на труд может рассматриваться как альтернативный инструмент решения стратегической задачи — усиления конкурентных позиций национальных товаропроизводителей на мировом рынке. Этот тезис является неизменным и активно используется в предвыборных программах всех без исключения украинских правительств, но на практике дело не идет дальше популистского повышения зарплат и пенсий на смешные несколько или несколько десятков гривен в месяц для граждан и колоссальные дополнительные дефицитные финансовые ресурсы для бюджетной системы.
Идея использования снижения ЕСВ как инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики заключается в следующем. Путем уменьшения уровня налогообложения заработной платы государство предоставляет возможность бизнесу уменьшить себестоимость своих товаров и увеличить уровень занятости в экономике. В случае внедрения этой налогово-социальной реформы экономика имеет существенный резерв к снижению цен на произведенную продукцию. Как следствие, производители получают на мировом рынке преимущество в виде снижения цены, то есть национальный экспорт становится более дешевым по сравнению с иностранными товарами-субститутами. А если принять во внимание наличие сырьевых ресурсов, немалый по объему потребительский рынок — Украина будет выглядеть достаточно привлекательно с точки зрения инвестиционных вложений, которые на сегодня переполняют Польшу и, возможно, нуждаются в новых рынках и новых субъектах.
Однако и здесь не все так просто. Мы уже подчеркивали, что значительная доля критического импорта конечного потребления может нивелировать положительное влияние роста реальных доходов населения на национальную экономику. Как ни странно, отечественный экспорт тоже очень зависим от импорта. Однако этот импорт несколько иного характера — он представляет собой промежуточные узлы и агрегаты, сырье, энергетические материалы, которые необходимы для производства единицы национального экспорта. По нашим расчетам, среднее значение импортной составляющей в экспорте Украины колеблется от
30 до 38%. Наибольшая зависимость во вторичном секторе (перерабатывающая промышленность) — почти 40%.
В идеале для экономики хорошо, когда все экспортные товары производятся с использованием отечественного сырья и технологий. Высокая импортная зависимость украинского экспорта, с одной стороны, оказывает давление на его цену, а с другой — связывает руки правительству в контексте использования традиционных протекционистских механизмов. Такое ценовое давление (а особенно в условиях нынешнего валютного кризиса) может нивелировать ценовой эффект сокращения ставки ЕСВ для украинских товаропроизводителей.
Следовательно, сокращение ЕСВ можно использовать как протекционистский инструмент, если найти механизм снижения зависимости национального экспорта от импортного промежуточного потребления.
В начале статьи неслучайно акцентировалось на недостаточном внимании к НДС в концепциях экономических реформ. Именно НДС может быть, с одной стороны, инструментом сокращения зависимости украинской экономики от импорта, а с другой — компенсатором влияния сокращения ставки ЕСВ на государственный бюджет.
Возможной опцией реформы налогообложения труда, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики, является одновременное повышение ставки НДС. Этот налог платит в бюджет конечный потребитель товаров, услуг, а не бизнес. Производитель импортирует товар и платит НДС на импорт в бюджет (происходит частичное отвлечение оборотных средств). Создавая из такого импорта украинскую продукцию и экспортируя ее, производитель получает возмещение уплаченного НДС из бюджета. Поэтому последний вариант более выгоден бизнесу, а потери бюджета страны минимизируются. Вместе с тем такие меры (повышение ставки НДС) не противоречат интеграционным и международным обязательствам Украины.
В результате имеет место ряд положительных эффектов для экономики:
1. Такими действиями мы защищаем национальную экономику от импорта, поскольку увеличивается ставка НДС, в т.ч. и на импорт. Кстати, меры по внедрению дополнительных ставок импортной пошлины были несколько преждевременными и вредными для экономики Украины, и не только исключительно с позиции экономической составляющей, но и репутации. Поскольку Украина является членом ВТО, то такие действия однозначно наносят ущерб нашему имиджу.
2. С другой стороны, мы стимулируем национальную экономику к экспорту, поскольку уплаченный в цепочке экспортера НДС вернется ему из бюджета.
3. Частично решается проблема с налогообложением богатых, которая до сих пор почти игнорировалась. Увеличение ставки НДС приведет к тому, что с более дорогих товаров будет платиться и большая сумма НДС. Произойдет определенное перераспределение налоговой нагрузки на более обеспеченные слои населения (хотя это момент дискуссионный, однако не безальтернативный).
4. Уменьшая налогообложение труда, государство обеспечивает целевое использование средств: бизнесу предоставляется право снижать цену собственной продукции, реинвестировать средства или повышать занятость.
Безусловно, такая реформа является весьма дискуссионной, поскольку создает дополнительную налоговую нагрузку на потребление в национальной экономике за счет повышения НДС. Она не будет популярной с электоральной точки зрения, а ее конечные эффекты могут вызвать оживленную дискуссию среди широкого круга экспертов. Но не следует забывать, что косметические реформы, следствием которых являются ситуативные повышения социальных стандартов в условиях отсутствия качественных сдвигов в реальном секторе экономики, ведут страну в пропасть.
- Информация о материале
Суд відмовив у позові прокурору Дзержинського району м. Харкова та залишив у власності обслуговуючого кооперативу «Житлово-будівельний кооператив «Сапсан» земельну ділянку по вулиці Динамівській площею 0,38 га. Про це йдеться у рішенні Господарського суду Харківської області від 14 вересня.
В 2010 році Харківська міськрада безкоштовно передала кооперативу ділянку площею 0,38 га між вулицями Динамівській та Сумській поряд з Університетом повітряних військ ім. Кожедуба.
Але у 2015 року прокуратура звернулася до суду з позовом, в якому вимагала скасувати рішення депутатів та повернути земельну ділянку у комунальну власність. В позові прокуратури відмічалося, що «Сапсан» отримав землю з порушенням вимог Земельного кодексу України та Житлового кодексу УРСР.
Суд вирішив, що прокурор не довів, що на момент заснування кооперативу його члени не потребували необхідності у покращенні житлових умов. Крім того, суд побачив підстави для застосування позовної давності й відмовив у позові у повному обсязі.
Засновниками кооперативу «ЖБК «Сапсан» є Віталій Печура, Ігор Тирнов та Андрій Челобітчиков.
Всі троє є також серед співвласників ТОВ «Діамант-2006» – фірми, яка надає в оренду техніку КП «Газета «Харьковские известия» ХМР». Серед акціонерів «Діамант-2006» також є Ольга Кириллова – бенефіціар ТОВ «Торговий дім «Пушкінський». Ця фірма є одним з засновників ТОВ «Національ» – підприємства, яке володіє однойменним готелем – резиденцією мера Харкова Генадія Кернеса.
Крім того, Челобітчиков є партнером дружини Генадія Кернеса Оксани Гайсинської у ТОВ «Рівлад ЛТД». Цим підприємством» до 2015 року володів особисто Кернес. Нещодавно він переписав бізнес на дружину.
Ігор Тирнов був відомий, як начальник технічного відділу «НПК Холдінг», власником якого раніше також був Кернес.
Варто відзначити, що у держреєстрі юридичних осіб телефонний номер 7314403 вказано як контактний для ОК «ЖБК «Сапсан». Цей номер належить такожАТ «НПК-Холдінг».
- Информация о материале
Страница 529 из 1561
