Статьи
Среди органов судейского самоуправления наибольший объем работы выпадает на долю Совета судей общих судов – ввиду количества судов, за организацией работы которых нужно осуществлять контроль. На данный момент перед Советом стоит непростая задача по решению проблемы несоблюдения разумных сроков рассмотрения дел в отношении лиц, которым избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Напомним, что еще 26–27 октября ССОС утвердил результаты изучения работы в судах Севастополя, где ситуация с соблюдением сроков достаточно сложная. По его итогам было решено направить Высшей квалифкомиссии судей Украины материалы в отношении судей Ленинского райсуда Севастополя К. Кукурекина, М. Непомнящего и В. Казакова для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Однако аналогичные недостатки есть в судах практически всех регионов Украины. На заседании 23 ноября 2011 г. перед Советом предстали судьи апелляционного и местных судов Кировоградской области. Хотя по результатам обсуждения члены ССОС пришли к выводу, что обнаруженные нарушения не дотягивают до подачи обращения о возбуждении в отношении этих судей дисциплинарного производства, причины возникновения недостатков требуют предельного внимания.
Причина и следствие
Изучение организации работы апелляционного и местных судов Кировоградской области проводилось Советом с 17 по 21 октября 2011 г. Как отметил докладчик по вопросу, член ССОС Александр Пазюк, общее впечатление от отдельных коллективов, от состояния помещений сложилось положительное. Кроме того, существует ярко выраженная тенденция к уменьшению количества дел, по которым нарушаются сроки. Но есть случаи, когда лица, закрепленные за судами, содержатся под стражей более года. Впрочем, по состоянию на текущий момент их число сократилось с 82 (в августе) до 20.
Анализ ситуации показал, что основные причины возникновения проблем – недостаточное количество залов судебных заседаний, недоставка подсудимых, невыполнение приводов, неявка прокуроров и адвокатов, значительные недостатки в проведении досудебного следствия. Что касается неявки стороны обвинения и представителей защиты, то судьи выносят отдельные определения, но часто в ответ получают формальные отписки или реакцию в виде заявлений на судей в дисциплинарные органы. Также вновь возник вопрос о том, что судьи, переходящие на работу в другие органы, оставляют после себя множество дел на грани вынесения приговора, которые приходится рассматривать сначала. По мнению присутствующего на заседании председателя Ленинского райсуда Кировограда Владимира Кореняка, «недоставка подсудимых, неявка прокурора – это все технические вопросы. Принципиальным является то, что судья, опытный или неопытный, получает «сырое» дело, сложное для того, чтобы вынести по нему законный приговор без всестороннего изучения». «Сейчас такая ситуация, когда все судьи понимают, что затягивать дело – себе дороже, и им проще «скомкать» дело и решить его как можно быстрее», – подчеркнул он.
Показательным в этом отношении является опыт судов Волынской области, где под стражей более полугода содержатся 2–3 лица. Как подчеркнул г-н Пазюк, «на Волыни нет закрепленных за судами лиц, которые содержатся под стражей свыше года. Апелляционный суд регулярно, раз в месяц, проводит сверки со следственными изоляторами. Если сроки превышаются, вызываем руководство таких судов, судей, которые ведут дело, выясняем ситуацию и принимаем меры».
Вероятно, в скором времени суды столкнутся с еще одной проблемой. Поскольку автоматизированная система распределяет дела независимо от стажа и опыта работы, сложные, многоэпизодные уголовные дела могут попасть в руки молодых судей. Для того же, чтобы их рассматривать, необходимо уметь планировать, распределять эпизоды и, не откладывая, анализировать всю информацию. В ином случае слушание дела может затянуться на долгие годы. Стоит отметить, что со стороны высших судебных инстанций поступило предложение ввести специализацию судей относительно уголовных дел, где подсудимыми выступают несовершеннолетние. Например, чтобы такие дела рассматривал председатель суда. Возможно, это поможет уменьшить количество судебных ошибок.
По итогам обсуждения Совет принял решение рекомендовать председателю Апелляционного суда Кировоградской области Юрию Медведенко продолжить работу по оказанию методической и практической помощи судьям местных общих судов относительно оперативности рассмотрения уголовных дел. Также ССОС обязал руководство судов, в частности, Кировского райсуда Кировограда Олега Могильного, Ленинского райсуда Кировограда Владимира Кореняка, Александрийского горрайсуда Кировоградской области Алексея Квитку, Новоукраинского райсуда Кировоградской области Владимира Осадчука и Знаменского горрайсудаНаталью Попову принять безотлагательные меры по решению проблем в судах и до 19 декабря текущего года проинформировать о них. Отметим, что если в ходе изучения работы судов Севастополя особенно обратил на себя внимание К. Кукарекин, который массово не сдавал дела в канцелярию, то в случае с Кировоградской областью отличились судьи Александрийского горрайсуда Сергей Петушков и Сергей Куковенков, в отношении которых уже имело место внесение в ВСЮ предложений об увольнении за нарушение присяги.
«…И опасна, и трудна»
Также Совет рекомендовал к назначению на админдолжности 15 судей. На должности зампредседателей апелляционных судов: Апелляционного суда Волынской области – Анатолия Хомицкого, Апелляционного суда Луганской области – Александра Чобура, Апелляционного суда Черниговской области – Людмилу Навозенко и Николая Квача. Валерия Василишина рекомендовали на место зампредседателя Броварского горрайсуда Киевской области. На должности председателей судов рекомендованы: Городоцкого райсуда Львовской области – Петр Украинец, Новогродовского горсуда Донецкой области – Александр Пархоменко, Воловецкого райсуда Закарпатской области – Василий Вотьканич. На должности зампредседателей рекомендованы: Владимир Павлив – Николаевского райсуда Львовской области, Инна Кацаренко – Новоазовского райсуда Донецкой области, Олег Чернобай – Ковпаковского райсуда Сум, Светлана Ариничева – Енакиевского горсуда Донецкой области, Светлана Крекотень – Лохвицкого райсуда Полтавской области, Станислав Воробьев – Красноармейского и Тамара Титова – Добропольского горрайонных судов Донецкой области.
Не секрет, что работа судьи «и опасна, и трудна». Например, судья Петр Украинец озвучил историю, которая произошла с ним при рассмотрении уголовного дела в отношении организованной группировки. При оглашении приговора, поскольку в зале заседания не было специальной «клетки», одному из подсудимых удалось выхватить пику и приставить ее к горлу судьи. Он требовал приезда первых лиц области. Но в итоге судья всего равно вынес приговор, с которым определился ранее – 5 лет лишения свободы. Вопрос о какой-либо ответственности за действия, учиненные подсудимым в суде, им даже не поднимался. Хорошо это или плохо – в данном случае судить с точки зрения закона не совсем правильно.
Как уже было сказано, незаполненность вакансий влечет увеличение нагрузки на действующих судей и затягивание сроков рассмотрения дел. В связи с этим члены Совета интересовались у многих кандидатов на админдолжности, как обстоят дела с заполнением вакансий. Выяснилось, что кандидаты на должность судьи впервые, прошедшие этап добора, не очень-то спешат в отдаленные районы, особенно в промышленные восточные, такие как Донецкая и Луганская области. В связи с этим на плечи действующих судей возлагается несоразмерная нагрузка, которая, очевидно, в ближайший год не уменьшится. С другой стороны, компенсацию за дополнительную работу они не получат. Как отметили будущие руководители судов, суды обращались в теруправления ГСА с тем, чтобы за счет экономии фонда зарплаты оставшимся судьям можно было выплачивать премии и надбавки, но получили отрицательный ответ. Членов ССОС несколько удивила такая ситуация, поскольку, по их мнению, с точки зрения закона такое распределение свободных средств может и должно быть.
Очевидно, еще одна из причин, по которой не будут заполнены вакансии в отдаленных райсудах, – трудности с получением жилья. И если вопрос со служебным жильем еще может решиться в ближайшее время, то о передаче жилья в частную собственность речь даже не идет, что никак не будет стимулировать судей на переезд в отдаленные от их обычного места жительства районы. Как следует из всего сказанного, все проблемы в судебной системе взаимосвязаны – одна влечет другую. И пока не будет устранен первоисточник, они не исчезнут. Кроме того, очевидно, что какие бы усилия не прилагали органы судейского самоуправления и судьи, без помощи других ветвей власти повысить существующий уровень работы органов правосудия не удастся.
- Информация о материале
В июне этого года «Комментарии» писали о том, как в Николаевской области с молчаливого согласия местных властей и силовиков режут на металлолом законсервированные пусковые шахты советских ракет. Судя по открывшимся обстоятельствам, наша публикация прошла мимо ушей власти и правоохранительных органов.
Напомним, в конце 90-х годов пусковые шахтные ракетные установки в Николаевской области были демилитаризованы. Они подрывались, после чего накрывались специальной крышкой («родной», весом от 30 до 100 тонн, в зависимости от типа сооружения) и засыпались землей. Однако через десять лет о шахтах вспомнили мародеры, которых, как считают местные жители, покрывают от Первомайска до Киева. Система их работы проста: спецтехника карьерным способом откапывает ствол шахты, после чего из бетона, словно изюм из пудинга, вынимаются все металлические конструкции.
После ряда конфликтов с местными активистами, а также в результате публикаций в СМИ, «копатели» решили легитимизировать свою прибыльную работу. Для этого шахты с помощью договора купли-продажи была переписаны на подставных лиц.
В распоряжении «Комментариев» оказались несколько интересных документов, которые демонстрируют, что без поддержки власти, помогающей «черным металлоискателям», здесь не обошлось. В частности, согласно договору купли-продажи, т.н. «Подземная вертикальная цилиндрическая железобетонная конструкция» на окраине села Каменная Балка Первомайского р-на (так витиевато назвали законсервированную пусковую шахту) перешла в собственность жителя Кировоградской области за символическую сумму в размере 988 грн. Продавцом этого советского наследия ВПК стал гражданин, являющийся жителем той же области, приобретший право собственности на объект лишь за день до этого. Не исключено, что в данном случае была использована классическая схема фиктивных хозяев.
Обращают на себя внимание и выводы экспертиз государственных учреждений, которые перепрофилировали данный объект. В то же время, по информации, полученной от людей, занимающихся вопросами пусковых шахт,сумма от продажи компонентов одной ракетной «точки», которая содержит около тысячи тонн металла(спецсталей, нержавеющей стали, алюминия, бронзы, спецчугунов, титана и др.), а также продажи других элементов конструкции, составляет около 25 млн. грн. Стоит отметить, что таких шахт в Николаевской области – десятки. В результате получается сверхприбыльный бизнес. Который, вряд ли, делится доходами с государством в виде налогов.
Вот и получается, что либо власть не знает о том, что происходит у нее под носом, и, значит, неспособна навести элементарный порядок в стране, либо попросту мародеров-металлистов сама же и «крышует»…
- Информация о материале
Суть происходящего сегодня в чернобыльцах, выступающих с акциями протеста в разных регионах страны. Проблема в том, что из глобального переформатирования социальных гарантий и льгот нынешняя власть пытается извлечь выгоды исключительно для себя, совершенно не заботясь об интересах остального украинского общества. Было бы еще полбеды, если бы такое происходило только в социальной сфере. Но на это украинским гражданам вряд ли стоит надеяться.
Своеобразная реформа социальной сферы, вылившаяся сегодня в активные протесты чернобыльцев (а ранее и воинов-афганцев),— это история не одного дня и даже месяца. Еще год назад регионалы четко задекларировали, какие именно преобразования и с каким именно итогом они наметили в социальной сфере. Речь шла о том, чтобы тихо и незаметно передать все социальные гарантии в ручное управление Кабмином, а также полностью и без всякой компенсации для сотен тысяч граждан упразднить текущий социальный долг в размере более 130 млрд. грн.
Эти цели прояснилось не сегодня и не вчера, а фактически год назад, когда об отмене социалки никто и слова не говорил, а представители нынешней власти твердили исключительно о требованиях Европейского суда по правам человека (Евросуд) и демократических стандартах.
«і», вероятно, первыми еще в конце 2010 г. спрогнозировали намерение власти провести незаметную, но масштабную отмену социальных гарантий и льгот. Именно в тот период ведущие провластные юристы неожиданно вознамерились неукоснительно выполнять требования Евросуда.
Показательно, что именно в то время, когда о социалке ни один представитель власти не говорил ни слова, и был фактически заложен фундамент для нынешних акций протеста чернобыльцев. Это к вопросу о том, справедливо или нет действуют эти люди, пытаясь всеми силами защитить свои законные социальные гарантии от описанных выше намерений нынешней власти, от которых регионалы, по всей видимости, до сих пор не отказались.
Важно, что действующая власть ни словом не обмолвилась о социалке даже тогда, когда начала предпринимать весомые и весьма конкретные шаги в социальной сфере. Так, в январе с. г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №7562 «О гарантиях государства по выполнению решений суда». Мало того, что из названия этого документа совершенно не проистекала чуть ли не всеохватывающая социальная реформа, так и при его обсуждении представители власти вновь говорили о требованиях Евросуда. И при этом никого не смущал тот факт, что законопроект предлагал изъять из социальных законов конкретные параметры социальных гарантий и передать Кабмину вручную и на свое усмотрение задавать эти самые параметры. Такой трюк давал бы власти великолепный инструмент для оперативного манипулирования размерами социальных выплат в ручном режиме. Вплоть до теоретической возможности свести их к нулю. Как следствие вполне могут возникнуть ситуации, когда социальные гарантии и льготы у граждан как бы есть по закону, но они на совершенно законных основаниях равны нулю. А, к примеру, в канун каких-то выборов этот ноль вполне можно заменить некой значимой и близкой к сердцу избирателей цифрой.
«і» уже неоднократно и подробно писали о том, к каким уже, кажется, откровенно аферистическим и мошенническим приемам прибегали регионалы, чтобы протащить законопроект через парламент. И сегодня, по всей видимости, власти ничего иного не остается, кроме как публично и жестко обвинять чернобыльцев во всей этой ситуации — мол, несознательные граждане, да еще и с корыстными умыслами.
Но проблема кроется совершенно в другом — сама власть любыми способами продавливает лишь ей выгодную конфигурацию в социальной сфере, совершенно не обращая внимания на все остальное. И в действительности, «і» неоднократно писали об этом в последние месяцы — регионалы ни на какие уступки не идут. Они подпольно и тихо давят свою линию, чтобы в итоге платить социалку в как можно меньшем объеме, а текущую социальную задолженность в размере более 100 млрд. грн. подрезать в как можно большем объеме. А такой расклад уже больно задевает интересы всех украинских граждан, большинство из которых, кажется, совершенно не понимают, что сегодня происходит в социальной сфере и чем мотивируются в своих протестах чернобыльцы. И это при том, что нынешние события вокруг социалки — фактически ключ к пониманию истинной сути власти в Украине. Причем понимание будет настолько хорошим, что вполне может повлиять на результат любых общенациональных выборов в стране.
Не исключено, что в определенной мере правы и регионалы — за выступлениями чернобыльцев на текущий момент вполне может стоять не только попытка защитить свои законные социальные гарантии, но и могут стоять определенные политические мотивы. Но это вовсе не должно мешать украинским гражданам смотреть прямо в корень проблемы — регионалы за весь этот год и не думали идти на открытый и взаимовыгодный компромисс с обществом по социальным вопросам. Никто из высокопоставленных представителей нынешней власти, в том числе — Виктор Янукович — не выступил с публичным заявлением о заведомо неподъемных средствах, необходимых для выполнения действующего социального законодательства и для погашения социальной задолженности. Никто из регионалов не прояснил украинцам, откуда проистекает такая ситуация с социалкой. Но главное состоит в том, что никто не предложил украинцам хотя бы минимальную, но реальную компенсацию за отмену заведомо невыполнимых социальных законов и за упразднение нереального социального долга.
И так случилось, что в своей принципиальной бескомпромиссности регионалы разделили социальные категории граждан — тем, кто борется, хотя бы декларативно пошли на уступки. А те, кто не борется, не получат вообще ничего. Тем самым нынешняя власть чуть ли не прямо говорит украинскому обществу, что способна понимать исключительно язык силы. Как следствие у граждан практически не остается выбора — либо говорить с представителями власти на понятном им языке, либо не жаловаться на их неудержимое желание видеть во всем и извлекать из всего разнообразные выгоды.
- Информация о материале
Любопытная история поставок нефтепродуктов с Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ФПОНП), о которой ZN.UA писало в начале ноября, продолжает развиваться. Напомним, речь идет о том, что с каждым днем тают сомнения в действии невиданной по своему размаху схемы контрабандных поставок нефтепродуктов. На это, в частности, указывают повышенные объемы вывоза топлива с терминала, которые в два-три раза больше показателей Гостаможслужбы (ГТСУ) по этому региону. Свежие октябрьские данные только усиливают уверенность в этом, так как по железной дороге с Феодосийской нефтебазы ушло бензина в 20 (!) раз больше, чем значится в отчетности таможни. Наихудшие предположения косвенно подтверждают и причастные к процессу госведомства. В свою очередь, новое прикосновение к документам открывает поражающую своей примитивностью картину происходящего.
Для начала коротко изложим содержание «предыдущей серии». С июня 2011 года наблюдается активизация поставок нефтепродуктов через Феодосийскую нефтебазу, находящуюся в управлении Минэнергоугольпрома. Предприятие принимает топливо с моря и перегружает на железнодорожный транспорт (автоналива у предприятия нет). Сопоставление данных о таможенном оформлении импортируемых нефтепродуктов в Феодосии за июнь—сентябрь текущего года с заходом танкеров под разгрузку в Феодосийском порту показало, что из 162 тыс. тонн поступившего бензина А-95 таможня зафиксировала только 80 тыс. тонн (50%). По дизельному топливу картинка еще ярче: за четыре месяца в Феодосию по морю пришло 151,7 тыс. тонн, а оформлено в режиме импорт (т.е. растаможено) всего 50 тыс. тонн (30%).
Это заставило еще раз исследовать прошлогоднюю статистику, которая показала еще более впечатляющий результат: во втором полугодии 2010 года с государственной нефтебазы выехало к потребителям 127 тыс. тонн бензина А-95, тогда как таможня… В общем, не было там импорта по официальным данным.
Необходимо отметить, что приведенные выше сопоставления базируются на собранной по крупицам из разных источников информации, на которой, разумеется, нет мокрых печатей. Но может ли это служить запретом для попытки элементарного поиска причин и следствий?!
Серьезность расхождений в данных заставила нас обратиться в Государственную таможенную службу Украины и Минэнергоугольпром с официальными запросами, в которых мы попросили в общем, без указания субъектов предпринимательской деятельности, сообщить объемы оформления импорта, транзита, отгрузок и остатков нефтепродуктов в Феодосии в 2010—2011 годах.
Надежды на Закон «О доступе к публичной информации» не оправдались: оба ведомства отказались предоставить хоть какую-то. В Гостаможслужбе отгородились грудой подзаконных актов, первый из которых датирован 1992 годом. Замминистра энергетики и угольной промышленности г-н Макуха написал, что министерство обратилось с запросом к ФПОНП. (Имея некоторый опыт работы с Юрием Бойко, могу уверенно сказать, что по запросу его приемной такие данные были бы у него на столе максимум через час).
Правда, некоторые новости от ГТСУ есть. Первый заместитель начальника департамента таможни по борьбе с контрабандой и противодействию коррупции Ярослав Прокопенко, ознакомившись на международной конференции Petroleum Ukraine 2011 с соответствующей презентацией феодосийских событий, сообщил, что в ведомстве эту ситуацию изучают, сделаны запросы в ФПОНП и «Укрзалізницю».
Миллиард за бортом
Впрочем, озаботились таможенники как-то своеобразно. Как и в случае с очевидной легкостью предоставления статистических данных, не вызывает сомнений, что если бы руководство ГТСУ реально прониклось необходимостью решить проблему, один звонок остановил бы все.
На практике видим следующее. Свое заявление г-н Прокопенко сделал 12 ноября, а 19 ноября, по данным СМИ, в Феодосийский торговый порт из болгарского Бургаса прибыл танкер Cape Blanc с грузом бензина марки А-95. «В порту заявили, что было выгружено 14,9 тыс. тонн бензина RON 95. В то же время участники рынка на условиях анонимности отмечают, что этот ресурс уже распродан и небольшими партиями вывозится с нефтебазы», — сообщило «Дело», отмечая со ссылкой на участников рынка, что груз снова миновал таможню.
Если у кого-то еще остались сомнения по поводу происходящего в Феодосии, то их способна развеять новая, октябрьская статистика. Так, в октябре ФПОНП отгрузило по железной дороге 41,8 тыс. тонн бензина, тогда как таможня зафиксировала… чуть более 2 тыс. тонн. Таким образом, в поле зрения подчиненных г-на Прокопенко по борьбе с контрабандой попало всего 5% оборота бензина. Лучше «результат» по дизтопливу — 33% (9910 тонн против 46054 тонн, вывезенных с терминала в октябре).
Расчеты показывают, что из-за «невнимательности» таможенников в октябре госбюджет Украины недополучил только в Феодосии около 132,4 млн. грн. акцизного сбора и 92,8 млн. грн. НДС. С учетом того, что за предыдущие рассмотренные периоды 2010-го и 2011 года расчетный размер бюджетных потерь составил около 800 млн. грн., в «феодосийскую» дыру уже утекло более миллиарда гривен. С другой стороны, кого-то можно поздравить с неплохим по прибыльности прошедшим годом.
Удивительное рядом
Феодосия, Сыктывкар, Гужарат — как вы думаете, что объединяет эти географические названия? Гужарат — самый западный штат Индии, граничащий с Пакистаном. Поискать во всемирной паутине этот забытый богом уголок, а точнее, расположенный в нем НПЗ компании Reliance Industries Ltd заставила соответствующая пометка в графе «производитель» в одном сертификате на дизтопливо. Это ДТ было принято… Феодосийской нефтебазой 2 ноября 2011 года.
Поистине значение этого события еще необходимо осознать! Да, были поставки из Греции, Туркменистана и даже из США, но чтоб из Индии — такого история украинского топливного рынка еще не знала.
Немного омрачает сей отрадный факт невиданной диверсификации поставок энергоносителей в Украину то обстоятельство, что, судя по всему, содержимое танкера MAX SCHULTE — 29,999 тыс. тонн индийского дизтоплива — прошло мимо таможни, как и подавляющие объемы ресурса в Феодосии. Во всяком случае, октябрьская таможенная статистика его не видит. Посмотрим, может, появится в ноябре. Однако источники на рынке говорят, что это вряд ли, и рекомендуют обратить взор на другого фигуранта сертификата — Торговый дом «Альматея» — украинского грузовладельца этого немалого объема дизтоплива.
Это действительно заслуживает внимания! Начнем с того, что данный экзотический груз ориентировочной стоимостью 240 млн. грн. оформил упомянутый торговый дом с уставным фондом в 1000 (одну тысячу) грн. Дальше — больше. Единоличным учредителем и директором ООО «ТД „Альматея“ является Алевтина Валериевна Безрукова, гражданка России, прописанная в г. Сыктывкар, что в Республике Коми (всего день езды на поезде от Москвы). В Украине бизнес г-жи Безруковой зарегистрирован в куда более респектабельном месте — в самом центре столицы, в Печерском районе, по ул. Кропивницкого, что недалеко от Бессарабки.
В доступных базах данных не удалось обнаружить ни финансовую отчетность, ни хотя бы количество сотрудников этого славного предприятия (это по-настоящему удивило специалистов информационной сферы, такого они давно не видели).
Не знаем, как там у вас в Сыктывкаре, Алевтина Валериевна, но для классики жанра, называемой украинскими налоговиками не иначе как «фиктарем», не хватает только директора-студента (или вы студентка?).
Безусловно, «диагноз» данной ситуации должны ставить специалисты, мы лишь приводим доступные нам факты.
Не хотелось бы проводить параллели, но по иронии судьбы у печально известной фирмы «Ливела» «уставняк» был аналогичный. А теперь, внимание, вопрос: если ни Антимонопольный комитет, ни Временная следственная комиссия Верховной Рады не нашли ни «Ливелу», ни ее руководство, ни 3 млрд. грн. налогов, прошедших мимо кассы, то каковы шансы отыскать кого-то в Сыктывкаре?
Другая параллель: а будет ли вообще кто-то кого-то искать? По предварительным подсчетам, с июня (кстати, 9 июня 2011 года состоялась перерегистрация данного ООО) через ТД «Альматея» прошло около 180 тыс. тонн бензина и дизтоплива, т.е. фактически вся разница между данными таможни и вывозом нефтепродуктов с Феодосийской нефтебазы по железной дороге.
В августе 2011 года, когда в Полтаве фирма «Ливела» с тремя стульями и компьютерами начала штамповать таможенные декларации, открыв путь безналоговым нефтепродуктам, ZN.UA первым написало об этом в материале «Бизоны против Азарова». Закрыть схему можно было в один момент, но немногочисленные стулья и компьютеры были собраны только в конце ноября 2011 года, причем без видимого силового или правового воздействия. Видимо, чего-то подобного следует ожидать и в Феодосии, только дата взмаха неведомой руки остается открытой.
В отличие от «Ливелы», которая прикрывалась решениями судов и формально, как со знанием дела отметил депутат Зубик, все было по закону, в Феодосии нет даже этого. Главный вопрос, безусловно, к таможне: на каком основании неоформленное в режиме «импорт» топливо начинает реализовываться потребителям в Украине?
Необходимо отметить, что приведенные выше сопоставления базируются на собранной по крупицам из разных источников информации, на которой, разумеется, нет мокрых печатей. Но может ли это служить запретом для попытки элементарного поиска причин и следствий?!
Пожелавшие остаться неназванными источники в Крымской таможне, видать, почуяв неладное, поспешили сообщить крымскому интернет-изданию: мол, за контрабанду приняли транзит. «Ввоз на территорию Украины нефтепродуктов без таможенного оформления невозможен, — сообщили интернет-изданию «Кафа» таможенники. — Возможно, за контрабанду приняли транзит, что является ошибкой. Эксперты сами предполагают, что разногласия в данных могли возникнуть «вследствие транзитного режима». Это же мировая практика. Транзит не проходит процедуру растаможивания, оплачивается только портовый сбор. Например, через Феодосию идет транзит нефтепродуктов Казахстана».
Прекрасно, если бы не одно «но»: практически все грузы с Феодосийской нефтебазы идут по реквизитам резидентов Украины и на нефтебазы по всей стране, включая промышленных потребителей. Какой транзит, господа в зеленой форме?
Кстати, в том же сообщении пресс-служба Крымской таможни фактически подтвердила правильность приведенных нами данных по оформлению нефтепродуктов в Феодосии в июне—сентябре 2011 года. Так, «Кафа» со ссылкой на пресс-службу Крымской таможни сообщила, что «количество нефтепродуктов, указанных консалтинговой группой «А-95» и в сводках Феодосийского таможенного поста, практически совпадает».
Но данные экспертов и таможенников имеют различие во временных промежутках: таможня утверждает, что эти объемы приняты нефтебазой с января по октябрь 2011 года, а эксперты «А-95» считают, что с июня по сентябрь 2011-го. Абсолютно справедливо (и не наблюдается подвоха), так как, по нашим наблюдениям, за январь—май в Феодосии оформили всего 3 тыс. тонн бензина, тогда как основной поток — импортированных нефтепродуктов — пошел с июня.
Аналогичная ситуация и с дизельным топливом: крымские таможенники говорят об оформлении в режиме «импорт» за десять месяцев 2011 года 88 тыс. тонн нефтепродуктов, тогда как по нашим «ощущениям» — 80 тыс. тонн. Погрешность существует, но это 10%, а не 50 или 70%, как при сопоставлении этих цифр с объемами вывоза топлива с Феодосийской нефтебазы.
Без сомнения, могла бы противостоять непонятным поставкам и сама Феодосийская нефтебаза, т.е. Минэнергоугольпром. Формально терминал грузит товар сомнительного происхождения, на который, надо понимать, есть некие документы, достаточные для начала отгрузки, и, как видим, сертификаты. Но ведь все же прекрасно понимают, что происходит, сообщают источники в порту и на самом терминале. Почему не ужесточить регламент выпуска нефтепродуктов на внутренний рынок, например, требовать подтверждения уплаты всех налогов и сборов на отгружаемые партии нефтепродуктов?
Конечно, все это слегка наивно, хотя достаточно одного, но очень большого — желания бороться, чтобы защищать внутреннего производителя от такой «конкуренции», наполнять бюджет и не рассказывать о нехватке денег для чернобыльцев и «афганцев». Зато вместо элементарных шагов по борьбе с контрабандой мы видим в исполнении главы Минэнергоугольпрома попытки фактического построения такой же безналоговой схемы, только на законодательной основе — путем снятия НДС на импорт нефти и дальнейшей продажи изготовленных из нее нефтепродуктов.
Не видно особого желания что-то изменить и со стороны полка других государственных ведомств, которые ежедневно рапортуют о поимке под покровом ночи «контрабандистов» с канистрами и бензовозами в луганских степях, но в упор не видят танкеров с железнодорожными составами бензина и дизтоплива.
Кстати, а что это там виднеется на горизонте? Это удаляющийся от берега танкер Osman Bey, оставивший 29 ноября на Феодосийской нефтебазе 5 тыс. тонн бензина А-95. А кто это ему там машет платочком на берегу? Простите, не признал, Алевтина Валериевна!
- Информация о материале
Правительство внесло в Верховную Раду законопроект, которым предусмотрено увольнение с работы лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения. Текст законопроекта (№9473 от 17 ноября) о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием закона "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" опубликован на сайте ВР.
Предлагается для лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, ввести проведение специальной проверки. Также предполагается предоставление публичными служащими деклараций об имуществе, доходах, расходах, обязательствах финансового характера.
Кроме того, с принятием предложенного проекта закона введутся ограничения для приема на работу (службу) в органы государственной власти лиц, которые ранее осуждались за совершение преступлений или на которых в течение трех последних лет накладывались административные взыскания за совершение коррупционных правонарушений.
Напомним, группа государств против коррупции - GRECO рекомендовала Украине ужесточить ответственность за получение и дачу взяток.
- Информация о материале
Эпицентр борьбы власти и оппозиции переместился с Крещатика на Соломенку. Если под Печерский суд, где рассматривали дело Тимошенко, приходили сотни людей, то к Апелляционному, который находится в другом конце города, доехали единицы.
Оператор-провокатор
Пара плакатов «Юля, мы с тобой», пара портретов улыбающейся Тимошенко в руках у пары- тройки женщин, которые с утра толпились под забором Апелляционного суда, где в первый день зимы проходило первое предварительное заседание по рассмотрению апелляции адвокатов экс-премьера.
Еще человека четыре-пять сомнительной наружности сумели прорваться на территорию суда и устроить небольшую потасовку. Женщина в тюбетейке с бледно-синим лицом и мужчина в телогрейке-камуфляже - ни с того, ни с сего схватили молодого человека с любительской камерой, который «присоседился» к операторам телеканалов во дворе суда. «Это провокатор, держи его, держи!» - закричала женщина и зачем-то оглушительно начала свистеть в свисток.
Еще пара человек из их компании, как по команде, начали кричать, заломили руки мужчине и достали у него удостоверение. Маскирующийся под оператора оказался полковником милиции.
Фанаты Тимошенко (как позже выяснилось – люди из палаточного городка под Печерским судом) расценили его действия как провокацию, подняли шум, но коллеги горе-шпиона - сотрудники «Беркута» - быстро освободили «своего» и спрятали за спинами.
Женщина в тюбетейке в знак протеста наклеила на стеклянные самораздвигающиеся двери суда жвачку и начала громко и показушно обзывать беркутовцев.
Самый гуманный суд в мире!
Для журналистов в Апелляционном суде, по сравнению с Печерским, было полное раздолье. Огромный конференц-зал на пару сотен человек, мягкие сиденья и большой экран, в режиме live показывавший заседание.
В сам же зал заседания не пропустили не то, что журналистов, но даже депутатов, впоследствии тынявшихся по суду. Прибывший чуть позже депутат Андрей Кожемякин, отвечающий в Батькивщине за безопасность, проблему устранил. Буквально за минуту собрал своих коллег в кружок и провел через стену «Беркута» в зал. Наталья Королевская, Виктор Уколов, Антонина Болюра, Роман Забзалюк засеменили за ним.
Рассмотрение по существу апелляции на приговор Тимошенко назначено на 13 декабря
Судья Елена Ситайло опоздала на заседание на полчаса, явившись в 10 утра. Первым делом судья проигнорировала ходатайство защитника Тимошенко Сергея Власенко, который требовал ее же отвода. Она сослалась на соответствующую статью кодекса и демонстративно повысила голос – мол, со мной шутки не пройдут.
Если Власенко, которого как раз за дерзкое общение с судьей выгнали из Печерского суда, в Апелляционном решил продолжать в том же духе, то остальные трое адвокатов - Сирый, Плахотнюк и Сухов - пока не хотели портить отношения с новым судьей и вели себя тихо.
Без меня меня судили
Далее решался вопрос о том, можно ли продолжать рассмотрение апелляции по делу Тимошенко без самой виновницы «торжества». Как известно, Юлия Владимировна подала заявление, в котором сообщила, что не может присутствовать на суде по состоянию здоровья.
Сторона обвинения только повела плечами – ну не может, и Бог с ней, начнем без нее. Сторона защиты, напротив, настаивала на необходимости отложить заседание до выздоровления подсудимой, которой требуется операция.
Суд совещался два с половиной часа, в итоге принял решение, что и без Тимошенко разберется с ее апелляцией, тем самым, пойдя на поводу у прокурора – той самой Лилии Фроловой, которая снова начала «косить» под Тимошенко. И если на заседании Печерского суда Фролова заплетала косу, как у Тимошенко, то теперь и оделась а ля Юлия Владимировна.
Суд удалился на технический перерыв, который затянулся более чем на час – судье Елене Ситайло стало плохо, к ней приехала скорая. Правда, союзники лидера Батькивщины в это не верят. На их взгляд, причина перерыва в заседании – нежелание судьи вести дело экс-премьера, которое ей передали лишь накануне.
P.S. Позже судья-докладчик по делу после длительного пребывания в совещательной комнате объявила, что «оснований для проведения на данной стадии рассмотрения апелляции судебного следствия в полном объеме, а также для допроса свидетелей, проведения экспертиз, проведения очных ставок, отмены в отношении Юлии Тимошенко меры пресечения нет. В удовлетворении ходатайств отказать».
В итоге, Апелляционный суд Киева принял решение о назначении на 13 декабря на 11.00 рассмотрение по существу апелляции на приговор Печерского районного суда Киева бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко.
- Информация о материале
Страница 1246 из 1561
