«Мы нацелены на создание такой судебной системы, которая была бы доступной для каждого гражданина, обращающегося за судебной защитой своих прав и законных интересов, и которая соответствовала бы мировым стандартам профессиональности, беспристрастности и независимости», — эти слова принадлежат президенту Украины Виктору Януковичу. Предназначались они для впервые назначенных судей, недавно принявших присягу народу Украины. Не знаю, кто писал этот текст, но хочу сообщить президенту, что в общих судах, например, уже два месяца нет почтовых марок. Когда они появятся, не известно, потому что не хватает финансирования.
Соответственно сторонам в деле не присылается корреспонденция, что является обязанностью суда. Поэтому помощники судей занимаются тем, что звонят по телефону стороне в деле и просят отослать корреспонденцию. Таким образом, от почтовой марки зависят судьбы людей. В том числе и судей, потому что новый Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (далее — Закон) поставил судей не просто в жесткие, а в нереальные сроки относительно ведения дела. Выполнить их невозможно, поэтому, установив такие сроки, Закон совершенно не решил вопрос с нагрузкой на судей и аппарат суда.
Главное — не определено своевременное финансирование в полном объеме вопросов отправления судопроизводства. Статья 47 (ч. 4) Закона предусматривает, что независимость правосудия, в частности, обеспечивается «отдельным порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленных законом». Порядок вроде бы есть, да вот денег нет. Отсутствие почтовых марок — это только одна деталь. Но она ведет к нарушению формальных сроков и, соответственно, к возможному привлечению судьи к дисциплинарной ответственности.
Еще один пример. Недавно была проведена шумная распиаренная операция СБУ в Шевченковском суде г. Киева: задержаны «махровые коррупционеры» — четыре работника аппарата суда. Ура! Конечно, взяточника ничто не оправдывает. Между тем, знает ли тот же президент, какую зарплату получал помощник судьи (в соответствии с квалификационными требованиями, это должен быть человек с высшим юридическим образованием)? С первого апреля его оклад составляет 960 гривен! Столько же получают секретари судебного заседания, работники канцелярий и... уборщицы.
Кстати, вопросы надлежащего финансирования работников аппарата суда Закон никаким образом не решает, — но ведь они важны! От них также многое зависит. Невозможно смазывать только одно колесико (приличные зарплаты судьям, например) и рассчитывать, что после этого качественно будут работать все!
Вопрос финансового обеспечения судов хорошо описан в статье 47 Закона: «независимость судей обеспечивается надлежащим материальным и социальным обеспечением судьи» (п. 8 ст. 4). Статья 129 Закона «Судейское вознаграждение». Возьмем для примера только третью часть: «должностной оклад судьи местного суда устанавливается в размере 15 минимальных заработных плат, определенных Законом, что вводится поэтапно:
с 1 января 2011 года — 6 минимальных заработных плат;
с 1 января 2012 года — 8 минимальных заработных плат;
с 1 января 2013 года — 10 минимальных заработных плат;
с 1 января 2014 года — 12 минимальных заработных плат;
с 1 января 2015 года — 15 минимальных заработных плат».
Вроде бы все хорошо, но статья 129 вводится в действие с 1 января 2012 года — в соответствии с абзацем шестого пункта 1 раздела XII «Заключительные положения» этого Закона. Таким образом, базой для начисления судьям заработной платы берется все та же бывшая (установленная еще «Кабмином Еханурова») ставка: 332 гривни, по постановлению Кабмина от 2005 года. И это при том, что в Законе указано: «судейское вознаграждение регулируется этим Законом, и не может определяться другими нормативно-правовыми актами».
Но получается, что может! Причем с 2005 года на зарплате судьи никоим образом не сказалось значительное повышение цен на все, на что только можно.
Закон ликвидирует с 2012 года предыдущую норму о доплатах за квалификационные классы. Таким образом, более опытные и высококвалифицированные судьи станут получать меньше, чем раньше, процентов на 20—30%. Парадокс? Нет, это же обеспечение независимости правосудия. Кстати, впервые назначенный судья в местном районном суде может рассчитывать приблизительно на 2200 — 2400 гривен зарплаты на руки. Вот она — борьба с коррупцией по-украински.
Последний штрих — попытка налоговой обложить налогом на прибыль судейскую пенсию — пожизненное содержание! Сигналом стало письмо Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.2011 №2689/5/170716 «О налогообложении ежемесячного пожизненного денежного содержания судей», поступившее в адрес Государственной судебной администрации Украины. В этом письме зампред Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины, зампред ГНС Украины Сергей Лекар отмечает: суммы ежемесячного денежного содержания судьи, имеющего право на отставку, включаются в его общий месячный облагаемый доход, облагаемый налогами по ставкам, установленным пунктом 167.1 статьи 167 Кодекса. Таким образом, судья, кроме налогов, которые он платит из своей зарплаты, должен платить в казну от 15 до 17% от своей ежемесячной прибыли дополнительно.
Сначала надо понять, что у судьи есть так называемое пожизненное содержание. Статья 138 (ч.3) Закона гласит: «ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судье в размере 80 процентов денежного содержания судьи, работающего на соответствующей должности. За каждый полный год работы на должности судьи более 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на два процента заработка, но не более чем 90 процентов заработной платы судьи, без ограничения предельного размера ежемесячного пожизненного денежного содержания». Таким образом, это пенсия судьи, которую он, условно говоря, получает (оставаясь работать на должности) после 20 лет стажа работы судьей как работающий пенсионер. Облагается ли налогом пенсия работающего пенсионера? Нет.
А вот пенсию судей государство хочет обложить дополнительным налогом и решает этот вопрос письмом налоговой службы. Интересно? Нет — критически. Более того, скорее — противозаконно, если выучить соответствующие нормы Налогового кодекса (ст. 165.1.1. «е») и специального законодательства относительно обеспечения судей.
«Четкие и однозначные нормы права в соединении с вашей добросовестностью будут залогом законных решений. Государство и в дальнейшем будет делать все возможное, чтобы должность судьи оставалась одной из наиболее авторитетных и почитаемых в обществе. Но действительно независимым правосудие может стать только тогда, когда каждый из вас почувствует эту независимость в самом себе», — заметил глава государства. Это цитата из того же выступления перед судьями.