Статьи
За полгода работы следственной комиссии ВР по делу компании "Ливела", которая ввозила в Украину нефтепродукты без уплаты пошлин и налогов, убытки от деятельности которой для бюджета только за прошлый год составили почти три миллиарда гривен, депутаты нашли только "стрелочников": прокуроров, таможенников и судей. Имя нардепа от Партии регионов Владимира Зубика появилось в деле в последний момент.
Очень свободная торговля
Дпутаты провалили голосование за продолжение работы следственной комиссии (СК) по "Ливеле". Эта компания только в 2010 году не заплатила в бюджет 2,892 млрд. гривен налогов благодаря решению райсуда города Кременчуг Полтавской области.
Кременчугский суд опирался на закон от 1992 года "Об иностранных инвестициях", который давал право иностранным инвесторам импортировать товары без пошлин в течение 10 лет. А также не платить НДС, акцизы и другие платежи, которых не существовало на момент принятия закона в 1992 году.
Закон действовал всего 14 месяцев. За это время было зарегистрировано около 7000 компаний, 400 из них уже воспользовались льготами.
Крім "Лівели" у 2010 році ввозилися нафтопродукти за подібною схемою такими підприємствами, як "Укрпромтехенерго", "Наша справа", "Палтекс", "Маршал-Трейд-Ойл" тощо... цими схемами, які закладені в законі від 1992 року про державні інвестиції користувалися понад 400 окремих підприємств... не сплачено в державний бюджет внаслідок діяльності цих понад 400 підприємств приблизно 8 мільярдів гривень.— Роман Зварич, нардеп від НУНС, голова слідчої комісії
По логике, все льготы для этих компаний должны были прекратиться в 2003 году – спустя 10 лет после действия Закона. Но в 2004 году гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж, который инвестировал в львовскую компанию "Тайстра" целых $400, потребовал применить льготный режим для его компании через суд.
Автозаводской суд Кременчуга Полтавской области решил, что "Тайстра" и ее дочерние компании имеют право на льготу. Чиновники пытались оспорить решение суда, но в ключевой момент отозвали свои жалобы.
Компания "Ливела" появилась только в 2006 году, но так как была создана компанией "Тайстра", тоже попала в число импортеров-льготников.
"Все пять судебных решений были вынесены Автозаводским судом города Кременчуга Полтавской области. Три из них были вынесены судьей Михно, который, скорее всего, на момент вынесения этих решений был диагностирован как онкобольной", – рассказал Роман Зварыч, председатель депутатской следственной комиссии.
Пільги та гарантії, встановлені цим Законом для підприємств з іноземними інвестиціями, поширюються на створювані ними дочірні підприємства за умови, що не менше 51 відсотка статутного фонду останніх належить підприємству з іноземними інвестиціями, що виступило засновником цього дочірнього підприємства. — Закон України "Про іноземні інвестиції" від 1992 року
Минимум 8 млрд. гривен прошло мимо бюджета по этой схеме, подсчитали в депутатской СК. Это сумма, которую можно подтвердить документально. Реальные убытки могут быть еще больше.
Льготы для богатых Лазейкой в законодательстве пользовались не только иностранные инвесторы. Счастливые льготники предоставляли услуги по уходу от налогов другим юрлицам. Не безвозмездно.Специальный корреспондент LB.ua Татьяна Чорновил узнала, что вознаграждение посреднику могло достигать даже 90% сэкономленной суммы.
Один из получателей "льготной" нефти – Кременчугский нефтеперерабатывающий заводкомпании "Укртатнафта" (входит в сферу влияния Игоря Коломойского). Завод не только закупал нефть через "Ливелу". Изготовленный из нефти бензин снова уходил за границу, чтобы появиться в Украине на льготных условиях – без налогов и сборов.
2 ноября 2010 года ЗАО "Уктратнафта" отправила Rossyn Investing 26 тысяч тонн бензина А-95 на 156 млн. гривен. Через несколько дней – 13 ноября – эта же партия вернулась в Украину через компанию "Ливела".
Эту информацию журналист LB.ua Татьяна Чорновил огласила на предпоследнем заседании депутатской СК. По ее словам, подобных операций было свыше десяти. Вполне возможно, что бензин физически никуда и не перемещался, а весь импорт-экспорт происходил исключительно на бумаге.
Журналисты против депутатов
Депутаты полгода изучали дело "Ливелы", но упорно не замечали связь между компанией и своим коллегой из Партии регионов Владимиром Зубиком. Имя последнего всплыло только на последних заседаниях комиссии благодаря журналистам.
Фото: inspaceblog.net
Специальный корреспондент LB.ua Татьяна Чорновил писала о связи Владимира Зубика с "Ливеллой" еще в сентябре 2010 года. Она выяснила, что директор ООО "Тайстра" (материнская компания "Ливелы") Игорь Павлишин одновременно является основателем ООО "Лотус-буд" вместе с сестрой жены Владимира Зубика – Ольгой Петрук и родственником Андреем Зубиком. Этот же Андрей Зубик вместе с "Тайстрой" – основатель львовского "Издательского центра "Босфор".
Сам Владимир Зубик связь с "Тайстрой" категорически отрицает.
Журналисты Дмитрий Гнап, Александр Окименко и Анна Бабинец также провели расследование при поддержке международной программы SCOOP. Результаты были опубликованы на "Украинской правде" в октябре 2011 года. Журналисты пришли к такому же выводу, что и Татьяна Чорновил: депутат Владимир Зубик связан с компанией "Тайстра" и ее дочерними компаниями.
Они нашли другую ниточку от "Ливелы" к Владимиру Зубику. Юрист "Ливелы" Назар Городецкий является… помощником народного депутата.
Но депутаты из СК словно не замечали этих расследований. Тогда журналисты распечатали одну из статей о работе "Ливеллы" и отправили ее почтой в адрес депутатской комиссии. Все это под прицелом телекамеры ТВі.
Только после этого во вторник, 15 ноября, СК пригласила журналистов на свое заседание. Руководитель комиссии Роман Зварыч внимательно выслушал журналистов, пообещал вызвать на комиссию и Владимира Зубика и даже вице-премьера Андрея Клюева, имя которого фигурировало в статьях журналистов (они предположили, что вырученные от схемы деньги шли на предвыборную кампанию Партии регионов).
Роман Зварыч и члены СК успели встретиться с коллегой Зубиком 18 ноября, но журналистов на эту встречу не позвали.
Через несколько часов после этого депутаты отказались продолжать расследование "дела "Ливелы".
- Информация о материале
Развитие ситуации со свободой слова в Харькове получило ярко преступную окраску. ООО «Мультимедиацентр», которое является собственником 99% акций телеканала Фора, было отстранено от управления своим имуществом.
Под прикрытием пропагандистской шумихи о неком хозяйственном споре, произошел силовой захват вещания оппозиционного телеканала «Фора».
При этом методы, которыми осуществлялся такой захват, не отличались особой юридической изощренностью. Все произошло по технологии, которая применялась в ранних 90-х.
Создав иллюзию спора между собственниками, заинтересованные лица похитили все уставные и бухгалтерские документы, после чего вопреки воле акционеров сместили законно назначенного Генерального директора ТРК «Фора», назначив вместо него лицо, которое полностью изменило программы вещания канала.
Безусловно, развитие этой ситуации произошло при полном невмешательстве, а зачастую и содействии системы судебных и правоохранительных органов.
Как показал опыт нашего телеканала, гарантированная Конституцией незыблемость права собственности в современных реалиях оказывается простой декларацией. Оказывается в Харькове можно красть не только бюджетные средства, те есть, материальные ценности, но и более значимые вещи – такие как право людей на объективную информацию.
Сегодня, когда на канале «Фора» цинично и без стеснения ведется незаконное вещание, я как представитель предприятия-собственника ТРК «Фора» хочу осветить некоторые детали похищения и содействия в таком похищении нашего телеканала.
Чтобы не быть голословной, я готова документально подтвердить каждый факт, который указан в этом заявлении любому заинтересованному лицу.
Итак, как я уже указывала, к захвату привела целая цепочка противоправных действий.
1. Похищение документации ТРК «Фора», бывшим бухгалтером, которая имеет непосредственное отношение к организациям подконтрольным рейдерам. В начале 2011 года данная гражданка, имея доступ к уставным и бухгалтерским документам, похитила их и скрылась. Руководство АО «Фора» несколько раз обращалось с заявлениями о возбуждении уголовного дела по данному факту, однако уголовное дело так и не было возбуждено на основании того... что данная гражданка отказалась давать против себя показания согласно ст. 63 Конституции Украины. Оказывается для того, чтобы избежать уголовного преследования, преступнику достаточно лишь отказаться давать пояснения в отношении себя. При этом ни пояснения других лиц, ни очевидные факты не смогли переубедить наши правоохранительные органы в обратном. Я думаю данным советом необходимо активно воспользоваться всем лицам, желающим избежать уголовного наказания.
2. После похищения документов регистрационная палата под надуманными предлогами отказалась выдавать копии, а также регистрировать легитимные изменения управляющего органа АО «ТРК Фора», фактически, заблокировав всю хозяйственную деятельность предприятия.
3. Вопреки воле акционеров, отраженной в официальных документах, генеральный директор предприятия был фактически отстранен от имущества АО ТРК Фора и от возможности осуществлять вещание.
4. В дальнейшем, заблокировав возможность получения каких-либо документов, а также путем шантажа предыдущего директора был, в нарушение закона, назначен новый псевдо директор, который незаконно получил дубликат печати и копию лицензии предприятия и возобновил вещание телеканала, обеспечив трансляцию эфирного продукта, не имеющего ни малейшего отношения к редакционной политике собственников канала.
Подтверждением поддержки рейдеров со стороны власти служит тот факт, что все государственные органы, в которые нами было направлено более 60 обращений в большинстве своем либо бездействуют, либо принимают решения направленные против нас же.
В частности, такие органы как Межведомственная комиссия по вопросам противодействия противоправному поглощению предприятий при Кабинете министров, Национальная комиссия по ценным бумагам, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, Комитет Верховной рады по вопросам правосудия, Уполномоченный по правам человека и Национальный союз журналистов – все эти организации в своих ответах сообщили, что вопрос незаконного отключения телевизионного канала находится вне их компетенции.
Столь же показательна и проверка, проведенная прокуратурой, сотрудники которой прибыли к месту проверки на личном автомобиле проверяемого, отказались рассматривать документы и сразу объявили, что нарушений не установлено.
Так же безуспешны были и наши попытки разрешить все вопросы в суде. Так, собственники ЧАО «ТРК «Фора» получили отказ в рассмотрении своих жалоб и заявлений по всем обращениям. С другой стороны, исковое заявление бывшего собственника, который продал свои акции, получил за них деньги в полном объеме, а теперь почему-то хочет признать сделку недействительной – было принято к рассмотрению, более того – суд немедленно наложил арест на акции и блокировал все операции с ними. Тем не менее, рассмотрение дела по существу непрерывно откладывается с целью затягивания времени в пользу рейдеров.
Что мы имеем в итоге? Захватчики присваивают деньги – доходы от рекламы, размещенной на «Форе», в том числе и до «незаконной смены власти» на канале. А их высокие покровители «зачистили» оппозиционный канал и получили еще одну телевизионную площадку для партийной агитации и пропаганды, безудержного захваливания мэра и его команды и бесконечных повторов грязных, лживых программ, обливающих грязью оппозицию. К такому выводу неминуемо придет любой непредвзятый зритель, который хотя бы в течение одного дня проследит за контентом так называемого канала «Фора».
Единственную действительно объективную оценку ситуации дала Межведомственная рабочая группа, посетившая Харьков 7 ноября 2011 года. По итогам группа оценила ситуацию со свободой слова в Харьковской области как неудовлетворительную. Показательно, что, поддержав кампанию-рейдера, городская власть не смогла предоставить членам рабочей группы никаких документов, подтверждающих законность захвата канала «Фора», как впрочем, и сами захватчики.
Одним из самых показательных результатов работы рабочей группы стала рекомендация власти «содействовать обеспечении свободной и беспрепятственной работе СМИ в регионе», размещенная на сайте Президента Украины.
Впрочем, не услышанная городскими властями и, видимо, подконтрольными ей правоохранительными органами.
И это еще раз свидетельствует о заинтересованности власти в убийстве свободы слова, в насаждении тоталитарной системы пропаганды.
Мы, акционеры ЧАО «ТРК «Фора», обращаемся к журналистам и общественности с призывом не дать власти скрыть факт рейдерского захвата телеканала и инициировать правоохранительные органы расследовать это преступление непредвзято и в соответствии с законом.
- Информация о материале
В День предпринимателя премьер Николай Азаров заявил, что работа бизнеса — это залог социальной стабильности в стране. «Верю, что партнерские отношения между государством и предпринимательской общественностью обеспечат реализацию делового потенциала украинского народа», — процитировали Азарова на правительственном портале.
Между тем, по версии журнала Forbes, Украина вошла в десятку государств с худшей экономикой. Мы оказались на четвертом месте после Мадагаскара, Армении и Гвинеи. Среди причин, по которым мы лидируем в столь неприятном рейтинге, Госдепартамент США называет плохое государственное управление, слабое применение права в судах и коррупцию.
Полагаю, что специалисты из США либо сознательно решили умолчать о главной причине нашего «экономического чуда», либо плохо осведомлены о ситуации в Украине. Не нужно делать масштабных исследований, чтобы увидеть ожесточенное противостояние между налогоплательщиками и налоговиками. Причем противостоянием эти отношения называют только те, кто наблюдает за ситуацией со стороны, а любой предприниматель, прошедший через проверки, допросы и обыски, назовет их гражданской войной между фискальными органами и бизнесом. Для предпринимателя очевидно, что украинское законодательство существует отдельно от практики его применения и никак с ней не пересекается.
Истоки противостояния
Чтобы обеспечить пресловутую социальную стабильность в стране, нужно было качественно провести реформы. Однако по каким-то причинам вместо грамотного реформирования поступила команда собирать больше денег ради выполнения правительственных обязательств. При нынешнем развитии бизнеса, работая в существующем правовом поле, фискальные органы не могут обеспечить рост поступлений, поэтому налоговики в той или иной степени вынуждены выходить за рамки закона, обостряя противостояние.
Любая налоговая проверка всегда заканчивается штрафными санкциями, даже если компания ведет легальную деятельность без каких-либо нарушений. Об этом знают все без исключения предприниматели. Налоговики не зря держат в секрете статистику проверок — 99% таких мероприятий заканчиваются штрафами. Даже в теории не может быть такого, чтобы все предприниматели страны жили вне правового поля. Или законодательство выписано так, чтобы не оставалось правых, или налоговики вымогают штрафы, заставляя самих предпринимателей придумывать нарушения.
Существует четкий прейскурант, в котором в зависимости от вида проверки и оборота предприятия можно вывести сумму, причитающуюся с той или иной организации. Если ничего не найдено, инспектор прямо называет, сколько нужно уплатить в бюджет, а также вручает для оплаты отдельную платежку на бензин, канцтовары или еще что-то по хозяйству для нужд налоговой.
Оружие массового уничтожения
Понимая, что одними угрозами и штрафами нужного результата не добьешься, налоговики придумали несколько эффективных схем уничтожения непослушных предприятий. Для их реализации налогоплательщики содержат специальный институт — налоговую милицию.
Налоговая милиция может остановить деятельность любого предприятия. Схема проста и безотказна: в рамках расследования какого-либо уголовного дела проводятся обыски в офисах интересующих компаний. Даже если между подозреваемыми и выбранной для экзекуции организацией нет никакой связи, следователь, с молчаливого согласия прокуратуры, может проводить следственные действия, то есть обыски и изъятия на основании своих предположений. А вдруг есть связь? В результате компьютеры и вся документация компании будут изъяты для проведения экспертизы. Очередь на экспертизу растягивается от трех месяцев до полугода, так как специалисты загружены. Жаловаться можно куда угодно, но ответ будет один: в действиях следователя нарушений не выявлено. Данная схема одобрена прокуратурой и судами как необходимая для поддержания социальной стабильности.
Имея в арсенале средств давления на бизнес столь радикальные методы, налоговая может доначислить абсолютно любую сумму. Судиться с беспредельщиками бесполезно, поскольку до судов донесена мысль о том, что налоговая всегда права. Последние несколько лет любые, даже самые абсурдные решения объясняются «державним інтересом». Даже в мотивировочной части судебных решений вместо ссылок на нормы законов теперь пишут: «виходячи з державних інтересів».
Вымогательство граничит с абсурдом
Кроме «поддержания соцстабильности» за счет уничтожения бизнеса, налоговики не забывают и о своих доходах. Размеры взяток в последнее время выросли до немыслимых размеров. Ставки неофициальных платежей за получение свидетельства плательщика НДС — от $1 тыс. до $5 тыс. в зависимости от профиля копании и района регистрации. Для сравнения: раньше можно было просто заплатить $200 и без лишних разговоров получить НДС. Теперь же уплатить можно только при условии, что организация выполнит формальные и неформальные требования и докажет свою благонадежность. Например, если в штате компании нет хотя бы пятерых трудящихся, НДС не светит. Считается, что если в организации четыре человека — это сомнительное предприятие. Компании должно быть не менее года, учредителей должно быть два или больше, но обязательно с местной пропиской, очень желательно славяне, причем не слишком молодые и не слишком старые. Тогда им будет легче пройти неформальное собеседование в налоговой милиции, дать письменные объяснения и, возможно, как-то отблагодарить милиционеров за внимание.
Кстати, если в контактных данных предприятия указан мобильный телефон, а не стационарный, вам откажут. Дескать, не подходит такой вариант, неблагонадежная компания. Разумеется, ни в одном законе не сказано, что предприятие — плательщик НДС обязано быть абонентом Укртелекома. Можно, конечно, поспорить, но от этого будет только хуже. Подавать документы разрешается лишь с 1 по 15 число. Не успел — жди две недели, потом снова повоюем. Этот процесс можно растянуть до бесконечности.
Разумеется, все это доморощенные требования, не прописанные в законодательстве. Но не выполнив их, нельзя получить право заплатить $1–5 тыс., чтобы у компании появилась призрачная возможность выполнять крупные заказы и платить с этого налоги.
Аморальный налог
Вообще налог на добавленную стоимость в нашей стране должен быть просто отменен. Он был, есть и будет непрозрачным и коррумпированным. Он чудовищно тормозит нашу экономику в целом и каждое отдельное предприятие в частности. Есть разные варианты компенсации бюджетных потерь — введение налога с оборота или налога с продаж. Важно, чтобы возвратный налог, коим является НДС, был заменен на невозвратный. В Украине любой возвратный налог вроде НДС обязательно станет предметом злоупотреблений и будет служить источником обогащения небольшой группы людей. Обычно НДС никому не возмещают, а те, кто все же нашел подходы, должны заплатить 30–50% от суммы возмещения в качестве отката чиновникам.
Кроме того что поступления от НДС разворовываются, избирательность возмещений ставит предприятия в неравные конкурентные условия, что недопустимо при свободном рынке. Нередко одному предприятию в отрасли возвращают НДС, а остальным — нет. Это дает преимущество компаниям, аффилированным с чиновниками. НДС не только экономически опасен, он еще и аморален. Покупая любой товар, любую услугу, гражданин, которого уже обложили налогом везде, где только можно, платит в качестве НДС 20% от стоимости покупки. Потом эти деньги присваивает некая группа людей через определенные механизмы. Таким образом, поступления от этого налога стали одним из нелегальных источников доходов госаппарата. Уверен, если однажды перестать платить зарплаты начальникам налоговых инспекций и их заместителям, никто из них не уволится. Ни один человек. Больше того, если поставить вопрос ребром, они будут платить за аренду кабинетов. Не зря вице-премьер-министр Борис Колесников в первые же дни на этой должности на всю страну заявил о том, что у нас остались две организованные преступные группировки — ГНАУ и УБОП.
Кстати, после политических событий 2004 года примерно полгода налоговики практически бездействовали. Никакого экономического коллапса не случилось. Напротив, все показатели понемногу пошли вверх. Это говорит о том, что от мытарей в нашей стране маловато пользы. Поэтому в нынешней ситуации у бизнеса есть только один выход — уходить в тень, чтобы иметь возможность платить взятки и отбиваться от проверок. Если работать честно, шансов для выживания нет — ведь неформальные платежи нужно вносить. Это значит, что в течение ближайших нескольких лет налоговые поступления будут снижаться. Следовательно, социальные гарантии выполнять будет все сложнее, а значит, и налоговое давление будет усиливаться. Не исключаю, что до полной победы фискалов над бизнесом.
- Информация о материале
Минэнерго Украины 30 ноября впервые официально обнародовало проект ключевого документа топливано-энергетического комплекса государства – Обновленной Энергетической стратегии Украины на период 2030 года, текстом которого располагают «Комментарии». Презентация проекта, уже одобренного коллегией министерства, была организована главным энергетическим ведомством страны совместно с Госинспекцией Ядерного регулирования и отраслевой организацией «Украинский Ядерный Форум», членом всемирной ассоциации Foratom. Форум объединяет большинство крупнейших предприятие атомной промышленности и энергетики, в частности НАЭК «Энергоатом», Восточный ГОК, проектные компании («Энергопроект», «Теплоэнергомонтаж») и ведущие заводы украинского ядерного приборостроения.
Базовая и пока что действующая Энергетическая стратегия, пересмотреть которую взялись украинские власти осенью 2010 года, была принята в марте 2006 года правительством под руководством Юрия Еханурова.
Нынешний проект Энергетической стратегии Украины (ЭСУ) в обновленном варианте предполагает отказ от ключевых положений действующего документа. Наибольшие сенсации обещает принести нефтегазовый сегмент, который еще находится в стадии разработки. В нынешнем проекте он представлен только в части развития добычи природного газа и то достаточно обобщенно. По словам представителей Минэнерго, нефтегазовый сегмент ЭСУ (о) будет разработан к концу 2011 года после того, как правительство заключит некие новые украинско-российские газовые соглашения. Что принесут эти контракты, пока никто что не знает. Наметившуюся привязку выработки долгосрочной национальной нефтегазовой стратегии к межгосударственным переговорам можно расценивать как фактический отказ Украины от государственного суверенитета в этой отрасли.
Однако, если эти сентенции пока еще только прогнозы, то есть и более предметные предвестники перемен. Ключевые положения действующей стратегии содержат, например, такие экономические вызовы как наращивание экспорта электроэнергии в ЕС и отказ от атомных реакторов советского производства.
Энергоинтеграция с ЕС будет выхолощена
В проекте обновленной ЭСУ зафиксировано отсутствие задачи увеличения экспорта электроэнергии. Развитие данного потенциала было ключевым мотивом присоединения Украины к Европейскому Энергетическому Сообществу. Теперь же данный процесс ради спокойствия Москвы может затухнуть или превратиться в формальность.
Саботаж ранее принятых решений об энергетической евроинтеграции страны выглядит чисто политической проблемой, если бы не ловкая оговорка нынешней власти – дескать, в украинской казне совсем нет денег для многомиллиардных ассигнований в техническое обеспечение. Его первочередные элементы – это новые ЛЭП и оборудование выдачи мощностей АЭС в энергосистему. Следующая составляющая обеспечения – это строительство приграничных подстанций со вставками переменного тока (так называемых «асинхронных интерфейсов»). Каждая из них стоит не менее $200 млн., а Украине необходимо не менее десятка. Базовая Энергетическая стратегия в варианте 2006 года предполагала и бюджетные ассигнования, и привлечение инвесторов для этих целей. Поэтому в стратегии была обозначена цель обеспечения экспорт электроэнергии из Украины на уровне 20 млрд кВт/ч в 2010 году и 25 млрд. кВт/ч в 2030 году. Нынешний проект ЭСУ (о) эти показатели кардинально пересмотрел: на период 2012-2030 гг документ предлагает вывести экспорт в Европейский Союз на постоянную величину в 6 млрд кВт/ч.
Для Украины, которая в начале 90-х экспортировала 28 млрд кВт/ч, такое понижение выглядит откровенной уступкой российской «Интер РАО ЕЭС». Продвижение этой госкомпании на те части рынка Европейского Союза, где ранее работали украинские экспортеры, идет полным ходом. Подтверждает такое вытеснение и отраслевая статистика. С 2007-го по 2009 год Украина сократила объем экспорта электроэнергии с 12,6 до до 5,5 млрд кВт/ч. В 2010 году экспорт упал до 4,3 млрд кВт/ч.
АЭС будут работать на старых реакторах
Еще одной сенсацией ныне обнародованного проекта ЭСУ (о) выглядит перенос сроков переоснащения реакторного парка украинских АЭС. Действующая стратегия предполагает «введение до 2030 года в эксплуатацию 20-21 ГВт замещающих и дополнительных мощностей на АЭС». Проект новой указывает в качестве одной из целей на период «2023-2030 гг – начало строительство атомных блоков для замещения блоков, которые будут выведены из эксплуатации 2031-2037 гг».
Необходимость поэтапной замены реакторного парка АЭС с 2014 года объяснялась соображениями повышения их безопасности, а также стремлением снизить тотальную технологическую и топливную зависимость украинской атомной энергетики от РФ. Теперь же, по мнению экспертов, власти перекладывают на будущие поколения украинцев грандиозные расходы, которые потребуются для одновременного демонтажа энергоблоков после 2030 года.
Отказ от усиления роли Украины на рынке экспорта электроэнергии в ЕС и пересмотр ранее утвержденных планов увеличения выдачи мощностей АЭС – это далеко не все нововведения нынешней украинской энергетической политики, с деталями которой можно ознакомиться по ссылке.
Не меньшие сенсации содержат и сектор угольной промышленности и прогноз роста потребления электроэнергии. Представляя проект документа, представители Минтопэнерго подчеркнули, что ЭСУ (о) получит официальный статус лишь через несколько месяцев, и обязательно после публичных слушаний. Однако, вряд ли базовые критерии и принципы обновления Энергетической стратегии за этот период претерпят существенные изменения.
Последствия запланированных шагов уже сейчас видны невооруженным глазом. Российским энергетическим компаниям изменение вектора Украины обещает рост продаж. А атомной отрасли нашей страны эти принципы, как минимум, обещают сокращение рабочих мест и рост принудительной трудовой миграции заграницу украинских научных кадров, а также технического и строительного персонала атомной отрасли.
- Информация о материале
Фермеры подводят итоги 2011 г. на плодово-овощном рынке. Результаты работы неутешительны — из-за несбалансированной политики и отсутствия минимального планирования более 2 млн. т продукции пойдет на свалку, а общие убытки по отрасли превышают 3 млрд. грн.
2 млн. т овощей и картофеля — излишек, который не смог переварить украинский внутренний рынок и который подлежит утилизации. Рекордный урожай плодово-овощной продукции не только не обеспечивал адекватной прибыли аграриям, но и сгенерировал огромный убыток. «Призывы правительства Украины выращивать картофель и овощи приведут к убыткам, которые мы оцениваем в 2,0-3,0 млрд. грн.!» — говорят эксперты компании «АПК-Информ: овощи и фрукты».
Напомним, что дефицитный прошлый сезон, характеризовавшийся рекордными ценами на самые ординарные овощи вкупе с призывами правительства наращивать урожаи, привел к тому, что украинские фермеры чрезмерно расширили посевные площади. Расширение площадей совпало с благоприятными погодными условиями, и все вместе обусловило рекордные урожаи овощей и картофеля. Последнего было собрано более 20 млн. т.
Уровень цен на плодово-овощную продукцию начал стремительно падать в середине лета, достигнув к октябрю абсолютного минимума, на котором и пребывает последний месяц. Цены на картофель стабилизировались на уровне 1,5-2 грн./кг, лук — около 3 грн./кг, капусту — до 2 грн./кг. И это еще не предел — несмотря на то, что многие фермеры считают цены на овощи и картофель сейчас крайне низкими, они, по прогнозам аналитиков «АПК-Информ: овощи и фрукты», будут снижаться и далее, и достигнут минимальных значений в апреле 2012 г.
Ценовая конъюнктура в ряде регионов была настолько неблагоприятной, что не позволила даже завершить уборочные работы. Так, к примеру, в Ровенской области целые поля, засеянные капустой, просто были вспаханы, поскольку фермеру было невыгодно платить зарплату работникам, убирающим овощи. Нельзя сказать, что операторы не предпринимали попыток разгрузить внутренний рынок и подстегнуть цены — в частности, компании пытались нарастить экспортные поставки. Как минимум в отношении картофеля успех налицо — по данным Государственной таможенной службы, экспорт этой культуры в октябре составил 924 т, против 27 т в сентябре. Для сравнения, в январе-сентябре Украина экспортировала 8,5 тыс. т картофеля. Однако на фоне урожая в 20 млн. т поставка за рубеж 1 тыс. т продукта существенно повлиять на ситуацию не могла.
Излишек продукции — минимум 2 млн. т, считают эксперты. И это без учета так называемой естественной убыли — сокращения запасов продукции вследствие некачественного хранения. К слову, кризис в плодово-овощном секторе потянул за собой и тех бизнесменов, которые, воодушевленные рекордными ценами прошлого года, решили инвестировать в инфраструктурные проекты на аграрном рынке, в первую очередь в построение хранилищ — в прошлом году в Украине было построено рекордное количество хранилищ для плодоовощной продукции.
«Тем не менее хранилища в этом году принесут огромные убытки для их собственников, особенно если они оторваны от производства, а потери производителей вследствие низких цен на овощи и картофель не позволят многим из них начать закупать даже необходимые объемы качественных семян в 2012 г., что повлечет за собой сокращение площадей и объемов производства»,— говорит Андрей Ярмак, автор проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты». Он напомнил, что, в отличие от правительства, призывавшего наращивать производство, эксперты советовали аграриям прямо противоположное, однако фермеры последовали советам Кабмина.
По мнению экспертов, причина катастрофического положения операторов рынка на фоне рекордного урожая — в отсутствии планирования, в том числе и на государственном уровне. «Очень яркий пример — гречка. В прошлом году был дефицит и высокие цены на крупу. В этом году посеяли много гречки — и цены низкие. Я могу гарантировать, что в следующем году опять гречку сеять не будут,— сказал Игорь Баленко, президент Украинской торговой ассоциации.— Но в бизнесе нужно видеть дальше своего носа, прогнозируя ситуацию на несколько шагов вперед».
- Информация о материале
Всякого интенданта через три года исполнения должности можно расстреливать без суда.
Генералиссимус А.Суворов
Арест главы государственной службы занятости Владимира Галицкого, обвиненного СБУ в коррупции показал масштаб капитализации украинскими чиновниками государственных должностей. Руководитель одной из служб одного из министерств, который занимает свою должность около семи лет, настолько богат, что в сейфе держит деньги и ценности на сумму 7,5 млн. долл. — видимо, на карманные расходы. Пакеты с деньгами Галицкому ежедневно приносили прямо на рабочее место, где он без всякого стеснения распределял «кассу». Разумеется, в схему были вовлечены многие другие чиновники. Факты, установленные СБУ, позволяют сделать ужасающее открытие: вся система государственного социального страхования и социального обеспечения безработных является, по сути, фиктивной и глубоко убыточной для государства. Судя по имеющимся данным следствия, можно констатировать: за многие годы коррумпированного руководства в Госслужбе занятости произошла полная ликвидация системы социальной защиты и превращение ее в систему грабежа бюджетных средств во всех регионах Украины. Воровство стало основной целью руководителей подразделений госслужбы занятости во всех регионах страны, которые принимали долевое участие в четко организованном криминальном бизнесе. Дело Галицкого стало предметом расследования ZN.UA.
Государственная служба занятости — это исполнительная дирекция Фонда обязательного государственного социального страхования на случай безработицы. 16 тысяч сотрудников и 645 центров службы занятости по всей стране созданы для предоставления услуг незанятому населению — примерно 550 тысячам официально зарегистрированных безработных. Фонд управляет страхованием на случай безработицы, собирает и аккумулирует страховые взносы, выплачивает материальное обеспечение безработным и оплачивает создание рабочих мест для безработных. Бюджет фонда пополняется бесперебойно — за счет обязательных отчислений предприятий. Госслужба занятости распоряжается огромными деньгами, которые передаются ей в управление фондом. В 2009-м году бюджет фонда составил 6,150 млрд. гривен., в 2010-м — 7,258 млрд. гривен, в 2011-м — 7,5 млрд. гривен.
Эти живые деньги легко обналичить — Госслужба платит пособия гражданам, платит за их обучение, платит предприятиям за то, что они создают рабочие места.
Как показало расследование Службы безопасности Украины, основной целью руководства службы занятости было создание коррупционных схем, при которых со всех выплат, которые производит Госслужба занятости кому-либо, можно было собирать свой откат в 15—20%. В частности, Галицкому предъявлено обвинение в хищении средств из бюджетной программы 2011 года по созданию рабочих мест для обеспечения занятости жителей угледобывающих регионов.
Какие еще обвинения могут быть предъявлены Галицкому? По данным ZN.UA, в настоящее время следователей интересует порядок реализации всех бюджетных программ Фонда соцстраха и госслужбы занятости.
По оперативным данным деньги воровались по следующим статьям:
Выплаты помощи по безработице и материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного. На эти цели шло примерно 75—77% бюджета Фонда соцстраха. Повышение квалификации и материальная помощь выдавалась строго через откаты, причем нередко в этих схемах использовались «мертвые души» — получатели средств. Следствие пытается установить масштабы потерь государства, но речь идет о миллиардах. В этом криминальном бизнесе чиновники зарабатывали и на банковских операциях. Бюджетные миллиарды были средством незаконного кредитования коммерческих банков. При ставках на однодневные кредиты овернайт 11—13% государственные деньги размещались под 2—3%, а разницу руководство госслужбы и банк делили между собой в частном порядке.
Около 9% бюджета — почти полмиллиарда гривен — Госслужба занятости направляет на трудоустройство безработных путем предоставления дотаций работодателям. Получить эти деньги без откатов было невозможно. Широкие масштабы приняло мошенничество: учреждали свои фиктивные фирмы, которые создавали фиктивные рабочие места и принимали на работу фиктивных безработных. Живые деньги от мертвых душ чиновники в полном объеме клали себе в карман.
Около 8% бюджета Госслужба направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных. Квалификация безработных — это вообще вопрос весьма субъективный, и каков реальный эффект от этих программ следствию еще предстоит изучить. Деньги воровались здесь с большой легкостью, потому что проверить кто, как, кого и чему научил — практически нереально. Факты таковы: несмотря на постоянное увеличение средств по этой программе (450 млн. гривен в 2011 году), количество трудоустроенных безработных почему-тоне растет. Существуют веские подозрения, что система подготовки безработных была фиктивной, и нацеленной прежде всего на получение откатов.
2% бюджета идет на проведение общественных работ. О том, кто принимал реальное участие в общественных работах из числа безработных и в чей карман шла оплата — предмет расследования. В 2011 году на оплату общественных работ безработными государство выделило 220 млн. гривен. Что сделано за эти деньги — вопрос риторический.
13,6 % средств фонда шло на содержание исполнительной дирекции и ее рабочих органов — около 1 млрд. гривен. Коррупционная схема работы службы занятости щедро оплачивалась налогоплательщиками, причем средняя зарплата в этой структуре превышала, для сравнения, среднюю зарплату в МВД.
Программа создания рабочих мест для жителей угледобывающих регионов обошлась государству в 2011 году в 360 млн. гривен— примерно по 102 тысячи на каждого участника программы. Однако деньги в таком объеме, по данным следствия, ни один шахтер не увидел. Откаты и мертвые души съели большую часть этой суммы.
В 2010 году Госслужба занятости реализовала бюджетную программу одноразовой помощи безработным для организации предпринимательской деятельности, на которую было ассигновано 58,4 млн. гривен. Деньги были украдены почти в полном объеме. Где бизнес-планы, под которые выделялись безработным деньги, и каковы результаты этой пустой раздачи государственных денег? С января по сентябрь 2010 года 8773 безработных якобы получили от Госслужбы занятости в среднем по 6656 гривен безвозмездной одноразовой помощи! Знал ли вообще о существовании такой интересной бюджетной кормушки хоть один реальный предприниматель или безработный — проверяет следствие.
Можно только представить, какими суммами в сейфах и банках располагают начальники Галицкого, те руководители правительств и депутаты парламента, которые «крышевали» и покрывали деяния хитрого чиновника все эти годы.
Деятельность Галицкого началась в госслужбе занятости еще во времена Кучмы, при министре социальной политики М.Папиеве — оба по квоте СДПУ (О). Есть мнение, что схема масштабных хищений средств Фонда соцстраха и госслужбы занятости была создана еще в те годы. В 2005 году новый министр В.Кириленко Галицкого уволил. Однако в 2006-м премьер Юрий Ехануров совершенно бескорыстно для своего кармана и для кармана «Нашей Украины» вернул ценного работника к бюджетному корыту. В правительстве Януковича, а затем в правительстве Тимошенко, и полтора года при правительстве Азарова Галицкий спокойно работал. Источник, близкий к следствию, сообщил нашему изданию, что глава Госслужбы занятости узнал о том, что находится под наблюдением спецслужбы за полгода до ареста. Однако не только не предпринял никаких мер конспирации, но и продолжил «косить» прямо в своем рабочем кабинете. Кто-то назовет это клептоманией, но скорее всего, это была вера в безнаказанность, которая зиждилась на высокопоставленной крыше Галицкого.
По данным ZN.UA, вице-премьер-министр по социальной политике Сергей Тигипко выступал в начале 2011 года с требованием уволить Галицкого, однако эта инициатива была торпедирована. Руководство Кабмина до поры до времени считало Галицкого незаменимым. Его ближайшим политическим партнером был первый заместитель министра социальной политики Василий Надрага — назначенный в министерство по квоте Блока Литвина. Есть основания предположить, что Галицкий заносил веские аргументы руководству партии Литвина и его депутатам, которые позволяли ему рассматривать свою должность тоже как часть коалиционного соглашения. Несомненно, что среди выгодополучателей были и представители Партии регионов.
Расследование деятельности Галицкого заняло слишком много времени. В распоряжении ZN.UA попало письмо главы Госкомпредпринимательства Михаила Бродского к президенту Виктору Януковичу еще от 18 октября 2010(!) года с весьма красноречивым содержанием:
«…Тщательного внимания требуют теневые схемы по предоставлению дотаций работодателям на создание дополнительных рабочих мест, привлечение безработных к оплачиваемым общественным работам, выделение одноразовой помощи по безработице для открытия своего дела, которые финансируются за счет государственного бюджета.
На сегодня Государственный центр занятости возглавляет В.Галицкий… На основании вышеизложенного, обращаемся к вам с просьбой поручить правоохранительным органам провести расследование теневых схем в Государственном центре занятости. Считаем, что вопросы, которые поднимаются, наносят не меньшие убытки государству, чем «ЕДАПС», а возможно, и большие».
Однако, для того чтобы оторвать Галицкого от бюджетных потоков власти понадобилось больше года.
С политической точки зрения арест этого чиновника является куда более примечательным, чем первый громкий коррупционный скандал-арест главы Госкомиссии по финансовым услугам Василия Волги. Волга был временщиком, который не имел ни образования, ни профессиональной подготовки, ни политического веса, и пытался побыстрее укрепить как свой «фундамент», так и накосить капусты в свой карман и в карман лидера Компартии Петра Симоненко, поставившего его на должность по своей квоте. Волгу арестовали за глупость. Арест Галицкого — несомненно, куда более значимое решение. Арестован чиновник, который работал при двух правительствах Януковича. Который всех знает и который имел в Партии регионов самые серьезные связи. Казалось, его по-тихому отправят в отставку, а затем в ссылку. Так произошло с гендиректором «Укрзалізниці» Костюком (ныне львовским губернатором) который как только увидел уголовные дела по госзакупкам в своем ведомстве, открытые прокуратурой, сразу все понял и быстро уволился сам. Однако власти — а очевидно, что арест не мог состояться без санкции президента — решили вывести аферу на поверхность. Что ж, нельзя не отметить, что в данном случае арест Галицкого, какие бы политические мотивы за ним ни стояли, является действительно первым серьезным признаком борьбы с коррупцией и коррупционерами со стороны команды Януковича. И он, несомненно, показывает, что в условиях жестокого финансового кризиса и проблем с наполнением бюджета власти вынуждены наконец обратить внимание на ошеломляющее по масштабам воровство государственных средств. Очевидно, исчерпав все пределы фискального давления на легальный сектор экономики и потеряв доступ к дешевым кредитам, команда Януковича вынуждена обратить внимание на самый важный источник экономии — воровство на всех уровнях исполнительной власти.
Однако говорить о том, что дело Галицкого стало триумфом и победой правоохранительной системы преждевременно. Психологический эффект ареста должен быть закреплен. Для этого нужен приговор, срок для коррупционера и его подельников, конфискация уворованного, увольнение всех руководителей Галицкого либо как минимум установление в суде степени их ответственности.
Как показывает практика расследования дел по взяткам, высокопоставленные руководители по этим обвинениям в тюрьму сейчас не садятся. Все ограничивается содержанием в СИЗО. Так, в октябре 2010-го Сергей Чмырь, экс-глава Украинской государственной семенной инспекции, взятый с поличным на взятке, был признан виновным и приговорен… к испытательному сроку, причем без конфискации имущества! А в ноябре 2011 экс-глава Инспекции по контролю за ценами Татьяна Рудь также была признана судом виновной во взяточничестве и приговорена… также к испытательному сроку! У взяточников не изымают деньги и в тюрьмах они не сидят. И потому дело Галицкого нужно оценивать не по кадрам оперативной съемки, а по реальному сроку, который он должен получить, и по сумме конфискованного в доход государства имущества и ценностей. И главное! Как широко будет заброшен невод следствия в верхи и низы схемы? А еще — кем заменят плохого коррупционера? Хорошим?
Куда большее беспокойство, чем судьба дела, вызывает будущее Фонда социального страхования по безработице. Учитывая вирус коррумпированности руководства этой структуры в областях и в центральном аппарате, Кабмин и Верховная Рада должны рассмотреть вопрос о приостановке всех программ работы Госслужбы занятости и проведении аудита ее деятельности с учетом вскрытых СБУ фактов. Очевидно, что всех региональных руководителей и руководителей подразделений следует отстранить от должностей на период следствия. Большинство из них не могло не иметь представления о масштабах коррупции, и, тем не менее, молчало, и это молчание вместе с подписями, по-видимому, оплачивались. Остается надеяться, что, вскрыв масштабную коррупционную схему, государство действительно постарается навести порядок в работе Госслужбы занятости, а не ограничится назначением на освободившийся от Галицкого пост очередного 30-летнего вундеркинда из Константиновского района Донецкой области…
- Информация о материале
Страница 1244 из 1561
