Минэнерго Украины 30 ноября впервые официально обнародовало проект ключевого документа топливано-энергетического комплекса государства – Обновленной  Энергетической стратегии Украины на период 2030 года, текстом которого располагают «Комментарии». Презентация проекта, уже одобренного коллегией министерства, была организована главным энергетическим ведомством страны совместно с Госинспекцией Ядерного регулирования и отраслевой организацией «Украинский Ядерный Форум», членом всемирной ассоциации Foratom. Форум объединяет большинство крупнейших предприятие атомной промышленности и энергетики, в частности НАЭК «Энергоатом», Восточный ГОК, проектные компании («Энергопроект», «Теплоэнергомонтаж») и ведущие заводы украинского ядерного приборостроения.

Базовая и пока что действующая Энергетическая стратегия, пересмотреть которую взялись украинские власти осенью 2010 года, была принята в марте 2006 года правительством под руководством Юрия Еханурова.  

Нынешний проект Энергетической стратегии Украины (ЭСУ) в обновленном варианте предполагает отказ от ключевых положений действующего документа. Наибольшие сенсации обещает принести нефтегазовый сегмент, который еще находится в стадии разработки. В нынешнем проекте он представлен только в части развития добычи природного газа и то достаточно обобщенно. По словам представителей Минэнерго, нефтегазовый сегмент ЭСУ (о) будет разработан к концу 2011 года после того, как правительство заключит некие новые украинско-российские газовые соглашения. Что принесут эти контракты, пока никто что не знает. Наметившуюся привязку выработки долгосрочной национальной нефтегазовой стратегии к межгосударственным переговорам можно расценивать как фактический отказ Украины от государственного суверенитета в этой отрасли.

Однако, если эти сентенции пока еще только прогнозы, то есть и более предметные предвестники перемен. Ключевые положения действующей стратегии содержат, например, такие экономические вызовы как наращивание экспорта электроэнергии в ЕС и отказ от атомных реакторов советского производства.

Энергоинтеграция с ЕС будет выхолощена

В проекте обновленной ЭСУ зафиксировано отсутствие задачи увеличения экспорта электроэнергии. Развитие данного потенциала было ключевым мотивом присоединения Украины к Европейскому Энергетическому Сообществу. Теперь же данный процесс ради спокойствия Москвы может затухнуть или превратиться в формальность.   

Саботаж ранее принятых решений об энергетической евроинтеграции страны выглядит чисто политической проблемой, если бы не ловкая оговорка нынешней власти – дескать, в украинской казне совсем нет денег для многомиллиардных ассигнований в техническое обеспечение. Его первочередные элементы – это новые ЛЭП и оборудование выдачи мощностей АЭС в энергосистему. Следующая составляющая обеспечения – это строительство приграничных подстанций со вставками переменного тока (так называемых «асинхронных интерфейсов»). Каждая из них стоит не менее $200 млн., а Украине необходимо не менее десятка. Базовая Энергетическая стратегия в варианте 2006 года предполагала и бюджетные ассигнования, и привлечение инвесторов для этих целей. Поэтому в стратегии была обозначена цель обеспечения экспорт электроэнергии из Украины на уровне 20 млрд кВт/ч в 2010 году и 25 млрд. кВт/ч в 2030 году. Нынешний проект ЭСУ (о) эти показатели кардинально пересмотрел: на период 2012-2030 гг документ предлагает вывести экспорт в Европейский Союз на постоянную величину в 6 млрд кВт/ч.

Для Украины, которая в начале 90-х экспортировала 28 млрд кВт/ч, такое понижение выглядит откровенной уступкой российской «Интер РАО ЕЭС». Продвижение этой госкомпании на те части рынка Европейского Союза, где ранее работали украинские экспортеры, идет полным ходом. Подтверждает такое вытеснение и отраслевая статистика. С 2007-го по 2009 год Украина сократила объем экспорта электроэнергии с 12,6 до до 5,5 млрд кВт/ч. В 2010 году экспорт упал до 4,3 млрд кВт/ч.

АЭС будут работать на старых реакторах

Еще одной сенсацией ныне обнародованного проекта ЭСУ (о) выглядит перенос сроков переоснащения реакторного парка украинских АЭС. Действующая стратегия предполагает «введение до 2030 года в эксплуатацию 20-21 ГВт замещающих и дополнительных мощностей на АЭС». Проект новой указывает в качестве одной из целей на период «2023-2030 гг – начало строительство атомных блоков для замещения блоков, которые будут выведены из эксплуатации 2031-2037 гг».

Необходимость поэтапной замены реакторного парка АЭС с 2014 года объяснялась соображениями повышения их безопасности, а также стремлением снизить тотальную технологическую и топливную зависимость украинской атомной энергетики от РФ. Теперь же, по мнению экспертов, власти перекладывают на будущие поколения украинцев грандиозные расходы, которые потребуются для одновременного демонтажа энергоблоков после 2030 года.

Отказ от усиления роли Украины на рынке экспорта электроэнергии в ЕС и пересмотр ранее утвержденных планов увеличения выдачи мощностей АЭС – это далеко не все нововведения нынешней украинской энергетической политики, с деталями которой можно ознакомиться по ссылке.

Не меньшие сенсации содержат и сектор угольной промышленности и прогноз роста потребления электроэнергии. Представляя проект документа, представители Минтопэнерго подчеркнули, что ЭСУ (о) получит официальный статус лишь через несколько месяцев, и обязательно после публичных слушаний. Однако, вряд ли базовые критерии и принципы обновления Энергетической стратегии за этот период претерпят существенные изменения.

Последствия запланированных шагов уже сейчас видны невооруженным глазом. Российским энергетическим компаниям изменение вектора Украины обещает рост продаж. А атомной отрасли нашей страны эти принципы, как минимум, обещают сокращение рабочих мест и рост принудительной трудовой миграции заграницу украинских научных кадров, а также технического и строительного персонала атомной отрасли.