Государственная налоговая служба, кажется, на неопределенный срок наняла музу, которая время от времени подсказывает все более оригинальные идеи о наполнении бюджета страны. Трендом нынешних налоговых будней стал мониторинг частных объявлений, рабочие результаты которого свидетельствуют, что каждый третий проверенный уклоняется от уплаты налогов. Налоговики, образно говоря, убеждают эту же музу в необходимости платить налоги — так же, как парикмахеров, репетиторов, переводчиков, слесарей, дизайнеров, народных целителей и других самозанятых работников, размещающих объявления о своих услугах в СМИ и на досках объявлений.

С кого начинать?

Решение о таком мониторинге инициировало руководство налоговой службы, которая пытается «идти навстречу» украинскому «заробітчанину», чтобы тот, наконец, понял, что «работа без документов — это эксплуа­тация, а не цивилизованные трудовые отношения». По словам Александра Клименко, главы ГНС Украины, местные бюджеты на две трети состоят из налога на прибыль физических лиц, поэтому налоговая будет делать все для того, чтобы у общин эти деньги были: «Если надо будет читать все рек­ламные объявления — будем читать».

Самым большим спросом сейчас пользуются два вида объявлений. Первый — с предложениями конкретных услуг (ремонт бытовой техники, работа швеи, массаж и т.п.). Якобы заинтересованные клиенты — а на самом деле сотрудники ГНС — просят у распространителей таких объявлений резюме, а потом по базе идентификационных кодов проверяют факт наличия уплаты налогов. (По этим же базам, вероятно, удобно также выявлять и владельцев «приличных» сумм, которые засветились при обмене валют. Правда, в ГНС уверяют, что банковская тайна для них — табу.)

Вторая разновидность объявлений — о замещении вакансий. По ним работники налоговых получают информацию об учреждении: осуществляет ли оно отчисления в Пенсионный и другие фонды, какую зарплату выплачивает и отвечает ли ее сумма заявленной в декларации. Если проверенный субъект кладет заработок исключительно в свой карман или же пополняет государственную казну символическими сумами, сначала ему делают предупреждение, но со временем незадекларированные средства могут стать основанием для штрафа или даже судебной волокиты.

Однако заявленный метод, логично, вызывает сомнения в части его финансирования: во-первых, сколько сотрудников инспекций нужно задействовать, чтобы проверить тысячи подозреваемых в неуплате налогов граждан? И, во-вторых, хватит ли средств, взысканных с нарушителей трудовых отношений, хотя бы на зарплату налоговикам, которые непосредственно будут заниматься таким мониторингом? Сколько же газет, сайтов о трудоус­тройстве, объявлений у подъездов и в метро нужно перечитать! И это тогда, когда есть более значительные нарушения налогового законодательства, которые нуждаются в устранении.

В Греции, например, проверяли большие рекламные агентства, в Бельгии налоговые инспекторы занимаются раскрытием махинаций бриллиантовых магнатов. В этих случаях речь идет о миллионных суммах, которые обходят государственную казну. Это не скрытый заработок наемного работника, работодатель которого вмес­то реальной суммы зарплаты — 1200 грн. — указывает в отчете 400 грн. Не 80 грн. за стрижку, которые три-пять раз в неделю может получить так называемый домашний парикмахер. Не подработка женщины в декрете, студента-аспиранта или выпускника иняза, которых обстоятельства заставляют время от времени «подхалтуривать». Это до абсурдности не те люди и не те суммы, которых так не хватает дырявым местным бюджетам.

Ведь не перевелись еще в Украине предприимчивые граждане, которые не гнушаются зарубежных счетов, предпочитают крупные офшорные аферы, нарушая порядок уплаты отчислений в бюджет. Неужели они не достойны энергии и внимания налоговых органов? Впрочем, как ни банально, но дело, похоже, снова упирается в наличие авторитетов, отдельно отложенных средств на случай проверки и, конечно же, «крыши». В то время как некоторые фрилансеры, которые зарабатывают по несколько тысяч отечественных гривен в месяц да еще и арендуют жилье, собственной крыши не имеют даже в буквальном смысле. С их заработком на квартиру откладывать надо долго. Можно, конечно, пойти и честно признаться в неуплате налогов, — тогда жилье удастся приобрести еще через более неопределенный и длительный срок, если вообще удастся… Потому стоит ли удивляться, а тем более негодовать по поводу того, что люди не колеблясь соглашаются быть «социально незащищенными», без отпускных, больничных и декретных. Они уже почти не страдают от угрызений совести, что, дескать, а как же инфраструктура. И если красиво оформленный сверток с надписью «Инициированная властью альтернатива, госгарантии и социальная защита» положить на весы рядом с утверждением «Я сам», перевесит, скорее всего, последнее. (Марка весов называется «Выбор».)

Текущие итоги

Время от времени должностные лица называют вполне правдивые цифры, которые свидетельствуют об экономическом росте. Но не всегда он сказывается на материальном состоянии обычных граждан. Скажем, из-за уменьшения спроса закрываются целые рынки. Поэтому некоторые бывшие предприниматели вспоминают о своем высшем образовании — становятся частными репетиторами, а кто-то начинает мастерить, строить, чинить, работать в сфере обслуживания, дизайна или развлечений. Но и там не все просто.

Уже не нова практика рассылки сообщений с просьбой задекларировать доходы, чтобы людям спокойно работалось в правовом поле.

Следует вспомнить и о предвари­тельно одобренном Верховной Радой в середине октября законопроекте «О внутренней торговле», который сейчас находится на доработке. Его отдельной статьей регулируется работа интернет-магазинов: их владельцы обязаны иметь офисное помещение, в частности для сохранения и оформления документов о ведении хозяйственной деятельности. Некоторые предприниматели при этом убеждены, что делается это исключительно для большего удобства будущих проверок: «офис нужен, чтобы было куда спецназ запускать с захватом».

Активизация налоговой службы в текущем году дала свои результаты — объемы сбора налогов превысили прошлогодние более чем в полтора раза. Говоря об успехах деятельности украинских налоговых инспекций в цифрах, глава ГНС в одном из интервью отметил, что за январь—июнь 2010-го было собрано около 50 млрд. грн., тогда как за приблизительно такой же период 2011 г. — 90,5 млрд. грн. При этом тремя главными составляющими такой тенденции он назвал изменения, связанные с дейс­твием Налогового кодекса, рост экономики и вывод экономики из «тени».

По информации ГНС, с начала 2011 г. из «тени» вышли свыше 170 тыс. лиц: 98 тыс. из них — наемные работники без трудовых соглашений, около 44 тыс. граждан — уже зарегистрировались как частные предприниматели, а 28 тыс. подали декларации о доходах.

При этом остаются 9% киевлян, то есть 230 тыс. населения одной только столицы, которые вообще не декларируют доходы, и это без учета значительного количества нелегалов, — сообщила директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Ирина Носачева на совместном совещании ГНСУ и Киевской горгосадминистрации. Местный бюджет Киева за текущий год пополнен на 7 млрд. грн., 70% из которых — это налог на прибыль физических лиц вместе с земельным налогом. Впрочем, могло бы быть больше, ведь столица считается одним из основных источников наполнения бюджета. «Тесное сотрудничество и четкое взаимодействие налоговиков и городской власти Киева, — отметил глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов на упомянутом совещании, — важный рычаг в наполнении бюджета столицы».

***

На одном из ресурсов по трудоустройству объявление: «Налоговая проверка — это «поединок» инспектора и частного предпринимателя. Побеждает тот, кто лучше подготовлен. А это, как правило, инспектор, поскольку он лучше владеет нюансами нашего многогранного налогообложения. Я имею огромный опыт как контрольно-проверочной, так и аудиторской работы и могу комплексно подготовить вас к проверке налоговой, а также сопровождать вас во время проведения проверки». (Ниже — номер телефона.) Еще один претендент — подозреваемый в неуплате. Подготовлен, говорит. Может ему удастся отстоять свой заработок?..

Будет мониторинг, организованный ГНС, показательным (чтобы напугать трудовых мигрантов-нелегалов), или станет монотонным куском неблагодарной работы для работников инспекций, еще неизвестно. И окупятся ли усилия тех же инспекций — тоже. А может, здесь речь идет о попытке прекратить деятельность неплательщиков в пользу предпринимателей аналогичных отраслей, которые все же хоть как-то работают на госбюджет? А он, так или иначе, нужен всем, даже тем, кто ни копейки в него не вкладывает. И, наверное, не потому, что очень жадный, — просто не адаптирован еще, условия не те, чтобы мог класть столько, сколько требуется.

Комментарий юриста

Сергей БОЯРЧУКОВ, управляющий партнер ЮКК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»:

— Сегодня каждый третий украинец уклоняется от уплаты налогов. Это побудило органы ГНС реализовать оригинальные идеи относительно наполнения бюджета страны через мониторинг частных объявлений. Однако применение указанных мер не совсем отвечает нормам налогового законодательства, скорее, приводит к их нарушению.

И все же — что делать, если работники органов ГНС применили такие проверки к лицам, уклонившимся от уплаты налогов?

Избежание налогов рассматривается как таковое, которое является следствием минимизации налоговых обязательств законным путем с использованием налоговых лазеек. В отличие от него, уклонение трактуется как утаивание налоговой базы и/или предоставление в налоговые органы заведомо недостоверной информации.

Согласно нормам Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки.

Согласно п. 80.1. ст. 80 НК, фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Она проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки.

Однако при проведении налоговой проверки путем мониторинга частных объявлений лицо, к которому применяется такая проверка, должно востребовать у работников ГНС решение руководителя структурного подразделения, оформленного приказом до начала проведения указанной проверки.

Поскольку же такая проверка не предусмотрена действующим налоговым законодательством, то, соответственно, решение руководителя структурного подразделения тоже будет предоставлено с нарушением норм НК, что и является правовым основанием для отказа в таких проверках и обжалования решений об их проведении в суде.

Так что налогоплательщик имеет право обжаловать решение налоговых органов, обратившись в суд в любой момент после получения соответствующего налогового сообщения, но с учетом сроков давности.

Если лицо, относительно которого осуществлялась проверка, действительно не задекларировало незначительные суммы заработка, но органами ГНС не было документально установлено имущественное состояние, вид доходов, из которых получена эта сумма, — такое судебное дело имеет все шансы быть решенным положительно.

И все же физические лица, как парикмахеры, репетиторы, переводчики, слесари, дизайнеры и другие самозанятые работники, уклоняясь от уплаты налогов, нарушают действующее налоговое законодательство. Действующее законодательство предусматривает такие виды ответственности за нарушения налогового законодательства: штрафные (финансовые) санкции, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Таким образом, чтобы уменьшить масштабы избежания налогов и уклонения от их уплаты, необходимо тщательно настроить налоговое законодательство на нужды обеспечения его прозрачности и предотвращения налоговой дискриминации, повысить вероятность выявления фактов уклонения, прежде всего путем анализа деятельности посредников, чьи операции сегодня во много раз снижают предельные затраты уклонения для налогоплательщиков. На практике нужно не увеличивать количество проверок и суммы штрафов, а совершенствовать демократические институты, активизировать борьбу с коррупцией, устранить позорные явления, когда политики и чиновники вместе с олигархами, злоупотребляя властью в личных корыстных интересах, прикрывают существование разных посреднических структур, нарушают правила честной рыночной конкуренции, добиваясь налоговых льгот и разного рода преимуществ для «своих» предприятий, территорий, областей.

Даже незначительный рост вероятности наказания посредников приведет к положительному эффекту в сужении масштабов уклонения.

Уходящий год запомнится многим украинцам повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Повышали и говорили о грядущих повышениях на все услуги без исключения. Не стоял в стороне и «Киевводоканал». Так, тарифы на холодную воду и водоотвод в столице были повышены с марта на 9,8-11%. А в июне на предприятии заговорили о новом повышении – уже более чем на 80%. При этом, по данным Минрегионстроя и ЖКХ, действующие в столице тарифы на воду покрывают 88,2% реальной себестоимости услуг.

В ожидании новых «справедливых» тарифов на воду «Комментарии» вооружились историческим опытом тарифообразования в столице  Украины. Водопровод в Киеве появился в 1872 году благодаря инженеру и предпринимателю Аманду Струве, который подсчитал, что для города хватит 175 тысяч ведер воды (одно ведро - 12 литров) в сутки. Прайс, который выставил Струве городской управе, был следующим: за бочку воды – 9 копеек, за ведро – четверть копейки, за водопой скота – копейку с головы. 

Первыми «воду от Струве» получили владельцы 83-х усадеб на Крещатике, Большой Васильковской, Бибиковском (ныне Шевченко) бульваре. Богатые должны были заплатить за бедных, и тариф им выставили по тем временам приличный: за 100 ведер с них брали по 23,5 копейки (есть, правда, источники, которые утверждают, что тариф был на копейку меньше). Кроме того, частным пользователям водопровода было категорически запрещено (грозило даже судебное преследование) перепродавать воду. Торговать водой могли водовозы, которым жидкость отпускали дешевле: самая маленькая бочка (20-25 ведер) стоила пять копеек, самая большая (45-50 ведер) – 10 копеек.

Спустя два года к водопроводу были подключены 147 усадеб, а тарифы начали снижаться. В 1895 году город заключил договор с Акционерным обществом водоснабжения, согласно которому киевляне могли платить по двум тарифам, – оптовому и розничному. В розницу вода продавалась сначала по 15 коп. за 100 ведер, через 3 года – по 14 коп., еще через 6 лет – по 13 коп., а дальше по 12 коп. за 100 ведер. «Оптовикам» нужно было договариваться с обществом водоснабжения в индивидуальном порядке, на основании специальной  таблицы расчетов.

Тогда же установилась практика, согласно которой малообеспеченные киевляне, получив в городской управе соответствующую справку о доходах, предоставляли ее в общество водоснабжения, и получали возможность лимитировано пользоваться водоразборными кранами бесплатно. Таковых, правда, было всего четыре, и экономные малообеспеченные киевляне употребляли дармовую воду из фонтанов. Особо экономные в тех же фонтанах мылись, что было строжайше запрещено властями, но «строгость законов на Руси компенсируется лояльностью к их неисполнению».

К 1914 году Киев был полностью подключен к центральному водоснабжению.  Для сравнения в суровом Челябинске водопровод только появился в 1913 году. Тамошний тариф составлял 20 копеек за сто ведер, но основная масса населения даже эти копейки не могла позволить себе тратить.

Но вернемся в Киев. После установления советской власти в городе решено было ввести в действие 7 тарифов на воду. То есть, было сформировано семь категорий жителей, «платежки» которым приходили с разными суммами. Причем, категории на этот  раз были поделены не по принципу материального достатка (как в царские времена), а использовался и фактор социальный. Например, самые «идеологически правильные» получали скидки и субсидии. Например, 100 ведер бесплатно воды в месяц. Рабочим «беспартийным» приходилось платить уже за воду. Но весь груз «субсидирования» пролетариата был возложен на плечи интеллигенции. Такое тарифообразование действовало в Киеве почти до начала Второй Мировой войны.

Сегодняшние городские власти уверяют, что очередное повышение тарифов не затронет малообеспеченные слои киевлян: им будут предоставляться субсидии в зависимости от доходов. Правда, простому украинцу еще придется доказать свое право на получение помощи из бюджета. А вот большинство из власть имущих  уже давно оформили себе коммунальные скидки. Под различными предлогами.

 

В этом году количество оружия и боеприпасов, которое граждане Украины добровольно сдали в милицию, перевалило за 10 тыс. При этом на руках у населения остаётся в разы больше.

В начале октября в один из полтавских райотделов милиции явился мужчина с мешком. В мешке лежал автомат Калашникова и несколько десятков патронов к нему. Как объяснил обладатель оружия Василий, в 1993‑м его зять пригнал из воевавшей тогда Абхазии подержанный форд, а спустя год, когда чинил автомобильную дверцу, обнаружил внутри АКС-74У. Василий решил забрать у зятя находку – от греха подальше – и спрятал у себя дома под диваном, на всякий случай. Спустя 17 лет в семье случился конфликт, и зять пригрозил тестю тюрьмой. Тесть сыграл на опережение, принёс «калаш» в милицию. За незаконное хранение оружия дают до пяти лет тюрьмы, но в октябре продолжался месячник добровольной сдачи, и Василия не посадили.

Эхо войны

Это нетипичный случай, говорит начальник Управления разрешительной системы и лицензирования Департамента гражданской безопасности МВД Валентин Медведь, – военное оружие приносят крайне редко. Как правило, украинцы избавляются от охотничьих ружей, травматических и газовых пистолетов, холодного оружия. «Владельцы охотничьих карабинов стареют, умирают, а оружие пылится на чердаке. Родственники о нём и не вспоминают. До тех пор, пока участковый не составляет протокол и не заводит уголовное дело, тогда и начинаются проблемы. Чтобы этого не случалось, мы проводим месячники добровольной сдачи», – рассказывает Валентин Медведь.

Помимо охотничьих карабинов часто приносят советское или немецкое оружие времён Второй мировой войны, чаще всего исправное. Спустя полвека милиция продолжает изымать у граждан целые арсеналы таких запасов. Вот случай двухнедельной давности: в Одесской области стражи порядка изъяли у торговца оружием шесть гранат, четыре миномётные мины и сотню патронов калибра 7,62 времён войны.

Тех, кто сдаёт боеприпасы во время месячника, освобождают от ответственности. Если только экспертиза не покажет, что оружие было задействовано в преступлении. Стволы в хорошем состоянии отправляют в оружейные магазины (вырученные средства идут на оплату коммунальных услуг МВД), негодные – уничтожаются в плавильных печах, взрывчатка утилизируется. У оружия, изъятого из незаконного оборота, другой путь: его направляют в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр (НИЭКЦ) МВД.

Недобровольная сдача

Замначальника лаборатории криминальной экспертизы НИЭКЦ полковник милиции Игорь Игнатьев показывает Фокусу некоторые экземпляры. «Вот луганский пистолет-пулемёт бандитских девяностых, а вот, – он указывает на орудия, внешне похожие на немецкий автомат МП-40, – два чеченских «Борза», их выпуск был налажен ещё во время первой войны». По словам эксперта, в ходе любого конфликта с участием незаконных военных формирований появляются новые образцы оружия – простые, дешёвые, стреляющие распространённым пистолетным патроном. Армянский пистолет-пулемёт К6‑92 – детище войны в Нагорном Карабахе, хорватский «Аграм» был создан в начале войны в Югославии. Со временем такое оружие перекочёвывает в преступный мир. «Например, «Борзы» клепали большими партиями на консервном заводе, только в Украине их было изъято несколько тысяч», – говорит Игнатьев. Кроме контрабандного импорта в музее есть и отечественное самодельное оружие. Эксперт демонстрирует кустарно изготовленный пистолет, внешне неотличимый от заводского изделия. «Парень двадцать штук таких сделал. Думаю, изначально это было увлечением, удовлетворением интереса, что ли, а уже потом превратилось в бизнес», – предполагает эксперт.

На соседнем стенде – ещё более необычные образцы: австрийский пистолет «Колибри» для развлекательной комнатной стрельбы (таких было выпущено всего двести штук), бельгийский револьвер «Велодог» для защиты велосипедиста от уличных собак. Поскольку в Украине нет закона, позволяющего коллекционеру оружия хранить дома боевые стволы, а коллекционеров очень много, музей НИЭКЦ постоянно пополняется раритетными пистолетами. «Даже за хранение вот этих дуэльных пистолей грозит уголовная ответственность, хотя это дорогие коллекционные образцы, которые, по сути, не представляют опасности для общества», – говорит начальник лаборатории. Есть в музее и более мощное оружие – гранатомёты, противопехотные и противотанковые мины. «Всё, что хранится на военных складах, вполне может быть украдено», – отмечает Игорь Игнатьев.

 

Домашний арсенал

Впрочем, чтобы завладеть военным оружием, в Украине не обязательно разворовывать армейские склады – в любом крупном оружейном магазине за 6–7 тыс. грн. можно купить автомат Калашникова, модифицированный под охотничий карабин: он не стреляет очередью, имеет заклёпку в прицельной планке (прицельный огонь можно вести на расстоянии до 300 м), в него невозможно вставить магазин на 30 патронов (только на 10), и он не стреляет при сложенном прикладе. Однако на специализированных форумах в Интернете можно найти подробную инструкцию по восстановлению исходных функций АК – для этого потребуются три оригинальные детали, напильник и 20 минут времени. На специализированных форумах в Интернете можно найти подробную инструкцию по восстановлению исходных функций АК – для этого потребуются три оригинальные детали, напильник и 20 минут времени.

Между тем автоматы покупают отнюдь не для походов на вепря. Михаил Кайдан, работающий инструктором по стрельбе в крупнейшем спортивно‑стрелковом комплексе «Сапсан», говорит, что далеко не все владельцы оружия в Украине – охотники. Если в СССР при покупке гладкоствольного охотничьего ружья нужно было предъявить охотничий билет, а иметь нарезную винтовку могли только охотники-промысловики в глухой тайге, то сегодня приобрести гладкоствол может любой гражданин без судимостей и психических расстройств. «С винтовкой сложнее, – утверждает Михаил Кайдан, – нужно иметь пятилетний опыт владения гладкостволом и получить разрешение не в районном, а в областном департаменте». На форумах пишут, что красная цена разрешения на оружие в Украине – $400. На этом фоне  невозможность коллекционировать мушкеты XIX века кажется абсурдной.

Киевлянин Дмитрий хранит в своей квартире немецкий автомат MР-40, пулемёт MG-42, парабеллум и ещё несколько экземпляров оружия Третьего рейха. Он коллекционирует массогабаритные модели (ММГ) – оригинальные орудия в небоеспособном состоянии. Дмитрий, как и многие другие коллекционеры ММГ, недоволен тем, что ему приходится собирать сувениры, а не боевые стволы. Мотивы законодателей, запретивших гражданам хранить дома огнестрельное оружие, кажутся ему неубедительными. «Когда возникает задача кого‑нибудь пристрелить, пистолет для этого всегда найдётся», – подчёркивает он.

 

В Украине уже год не назначаются судьи на первый пятилетний срок — настолько эффективной оказалась новая процедура, внедренная регионалами в рамках их судебной реформы. И ставшая уже неприличной пауза с заполнением вакансий в судах не может не вызывать тревогу. Особенно в свете того, что в последнее время, кажется, все больше проявляются истинные причины этой паузы, связанные далеко не с декларируемым стремлением нынешней власти обеспечить суды высококвалифицированными и высокопрофессиональными кадрами.

Недавно члены Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), возглавляемой судьей Верховного суда (ВСУ) Игорем Самсиным, наконец-то начали делать то, что от них с нетерпением ожидали в последние три-четыре месяца. Так, в понедельник и во вторник Комиссия дала первые рекомендации для лиц, претендующих на назначение в судейское кресло. По состоянию на вчерашний день данные рекомендации получили 75 человек.

В рамках этого набора речь идет о закрытии более 600 вакансий в разных судах страны. Сама же процедура назначения судьи на первый пятилетний срок выглядит сегодня таким образом. ВККС дает рекомендацию в Высший совет юстиции (ВСЮ). На основании этой рекомендации ВСЮ делает представление президенту, которое тот фактически не может отклонить.

Данные рекомендации примечательны тем, что кандидаты на должности судей в первый раз получили их согласно новой процедуре назначения судей, введенной регионалами летом 2010 г. Не менее важно, что именно окончательная конфигурация данной процедуры стала причиной мощного конфликта в стане провластных юристов, окончательную и примирительную точку в котором пришлось ставить лично президенту Виктору Януковичу.

Что и неудивительно, поскольку назначение судей — это краеугольный камень отечественной судебной системы. Люди, которые сегодня получат судейские мантии, будут фактически на десятки лет вперед определять и фиксировать традиции работы украинских судов. Посему провластные юристы, определяющие сегодня правила игры в судах, с особым вниманием и трепетом относятся к грядущим судейским назначениям.

Ключевой вопрос, который следует задавать сегодня причастным к данной процедуре лицам: почему все происходит так неоправданно долго? Изначально все ждали, когда будет сформирована и заработает ВККС в новом составе — в соответствии с новым законом о судоустройстве и статусе судей.

Затем, в начале ноября 2010 г., последовало резонансное заявление главы парламентского комитета по правосудию Сергея Кивалова, что отныне судьями могут становиться только лица со специальным судейским образованием. Правда, такого рода образование в Украине могут дать только два вуза, среди которых и Одесская национальная юридическая академия, где статус почетного президента имеет господин Кивалов. Как следствие, с такой юридической трактовкой не согласились остальные влиятельные юристы из президентской команды — Андрей Портнов и Александр Лавринович. Борьба юридических мировоззрений была более чем накаленной, и подчас даже создавалось невольное и явно ошибочное впечатление, что несколько бизнесменов не могут договориться между собой о разделе сотен миллионов долларов.

В итоге в начале декабря 2010 г. Виктор Янукович усадил своих юристов за стол переговоров, после чего и состоялось окончательное распределение долевых участий в процедуре назначения судей. Законодательно данный компромисс был закреплен уже в январе 2011 г.

Правда, в ноябре 2010 г. председатель ВСЮ Владимир Колесниченко в интервью «і» сообщил, что в его ведомстве остались материалы лишь на 24 кандидатов в судьи, идущих на назначение на первый пятилетний срок. При этом, по его данным, на тот момент в Украине оставались незакрытыми около 1000 вакансий, из которых приблизительно 300 — в судах первой инстанции. Это все дает возможность констатировать, что процедура назначения судей на первый пятилетний срок де-факто не работает уже год, а последствия этого становятся все более ощутимыми для судебной системы.

В течение этого года все внимание было приковано к ВККС. Сначала ее члены проводили тестирование и квалификационный экзамен среди кандидатов на должность судьи. Но в середине этого лета все эти мероприятия были завершены и каждый кандидат получил свои заветные баллы и рейтинг. Вопрос оставался за малым — почему ВККС не дает рекомендации на этих кандидатов в ВСЮ? И этот вопрос становился все более острым в течение всей осени текущего года.

А ответ, вероятно, следует искать в последних публичных выступлениях Игоря Самсина, где он подчеркивал, что ВСЮ не имеет права вновь проверять знания кандидатов на должность судьи, уже рекомендованных ВККС по результатам конкурса. «і» рискнут сделать предположение, что из этих слов, скорее всего, проистекает следующий вывод — дайте нам гарантии, что расклады не будут нарушены. Под «раскладами» «і» понимают ту совокупность кандидатов в судьи, которые под эгидой ВККС прошли тестирование, сдали квалификационный экзамен и получили рекомендацию Комиссии для работы в конкретном суде.

Правда, в этом случае де-факто именно за ВККС будет оставаться наиболее весомое слово по поводу того, кто будет судьей, а кто — нет. Естественно, что ВСЮ, в который входят все ключевые юристы-регионалы, вряд ли согласится на то, чтобы в автоматическом режиме передавать президенту рекомендации ВККС на судей. И это при том, что, по информации «i», ВККС не планирует передавать все документы, которые хотел бы видеть у себя ВСЮ при принятии решений по кандидатам в судьи.

Остается только надеяться, что рекомендации, принятые членами ВККС на этой неделе, все-таки будут означать их скорейшее попадание в ВСЮ. Иначе чересчур очевидным становится предположение, что ответственные лица пекутся не о том, чтобы как можно быстрее заполнить пустующие вакансии в судах и тем самым разгрузить от сверхурочной работы действующих судей. И, как следствие, слишком проблемным становится вопрос, собираются ли эти самые лица строить действительно независимую систему правосудия в интересах всего украинского общества либо же банально блюдут во всей этой ситуации свои личные интересы и выгоду.

 

Работы по реконструкции Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Горького в Харькове идут ударно, поспешая за тендерами. Остается только гадать — как умудряется руководство одноименного коммунального предприятия с этими делами управляться, планировать и координировать: только-только морозным утром бетон привезли для фундамента будущих аттракционов, глядь — уже другие подрядчики энергетические сети прокладывают, наверное, для подогрева бетона в зимнее время. Не успели оглянуться, как немцы у итальянцев тендер выиграли на поставку американских горок, а те, в честь кого у нас называют эти горки, уже готовят к отправке из Сент-Луиса «комнату страха» за 770 тыс. долл. и т. д.

По горло занятые харьковские коммунальщики тем не менее находят время отвечать на запросы «2000». Мы поинтересовались: как так — фирмы Gifts from a Far в Лос-Анджелесе по адресу, указанному в тендерной документации, не оказалось, а номер телефона, представленный в том же источнике, принадлежит другой организации? Сотрудники КП «ЦПКиО им. М. Горького» нас утешили — «...в регистрационных документах участника содержится еще один адрес, а именно: «807 N.Hayworth ave #2, LA, CA 90046, USA».

Но и в небольшом жилом домике в Мелроуз производителя каруселей с мировым именем Gifts from a Far также не обнаружилось. Да и откуда ему — с его станками, электоросварками и болгарками — взяться в фешенебельном районе.

Впрочем, возможно, в тендерной документации найдутся и третий, и четвертый адрес... Мало, что ли, домов в Лос-Анджелесе? Не на один тендер хватит.

А 191 тыс. долл. — не такие уж большие деньги для харьковских чиновников, чтобы из-за них проверять контактные данные каждого американского карусельщика.

Подняли «2000» тендерную документацию — и аж дух захватило. Но не от американских горок 20-метровой высоты, а от масштабов работ по реконструкции парка. Они ведутся сразу по нескольким направлениям: строительно-монтажные работы (СМР); озеленение; финансы, кредиты; поставка каруселей и аттракционов; сооружение декораций. И по каждому есть чем впечатляться.

ГОЭЛРО по-слобожански

Самые масштабные и затратные работы — СМР — уже обошлись в 61 414 137,94 грн.

Лидером по объемам планируемых работ стало АО «Трест «Жилстрой-1», услуги которого обойдутся в 53 810 050 грн. (тендер 128(574) от 26.10.2011). Эта сумма будет потрачена на снос всех сооружений на хозяйственном дворе и строительство новых. Согласно проектной документации по комплексной реконструкции планируется построить:

кассу подсобного помещения — 45,58 кв. м, пункт управления — 7,48 кв. м;

5 кафе быстрого обслуживания с площадкой — по 176 кв. м каждое;

2 павильона проката спортивного инвентаря (тип 1) — по 6 кв. м каждый;

павильон проката спортивного инвентаря (тип 2) — 67,39 кв. м;

павильон тематического фото — 40,65 кв. м;

тир —93,22 кв. м;

2 вокзала для паровозиков — по 6 кв. м каждый;

аттракцион «Дом ужасов» (коробка) — 431,16 кв. м;

санузел — 54,32 кв. м.

Да, чуть не забыли — не обойдется без установки новых лавочек и фонарных столбов.

При ознакомлении с проектной документацией возник ряд вопросов. Например, если площадь кафе — 176 кв. м, а павильона проката — 6 кв. м, то почему для покрытия пола требуется соответственно 356 и 12 кв. м плитки?

При строительстве павильона проката спортивного инвентаря (тип 1), проводятся работы по разработке 16 куб. м грунта. Тут же засыпают траншею вручную теми же 16 кубометрами. Для чего выполнялись эти работы?

Планирование вручную 100 кв. м грунта при строительстве вокзалов для паровозиков несколько удобнее, но дороже, чем с помощью техники.

Городские власти не только побеспокоились о строительстве ресторанов и «Дома ужасов», но не забыли и о сети энергоснабжения. Цена вопроса — 4 608 716,34 грн. (тендер 67(513) от 06.06.2011 № 080729).

Победителем ГОЭЛРО по-слобожански стало ЧП «Укрбудснаб 2005». «Не у тендера» оказалось ООО «Гамма—Будінвест». Оно, видать, и правильно — ведь не может фирма, не рассчитавшаяся с долгами за рекламные услуги (аж 1307.60 грн.), принимать участие в таком проекте. Как сообщили еженедельнику «2000» в издательстве «Металлика», «Мы знаем всех в городе, кто торгует металлом, а эти уже пару лет как пропали и деньги не возвращают. Может, в другую сферу переключились».

Наверное, участие в тендере помогло бы ООО «Гамма—Будінвест» рассчитаться с «рекламными» долгами, но, увы, цена в 5 049 497,00 грн. оказалась слишком высокой, и победа досталась «Укрбудснабу 2005».

Осталось подождать немного — согласно документации работы должны быть выполнены до декабря. Тогда и увидим фундаментальные результаты освоения 4,6 млн. грн.

Фундамент — уже другая статья расходов, не связанная с энергетикой. Здесь шла борьба за 2 995 371,60 грн., предусмотренных на выполнение работ по строительству фундамента под аттракционы и декорации, а также конструкций под декорации в количестве 25 объектов (тендер 94/4 (540/4) от 08.08.2011 № 139357). Победа досталась ООО «Стальконструкция», которое участвовало в таких проектах, как «Стадион «Металлист», «Аэровокзал» и др. Работы нужно выполнить с октября 2011-го по май 2012 г. Будем надеяться, что все будет сделано в срок и качественно. Работать с бетоном в мороз соглашаются немногие строительные организации. Но некоторые смельчаки берутся даже ухаживать за зелеными насаждениями с октября по декабрь.

Зелень в декабре

В то время как одни ревностно сносят старое и ненужное и готовят площадки под новые аттракционы, другие пекутся о зеленых насаждениях и уходе за ними. И находят тех, кто станет заботиться о деревьях и газонах. Да искать-то особо и не надо — ведь есть КП «Харьковзеленстрой». Но в комитете по тендерным торгам КП «ЦПКиО им. М. Горького» принимают другое решение — и 1 598 519,0 грн. уходят ООО «СОЮЗЭНЕРГО-8». Нужно, конечно, давать возможность развиваться малому бизнесу. Тем более если удача не на его стороне: упомянутое ООО со дня своей регистрации — 21.03.2011 — проиграло уже два тендера: сначала от 18.04.2011 № 036458 на поставку кровельных материалов, а потом тендер 88(534) от 25.07.2011 № 121576 — на поставку электрического высоковольтного оборудования (в обоих случаях — для харьковской ТЭЦ-5).

Согласитесь — многопрофильное ООО. И в такой сфере, как уход за зелеными насаждениями, конкурентов у ООО «Союзэнерго-8» не нашлось. По условиям конкурса услуги по уходу должны быть предоставлены с октября по декабрь 2011 г. Ожидаем результатов.

Метро в залог за карусели

Непосредственно на реконструкцию выделено 40 млн. грн. из областного и городского бюджетов. Кроме того, КП заключило соглашение на открытие невозобновляемой мультивалютной кредитной линии в размере 20 млн. евро. Из них в евро — 12 500 000, в гривне — эквивалент 7 500 000 евро. «Проминвестбанк» выдаст кредит до 5 лет под залог недвижимого имущества территориальной общины Харькова, стоимость которого не должна превышать 430 млн. грн. Годовые ставки по кредиту составят в гривне 17%, в евро — 9%. Заметьте — физлица берут сейчас кредиты по меньшим ставкам.

Поручителем выступает КП «Харьковский метрополитен», которое является убыточным — 68,5 млн. грн. за первое полугодие.

Интерес для кредиторов представляют рекламные и торговые площади метрополитена, а также объекты недвижимости.

Аттракцион и его петли

Пока харьковские градоначальники прикидывают, что бы еще заложить, поставщики со всего мира везут аттракционы в первую столицу.

В тендере на поставку американских горок принимали участие две компании: Zierer Karussell und-Spezialmaschinenbau GmbH (Германия) и ANTONIO ZAMPERLA S.P.A. (Италия). Немцы предложили аттракционы по цене в 2 186 640 евро, а итальянцы — за 2 300 000 евро.

У каждой из компаний есть официальные веб-сайты, где они предлагают свою продукцию: www.zamperla.com/ и www.zierer.com/en. Среди клиентов фирмы Zierer значатся, в частности, «Диснейленд» в Калифорнии, «Тиволи» в Копенгагене, «Самсунг Эверленд» в Корее, «Леголенд» и многочисленные «Сикс Флэгс» в США.

Согласно требованиям заказчика, в ЦПКиО им. Горького должен появиться такой вот экстремальный аттракцион: «Катальна («американська» або еквівалент) гірка, в якій пасажири рухаються у спеціальних візках рейками висотою не менше 20 м, довжиною колії не менше 390 м. Траєкторія колії не повинна мати петель. Обладнана магнітними гальмами та вокзалом для посадки та висадки пасажирів. Пропускна спроможність не менш — 500 ч/год».

Из всего предложенного мы выбрали горки на сайте компании-победителя Zierer, которые соответствуют параметрам, указанным в тендерной документации:

Модель: Custom (ESC)

Габариты:

Длина: 52,5м

Ширина: 58м

Высота: 22м

Длина пути: 535м

Максимальная скорость: 65 км/час

Вместимость: 1 поезд с 8 вагончиками по 2 чел. в каждом, 16 чел. в поезде.

Стоимость горок с подобными техническими показателями у других производителей варьирует от $60 000 до $1 200 000.

Основные ценообразующие параметры горок — длина кольца, высота горки и наличие петель (при прохождении которых пассажиры переворачиваются вверх ногами), конструкция кабинок, а также время набора максимальной скорости. Отсутствие петель в конструкции горки существенно снижает стоимость. К примеру, французская компания Sunrides за свою горку, подходящую по параметрам харьковским заказчикам, просит 1,1 млн. евро.

Харьковским градоначальникам есть к чему стремиться — некоторые производители предлагают горки и по $5 000 000!

Ужасы нашего парка

На оборудование «Дома ужасов» площадью 419,16 кв. м потратят $770 000, т. е. на 1 кв. м придется $1837.

На сайте победителя тендера «2000» подобрали необходимую продукцию и проанализировали ее стоимость, ориентируясь на запросы заказчика: «Обладнання для одноповерхового будинку жахів, що має включати в себе: декорацію для щонайменше 2 фасадів; анімовані фігури; відеоефекти; спеціальне освітлення; меблі; рухомі та нерухомі фігури; декорації для стін; систему розповсюдження запахів; необхідні компресори; відео-інтегровані, анімовані ефекти, а також маски та костюми для щонайменше 5 акторів. Учасник має забезпечити транспортування вказаного обладнання до місця монтажу та надати потрібну кількість фахівців для проведення шефмонтажу».

Компания Pale Night Production выставила на сайте такие цены:

анимированные фигуры — $4500, $1500 и $250;

статичные фигуры — $500, $300 и $75;

эффекты: видеоплеер — $280 + распределительный ящик для звуковых эффектов — $750; генератор тумана — $175, эмулятор испорченного света — $315;

грим и декоративные элементы: 3 литра искусственной крови — $120, декоративные элементы — от $100 комплект;

видеоэффекты — $3000 (самый дешевый — $300).

Итого: от $2365 до $9700.

Полная цена будет, понятно, выше — ведь еще нужны костюмы и маски для актеров, возможно, потребуются несколько комплектов оборудования, доставка, установка и наладка. Кроме того, доставка из США, например, по морю, обойдется в $5 за 1 кг груза. Поэтому 1 т «ужасной» американской продукции, пока начнет пугать харьковчан, подорожает на $5000.

Какие еще компоненты для этого аттракциона понадобится приобрести харьковчанам, чтобы набежало $770 000, — пока остается ужасной тайной.

Ценовая карусель

Борьба за поставку каруселей и других аттракционов развернулась между двумя итальянскими компаниями. Лот № 1 — 6 296 910 евро (без ПДВ) — достался компании Zamperla, тогда как Amusement Rides Manufacturer заполучила два: № 2 и 3 на 2 206 600 евро.

В лоты входила следующая продукция для парка:

№1 — 17 аттракционов, в том числе карусели, автодромы для детей и для взрослых, парковый поезд, башни свободного падения;

№2 — 12 аттракционов, включая американские горки, карусель на цепях, детскую железную дорогу, пиратский корабль;

№3 — 10 детских аттракционов «за монетку» и водные американские горки.

На сайтах компаний большой выбор оборудования для парков с подробными техническими параметрами, но, к сожалению, без указания цен. Вероятно, так удобнее: при каждой новой сделке можно выгодно сторговаться.

Китайские производители чаще предоставляют прайс-листы, где средняя цена за одну горку/карусель/аттракцион $10 тыс. (по данным каталога фирм на сайте www.alibaba.com/ home.vhtml).

Сравним для примера цену колеса обозрения. Харьков купит 55-метровое колесо на 40 пассажирских кабинок за 1 822 200 евро ($2 462 941). Аналогичный аттракцион китайская компания «Ali Brothers» предлагает по цене $1 000 000. То есть итальянское «чертово колесо» не из самых дешевых, остается надеяться, что это компенсируется его качеством, безопасностью и комфортом.

P.S. У харьковских чиновников уже стало традицией в той или иной степени искажать адреса и наименования иностранных фирм-поставщиков. Предлагаем небольшую работу над ошибками.

Так, в SBF s.r.1. Amusement Rides Manufacturer странное сочетание s.r.1. оказалось итальянской аббревиатурой «S.R.L.» — Societa` a Responsabilita` Limitata, обозначающей то же, что и привычное для нас сокращение «ООО», — общество с ограниченной ответственностью.

А в представленном нам новом адресе компании Gifts From a Far (название, которое, по правилам грамматики, следовало бы писать Gifts From Afar) — «807 N. Hayworth ave #2, LA, CA 90046, USA» cокращение от «авеню» всегда пишется с заглавной — Ave. Не говоря о том, что «#2» сервис Google maps по указанному адресу тоже не нашел. Может, не успели еще внести?

 

 

Разумная достаточность — этим принципом руководствуются в последние годы все цивилизованные страны. Он включает в том числе и энергоэффективность, то есть разумное расходование энергоресурсов, у кого какие есть — солнца, ветра, воды, земли, нефти, газа, угля и… производного тепла. Президент Украины Виктор Янукович в этом году объявил «эру» энергосбережения как способ достижения энергонезависимости государства. Простите за банальность, но энергонезависимость начинается с элементарной экономии и эффективного использования энергоресурсов, тех же нефти, газа и т.д., и производного тепла.

Даже школьники в Украине знают (их теперь этому учат), что для получения тепла (измеряется в калориях, оплачивается в гривнях) предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) используют в основном природный газ (измеряется в кубометрах, конвертируется в доллары). И чтобы узнать, сколько сэкономлено, сколько еще нужно и можно сэкономить и каков разумный предел, изначально необходимо знать: сколько расходуется всех этих природных благ и «надбань» цивилизации.

О газе и проблемах его учета в ZN.UA сказано так много, что в этот раз отведем ему второе место, хотя он и является «первопричиной». Сегодня разговор в основном о тепле и попытках его (и не только нами) сэкономить.

Кто «считает по трубе»…

Вы уже установили в своем доме счетчики учета потребления энергоресурсов, в частности тепла? Нет? Тогда вам будет интересно узнать, что не только вы думаете, чем платить и за какие такие «теплые» блага. Оказывается, последним вопросом озадачено и правительство Украины. Когда по окончании отопительного сезона 2010—2011 годов члены Кабмина и мэры городов пытались «посчитать цыплят» (а мэры как представители органов местных властей отвечают за обеспечение граждан теплом согласно ст. 13 Закона Украины «О теплообеспечении»), выяснилось, что не только с реальной картиной газопотребления не складывается.

С газом, учетом его ресурсов, потребления и, соответственно, оплатой за него в Украине не складывается последние лет двадцать… На начало ноября 2011-го задолженность предприятий ТКЭ перед «замороженной» дочерней компанией «Нафтогаза» — «Газом Украи­ны» за газ, потребленный с начала предыдущего отопительного сезона 2010—2011 годов (т.е. с октября 2010-го), составляет 3,98 млрд. грн. Плюс задолженность столичной энергокомпании «Киевэнерго» в 1,32 млрд. грн. Всего текущий (на чьи счета, в чей карман?) долг ТКЭ за газ — 5,3 млрд. грн.

28 сентября премьер Н.Азаров поручил срочно обеспечить погашение задолженности ТКЭ за газ. Ведь в «Нафтогазе Украины» уверяют, что эти внутренние долги усложняют расчеты НАК с российским «Газпромом» за импортируемый газ. «Переключив» с осени 2011-го все договоры с предприятиями ТКЭ на себя, «Нафтогаз» пытается добиться от ТКЭ стопроцентной предоплаты, что законодательно предусмотрено еще с 2001 года, но чего так никому и не удавалось добиться…

Впрочем, у НАКа, наверное, есть и другие резоны (см. статью «Веселая» бухгалтерия «Нафтогаза»). К тому же установка точных газосчетчиков по всей цепочке — от газораспределительной станции, где облгаз принимает газ, в ТКЭ, которому он газ передает, на выходе из ТКЭ, на входе в каждый дом и каждую квартиру, и учет потребленного энергоресурса невыгодны дельцам от газа. На кого они в таком случае будут списывать «коммерческие потери» газа? И на чем тогда прикажете зарабатывать патронам тех же обл- и горгазов, таким, как Д.Фирташ и иже с ним? Им точный учет расхода газа ни к чему. Даже если сделки с газом — не единственный их доход.

…кому «на ум пошло»

О теплопотреблении в стране еще более смутное представление, как и о производстве тепла из того же газа. Очевидны и очень даже теплоощутимы в основном аварии на теплотрассах. А кто за них платит — госбюджет, местный бюджет, ТКЭ, жэк? Не обольщайтесь, все расходы в итоге переносятся на потребителей — через тариф и тому подобное. Кто, сколько и за что заплатил, и в чей непредвиденный доход, а в чей конкретный убыток этопревратилось, вряд ли кто-то знает наверняка — неучтенка-с…

Дабы изменить ситуацию (к лучшему!), в июне 2011-го была создана рабочая группа по реформированию ЖКХ, которую возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев, по долгу службы уполномоченный курировать и эту отрасль. На одном из первых заседаний этой рабочей группы мэр Черкасс Сергей ОДАРЫЧ заявил: «Без учета производства, распределения, потерь при доставке и реального потребления тепла вообще не о чем говорить». С ним вынуждены были согласиться.

В комментарии ZN.UA 24 ноября С. Одарыч рассказал и о том, что «тарифы на тепло в стране — гипотетические. А нормативы потерь тепла (13%) не соответствуют действительным. На самом деле потери тепла — при устаревшем за 30 лет теплооборудовании — иногда и вдвое больше. В условиях цивилизованной Швейцарии нормативы потерь — 12%». Это при их-то современном оборудовании и технологиях…

Впрочем, в наших условиях такой пример ни о чем не свидетельствует. Потому что даже в Черкас­сах, где на сегодняшний день котельные на 100% обеспечены приборами учета отпуска тепла, нет точного учета расхода тепла в каждом доме и квартире. Потому что счетчиками учета потребления тепла оснащена только пятая часть из 1200 домов. Поэто­му, даже зная, сколько предприятия ТКЭ произвели тепла, сложно подсчитать точно, сколько его использовано потребителями, а сколько ушло на обогрев атмосферы при доставке тепла по дырявым теплосетям в каждый дом и квартиру.

И то, что Винница и вся Ривненская область на сегодняшний день на 100% обеспечены приборами учета отпуска тепла, тоже пока ни о чем не говорит. Разве что о том, что это дает возможность маневра. Кто-то использует его для установки счетчиков учета теплопотребления в каждом доме и квартире, кто-то установит счетчики на теплотрассе, а некоторые будут, как и прежде, ловить рыбу в мутной подогретой воде.

Невозможно даже подсчитать, насколько эффективно используется газ для производства тепла, поскольку сейчас установилась относительно теплая, как для ноября, погода. А при понижении температуры на каждый градус потребуется все больше газа для производства того же количества тепла. Физика, знаете ли…

Соответственно, на сегодняшний день оценить эффективность учета производства тепла без учета его расхода и реального потреб­ления (за которое, собственно, мы все и платим) невозможно. Платим, опять же, по гипотетичес­ким тарифам. Но кому, за что?! А уж подсчитать реально полученное потребителями тепло в масштабах страны — задача со всеми неизвестными. Неразрешимая? Да, если никто не возьмется ее решать — у себя в доме, квартире, подъезде, ЖЭКе или ОСМД, ТКЭ, сопричастных министерствах и гос­комиссиях, правительстве. И если никто не воспрепятствует «преобразованию» и «перетеканию» денежного эквивалента теплоэнергии в чьи-то карманы…

Чтобы эта причинно-следственная цепь тепловых проблем не замкнулась, правительство приняло решение: до начала отопительного сезона все предприятия ТКЭ и котельные оборудовать (для начала?) приборами учета отпуска тепла (теплосчетчиками).

Еще в начале сентября ZN.UA поинтересовалось у первого вице-премьера Андрея Клюева, курирующего, кроме прочего, и ЖКХ: правда ли, что в Украине лишь 9% котельных оснащены счетчиками на входе и на выходе? Что правительство намерено предпринять, чтобы изменить эту ситуацию кардинально? Вице-премьер А. Клюев ответил лаконично:

 — Это правда. Остальные считают по трубе, как при царе Горохе. Но эта ситуация кому-то ведь на руку! В стране столько лет говорили о реформе ЖКХ, а не сделали элементарных вещей. Почему? Да потому что это тоже кормушка.

Для наведения порядка президент создал Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг. Мы ввели единую систему расчетов тарифов. Они не будут отличаться в разных регионах страны в пять-девять раз. Следующий этап — мы будем финансировать приобретение счетчиков. Предприятия ЖКХ не будут получать лицензии, пока не установят счетчики. До конца года счетчики должны быть установлены на всех котельных. Дальше перед нами стоит задача — счетчики у населения: на электроэнергию, воду, газ, тепло. Это не излишество — это необходимость.

ТКЭ — Украине: «Жара»!

Итак, регуляторный орган — Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг Украины создали (Нацком­услуг, она же НКРРКУ; это как НКРЭ, только для коммунальных услуг и тарифов на них). Решение об установке теплосчетчиков в каждой котельной страны приняли. И?.. Анализ официальных, хотя и не публичных данных (см. табл.) о наличии и динамике установки счетчиков тепла вызвал еще больше вопросов. Где и сколько теплосчетчиков установлено, каких, сколько на это истрачено средств налогоплательщиков, почему граждане по-прежнему вынуждены платить за непредоставленные или некачественные услуги предприятий ЖКХ? Почему именно по таким тарифам? Куда девается разница между реально предоставленными и списанными на население теплокоммунальными услугами? Что предпринимают и намерены предпринять для изменения ситуации Нацкомуслуг и Минрегионразвития?

 

 

Эти вопросы ZN.UA адресовало председателю Нацкомуслуг Валерию САРАТОВУ, который до апреля был мэром Севастополя, и министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолию БЛИЗНЮКУ.

В.Саратов:

— Сейчас в Украине разрегулирована система теплоснабжения. Предприятия теплокоммунальной энергетики постоянно нарушают температурные графики работы тепловых сетей. В результате это приводит к перерасходу энергоносителей, предоставлению некачественных услуг. Например, у населения, проживающего вблизи котельной, в квартирах жарко. А жители дома в двух километрах от нее мерзнут. Чтобы тепло было у всех, необходимо полностью пересмотреть подход к предоставлению услуги. Прежде всего нужно сократить потери тепла. Комиссия не согласна с тем, чтобы предприятия перекладывали компенсацию своих потерь на потребителей, когда пытаются включить эти средства в тариф. Единственный путь контролировать и уменьшать эти показатели — устанавливать узлы учета по всей цепи (от котельной до дома).

Поэтому вопрос об обеспечении средствами учета находится у регулятора на одном из главных мест. Без этого не сможем навести порядок в отрасли. И помочь жителям и предприятиям в решении этой проблемы должна местная власть. Могу сказать, что благодаря совместной работе Кабмина, Нацкомуслуг, профильного министерства и местной власти даже за последние месяцы удалось достичь положительной динамики.

Так, за последние два месяца количество установленных узлов учета отпущенной в сеть тепловой энергии на котельных выросло на 20,9%. По состоянию на 15 ноября ими оборудованы 58,7% котельных против 37,8% — в сентябре. Есть регионы, где установлено 100% узлов учета тепловой энергии — это Винницкая, Волынская, Кирово­градс­кая, Одесская, Харь­ковс­кая области. Есть регионы, где процент установленных узлов приближается к максимальному. Однако остаются также регионы, в которых необходимо еще упорно работать над этим вопросом. Я вам скажу, что мы делаем все, чтобы учетом тепловой энергии были обеспечены все без исключения котельные, и, поверьте, мы это сделаем.

Что касается попыток списать разницу в реальном теплопотреблении на жителей домов, не оборудованных узлами учета тепловой энергии. Действительно, такая проблема существует. Особенно там, где заключены договора на теплоснабжение между теплоком­мунэнерго и, например, ЖЭКом. Последнему в конце расчетного периода выставляются счета, принимая во внимание отсутствие средств учета тепловой энергии в домах и с учетом всех потерь тепловой энергии. Причина этого понятна, ведь предприятиям ТКЭ необходимо сбалансировать расходы на потребленный природный газ и реализованную тепловую энергию, и они не находят другого выхода, кроме как переложить свою бесхозяйственность на потребителей.

Так что выходом из этой ситуации является полный учет отпущенной котельными и использованной потребителями тепловой энергии, установление в каждом многоквартирном доме индивидуальных тепловых пунктов, оборудованных средствами учета тепла и автоматическим регулированием температуры теплоносителя. И тог­да жители таких домов будут платить за тепловую энергию только по показателям счетчика. Как свидетельствует практика, размер такой платы уменьшается приблизительно на треть. Жители получают качественную услугу, и на протяжении трех-четырех лет это оборудование полностью окупается.

Кроме той работы, о которой я рассказал, мы очень внимательно отслеживаем и сами принимаем участие в разработке и принятии необходимой нормативно-правовой базы. Так, наши специалисты принимали активное участие в подготовке предложений к законопроекту «О коммерческом учете воды и тепла». Этот закон должен заложить теоретическую базу нашей дальнейшей работы в сфере учета, в частности по установке узлов учета тепловой энергии и питьевой воды.

А.Близнюк: 

— По данным, полученным из регионов Украины, на начало отопительного сезона обеспеченность предприятий коммунальной теплоэнергетики приборами учета отпуска тепловой энергии по Украине составляло 55,2%, или 3541 штуку. До полного оснащения по плану остается установить 2580 счетчиков. По квартирам количество установленных приборов учета тепла равняется 34959 (при общей потребности 110508 штук).

В 2007—2008 годах дома и предприятия коммунальной теплоэнергетики оборудовались приборами учета тепловой энергии и воды за счет субвенций. По состоянию на 1 января 2009 года таким образом освоили 224,1 млн. грн.

Замену приборов учета балансодержатель выполняет за свой счет.

В идеологии «измеряй, анализируй, действуй» приборы учета тепловой энергии устанавливаются прежде всего для учета (со временем можно рассчитывать на экономию от потребителя). Эконо­мить же стимулирует установка автоматического регулирования тепловой энергии и термомодернизация зданий. Сегодня оснащенность жилого фонда домовыми приборами учета тепловой энергии составляет всего 31,6%.

Учет объема потребления тепловой энергии и параметров теплоносителя ведется на границе балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации и потребителя или, по договоренности сторон, в другом месте.

Расчеты за потребленную тепловую энергию осуществляются на границе продажи, которая является границей балансовой принадлежности (ответственности), в соответствии с договором на основании показателей узла учета согласно действующим тарифам (ценам), утвержденным в установленном порядке (постановление КМУ №1198 от 3 октября 2007 года).

В случае установки домовых средств учета тепловой энергии потребитель оплачивает услуги согласно их показаниям пропорционально отапливаемой площади (объему) квартиры (дома усадебного типа). Показатели домовых средств учета снимает представитель исполнителя раз в месяц в присутствии поставщика и представителя потребителей (постановление КМУ №630 от 21 июля 2005 года).

Если дом не оборудован прибором учета тепловой энергии, то расчеты производятся по нормам расхода теплоты на нужды отопления КТМ 204 Украины 244-94. Нормы расхода — это показатель затрат на производство единицы продукции (работы) для отопления помещений из расчета на 1 кв. м общей отопительной площади и 1 куб. м объема строений (по внешнему обмеру).

Годовые потребности теплоты на отопление определяют по отдельным формулам, результат расчетов зависит от внешней температуры в отопительный период, продолжительности отопительного периода, количества часов работы систем отопления в сутки.

Если коротко, то нормирование затрат топливно-энергетических ресурсов осуществляется непосредственно самим предприятием (приказ Госкомитета Украины по энергосбережению от 22 октября 2002 года «Об утверждении Основных положений по нормированию удельных затрат топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве») и согласовывается с министерством (с общим годовым потреблением до 10 тыс. тонн условного топлива).

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли, красавица?»

Немногословны чиновники от ЖКХ, прямо скажем. Да и о чем говорить, если до сих пор в стране действуют нормы на потребление тепла и методики расчета образца 2002 года? Допустим даже, что на выходе из каждой котельной будут установлены счетчики отпущенного тепла. Но если в домах нет аналогичных приборов учета, то потребители все равно будут вынуждены платить в том числе и за испарившееся по дороге от котельной до каждого дома и квартиры тепло (как и за воду).

С другой стороны, если тепло будет учитываться по всей цепочке от котельной до квартиры, то кто ответит за ветхие теплотрассы, срок эксплуатации которых закончился минимум лет десять назад? Кто оплатит их замену (а это десятки тысяч километров подземных коммуникаций)? ТКЭ, ЖЭКи, местные бюджеты?..

Словом, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Слабое утешение в том, что нас хотя бы в этой теме не потчуют уверениями о счастливом будущем «уже сегодня»…