В Украине уже год не назначаются судьи на первый пятилетний срок — настолько эффективной оказалась новая процедура, внедренная регионалами в рамках их судебной реформы. И ставшая уже неприличной пауза с заполнением вакансий в судах не может не вызывать тревогу. Особенно в свете того, что в последнее время, кажется, все больше проявляются истинные причины этой паузы, связанные далеко не с декларируемым стремлением нынешней власти обеспечить суды высококвалифицированными и высокопрофессиональными кадрами.
Недавно члены Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), возглавляемой судьей Верховного суда (ВСУ) Игорем Самсиным, наконец-то начали делать то, что от них с нетерпением ожидали в последние три-четыре месяца. Так, в понедельник и во вторник Комиссия дала первые рекомендации для лиц, претендующих на назначение в судейское кресло. По состоянию на вчерашний день данные рекомендации получили 75 человек.
В рамках этого набора речь идет о закрытии более 600 вакансий в разных судах страны. Сама же процедура назначения судьи на первый пятилетний срок выглядит сегодня таким образом. ВККС дает рекомендацию в Высший совет юстиции (ВСЮ). На основании этой рекомендации ВСЮ делает представление президенту, которое тот фактически не может отклонить.
Данные рекомендации примечательны тем, что кандидаты на должности судей в первый раз получили их согласно новой процедуре назначения судей, введенной регионалами летом 2010 г. Не менее важно, что именно окончательная конфигурация данной процедуры стала причиной мощного конфликта в стане провластных юристов, окончательную и примирительную точку в котором пришлось ставить лично президенту Виктору Януковичу.
Что и неудивительно, поскольку назначение судей — это краеугольный камень отечественной судебной системы. Люди, которые сегодня получат судейские мантии, будут фактически на десятки лет вперед определять и фиксировать традиции работы украинских судов. Посему провластные юристы, определяющие сегодня правила игры в судах, с особым вниманием и трепетом относятся к грядущим судейским назначениям.
Ключевой вопрос, который следует задавать сегодня причастным к данной процедуре лицам: почему все происходит так неоправданно долго? Изначально все ждали, когда будет сформирована и заработает ВККС в новом составе — в соответствии с новым законом о судоустройстве и статусе судей.
Затем, в начале ноября 2010 г., последовало резонансное заявление главы парламентского комитета по правосудию Сергея Кивалова, что отныне судьями могут становиться только лица со специальным судейским образованием. Правда, такого рода образование в Украине могут дать только два вуза, среди которых и Одесская национальная юридическая академия, где статус почетного президента имеет господин Кивалов. Как следствие, с такой юридической трактовкой не согласились остальные влиятельные юристы из президентской команды — Андрей Портнов и Александр Лавринович. Борьба юридических мировоззрений была более чем накаленной, и подчас даже создавалось невольное и явно ошибочное впечатление, что несколько бизнесменов не могут договориться между собой о разделе сотен миллионов долларов.
В итоге в начале декабря 2010 г. Виктор Янукович усадил своих юристов за стол переговоров, после чего и состоялось окончательное распределение долевых участий в процедуре назначения судей. Законодательно данный компромисс был закреплен уже в январе 2011 г.
Правда, в ноябре 2010 г. председатель ВСЮ Владимир Колесниченко в интервью «і» сообщил, что в его ведомстве остались материалы лишь на 24 кандидатов в судьи, идущих на назначение на первый пятилетний срок. При этом, по его данным, на тот момент в Украине оставались незакрытыми около 1000 вакансий, из которых приблизительно 300 — в судах первой инстанции. Это все дает возможность констатировать, что процедура назначения судей на первый пятилетний срок де-факто не работает уже год, а последствия этого становятся все более ощутимыми для судебной системы.
В течение этого года все внимание было приковано к ВККС. Сначала ее члены проводили тестирование и квалификационный экзамен среди кандидатов на должность судьи. Но в середине этого лета все эти мероприятия были завершены и каждый кандидат получил свои заветные баллы и рейтинг. Вопрос оставался за малым — почему ВККС не дает рекомендации на этих кандидатов в ВСЮ? И этот вопрос становился все более острым в течение всей осени текущего года.
А ответ, вероятно, следует искать в последних публичных выступлениях Игоря Самсина, где он подчеркивал, что ВСЮ не имеет права вновь проверять знания кандидатов на должность судьи, уже рекомендованных ВККС по результатам конкурса. «і» рискнут сделать предположение, что из этих слов, скорее всего, проистекает следующий вывод — дайте нам гарантии, что расклады не будут нарушены. Под «раскладами» «і» понимают ту совокупность кандидатов в судьи, которые под эгидой ВККС прошли тестирование, сдали квалификационный экзамен и получили рекомендацию Комиссии для работы в конкретном суде.
Правда, в этом случае де-факто именно за ВККС будет оставаться наиболее весомое слово по поводу того, кто будет судьей, а кто — нет. Естественно, что ВСЮ, в который входят все ключевые юристы-регионалы, вряд ли согласится на то, чтобы в автоматическом режиме передавать президенту рекомендации ВККС на судей. И это при том, что, по информации «i», ВККС не планирует передавать все документы, которые хотел бы видеть у себя ВСЮ при принятии решений по кандидатам в судьи.
Остается только надеяться, что рекомендации, принятые членами ВККС на этой неделе, все-таки будут означать их скорейшее попадание в ВСЮ. Иначе чересчур очевидным становится предположение, что ответственные лица пекутся не о том, чтобы как можно быстрее заполнить пустующие вакансии в судах и тем самым разгрузить от сверхурочной работы действующих судей. И, как следствие, слишком проблемным становится вопрос, собираются ли эти самые лица строить действительно независимую систему правосудия в интересах всего украинского общества либо же банально блюдут во всей этой ситуации свои личные интересы и выгоду.