Разумная достаточность — этим принципом руководствуются в последние годы все цивилизованные страны. Он включает в том числе и энергоэффективность, то есть разумное расходование энергоресурсов, у кого какие есть — солнца, ветра, воды, земли, нефти, газа, угля и… производного тепла. Президент Украины Виктор Янукович в этом году объявил «эру» энергосбережения как способ достижения энергонезависимости государства. Простите за банальность, но энергонезависимость начинается с элементарной экономии и эффективного использования энергоресурсов, тех же нефти, газа и т.д., и производного тепла.
Даже школьники в Украине знают (их теперь этому учат), что для получения тепла (измеряется в калориях, оплачивается в гривнях) предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) используют в основном природный газ (измеряется в кубометрах, конвертируется в доллары). И чтобы узнать, сколько сэкономлено, сколько еще нужно и можно сэкономить и каков разумный предел, изначально необходимо знать: сколько расходуется всех этих природных благ и «надбань» цивилизации.
О газе и проблемах его учета в ZN.UA сказано так много, что в этот раз отведем ему второе место, хотя он и является «первопричиной». Сегодня разговор в основном о тепле и попытках его (и не только нами) сэкономить.
Кто «считает по трубе»…
Вы уже установили в своем доме счетчики учета потребления энергоресурсов, в частности тепла? Нет? Тогда вам будет интересно узнать, что не только вы думаете, чем платить и за какие такие «теплые» блага. Оказывается, последним вопросом озадачено и правительство Украины. Когда по окончании отопительного сезона 2010—2011 годов члены Кабмина и мэры городов пытались «посчитать цыплят» (а мэры как представители органов местных властей отвечают за обеспечение граждан теплом согласно ст. 13 Закона Украины «О теплообеспечении»), выяснилось, что не только с реальной картиной газопотребления не складывается.
С газом, учетом его ресурсов, потребления и, соответственно, оплатой за него в Украине не складывается последние лет двадцать… На начало ноября 2011-го задолженность предприятий ТКЭ перед «замороженной» дочерней компанией «Нафтогаза» — «Газом Украины» за газ, потребленный с начала предыдущего отопительного сезона 2010—2011 годов (т.е. с октября 2010-го), составляет 3,98 млрд. грн. Плюс задолженность столичной энергокомпании «Киевэнерго» в 1,32 млрд. грн. Всего текущий (на чьи счета, в чей карман?) долг ТКЭ за газ — 5,3 млрд. грн.
28 сентября премьер Н.Азаров поручил срочно обеспечить погашение задолженности ТКЭ за газ. Ведь в «Нафтогазе Украины» уверяют, что эти внутренние долги усложняют расчеты НАК с российским «Газпромом» за импортируемый газ. «Переключив» с осени 2011-го все договоры с предприятиями ТКЭ на себя, «Нафтогаз» пытается добиться от ТКЭ стопроцентной предоплаты, что законодательно предусмотрено еще с 2001 года, но чего так никому и не удавалось добиться…
Впрочем, у НАКа, наверное, есть и другие резоны (см. статью «Веселая» бухгалтерия «Нафтогаза»). К тому же установка точных газосчетчиков по всей цепочке — от газораспределительной станции, где облгаз принимает газ, в ТКЭ, которому он газ передает, на выходе из ТКЭ, на входе в каждый дом и каждую квартиру, и учет потребленного энергоресурса невыгодны дельцам от газа. На кого они в таком случае будут списывать «коммерческие потери» газа? И на чем тогда прикажете зарабатывать патронам тех же обл- и горгазов, таким, как Д.Фирташ и иже с ним? Им точный учет расхода газа ни к чему. Даже если сделки с газом — не единственный их доход.
…кому «на ум пошло»
О теплопотреблении в стране еще более смутное представление, как и о производстве тепла из того же газа. Очевидны и очень даже теплоощутимы в основном аварии на теплотрассах. А кто за них платит — госбюджет, местный бюджет, ТКЭ, жэк? Не обольщайтесь, все расходы в итоге переносятся на потребителей — через тариф и тому подобное. Кто, сколько и за что заплатил, и в чей непредвиденный доход, а в чей конкретный убыток этопревратилось, вряд ли кто-то знает наверняка — неучтенка-с…
Дабы изменить ситуацию (к лучшему!), в июне 2011-го была создана рабочая группа по реформированию ЖКХ, которую возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев, по долгу службы уполномоченный курировать и эту отрасль. На одном из первых заседаний этой рабочей группы мэр Черкасс Сергей ОДАРЫЧ заявил: «Без учета производства, распределения, потерь при доставке и реального потребления тепла вообще не о чем говорить». С ним вынуждены были согласиться.
В комментарии ZN.UA 24 ноября С. Одарыч рассказал и о том, что «тарифы на тепло в стране — гипотетические. А нормативы потерь тепла (13%) не соответствуют действительным. На самом деле потери тепла — при устаревшем за 30 лет теплооборудовании — иногда и вдвое больше. В условиях цивилизованной Швейцарии нормативы потерь — 12%». Это при их-то современном оборудовании и технологиях…
Впрочем, в наших условиях такой пример ни о чем не свидетельствует. Потому что даже в Черкассах, где на сегодняшний день котельные на 100% обеспечены приборами учета отпуска тепла, нет точного учета расхода тепла в каждом доме и квартире. Потому что счетчиками учета потребления тепла оснащена только пятая часть из 1200 домов. Поэтому, даже зная, сколько предприятия ТКЭ произвели тепла, сложно подсчитать точно, сколько его использовано потребителями, а сколько ушло на обогрев атмосферы при доставке тепла по дырявым теплосетям в каждый дом и квартиру.
И то, что Винница и вся Ривненская область на сегодняшний день на 100% обеспечены приборами учета отпуска тепла, тоже пока ни о чем не говорит. Разве что о том, что это дает возможность маневра. Кто-то использует его для установки счетчиков учета теплопотребления в каждом доме и квартире, кто-то установит счетчики на теплотрассе, а некоторые будут, как и прежде, ловить рыбу в мутной подогретой воде.
Невозможно даже подсчитать, насколько эффективно используется газ для производства тепла, поскольку сейчас установилась относительно теплая, как для ноября, погода. А при понижении температуры на каждый градус потребуется все больше газа для производства того же количества тепла. Физика, знаете ли…
Соответственно, на сегодняшний день оценить эффективность учета производства тепла без учета его расхода и реального потребления (за которое, собственно, мы все и платим) невозможно. Платим, опять же, по гипотетическим тарифам. Но кому, за что?! А уж подсчитать реально полученное потребителями тепло в масштабах страны — задача со всеми неизвестными. Неразрешимая? Да, если никто не возьмется ее решать — у себя в доме, квартире, подъезде, ЖЭКе или ОСМД, ТКЭ, сопричастных министерствах и госкомиссиях, правительстве. И если никто не воспрепятствует «преобразованию» и «перетеканию» денежного эквивалента теплоэнергии в чьи-то карманы…
Чтобы эта причинно-следственная цепь тепловых проблем не замкнулась, правительство приняло решение: до начала отопительного сезона все предприятия ТКЭ и котельные оборудовать (для начала?) приборами учета отпуска тепла (теплосчетчиками).
Еще в начале сентября ZN.UA поинтересовалось у первого вице-премьера Андрея Клюева, курирующего, кроме прочего, и ЖКХ: правда ли, что в Украине лишь 9% котельных оснащены счетчиками на входе и на выходе? Что правительство намерено предпринять, чтобы изменить эту ситуацию кардинально? Вице-премьер А. Клюев ответил лаконично:
— Это правда. Остальные считают по трубе, как при царе Горохе. Но эта ситуация кому-то ведь на руку! В стране столько лет говорили о реформе ЖКХ, а не сделали элементарных вещей. Почему? Да потому что это тоже кормушка.
Для наведения порядка президент создал Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг. Мы ввели единую систему расчетов тарифов. Они не будут отличаться в разных регионах страны в пять-девять раз. Следующий этап — мы будем финансировать приобретение счетчиков. Предприятия ЖКХ не будут получать лицензии, пока не установят счетчики. До конца года счетчики должны быть установлены на всех котельных. Дальше перед нами стоит задача — счетчики у населения: на электроэнергию, воду, газ, тепло. Это не излишество — это необходимость.
ТКЭ — Украине: «Жара»!
Итак, регуляторный орган — Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг Украины создали (Нацкомуслуг, она же НКРРКУ; это как НКРЭ, только для коммунальных услуг и тарифов на них). Решение об установке теплосчетчиков в каждой котельной страны приняли. И?.. Анализ официальных, хотя и не публичных данных (см. табл.) о наличии и динамике установки счетчиков тепла вызвал еще больше вопросов. Где и сколько теплосчетчиков установлено, каких, сколько на это истрачено средств налогоплательщиков, почему граждане по-прежнему вынуждены платить за непредоставленные или некачественные услуги предприятий ЖКХ? Почему именно по таким тарифам? Куда девается разница между реально предоставленными и списанными на население теплокоммунальными услугами? Что предпринимают и намерены предпринять для изменения ситуации Нацкомуслуг и Минрегионразвития?
Эти вопросы ZN.UA адресовало председателю Нацкомуслуг Валерию САРАТОВУ, который до апреля был мэром Севастополя, и министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолию БЛИЗНЮКУ.
В.Саратов:
— Сейчас в Украине разрегулирована система теплоснабжения. Предприятия теплокоммунальной энергетики постоянно нарушают температурные графики работы тепловых сетей. В результате это приводит к перерасходу энергоносителей, предоставлению некачественных услуг. Например, у населения, проживающего вблизи котельной, в квартирах жарко. А жители дома в двух километрах от нее мерзнут. Чтобы тепло было у всех, необходимо полностью пересмотреть подход к предоставлению услуги. Прежде всего нужно сократить потери тепла. Комиссия не согласна с тем, чтобы предприятия перекладывали компенсацию своих потерь на потребителей, когда пытаются включить эти средства в тариф. Единственный путь контролировать и уменьшать эти показатели — устанавливать узлы учета по всей цепи (от котельной до дома).
Поэтому вопрос об обеспечении средствами учета находится у регулятора на одном из главных мест. Без этого не сможем навести порядок в отрасли. И помочь жителям и предприятиям в решении этой проблемы должна местная власть. Могу сказать, что благодаря совместной работе Кабмина, Нацкомуслуг, профильного министерства и местной власти даже за последние месяцы удалось достичь положительной динамики.
Так, за последние два месяца количество установленных узлов учета отпущенной в сеть тепловой энергии на котельных выросло на 20,9%. По состоянию на 15 ноября ими оборудованы 58,7% котельных против 37,8% — в сентябре. Есть регионы, где установлено 100% узлов учета тепловой энергии — это Винницкая, Волынская, Кировоградская, Одесская, Харьковская области. Есть регионы, где процент установленных узлов приближается к максимальному. Однако остаются также регионы, в которых необходимо еще упорно работать над этим вопросом. Я вам скажу, что мы делаем все, чтобы учетом тепловой энергии были обеспечены все без исключения котельные, и, поверьте, мы это сделаем.
Что касается попыток списать разницу в реальном теплопотреблении на жителей домов, не оборудованных узлами учета тепловой энергии. Действительно, такая проблема существует. Особенно там, где заключены договора на теплоснабжение между теплокоммунэнерго и, например, ЖЭКом. Последнему в конце расчетного периода выставляются счета, принимая во внимание отсутствие средств учета тепловой энергии в домах и с учетом всех потерь тепловой энергии. Причина этого понятна, ведь предприятиям ТКЭ необходимо сбалансировать расходы на потребленный природный газ и реализованную тепловую энергию, и они не находят другого выхода, кроме как переложить свою бесхозяйственность на потребителей.
Так что выходом из этой ситуации является полный учет отпущенной котельными и использованной потребителями тепловой энергии, установление в каждом многоквартирном доме индивидуальных тепловых пунктов, оборудованных средствами учета тепла и автоматическим регулированием температуры теплоносителя. И тогда жители таких домов будут платить за тепловую энергию только по показателям счетчика. Как свидетельствует практика, размер такой платы уменьшается приблизительно на треть. Жители получают качественную услугу, и на протяжении трех-четырех лет это оборудование полностью окупается.
Кроме той работы, о которой я рассказал, мы очень внимательно отслеживаем и сами принимаем участие в разработке и принятии необходимой нормативно-правовой базы. Так, наши специалисты принимали активное участие в подготовке предложений к законопроекту «О коммерческом учете воды и тепла». Этот закон должен заложить теоретическую базу нашей дальнейшей работы в сфере учета, в частности по установке узлов учета тепловой энергии и питьевой воды.
А.Близнюк:
— По данным, полученным из регионов Украины, на начало отопительного сезона обеспеченность предприятий коммунальной теплоэнергетики приборами учета отпуска тепловой энергии по Украине составляло 55,2%, или 3541 штуку. До полного оснащения по плану остается установить 2580 счетчиков. По квартирам количество установленных приборов учета тепла равняется 34959 (при общей потребности 110508 штук).
В 2007—2008 годах дома и предприятия коммунальной теплоэнергетики оборудовались приборами учета тепловой энергии и воды за счет субвенций. По состоянию на 1 января 2009 года таким образом освоили 224,1 млн. грн.
Замену приборов учета балансодержатель выполняет за свой счет.
В идеологии «измеряй, анализируй, действуй» приборы учета тепловой энергии устанавливаются прежде всего для учета (со временем можно рассчитывать на экономию от потребителя). Экономить же стимулирует установка автоматического регулирования тепловой энергии и термомодернизация зданий. Сегодня оснащенность жилого фонда домовыми приборами учета тепловой энергии составляет всего 31,6%.
Учет объема потребления тепловой энергии и параметров теплоносителя ведется на границе балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации и потребителя или, по договоренности сторон, в другом месте.
Расчеты за потребленную тепловую энергию осуществляются на границе продажи, которая является границей балансовой принадлежности (ответственности), в соответствии с договором на основании показателей узла учета согласно действующим тарифам (ценам), утвержденным в установленном порядке (постановление КМУ №1198 от 3 октября 2007 года).
В случае установки домовых средств учета тепловой энергии потребитель оплачивает услуги согласно их показаниям пропорционально отапливаемой площади (объему) квартиры (дома усадебного типа). Показатели домовых средств учета снимает представитель исполнителя раз в месяц в присутствии поставщика и представителя потребителей (постановление КМУ №630 от 21 июля 2005 года).
Если дом не оборудован прибором учета тепловой энергии, то расчеты производятся по нормам расхода теплоты на нужды отопления КТМ 204 Украины 244-94. Нормы расхода — это показатель затрат на производство единицы продукции (работы) для отопления помещений из расчета на 1 кв. м общей отопительной площади и 1 куб. м объема строений (по внешнему обмеру).
Годовые потребности теплоты на отопление определяют по отдельным формулам, результат расчетов зависит от внешней температуры в отопительный период, продолжительности отопительного периода, количества часов работы систем отопления в сутки.
Если коротко, то нормирование затрат топливно-энергетических ресурсов осуществляется непосредственно самим предприятием (приказ Госкомитета Украины по энергосбережению от 22 октября 2002 года «Об утверждении Основных положений по нормированию удельных затрат топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве») и согласовывается с министерством (с общим годовым потреблением до 10 тыс. тонн условного топлива).
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли, красавица?»
Немногословны чиновники от ЖКХ, прямо скажем. Да и о чем говорить, если до сих пор в стране действуют нормы на потребление тепла и методики расчета образца 2002 года? Допустим даже, что на выходе из каждой котельной будут установлены счетчики отпущенного тепла. Но если в домах нет аналогичных приборов учета, то потребители все равно будут вынуждены платить в том числе и за испарившееся по дороге от котельной до каждого дома и квартиры тепло (как и за воду).
С другой стороны, если тепло будет учитываться по всей цепочке от котельной до квартиры, то кто ответит за ветхие теплотрассы, срок эксплуатации которых закончился минимум лет десять назад? Кто оплатит их замену (а это десятки тысяч километров подземных коммуникаций)? ТКЭ, ЖЭКи, местные бюджеты?..
Словом, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Слабое утешение в том, что нас хотя бы в этой теме не потчуют уверениями о счастливом будущем «уже сегодня»…