Государственная налоговая служба, кажется, на неопределенный срок наняла музу, которая время от времени подсказывает все более оригинальные идеи о наполнении бюджета страны. Трендом нынешних налоговых будней стал мониторинг частных объявлений, рабочие результаты которого свидетельствуют, что каждый третий проверенный уклоняется от уплаты налогов. Налоговики, образно говоря, убеждают эту же музу в необходимости платить налоги — так же, как парикмахеров, репетиторов, переводчиков, слесарей, дизайнеров, народных целителей и других самозанятых работников, размещающих объявления о своих услугах в СМИ и на досках объявлений.

С кого начинать?

Решение о таком мониторинге инициировало руководство налоговой службы, которая пытается «идти навстречу» украинскому «заробітчанину», чтобы тот, наконец, понял, что «работа без документов — это эксплуа­тация, а не цивилизованные трудовые отношения». По словам Александра Клименко, главы ГНС Украины, местные бюджеты на две трети состоят из налога на прибыль физических лиц, поэтому налоговая будет делать все для того, чтобы у общин эти деньги были: «Если надо будет читать все рек­ламные объявления — будем читать».

Самым большим спросом сейчас пользуются два вида объявлений. Первый — с предложениями конкретных услуг (ремонт бытовой техники, работа швеи, массаж и т.п.). Якобы заинтересованные клиенты — а на самом деле сотрудники ГНС — просят у распространителей таких объявлений резюме, а потом по базе идентификационных кодов проверяют факт наличия уплаты налогов. (По этим же базам, вероятно, удобно также выявлять и владельцев «приличных» сумм, которые засветились при обмене валют. Правда, в ГНС уверяют, что банковская тайна для них — табу.)

Вторая разновидность объявлений — о замещении вакансий. По ним работники налоговых получают информацию об учреждении: осуществляет ли оно отчисления в Пенсионный и другие фонды, какую зарплату выплачивает и отвечает ли ее сумма заявленной в декларации. Если проверенный субъект кладет заработок исключительно в свой карман или же пополняет государственную казну символическими сумами, сначала ему делают предупреждение, но со временем незадекларированные средства могут стать основанием для штрафа или даже судебной волокиты.

Однако заявленный метод, логично, вызывает сомнения в части его финансирования: во-первых, сколько сотрудников инспекций нужно задействовать, чтобы проверить тысячи подозреваемых в неуплате налогов граждан? И, во-вторых, хватит ли средств, взысканных с нарушителей трудовых отношений, хотя бы на зарплату налоговикам, которые непосредственно будут заниматься таким мониторингом? Сколько же газет, сайтов о трудоус­тройстве, объявлений у подъездов и в метро нужно перечитать! И это тогда, когда есть более значительные нарушения налогового законодательства, которые нуждаются в устранении.

В Греции, например, проверяли большие рекламные агентства, в Бельгии налоговые инспекторы занимаются раскрытием махинаций бриллиантовых магнатов. В этих случаях речь идет о миллионных суммах, которые обходят государственную казну. Это не скрытый заработок наемного работника, работодатель которого вмес­то реальной суммы зарплаты — 1200 грн. — указывает в отчете 400 грн. Не 80 грн. за стрижку, которые три-пять раз в неделю может получить так называемый домашний парикмахер. Не подработка женщины в декрете, студента-аспиранта или выпускника иняза, которых обстоятельства заставляют время от времени «подхалтуривать». Это до абсурдности не те люди и не те суммы, которых так не хватает дырявым местным бюджетам.

Ведь не перевелись еще в Украине предприимчивые граждане, которые не гнушаются зарубежных счетов, предпочитают крупные офшорные аферы, нарушая порядок уплаты отчислений в бюджет. Неужели они не достойны энергии и внимания налоговых органов? Впрочем, как ни банально, но дело, похоже, снова упирается в наличие авторитетов, отдельно отложенных средств на случай проверки и, конечно же, «крыши». В то время как некоторые фрилансеры, которые зарабатывают по несколько тысяч отечественных гривен в месяц да еще и арендуют жилье, собственной крыши не имеют даже в буквальном смысле. С их заработком на квартиру откладывать надо долго. Можно, конечно, пойти и честно признаться в неуплате налогов, — тогда жилье удастся приобрести еще через более неопределенный и длительный срок, если вообще удастся… Потому стоит ли удивляться, а тем более негодовать по поводу того, что люди не колеблясь соглашаются быть «социально незащищенными», без отпускных, больничных и декретных. Они уже почти не страдают от угрызений совести, что, дескать, а как же инфраструктура. И если красиво оформленный сверток с надписью «Инициированная властью альтернатива, госгарантии и социальная защита» положить на весы рядом с утверждением «Я сам», перевесит, скорее всего, последнее. (Марка весов называется «Выбор».)

Текущие итоги

Время от времени должностные лица называют вполне правдивые цифры, которые свидетельствуют об экономическом росте. Но не всегда он сказывается на материальном состоянии обычных граждан. Скажем, из-за уменьшения спроса закрываются целые рынки. Поэтому некоторые бывшие предприниматели вспоминают о своем высшем образовании — становятся частными репетиторами, а кто-то начинает мастерить, строить, чинить, работать в сфере обслуживания, дизайна или развлечений. Но и там не все просто.

Уже не нова практика рассылки сообщений с просьбой задекларировать доходы, чтобы людям спокойно работалось в правовом поле.

Следует вспомнить и о предвари­тельно одобренном Верховной Радой в середине октября законопроекте «О внутренней торговле», который сейчас находится на доработке. Его отдельной статьей регулируется работа интернет-магазинов: их владельцы обязаны иметь офисное помещение, в частности для сохранения и оформления документов о ведении хозяйственной деятельности. Некоторые предприниматели при этом убеждены, что делается это исключительно для большего удобства будущих проверок: «офис нужен, чтобы было куда спецназ запускать с захватом».

Активизация налоговой службы в текущем году дала свои результаты — объемы сбора налогов превысили прошлогодние более чем в полтора раза. Говоря об успехах деятельности украинских налоговых инспекций в цифрах, глава ГНС в одном из интервью отметил, что за январь—июнь 2010-го было собрано около 50 млрд. грн., тогда как за приблизительно такой же период 2011 г. — 90,5 млрд. грн. При этом тремя главными составляющими такой тенденции он назвал изменения, связанные с дейс­твием Налогового кодекса, рост экономики и вывод экономики из «тени».

По информации ГНС, с начала 2011 г. из «тени» вышли свыше 170 тыс. лиц: 98 тыс. из них — наемные работники без трудовых соглашений, около 44 тыс. граждан — уже зарегистрировались как частные предприниматели, а 28 тыс. подали декларации о доходах.

При этом остаются 9% киевлян, то есть 230 тыс. населения одной только столицы, которые вообще не декларируют доходы, и это без учета значительного количества нелегалов, — сообщила директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Ирина Носачева на совместном совещании ГНСУ и Киевской горгосадминистрации. Местный бюджет Киева за текущий год пополнен на 7 млрд. грн., 70% из которых — это налог на прибыль физических лиц вместе с земельным налогом. Впрочем, могло бы быть больше, ведь столица считается одним из основных источников наполнения бюджета. «Тесное сотрудничество и четкое взаимодействие налоговиков и городской власти Киева, — отметил глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов на упомянутом совещании, — важный рычаг в наполнении бюджета столицы».

***

На одном из ресурсов по трудоустройству объявление: «Налоговая проверка — это «поединок» инспектора и частного предпринимателя. Побеждает тот, кто лучше подготовлен. А это, как правило, инспектор, поскольку он лучше владеет нюансами нашего многогранного налогообложения. Я имею огромный опыт как контрольно-проверочной, так и аудиторской работы и могу комплексно подготовить вас к проверке налоговой, а также сопровождать вас во время проведения проверки». (Ниже — номер телефона.) Еще один претендент — подозреваемый в неуплате. Подготовлен, говорит. Может ему удастся отстоять свой заработок?..

Будет мониторинг, организованный ГНС, показательным (чтобы напугать трудовых мигрантов-нелегалов), или станет монотонным куском неблагодарной работы для работников инспекций, еще неизвестно. И окупятся ли усилия тех же инспекций — тоже. А может, здесь речь идет о попытке прекратить деятельность неплательщиков в пользу предпринимателей аналогичных отраслей, которые все же хоть как-то работают на госбюджет? А он, так или иначе, нужен всем, даже тем, кто ни копейки в него не вкладывает. И, наверное, не потому, что очень жадный, — просто не адаптирован еще, условия не те, чтобы мог класть столько, сколько требуется.

Комментарий юриста

Сергей БОЯРЧУКОВ, управляющий партнер ЮКК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»:

— Сегодня каждый третий украинец уклоняется от уплаты налогов. Это побудило органы ГНС реализовать оригинальные идеи относительно наполнения бюджета страны через мониторинг частных объявлений. Однако применение указанных мер не совсем отвечает нормам налогового законодательства, скорее, приводит к их нарушению.

И все же — что делать, если работники органов ГНС применили такие проверки к лицам, уклонившимся от уплаты налогов?

Избежание налогов рассматривается как таковое, которое является следствием минимизации налоговых обязательств законным путем с использованием налоговых лазеек. В отличие от него, уклонение трактуется как утаивание налоговой базы и/или предоставление в налоговые органы заведомо недостоверной информации.

Согласно нормам Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки.

Согласно п. 80.1. ст. 80 НК, фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Она проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки.

Однако при проведении налоговой проверки путем мониторинга частных объявлений лицо, к которому применяется такая проверка, должно востребовать у работников ГНС решение руководителя структурного подразделения, оформленного приказом до начала проведения указанной проверки.

Поскольку же такая проверка не предусмотрена действующим налоговым законодательством, то, соответственно, решение руководителя структурного подразделения тоже будет предоставлено с нарушением норм НК, что и является правовым основанием для отказа в таких проверках и обжалования решений об их проведении в суде.

Так что налогоплательщик имеет право обжаловать решение налоговых органов, обратившись в суд в любой момент после получения соответствующего налогового сообщения, но с учетом сроков давности.

Если лицо, относительно которого осуществлялась проверка, действительно не задекларировало незначительные суммы заработка, но органами ГНС не было документально установлено имущественное состояние, вид доходов, из которых получена эта сумма, — такое судебное дело имеет все шансы быть решенным положительно.

И все же физические лица, как парикмахеры, репетиторы, переводчики, слесари, дизайнеры и другие самозанятые работники, уклоняясь от уплаты налогов, нарушают действующее налоговое законодательство. Действующее законодательство предусматривает такие виды ответственности за нарушения налогового законодательства: штрафные (финансовые) санкции, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Таким образом, чтобы уменьшить масштабы избежания налогов и уклонения от их уплаты, необходимо тщательно настроить налоговое законодательство на нужды обеспечения его прозрачности и предотвращения налоговой дискриминации, повысить вероятность выявления фактов уклонения, прежде всего путем анализа деятельности посредников, чьи операции сегодня во много раз снижают предельные затраты уклонения для налогоплательщиков. На практике нужно не увеличивать количество проверок и суммы штрафов, а совершенствовать демократические институты, активизировать борьбу с коррупцией, устранить позорные явления, когда политики и чиновники вместе с олигархами, злоупотребляя властью в личных корыстных интересах, прикрывают существование разных посреднических структур, нарушают правила честной рыночной конкуренции, добиваясь налоговых льгот и разного рода преимуществ для «своих» предприятий, территорий, областей.

Даже незначительный рост вероятности наказания посредников приведет к положительному эффекту в сужении масштабов уклонения.