Отныне в Единый государственный реестр судебных решений (ЕГРСР) будет поступать далеко не вся информация о движении дел. В конце предыдущей недели, 17 февраля 2012 г. Совет судей Украины в соответствии с полномочиями, данными ему новыми положениями Закона «О доступе к судебным решениям», утвердил перечень, согласно которому так называемые промежуточные решения внесению в ЕГРСР более не подлежат. Среди исключенных оказались определения о переносе рассмотрения дела, решения по мелким админправонарушениям, постановления о предоставлении разрешения на проведение отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

По утверждению Государственной судебной администрации Украины, такие новации пойдут гражданам лишь на пользу, ведь на сегодняшний день Реестр захламлен «техническими» вердиктами – на более чем 21 млн решений приходится 7 млн различных определений. Отыскать что-либо действительно нужное достаточно непросто: в поле поискового запроса можно внести вполне четкие параметры, а в результате получить набор из нескольких сотен ссылок. Из-за этого, по словам директора ГП «Информационные судебные системы», ресурс Реестра и не блещет популярностью, набирая не более 2–3 тыс. обращений в день.

Впрочем, этот вопрос по сей день сопровождается широкими дебатами, ведь речь идет о полноценности доступа к информации относительно деятельности самостоятельной ветви власти, которая для кого-то в определенный момент может оказаться жизненно важной.

Что круг вносимых в Реестр решений рано или поздно будет ограничен, было ясно еще в конце прошлого года, когда в Закон «О доступе к судебным решениям» были внесены соответствующие изменения. В соответствии с ними, Совету судей Украины передали полномочия по утверждению перечня судебных решений, подлежащих включению в ЕГРСР (по согласованию с Государственной судебной администрацией). До сегодняшнего дня включению в Реестр теоретически подлежали абсолютно все решения, включая так называемые промежуточные (например, о приостановлении производства по делу). Хотя известно, что многие резонансные решения (такие, как, скажем, приговор Оболонского райсуда Киева в отношении экс-главы ЛААС Игоря Зварыча) вовремя туда не попадали, если попадали вообще.

И вот 17 февраля 2012 г. Совет судей Украины на своем заседании утвердил указанный перечень. Согласно тексту, которым располагает редакция «Судебно-юридической газеты», в Реестр включаются судебные решения, вынесенные в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства, а именно:

1) определения судов всех инстанций об открытии (возбуждении) или отказе в открытии (возбуждении) производства по делу;

2) определения судов, которые могут быть обжалованы отдельно от вынесенных по результатам рассмотрения дела решений, приговоров, определений, постановлений в случаях и в порядке, определенном процессуальным законом и Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»;

3) определения об обеспечении иска, замене вида обеспечения иска или отмене мер обеспечения иска, приостановлении выполнения судебного решения;

4) судебные приказы, которые выдаются судом в порядке приказного производства, заочные решения;

5) постановления, решения, приговоры судов, кроме постановлений о предоставлении разрешения на проведение отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий;

6) судебные решения, вынесенные по результатам пересмотра решений, приговоров, определений, постановлений (в апелляционном, кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам);

7) постановления в делах о нарушении таможенных правил и о привлечении к административной ответственности за совершение коррупционных деяний;

8) определения, вынесенные по результатам рассмотрения дела об обжаловании решения третейского суда, определения о выдаче исполнительного документа во исполнение решения третейского суда.

Более в Реестр не будут включаться постановления в делах о таких админправонарушениях, как появление в общественном месте в нетрезвом состоянии, самовольное занятие земельного участка, в делах о ДТП (они и ранее, по словам членов Совета, не несли содержательного значения, поскольку были обезличены). Кроме того, в ЕГРСР больше не будет определений о переносе судебного слушания и прочих «промежуточных» решений.

Примечательно, что Совет судей Украины может дальнейшем вернуться к обсуждению указанного вопроса и распространить ограничения на другие виды судебных решений либо, наоборот, расширить данный перечень.

На заседании отмечалось также, что в реестре много решений, которые отменены вышестоящими судами, т. е. в них, возможно, высказана ошибочная правовая позиция. В этой связи не последним вопросом является возможность отследить судьбу дела: обжаловалось, пересматривалось ли оно, и что сказал вышестоящий суд по поводу правовой позиции, выраженной в решении суда первой инстанции. Для этого необходимо, чтобы Реестр обеспечивал единый номер, который будет присваиваться делу в первой инстанции и сохраняться вплоть до пересмотра ВСУ. Как обещает гендиректор ГП «ИСС» Леонид Богданов, в скором времени такой номер будет внедрен: «Через месяц-полтора появится возможность искать дело как по категории, так и по электронному номеру, который используется системой. Юристы и другие граждане смогут использовать Реестр как поисковую систему аналогично системам «Лига» или «НАУ»: можно будет отыскать для себя нужную практику, получить ссылки на нормативные акты внутри решений, дополнительную информацию».

Pro

Своим решением Совет судей постарался минимально затронуть широту доступа к судебной практике. Напомним, что изначально речь шла о возможном исключении всех «незначительных» решений, по которым нельзя ни определить лицо, в отношении которого они были вынесены (поскольку имя Реестр скрывает), ни извлечь пользу из правовой аргументации, изложенной в них. В частности, не планировалось вносить определения об открытии производства по делу ввиду отсутствия содержательной ценности. «Суд открыл производство в деле по иску лица-1 к лицу-2, допустим, о расторжении брака» – какой из задач, указанных в Законе «О доступе к судебным решениям», соответствует внесение в Реестр такого определения? Судья оставил иск без движения и дал время для устранения недостатков, далее назначил дело к рассмотрению, назначил по делу экспертизу, отложил дело, приостановил производство – информация обо всех этих действиях помещается в ЕГРСР, причем без указания имен/наименований сторон. Понятно, что ни цели открытости (поскольку неясно, о ком речь), ни прозрачности, ни одинаковому применению законодательства это не служит.

Каждый день апелляционными, кассационными судами, ВСУ постановляется большое количество промежуточных решений, и все они подлежат внесению в Реестр. На сегодня в нем более 21 млн судебных решений, и 7 млн из них – определения. Такое количество тормозит процесс их внесения, ЕГРСР становится громоздким, сложным в использовании. Необходимо учитывать и тот факт, что на оформление для отправки простейшего определения, на написание которого судья затратил от силы полчаса, требуется немало времени, что не способствует повышению эффективности работы аппарата судов. Кроме того, при том, что судебная система из года в год недофинансируется, тратить бюджетные средства (а точнее, средства от судебного сбора) на указанные потребности просто нерационально.

Contra

Среди проблем, которые существуют при наполнении Реестра, отдельные эксперты указывают на такую, как «направление судами копий судебных решений не в полном объеме, из чего усматривается свободное толкование законодательства судами, которые отправляют только окончательные судебные решения или определенные по собственному усмотрению судов». При этом на законодательном уровне остается неурегулированным вопрос об ответственности судей за невыполнение ЗУ «О доступе к судебным решениям». Примечательным также является вывод, сделанный в докладе экс-главы ГП «Информационные судебные системы» Андрея Боделана: «После модернизации материально-технической базы судов Реестр определенным образом усилил влияние на обеспечение открытости деятельности судов». Т. е. закон, по сути, дисциплинировал суды в аспекте необходимости отвечать за свои решения. Теперь, выходит, делается шаг назад?

Таким образом, позиция contra состоит в том, что любые ограничения могут привести к злоупотреблениям. Действительно, не делают ли «из мухи слона»? В условиях технического прогресса несколько надуманно выглядят проблемы, касающиеся накопления и сложности с хранением информации, ведь этот процесс неминуем и объясняется течением времени, и количество серверов для хранения данных придется увеличивать в любом случае. Особенно в контексте грандиозного проекта, который «замышляет» ГСАУ совместно с ГП «ИСС» (речь идет о внедрении «электронного суда», когда стороны смогут не только получать процессуальные документы, не выходя из дому, но и отправлять иски в суд, не выстаивая очередей в канцелярию – одним «кликом»). Цифровой мир открывает неограниченные возможности для хранения и пользования информацией, и государству при желании не так уж сложно обеспечить полную, очень легкую и удобную в пользовании базу данных всех судебных решений.

Более того, всем известно, что долгое время права на программное обеспечение для Реестра, а также автоматизированной системы документооборота в судах находились в собственности частных структур. Так, ПО для ЕГРСР в свое время разрабатывали три фирмы: ООО «Юртех», ООО «Арт-мастер» и ООО «Атлас», и за его использование они получали от государства роялти, суммы которого исчисляются в цифрах с шестью нулями. К примеру, по данным, которые опубликовала коллегия Счетной палаты Украины, в 2009 г. ГСАУ через ГП «Информационные судебные системы» заплатила коммерческим структурам 1,1 млн грн только за право пользоваться базой данных, а в 2010 г. эти расходы составили 11,3 млн. Через полтора месяца право собственности на программный продукт, обеспечивающий функционирование ЕГРСР, должен полностью перейти в руки государства. Возникает вопрос: если будут сэкономлены такие колоссальные средства, почему бы их не пустить на функциональное развитие Реестра?

Не стоит также забывать, что определение об отказе в открытии производства может оказаться важнее десятков судебных решений по существу, прошедших все этапы рассмотрения. Часто имущественные споры между хозяйствующими субъектами, где права граждан вроде бы не нарушены, на самом деле имеют непосредственное отношение к их правам. Это известно журналистам, это могли осознать граждане, столкнувшиеся с необходимостью судиться. Подчас решением об утверждении мирового соглашения может быть оформлена рейдерская атака на чье-то имущество. Да, некоторые решения непопулярны, но это не означает, что какое-то из них не может обрести чрезвычайную важность по прошествии нескольких лет и сыграть не последнюю роль в чьей-то судьбе. Такой пример привела председатель Киевской КДКА Инна Рафальская: «Естественно, обезличенные решения не несут особой ценности. Но в моей практике были случаи: право собственности было зарегистрировано на основании судебных решений, которые впоследствии были отменены. И продавцы пытались продать имущество по уже отменным судебным решениям. Мне удалось найти эти решения и использовать их в деле».

Таким образом, очевидно, что ограничение количества решений в Реестре не решит всех проблем – необходимо повышать эффективность его работы.

Комментарии

Председатель ГСАУ Руслан Кирилюк:

– 1 июня 2006 г. вступил в силу Закон «О доступе к судебным решениям». С этого момента началось формирование ЕГРСР. 21 млн 108 тысяч 55 документов находится в нем на данный момент. Статистика показывает, что ежегодно их количество увеличивается. Ни ГСАУ, и ни ССУ никоим образом не собираются ограничивать доступ общественности к информации о деятельности судов или о судебных решениях, о чем немало говорилось в публикациях на данную тему. Цель другая – сделать реестр более удобным в пользовании и более информативным.

Президент Союза адвокатов Украины, зампредседателя ВСЮ Лидия Изовитова:

– Существует целая пропасть между принципами и реальным применением наполнения Реестра. Сложный поиск по решениям, отсутствие единого номера дела, чтобы отследить его от первой до последней инстанции – это то, над чем нужно работать, на что необходимо тратить усилия и средства. Но нельзя забывать, что это закон для государства современный, это закон на будущее, и никаким образом мы не должны сузить круг решений, которые вносятся в Реестр, иначе мы нарушим ст. 22 Конституции Украины. Это будет сужение прав граждан.

Заместитель председателя ВАСУ Михаил Цуркан:

– Цель Закона «О доступе к судебным решениям» после внесения в него поправок не изменилась. Этот закон принимался для граждан. Мы должны выделить право гражданина именно как получателя информации: возможность посмотреть решение, спрогнозировать свои действия на предмет того, нужно ли вступать в судебные разбирательства. Мы не должны отождествлять гражданина, который имеет право на информацию, с участником судебного процесса. Мы должны смотреть на опыт наших коллег из ближнего и дальнего зарубежья, где не практикуется размещение абсолютно всех судебных решений в подобных реестрах.

Главная задача власти накануне выборов – не столько показать свои достоинства, сколько максимально дискредитировать оппозицию. Особенно сейчас, когда рейтинг Партии регионов стремительно снижается. Одна из политтехнологий, которую власть уже начала задействовать, довольно проста: инспирировать объединение оппозиционеров в общий список под общей политической крышей. Условно говоря, в 2002 году оппозиционеры объединились в «Нашу Украину», и почему бы им не повторить такой же сценарий сейчас. Под вывеской «Код сопротивления диктатуре», под реанимированным брендом «Народный Рух Украины» или под другим так называемым «нулевым вариантом».

Но, судя по главным спикерам объединительной темы, на выходе из нее может получиться не «Наша Украина», а «Каневская четверка», давшая в 1999 году возможность Леониду Кучме убрать с дороги своих главных конкурентов на президентских выборах. Тем более что среди нынешних политтехнологов власти есть те, кто работал на Кучму в 1999 году.

Конечно, нельзя утверждать, что в среде нынешних оппозиционеров есть «кроты» Банковой, однако там есть те, чьи политические проекты уже давно ушли на маргинес и попасть в новый парламент их вожди могут только на чьих-то спинах. Поэтому именно они громче всех кричат о необходимости объединения и единого списка. Мол, делить мажоритарные округа – это правильно, но Тимошенко в своем письме из тюрьмы предлагала все углублять. Но они скромно умалчивают, что в своей политической утопии экс-премьер вела разговор о том, что если объединение и произойдет, то на выборы оппозицию должны вести моральные авторитеты нации, а не сбитые летчики.

И вот в СМИ обнародовали информацию, что «Батькивщина» и «Фронт змин» после согласования кандидатов на округа ведут активные переговоры и о едином списке. Эту новость многие эксперты восприняли с большой долей скепсиса. И не зря. По информации «Комментариев», совсем недавно по заказу одной из выше указанных политических сил проводился закрытый срез общественного мнения. По его итогам оказалось, что идея единой оппозиционной партии на сегодняшний день мало интересна избирателям. Почему? Да, наверное, потому, что избиратель Тягнибока не хочет видеть в списке своей политсилы Яценюка, а тот, кто голосует за Яценюка, очевидно давно разочаровался в «Батькивщине». Как бы то ни было, но факт остается фактом – идя на выборы тремя или даже четырьмя колонами, оппозиционеры получают больше, чем под одним размытым брендом. К тому же, покрывают значительно большую электоральную карту, а не только Запад, куда их пытаются уже не первый год вытолкать. Это, во-первых.

Во-вторых, власть очень заинтересована в том, чтобы оппозиционеры грызлись между собой за место под солнцем. А единый список к этому располагает намного больше, чем пакт о взаимном предвыборном ненападении, который может быть подписан лидерами оппозиционных партий уже в ближайшее время.

При этом нельзя исключить, что в случае провала технологии «братская могила» с подачи власти договор об объедение родят другие оппозиционеры, которым не нашлось места среди больших политпроектов. Опять же не для того, чтобы сообща победить, а чтобы получить хоть какие-то дивиденды на критике друзей-врагов по оппозиции. Мол, снова украинские политики проявили свою «гетманскую сущность». А дальше – по накатанной: на телеэкранах появится новый Козак, который будет вещать: «Юліє Володимирівно! Ваші соратники вас зрадили. Вони не захотіли об’єднуватися».

Отечественные топливные ресурсы, за торговлю которыми соревнуются десятки торговых площадок, с завидным постоянством и на странных условиях стекаются в одно и то же место — на Первую независимую биржу.

Постановление Кабмина №1064 «Некоторые вопросы организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа», утвержденное правительством 3 октября 2011 года, радикально отличается от своего начального проекта. Этот документ, кажется, держится на неприкрытом лоббировании интересов нескольких человек. Поэтому в кулуарах имя победителя предстоящего выбора уже ни для кого не секрет — им, как и несколько раз подряд, снова станет Первая независимая биржа (ПНБ) (см. ZN.UA №15 от 23 апреля 2011 года «Государство не может — «независимая» биржа поможет?»). Предсказуемый результат такого выбора без выбора — колоссальные потери государственного бюджета и завышенные цены в розничной сети рынка топлива.

Интересно, что Первую независимую с момента «рождения» сопровождает уникальная удача — уже через полтора месяца после создания биржа заключила договор на реализацию нефтепродуктов крупнейшего государственного газоперерабатывающего завода — Шебелинского.

При этом основатели самой успешной биржи непосредственно к биржевому рынку никакого отношения не имеют: ООО «Калина-Центр» и ООО «Эксапрофит», согласно данным госреестра, занимаются строительством, рыбоводством и продукцией лесного хозяйства.

Генеральный директор Ассоциации «Союз бирж Украины» Борис Беренштейн считает, что изменения в порядке выбора бирж обусловлены перераспределением рынка отечественного топлива. По его словам, утвержденное Кабмином положение на 50% отличается от ранее существовавшего. «Сейчас объявлен конкурс… Как дальше будут развиваться события, трудно сказать. Возможно, данное положение сделано под одну биржу», — предположил Б.Беренштейн.

Так, в постановлении Кабмина изменен государственный орган, который проводит конкурс на выбор биржи: с Минэкономразвития на Минэнергоугольпром. По мнению экспертов, изменения дают Минэнерго возможность наконец-то выбрать на конкурсе Первую независимую биржу.

«Выходит так, что фактически никакого тендера нет, он сугубо технический. Все заведомо знают, кому отдать товар и за сколько. Настоящую цену за товар платит только конечный потребитель, и его деньги уходят в неизвестном направлении», — комментирует руководитель консалтинговой фирмы Vidsotok Виталий Ярушняк.

Далее. В утвержденном правительственном постановлении с одного до трех лет увеличен срок, на который определяется победитель конкурса. Учитывая обстоятельства, правка логичная — зачем же каждый раз устраивать «конкурс красоты», если победитель априори коронован? Вместе с тем это делает группу влияния во власти независимой от внезапных кадровых перестановок.

Также в постановлении Кабмина №1064 вместо обоснования технических возможностей проведения аукционов подается справка (слово «справка» взято из постановления КМУ №1064) о технических возможностях. Следовательно, организаторы заинтересованы оставить молоток (если не кувалду) основным техническим инструментом биржи.

Поражает, что в условиях определения победителя в конкурсе «ненароком» упущен пункт о размере биржевого сбора и его обосновании. Отметим, что биржевой сбор в 0,5% на таких аукционах выливается в довольно приличные многомиллионные суммы. Размер биржевого сбора определяет заработок биржи от проданных на аукционах энергоресурсов. Эксперты биржевого рынка отмечают, что «такая „правка“ может или создавать возможности для коррупции, или уже быть ее следствием и позволит ПНБ зарабатывать на аукционах по продаже государственных ресурсов».

Генеральный директор Львовской универсальной биржи Василий Пигуляк отмечает, что выбор только одной биржи для торговли отечественным топливом создает для победителя монополистические условия. «В документе не прописан процент биржевого сбора. А при условии, что биржа для торгов будет выбрана только одна, то она автоматически становится монополистом и может сама руководить ставками. А это уже нарушение антимонопольного законодательства», — подчеркнул В.Пигуляк.

Что касается правил заключения договора с биржей, то здесь вообще полнейший произвол. Теперь соглашение с биржей нельзя будет расторгнуть в случае его нарушения биржей (!) — из постановления Кабмина эта норма исключена. Еще раз убеждаемся, что ПНБ все же «независимая». От обязательств.

И самое интересное, что члены комиссии по выбору биржи перестраховались и убрали из постановления требование об обязательной технической аудиозаписи в ходе заседания комиссии. Итак, будущий выбор биржи состоится без свидетелей и лишних ушей. Возможные следы начали заметать уже сейчас…

Колоссальные изменения в документе «Некоторые вопросы организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа», которые эксперты оценивают как лоббирование ПНБ, сама биржа не комментирует. Запрос журналистов Первая независимая проигнорировала.

Из семи членов комиссии пятеро — «свои», поэтому почти не остается сомнений, что в марте во время «честного, прозрачного, объективного» тендера по выбору торговой площадки для отечественных топливных ресурсов рынок станет свидетелем (или зрителем) костюмированного фарса. Еще один коррупционный скандал может произойти на самой верхушке властного айсберга.

 

Есть ли разница между Херсоном и Харьковом? Чем последний отличается от Макеевки? Не знаете? – Вот и я не знаю. Особенно, когда вижу, как власть назначает наместников в одномандатных округах Харькова. Кто эти люди, зачем они здесь? Если и отправлять засидевшихся на Банковой "в народ" в преддверии выборов, то почему бы для начала не вчитаться в биографии своих назначенцев?

Самым рациональным шагом было бы распределение кандидатов в мажоритарных округах по региональным признакам происхождения и узнаваемости. Как-никак, мажоритарщик должен знать свой округ, а округ – должен знать мажоритарщика. Но, как принято, рациональность заканчивается там, где начинается Банковая. Здесь теория рационального выбора находит свое извращенное толкование в практике иррациональных действий нашего политикума. Казалось бы, небольшая приставка "ир-", но на что она способна...

А способность ее воплощается на примере новых лиц харьковской политики. И если имена Ирины Гориной, Дмитрия Святаша, Александра Фельдмана еще известны харьковчанам, то упомянутые Михаилом Марковичем еще в сентябре 2011-го Кузьмук, Писаренко и Хомутынник – представляются десантом, который высадился по команде штаба в нужном районе.

Это сравнение более чем уместно в случае генерала армии Кузьмука, дважды министра обороны и одного из самых высокопоставленных военных чинов украинской армии, который в свое время оканчивал Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище. Можно с точностью до 90% предположить, что Александр Иванович будет выдвигаться по территориальному избирательному округу №176. Там находится училище, которое он заканчивал, а также дома, которые были построены специально для офицерского состава учебного заведения. Картина его ясна: он неразрывно связан с этим округом годами, проведенными в училище.

Примеры же последующих двух нардепов, мягко говоря, не вписываются в вышеуказанное сравнение с десантом. Никто не мог предположить, что бывший БЮТовец Писаренко настолько "припаде до душі" харьковским властям. "Валерий Писаренко – новый протеже городских и областных властей?" – задаются вопросом блоггеры на форумах. На что Валерий Владимирович отвечает акциями, проводимыми совместно с городским главой. "Откуда он взялся? Кто он?" – продолжают недоумевать люди в Дзержинском районе.

А Валерий Писаренко продолжает взирать на них проникновенным томительным взглядом с главной страницы своего сайта, сравнивая в своих комментариях Харьков с Парижем, удивляясь такому обилию зелени в городе. Валерий Владимирович приехал уже после печальных событий в парке Горького... Путь "во власть" этого молодого человека хорошо известен, как и его карьерный путь во власти, о чем свидетельствует листовка, которая распространяется оппозицией с призывом не доверять людям, указанным в ней. И вот уже преподавательский состав кафедры конституционного, муниципального и международного права юридического факультета ХНУ имени Каразина – пополнился новым молодым, но уже добившимся многого в Киеве доцентом.

Чтобы Валерий Владимирович не скучал, власти позаботились о том, чтобы составить ему компанию на кафедре. Недавно в преподавательский состав был включен Юрий Мирошниченко, представитель президента в Верховной Раде, который вместе с Писаренко принимал участие в разработке законопроекта по уменьшению полномочий милиции. В этом есть некая ирония, так как Харьков хорошо известен "работой" своих правоохранительных органов.

Другим примером новых лиц в городе является Виталий Хомутынник. На момент 4 созыва Верховной Рады он был самым молодым народным депутатом. О возможности Виталия идти по одному из мажоритарных округов говорил глава ОГА Харьковской области Михаил Добкин в одном из своих интервью. Может, на Банковой решили, что именно молодой талант Виталия Хомутынника – это та самая свежая сила, которая необходима Харькову? Успехи молодо регионала также хорошо известны: уже в 17 лет он открыл свой бизнес ЧП "Каскад", где, как указано в досье, в разные годы он работал на разных должностях. В настоящее время Виталий получает второе высшее образование в Национальной Юридической Академии имени Ярослава Мудрого. Следовательно, можно предположить, что выдвижение его по одномандатному округу в Харькове обосновано местоположением.

Здесь следует остановиться и выразить признательность Михаилу Марковичу Добкину за интересные фамилии, озвученные им. Теперь харьковские избиратели смогут в полной мере и по достоинству оценить прибывших незнакомцев. Но что, если харьковский сценарий наместничества – не единственный по всей Украине? Не везде же есть такой открытый для информационных ресурсов глава ОГА... Что, если подобные примеры мы будем наблюдать повсеместно в Украине ко дню оглашения кандидатов от партий по мажоритарным округам? Высадка десанта, таким образом, будет больше напоминать оккупацию политического поля пришельцами с Банковой. А если серьезно, то стоит отбросить приставку "ир-" и попытаться осмыслить причину выдвижения таких малознакомых для Харькова людей в его избирательных округах. Что это? Очередная политтехнология? – В таком случае, оппозиции действительно стоит опасаться ожидаемого "кидка".

О возможном запрете дублирования фамилий кандидатов-мажоритарщиков в списках партий по пропорциональной системе уже писали. В таком случае, оппозиция – если она сделает ставку на мажоритарные округа и выдвинет в них наиболее популярных членов оппозиции – окажется в ситуации, когда эти же популярные политики не смогут подстраховаться и пройти в парламент по спискам. Само же наличие в мажоритарных округах таких малоизвестных этим округам политиков может только подтвердить намерение правящей партии сосредоточить нужных людей в списке. И что мы можем получить в таком случае по результатам выборов?

Пускай все предположения осуществятся: админресурс сделает свое дело, и Верховная Рада снова наполнится "региональным" большинством. Не слишком оптимистичный сценарий. Но предположим, оппозиция придет к компромиссу и сформирует единые списки, а админресурс не сможет сдержать проход в парламент такой силы, как КОД. Что дальше?..

История показывает, что наш политикум не в состоянии, в силу личных амбиций каждого из лидеров оппозиции, долго оставаться сплоченным. И мы снова возвращаемся к событиям периода послепрезидентских выборов 2004 года, только в новой версии. Что же в таком случае остается простому избирателю? Голосовать за десантировавшихся назначенцев, представляющих "эффективную" власть? Или за оппозиционеров, представляющих "эффективную" оппозицию? А голосовать можно будет только тогда, и только за тех, для кого вышеупомянутые кавычки будут лишними.

 

За конфликтом премьер-министра и главы МЧС, вынесенным вчера на публику, стоят бизнес-интересы вокруг телефона «112». На заседании Совета регионов, которое обещало быть очередным скучно-декларативным мероприятием, случился скандал. Журналисты стали невольными свидетелями перепалки между премьер-министром Николаем Азаровым и главой МЧС Виктором Балогой. Эта случайность (участники Совета регионов были уверены, что трансляция для прессы отключена) сделала публичным давний конфликт, существующий между главой правительства и министром МЧС. Люди сведущие знают, что между Виктором Ивановичем и Николаем Яновичем кошка пробежала давно. Ведь премьеру хотелось бы верить, что он контролирует всех своих министров и является единственным проводником между ними и Президентом. И прыжков через свою голову он не любит. В свою очередь, Балога – один из немногих министров, который вхож в президентский кабинет без посредников. И этим, кроме всего прочего, ужасно раздражает Азарова.

Однако на заседании регионов к личной неприязни двух чиновников подключился еще один конфликт. Стало понятно, почему Виктор Иванович так настаивал на присутствии Президента, а Николай Янович упорно «затыкал» ему рот. В своем выступлении Балога обмолвился о том, что премьер блокирует все его инициативы по введению в Украине службы 112. (этот номер должен стать чем-то сродни американской службы на все случаи жизни «911»).

В своем выступлении на Совете регионов Балога посетовал, что часть средств в бюджете под эту программу выделена, но до сих пор нет постановления Кабмина об их распределении. При этом глава МЧС подчеркнул, что инициатива блокируется именно на уровне правительства, и что такая позиция не является «государственной». Читай – президентской.

Это не первый наезд Виктора Балоги на своих коллег по Кабмину. В середине декабря он уже жаловался в официальном письме Николаю Азарову на серьезное недофинансирование нужд министерства. В частности, в полном объеме не были выделены средства на чернобыльские проблемы, на превентивные меры против наводнений и ликвидацию последствий стихийных бедствий. В том же письме премьеру Балога недоумевал: почему Укревроинфпроект, входящий в Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения чемпионата Евро-2012, получил почти 500 млн. грн. на внедрение программы экстренного вызова, которая во многом дублирует проект «112».

К слову, государство должно было подготовить новую систему экстренной помощи населению по единому телефонному номеру «112» к работе в ряде городов еще в 2011 году. В МЧС в прошлом году анонсировали запуск с 1 мая 2012 года системы спасения в Киеве, Донецкой, Харьковской, Львовской и Киевской областях. Однако соответствующий законопроект был зарегистрирован премьер-министром Николаем Азаровым только в конце августа. Потом документ «завис» в Верховной Раде. Хотя сам Балога просил Виктора Януковича в декабре прошлого года определить этот законопроект как неотложный.

Поговаривают, что инновационная система спасения спровоцировала конфликт интересов нескольких бизнес-групп, которые лоббируются окружением Президента и Кабмином. Логично, что куратором проекта стал бы крупнейший оператор фиксированной связи «Укртелеком», поскольку у него самая развитая инфраструктура по регионам. Но с тех пор как компания стала частной, на эту функцию стали претендовать и другие компании.

По информации «Комментариев», с недавних пор проектом спасения заинтересовался и собственник корпорации «Инком» Александр Кардаков на базе дочернего телекоммуникационного предприятия «Датагруп». В этой компании не смогли ни опровергнуть, ни подтвердить подобный интерес акционеров. «Если система «112» будет создаваться государством, мы с удовольствием примем участие в ее разработке. На это понадобится около месяца. А сроки внедрения уже будут зависеть от задач, которые будут поставлены», - заявил «Комментариям» генеральный директор «Датагруп» Александр Данченко.

В Кабмине к Александру Кардакову был лоялен вице-премьер Сергей Тигипко. Бизнесмен даже возглавлял экспертную комиссию по инновациям его партии «Сильная Украина» (правда, сейчас самолично Сергей Леонидович вряд ли смог бы лоббировать такой проект). Виктор Балога свою очередь считает, что оптимальным, был бы альянс государства с уже приватизированным австрийской компании EPIC «Укртелеком». Интерес обоих бизнес-групп к новой системе оправдан. В развитых странах компании, на которых возложена такая функция, могут неплохо зарабатывать на конкурентах. Например, в Британии эта роль досталась национальному оператору British Telecom (аналог «Укртелекома»), а другие операторы вносят определенную плату за подключение к его спецузлам системы спасения. И что самое важное – эта система позволит победителю в будущем стать не просто главным call-центром страны, но и на своей базе продавать огромное количество сопутствующих услуг. Как тут не вспомнить, что в Швеции аналог нашего телефона «112» продвигает такую услугу, как секс по телефону.

И последнее. Создание единой службы спасения – это далеко не новая идея. Так, государственное предприятие «Украинские специальные системы связи», которое недавним приказом МЧС решено было ликвидировать, в 2006-2008 годах израсходовало порядка 56 млн. гривен на ее разработку и внедрение. Но результатов и по сей день нет…

Резонанс, который вызвало в СМИ решение Конституционного суда Украины от 20 января 2012 года №2рп/2012 в деле по конституционному обращению Жашковского районного совета Черкасской области относительно официального толкования положений ч. 1, 2 ст. 32, ч. 2, 3 ст. 34 Конституции Украины вызывает одновременно удивление и ассоциацию с советским «я Пастернака не читал, но гневно осуждаю!». В своем конституционном обращении депутаты Жашковского райсовета просили суд официально растолковать, что следует считать информацией о личной и семейной жизни, является ли такая информация о человеке конфиденциальной, а ее сбор, хранение, использование и распространение — вмешательством в личную и семейную жизнь, в частности, в жизнь должностного лица (которое, не будем забывать, тоже является человеком — физическим лицом с определенным набором гражданских правомочий).

Что же послужило поводом для использования решения Конституционного суда Украины (далее — КСУ) от 20.01.12 г. в качестве информационной бомбы? Это решение не является информацией с ограниченным доступом, находится на официальном сайте КСУ, написано достаточно простым языком, и его прочтение не требует применения специальных знаний. Тем более непонятен информационный шум вокруг него, уже вторую неделю заполняющий СМИ. Особенно утверждения о том, что КСУ якобы «запретил распространение сведений об имущественном положении чиновника, о событиях с его участием или членов его семьи, а также об имущественном положении близких родственников, о состоянии здоровья госслужащего».

Между тем, как следует из самого предмета обращения, Конституционный суд по просьбе Жашковского райсовета разъяснил несколько норм Основного Закона Украины, ссылаясь на нормы других статей Конституции Украины, украинского и международного права, при этом не «расширив» и не «сузив» ничьх прав (ни прав журналистов, ни прав депутатов) и понятия конфиденциальности. Для того чтобы в этом убедиться, обратимся к его мотивировочной части.

Давая официальную интерпретацию норм Основного Закона в сфере реализации конституционных прав на информацию и невмешательство в личную и семейную жизнь человека, в частности, должностного лица, КСУ исходил из того, что, согласно Конституции Украины, человек, его честь и достоинство признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Законодательное регулирование права на невмешательство в личную и семейную жизнь человека закреплено международно-правовыми актами.

Собственно, мотивировочная часть решения КС как раз об этом:  законодательство Украины защищает от разглашения личную жизнь не только обычных людей, но и должностных лиц. Но при этом суд напоминает, что согласно Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 декабря 2008 года, «публичные лица должны осознавать, что особый статус, который они имеют в обществе, автоматически увеличивает уровень давления на их частную жизнь». А, в соответствии с законодательством Украины, к информации с ограниченным доступом НЕ относятся, в частности, декларации о доходах лиц и членов их семей, претендующих на занятие или занимающих выборные или государственные должности, персональные данные таких лиц, а также сведения о незаконных действиях органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Привожу цитату из решения КС: «Пребывание лица на должности, связанной с осуществлением функций государства или органов местного самоуправления, предусматривает не только гарантии защиты прав этого лица, а и дополнительные правовые отягощения. Публичный характер как самих органов — субъектов властных полномочий, так и их должностных лиц требует обнародования определенной информации для формирования общественной мысли о доверии к власти и поддержки ее авторитета в обществе».

Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что своим решением КС фактически «узаконил» цензуру: еще в решении 1997 года он разъяснил, что конфиденциальная информация о человеке без его на то согласия может собираться и распространяться только в случаях, предусмотренных законом, а именно: если существует угроза национальной безопасности, экономическому благосостоянию и правам человека.

«Крамола» состоит в том, что КС фактически напомнил о рамках дозволенного: «системный анализ положений ч. 1, 2 ст. 24, ч. 1 ст. 32 Конституции Украины дает основания Конституционному Суду Украины считать, что реализация права на неприкосновенность личной и семейной жизни гарантируется каждому независимо от пола, политических, имущественных, социальных, языковых или других признаков, а также статуса публичного лица, в частности государственного служащего, государственного или общественного деятеля, который играет определенную роль в политической, экономической, социальной, культурной или другой сфере государственной и общественной жизни».

Кроме того, суд напомнил о том, что члены семей должностых лиц также не поражены в правах относительно других граждан, при этом КС сослался на свое Решение от 6 октября 2010 года №21-рп/2010 в части предостережения касательно недопущения нарушения конституционных прав членов семей должностных лиц: распространение данных о таких физических лицах — членах семьи, которые могут стать известными в результате распространения информации о самом должностном лице, кроме случаев, определенных законом, может привести к нарушению их конституционных прав, нанести вред достоинству, чести, деловой репутации и т.п. 

Так в чем же ущемление свободы слова? Хочу обратить особое внимание, что право на «оценочные суждения» в целом (и «гиперболы» в частности) никто не отменял. К оценочным суждениям относятся высказывания, которые не содержат фактических данных. Например: критика, оценка действий, употребление языковых средств наподобие сатиры, гипербол, аллегорий, известных практике Европейского суда по правам человека, юрисдикция которого обязательна по всем вопросам, касающихся толкования и применения Конвенции о защите прав и основных свобод человека (ратифицирована Законом Украины от 17 июля 1997 г. №475/97-ВР; далее — Конвенция). Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.

Статьей 10 Конвенции каждому гарантирована общая защита «выражения взглядов».

Данное предписание имплементировано в национальное законодательство:

 — согласно ст. 471 Закона Украины «Об информации», никто не может быть привлечен к ответственности за высказывание оценочных суждений.

 — по смыслу ч. 4 ст. 17 Закона от 23 сентября 1997 г. №540/97-ВР «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» для исковых требований о защите чести и деловой репутации необходимо установить наличие злого умысла журналиста или служебных лиц средства массовой информации, а также свидетельств использования истцом возможностей внесудебного опровержения неправдивых сведений, отстаивание его чести и достоинства, деловой репутации и урегулирования спора в целом;

 — положениями Закона «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» установлен запрет цензуры массовой информации. Незаконное ограничение права на свободу слова, вмешательство в профессиональную организационно-творческую деятельность СМИ и индивидуальную творческую деятельность журналистов, другие посягательства на свободу информационной деятельности должностными лицами влекут уголовную ответственность.

Таким образом, журналист имеет право написать критический материал, не только освещать положительные стороны жизни и деятельности общества, а и обращать внимание на необходимость искоренения определенных недостатков, нарушений закона, о которых ему стало известно. 

При этом наше законодательство не содержит нормативного определения термина диффамация (от лат. diffamo — порочу — по сути это «научный» синоним понятия «сплетня») и ограничений относительно ее распространения.

В «цивилизованном мире» диффамация рассматривается либо как преступление против законодательства о печати (французская система), либо как частный случай клеветы (германская система). У нас же опровержению подлежит недостоверная информация в случае ее негативности, и то, если факт недостоверности такой информации будет доказан. Если учесть, что наше законодательство не содержит определения понятия «негативная информация», граница между оскорблением и комплиментом достаточно призрачна и отнюдь не прозрачна.

Подытоживая изложенное, хочется напомнить слова Ф. Ницше: «Возлюби ближнего своего» — прежде всего значит: «Оставь ближнего своего в покое!»