Авиаперелёты в Украине постепенно дешевеют. Но снизить цену до европейского уровня и увеличить количество рейсов не даёт государство и вхожий во власть крупный бизнес.
На интерактивной карте мирового неба, где можно отследить все находящиеся в воздухе самолёты, Европа напоминает улей, над которым роятся стаи трудолюбивых пчёл. Украина же похожа скорее на пустыню — два-три самолёта заходят на посадку и взлетают лишь около городов-миллионников.
В прошлом году за границу слетали 4,3 млн. украинцев — на 42% больше, чем в 2010-м, но наше небо ещё не скоро наполнится воздушными судами так же, как польское или латвийское. «Если у вас на одного жителя — 0,1 перелёт в год, то в Европе порядок цифр совсем другой, там на пассажира приходится 2,2 перелёта», — рассказывает вице-президент компании airBaltic Янис Ванагс.
Основная проблема — отсутствие в стране «открытого неба», государственной политики, позволяющей компаниям работать без получения особых разрешений. Из-за этого доступ на рынок затруднён, и в первую очередь это касается бюджетных авиаперевозчиков, экономящих на всём и поэтому способных предложить низкие цены на билеты.
Сейчас в Украине работают семь лоукостеров — «Візз Ейр Україна», Air Arabia, Pegasus, аirBaltic, FlyDubai, Wind Jet и Onur Air, причём три последних вышли на рынок в 2011 году. Но доля дешёвых авиакомпаний в общем числе украинских перевозчиков не достигает и 10%, хотя в Европе она втрое больше. Из-за недостатка конкуренции и бюрократических преград цены на билеты бюджетных авиалиний, работающих в Украине, гораздо выше, чем в Европе.
Право на небо
Киевлянка Татьяна Войкова не богата, но старается путешествовать при первой возможности. Она давно заметила, что в Европе лоукостеры гораздо дешевле, чем в Украине. Полететь в середине июля на выходные из Киева в Барселону лоукостером стоит $350. «Обычные» билеты обойдутся примерно в $600. Но из Лондона в Барселону можно с лёгкостью слетать и за $30.
Конкуренция среди лоукостеров пока невелика. На рынке нет таких гигантов, как британская Easyjet или ирландская Ryanair. Многих отпугивает бюрократическая процедура выхода на украинский рынок, ведь помимо договорённостей с аэропортами каждая авиакомпания должна получить разрешение в Госавиаслужбе. Иногда эта процедура длится годами. Например, германский лоукостер Germanwings, запланировавший выход на украинский рынок весной 2008 года, смог приступить к осуществлению перевозок только спустя год.
Упразднить бюрократические процедуры в ближайшем будущем вряд ли удастся. Переговоры о присоединении к договору «Об открытом небе», который значительно упрощает работу авиакомпаний, Кабмин ведёт с 2007 года. Киев готов подписать этот документ в рамках договора о зоне свободной торговли с ЕС, но, по словам вице-премьера Бориса Колесникова, только в обмен на отказ от виз для украинцев.
В сохранении бюрократии заинтересованы и крупнейшие отечественные перевозчики. Это «Украинская авиационная группа» («Аэросвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа»), которая принадлежит группе «Приват», и компания «Международные авиалинии Украины» Аарона Майберга. «Разные весовые категории украинских авиакомпаний и зарубежных «монстров» привели бы к тому, что крупнейшие мировые перевозчики захватили бы рынок, фактически монополизировав его», — передаёт позицию компании пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Но пока монополистами являются МАУ и «Аэросвит», на которые приходится около 90% международных перевозок.
С открытием неба ситуация изменится — на украинский рынок выйдут новые компании, а уже работающие значительно увеличат число рейсов. «У Air Arabia, которая имеет 34 собственных новых самолёта Аerоbus 320, количество рейсов как минимум бы удвоилось», — говорит руководитель украинского подразделения Air Arabia Виктор Зайинчковский.
В результате цены на билеты могли бы снизиться в два-три раза. Такие прогнозы прозвучали на конференции «Общее авиационное пространство с ЕС: как интегрировать украинское небо?», организованной Общественным экспертным советом.
Если бы Украина умерила аэропортовые сборы и улучшила инфраструктуру своих аэропортов, то цены на билеты можно было бы опустить ещё ниже. По словам представителя «Аэросвита» Сергея Куцего, авиакомпании и аэропорты часто не могут договориться о слотах (времени обслуживания). Сейчас лоукостеры решают эту проблему, ориентируясь на регионы. Например, Pegasus летает только из Харькова и Донецка, а Onur Air — из Одессы. Благодаря приходу этих перевозчиков смогут активно развиваться региональные аэропорты. Несмотря на бюрократию и плохую инфраструктуру, новые игроки всё-таки выходят на украинский рынок. По словам Колесникова, сейчас ведутся переговоры с крупнейшей в Европе бюджетной авиакомпанией Ryanair. И если они завершатся успешно, то уже в мае украинцы смогут экономить на билетах и путешествовать наравне со всем миром.