Главная задача власти накануне выборов – не столько показать свои достоинства, сколько максимально дискредитировать оппозицию. Особенно сейчас, когда рейтинг Партии регионов стремительно снижается. Одна из политтехнологий, которую власть уже начала задействовать, довольно проста: инспирировать объединение оппозиционеров в общий список под общей политической крышей. Условно говоря, в 2002 году оппозиционеры объединились в «Нашу Украину», и почему бы им не повторить такой же сценарий сейчас. Под вывеской «Код сопротивления диктатуре», под реанимированным брендом «Народный Рух Украины» или под другим так называемым «нулевым вариантом».
Но, судя по главным спикерам объединительной темы, на выходе из нее может получиться не «Наша Украина», а «Каневская четверка», давшая в 1999 году возможность Леониду Кучме убрать с дороги своих главных конкурентов на президентских выборах. Тем более что среди нынешних политтехнологов власти есть те, кто работал на Кучму в 1999 году.
Конечно, нельзя утверждать, что в среде нынешних оппозиционеров есть «кроты» Банковой, однако там есть те, чьи политические проекты уже давно ушли на маргинес и попасть в новый парламент их вожди могут только на чьих-то спинах. Поэтому именно они громче всех кричат о необходимости объединения и единого списка. Мол, делить мажоритарные округа – это правильно, но Тимошенко в своем письме из тюрьмы предлагала все углублять. Но они скромно умалчивают, что в своей политической утопии экс-премьер вела разговор о том, что если объединение и произойдет, то на выборы оппозицию должны вести моральные авторитеты нации, а не сбитые летчики.
И вот в СМИ обнародовали информацию, что «Батькивщина» и «Фронт змин» после согласования кандидатов на округа ведут активные переговоры и о едином списке. Эту новость многие эксперты восприняли с большой долей скепсиса. И не зря. По информации «Комментариев», совсем недавно по заказу одной из выше указанных политических сил проводился закрытый срез общественного мнения. По его итогам оказалось, что идея единой оппозиционной партии на сегодняшний день мало интересна избирателям. Почему? Да, наверное, потому, что избиратель Тягнибока не хочет видеть в списке своей политсилы Яценюка, а тот, кто голосует за Яценюка, очевидно давно разочаровался в «Батькивщине». Как бы то ни было, но факт остается фактом – идя на выборы тремя или даже четырьмя колонами, оппозиционеры получают больше, чем под одним размытым брендом. К тому же, покрывают значительно большую электоральную карту, а не только Запад, куда их пытаются уже не первый год вытолкать. Это, во-первых.
Во-вторых, власть очень заинтересована в том, чтобы оппозиционеры грызлись между собой за место под солнцем. А единый список к этому располагает намного больше, чем пакт о взаимном предвыборном ненападении, который может быть подписан лидерами оппозиционных партий уже в ближайшее время.
При этом нельзя исключить, что в случае провала технологии «братская могила» с подачи власти договор об объедение родят другие оппозиционеры, которым не нашлось места среди больших политпроектов. Опять же не для того, чтобы сообща победить, а чтобы получить хоть какие-то дивиденды на критике друзей-врагов по оппозиции. Мол, снова украинские политики проявили свою «гетманскую сущность». А дальше – по накатанной: на телеэкранах появится новый Козак, который будет вещать: «Юліє Володимирівно! Ваші соратники вас зрадили. Вони не захотіли об’єднуватися».