Отечественные топливные ресурсы, за торговлю которыми соревнуются десятки торговых площадок, с завидным постоянством и на странных условиях стекаются в одно и то же место — на Первую независимую биржу.
Постановление Кабмина №1064 «Некоторые вопросы организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа», утвержденное правительством 3 октября 2011 года, радикально отличается от своего начального проекта. Этот документ, кажется, держится на неприкрытом лоббировании интересов нескольких человек. Поэтому в кулуарах имя победителя предстоящего выбора уже ни для кого не секрет — им, как и несколько раз подряд, снова станет Первая независимая биржа (ПНБ) (см. ZN.UA №15 от 23 апреля 2011 года «Государство не может — «независимая» биржа поможет?»). Предсказуемый результат такого выбора без выбора — колоссальные потери государственного бюджета и завышенные цены в розничной сети рынка топлива.
Интересно, что Первую независимую с момента «рождения» сопровождает уникальная удача — уже через полтора месяца после создания биржа заключила договор на реализацию нефтепродуктов крупнейшего государственного газоперерабатывающего завода — Шебелинского.
При этом основатели самой успешной биржи непосредственно к биржевому рынку никакого отношения не имеют: ООО «Калина-Центр» и ООО «Эксапрофит», согласно данным госреестра, занимаются строительством, рыбоводством и продукцией лесного хозяйства.
Генеральный директор Ассоциации «Союз бирж Украины» Борис Беренштейн считает, что изменения в порядке выбора бирж обусловлены перераспределением рынка отечественного топлива. По его словам, утвержденное Кабмином положение на 50% отличается от ранее существовавшего. «Сейчас объявлен конкурс… Как дальше будут развиваться события, трудно сказать. Возможно, данное положение сделано под одну биржу», — предположил Б.Беренштейн.
Так, в постановлении Кабмина изменен государственный орган, который проводит конкурс на выбор биржи: с Минэкономразвития на Минэнергоугольпром. По мнению экспертов, изменения дают Минэнерго возможность наконец-то выбрать на конкурсе Первую независимую биржу.
«Выходит так, что фактически никакого тендера нет, он сугубо технический. Все заведомо знают, кому отдать товар и за сколько. Настоящую цену за товар платит только конечный потребитель, и его деньги уходят в неизвестном направлении», — комментирует руководитель консалтинговой фирмы Vidsotok Виталий Ярушняк.
Далее. В утвержденном правительственном постановлении с одного до трех лет увеличен срок, на который определяется победитель конкурса. Учитывая обстоятельства, правка логичная — зачем же каждый раз устраивать «конкурс красоты», если победитель априори коронован? Вместе с тем это делает группу влияния во власти независимой от внезапных кадровых перестановок.
Также в постановлении Кабмина №1064 вместо обоснования технических возможностей проведения аукционов подается справка (слово «справка» взято из постановления КМУ №1064) о технических возможностях. Следовательно, организаторы заинтересованы оставить молоток (если не кувалду) основным техническим инструментом биржи.
Поражает, что в условиях определения победителя в конкурсе «ненароком» упущен пункт о размере биржевого сбора и его обосновании. Отметим, что биржевой сбор в 0,5% на таких аукционах выливается в довольно приличные многомиллионные суммы. Размер биржевого сбора определяет заработок биржи от проданных на аукционах энергоресурсов. Эксперты биржевого рынка отмечают, что «такая „правка“ может или создавать возможности для коррупции, или уже быть ее следствием и позволит ПНБ зарабатывать на аукционах по продаже государственных ресурсов».
Генеральный директор Львовской универсальной биржи Василий Пигуляк отмечает, что выбор только одной биржи для торговли отечественным топливом создает для победителя монополистические условия. «В документе не прописан процент биржевого сбора. А при условии, что биржа для торгов будет выбрана только одна, то она автоматически становится монополистом и может сама руководить ставками. А это уже нарушение антимонопольного законодательства», — подчеркнул В.Пигуляк.
Что касается правил заключения договора с биржей, то здесь вообще полнейший произвол. Теперь соглашение с биржей нельзя будет расторгнуть в случае его нарушения биржей (!) — из постановления Кабмина эта норма исключена. Еще раз убеждаемся, что ПНБ все же «независимая». От обязательств.
И самое интересное, что члены комиссии по выбору биржи перестраховались и убрали из постановления требование об обязательной технической аудиозаписи в ходе заседания комиссии. Итак, будущий выбор биржи состоится без свидетелей и лишних ушей. Возможные следы начали заметать уже сейчас…
Колоссальные изменения в документе «Некоторые вопросы организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа», которые эксперты оценивают как лоббирование ПНБ, сама биржа не комментирует. Запрос журналистов Первая независимая проигнорировала.
Из семи членов комиссии пятеро — «свои», поэтому почти не остается сомнений, что в марте во время «честного, прозрачного, объективного» тендера по выбору торговой площадки для отечественных топливных ресурсов рынок станет свидетелем (или зрителем) костюмированного фарса. Еще один коррупционный скандал может произойти на самой верхушке властного айсберга.