За конфликтом премьер-министра и главы МЧС, вынесенным вчера на публику, стоят бизнес-интересы вокруг телефона «112». На заседании Совета регионов, которое обещало быть очередным скучно-декларативным мероприятием, случился скандал. Журналисты стали невольными свидетелями перепалки между премьер-министром Николаем Азаровым и главой МЧС Виктором Балогой. Эта случайность (участники Совета регионов были уверены, что трансляция для прессы отключена) сделала публичным давний конфликт, существующий между главой правительства и министром МЧС. Люди сведущие знают, что между Виктором Ивановичем и Николаем Яновичем кошка пробежала давно. Ведь премьеру хотелось бы верить, что он контролирует всех своих министров и является единственным проводником между ними и Президентом. И прыжков через свою голову он не любит. В свою очередь, Балога – один из немногих министров, который вхож в президентский кабинет без посредников. И этим, кроме всего прочего, ужасно раздражает Азарова.
Однако на заседании регионов к личной неприязни двух чиновников подключился еще один конфликт. Стало понятно, почему Виктор Иванович так настаивал на присутствии Президента, а Николай Янович упорно «затыкал» ему рот. В своем выступлении Балога обмолвился о том, что премьер блокирует все его инициативы по введению в Украине службы 112. (этот номер должен стать чем-то сродни американской службы на все случаи жизни «911»).
В своем выступлении на Совете регионов Балога посетовал, что часть средств в бюджете под эту программу выделена, но до сих пор нет постановления Кабмина об их распределении. При этом глава МЧС подчеркнул, что инициатива блокируется именно на уровне правительства, и что такая позиция не является «государственной». Читай – президентской.
Это не первый наезд Виктора Балоги на своих коллег по Кабмину. В середине декабря он уже жаловался в официальном письме Николаю Азарову на серьезное недофинансирование нужд министерства. В частности, в полном объеме не были выделены средства на чернобыльские проблемы, на превентивные меры против наводнений и ликвидацию последствий стихийных бедствий. В том же письме премьеру Балога недоумевал: почему Укревроинфпроект, входящий в Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения чемпионата Евро-2012, получил почти 500 млн. грн. на внедрение программы экстренного вызова, которая во многом дублирует проект «112».
К слову, государство должно было подготовить новую систему экстренной помощи населению по единому телефонному номеру «112» к работе в ряде городов еще в 2011 году. В МЧС в прошлом году анонсировали запуск с 1 мая 2012 года системы спасения в Киеве, Донецкой, Харьковской, Львовской и Киевской областях. Однако соответствующий законопроект был зарегистрирован премьер-министром Николаем Азаровым только в конце августа. Потом документ «завис» в Верховной Раде. Хотя сам Балога просил Виктора Януковича в декабре прошлого года определить этот законопроект как неотложный.
Поговаривают, что инновационная система спасения спровоцировала конфликт интересов нескольких бизнес-групп, которые лоббируются окружением Президента и Кабмином. Логично, что куратором проекта стал бы крупнейший оператор фиксированной связи «Укртелеком», поскольку у него самая развитая инфраструктура по регионам. Но с тех пор как компания стала частной, на эту функцию стали претендовать и другие компании.
По информации «Комментариев», с недавних пор проектом спасения заинтересовался и собственник корпорации «Инком» Александр Кардаков на базе дочернего телекоммуникационного предприятия «Датагруп». В этой компании не смогли ни опровергнуть, ни подтвердить подобный интерес акционеров. «Если система «112» будет создаваться государством, мы с удовольствием примем участие в ее разработке. На это понадобится около месяца. А сроки внедрения уже будут зависеть от задач, которые будут поставлены», - заявил «Комментариям» генеральный директор «Датагруп» Александр Данченко.
В Кабмине к Александру Кардакову был лоялен вице-премьер Сергей Тигипко. Бизнесмен даже возглавлял экспертную комиссию по инновациям его партии «Сильная Украина» (правда, сейчас самолично Сергей Леонидович вряд ли смог бы лоббировать такой проект). Виктор Балога свою очередь считает, что оптимальным, был бы альянс государства с уже приватизированным австрийской компании EPIC «Укртелеком». Интерес обоих бизнес-групп к новой системе оправдан. В развитых странах компании, на которых возложена такая функция, могут неплохо зарабатывать на конкурентах. Например, в Британии эта роль досталась национальному оператору British Telecom (аналог «Укртелекома»), а другие операторы вносят определенную плату за подключение к его спецузлам системы спасения. И что самое важное – эта система позволит победителю в будущем стать не просто главным call-центром страны, но и на своей базе продавать огромное количество сопутствующих услуг. Как тут не вспомнить, что в Швеции аналог нашего телефона «112» продвигает такую услугу, как секс по телефону.
И последнее. Создание единой службы спасения – это далеко не новая идея. Так, государственное предприятие «Украинские специальные системы связи», которое недавним приказом МЧС решено было ликвидировать, в 2006-2008 годах израсходовало порядка 56 млн. гривен на ее разработку и внедрение. Но результатов и по сей день нет…