Министерство юстиции Украины выносит на общественное обсуждение законодательную инициативу об отмене применения бланков документов строгой отчетности, которые реализуются потребителям при предоставлении административных услуг.

С этой целью министерство разработало два законопроекта О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно изготовления документов и бланков документов строгого учета или отчетности и О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изготовления документов и бланков документов строгого учета или отчетности и обнародовало их на веб-сайте.

Как сообщил министр юстиции Александр Лавринович, которого цитирует пресс-служба, данная инициатива призвана упростить и удешевить процедуры, которые сегодня осуществляются с применением бланков строгого учета.

Согласно пресс-релизу, основанием для такой инициативы стала наблюдаемая в Украине негативная тенденция относительно неоправданного усложнения и увеличения затратности процедур, связанных с применением бланков строй отчетности.

«Изготовление документов, бланков документов строгого учета (строгой финансовой отчетности, строгой отчетности) является затратной процедурой, которая, к тому же, подлежит лицензированию. Это влияет на стоимость соответствующего документа или бланка документа и стоимость услуг, включающих выдачу таких документов», - отмечает пресс-служба.

Кроме того, она отмечает, что расходы на эту процедуру являются неоправданными, поскольку не гарантируют соразмерность защиты от противоправных посягательств на права или собственность конечного потребителя, используя при этом как публичные, так и частные ресурсы.

Напомним, сегодня стало известно, что Кабмин может отменить указ, повысивший стоимость оценочных услуг в десятки раз

В конце прошлого года сообщалось, что для тридцати пяти видов деятельности, подлежащих лицензированию согласно Закону Украины О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности, предусмотрены лицензии с неограниченным сроком действия.

Уже в следующем году подача декларации о доходах может стать обязательной для всех. Сгенерированная налоговиками идея сейчас обсуждается в правительстве. И не исключено, что будет поддержана. Поскольку фискалы выдвигают в ее защиту весомый аргумент. «Если будет утверждена система всеобщего декларирования, мы ожидаем увеличения поступлений от налога на доходы физлиц раза в три. Мы даже подготовили новую форму декларации, которая упрощена. Мы стремимся к тому, чтобы декларация была проста, понятна, и люди не тратили много времени на ее заполнение», — сообщил недавно директор департамента налогообложения физических лиц Государственной налоговой службы Украины (ГНС) Вячеслав Бусарев. Согласно бюджетному закону на текущий год от налога на доходы физлиц в казну должно поступить около 7,2 млрд. грн. Соответственно, если ГНС удастся лоббировать свое предложение, в бюджете-2013 по этой статье доходов можно будет смело планировать 21,6 млрд. грн.

На первый взгляд инициатива ГНС выглядит бесперспективной. Ведь в большинстве случаев подоходный налог удерживают налоговые агенты. Соответственно, подача декларации должна превратиться в пустую формальность. «При этом в период подачи деклараций многократно увеличится нагрузка на налоговые органы, что, возможно, потребует расширения их штата, а значит и бюджетных расходов на его содержание. Придется создавать дополнительные реестры имущества или обеспечить присоединение налоговой к уже существующим базам данных, чтобы фискалы могли перепроверить задекларированные сведения. Помимо этого работодателей, скорее всего, также обяжут предоставить дополнительные сведения о доходах сотрудников. В том числе с указанием точных сумм удержанных налогов», — считает управляющий партнер ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.

В действительности же тотальное декларирование позволит налоговой выявить получателей неофициальных доходов и заставить их наполнять казну. Первыми под удар могут попасть трудовые мигранты. По данным НБУ, в прошлом году они перечислили на родину $1,890 млрд., что составляет более 1% отечественного ВВП. По сравнению с 2010 годом рост составил более 21%. По приблизительным подсчетам, нелегально работают за границей и, соответственно, не платят налогов не менее половины наших «заробитчан». Взыскав налоги с засвеченных ими заработков, в казну можно будет привлечь дополнительно около 1,3 млрд. грн. К слову, на доходы гастарбайтеров государство зарится давно. Еще в 2009 году им предложили массово регистрироваться на родине плательщиками единого налога и уплачивать взносы в пенсионный фонд якобы для того, чтобы обеспечить себе пенсии в будущем. Однако «заробитчане» остались равнодушны к проявленной чиновниками заботе.

Еще одним дополнительным источником наполнения казны должны стать представители теневого сектора занятости — репетиторы, домработницы, няни, сантехники и другие фрилансеры. Указание в декларации полного отсутствия доходов вряд ли избавит их от внимания налоговиков. В ГНС поясняют, что намерены анализировать идентификационные коды граждан, вычислять тех, кто долгое время не декларирует никаких доходов, и выяснять, за какие средства они существуют.

Под прицел налоговой могут попасть и работники, получающие зарплаты в конвертах. «Понятно, что работодатель подоходный налог с таких выплат не удерживает, и получатель, скорее всего, в налоговой такой доход тоже не декларирует. «Если же подавать декларации обязаны будут все, то налоговой облегчается работа, в частности, по доказыванию и возможности устрашения последствиями в случае указания недостоверных данных. Например, если человек вообще не показывает дохода, то возникает вопрос, с чего он живет. Да и ответственность за заведомо недостоверное указание данных в декларации может испугать и принудить часть таких лиц все же отражать какие-то доходы в декларации», — поясняет старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин. Согласно Налоговому кодексу за недостоверно указанные в декларации сведения, если такие искажения привели к занижению налогов, предусмотрен штраф в размере 25% от разницы между налоговым обязательством, рассчитанным налоговым органом и реально уплаченным физлицом. При повторном нарушении штраф составляет 50% от этой разницы, в третий раз нарушителю придется отдать 75% указанной суммы. Более того, доплачивать могут заставить и тех, кто честно заплатил все налоги. Скажем, работающие по совместительству граждане на обеих работах получают зарплату, подлежащую налогообложению по ставке 15%, и работодатель честно отчисляет за них все обязательные платежи. Но в итоге общая сумма полученного дохода может превысить оговоренный порог, и тогда декларанту придется доплатить налог уже по ставке 17%.

«Введение всеобщего декларирования также позволит фискалам установить реальное имущественное положение граждан. Ведь в декларациях кроме полученных доходов указывается также имеющееся у лица имущество. В некоторых случаях у налоговиков могут возникнуть вопросы об источниках доходов.

Остановить налоговиков может лишь парламентское большинство, которое всегда выступало против деклараций для родственников, на которых записано все их имущество.

Мошенники и воры существовали всегда, но их число и активность возрастают во время кризисов. Этот тезис еще более справедлив по отношению к финансовым мошенникам, которых сейчас в Украине едва ли не большинство. Они цинично пользуются финансовой безграмотностью наших людей, вопиющими недостатками системы регулирования финансовых рынков, вовлечением в финансовые мошеннические сферы мелких чиновников и безнаказанно опустошают карманы украинцев. Давно пора навести здесь порядок или хотя бы начать его наводить (см. ZN.UA №12 от 30 марта 2012 года).

Так получилось, что в начале 90-х годов мне довелось работать в ведущих финансовых центрах Европы и мира. И, может быть, поэтому тогда ко мне часто обращались даже президенты и премьер-министры Украины (скажем прямо, далеко не глупые люди) с просьбой помочь оценить предложения финансовых проходимцев и мошенников относительно фантастически выгодных денежных (финансовых) схем для Украины. Особенно мне запомнилась первая встреча с группой «глобальных финансовых инвесторов с Востока», которые в 1991 году предлагали Украине 5 млрд. долл. на 10 лет под 1% годовых. По просьбе тогдашнего премьер-министра я встретился с ними, хотя априори знал, что это — мелкие международные мошенники, но было интересно узнать, на чем они хотели заработать. В результате беседы стало понятно, что их заработок — на… командировочных расходах. Получив, например, письмо премьер-министра какой-либо развивающейся страны о готовности взять кредит под 1%, они потом просят оплатить им всего лишь перелет в первом или бизнес-классе, дорогую гостиницу и суточные. Взамен обещают чудо, т.е. затраты (риски) и результаты (доходы) — несоизмеримы! В том конкретном случае за 30 тыс. долл. командировочных страна должна была получить 5 млрд. долл. всего под 1% годовых. Когда я спросил: «А какая ваша выгода?» — они стушевались, а потом пытались выглядеть филантропами… Позвонив премьер-министру, я сообщил, что, по моему мнению, это мелкие финансовые мошенники, заработок которых — командировочные расходы с надеждой, что на вашем письме они потом с какого-то банка дополнительно снимут еще одни «командировочные».

Приведу типичные приемы финансовых мошенников, с помощью которых они выманивают деньги как у премьер-министров, так и у простых граждан.

Вам предлагают «чудо» — неоправданно высокий доход за месяц, два, три… пусть даже год!

У вас культурно и неагрессивно просят деньги, причем быстро (завтра будет поздно).

В разговоре с вами употребляется большое число наукообразных терминов, из потока которых вы понимаете только два: ваш доход (который вы получаете очень быстро) и ваш вклад (который вы должны внести прямо сейчас — завтра будет поздно).

Как правило, финансовые мошенники много улыбаются, рассказывают сказки и выглядят демагогами.

В разговоре они дают вам понять, что у них никакого заработка нет, все идет на затраты, и что они вообще идеалисты и альтруисты, хотя сидят в дорогих офисах.

Если из пяти характеристик поведения финансовых мошенников у вашего визави проявляются три и больше — будьте бдительны!

Кстати, закончу воспоминания о тех «инвесторах» с Востока. Через несколько дней после разговора с ними я летел в Токио. В одном ряду со мной увидел знакомых «инвесторов», которые украдкой запихивали чашки, ножи, вилки и другую посуду себе в сумки, но были разоблачены стюардом и, покрытые позором, вернули украденные вещи…

Перед тем как перейти к феномену МММ в Украине, обратимся к истокам построения финансовых пирамид. Начало такого построения связано с именем Карла Понци, который в начале 1920-х годов управлял компанией по предоставлению кредитов жителям пригорода Бостона, США. Понци обещал своим вкладчикам 30% ежемесячно. В течение трех месяцев он выполнял свои обязательства, но на четвертый сумма привлеченных средств оказалась меньше, чем выплаты по процентам. В результате он был арестован и умер в нищете.

На сегодняшний день понятие «Понци-финансы» является общепринятым для обозначения финансовых пирамид. Заемщики могут выполнить свои обязательства по высоким процентным платежам, только получив новый кредит.

Поскольку во многих случаях процентная ставка достаточно высока (около 30—40% в месяц), для поддержания платежеспособности требуются все новые и новые денежные средства, которые зачастую привлекаются уже по более высокой процентной ставке. Первоначально многие вкладчики бывают настолько довольны высокими процентными доходами, что соглашаются на присоединение процентов к основной сумме долга. Считается, что они «зарабатывают проценты на процентах». Но поскольку некоторые вкладчики получают свои процентные доходы наличными, такая схема может работать только до тех пор, пока объем снимаемых со счетов денежных средств меньше, чем их приток. Так описывают метод Понци Ч.Киндлбергер и Р.Алибер.

Здесь важно подчеркнуть три момента. Первый — организатор схемы заранее знает, что это пирамида, которая работает за счет манипуляции сознанием, финансовой безграмотности, а иногда алчности и благодаря фактическому содействию организатору ее участниками.

Второй момент — это мошенничество, т.е. уголовное преступление с целью захвата чужого имущества.

Третий — наличие таких схем дискредитирует правильные финансовые компании, которые выполняют общественно полезную функцию по привлечению капитала в реальный сектор экономики и получению пусть иногда небольшого, но стабильного дохода для простых инвесторов. Такие схемы и компании, их применяющие, не только разрушают бюджет украинцев, фондовый рынок, но и деморализуют общество.

В США малейший намек на «финансы Понци» (МММ — для стран бывшего СССР) вызывает проверки подозрительных компаний не только регулирующими органами, но и ФБР. Причем проверяются не только инвестиционные банки, но и созданные ими фонды, их аудиторы (без «своих» аудиторов такие схемы невозможно реализовать). Схемы закрываются, виновные наказываются, организаторы отправляются в тюрьму. Всем известного Медоффа с его пирамидой Понци в 2009 году приговорили к 150 годам тюремного заключения. Не так давно за такую же схему получил срок и сэр Алан Стэнфорд, которого обвинили в мошенничестве на сумму 8 млрд. долл.!

В отличие от США, МММ, и не только МММ, продолжают грабить украинцев. Проблема усугубляется тем, что, согласно гипотезе Мински (выдающегося экономиста), в период замедления экономического роста некоторые из финансовых компаний, принадлежащих к группе защищенных финансов (компании, зарабатывающие на выплату как процентов, так и капитала), переходят в группу спекулятивных финансов (компании, которые зарабатывают только на выплату процентов). В свою очередь, некоторые компании из этой группы оказываются в группе Понци.

По моему мнению, после кризиса 2008 года гипотезу Мински уже можно считать доказанной, она превратилась в закон Мински. В свою очередь, предложу собственную гипотезу: переход компаний из группы спекулятивных финансов в группу финансов Понци зависит от моральных качеств организаторов финансовых компаний. Финансисты без морали очень быстро превращаются в мошенников и воров, а те, у кого есть мораль, предпочитают быстрое и честное банкротство.

Среди финансовых компаний Украины, по моим оценкам, сейчас около половины так или иначе входят в группу финансов Понци. И если не поставить барьер на их пути, то за большим числом убыточных публичных фондов, которыми они «управляют» (если сказать правду, то они их грабят), по закону жанра, должно появиться еще большее число убыточных публичных фондов. За счет этих новых фондов частично будут выплачиваться хотя бы крохи тем, кого уже обворовали.

Кстати, это очень хороший критерий отнесения финансовых компаний к пирамиде Понци. Если такая компания закрывает свои старые публичные фонды с минусом (т.е. инвесторы не заработали, а потеряли деньги) и при этом открывает новые публичные фонды, — будьте осторожны, вас втягивают в построение финансовой пирамиды.

Основным позитивом экономической жизни за минувшую неделю можно считать открытие, сделанное премьер-министром Николаем Азаровым. Он выяснил, что у украинцев, оказывается, вопреки «покращенню життя», которое продолжается уже 2 года, все еще есть в наличии громадные, как по нашим меркам, деньги.

"Мы с вами знаем объем депозитов населения", - многозначительно сказал Н.Азаров экспертам-экономистам 8 июня на встрече в Киеве.

Надо признать, что 328,423 млрд грн. по состоянию на 1 мая – сумма и правда немаленькая даже для опытных усвоителей бюджетных средств. И вопрос, как получить к этим деньгам доступ, очень насущный. Хотя здесь и надо бы сделать небольшое уточнение. Средняя температура по больнице – очень условный показатель, точно также как средняя зарплата на крупном промышленном предприятии.

Его директор, к примеру, получает 800 тыс. грн. в месяц, его замы – по 500 тыс. грн. в месяц и т.д. по нисходящей. На контрактной основе находятся обычно все руководители, начиная от начальников цехов и отделов. И если сложить их зарплаты и поделить на весь трудовой коллектив, то и уборщица на заводе получает 5 тыс. грн. в месяц, хотя на самом деле - всего 800 грн.

И если, как сообщила в конце мая Государственная налоговая служба Донецкой области, за 2011 г. в области увеличилось число легальных миллионеров на 53,7%, до 249 чел., это совсем не означает, что уровень жизни всех жителей Донбасса, работающих в шахтах и на металлургических заводах, пропорционально повысился.

Скорее, даже наоборот. Потому как бизнес по-украински – это всего лишь перераспределение, когда бабло от «лохов» перетекает в карманы «правильным пацанам». Но, разумеется, в такие подробности Н.Азаров не вникает. Он мыслит стратегическими масштабами.

Как и руководство ГНСУ. Которому, очевидно, тоже не дает покоя мысль о тех самых 328,423 млрд грн. на банковских депозитах. Итак, если они там лежат, значит, кто-то их туда положил? Есть еще люди кроме обитателей Межигорья и окрестностей, которым в Украине жить хорошо?

И вот уже 8 июня директор департамента по налогообложению физлиц ГНСУ Вячеслав Бусарев сообщил, что его ведомство собирается с 2013 г. ввести всеобщее обязательное декларирование доходов гражданами. Сейчас, напомним, декларацию обязаны подавать только те, кто работает более чем на одной работе.

По словам налоговика, эта инициатива сейчас обсуждается в правительстве и ее принятие вполне реально. Представитель ГНСУ заверил, что это позволит в 3 раза увеличить поступления в бюджет от налогов с доходов физлиц.

Интерес налогового ведомства к доходам простых граждан понятен. Ведь как не крути, а серьезные люди идут во власть не для того, чтобы в игры играться, им подавай возможность усваивать бюджетные средства.

Например, печатать школьные учебники для 1 класса за 647 грн. экземпляр, как это успешно проделывает министр образования Дмитрий Табачник. Он утверждает, что это обоснованная цена. Возможно, да – если понимать под обоснованием желание неких чиновников приобрести по новому Bently или Lamborghini для себя и очередной любовницы. Или виллу в окрестностях Сан-Тропе на Лазурном побережье Франции.

А вот считать обоснованием тот факт, что другие учебники стоят по 10,71 грн. и разница в 60 раз (!) не вызвала вопросов у Госфининспекции и Генпрокуратуры – не совсем корректно. Потому что какие могут быть вопросы у прокуратуры, если взять того же прокурора Крыма Вячеслава Павлова, декларация о доходах которого за 2011 г. стала одним из хитов новостей на минувшей неделе.

Итак, поставленный государством блюсти законность чиновник за год получил 287,5 тыс. грн. зарплаты, или 24 тыс. грн. в месяц. Прямо скажем, немаленькая сумма, позволяющая вести вполне себе обеспеченное существование.

Но и ее будет явно недостаточно, чтобы при этом в гараже у прокурора стояли джип Porsche Cayenne и седан Jaguar-XJ6, стоимость которых в Украине начинается от 1 млн грн. и 800 тыс. грн. соответственно.

И это всего один пример, который стал известен только благодаря тому, что прокурор не стал юлить и честно записал авто на членов своей семьи. Хотя, мог организовать фирму "Рога и копыта" на подставных лиц и оформить авто на нее. Тогда бы отпала необходимость декларировать эти машины.

Так какие вопросы к чиновникам того же Минобразования могут быть у прокуратуры? Тем более, что пример прокурорским подает сам Виктор Пшонка, устроивший в родном селе концерт звезд эстрады с фейерверком. Сколько стоило ему это удовольствие (даже если допустить, что звезды пели «по дружбе») представить не трудно.

Вот потому и Государственное управление делами при Администрации президента смело закупает для столовых АП и Кабинета министров клубнику по 66 грн./кг и 672 грн./кг (импортная) – при том, что отборная клубника на киевских рынках продается по 25 грн./кг, черешню по 204 грн./кг, землянику по 432 грн./кг.

Согласитесь, что при таких аппетитах усвоителей бюджетных средств ГНСУ действительно надо сильно напрягаться, наполняя кормушку. А ведь это лишь один незначительный эпизод. Потому как сейчас хорошим тоном считается усвоение бюджетных денег на масштабных проектах.

Вот закончилась подготовка к Евро-2012 – как быть? Не беда, будет зимняя Олимпиада-2022, заверил наш президент Виктор Федорович во время апрельского визита во Львов. А вице-премьер Борис Викторович уже подсчитал, что под это дело необходимо строительство 12 новых спортивных объектов и 420 км дорог.

Но позвольте, а где взять для этого финансовый ресурс, если в бюджете даже без обещанного повышения пенсий и социальных выплат шаром покати (после закупки клубники и печати учебников)?

Были, правда, идеи насчет обложения налогами финансовых операций с оффшорами, какие-то умники в министерстве финансов предлагали даже принять закон о трансфертном ценообразовании, лишающий владельцев компаний возможности "надувать" искусственные убытки для уклонения от уплаты налогов…

Наконец, есть еще возможность ввести пресловутый налог на роскошь – для владельцев яхт, катеров, автомобилей люкс-класса и проч. А заодно обложить налогом пассивные доходы от роялти, банковских депозитов, инвестиций, которые составляют основу доходов крупного бизнеса и не облагаются налогом с доходов физлиц. Но… для тех в Украине, кому делегировано право принятия таких решений, это означает наступить на горло собственной песне.

Поэтому и вынуждена налоговая служба искать иные возможности пополнения кассы. Неизменной остается только ресурсная база: это все тот же элохторат, вкалывающий на заводах, в шахтах и пыльных конторах...

Как говорится, с миру по нитке – вот и живет, допустим, премьерский сын Алексей Азаров в уютном особняке старинной Вены, происхождение которого его отец никак не может объяснить своим согражданам.

Правда, бюджетные расходы все равно при этом приходится сокращать, в мире кризис. Каким образом? Да очень просто, путем принятия закона о гарантиях исполнения решений судов. Что и было сделано Верховной Радой 5 июня.

Закон предусматривает, что социальные выплаты (пенсии, компенсация лечения и т.д.) для отдельных категорий граждан, таких, например, как участники боевых действий в Афганистане и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отныне идут не в соответствии с законами Украины ("О гарантиях соцзащиты лиц, пострадавших в результате последствий аварии на ЧАЭС" и др.), а исходя из наличных возможностей Кабинета министров.

Ну а возможности эти, сами понимаете, ограничены. Клубнику вот купили по 672 грн./кг, учебники напечатали по 647 грн./шт., к Евро-2012/Олимпиаде-2022 готовимся – в натуре нет денег, понятно?

Надо отметить, что власть предержащие протолкнули этот закон по всем правилам военного искусства. Имеем дело, можно сказать, с классикой жанра. Итак, авторы из Кабинета министров для начала применили маскировку.

Никто не мог предположить, что законопроект с рутинным названием "О гарантиях исполнения решений судов" на самом деле содержит антиконституционные нормы, ухудшающие социальное положение граждан.

Далее была предварительная артподготовка. Парламентское большинство во главе с Партией регионов приняло этот документ в первом чтении осенью 2011 г. Напомним, тогда последовали резонансные акции протеста – "чернобыльцы" голодали под Кабмином, "афганцы" едва не взяли штурмом здание ВР.

И власти отложили законопроект, взяв на полгода тактическую паузу. За это время страсти вокруг скандальной инициативы успели утихнуть. Затем последовал отвлекающий маневр: принятие 5 июня в первом чтении законопроекта о языковой политике, расширяющего сферу применения русского языка.

Этот во всех отношениях удобный вопрос и стал предметом противостояния оппозиции и большинства в парламенте, а заодно и главной темой информационного пространства. Под прикрытием этой "дымовой завесы" и проскочил в тот же день закон о гарантиях судебных решений – практически без всякого резонанса, ибо копья ломались вокруг русского языка.

Таким простым и незатейливым способом любящая власть на минувшей неделе в очередной раз сумела отиметь любимый народ. Дополнительным фактором, отвлекающим внимание от этих, скажем так, не совсем благовидных действий, стал шумный старт кампании по выплате 1 тыс. грн. компенсации вкладчикам Сбербанка СССР, т.н. "витиной тысячи".

Сам Н.Азаров 8 июня якобы случайно нагрянул в одно из отделений Ощадбанка в Киеве, дабы убедиться – выплаты идут без сучка и задоринки. Кто бы сомневался, что в ходе премьерского визита не было ни длинных очередей, ни скандалов с пенсионерами, которых под различными предлогами отказывались вносить в реестр.

А еще глава правительства обнадежил, что в следующем году выплаты продолжатся. И на фоне этого радостного известия (хотя далеко не факт, что так будет, все-таки в следующем году нет никаких выборов) урезающий соцвыплаты закон окончательно утонул в информпространстве.

Хотя он имеет несоизмеримо большее значение: "витина тысяча" – разовая выплата, а те же пенсии, допустим – ежемесячная. И все же, как не крути, ввиду отсутствия обещанного покращення життя даже такая мелкая подачка способна поднять рейтинги популярности президента В.Януковича и его Партии регионов.

Во всяком случае, они на это очень надеются перед предстоящими осенью выборами в парламент. Между тем кроме нужных результатов народного волеизъявления у властей и близких к ним представителей бизнеса появилась еще одна головная боль.

И пришла она с Кипра – той самой пресловутой "кубышки", где хранятся выведенные из Украины средства. Глава центробанка Кипра Паникос Демитриадес 4 июня сообщил, что до конца месяца правительству необходимо где-то найти €1,8 млрд для национализации Cyprus Popular Bank, второго по величине финучреждения страны. Его дефолт угрожает стабильности банковской системы Кипра.

Еще одним негативным фактором является возможный выход Греции из еврозоны (а к этому все идет) – в этом случае потери банков Кипра составят €23 млрд при ВВП страны в €17,3 млрд. Сейчас правительство Кипра рассматривает возможность займа у антикризисного фонда Евросоюза и других организаций.

Дефолт Cyprus Popular Bank может спровоцировать неплатежеспособность и остальных кипрских банков. В таком случае вытащить десятки и сотни миллионов долларов из островных оффшоров для украинских владельцев будет проблематично. Кстати, на Кипре зарегистрирован и "SCM Holdings Ltd.", владеющий корпоративными правами всех активов группы СКМ Рината Ахметова (за исключением управляющей компании АО "СКМ" (Украина).

Мои дорогие друзья, уважаемые русскоязычные читатели, почему вы думаете, что только русский язык имеет право на равноправие? Идиш или цыганский тоже должны быть равноправными или нет? Тогда давайте представим диплом инженера железнодорожного транспорта на цыганском языке. Представили? Хорошо, теперь университета МВД - на идиш. Если представили, то у вас очень хорошая фантазия и я вам завидую, глубокоуважаемые читатели.

Теперь давайте представим, например, Бердичев, Овруч, Жмеринку. Представим вывески названий улиц на украинском, продублированные на идиш. Вам на каком языке будет понятнее читать, неужели на идиш? Если нет, то вы должны будете хоть в минимальной степени знать мову.

Значит, следует вводить дополнительно русский язык только в местах компактного проживания этнических носителей русского языка? Допустим, а что эти украинские граждане станут делать в командировке в ... Жмеринке, например, не зная ни украинского, ни идиш? Или вы серьезно думаете, что евреи Овруча или Бердичева должны в принудительном порядке учить кроме родного и государственного еще и русский? С какого перепуга. Что вы будете делать, если украинские болгары, например, наотрез откажутся от использования русского языка на территориях с преимущественно болгарским населением? Вернетесь обратно в русское гетто?

Теперь хотелось бы спросить, что такое суржик. Простой украинский суржик. Это испорченный украинский или испорченный русский? Если это испорченный русский, то кто его испортил - украинцы? Тогда каким образом и когда это произошло? Когда это украинцы навязали свою мову имперскому русскому населению?

А если это испорченный украинский? Тогда кто, когда и, главное, зачем его испортил? И, если испортил, не пора ли восстанавливать? Очень надеюсь, что кто-нибудь из украиноязычных журналистов еще напишет статью о суржике и его первоисточнике (украинском или русском).

"Но в какой из областей Украины проживает 10 и более процентов цыган?" - возразит мне скептик, ссылаясь на Европейскую Хартию о религиозных языках и языках меньшинств.

[В марте 1992 года была принята Европейская Хартия о религиозных языках и языках меньшинств. В мае 1994 года приняты "Основные права лиц, принадлежащих к народам (национальным группам и меньшинствам) в Европе - прим.]

Область - не область, а населенный пункт можно и найти, как и болгарский, греческий, еврейский, караимский. А если так, то почему бы не быть и высшему образованию на этих языках? Дискриминация, однако. Согласен, пусть евреи получают высшее образование в Израиле, греки - в Греции, болгары - в Болгарии на условиях получения высшего образования в Украине. Разницу в оплате доплатит государство. Так будет справедливо?

А из каких средств доплатит? Из вашего государственно-язычные, кармана. Вы что-то имеете против? Если да, то вы нарушаете права нацменьшинств.

Однако, что делать с цыганами? Они имеют право на высшее образование на родном языке или нет?

"области компактного проживания" - это не административные области. Это может быть и городской квартал - гетто. Не обязательно еврейское гетто, но и цыганское, африканское, мусульманское. Например, полицейские и судьи обязаны владеть языком граждан участка или иметь переводчика.

Вот живут в одном селе марсиане, все они родственники, замкнутая община. А государство обязано соблюдать и защищать их права, согласно пусть и не формальной букве, но духу закона.

А 10%, 1% или 0.1% никого не интересует. Иначе - дискриминация.

Вы можете мне возразить, что в Киеве, в 1918 году было русскоязычное большинство. Не возражаю, но почему нужно брать за точку отсчета именно 1918 год? Поэтому и в современной Украине русский должен быть вторым государственным, с точки зрения восстановления исторической справедливости по состоянию на 1918 год?

Думаю, следует начинать с 1654 - года воссоединения Украины с Россией. Конец отсчета раздельного развития, в т.ч. и языкового. Примерно 300 лет формирования украинского языка без влияния русского. Разве это соизмеримо с 1917-1921 годами независимости Украины? 4 года и 300 лет. 300 лет, это время правления Романовых и их вклад в развитие России, вполне сопоставимые сроки.

Кроме того, в центральной и западной Украине не наберется 10% компактно проживающих этнических русских. Так о каком втором государственныом для этих областей речь? И какой "государственный" не во всем государстве? Только региональный. Таков дух Хартии.

В феврале 1996 года появилась конвенция по защите национальных меньшинств, принятая по решению Совета Европы, была подписана 31 государством из 38 государств. Эта конвенция зафиксировала, что защита национальных меньшинств и лиц, принадлежащих к ним, "составляет национальную часть международной защиты прав человека и поэтому находится в сфере международного сотрудничества” (ст.1).

Им ]нац.меньшинствам - прим.[ должны быть созданы благоприятные условия участия в культурной, общественной и экономической жизни, а также в государственно-административных делах (ст.12, 15). В местах их традиционного компактного проживания язык меньшинства может быть официальным (ст.10,11) (6, c.15). Франция считает даже цель конвенции - защищать национальные меньшинства - несовместимой с её собственной конституцией. Французская конституция не признаёт существование различных национальностей и признает лишь французское "национальное сообщество” и отдельных французских граждан.

А теперь давайте проанализируем, где компактно могут проживать этнические носители языка? Я думаю, не в сторожке егеря национального парка. Потому как о процентах речи нет.

Значит, в отдельных городах и селах. В восточной и южной Украине национальный состав довольно пестрый. Вы не можете заставить греков, молдаван, евреев, венгров, цыган, болгар, поляков говорить на русском языке только потому, что они проживают в Николаевской, Херсонской или Одесской областях. Даже если там в среднем по области и будет больше 10% этнически русского населения.

Мало того, невозможно даже этнических украинцев из южной и восточной Украины заставить говорить и, тем более, изучать русский язык, вместо национального. Это будет противоречить Хартии.

Все же, региональный язык - не государственный. Итак, не области, а, в лучшем случае, районы, отдельные города и села. Даже не хутора. Но вводя региональный язык Вы открываете ящик Пандоры. Потому как обязаны будете считаться с вкраплениями иноязычного населения, нельзя быть "немножко беременной".

Существовали до войны в Украине еврейские автономные районы. Хотите идти этим путем? Я бы не возражал, но государственным все равно остается украинский. И никто не освобождает от его знания.

Отдельная проблема - АР Крым. Здесь нужно будет знать 3 языка, потому как исторически там распространен крымско-татарский язык. И русский станет третьим, даже при процентном доминировании над украинским государственным и крымско-татарским национальным.

Далее, вы хотите зла своим детям? Как они смогут конкурировать за гос. должности, не владея гос. языком? Здесь не предполагаются даже должности "в местах компактного проживания". И к чему приходим? За что боролись? За добровольное гетто?

Неужели история евреев ничему не учит? Кто лучшие учителя и русского, и украинского языков и почему? Конкуренция! Вы представляете себе, что обрекаете своих детей и внуков знать мову многократно лучше, чем ее знают носители или навсегда остаться в гетто? Зачем вам это? Ведь ваши дети и внуки не скажут Вам спасибо за такое радение. И это в лучшем случае. Лучше уж дайте им возможности свободно изучать мову, пока не поздно.

Правда, может быть, кто-то расчитывает на "реконкисту"? "Святая простота!"

Государственная таможенная служба за первые четыре месяца года перечислила в бюджет свыше 38 млрд. грн., что на 0,8 млрд. больше ожидаемого.

Сайт Гостаможслужбы

За 2011 год в сводный бюджет по платежам, контроль за уплатой которых возложен на ГНС, обеспечено поступление в сумме 266,4 млрд. грн., что на 29,1% больше поступлений 2010 года.

Было бы смешно, если б не было так грустно

Публикации двух ведущих финансовых служб до боли напоминают передовиков производства советских времен, рапортующих о перевыполнении планов, намеченных партией. Я-то думал, что налоги в бюджет платят плательщики налогов, а экономика страны развивается усилиями предпринимателей, а оказывается, что это все — результат неустанного и неусыпного труда налоговиков и таможенников: одни перечисляют деньги в бюджет, а другие обеспечивают его наполнение.

Обратной стороной медали подобных рапортов является извращенное до крайности понимание чиновниками сути бизнеса, места государства в развитии предпринимательства и постоянное опасение собственников бизнеса, что через уголовные дела, проверки, суды у тебя в один момент просто отнимут бизнес, на который потрачено многое, если не все в твоей жизни.

Я по своей натуре оптимист и стараюсь позитивно воспринимать происходящее вокруг, но, практикуя длительный период в сфере защиты бизнеса, вынужден констатировать, что с каждым годом, без преувеличения, становится все хуже, хуже и хуже.

Так, в 2012 году Стратегическим исследовательским центром Heritage Foundation (США) совместно с газетой The Wall Street Journal обнародован очередной ежегодный рейтинг уровня экономической свободы, включающий 179 стран мира. C 2005 года Украина переместилась с 133-го на 163-е место и надежно закрепилась в категории «экономически несвободных стран».

Хотел бы остановиться на одном из системных рисков ведения бизнеса в Украине, а именно на риске «успешного» применения налоговой службой, и не только, последствий деятельности субъектов хозяйственной деятельности с так называемыми признаками фиктивности. Это направление деятельности фискалов в набивании кармана бюджета, а зачастую и в преследовании иных целей, можно смело ставить на одно из первых мест среди показателей «экономической несвободы» Украины.

Сколько зарегистрировано налоговыми органами фиктивных, с точки зрения налоговиков, фирм плательщиками налогов за весь период независимости Украины? Это тайна, покрытая мраком. Скольким из них выданы свидетельства плательщиков НДС? Тайна, покрытая еще большим мраком. Но каждый из них — это бомба замедленного действия, грозящая взорваться в любой момент и поразить в той или иной степени сотни, если не тысячи своих контрагентов.

Ответственность за использование компаниями фиктивных фирм с целью обналичивания средств, их хищения либо отмывания не вызывает вопросов.

Однако очень часто фиктивные фирмы оказываются в числе контрагентов добропорядочных предприятий, которые ни сном ни духом не подозревают о признаках фиктивности их партнера.

Недавний пример. Одному из перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий каждый сезон порядка нескольких сотен поставщиков продают сырье. Каждый поставщик для заключения договоров предоставлял полный пакет документов, подтверждающий государственную регистрацию, постановку налоговым органом на учет, свидетельство плательщика НДС. Каждый поставщик имел печать, счета, открытые зачастую в первоклассных банках, штатных работников, реально поставлял продукцию и присылал содержащие все реквизиты налоговые накладные.

В чем проблема? С точки зрения здравого, в какой-нибудь европейской стране, смысла, а также законодательства Украины — ни в чем.

Проблема в том, что есть план по сбору налоговой службой Украины налогов в сводный бюджет Украины, и его обязательно надо перевыполнить, причем любой ценой.

Не мудрствуя лукаво, налоговая милиция берет одного из контрагентов предприятия — предпринимателя, отрабатывает его в своих кабинетах и получает пояснения, которыми этот предприниматель разъясняет, что он зарегистрировался субъектом хозяйствования как бы не сам, а по просьбе своего дальнего родственника, а затем таким же образом пришел в налоговый орган, зарегистрировался плательщиком налогов и получил заветное свидетельство плательщика НДС. Как написано в его объяснении: «Не имел намерения осуществлять хозяйственную деятельность».

После этого несколько месяцев предприниматель приходил в налоговый орган и сдавал инспекторам налоговую отчетность, уплачивал налоги в бюджет. При этом ни один сотрудник налогового органа, включая налоговую милицию, которая всегда беседует с претендентом на получение свидетельства плательщика НДС, не заметил у предпринимателя каких-либо признаков фиктивности.

Затем все произошло по отработанному сценарию: проведена внеплановая проверка предприятия, доначислены суммы налогов на основании «фиктивности» хозяйственной деятельности ее контрагента, возбуждено уголовное дело по признакам ч. 3 ст. 212 УК Украины. В его рамках проведены обыски, изъяты документы, руководители систематически вызываются на допросы. Ко всему прочему выяснилось, что подписи на налоговых накладных выполнены не контрагентом. Печать его, а подпись не его.

Предприятие засыпает следователя вопросами: как же вы возбудили уголовное дело, если налоговое уведомление обжаловано в суде и при чем здесь уголовное дело, если речь идет о публично-правовом споре? Как может быть фиктивным контрагент предприятия, если налоговый орган сам выдал ему свидетельство плательщика НДС и поставил на налоговый учет? Как мы можем проверить подлинность подписи лица, подписавшего налоговую накладную?

«Все это не имеет значения, — отвечал следователь. — Главное то, что ваш контрагент признался в своей фиктивности, подписи на налоговых накладных не его, а значит, уголовное дело законное, следственные действия законные, а в перспективе, если предприятие не уплатит доначисленную сумму в бюджет, то руководителю будет предъявлено обвинение с применением предупредительной меры, дело направлено в суд для рассмотрения по существу, куда директор будет ходить месяцами уже в качестве подсудимого».

Предприятие уплатило сумму в бюджет, не дожидаясь вступления в силу постановления по административному делу, в рамках обжалования налогового уведомления.

Казалось бы, инцидент исчерпан, а уголовное дело подлежит прекращению. Только возникает очередная проблема — дело-то надо прекращать в соответствии с законом на основании п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК Украины (отсутствие события преступления), а следователь рассматривает прекращение дела исключительно через призму применения ч. 4 ст. 212 УК Украины. Мотивация у следствия одна: мы отчитались в Киев, и никто не позволит прекратить дело по реабилитирующим основаниям. А так, исходя из позиции следствия, формируется показатель у налоговой милиции по уголовным делам, к которому привязываются уплаченные суммы доначисленных денежных обязательств, но уже как результат работы налоговой милиции по раскрытым преступлениям. В таком случае вынесение судом постановления об освобождении служебного лица от уголовной ответственности на основании ч. 4 ст. 212 УК Украины будет свидетельствовать о том, что факт совершения компанией тяжкого преступления, направленного на умышленное уклонение от уплаты налогов, имел место, хотя в действительности преступление не совершалось.

Забегая наперед, скажу, что в данном конкретном случае предприятию удалось, не без вмешательства посольства одного из влиятельных государств мира сего, добиться прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям, поскольку деловая репутация компании и права ее работников — превыше всего. К сожалению, время, нервы, усилия, затраченные руководством компании на многомесячное разбирательство по надуманному уголовному делу, и потерянное, в прямом смысле слова, здоровье компенсировать уже невозможно.

Сколько в Украине таких примеров, которые заканчивались не столь благополучно?

Озабоченность налоговой службы могу понять, поскольку статистика возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст. 212 УК Украины, уголовных дел должна оправдывать само существование налогового следствия, равно как и количество следователей, получающих зарплату из госбюджета.

Тот факт, что спор плательщика налогов с налоговым органом относительно правомерности доначисления налоговым органом сумм денежного обязательства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины подлежит рассмотрению в порядке административного, а не уголовного судопроизводства, как правило, никого, кроме самих налогоплательщиков, в Украине не волнует.

Из публикации в «Вестнике налоговой службы Украины»:

«Работа по пяти основным направлениям деятельности налоговой милиции, определенным в качестве приоритетных в 2011 г., дала положительный результат. Налоговая милиция отошла от практики оценки количественных показателей выявления конвертационных центров и сосредоточила внимание на работе с реально существующими субъектами хозяйствования, пользовавшихся их услугами». «В прошлом году из хитрецов, которые таким образом не желали уплачивать налоги, взыскано в бюджет 341,4 млн. грн.», — уточнил Андрей Головач, начальник налоговой милиции ГНС Украины.

А сколько уголовных дел возбуждено в отношении сотрудников налоговой службы за служебную халатность либо за соучастие в организации или прикрытии деятельности таких конвертационных центров? Лично я не слышал о таких уголовных делах.

Подобного рода действия налогового следствия имеют свою уголовно-правовую квалификацию, поскольку разрешение публично-правового спора, подлежащего разрешению административным судом, в рамках уголовного судопроизводства, путем незаконного возбуждения уголовного дела, имеет следующие последствия:

1. Оказание незаконного психологического давления на служебных лиц субъекта хозяйствования, сопровождающегося угрозами предъявления незаконного обвинения.

2. Незаконное изъятие имущества в процессе обысков и выемок.

3. Незаконное блокирование осуществления хозяйственной деятельности предприятия в результате изъятия бухгалтерской и организационно-распорядительной документации в полном объеме, включая электронные носители информации.

4. Незаконное раскрытие банковской и/или коммерческой тайны.

5. Незаконное привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности.

6. Нарушение прав и свобод служебных лиц в результате применения к ним предупредительной меры либо привода.

7. Нарушение права собственности плательщика налогов в размере сумм, уплаченных в бюджет Украины, в случае вынуждения их уплаты посредством незаконного применения вышеуказанных мер вне рамок процедуры согласования налогового обязательства, начисленного контролирующим органом, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства и Налоговым кодексом Украины.

Само по себе расследование подобного рода незаконно возбужденных уголовных дел превращается в совершение следствием букета должностных преступлений, таких как ст. 231 (незаконный сбор сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну), ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением), ст. 371 (заведомо незаконный привод), ст. 372 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности).

Отдельно отмечу новеллы законодательства, вступившие в силу с 18.01.2012 года, которые дали налоговому следствию еще один инструмент беспрецедентного давления — применение залога. Дело в том, что, в соответствии со ст. 165 УПК Украины, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание граждан в виде штрафа в размере свыше 3000 необлагаемых налогом минимумов (сюда как раз попадает ч. 3 ст. 212 УК Украины), в отношении подозреваемого, обвиняемого, может быть применена предупредительная мера только в виде залога либо взятия под стражу.

Все бы ничего, если бы не положения ст. 154-1 этого же кодекса, которые гласят о том, что во всех случаях размер залога не может быть меньшим размера гражданского иска, имущественного вреда, причиненного преступлением, либо размера дохода, полученного в результате совершенного преступления.

Налоговая служба под размером имущественного вреда, причиненного бюджету Украины, понимает сумму начисленных контролирующим органом налогов, по факту неуплаты которых возбуждено уголовное дело. Иными словами, сумма залога не может быть меньше суммы, фигурирующей в налоговом уведомлении, плюс штрафные санкции.

Буквально три недели назад директор одной из компаний, оказавшейся в схожей ситуации, после угроз со стороны следователя о внесении в отношении него представления в суд об избрании залога, задал мне вопрос: «А что будет, если я не уплачу сумму залога?» В ответ мне оставалось лишь процитировать положения ст. 154-1 УПК Украины, в соответствии с которыми непредоставление следователю документа о внесении средств на соответствующий счет в течение пяти дней со дня избрания в отношении лица залога, является основанием для рассмотрения вопроса об избрании в отношении этого лица иной предупредительной меры. В том случае уголовное дело было возбуждено по признакам ч. 3 ст. 212 УК Украины, поэтому иной предупредительной мерой, как я упоминал выше, может быть только арест.

Директор не стал ставить эксперименты над собственной судьбой и, невзирая на абсурдность уголовного дела и перспективу отстоять свои права, принял решение об уплате суммы налоговых обязательств, спорность доначисления которой на тот момент еще была предметом рассмотрения административного суда.

Коснусь еще одной опасности, связанной с фактом выполнения хозяйственного договора с контрагентом, имеющим, по мнению налоговой службы, признаки фиктивности, — опасности использования такого факта «заинтересованными» правоохранительными органами. Под «заинтересованностью» я имею в виду разные мотивы. Это может быть заказ конкурентов на уничтожение компании, преследование цели отъема части бизнеса, а то и всего бизнеса, навязывание поставщиков, прекращение работы компании в определенной сфере рынка, желание «заработать» денег, отстранение от участия в тендере.

Как правило, подписи лица, числящегося директором контрагента, имеющего признаки фиктивности, на первичных документах или налоговых накладных впоследствии оказываются поддельными.

Прокурор или орган досудебного следствия возбуждают уголовное дело по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 358 УК Украины (подделка официального документа). Как показывает практика, подавляющее количество следственных действий, проводимых по такому делу, не имеют ничего общего с предметом доказывания, определенным ст. 64 Уголовно-процессуального кодекса Украины, однако позволяют вплотную ознакомиться со всей внутренней кухней такой компании: кругом бизнес-партнеров, коммерческими условиями контрактов, организацией производства, мощностями, используемыми технологиями и т.д.

Все это усугубляется тем, что в постановлениях о производстве выемки, обыска документов у контрагентов или о раскрытии банковской тайны беспочвенные подозрения излагаются в форме установленных фактов и в такой форме, что на корню подрывают деловую репутацию компании.

Если компания имеет кредит в банке, то зачастую в вопросах получения рефинансирования, увеличения лимита кредитной линии, пролонгации договора во взаимоотношениях с банком возникают сложности.

Настороженную позицию контрагентов компании в такой ситуации тоже можно понять. Сразу возникает масса вопросов: а платежеспособна ли компания, стоит ли продолжать поставку товаров или приостановить?

Тут как тут к такому контрагенту приходят люди со стороны с рассказами о том, что их компаньон уже не «жилец» в бизнесе и в дальнейшем работать будет лучше с более «надежными» предприятиями. Это очень действует, в частности, на иностранцев.

Усугубляется ситуация также тем, что проведение обысков в офисах крупных компаний сопровождается широким освещением в прессе, в том числе с комментариями со стороны силовых органов, которые часто имеют мало общего с действительностью. При этом в подобных комментариях под установленными и доказанными фактами общественности выдаются сырые подозрения, достоверно говорить о доказанности которых можно только после вступления в законную силу обвинительного приговора по делу.

Примеров тому масса, достаточно бегло просмотреть интернет-СМИ. Интернет-магазины «Розетка», «Сокол», студия дубляжа «Ледоен», АО «БИ ЭНД ЕЙЧ», АО «Стальканат Силур». А сколько таких обысков, проведенных в регионах Украины, осталось в тени?

Готовых рецептов защиты бизнеса на тот случай, если возникнет ситуация, изложенная мною выше, нет. Неизменным должно быть понимание менеджмента компаний того, что каждое доначисление контролирующим органом суммы денежного обязательства перед бюджетом, потенциально подпадающее под размер, определенный диспозицией ст. 212 УК Украины, потенциально необходимо рассматривать через призму возможного возбуждения уголовного дела еще на стадии проведения документальной проверки.

Когда каждый ключевой сотрудник компании знает алгоритм своих действий, права и обязанности при обыске или допросе, когда установлен удаленный сервер для хранения информации, изъять который физически невозможно, когда менеджмент имеет на руках четкий план защиты интересов компании, когда на каждое незаконное действие силовиков следует ответная жесткая реакция в соответствии с законом, компания превращается в крепость с очень хорошими шансами на выживание.