Украинских автолюбителей решили "обложить" со всех сторон — такова первая реакция на инициативы Минэкологии по введению утилизационного сбора с каждого транспортного средства. Сначала министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявил о необходимости повышения импортной пошлины на автомобили, а теперь еще и утилизационный сбор, который, безусловно, отразится на стоимости авто. Средства, полученные в результате его введения, планируется направлять на реализацию в Украине программы утилизации автохлама. Но если за введением импортной пошлины отчетливо видны "уши" собственников украинских автозаводов, то лоббисты утилизационного сбора, если таковые и есть, пока никак не проявили себя. С учетом того, что сбор будет распространяться не только на импортеров, но и на внутренних производителей, последние явно не заинтересованы в его введении. Можно было бы предположить, что Минэкологии преследует исключительно благие цели, если бы не отдельные нюансы проекта его постановления, которые говорят о том, что госчиновники пытаются создать очередную схему по изъятию средств у населения.

На брошенных авто не заработаешь, но и не разоришься

С обывательской точки зрения, предложение Минэкологии выглядит вполне логичным.  Как в столице, так и других городах Украины брошенные автомобили встречаются не только в промзонах и на пустырях, но и посреди спальных микрорайонов. Спущенные колеса, отслоившаяся краска, разбитые стекла, покрытый граффити капот… И простаивают такие машина годами, если не десятилетиями, превращаясь в привычную для местных жителей деталь окружающего пейзажа. И это не только легковушки, встречаются даже микроавтобусы весьма приличных размеров, что, кстати, раздражает, в первую очередь, самих автомобилистов, рыскающих среди плотной застройки в поисках парковочного места. На некоторых из этих автомобилей давно отсутствуют номерные знаки, что по идее свидетельствует о том, что они уже сняты с учета в МРЭО, другие же по-прежнему числятся как "живое" транспортное средство. И если автомобиль с номером припаркован без нарушений правил, то с ним в принципе ничего не сделаешь: стоит себе машина и стоит, а то, что она уже давно не транспортное средство, так это проблемы исключительно ее владельца.

В отношении автомобилей без номерных знаков в теории существует процедура их удаления с территории жилой застройки. Для этого следует обратиться в ГАИ, которое должно попытаться  установить владельца "чермета" и обязать его вывезти авто на свалку. Если же найти хозяина не удалось, то можно попытаться решить проблему через ЖЭК. Но все это требует времени и настойчивости, а кому охота заморачиваться.

Почему же наши автовладельцы бросают свои транспортные средства где попало? Во-первых, потому что в Киеве и области просто отсутствует специализированная автомобильная свалка, а во-вторых — связываться с такой утилизацией невыгодно. Стоимость 1 тонны металлолома на украинском рынке составляет на сегодня 325 долларов, и это цена продажи для металлургических предприятий, а не закупки у населения, которая минимум процентов на 30% ниже. То есть, за средний автомобиль весом 1-1,5 тонны, утилизируемый в качестве лома, можно выручить максимум долларов 200, а его доставка на предприятие втормета, располагающее оборудованием для того, чтобы "переварить" столь громоздкий объект, обойдется частному лицу никак не меньше  1000 гривен. Другими словами, отдельному гражданину особой прибыли от утилизации собственного авто ожидать не приходиться, хотя и убыточным это мероприятие вроде и не назовешь. Стоит также учитывать, что в Киеве и области существуют так называемые "разборки"  автомобиля на запчасти, но это только в том случае, если авто еще представляют хоть какую-то коммерческую ценность. Так что если государство в лице Минэкологии возьмется зачистить украинские города от брошенных машин, то можно только пожелать ему всяческих успехов в столь нелегком деле. Затраты, которые понесет госбюджет на сборе и доставке автомобилей к месту утилизации, будут окупаться, даже если считать только стоимость металла. Если же подойти к вопросу с умом, то можно будет даже немного заработать. Все вроде бы хорошо, но тут мы подходим к механизму финансирования этого процесса.

Создание новой отрасли или государственная "пирамида"?

Государство решило самостоятельно освоить новый вид бизнеса, по крайней мере, именно такое впечатление складывается после прочтения проекта постановления о введении утилизационного сбора под названием "Некоторые вопросы заготовки и утилизации непригодных к использованию транспортных средств". В нем предлагается обязать производителей автотранспорта, а так же автоимпортеров самостоятельно обеспечивать заготовку и утилизацию непригодных для использования автомобилей. Для этого и первым, и вторым придется заключить договоры о выполнении соответствующих работ с (внимание!) уполномоченным предприятием, подчиненным Кабинету министров. Дальше, правда, сказано, что договор можно заключить и с "другими субъектами хозяйствования, которые имеют соответствующие мощности...". Но это уже нюансы, если в постановлении сказано о предприятии, подчиненном правительству, то можно смело предположить, что в недрах Минэкологии могла вызреть идея создания госпредприятия, которое будет контролировать рынок утилизации авто, а вместе с ним и получения нового финансового потока, который сформируется за счет сбора. Искренне хотелось бы ошибиться в своих предположениях, но печальный опыт создания различных госпредприятий, ничего не производящих, а занимающихся исключительно контролем той или иной сферы экономической деятельности в стране, говорит о том, что подобные "домыслы" вполне уместны.

Для создания предприятия и предлагается ввести утилизационный сбор, который будут платить с каждого импортированного в Украину или изготовленного на ее территории автомобиля, что, естественно, приведет к их подорожанию. Уже известно, что ставка сбора будет определяться в зависимости от объема двигателя. Предлагается взимать 0,7 грн за кубический сантиметр. Таким образом, за автомобиль с двигателем в 1,6 литра сбор составит 1100 гривен. Сумма сбора выглядит не такой уж и страшной, но и она ляжет на плечи покупателя, который и так не может похвастаться высокой платежеспособностью. Тут же возникает логичный вопрос, почему человек, покупая новый автомобиль должен сразу же заплатить деньги за утилизацию, которая на самом деле произойдет не ранее чем через 10-15 лет. Ответ прост — эти средства пойдут на утилизацию тех машин, которые сегодня годятся только на металлолом. Но в таком случае возникает эффект пирамиды по типу МММ, ведь никто не гарантирует, что те структуры, которые начнут осваивать утилизационные деньги уже завтра, сохранятся и через 10 лет.

Ратуя за нововведение, Минэкологии ссылается на европейский опыт, но лучше бы оно этого не делало. К примеру, в Германии существует утилизационный сбор в 100 евро с одного автомобиля, что вроде бы сопоставимо с размерами сбора, предлагаемого для нас. Но даже если опустить огромную разницу в доходах между немцами и украинцами, то тут есть о чем поговорить. В Германии с начала кризиса была введена госпрограмма, согласно которой любой гражданин получал госдотацию в размере до 2,5 тыс. евро при условии, что он покупал взамен автомобиля старше 9 лет новый, причем не важно немецкий автомобиль приобретается или импортный. Таким образом Германия поддержала в кризис и своих автопроизводителей, и зарубежным помогла, ну и граждане в обиде не остались. Подобные программы были внедрены и в других странах Евросоюза. У нас же покупателю предлагается заплатить за утилизацию автомобиля, на которой потом кто-то еще и заработает.              

Минэкологии вступает в конкуренцию с вторметами...

В США утилизация автомобилей — серьезный бизнес с ежегодным оборотом в более чем 20 миллиардов долларов. В странах ЕС, Японии, той же Америке существуют специальные законы и правила сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших свой срок автомобилей. Фирмы-утилизаторы прекрасно существуют за счет реализации металлолома и  пригодных к дальнейшей эксплуатации запчастей.

В пояснительной записке, прилагаемой к проекту постановления, Минэкологии пытается обозначить масштабность проблемы утилизации транспортных средств в Украине. Для начала нам сообщают, что украинский автопарк более чем на 50% состоит из автомобилей старше 10 лет, а списание автотранспортных средств ежегодно составляет не менее 100 тысяч единиц. "В связи с этим остро встает вопрос комплексного решения научно-методических, экономических, организационных, технических, технологических, организационно-управленческих и социальных задач эффективного использования транспортной техники на всех этапах жизненного цикла.

Одна из таких задач — утилизация транспортной техники, которая требует разработки и реализации системного подхода к созданию, развитию и постоянному совершенствованию производственно-технического потенциала утилизации транспортных средств", — отмечается  пояснительной записке. Обратите внимание на широчайший спектр задач, которые ставит перед собой Минэкологии: тут и наука, и техника, и социальные вопросы. Фактически министерство заявляет о необходимости создания в Украине новой подотрасли. В этом случае ведомству следовало бы, как минимум, проконсультироваться со специалистами-"металлоломщиками". Но как сообщили УНИАН в отраслевой ассоциации предприятий по переработке вторичных металлов "УА Втормет", Минэкологии не привлекало их к разработке документа. То есть, чиновники-экологи решили, что достаточно хорошо разбираются в технических и экономических нюансах ломозаготовки и переработки, чтобы самостоятельно решить данную проблему? Вряд ли. Скорее всего, они планируют только "рулить" процессом распределения средств между предприятиями втормета, сеть которых в Украине достаточно хорошо развита. Другое дело, что при утилизации автомобиля возникает ряд сопутствующих проблем в виде необходимости утилизировать такие токсичные вещества как охлодительная жидкость, или моторное масло. Но для решения этих проблем не стоило городить огород с введением специального сбора, можно было просто ввести правила для предприятий втормета по работе с утилизируемыми автомобилями. Вот тут европейский опыт и стандарты пришлись бы как нельзя кстати, правда, нужно было бы сопроводить предписания  определенными льготами для переработчиков, хотя бы на время освоения экологически корректных технологий утилизации автотранспорта. Не помешали бы украинским металлоломщикам и новые шредерные установки для измельчения корпусов автомобилей. Но в проекте постановления об этом тишина, зато Минэкологии предлагае отдельным постановлением регламентировать переработку автомобильных шин и моторных масел.

В целом, проект постановления об утилизационном сборе выглядит откровенно поверхностным и не отвечающим украинским реалиям документом. Остается надеяться, что отечественные  автопроизводители скажут свое весомое "нет" инициативам природоохранного ведомства, и к их мнению прислушаются в Кабмине. Но есть и большой риск, что, не желая вступать в конфликт с влиятельным лобби из украинского автопрома, Минэкологии оставит утилизационный сбор только для импортеров и физлиц, покупающих подержанные автомобили, освободив от него украинские авто.

2 июля Украина проснется уже без Евро-2012. И эйфория от футбольного праздника понемногу станет сменяться «похмельем»: через две-три недели о Евро-2012 (если, конечно же, команда Олега Блохина его не выиграет) уже перестанут говорить, зато говорить станут о другом – почему, например, не оправдались надежды на прибыль от футбольного первенства и кто в этом виноват. И вот тогда власти очень понадобится что-то, что будет держать электорат в тонусе до самых выборов, ведь полученный властью позитив от успешного проведения Евро-2012 на кусок хлеба не намажешь. А вот с предвыборными «фишками», тем более, долгоиграющими, дела у ПР и их политтехнологов обстоят не очень.

Да, есть тема русского языка. Но она, опять же, палка о двух концах, поскольку людям она начинает надоедать. Надо придумывать что-то жестокое, чтобы люди наконец-то «возбудились» оттого, что для кучки маргиналов от власти есть смыслом жизни. Есть еще Тимошенко. Но если ее успеют засудить еще и по делу ЕЭСУ и будут дальше активно педалировать дело Щербаня, то, что это даст власти? Ровным счетом ничего. Эффект имела первая посадка, а дальше в глазах даже «юлененавистников» все будет выглядеть просто: власть добивает лежачего. Есть в арсенале действенная политтехнология - социальные инициативы Президента. Но выплаты Сбербанка, увы, рассчитаны не на весь электорат, а только на его часть. Есть еще вялотекущая тема борьбы с гомосексуализмом, которую в парламенте будут педалировать все те же маргиналы.

Видимо поэтому многие мажоритарщики, поддерживаемые властью, то ли от скудности идей, то ли от непонимания, чем же привлечь голоса избирателей, прибегают к банальной раздаче продпайков. «Комментарии» обратились к ряду экспертов с вопросом: «Как власть будет поддерживать тонус электората, когда закончится футбольный фестиваль?».

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Власть будет рассказывать о том, что Украина оказалась перед иностранными болельщиками совсем другой, чем о ней рассказывали в СМИ. Но здесь возникает другая проблема: если наша команда сыграет плохо, то все шишки, в том числе и относительно организации чемпионата, посыплются на власть, если же сборная Украины сыграет хорошо, это поднимет дух патриотизма у нашего народа, и тогда люди подумают: мы, мол, объединенное, патриотическое общество, а власть-то плохая и непатриотичная. Поэтому после окончания Евро-2012 украинская власть постарается обо всем забыть и продолжит заниматься тем, чем занималась раньше: раздачей гречки и делами против Юлии Тимошенко.

Профессор НаУКМА, научный директор Школы политической аналитики Алексей Гарань:

После Евро-2012 еще будет много различных игр с языковым вопросом: второе чтение, потом подпись Президента, и процесс растянется. Думаю, в пропагандистской кампании будет использоваться и тема Евро-2012. Непосредственно перед самими выборами также будет максимально поднята тема повышения социальных льгот. Кроме того, власть будет всеми силами удерживать курс гривны, чтобы рассказывать о том, что, дескать, с экономикой в стране все хорошо. Еще одним акцентом станут визиты патриарха Кирилла для дополнительной мобилизации избирателя. Кроме того, обязательно будет обыгран вопрос борьбы с коррупцией: арестуют несколько чиновников среднего звена и покажут соответствующую картинку.

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко:

Психологическое похмелье после Евро-2012 действительно будет, но я бы не драматизировал ситуацию. К тому же оно уже наблюдается у тех людей, которые начали понимать, что их расчеты на получение значительных средств от Евро не оправдывают себя в полном объеме. Но стоит понимать, что такое похмелье будет сильно только у части бизнеса, а также у некоторых политиков и администраторов. Что же касается политтехнологических «фишек», то языковой вопрос имеет здесь лишь дополнительную роль – мобилизующую, но не основополагающую. Он будет работать только в привязке с социальными инициативами. Для электората Партии регионов решающим фактором является хотя бы частичная реализация лозунга про «покращення життя». Поэтому в этом году Партия регионов и отказалась от принятия непопулярных социальных решений.

Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко:

Я не думаю, что власть будет уж очень энергично заниматься тонусом своих избирателей. Они настолько уверены в своей безгрешности и непобедимости, что будут использовать лишь короткие предвыборные пиар-программы. Кроме того, не исключено, что будет напоследок перетрясен Кабмин. И, конечно же, будут наблюдаться попытки хаотичной борьбы с коррупцией, когда какого-нибудь директора «Укрнефтьспирт» демонстративно арестуют, а потом – после выборов – окажется, что это свой пацан, и что его зря арестовали. Но при этом никаких ярких «фишек» не будет. Заметьте, такие люди, как Анна Герман, которые возбуждают информационное поле лишь своим присутствием, спрятаны и забыты. Они будут стараться провести выборы в тихое время и в тихом месте. Есть пословица: деньги любят тишину. Тоже можно сказать и о фальсификациях. А их надо организовывать тихо, чтобы не возбудить население.

7 июня Верховная Рада Украины голосами регионалов, литвиновцев и «тушек» одобрила введение в Украине с 1 января 2013 года электронных аукционов для государственных закупок. В течение полутора последних лет, с момента появления первой версии законопроекта, его автор регионалка Ирина Горина и высшие правительственные чины преподносили е-аукционы как панацею от коррупции, решительный шаг по приближению системы госзакупок Украины к стандартам развитых стран. К этим голосам присоединился и новоназначенный министр экономики Петр Порошенко.

Однако новое и прогрессивное решение далеко не всегда означает лучшее и самое востребованное. И принятый законопроект рискует повторить судьбу южнокорейских экспрессов. Они превосходны, но только не для украинских железных дорог, расстояний и кошельков украинцев. Чего в упор не видят в Мининфраструктуры.

В худшем случае е-аукционы могут закончиться масштабной посреднической коррупционной схемой. Наподобие Тендерной палаты или схемы с «оценкой для целей налогообложения», скандал вокруг которой только начал разгораться на этой неделе. Коррупционные обвинения уже зазвучали в адрес президентского сына Александра, руководства Минюста, Фонда госимущества и... «отца» Тендерной палаты регионала Антона Яценко.

Попробуем разобраться, каким может быть пункт назначения поезда с е-аукционами.

Суть законопроекта №8633 достаточно проста. К пяти существующим процедурам госзакупок (открытые торги, закупки у одного участника и т.п.) добавляется шестая — «электронный реверсивный аукцион» (некий е-редукцион). На электронной площадке участники аукциона «играют на понижение». Победитель — тот, кто предложит самую низкую цену.

Процедура будет обязательна для всех государственных заказчиков, если стоимость закупки товаров и услуг превышает 100 тыс., а работ — 1 млн. грн. При этом перечень предметов закупки будет утверждать Кабмин по представлению Минэкономразвития и торговли. Они же будут разрабатывать требования к электронным площадкам и их операторам, утверждать данные и ведомости, которые обязаны будут подавать заказчики и участники е-аукционов операторам для регистрации. Регистрация будет бесплатной, но участники и победители е-аукционов должны будут заплатить оператору 10 или 50 необлагаемых налогом минимумов.

Операторы могут быть как государственными, так и частными. Министерство будет вести реестр площадок и операторов, проверять их деятельность и применять санкции в случае нарушений.

Для участия в е-аукционах и заказчики, и участники должны будут обзавестись электронной цифровой подписью.

В целом вроде бы здравые предложения. Обезличенное участие в торгах могло бы предотвращать сговоры между участниками торгов и заказчиками (а о распространенности такого явления ZN.UA писало на примере аптечного холдинга Рината Ахметова)...

Немного европейского ликбеза

Говоря о преимуществах предлагаемого нововведения, его инициаторы и правительственные сторонники используют целый ряд разных терминов: «электронные госзакупки» и их «системы», «автоматизация процессов тендерных операций», «электронные торги» и т.п. Поэтому, когда они говорят об их эффективности «на Западе», непонятно, что конкретно имеется в виду.

Между тем система электронных закупок состоит из нескольких ключевых компонентов: электронной коммуникации между заказчиками и участниками закупок, электронной (автоматической) обработки тендерной информации и собственно электронных торгов. Среди прочего, первое означает, что бизнесу для участия не нужно бегать по разным ведомствам, чтобы получить необходимые справки. Подал заявку в «единое окно», получил все документы. При этом сами чиновники тоже не бегают с «флешками» по этажам, а получают справки не вставая с кресла — электронным путем. Обмен всеми документами между бизнесом и госзаказчиком также происходит в электронной форме.

Смысл автоматической обработки говорит сам за себя. Электронные торги (е-аукционы или так называемые системы динамических закупок), как правило, выступают как некая завершающая стадия, когда первые два компонента уже выстроены.

Кроме того, в странах ЕС и в мире в целом достаточно популярны так называемые электронные каталоги, когда заказчики могут выбирать необходимые товары от целого ряда поставщиков, чья квалификация подтверждена.

Европейский Союз достаточно сдержанно подходит к обязательному внедрению системы е-закупок. Две существующие директивы ЕС в этой сфере, принятые в 2004 году, не обязывают внедрять электронные торги. Именно они, среди прочего, являются ориентирами в переговорах Украины с ЕС о создании зоны свободной торговли.

В настоящее время в ЕС готовятся их менять именно в сфере электронных госзакупок. Однако опубликованный проект соответствующей общеевропейской стратегии (и изменений в директивы) направлен, прежде всего, на тотальное распространение е-коммуникаций.

Согласно официальным данным ЕС, в среднем лишь от 5 до 10% госзакупок в ЕС происходят полностью в электронной форме. При этом полномасштабный переход к электронной системе госзакупок может сэкономить от 5 до 20% бюджетных средств. В Евросоюзе считают, что электронному переходу мешают инерция госсектора и наличие в странах-членах множества технологически несовместимых платформ.

Проект стратегии подразумевает, что все коммуникации в сфере госзакупок стран ЕС должны стать полностью электронными лишь к середине 2016 года. Одновременно страны ЕС должны существенно усовершенствовать инструменты электронных торгов и выработать единый исчерпывающий перечень требований к участникам торгов (система e-CERTIS).

Интересно, что украинский Кабмин уже полгода не может запустить в жизнь рамочные соглашения в сфере госзакупок, которые соответствуют европейским стандартам. Все никак не выпишет подзаконные акты. А в случае с е-аукционами не только парламентская фракция Партии регионов, но и правительство Виктора Януковича вдруг воспылали желанием срочно сделать что-то экстраординарное. Хотя эксперты ЕС неоднократно во время публичных обсуждений называли это преждевременным в условиях Украины.

Не достроив стандартной девятиэтажки, мы сразу хотим сделать из нее Эмпайр-стейт-билдинг. Результатом таких затей, как правило, является крытая соломой хата, пусть и с евроремонтом.

А чего хотят украинские «пассажиры»?

Ответ на этот вопрос не зря вынесен в отдельный, пусть и небольшой раздел статьи. Очевидно, что скандала с «Хундаями» не возникло бы, если бы чиновники сначала выяснили реальные потребности украинцев в железнодорожных и иных перевозках. И уже затем учитывали их в своих инфраструктурных программах. Это относится и к сфере госзакупок (как, впрочем, и к любой другой сфере госуправления).

Осенью 2010 года автор этой статьи провел социологический опрос более 500 участников и заказчиков гостендеров в рамках проекта ЕС «Гармонизация систем конкуренции и госзакупок со стандартами ЕС». Один из вопросов касался желаемых среднесрочных изменений в сфере «электронизации» госзакупок. Для бизнеса на первом месте стояло обеспечение возможности подавать заказчикам свои предложения в электронной форме (этот вариант набрал 4,2 балла; 5 баллов — наивысший приоритет). Вне зависимости от используемой процедуры закупок. Лишь на второе место участники поставили е-аукционы (3,86 балла). Многие также высказывались за внедрение «единого окна» для получения необходимых справок.

Для госзаказчиков почти одинаково важными были внедрение дистанционного обучения в сфере госзакупок и обеспечение эффективного онлайнового поиска потенциальных поставщиков (3,89 и 3,82 балла, соответственно). Со значительным отрывом е-аукционы оказались на третьем месте

(3,14 балла).

Нетрудно заметить, что участники и заказчики оказались бОльшими «европейцами», нежели власти предержащие. Не зная о европейских дебатах, они фактически отдают предпочтение стратегии ЕС. Просто потому, что ключевые проблемы и потребности, а также понимание наиболее эффективных решений одинаковы среди украинцев и их европейских коллег. Кстати, стратегия ЕС — результат в том числе публичных обсуждений с закупочным сообществом разных стран — членов ЕС...

А рельсы-то кривые...

Законопроект Ирины Гориной практически полностью игнорирует первостепенные приоритеты тех, кто с ним будет работать. «Электронизация» предусмотрена только для е-аукционов. Для остальных процедур — только бумага!

Не предусматривает он и введения «единого окна» для участников торгов. Регистрация у оператора отнюдь не означает, что участник избавится от обязательства доказывать, что он не банкрот, не должен бюджету, имеет необходимые ресурсы и т.п. Между тем в упрощении участия в госторгах кроется весомый антикоррупционный потенциал. Чем проще, тем больше участников, тем выше конкуренция...

Не все ладно и с самой процедурой электронных аукционов. Она явно списана с российского закона о госзакупках. Россияне тоже возлагали на нее большие антикоррупционные надежды, которые оправдались лишь отчасти. Недаром совсем недавно тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев говорил о том, что потери госбюджета в виде закупочных «откатов» достигают одного триллиона рублей. А тема кардинального реформирования всей системы госзакупок является приоритетной в России уже третий год подряд.

Кстати, рассматриваемый россиянами вариант реформы делает е-закупки лишь одной из нескольких процедур. Во главу угла ставится профессионализация всей закупочной сферы, достижение оптимального соотношения цена—качества и т.п.

На несистемный, а потому обреченный на провал характер предлагаемых в Украине изменений указывает и Юрий Ганущак, народный депутат от БЮТ. Единственный в Раде эксперт в сфере госзакупок (если не считать скандально известного А.Яценко). Он тоже полагает, что госзакупками должны заниматься профессионалы, максимально удаленные как от заказчиков, так и от участников, а не все кому не лень, начиная с глав сельсовета.

Сама «игра на понижение» профессионалами госзакупок также воспринимается достаточно осторожно. Резко возрастает риск демпингового падения ниже себестоимости, а также закупка дешевых, но некачественных товаров.

Электронные площадки не являются панацеей и от сговоров. Описание соответствующих техник встречается на российских профильных форумах. В конце концов, госзаказчик может устроить нежелательному победителю такую «сладкую жизнь»...

Одобренный законопроект также весьма далек от духа и буквы директив ЕС, на что указывали эксперты ЕС. Директивы не предусматривают отдельной «электронной процедуры», е-аукционы, как правило, проводятся для четко определенной группы товаров, где цена — действительно единственный критерий. Между тем проект И.Гориной распространяется и на услуги с работами...

Наконец, а готова ли инфраструктура электронного правительства, а также сами участники и заказчики к е-аукционам? Авторы косвенно признают, что нет, не готовы. Иначе в проекте не было бы нормы о том, что если Госказначейство не будет готово принимать отчеты по е-аукционам с использованием ЭЦП, то до 1 апреля 2013 года их можно будет подавать в бумажном виде.

Кто-нибудь считал, сколько заказчиков способны купить и эффективно работать с ЭЦП? Главы сельских советов? Или директора больниц и школ? А ведь для них уклонение от е-аукционов будет иметь весьма серьезные последствия!

До сих пор не решены и проблемы технологического порядка. В стране работает около двух десятков поставщиков ЭЦП. Но выдаваемые ими сертификаты зачастую «не разговаривают» друг с другом! Конечно, недавно представители Минюста пообещали, что к концу июня они вместе с правительственными ИТ-шниками найдут решение...

Если одобренный законопроект порождает массу проблемных вопросов, тогда кому и для чего это нужно?

Старая коррупция — в «инновационной» обертке?

Создание коррупционной схемы с Тендерной палатой тоже происходило под лозунгами борьбы с коррупцией, открытости тендеров и т.п. Ее апологеты уверяли, что тендерная информация будет размещаться на нескольких интернет-системах с открытым доступом... Однако появился монополист, тесно связанный с ТПУ. Мол, только у него были патенты на уникальные разработки информационных систем. И информация на целых три года оказалась под частным замком. Кстати, законопроект №8633 тоже ни на йоту не увеличивает объем тендерной информации, доступной гражданам.

Показательно, что г-н Яценко до сих пор владеет патентом №62907 «Способ осуществления электронных закупок за государственные средства», действие которого, согласно базе данных ГП «Украинский институт промышленной собственности, приостановлено, но „может быть возобновлено". А патенты на „автоматическое формирование, подачу, прием и обработку отчетности" №47103 и 41327, принадлежащие ООО „Эффективные информационные системы" и „Оператор электронной регистрации и отчетности", по-прежнему действуют... Эти организации, связанные с „тендерной мафией", пару лет назад чуть было не узурпировали подачу е-отчетности в налоговую.

Впрочем, и без Яценко и К° найдутся желающие выгодно поиграться «в защиту интеллектуальной собственности» или иные, на сегодняшний день неявные коррупционные схемы. Ведь «дьяволов в деталях» (предмет закупок, регламенты, требования к операторам и т.п.) будут определять Кабмин и Минэкономразвития. На недопустимость этого четко указывает в своих замечаниях Главное юруправление Верховной Рады. А Ю.Ганущак добавляет: «Вот и основа для коррупции...» И тогда даже прямая норма закона о скромном вознаграждении оператора останется просто чернилами на бумаге...

Первый претендент на место «оператора» уже появился. В конце прошлого года днепропетровская фондовая биржа «Перспектива» провела помпезную презентацию своих возможностей в сфере е-закупок в отеле «Хаят». Ее посетила и сестра главы президентской администрации Сергея Левочкина. Правда, может быть, в качестве коллеги (она тоже народный депутат) или хорошей знакомой И.Гориной...

Законопроект специально оговаривает, что своим решением Кабмин может ускорить вступление в силу закона, если появятся некие «пилотные проекты». В результате неясно, когда же для десятков тысяч участников и заказчиков наступит полный «электронный тендерный рай» — 1 января, 1 апреля 2013-го или, скажем, 1 августа 2012-го?

...Пока что тендерный «Хундай» стоит под парами — ждет «зеленого света» от Виктора Януковича. Но если он поедет, его истинное назначение мы узнаем достаточно быстро. Как и имена конкретных чиновников «для битья».

Снова поднятый на знамя вопрос о пошлинах на импортные автомобили заставил вспомнить очень грустную, но поучительную историю так называемой автомобильной отрасли в Украине. Так называемой, поскольку она, занимаясь преимущественно фиктивным производством, в то же время не просто паразитирует на экономике страны. Подобно болезнетворным бактериям, которые не столько объедают «хозяина», сколько травят его токсинами, автопроизводители в союзе с импортерами лишают украинцев выгоды на миллиарды долларов за счет пролоббированных ими запретительных барьеров на ввоз подержанных автомобилей.

В бедной стране выгоднее ездить на подержанных машинах (давно пережившие все разумные сроки эксплуатации и почти разваливающиеся 20—30-летние драндулеты не в счет. — Ред.). Даже если свои вполне конкурентоспособны, их можно успешно экспортировать (как «шкоды» или «дачии»), а население тем временем будет успешно добивать иномарки. Причина очень проста: стоимость рабочей силы. Подержанный автомобиль плох, прежде всего тем, что ломается. А ремонт — тяжелая и квалифицированная работа, и она всюду дорога. Но «дорого» в Украине и, скажем, в Германии — это совсем разные понятия! Грубо говоря, немецкий мастер получает в евро столько же, сколько его украинский коллега — в гривнях. Поэтому, если в Украине поддержание в работоспособном состоянии своего авто обходится, допустим, в 300 грн. на тысячу километров, то в Германии это будут все 300 евро. Таким образом, немцу, даже проезжающему всего тысячу километров в месяц, уже выгоднее брать новую машину в кредит, тем более что и ставки там пониже, чем в Украине. А нашему соотечественнику новая машина выгоднее, только если он накатывает тысяч пять километров в месяц, и то не всегда.

В результате один и тот же автомобиль имеет для жителя богатой и бедной страны разную ценность. В рыночной экономике, где товар стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель, эта разница имеет вполне ощутимое количественное выражение: достаточно сравнить цены на похожие предложения в украинском и немецком онлайн-каталогах. А если кого-то смущает стоимость доставки, то можно взглянуть на цены нерастаможенных авто в Украине. Таким образом, «ножницы» можно примерно оценить в 5000 евро. Это и есть денежная оценка упущенной выгоды, которую теряет украинский потребитель на каждой не ввезенной подержанной машине.

Размер потенциального рынка оценить труднее, его можно только представить. Легче всего это было сделать в 1997-м, когда было завезено около 200 тыс. подержанных автомобилей (и это при уже существовавших немалых пошлинах!). С 1998-го этот поток практически пересох или ушел в тень. Сейчас, после бума и обвала, новых автомобилей продается около 200 тыс. в год, а легальная часть рынка подержанных — в полтора-два раза больше. Можно предположить, что, если бы подержанные машины можно было завозить на тех же условиях, что и новые, с соответствующими возрасту и цене поправками, то их было бы тоже, по крайней мере, тысяч 200.

Итого, только в одной, не самой крупной, отрасли ущерб потребителей от протекционизма составляет порядка миллиарда евро в год! Кто-то нервно курит, присев на модель буровой платформы, кто-то в отчаянии разбивает о голову макет стадиона… Но, постойте, ведь эти деньги не украдены! Их же никто не получил! Да, это упущенная выгода от несостоявшихся сделок. Ее нельзя отследить и конфисковать у коррупционеров. Эта польза просто пропала! А пропавшая польза — это вред. Кому-то пришлось отказаться от мечты. Кому-то — купить российские или китайские поделки (может быть, даже собранные в Украине), которые ломаются не реже свежепригнанной подержанной европейской машины, но хуже во всем остальном. Кто-то влез в кредит… Все эти миллионы людей пострадали по злой воле тех — мы даже знаем эти имена, — кто воспользовался государственным насилием, чтобы отнять у них свободу выбора. И собираются это сделать опять.

Конечно, если барьеры воздвигают, это кому-то нужно. Но результат похож на «доход» плодожорки от уничтожения яблока: в полном соответствии с экономической теорией, прибыль от ограничения конкуренции не идет ни в какое сравнение с нанесенным ущербом. Все разом взятые предприятия, объединенные под статистической графой «виробництво транспортних засобів та устаткування», заработали в 2010 году (последнем, за который есть данные) в два с половиной раза меньше вышеназванной суммы в 1 млрд. евро — 4,2 млрд. грн. Более того, оцененный выше ущерб примерно равен общему объему производства собственно автомобильной отрасли: в том же году было выпущено  75,3 тыс. легковых автомобилей, что как раз и составляет около миллиарда евро. И это при том, что, напомним, производство это преимущественно фиктивное, а в лучшем случае сводится к сборке авто из готовых импортных деталей. Соответственно, в объеме производства себестоимость импортных комплектующих составляет львиную долю.

В частности, поэтому стандартный аргумент «защитников отечественного производителя» — мы, мол, зато кормим «своих» рабочих! — не выдерживает никакой критики. Хотя, заметим, он вообще выдает только слабое знание макроэкономики. Ведь гривня, которую вы платите за импортный товар, не нужна заграничному производителю. А чтобы заплатить ему доллар или евро, импортер должен купить его на валютном рынке у экспортера (если, конечно, государство не играется с кредиторами в МММ). Не будет импортера — не будет и экспортера! Так что можете не беспокоиться: покупая импортный товар, вы поддерживаете такого же «родного» производителя, только конкурентоспособного.

Но это не панегирик импортерам, ведь наживаются на нашем с вами горе не только производители. Поскольку отсутствует конкуренция со стороны подержанных автомобилей в нормальном состоянии (а поездившие по нашим дорогам таковыми считаться не могут), поднимают цены и официальные импортеры. А иначе с чего бы это в Украине новые машины были дороже, чем в Беларуси, не говоря уже о США? С чего бы процветать «серому» импорту?

Очень показательна история вопроса.

Итак, жил да был в советское время АвтоЗАЗ. Производили, как и полагалось в совке, товары для Родины, точнее, Госплана; на потребителя было наплевать. Тем более расхватывали какой есть «непотріб» охотно, выбора-то не было. Соответственно, о качестве как конструкции, так и изготовления лучше промолчим.

Но вот рухнул СССР. Как только цены на металл и прочие материалы начали подтягиваться к мировым, оказалось, что не настолько дешев отечественный автомобиль, насколько плох! Более того, скоро рынок создал сервис для иномарок, и начали работать описанные выше экономические мотивы для ввоза подержанных авто. Ответом стали пошлины, а также акцизы и НДС, от которых отечественных производителей освободили. Не помогло. То ли «Пежо», то ли «Фольксваген» предлагали миллиарды за АвтоЗАЗ, чтобы его преобразовать по образцу «Шкоды». Да как же можно-с, где это видано! Уволить отечественный менеджмент и часть рабочих!.. Так он хирел и хирел, пока в 1997-м не появился «Дэу». Компания с одиозной репутацией, на тот момент со скандалом выгнанная за коррупцию из многих стран и стоящая одной ногой в могиле. Вот это оказался настоящий партнер! Завод просто подарили, и льготы в придачу, в обмен на сохранение директора и «Таврии». А самое худшее — именно тогда официальные импортеры сговорились с горе-производителями и правительством против интересов украинского народа, слившись воедино в борьбе со ввозом подержанных автомобилей. Классика политэкономии: узкий, концентрированный интерес навязывает свою волю государству в ущерб массовым, но «рыхлым» группам.

Протекционизм нужен, чтобы помочь отрасли встать на ноги? Как бы не так! Все льготы и ограничения вводились временно на пять лет и с условиями. Условия провалены, отрасль не только не встала на ноги, но и превратилась в стопроцентного «кровосися». Однако протекционизм оставлен в силе и только усугублен — на сегодня перекрыты все щели! Опять по учебнику: единожды предоставленные льготы трудно отменить, поскольку их получатели инвестируют в политику ради сохранения преференций. Теперь уже за ними, видите ли, трудовые коллективы, рабочие места… И да пребудет так вечно?

Правозащитники бьют тревогу. В Украине растет число преступлений на почве ненависти, национальной и расовой неприязни. Независимых экспертов беспокоит тот факт, что правоохранительные органы не хотят этого признавать и всячески игнорируют преступления такого рода. Ростки ненависти, по мнению наблюдателей, взошли даже там, где их, казалось, не должно было быть: в среде молодежи, пропагандирующей здоровый образ жизни. Чем это может обернуться для Украины в дни Евро-2012, когда в страну приедут сотни тысяч иностранцев?

С перекошенным лицом

По данным Харьковской правозащитной группы, за прошлый год в Украине имели место 62 преступления на почве ненависти. В том числе 27 из них были связаны с нападением на иностранцев из дальнего зарубежья. Последние 8 случаев подобного рода даже не вошли в эту печальную статистику. В некоторых случаях нападавших, например, раздражало то, что человек всего лишь говорит по-английски. Однако, по официальным данным правоохранительных органов, преступлений, квалифицируемых по ст. 161 УПК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расы, национальной принадлежности или отношения к религии), за весь прошедший год в стране зарегистрировано только… два. «Проблема в том, что правоохранители зачастую просто не хотят квалифицировать преступления по этой статье», — говорит глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров. В милицейских сводках эти правонарушеия обычно проходят как факты хулиганства.

Тревогу независимых экспертов вызывают и нередкие случаи проявления ненависти либо нетолерантного отношения к щепетильному национальному вопросу со стороны чиновников. За год наблюдатели отметили 38 случаев, когда публичные высказывания госслужащих или сотрудников местного самоуправления могли быть истолкованы как разжигание межнациональной и иной розни. Из них 30 фактов касались цыган. Шокирующий случай буквально в конце мая произошел в Киеве. Там неизвестные сожгли цыганский табор на левом берегу Днепра. При этом сами рома подозревают в причастности к инциденту сотрудников правоохранительных органов. По словам правозащитника Юрия Чумака, цыгане опознали некоторых поджигателей, которые до этого брали у них взятки за проживание. Согласно оценкам экспертов, именно ромы, а также выходцы из Кавказа, Средней Азии, крымские татары, представители иудейской религии (необязательно евреи) становятся жертвами приступов ксенофобии. Больше них от проявлений ненависти, пожалуй, страдают лишь сексуальные меньшинства.

Расовая и национальная нетерпимость на самом деле не страшилка, придуманная правозащитниками, а пугающая реальность. По словам Чумака, чудовищный случай проявления ксенофобии по отношению к иностранцам отмечен в августе прошлого года в Сумах. Там неизвестные бросили две бутылки с коктейлем Молотова в окно общежития, где проживали иностранные студенты-медики. Только чудом в результате этого инцидента никто не пострадал. Характерно, что, по оценке самих иностранцев, проживающих в Украине, они должны бояться не только скинхедов, но и сотрудников правоохранительных органов, которые зачастую закрывают глаза на их обращения и жалобы на факты ксенофобии.

Опасения и озабоченность правозащитников вызвало и усиление неприязненного, агрессивного и непримиримого отношения со стороны молодежи, пропагандирующей здоровый образ жизни. «Они сами не пьют, не курят, не употребляют наркотики, занимаются спортом, и это, вполне естественно, вызывает симпатию к ним, в том числе со стороны СМИ, — говорит Евгений Захаров. — Но эти же молодые люди агрессивно относятся к наркоманам, алкоголикам, бомжам и нередко избивают их». Хуже того, доходит до убийства. Вопиющий случай произошел не так давно в Макеевке Донецкой области, где двое молодых людей из этой среды убили 58-летнюю цыганку, решив, что она наркодилер.

Правозащитники бьют тревогу и в связи с тем, что правоохранительные органы, по их мнению, опоздали с профилактикой агрессивного поведения молодежи — спортивных фанатов. «К Евро готовится не только милиция, но и футбольные хулиганы», — говорит Юрий Чумак. По его данным, в Харькове, который является одним из городов футбольного первенства Европы, правоохранители составили реестр потенциально опасных фанов, включив в него 300 человек. «С ними провели разъяснительные беседы, объяснив, что так себя вести нельзя, — говорит эксперт. — В то же время только за две недели мая в городе зафиксированы два случая нападения на иностранцев». Как пройдет Евро-2012 и захлестнут ли Украину акты ксенофобии, ненависти и насилия по отношению к иностранцам, правозащитники не берутся прогнозировать, но обоснованные опасения в связи с этим у них есть.

Но хуже всего то, что неофициальная статистика подобных преступлений год от года растет. В 2010 году, по данным наблюдателей, в Украине зафиксированы 35 правонарушений на почве ненависти. За прошедший год их число почти удвоилось. Всего же за три последних года в стране отмечены 126 фактов нападения на иностранцев из дальнего зарубежья. И только 11 из них были квалифицированы правоохранителями как проявление ненависти. К слову, к этой же категории правозащитники причисляют и случаи вандализма по отношению к памятникам, которые, увы, не редкость в Крыму.

Впереди планеты всей

В смысле ксенофобии и национальной ненависти полуостров, как всегда, отличился. Причем последние факты вандализма на мусульманских кладбищах и в отношении памятников Великой Отечественной войны, судя по всему, тоже не попали в сводки. Правозащитники обратили внимание на то, что за последнее время в Крыму зафиксированы два случая ненависти на языковой почве. Последний инцидент произошел в Севастополе, где два человека подрались только потому, что один из них говорил по-русски, а другой по-украински.

А есть ли что-то хорошее или все на самом деле так плохо? Разумеется, есть. Эксперты отмечают, что, по данным независимого мониторинга государственных и коммунальных печатных СМИ полуострова и сообщений ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму, в их информационных лентах за последнее время не отмечены проявления межнациональной ненависти. «По результатам мониторинга официального сайта главка крымской милиции мы не выявили ни одного такого факта, — говорит правозащитник Арсен Османов. — Это радует, потому что прежде такие факты были не единичными». Преступность, обращают внимание независимые наблюдатели, не имеет национальности. И самыми типичными проявлениями ненависти и нетерпимости, по мнению экспертов, является акцент в сообщениях пресс-служб и журналистов на национальность правонарушителей.

В то же время коллега Османова Юрий Чумак, в прошлом сам сотрудник МВД, отмечает, что если в целом по Украине с официальных сайтов подразделений МВД такие сообщения практически исчезли, то в частных печатных СМИ, интернет-изданиях сообщения о преступлениях по-прежнему пестрят подробностями о национальном характере фигурантов происшествий. «Эти подробности журналистам сообщают те же сотрудники правоохранительных органов», — говорит эксперт.

Кто виноват?

Почему так происходит в Украине — стране с давними традициями гостеприимства, задаются вопросом правозащитники. По их мнению, отчасти в этом виновато само государство, которое не пресекает на корню проявления национальной и расовой нетерпимости. Статья 161 УПК Украины, по их мнению, чрезвычайно размыта и неконкретна, с юридической точки зрения. «Юристы называют ее статьей-фантомом, или статьей-призраком, потому что она есть, но практики ее применения фактически нет. За весь прошлый год были всего два случая, — говорит правозащитник Владимир Батчаев. — Суды требуют, чтобы доказательная база по такого рода преступлениям была просто безупречной. Иными словами, обвиняемый должен в суде сам произнести, что он совершил преступление, потому что ненавидит кого-то на национальной или расовой почве».

С другой стороны, на грань межнационального противостояния, по мнению правозащитников, украинское общество подталкивают политики, разделяя его, например, по языковому признаку. По словам Евгения Захарова, такая тенденция наметилась в стране в 2004 году, и в этой связи эксперт напоминает о пресловутой пропагандистской карте языкового водораздела страны, ходившей в то время в качестве предвыборной листовки известной политической силы. А впереди у нас еще одни выборы, которые вряд ли объединят общество, и дай Бог, чтобы они не раскололи его еще больше.

Одна моя знакомая, прожившая около 12 лет в Италии, рассказывала – «Все нормально, общаешься с людьми, дружишь. До тех пор, пока не расскажешь, что ты из Украины. Как расскажешь – так и начинается…»

Что «начинается», спросите вы? Может быть, итальянцы начинают в экстазе руки целовать или просят украинку вслух почитать Кобзаря? Нет, не начинают. Взгляд становится наглым, в глазках-маслинах блеск нездоровый появляется.

И женщины итальянские сразу напрягаются, а от некоторых можно запросто в спину услыхать емкое и хлестко-оскорбительное - «batona!»

Лучшие шлюхи в мире

Из официальных данных, опубликованных Международной организацией миграции, следует, что каждая 4-я проститутка Европы родом с Украины.

В какой бы бордель не зашел скучающий поляк, венгр, немец, турок или серб, он обязательно встретится с прекрасной «Наташей», носительницей языка Тараса Шевченко и Леси Украинки. Понятное дело – поляка или серба «язык» в понимании речи интересует мало. Его интересует техника языка, как органа ротовой полости.

«Наташка», обслужив клиента лучшим образом, поднимет имидж своей страны в глазах иностранца. Еще на одного почитателя Украины станет в мире больше. Навсегда запомнит похотливый любитель платного секса наименование страны, гражданка которой его ублажила. Друзьям посоветует, сослуживцам.

Украинское государство стало поставщиком шлюх для всего мира. Отрицать очевидность этого печального факта может либо слепец, либо глупец. Извечное горделиво-хвастливое отечественное выражение «украинки - самые красивые» приобрело теперь в устах Европы и Азии совсем иной смысл. Более конкретный.

Украинки, в понимании содержателей подпольных и легальных публичных домов - это дешевые, трудолюбивые и чрезвычайно исполнительные шлюхи. Я намеренно не именую отечественных жриц любви «проститутками», потому что многочисленные фотосессии из домов терпимости той же Турции явно свидетельствуют о положении украинских секс-станков за границей.

Проститутки – это слишком громко сказано. Покорные, жадные до денег, готовые делать все, что прикажут, готовые лаять по-собачьи и ползать в грязи, готовые даже умереть – они живут, как шлюхи, они ценятся, как шлюхи. Они и есть шлюхи.

Как воспитывают шлюх

Если кто-то вам расскажет, будто украинки меркантильно становятся на Западе в пятую позицию из-за собственной распущенности, знайте – это лишь наполовину правда. К тому, чтобы согнуть прелестную спинку и выгнуть не менее прелестную попку, украинок готовят. Готовят тщательно, продуманно, умно. Со школы готовят, с детского сада, с яслей даже. Чуть ли не с рождения.

Естественно, барышни, размазывающие сопли в криминальных передачах, и жалобно рассказывающие на камеру о том, как их обманули, не вполне откровенны.

Вот выдержка из «воспоминаний» несчастной секс-рабыни, которую на протяжении года имело по 20 арабов в день:

- Нет, никто из нас танцами не занимался, но они убедили нас в том, что исполнить танец живота несложно. И пообещали, что в Эмиратах с нами несколько дней позанимается репетитор. Мы ей поверили.

А мы тебе - нет!

Девица, отправляющаяся в Эмираты «танцовщицей» отлично понимает – куда и зачем она едет. Если она не олигофрен, конечно же. Но олигофрены популярностью в борделях не пользуются.

Однако для того чтобы нормальная, зачастую - симпатичная девчушка решилась торговать собою, ее нужно подготовить.

Зачастую девочек для вхождения в волшебный мир платного секса готовят самые близкие люди.

«Главное, чтобы красивой была, а красивая дорогу себе пробьет…», - в разных интерпретациях эту фразу из уст родителей девочек мне доводилось слышать не раз и не два. Каким именно органом чадо будет «пробивать дорогу», любящие мамы и папы не уточняют.

Зачем учиться, зачем «глаза портить» - книги читать, зачем в музеи ходить и грамотно мысли уметь излагать? Для того чтобы поймать птицу счастья за хвост, необходимо лишь одно - правильно раздвигать ножки в нужное время и перед «нужными людьми».

Иные сами подкладывают чад под мужиков в возрасте совсем уж нежном. Кому из подложенных повезет – станут Наташами Королевыми, кому не повезет – превратятся в жертв очередного педофилистического скандала.

Обратите внимание на страшную особенность украинских педофилов и их жертв – некоторые потерпевшие ходили к ним САМИ. Иногда их водили родители. От этого вина педофилов не меньше. От этого абсурдность ожидающего педофилов наказания не кажется строже. К слову, о наказании. Безмерно был удивлен фразой обвинителя ректора-извращенца Михайлова:

- Согласно закону, педофилия - это особо тяжкое преступление, - заявил прокурор. - А значит подозреваемого на время следствия лучше содержать под стражей.

За это «особо тяжкое преступление» в нашей стране до очень недавнего времени (до 25 сентября 2009 года) было предусмотрено удивительно страшное наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет! Сейчас до 5-ти лет увеличили. «Ограничение свободы» - это пребывание дома под подпиской о невыезде. Прокурор в Уголовный кодекс давно не заглядывал? Насколько я помню, наказанием за «особо тяжкие» всю жизнь считалась высшая мера.

Создается впечатление, что такая странная мягкость наказания в УК прописана неспроста. Как будто кто-то очень хочет, чтобы педофилия в стране процветала.

Но вернемся к жертвам, осознанно идущим с педофилами «на контакт».

В середине прошлого года всплыла на поверхность история сумского предпринимателя-араба 50 лет отроду, к которому местные девчонки 13-14 лет ходили косяками. Еще и подбадривали друг дружку:

- Отстойно быть такой забитой, тебе что – слабо переспать за деньги? (из воспоминаний потерпевшей).

За совокупление щедрый араб давал малолетним жрицам любви по 250 гривен.

Вы можете себе представить советскую семиклассницу, размышляющую о том, сколько можно заработать на половом акте? Да это попросту абсурдом, бредом могло показаться еще 20 лет назад!

Но не будем брюзжать. Мы же современные люди.

Мы должны уметь принимать все веяния и новшества, активно пропагандируемые в Украине.

Пропаганда проституции

Я опускаю шедевры «гениальной» Оксаны Байрак, главной героиней которых в 99 из 100 случаев выступает яркая и умная любовница, завоевывающая сердце богатого бизнесмена при помощи постельного кряхтения. Я не хочу вспоминать здесь телепередачи, пропагандирующие секс, как волшебный ключик, открывающий двери в мир моды, денег и успеха.

Однако потрясающую прошлогоднюю историю проститутки отечественного изготовления, которую поселил в своем доме престарелый владелец «Playboy», обойти внимание не могу.

Грандиозная новость прошла по всем центральным каналам телевидения и радио, была растиражирована в сети Интернет и описана во множестве печатных изданий. Возможно даже «Голос Украины» и «Урядовый Курьер» новость на своих страницах разместили. Ну а как иначе – ведь такое событие с большой буквы «С» не осветить нельзя: Хью Хефнер, 82-летний «ловелас», заказал проститутку из Украины и выделил ей комнату на своей вилле. Ф-у-р-о-р!

Поясню – данный старичок известен тем, что постоянно содержит на территории своей усадьбы с десяток проституток а-ля моделей. Захотелось, к примеру, гостю Хефнера переспать с девицей или с двумя-тремя сразу. Никуда ходить не нужно – свистнул, и явилась дюжина проституток на выбор.

Хефнер всю жизнь кувыркался с моделями, по-дружески одаривая сексом друзей типа педофила Романа Полански. Но ни одному из государств не приходило в голову делать из участниц секс-обслуги его виллы национальных героинь. Украина додумалась.

Это ли не пропаганда проституции на высшем уровне? Не этот ли пример шлюхи, на время побывшей игрушкой похотливого старика, должен вдохновлять девушек на покорение иностранных борделей?

Яркие модели и девочка со скрипкой

Что ни новость – о модели, что ни «звезда» - то модель. И истории восхождения на пьедестал успеха у всех очень характерные. Смазанные, расплывчатые. Какие-то недосказанные.

К примеру, юная модель Снежана Онопко, переехавшая в Киев из Северодонецка, в 15 лет «была замечена скаутом одного из зарубежных модельных агентств», который и «вывел ее в мир «большого моделинга». На улице была замечена? В метро? С чего это вдруг скаут ее вывел куда-то?

15-летнюю Ангелину Засадскую в мир фотовспышек и похотливых взглядов вывела мама. Теперь «новое лицо Украины» приглашают в Москву, где обещают сделать ей при участии «английских фотографов бесплатное портфолио». Просто так. Бесплатно. Ни за что. Потрясены неземной красотой школьницы. Никакого намека на неуставные отношения.

Я не хотел бы обидеть юных «звезд подиума» и их родителей, но у меня дома - целый ворох интересных воспоминаний дам, делавших когда-то первые неуверенные шаги в модельном бизнесе. Про альтруизм фотографов и доброту воротил подиумов в воспоминаниях нет ни слова. Есть – про оргии, про мерзкие ультиматумы, про предложения, от которых невозможно отказаться...

Создается впечатление, что украинские девочки перестали участвовать в олимпиадах по математике, что юные украинки не побеждают в конкурсах на лучший стих, рассказ или картину.

15-летняя школьница из Краматорска Вероника Яковенко в этом году стала победительницей VII Международной олимпиады по русскому языку и литературе в Москве. Много внимания этому событию уделили отечественных СМИ?

Как-то раз я раздавал на улице настенные календари. Был такой эпизод трудовой биографии – бегал по Чоколовке, и дарил прохожим календари в подарок от кандидата на депутатское кресло.

Увидел бабушку с девочкой, медленно идущих по аллее. У девочки в руках был маленький потертый футляр со скрипкой. Я вручил ей подарок депутата, и чуть не отшатнулся, наткнувшись на искреннюю радость, едва ли не счастье этого ребенка. Она очень обрадовалась моей макулатуре, разве что в ладоши не захлопала.

Чрезвычайно скромно одетая симпатичная девочка-скрипачка лет восьми. Тихо сказала «спасибо», и пошла дальше, с улыбкой листая календарь. Эта тихая девочка с бабушкой врезались в мою память навсегда.

Как скоро мир внушит ребенку со скрипкой мысль о том, что музыка – это чепуха, что главное – длина ног и юбки, что добиться счастья в жизни можно лишь правильно раздвигая эти самые длинные ноги? Как скоро талантливый, чистый ребенок превратится в меркантильную подстилку для богатых подлецов?

Наша страна является заводом по производству шлюх. Корявым конвейером, штампующим порок на продажу. Это страшно признать, а признав, невозможно исправить. Слишком далеко мы зашли.

Я очень хочу верить, что маленькая девчушка со скрипкой, уходящая по усеянной желтыми листьями аллее, девочка, которая дороже этой стране, чем миллион моделей, никогда не превратится в одну из множества безликих украинских шлюх, пачками отправляемых на экспорт…