Статьи
Правительство отказалось от социальной поддержки безработных украинцев. Принятый по инициативе вице-премьера Сергея Тигипко и подписанный президентом Виктором Януковичем закон о занятости предусматривает для достигших 45-летнего возраста отмену социальных пособий, которые выплачивались на протяжении одного года. Вместо них вводится одноразовый ваучер на оплату профессионального переобучения.
Коснется каждого
Считается, что от природы предпринимательскими способностями обладает порядка 10% населения. Именно эти люди не только обеспечивают свое благосостояние, но еще и дают заработать другим. Остальные вынуждены трудиться на них, чтобы создать себе достойную жизнь либо просто элементарное существование - в зависимости от условий оплаты.
Для них наличие оплачиваемой работы имеет первостепенное значение. Согласно исследованию "Рейтинг угроз", проведенному социологической группой "Рейтинг", 47% граждан Украины больше всего опасаются безработицы.
Казалось бы, официальные данные Госстата показывают вполне оптимистичную картинку. Так, в Украине по итогам апреля-июня количество зарегистрированных безработных сократилось с 531 до 447 тыс., а по отношению к аналогичному периоду 2011 года – на 11,7%.
В том числе уволенных по собственному желанию стало меньше с 59,9 до 54,4 тыс., на 17,8%, выпускников учебных заведений с 22,7 до 21,9 тыс., по сокращению штатов (включая военнослужащих) и объемов производства с 35,4 до 34,3 тыс., на 1,1%.
В Донецкой области за январь-июнь на работу устроились 160 тыс. человек и были уволены 182 тыс., среди них 24 тыс. по сокращению штатов. Таким образом, получается, что армию безработных только в Донбассе за полгода пополнили 22 тыс. чел.
Но эта статистика не отображает действительную ситуацию. Она не учитывает скрытую безработицу: тех, кто не обратился либо по формальным причинам не зарегистрирован в центре занятости, задействован в режиме неполной рабочей недели, находится на сезонных работах либо в неоплачиваемом отпуске.
По оценкам Международной организации труда, на самом деле в Украине в той или иной степени безработными являются около 10% экономически активного населения, то есть порядка 2,2 млн чел. Из них только каждый четвертый пока еще получает от государственного фонда социального страхования пособия по безработице.
Что меняется для них с принятием закона о занятости?
В каких-то непринципиальных для власти вопросах он носит откровенно декларативный характер. К примеру, п.7 ст.5 гарантирует гражданам защиту от незаконного увольнения.
Как это осуществляется на практике? Возьмем хотя бы относительно недавнее решение корпорации "Индустриальный союз Донбасса" объединить в Алчевске коксохимзавод и металлургический комбинат. По оценкам Луганской облгосадминистрации, это приведет к сокращению 2 тыс. рабочих мест на указанных предприятиях.
Луганский губернатор Леонид Пристюк заявил, что не одобряет действия хозяев ИСД, одновременно дав понять, что повлиять на них тоже не в состоянии. Дескать, будем вести переговоры, убеждать… Также можно вспомнить, как в 2008 г. увольняли рабочих Макеевского метзавода в связи с закрытием мартеновского и доменного цехов.
В августе нынешнего года правление запорожского завода "Днепроспецсталь" объявило, что в октябре сократит трудовой коллектив на 20% в связи с невозвратом предприятию НДС на 212,6 млн грн. И что, кто-то в Кабинете министров, президентской администрации или облгосадминистрации сделал конкретные шаги, чтобы этому помешать?
Хотя на самом деле государство всегда по определению сильнее любого частного бизнеса и способно поставить его в самые жесткие рамки. Но только при желании. Если же власть кормится с руки этого самого крупного бизнеса, появляются подобные законотворческие "шедевры", представляющие набор красивых невыполняемых лозунгов.
Так, п.4 ст.48 гласит, что если массовое увольнение на крупном предприятии приводит к резкому росту безработицы в регионе, ситуация определяется как критическая. В этом случае правительство может создать специальную комиссию.
И тут надо понимать, что создание комиссии позволяет чиновникам отчитаться о том, что они отреагировали на ситуацию. Но это никак не решает вопрос трудоустройства сотен и тысяч людей, оказавшихся без работы и без средств к существованию. Разве что если их зачислить в штат комиссии.
Не менее глупо выглядит пп.1 п.5 ст.50, которым работодателям запрещается выдвигать дискриминационные требования в объявлениях о поиске сотрудников. Речь идет о запрете указывать желаемый пол и возраст кандидата.
Допустим, некий предприниматель раньше давал объявление следующего содержания: "На должность секретаря требуется девушка до 25 лет, с приятной внешностью". Теперь его вакансия должна выглядеть так: "Требуется секретарь". Но, конечно же, это не означает, что теперь любитель сладкого готов принять на работу 45-летнюю мать троих детей или того хуже, молодого человека - что дало бы знакомым повод заподозрить его в смене ориентации.
Так что сложности от возникающей неопределенности появляются только у соискателей работы. А дискриминация, если считать это дискриминацией, никуда не девается.
Кто выиграл?
Тем не менее, принятый закон нельзя назвать совсем дурацким. Несколько упорядочивается деятельность агентств, предлагающих гражданам Украины трудоустройство за границей. Здесь помимо лицензирования, которое должно стать заслоном для выхода на рынок всевозможных аферистов, детализируется ряд условий.
В частности, п.1 ст.38 предусматривается, что услуги по трудоустройству за границей предоставляются только в пределах заключенных контрактов с иностранными компаниями. Иными словами, если у агентства есть заявка на 50 сельхозрабочих в Италию, оно не может нанимать туда 60 человек либо еще 50 человек на сбор ягод в Финляндии.
Обязательным условием является и наличие к контракту с иностранной компанией приложения в виде заверенного проекта трудового договора. Это гарантирует заробитчанам, что если им обещают платить €1 тыс., то столько и заплатят, а не половину этой суммы, как нередко бывает до сих пор.
Впрочем, об интересах работодателей власть тоже не забывает. Так, п.1 ст.26 предусматривает получение работодателем компенсаций суммы единого социального взноса в течение 1 года на каждого дополнительно трудоустроенного работника из числа защищенных категорий (инвалиды, сироты, молодежь, освободившиеся из заключения).
Предполагается таким образом стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест. Да только вот незадача: порядок выплаты таких компенсаций будет определять правительство. Или, точнее, Минсоцтруда. А в том, что этот порядок выпишут так, чтобы максимально усложнить процедуру, сомневаться не приходится.
В итоге воспользоваться преференцией смогут либо непосредственно связанные с представителями власти предприниматели, либо те, кто согласится отстегнуть "откат". Именно так вот уже который год в Украине выплачиваются дотации в сельском хозяйстве и возвращается НДС. Причем при всех (!) правительствах.
То же самое относится и к получению ваучера на оплату профессионального переобучения (повышения квалификации) для безработных, достигших 45-летнего возраста. Порядок их выдачи также будет разрабатывать Минсоцтруда. Учитывая, что сейчас пособия по безработице получает не более 20-25% нуждающихся, можно предположить, что и ваучеры смогут получить не больше желающих от реального числа.
Причем формально никто вроде бы и не заставляет этот ваучер брать. П.1 ст.30 закона гласит, что лица, достигшие 45 лет, всего лишь имеют право обратиться за ним. Так сказать, по собственной инициативе.
С другой стороны, п.4 ст.45 гласит, что основанием для прекращения регистрации безработного в центре занятости (читай: прекращение выплаты пособия) является дважды отказ от предложения по профессиональному обучению. Получается, что, по сути, обращение за ваучером будет в добровольно-принудительном порядке.
Таким образом, кардинального решения одной из наиболее актуальных в период кризиса проблем закон не дает. Хотя и позволяет власти и близким к ней представителям бизнеса решать свои финансовые вопросы. А для чего еще в Украине пишутся и принимаются законы?
- Информация о материале
«Любая оценка, к ней надо относиться серьезно. Заангажированная, незаангажированная, была принята по процедуре, не по процедуре - не нам давать оценки американскому Сенату, ему оценку дают американцы, политики, люди, которые хорошо знают эти законы», - заявил Президент Янукович в Нью-Йорке, комментируя недавнюю жесткую резолюцию по Украине, принятую Сенатом. Слова Президента звучали бы гораздо естественнее, если бы перед его визитом в Штаты наш МИД, а за ним и нардеп-«регионал» Леонид Кожара не метали молнии в сторону «продажных» американцев: глава МИД Константин Грищенко поведал о «сомнительной процедуре» сенатского решения, а Кожара вообще обвинил законодателей Штатов в том, что они, дескать, работают на украинскую оппозицию отнюдь не за спасибо. Что ж, в любой другой стране президентское «не нам давать оценки» закончилось бы ротацией руководящих кадров в МИД и длительной информационной опалой говорливого депутата. Но это – в другой стране. У нас же иные традиции: «боярам» разрешено безнаказанно говорить глупости.
Другой показательный момент: чтобы высказать свое «фэ» по поводу законопроекта о клевете авторства депутата от Партии регионов Виталия Журавского, Виктору Федоровичу пришлось дожидаться поездки в Соединенные Штаты. Формула «мудрый царь» - «плохой боярин» прослеживается и здесь. Ну, как еще объяснить, почему после скандала Журавский остался на посту внештатного советника Президента, если он своим законодательным детищем взбудоражил не только Украину, но и Запад? И зачем Президенту Украины было лететь за моря-океаны, если этот вопрос можно было решить здесь – в Киеве? Как тут не вспомнить, как «регионалы» оперативно решили вопрос со своим уже бывшим коллегой Александром Черноморовым, без спросу зарегистрировавшего законопроект о государственном статусе русского языка: раз – и уже не «регионал»…
В целом, ситуация с законопроектом Журавского показала: у нас в стенах парламента кроме самого автора есть еще как минимум 243 «боярина», которые, поддержав «клевету», пошли в разрез с позицией Виктора Януковича. Среди них, в частности, даже «государево око» в Верховной Раде Юрий Мирошниченко. Во время разбора полетов с начавшими бить тревогу журналистскими организациями, Юрий Романович оправдывался: мол, его карточка за законопроект о клевете хоть и голосовала, но сам он в это время даже не находился «под куполом». Симптоматично, что никакого расследования по этому поводу не последовало. Может, по той причине, что за последних несколько лет Верховная Рада не приняла ни одного законопроекта, не нарушая норму Конституции о личном голосовании каждого депутата.
Но вернемся к тому, как Президенту выстраивают имидж «мудрого Соломона». Наглядный пример: уникальная позиция Виктора Януковича относительно скандального закона о языковой политике. Пока в стенах парламента велись крупномасштабные бои, гарант был как бы над процессом. Когда же после взмаха руки «дирижера» Михаила Чечетова «бояре» освятили данный документ нажатием зеленых кнопок, Виктору Федоровичу придумали вариант «кризисного менеджемента» Закон он подписал, но, как заявила его советница Анна Герман, выхода у Президента не было. Виноват, мол, во всем «столбовой боярин» Литвин. Плюс Виктор Федорович прикрылся «творческой интеллигенцией», которую свезли для этой цели на президентскую дачу в Крыму.
Теперь же Президент, видимо, шутки ради назначил главой рабочей группы по подготовке новой концепции украинского языка премьера Николая Азарова, неоднократно плакавшегося, как в Украине «душили» русский язык. Возникает логический вопрос: что, на всю страну не нашлось толкового специалиста по украинскому языку?!
Получается, что в игре в «царя» и «бояр» задачи распределены очень четко: «шуты-бояре» подают патроны в виде различных инициатив вроде уже упомянутого выше законопроекта о клевете, а «царь» постфактум объявляет свою нарочито сбалансированную позицию. И все бы ничего, только одно плохо: после этого нехороший осадок остается. Не у «бояр», а у населения.
- Информация о материале
Намерения правительства Украины поднять пошлины на 350 видов товаров и «сократить налоговое давление» путем предоставления отраслевых льгот говорят о том, что на вооружение взята так называемая промышленная (точнее, индустриальная, от англ. industry — отрасль) политика. Но поскольку в стране бал правят «старые» отрасли, такая политика только мешает нашей экономике переходить к постиндустриальной стадии, чтобы реализовать свои реальные конкурентные преимущества. И это далеко не случайность, и даже не просто вопрос «честности» правительства.
Смысл такой политики — предоставление преимуществ отдельным отраслям за счет других, в том числе путем ограничения импорта. Исторически все это было органичной частью общественного порядка «с ограниченным доступом». Кроме того, поскольку собирать налоги напрямую было тяжело и чревато (вспомним хотя бы судьбу князя Игоря), правители давно догадались вместо этого отбирать у монополистов — как отечественных производителей, так и торговцев — часть ренты, а также требовать плату за пересечение границы своих владений. То, что при этом на каждую собранную таким варварским способом копейку приходится еще несколько потерянных в виде упущенной выгоды (см., например, «Реальные „кровосиси", ZN.UA №22 от 15 июня 2012 года) никого не волнует: получают „конкретные" доходы сами власть имущие, а теряет-то кто? Народ? Так он этого даже не осознает. Хотя выгоды от торговли описал еще Давид Риккардо в начале позапрошлого века, чем, казалось бы, навсегда вбил осиновый кол в могилу меркантилизма. Примерно тогда же был доказан экономический ущерб от любого ограничения конкуренции, но протекционизм жив и поныне.
Квасной патриотизм в духе „свій до свого по своє" держится на кажущемся очевидным впечатлении, что, оплачивая импортный товар, мы с вами якобы кормим иностранного рабочего, а если отечественный — то своего. На самом деле это вредное заблуждение. Ведь наша с вами гривня, потраченная на импортный товар, иностранному рабочему даром не нужна — ему подавай валюту. Импортер и покупает ее на валютном рынке. У кого? Если все идет естественным чередом, то у экспортера, который таким образом получает возможность оплатить труд нашего же рабочего, заплатить налоги и т.д. Таким образом, приобретая конкурентоспособный товар, мы в любом случае прямо или косвенно поддерживаем конкурентоспособного отечественного производителя. Причем экономику не обманешь: даже если все в ущерб себе будут «купувати українське» на потребительском рынке, это приведет к падению спроса на валюту и снижению ее курса к гривне. В итоге пострадают отечественные же экспортеры товаров с высокой добавленной стоимостью, особенно интеллектуальных, поскольку вырастет долларовый эквивалент всех их затрат. При этом, кстати, реальная покупательная способность зарплат упадет.
Впрочем, этот экономический механизм работает до тех пор, пока государство не начинает регулировать курс. Резервы, потраченные ради мнимой «стабильности», и валютные займы идут прямиком на поддержку иностранного производителя. Неудивительно, что торговый баланс при этом не сходится. А правительство реагирует введением пошлин, чем еще больше запутывается в паутине вмешательства в экономику. При этом оно играет с огнем: хотя система свободной торговли в конечном итоге выгодна всем участникам, ее трудно создать, но легко разрушить. Ведь стоит кому-нибудь из участников в поисках сомнительных и, в любом случае, очень краткосрочных выгод начать «защищать отечественного производителя», как его примеру немедленно следуют другие. Получается торговая война, в результате которой в проигрыше оказываются все.
Единственная сколько-нибудь серьезная экономическая теория, оправдывающая протекционизм и в целом отраслевую политику, основана на том, что предприятия внутри отрасли не только конкурируют, но и косвенно помогают друг другу. Например, все вместе создают спрос на комплектующие и, что еще важнее, на квалифицированные кадры. Поэтому если в стране существуют хорошие предварительные условия для развития той или иной отрасли, но она почему-то не возникает сама, то правительство может пожертвовать сегодняшними выгодами, чтобы за счет остальных (иначе не бывает!) вынянчить эту новорожденную отрасль (infant industry). А она, когда вырастет, то сторицей возместит затраты. Существуют реальные примеры, когда на фоне активной индустриальной политики (возможно, даже благодаря ей) в бедных странах действительно возникали новые отрасли, и от этого действительно выигрывали все. Так, может быть, стоит немного потерпеть ради светлого будущего?
Допустим. Но даже если это правда, то где же тогда такие «младенцы» среди приоритетов нашего правительства? Автопром? Сельхозтехника? Сахарная отрасль? Легкая промышленность и гостиничное хозяйство, облагодетельствованные Налоговым кодексом? Даже недавно присоединившаяся к ним ИТ-отрасль при ближайшем рассмотрении на «дите» никак не тянет: как раз что-что, а кадры для нее есть в избытке; местные комплектующие не требуются, и, соответственно, растет она прекрасными темпами безо всяких льгот.
Впрочем, не стоит сразу рвать волосы на голове и рубаху на груди — мол, какое у нас плохое правительство, а вот придем мы, «честные», и все сделаем, как надо. Жизнь не оставляет камня на камне от вышеописанной теории. Примеров реально конкурентоспособных отраслей, выросших на помощи государства, в экономической истории очень мало. И уж совсем по пальцам можно сосчитать окупившиеся проекты — и то не факт, споры по этому поводу продолжаются. Зато точно полным-полно «недорослей», давным-давно переросших младенческий возраст, но не желающих отлучаться от щедрой груди государства. А то и вообще «стариков», которым давным-давно пора на покой (у отраслей тоже есть свой жизненный цикл!), а они все цепляются за поддержку по принципу «мертвый хватает живого».
Именно неконкурентоспособные отрасли, особенно старые, успешнее других создают лоббистские ассоциации — ведь они хорошо понимают, что выживают только за счет других (прежде всего, конечно, молодых), а обеспечить им привилегии может только государство. Поэтому все без исключения случаи успеха отраслевой политики, если и имели место, то только в странах, где индустриализация на соответствующий момент не зашла слишком далеко. Если же неконкурентоспособные отрасли уже есть, то никакое правительство, объявившее о намерении кого бы то ни было «защищать», не сможет устоять перед их давлением: у «стариков» и деньги, и рабочие места, и национальный престиж…
А у тех, кого по теории надо было бы поддерживать, ничего этого нет, поскольку они еще не возникли. Не говоря уже о том, что ставки на перспективные отрасли в быстро меняющемся мире — это типичное Монте-Карло, с примерно такой же обоснованностью и вероятностью выигрыша.
Не надо думать, что этой болезнью страдают только отсталые страны. Конечно, там ограничений доступа больше, потому они, собственно, и отстают. Но и самые передовые не без греха: США защищают сталелитейную промышленность, ЕС — фермеров и т.д. Впрочем, там последствия все-таки легче, поскольку есть иммунитет в виде развитого гражданского общества и демократических институтов. Например, когда в США наших экспортеров зажимали антидемпинговыми расследованиями, они находили союзников среди ассоциаций потребителей. В итоге протекционизм и прочие отраслевые льготы причиняют, конечно, огромный ущерб и там, но для в целом здорового экономического организма он не так опасен, как для менее развитых стран. Когда здоровый мужик курит и пьет водку, подростку лучше не подражать этим признакам «взрослости».
Для Украины все сказанное особенно актуально, поскольку наши конкурентные преимущества лежат в области производства не промышленных товаров, а информации — инноваций, исследований и разработок, софта и прочих нематериальных ценностей. От них пошлинами не закроешься, да и большую глупость, чем изобретать велосипед вместо покупки лицензии, придумать трудно. Более того, такие товары и услуги обычно производятся в основном на экспорт, особенно в бедных странах (подробнее см. «Отягощенное наследство-2: обед без ложки», ZN.UA №27 от 10 августа 2012 года).
Между тем и пошлины, и монополии неминуемо скажутся на и без того высоких потребительских ценах, а налоговые льготы для избранных обернутся беспределом для всех остальных. Все это еще больше ухудшит качество жизни в стране. Значит, еще больше молодых людей захотят уехать и увезти в своих головах те самые преимущества, убитые в зародыше ради поддержания на искусственном дыхании живых мертвецов. Чтобы этого не случилось, индустриальную политику нужно похоронить там, где ей место, — в индустриальной эпохе. Для прорыва в будущее нужна политика конкурентоспособности — развитие образования, инфраструктуры и, в первую очередь, рыночных институций. Вот этим и должно заниматься «честное» правительство. Конечно, если оно у нас когда-нибудь появится…
- Информация о материале
Невероятно, но факт. О пытках заключённых в тюрьмах Грузии первым заявил не нуждающийся в раскрутке оппозиционер или скандально известный журналист, а само Министерство внутренних дел. На сайте ведомства в качестве доказательства появилось и видео жестоких избиений узников в Глданской тюрьме. Вечером того же дня все телеканалы страны показали шокирующие кадры в эфире. Уже ночью в Тбилиси и других городах Грузии прошли массовые акции протестов против пыток. Люди требовали отставки не только действующих министров и руководителей службы исполнения наказаний, но и тех, кто руководил ими до этого, так как именно они причастны к формированию кадрового состава.
Безусловно, политики подняли тему пыток на флаг, так как 1 октября здесь состоятся парламентские выборы. Можно было бы заподозрить их в попытке заработать дополнительные пункты в рейтинге. Однако я своими глазами видел в эти дни реакцию людей на улицах, по которым маршировали демонстранты: тех, кто шёл в колонне и скандировал лозунги об отставке и наказании высших чиновников, жители Тбилиси приветствовали аплодисментами. Даже когда толпа перекрывала движение автотранспорта, водители терпеливо ждали, одобрительно сигналя. Тбилиси утопал в звуках клаксонов.
Как только кадры пыток стали достоянием общественности, моментально были арестованы десять человек, так или иначе, прямо или косвенно причастных к инциденту. А министр внутренних дел Бачо Ахалая спустя два дня добровольно подал в отставку. Телеканалы подолгу транслировали совещание в кабинете Михаила Саакашвили, который распекал правительство и требовал незамедлительной жёсткой реакции. В частности, всех сотрудников тюрем заменили патрульными полицейскими. Для Украины подобный метод кажется невообразимым. В нашей стране, как правило, расследованием преступления занимается тот, кто его же совершил, а контроль над деятельностью правоохранителей осуществляют сами правоохранители.
В день, когда прогремело ещё несколько отставок, я разговаривал с бывшим министром экономики и членом правительства Грузии, а ныне ректором Свободного университета Тбилиси Кахой Бендукидзе. Он отметил, что не понимает, зачем тюремщики проявили такой садизм, и полностью поддерживает демонстрации против пыток и последовавшие за ними отставки. «Грузинское общество чего хочет, того и добивается», — сказал он.
Обычные люди, с которыми я разговаривал, считают, что благодаря этому скандалу Саакашвили может избавиться от тех министров и других деятелей, которые ему были неугодны. Насколько это достоверно, сложно судить. К тому же президент Грузии ожидаемо заявил: дескать, тюремный скандал раздут на российские деньги. Хотя проследить руку Москвы непросто — жители Тбилиси не за деньги, то есть совершенно искренне поддерживали протесты и требования отставки чиновников.
Бендукидзе ради эксперимента вводит в строку поиска на YouTube слово «пытки» и читает результат: пытки в Самарской тюрьме, пытки где-то в России, и лишь раз всплывает Грузия — скандал получил всемирную огласку.
И хотя Саакашвили незамедлительно объявил о реформе системы исполнения наказаний, оппозиционно настроенные силы, в свою очередь, вновь заговорили о «режиме» Саакашвили. Как и полагается, каждый из этой ситуации пытается выгадать как можно больше политической пользы.
Политика политикой, но для Украины этот случай — отличный урок. Аналогичные эпизоды в наших тюрьмах народного гнева не вызывают. И попади видео пыток заключённых в местную прессу, заявления украинских Министерства внутренних дел и службы исполнения наказаний предугадать несложно. У нас даже в случае гибели узника все сопричастные твердят одно: состава преступления нет. Дескать, заключённый «самоубился». Могут, конечно, уволить какого-нибудь стрелочника, но на этом, как правило, всё заканчивается. Достаточно вспомнить историю студента Игоря Индило. Парень попал даже не в тюрьму, а лишь в отделение милиции, откуда его забрали уже в морг. Поиски правды в этом деле и разбирательство продолжаются до сих пор. А мы молчим.
Большинство украинцев не верят в то, что такой скандал, как в Грузии, способен вывести людей на улицы. Хотя, если помнить о правиле «рыба гниёт с головы», мы также не можем рассчитывать на то, что наш президент однажды проявит мужество и осудит пытки в украинских тюрьмах, через которые он прошёл когда-то сам. А в Грузии речь шла даже не о заключённом политике, а о никому не известном преступнике.
Грузинский урок прост: надо протестовать. За себя, соседа и незнакомца. Против пыток в тюрьмах и прочего, что попирает наши права. Даже если у нас тоже выборы на носу. Отправленный в отставку министр — это скорее хорошо, чем плохо. А если такая отставка спасёт чью-то жизнь, тем лучше.
- Информация о материале
Обещанного 2,5 года назад "покращення життя" от президента не видят не только рядовые избиратели. Как выяснилось за это время, защищать интересы крупного бизнеса на международных рынках Виктор Янукович и его команда во главе с премьером Николаем Азаровым абсолютно не способны.
Поэтому даже у лояльных к власти владельцев SCM Рината Ахметова, Group DF Дмитрия Фирташа, "Интерпайп" Виктора Пинчука, "Донецксталь" Виктора Нусенкиса и прочих есть много оснований для недовольства нынешним главой государства.
Пока гасить это недовольство крупного бизнеса В.Януковичу удается только за счет раздачи приближенным предпринимателям государственных активов в экономике. Это делается в рамках так называемой "приватизации".
Вопрос номер раз – газ
Удельная доля природного газа в себестоимости украинской металлопродукции относительно невелика. Например, у Енакиевского метзавода она составляет 11,62%, у "Запорожстали" – 8,2%, у Мариупольского меткомбината им.Ильича – 10,41%. Все эти предприятия наряду с комбинатом "Азовсталь" контролируются Р.Ахметовым.
Для украинских химиков, которые находятся "под Д.Фирташем", газовый вопрос на первый взгляд гораздо более критичен. К примеру, у "Ровноазота" на газ приходится 63%% от себестоимости минеральных удобрений, у горловского концерна "Стирол" – 78,83%.
Однако химиков выручает глобальный продовольственный кризис, который гонит вверх мировые цены на важнейшие сельхозпродукты: зерно пшеницы, кукурузы, сахар и т.д. Они, в свою очередь, "подтягивают" стоимость минеральных удобрений.
А вот сводки биржевых новостей металлоторговли показывают, что между производителями идет ожесточенная война за покупателя. В ней каждый $1 на 1 т. стальной продукции может стать решающим для сбыта.
Так что газовый вопрос и для Д.Фирташа, и для Р.Ахметова актуален одинаково. Добиться пересмотра условий контракта между НАК "Нефтегаз Украины и ОАО "Газпром" – пожалуй, самый важный "наказ избирателя", полученный В.Януковичем от крупного бизнеса.
Вот уже 2,5 года его не удается выполнить по целому ряду причин. Одна из них – вопиющий непрофессионализм высшего руководства страны, ярко проявившийся при заключении т.н. "харьковских соглашений" в апреле 2010 г. Их результатом стало продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет, до 2042 г. При этом стоимость российского газа для Украины осталась выше, чем для европейских потребителей, несмотря на предоставленную скидку $100/тыс. куб. м. к формульной цене. Команда "профессионалов" во главе с Н.Азаровым в спешке просто не разобралась, что весь секрет высокой цены заключается в хитрой формуле. Точнее, в наборе ее составляющих.
Иными словами, российский лидер Владимир Путин развел "реформаторов" как последних лохов, если воспользоваться их собственной терминологией. И в этом, вообщем-то, нет ничего удивительного: одно дело тупо пилить бюджет, совсем другое – отстаивать внешнеэкономические интересы государства.
Как говорят в Одессе, это две большие разницы. В этом смогли лишний раз убедиться как сами "реформаторы" (у которых не возникает по данному поводу комплекса неполноценности), так и представители крупного бизнеса, которые привели их к власти.
Еще одним бездарно упущенным моментом стало вступление России во Всемирную торговую организацию в декабре 2011 г. Украина могла войти в состав переговорной группы по приему туда РФ и заблокировать этот процесс до решения газового вопроса на выгодных для себя условиях.
Поскольку правила ВТО предусматривают, что страна-кандидат не может присоединиться к организации, пока к ней есть неурегулированные претензии хотя бы у одного члена ВТО. Таким образом, кстати, Киргизия смогла выбить из Украины спорные долги 1992 г., которые Киев долгое время отказывался признать государственными.
Здесь, очевидно, причиной головотяпства В.Януковича и Ко. стали подковерные игры с В.Путиным вокруг газовых "схем". Потому как слишком свежа еще у Д.Фирташа, министра энергетики Юрия Бойко и главы президентской администрации Сергея Левочкина память о славных и веселых временах, когда единственным импортером газа в Украину в 2006-2008 гг. была связанная с ними, зарегистрированная в Швейцарии структура "RosUkrEnergo AG".
Тогда миллиарды долларов буквально делались из воздуха на перепродаже в Европу более дешевого туркменского газа под видом более дорогого российского. Разница в "теневую" делилась между заинтересованными сторонами в Москве и Киеве.
Но в 2008 г. "схема" была разрушена тогдашним премьером Юлией Тимошенко, которая за это сейчас, собственно, и сидит. Она предложила В.Путину новый вариант газового бизнеса, который, по всей видимости, устраивает главу РФ гораздо больше, чем RUE.
Между тем группа Д.Фирташа с присущим ей оптимизмом не теряет надежды уговорить В.Путина вернуться к прежней "схеме". Этим объясняется тот факт, что правительство Украины под руководством Н.Азарова-В.Януковича до сих пор не обратилось в Международный арбитражный трибунал в Стокгольме с иском к "Газпрому" о расторжении контракта с "Нефтегазом", либо о принудительном пересмотре его условий.
А пояснения Н.Азарова, что контракт выписан так юридически безупречно, что в нем не к чему и придраться – в пользу бедных. Ведь если толковый гаишник найдет повод выписать штраф придорожному столбу, толковый юрист найдет повод признать недействительным любой хозяйственный договор.
Но такой ход означал бы, что все мосты сожжены и дальнейшие переговоры с В.Путиным о теневых газовых "схемах" прекращаются. То же самое относится и к варианту с блокированием вступления России в ВТО.
Отсюда и 2,5 года нудного нытья Н.Азарова перед телекамерами о необходимости "справедливых" цен на российский газ. Хотя для бизнеса справедливость – понятие абстрактное. Цена в нем определяется как рыночная, т.е. та, которую способен уплатить покупатель. Раз "Нефтегаз" ее платит – значит, она рыночная и есть.
Впрочем, Р.Ахметов наверняка не задумывается о газовом вопросе настолько глобально, как владелец Group DF. Не желая влезать в игры группы С.Левочкина-Д.Фирташа-Ю.Бойко с Кремлем, он, видимо, для себя просил В.Януковича об одном: добиться согласия на транзит среднеазиатского газа для предприятий группы "Метинвест".
Доставить его в Украину можно только одним путем – через российскую территорию. По трубам, принадлежащим "Газпрому". Который не соглашается на данное предложение, категорически не желая терять крупного и выгодного клиента.
С точки зрения рыночного подхода россиян не в чем упрекнуть, а добиться желаемого для Р.Ахметова и его компаньона по "Метинвесту" Вадима Новинского результата политическим методами у В.Януковича не получается.
И дело здесь не только в отсутствии дипломатических способностей у самого главы государства. Ему как могут помогают однопартийцы-регионалы. Чего стоит одно только выступление в Верховой Раде Инны Богословской 20 марта 2012 г. с отчетом о расследовании обстоятельств подписания в 2009 г. контакта между "Нафтогазом" и "Газпромом".
В своем выступлении она объявила о причастности В.Путина к газовым махинациям Ю.Тимошенко. Для И.Богословской, которая в телебалагане у Шустера ощущает себя как рыба в воде, подобные голословные заявления – в порядке вещей. А вот российский лидер всерьез обиделся.
"Виктор Федорович, слышали ли вы в Государственной думе выступление депутата от "Единой России", который обвинил вас в уголовных преступлениях?", - трижды повторил В.Путин на встрече сразу после своей инаугурации в Москве.
И все три раза В.Янукович промолчал в ответ. А что, собственно, он мог сказать? В итоге картину в подарок по случаю избрания президентом РФ В.Путин так и не принял. И какой тогда может быть транзит среднеазиатского газа для "Метинвеста" через Россию?
Дело – труба
То же самое относится и к решению вопроса о поставках украинских стальных труб в Россию. Этот рынок традиционно был ключевым для всех крупных предприятий Украины, включая Харцызский трубный завод "Метинвеста" и Нижнеднепровский, Новомосковский и Никопольский трубные заводы "Интерпайпа".
Ранее в РФ они поставляли до 80% продукции. Однако в дальнейшем местные производители добились от В.Путина введения заградительных пошлин на импорт из Украины. И теперь трубные мощности "Интерпайпа" и "Метинвеста" используются в среднем на 50%.
Добиться отмены пошлин В.Януковичу-Н.Азарову не удается. Более того, квота на беспошлинный ввоз украинских труб при них сократилась до 300 тыс. т. в год, хотя еще в 2009 г. при Ю.Тимошенко она составляла 427 тыс. т.
Серьезный повод для недовольства торговыми отношениями с "братской Россией" есть и у группы Д.Фирташа.
Речь идет о фактическом захвате рынка Украины по сложным минеральным удобрениям российскими производителями, доля которых достигла 90%. Правительство Н.Азарова в 2010 г. пригрозило ввести на данную товарную группу защитную пошлину, но в итоге отказалось от этого намерения – после того, как россияне объявили, что в таком случае полностью закроют для Украины трубную квоту.
И "реформаторы" в очередной раз дали задний ход, побоявшись вступать в открытый конфликт с В.Путиным.
Не удалось им решить вопрос и о снятии ограничений на экспорт в Россию кондитерской продукции.
Впервые заградительная пошлина на поставки украинской карамели в РФ была введена в 2005 г. При этом экспорт карамели в Россию уменьшился с 60 тыс. т. в 2004 г. до 16 тыс. т. в среднем за последующие годы, по данным Минагрополитики Украины.
А далее вопреки обещаниям "реформаторов" нормализовать отношения с Россией, в т.ч. и торговые, с 8 июля 2011 г. пошлина была увеличена до 25% от таможенной стоимости, но не менее $294,1/т. Таким образом, по мнению ассоциации "Укркондпром", доступ на российский рынок для украинской карамели фактически закрыт. И это несмотря на усилия нынешнего министра экономического развития и торговли Петра Порошенко, который, будучи владельцем кондитерской корпорации "Рошен", как никто иной заинтересован в положительном результате.
Просто, несмотря на космические властные амбиции Петра Алексеевича, это не его уровня вопрос. И даже не уровня вице-премьера Бориса Колесникова, владеющего кондитерским концерном "Конти".
Все опять упирается в необходимость договариваться на уровне глав государств.
А таких договоренностей вот уже 2,5 года как нет. И не предвидится. Потому как Виктор Федорович привык убеждать собеседников принять его точку зрения при помощи "отрывания рук" и "отбивания головы" – ну или, по крайней мере, обещаний проделать такую вот чрезвычайно вредную для здоровья оппонента операцию.
С В.Путиным это, естественно, не проходит. А по-другому президент Украины не умеет. По крайней мере, пока его попытки пролоббировать бизнес своих соратников-однопартийцев особого успеха не имели. К примеру, ранее в октябре 2011 г. во время визита в Грецию он предлагал президенту Каролосу Папулиасу строить там солнечные электростанции.
Это направление относится к сфере бизнес-интересов секретаря Совета нацбезопасности и обороны Андрея Клюева, которому на паях с младшим братом Сергеем принадлежит Запорожский завод полупроводников, выпускающий поликристалличский кремний – полуфабрикат для дальнейшего производства солнечных энергетических модулей.
Как известно, в Украине братьям Клюевым через группу компаний "Солар" удалось реализовать ряд успешных проектов по строительству солнечных электростанций в Крыму. Вот только В.Янукович не учел, что в охваченной жесточайшем кризисом Греции, для расплаты с долгами вынужденной сдавать в долгосрочную аренду острова, никто по определению сейчас не будет заниматься гелиоэлектростанциями. Не до того.
В свою очередь, премьер Н.Азаров в мае 2012 г. предлагал Турции участие украинских компаний в строительстве транскаанатолийского газопровода и поставках труб для него. Безрезультатно. По данному направлению турки выбрали в качестве партнеров российские и европейские компании.
Кроме того, власти Анкары в 2009 г. ввели заградительные пошлины на импорт плоского проката из Украины, выпускаемого в т.ч. на ММКИ. Это было сделано в связи с запуском в эксплуатацию новых прокатных мощностей в самой Турции, в частности, комплекса Atakas-MMK, в котором партнером выступил Магнитогорский меткомбинат из РФ.
В ходе визитов в Киев турецкого руководства представители Украины постоянно поднимали вопрос об отмене этих пошлин. В частности, Н.Азаров говорил об этом 26 января 2011 в ходе встречи с премьером Реджепом Эрдоганом. Но добиться уступок так и не удалось.
И, наконец, последний яркий штрих умения утрясать спорные вопросы – введение РФ утилизационного сбора на импорт автомобилей из Украины с 1 сентября нынешнего года. От этих действий пострадали корпорации "Богдан" П.Порошенко, собирающая корейские автомобили KIA Hyndai, "Укравто" Тариела Васадзе (сборка американских Shevrolet) и "АвтоИнвестСтрой" Дмитрия Святаша (сборка корейских Ssang Yong).
Но если первые два представителя крупного бизнеса являются ситуационными союзниками ПР (в Верховную Раду нынешнего созыва Т.Васадзе прошел под знаменами БЮТ, П.Порошенко также никогда не скрывал симпатий к "оранжевым" и занимал руководящие должности при В.Ющенко), то харьковчанин Д.Святаш для регионалов "свой в доску". И вряд ли он доволен таким ходом событий.
Очевидно, что у него, как и остальных вышеупомянутых представителей крупного бизнеса, есть повод задуматься: "А зачем нам такой президент, если толку от него никакого?". Тем не менее, позиции В.Януковича пока выглядят достаточно прочно.
Это объясняется тем, что передача облгоргазов структурам Д.Фирташа сейчас идет полным ходом. Ранее Р.Ахметов разжился новыми угольными госшахтами и госпакетами акций в облэнерго, которые в результате перешли под его контроль. И пока в собственности у государства остаются интересные для крупного бизнеса активы, он готов закрывать глаза на провалы президентской команды в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако, ни что не вечно…
- Информация о материале
Так или иначе, со следующего года у абонента появится возможность ознакомиться с некоторыми измеряемыми независимыми структурами параметрами работы сетей, а через год их уже будет в два раза больше. У регулятора же должна появиться техническая возможность проверять и законодательная - наказывать мобильщиков за дезинформацию.
До Нового года - всеукраинские тесты
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации на прошлом заседании поручила «Украинскому государственному центру радиочастот» организовать до конца года работы по измерению показателей качества услуг связи трех мобильных операторов «Киевстара», «МТС Украина» и «Астелит» life:).
Как рассказал «Комментариям» начальник УГЦР Павел Слободянюк в ближайшее время центр намерен выбрать подрядчика на оказание услуг по измерению показателей. По его ожиданиям, им станет НТЦ «Омнис», которая по заданию регулятора проводила тестовые «замеры» сотовой связи во время чемпионата ЕВРО-2012 в принимающих городах. Кстати, эта компания, по информации МТС, является единственным аккредитованным органом оценки соответствия услуг связи требованиям качества в стране.
На этот раз измерения качества связи будут проводиться в масштабах всей страны. «Они промониторят работу сетей, как в областных центрах, так и в районных, а также вдоль ключевых магистралей и в сельской местности. Такой срез должен быть проведен до конца года», - сказал Слободянюк. Регулятор указал, что при выборе населенных пунктов для испытания показателей качества предпочтение будет отдано тем местам, откуда поступали жалобы потребителей телекоммуникационных услуг.
В чем измеряется качество связи?
Показатели качества мобильной связи были установлены приказом Минтранссвязи еще в начале 2010 года. Операторы отчитываются об их соблюдении, но в НКРСИ все равно приходит большое количество жалоб. Это может указывать на то, что в работе сетей все-таки есть проблемы, которые тщательно утаиваются.
Регулятор в этом году установил показатели качества, которые операторы должны опубликовывать. Но замерить их техническими средствами нельзя, так как они касаются количества жалоб относительно корректности проведения расчетов с абонентами за оказанные услуги, а также жалоб по организации обслуживания.
Сейчас абоненты, можно сказать, находятся в абсолютном неведении, насколько качественной является связь оператора, к которому они хотят подключиться. На сайтах компаний в обязательном порядке публикуются карты покрытия, но, смотря на такие картинки, человек никак не сможет сделать для себя четкий вывод, что если он находится, допустим, в области, выделенной ярко-зеленым цветом, то все будет ОК, а если светло-зеленой, - то связь будет обрываться. В интернете есть независимые сайты, которые якобы оценивают уровень покрытия и расположение базовых станций. Например, как проект OpenSignal. Но достоверность данных в нем фактически сводится к нулю, так как модерируют данные сами пользователи.
Но на следующий год регулятор утвердил расширенный список показателей обязательных к обнародованию показателей, в котором уже есть, что замерить. В частности, это процент неуспешных национальных вызовов (не больше 10%), процент вызовов, которые не своевременно завершены (не больше 10% при нормативе завершения, не превышающем 10 секунд), процент вызовов, когда связь оборвалась (не более 5%). В 2014 году операторов заставят публиковать еще больше показателей качества своих сетей. В частности, сотовые компании будут отчитываться о том, какое количество попыток соединиться с сетью оказалось неудачным (должно быть не более 10%), за какое время можно подсоединиться к сети (должно быть не более 30 сек), сколько СМС не доходит (не более 20%) и пр.
Естественно, регулятор должен не только давать возможность абонентам ознакамливаться с отчетами компании, но и лично контролировать, чтобы никто не врал. Этим может заняться УГЦР, но у государственного предприятия нет технических средств, чтобы делать замеры. Этот вопрос можно решить только путем выделения сотен миллионов гривен из бюджета на закупку нового оборудования, что безусловно накладно. Поэтому пока нанимается подрядчик.
Примечательно, что услугами этой же компании – НТЦ «Омнис» - пользуются и все мобильные операторы для измерения опять-таки качества предоставления услуг для собственных нужд. Подрядчик сейчас проводит драйв-тесты в 30-40 городах и на автомобильных дорогах с помощью 20-ти специально оснащенных автомобилей повышенной проходимости. В течение месяца он осуществляет со специального оборудования тестовые звонки общей продолжительностью не менее 40000 минут. НТЦ также в состоянии провести тесты на железнодорожных маршрутах, в метрополитене, в помещениях. В связи с тем, что результаты измерений, заказанные как мобильщиками, так и регулятором, будут схожими (ведь занимается ими одна структура), у государства появится возможность сравнить, кто предоставляет им неверную информацию и наказать дезинформатора.
Кстати, для этих целей регулятор уже разработал законопроект, предусматривающий внесение в лицензионнее условия мобильщиков обязательные нормы уровня качества. Если депутаты их поддержат, НКРСИ сможет угрожать даже аннулированием лицензии за плохую работу сети.
Где операторы могут не соединять абонентов?
В недавнем докладе начальника УГЦР Павла Слободянюка указывается на то, операторы, даже при красивых отчетах о качестве услуг, всегда смогут манипулировать данными, так как в законодательстве для них предусмотрены поблажки по покрытию. В итоге даже если в отдельных местах есть проблемы, на общую оценку это мало влияет. В таких условиях регулятору трудно выставить обоснованную претензию оператору. Ведь в целом он нормы выполняет.
Так, лицусловия обязывают компании покрывать только 90% территорий городов и 80% территорий остальных населенных пунктов и транспортных путей.
«Т.е. абонент, оказавшийся в пределах остальных 10% территорий города или 20% территории других населенных пунктов не будет иметь доступа к сети «на законных условиях». Понятно, что нельзя заставить оператора осуществлять 100% покрытие территории Украины, так как для него заведомо не выгодно покрывать малозаселенные и труднодоступные районы, и если заставлять его это делать, то чтобы не разориться, он вынужден будет повышать тарифы на свои услуги. И здесь уже регулятор должен определиться с приоритетом, что для него более приемлемо. Или реагировать на жалобы об отсутствии покрытия и плохом качестве связи, или же на жалобы о высоких тарифах», - отмечается в докладе.
Как операторы отвечают на жалобы?
Опрошенные «Комментариями» операторы связи не сильно переживают по поводу того, что государство усилит контроль над их работой, так как считают, что им бояться нечего. Главное, чтобы была единая недискриминационная методика контроля.
«В каждом регионе в техническом подразделении у нас есть группа качества, которая реагирует на жалобы, общается с абонентами, выясняет причины, в случае необходимости выезжает на место, делает дополнительные замеры и по возможности устраняет проблему. Обрабатываются абсолютно все жалобы, время зависит от сложности решения - от нескольких минут до более продолжительных периодов, если, к примеру, требуется расширение емкости существующей базовой станции или установка новой», - заявляют в компании «МТС Украина».
««Киевстар» реагирует на абсолютно все жалобы, пожелания и просьбы клиентов. Они все обрабатываются, однако, скорость реагирования на то или иное обращение зависит от характера жалобы. Большинство проблем устраняются сразу же либо в течение нескольких часов, но если жалоба клиента затрагивает вопросы развития сети, капитальные инвестиции в покрытие – конечно же, это более долгий процесс, о чем мы сразу предупреждаем абонента», - сообщили в звездном операторе.
«Обычно, жалобы абонентов при поступлении распределяются на 2 категории: проблемы с существующим покрытием и запрос на новое покрытие. В первом случае, если проблема по качеству связи уже известна на момент обращения и находится на рассмотрении оператора, агент колл-центра сразу же реагирует на запрос и дает ответ абоненту. В случае, если поступает запрос на новое покрытие, обращение регистрируется в электронной системе запросов. После чего абонент может узнать о результатах своего обращения в течение 2-3 дней с помощью СМС-сообщения от оператора», - рассказывают о своем опыте реагирования на жалобы в life:)
- Информация о материале
Страница 1086 из 1561
