Невероятно, но факт. О пытках заключённых в тюрьмах Грузии первым заявил не нуждающийся в раскрутке оппозиционер или скандально известный журналист, а само Министерство внутренних дел. На сайте ведомства в качестве доказательства появилось и видео жестоких избиений узников в Глданской тюрьме. Вечером того же дня все телеканалы страны показали шокирующие кадры в эфире. Уже ночью в Тбилиси и других городах Грузии прошли массовые акции протестов против пыток. Люди требовали отставки не только действующих министров и руководителей службы исполнения наказаний, но и тех, кто руководил ими до этого, так как именно они причастны к формированию кадрового состава.
Безусловно, политики подняли тему пыток на флаг, так как 1 октября здесь состоятся парламентские выборы. Можно было бы заподозрить их в попытке заработать дополнительные пункты в рейтинге. Однако я своими глазами видел в эти дни реакцию людей на улицах, по которым маршировали демонстранты: тех, кто шёл в колонне и скандировал лозунги об отставке и наказании высших чиновников, жители Тбилиси приветствовали аплодисментами. Даже когда толпа перекрывала движение автотранспорта, водители терпеливо ждали, одобрительно сигналя. Тбилиси утопал в звуках клаксонов.
Как только кадры пыток стали достоянием общественности, моментально были арестованы десять человек, так или иначе, прямо или косвенно причастных к инциденту. А министр внутренних дел Бачо Ахалая спустя два дня добровольно подал в отставку. Телеканалы подолгу транслировали совещание в кабинете Михаила Саакашвили, который распекал правительство и требовал незамедлительной жёсткой реакции. В частности, всех сотрудников тюрем заменили патрульными полицейскими. Для Украины подобный метод кажется невообразимым. В нашей стране, как правило, расследованием преступления занимается тот, кто его же совершил, а контроль над деятельностью правоохранителей осуществляют сами правоохранители.
В день, когда прогремело ещё несколько отставок, я разговаривал с бывшим министром экономики и членом правительства Грузии, а ныне ректором Свободного университета Тбилиси Кахой Бендукидзе. Он отметил, что не понимает, зачем тюремщики проявили такой садизм, и полностью поддерживает демонстрации против пыток и последовавшие за ними отставки. «Грузинское общество чего хочет, того и добивается», — сказал он.
Обычные люди, с которыми я разговаривал, считают, что благодаря этому скандалу Саакашвили может избавиться от тех министров и других деятелей, которые ему были неугодны. Насколько это достоверно, сложно судить. К тому же президент Грузии ожидаемо заявил: дескать, тюремный скандал раздут на российские деньги. Хотя проследить руку Москвы непросто — жители Тбилиси не за деньги, то есть совершенно искренне поддерживали протесты и требования отставки чиновников.
Бендукидзе ради эксперимента вводит в строку поиска на YouTube слово «пытки» и читает результат: пытки в Самарской тюрьме, пытки где-то в России, и лишь раз всплывает Грузия — скандал получил всемирную огласку.
И хотя Саакашвили незамедлительно объявил о реформе системы исполнения наказаний, оппозиционно настроенные силы, в свою очередь, вновь заговорили о «режиме» Саакашвили. Как и полагается, каждый из этой ситуации пытается выгадать как можно больше политической пользы.
Политика политикой, но для Украины этот случай — отличный урок. Аналогичные эпизоды в наших тюрьмах народного гнева не вызывают. И попади видео пыток заключённых в местную прессу, заявления украинских Министерства внутренних дел и службы исполнения наказаний предугадать несложно. У нас даже в случае гибели узника все сопричастные твердят одно: состава преступления нет. Дескать, заключённый «самоубился». Могут, конечно, уволить какого-нибудь стрелочника, но на этом, как правило, всё заканчивается. Достаточно вспомнить историю студента Игоря Индило. Парень попал даже не в тюрьму, а лишь в отделение милиции, откуда его забрали уже в морг. Поиски правды в этом деле и разбирательство продолжаются до сих пор. А мы молчим.
Большинство украинцев не верят в то, что такой скандал, как в Грузии, способен вывести людей на улицы. Хотя, если помнить о правиле «рыба гниёт с головы», мы также не можем рассчитывать на то, что наш президент однажды проявит мужество и осудит пытки в украинских тюрьмах, через которые он прошёл когда-то сам. А в Грузии речь шла даже не о заключённом политике, а о никому не известном преступнике.
Грузинский урок прост: надо протестовать. За себя, соседа и незнакомца. Против пыток в тюрьмах и прочего, что попирает наши права. Даже если у нас тоже выборы на носу. Отправленный в отставку министр — это скорее хорошо, чем плохо. А если такая отставка спасёт чью-то жизнь, тем лучше.