Нынешняя избирательная кампания обернулась для нескольких днепродзержинских оппозиционных кандидатов в депутаты уголовным преследованием. На момент подготовки статьи в печать все еще находились за решеткой Днепропетровского изолятора временного содержания кандидат-нашеукраинец Юрий Лысяк и его однопартиец Игорь Лисничий, арестованные в пятницу, 7 сентября. Через три дня ушел в подполье самовыдвиженец по 30-му мажоритарному округу Виталий Куприй. Почти два месяца скрывается от правоохранителей автор скандальных билбордов, кандидат в депутаты по этому же избирательному округу Максим Голосный.

Партизанская война Максима Голосного

В августе хитом интернет-пространства, политических листовок и шаржей по всей стране стал простенький днепродзержинский рекламный щит с надписью «Взнала, що внук голосував за регіони, — переписала хату на кота». Массовый хохот электората только разозлил областную и местную власти. Скандальный билборд, находившийся на виду у всего города, быстро заклеили. И открыли уголовное дело против его автора — Максима Голосного.

Два месяца назад правоохранители объявили Максима Голосного в розыск. В отличие от кота, Максим Голосный — не мифический, а реальный персонаж, имеющий весьма реальные проблемы с нынешней украинской властью. Мы решили выяснить, за что власть преследует автора остроумной шутки и что угрожает кандидату-подпольщику.

На стенде одного из райотделов милиции можно увидеть объявление о розыске 31-летнего Максима Голосного. Причина розыска: он скрывается от следствия.

Mы посетили управление Днепровского райотдела Днепродзержинска. В этом районе живет треть избирателей округа, по которому баллотируется Голосный. Логично было бы искать кандидата там, где он будет заниматься предвыборной агитацией и встречаться с избирателями. Более того, в этом районе он с прошлого года снимает квартиру.

Мы спросили дежурного в райотделе, разыскивает ли милиция господина Голосного. Он вынес журнал «ориентировок», но в нем сообщения о розыске Голосного не нашел. Единственное объяснение, которое смог предоставить дежурный: возможно, факт розыска скрывают умышленно.

Во власти

Еще год назад Максим Голосный, голова села Елизаветовка, что в пригороде Днепродзержинска, был героем журналистских репортажей о сельском руководителе, пытавшемся построить «маленькую Швейцарию». Все изменилось, когда попытки реформировать село натолкнулись на тотальное сопротивление областной и районной властей. Сопротивление, которое совсем не ожидал владелец партбилета Партии регионов.

Надо хотя бы немного представить состояние, в котором находилось перспективное село. Перспективное, потому что соседствует с Днепропетровском и Днепродзержинском — огромными рынками для сбыта сельскохозяйственной продукции. К тому же на территории села находятся крупные предприятия: тепличный комбинат и птицефабрика. Рядом уникальное озеро с голубой глиной. Здесь в последние годы начали селиться или строить дачные усадьбы зажиточные жители из города.

Однако около 70% поступлений в сельский бюджет власть традиционно забирала в район. Елизаветовка чуть ли не единственное село в регионе, которое дотировало районный бюджет вместо того, чтобы получать оттуда средства на решение своих проблем. Дошло до того, что дети не могли нормально учиться в старой школе, в которой на тот момент не было водопровода, нормальных санитарных условий. Зимой некоторые уроки для школьников проводили в сельсовете, где ситуация такая же — не было воды и туалетов. Что уж и говорить о разбитых дорогах, неосвещенных улицах, заброшенном клубе и бедности, поселившейся во многих хозяйствах.

Максим Голосный не был традиционным представителем власти от Партии регионов. По образованию архитектор, он некоторое время был внештатным корреспондентом областной газеты. Однако, прикрываясь партбилетом регионала, решил в отдельно взятом селе реализовать президентскую программу реформ. О чем неоднократно говорил каждый раз, когда журналисты высказывали скепсис относительно возможности выполнить хоть что-то из амбициозных планов.

Начал новоизбранный голова с того, что совместно с депутатами решил самостоятельно тратить немалый бюджет села — около 2,5 млн. грн. в год. Раньше районная власть никогда не обращала внимания на то, что межбюджетные трансферы должны заранее согласовываться между соответствующими советами. Спускали свыше разнарядку, сколько доходов надо пересчитать в район, — вот и все согласования. Но в 2010 году своевременно не сделали даже этого, чем воспользовался Максим Голосный.

Совместно с депутатами они подсчитали, что выгоднее оставить средства в селе и самим содержать сельскую амбулаторию, ремонтировать детсад, дороги, сельский клуб. Замахнулись даже на проект новой современной школы. Прописали все затраты в бюджете и приняли его согласно бюджетному кодексу.

Однако однопартийцы из Партии регионов, сидевшие в районных и областных руководящих кабинетах, совсем не одобрили таких сеансов местного самоуправления. Районная власть начала требовать у депутатов сельсовета отменить свое решение и отдать наверх 1,8 млн. грн. — две трети бюджета. А когда елизаветовцы отказались это сделать, казначейство стало списывать эти средства с бюджета села в пользу района. Тогда Голосный обратился в суд, чтобы отстоять право крестьян самостоятельно распоряжаться бюджетом общины. Чем по-настоящему разозлил власть в районе и области.

Но это был не единственный конфликт сельского головы Елизаветовки с областным руководством. На одном из совещаний между Максимом Голосным и губернатором Днепропетровщины Александром Вилкулом даже возник жаркий спор — прямо на глазах у журналистов.

После скандальной гибели односельчанина, к которому из районной больницы не приехала «скорая», Голосный отказался поддерживать медицинскую реформу и передавать на баланс района единственную сельскую амбулаторию. Здесь решили, что выгоднее будет самим содержать автомобиль «скорой помощи» и врачей амбулатории. Такого власть не могла простить. И снова самоуправление, которым так увлеклись в Елизаветовке, натолкнулось на скалу кабинетных реформ, разработанных наверху. Давление оказалось таким, что устоять было невозможно. Тогда крестьяне предложили передать здание амбулатории на условиях аренды — за одну гривню. Так они хотели помешать следующему перепрофилированию амбулатории и ликвидации сельской медицины.

Реформы, затеянные Максимом Голосным, часто напоминали партизанские рейды по бюрократическим тылам власти. Сдают в селе квартиры в новостройках, а он, вместо кулуарного распределения жилья, вывешивает объявление в сельсовете и создает официальную очередь. Приехали из области агитаторы от правительства в поддержку земельной реформы, а Голосный собрал сходку, на которой крестьяне выразили сомнения в целесообразности продажи земли. Большинство селян ее не купят из-за нехватки средств. Власти посоветовали повысить оплату за паи и наладить нормальные отношения между владельцами паев и арендаторами из числа крупных предприятий.

Голосный с депутатами сами взялись изменить размер арендной платы на землю, добиваясь как справедливости для крестьян, так и справедливого наполнения сельского бюджета. Начали пересматривать все отношения, сложившиеся вокруг приватизации земли на подчиненной территории.

Такая активность молодого регионала быстро вызвала рост количества недовольных как во власти, так и среди местных бизнесменов, которым приходилось платить больше. «С этими людьми надо находить общий язык, чтобы деньги оставались в местном бюджете», — объясняла год назад депутат сельсовета Лариса Колесник причину своего голосования за отставку Максима Голосного. Депутаты напомнили голове, что он обещал создать в селе коммунальное предприятие, но так и не сделал этого.

Обвинили его односельчане и в невыполнении других обещаний, в частности относительно бюджетного самоуправления. «Мы все поддержали это решение, — объясняет Тамара Мамий, член бюджетной комиссии сельсовета. — Максим обещал пригласить экспертов, сделать необходимые расчеты: какую конкретно долю бюджета мы можем оставить у себя, а сколько должны отдать в район. Однако так этого и не сделал».

Даже со стороны тех, кто раньше агитировал за Максима Голосного и поддерживал его, стали звучать обвинения в плохом руководстве сельсоветом, неконструктивных ссорах с начальством и коллегами по сельсовету... Потому не удивительно, что за год сформировалось депутатское большинство, которое под давлением районной администрации выразило недоверие голове. Исключили из партии. Однажды сельского голову Голосного просто не пустили на рабочее место — заменили замки на дверях.

Показательный факт: хотя голову Елизаветовского сельсовета устранили еще год назад, выборы нового Верховная Рада, вопреки законодательству, так и не назначила.

Теперь Максим Голосный судится с властью за восстановление в должности. Тем временем он решил баллотироваться в парламент. Но очень скоро оказался в розыске.

Вне власти

Встретиться с Максимом Голосным, который формально находится в розыске с 27 июля 2012 года, оказалось не так уж и сложно. Наш разговор состоялся днем, неподалеку от городского управления милиции. Максим хоть и соблюдал определенные меры предосторожности, однако это не выглядело как тотальная конспирация. Сам Голосный относится к факту своего розыска с иронией. Он уверен, что это лишь доказывает: объявили в розыск, чтобы помешать его избирательной кампании и легальной политической деятельности.

Бывший сельский голова показал повестку, из которой трудно понять, что от него хочет милиция.

— Сейчас вам известно, в чем вас обвиняют?

— Я только догадываюсь.

— В чем же?

— По делу, возбужденному в 2011 году. По части 2 статьи 191 Уголовного кодекса Украины (растрата или овладение имуществом путем злоупотребления служебным положением). Суммой убытков якобы заявлены 4500 гривен. Это автомобиль, который хранился на моем земельном участке, потому что нет гаража. Заявлены талоны на 500 литров бензина А-95, ноутбук и телефон. Адвокат сказал, что как-то цены не совпадают. Не могут все эти вещи стоить 4500 грн.

Ноутбук, мобильный телефон и талоны, по словам Голосного, хранились в служебном кабинете. Однако есть ли эти вещи там теперь, он не знает, потому что после его освобождения от должности в кабинете проводили обыск, туда проникали неизвестные лица, а прокуратура отказывается рассматривать его заявление и проводить соответствующие следственные действия относительно этих фактов.

Голосный утверждает, что ни разу никто не обращался к нему с требованием вернуть указанное имущество, а сам он этого сделать не мог без составления соответствующих актов приема-передачи имущества. Напомним, в рабочем кабинете бывшего сельского головы сменили замки, поэтому он ничего не знает о дальнейшей судьбе имущества, находившегося на балансе сельсовета. Между прочим, статья, по которой, по подозрению самого Голосного, его обвиняют, предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Примечательно, что это уголовное дело было возбуждено еще в ноябре 2011 года, так сказать — по факту. Но тогда Максим Голосный не фигурировал как подозреваемый. Об этом свидетельствует документ, датированный июнем 2012 года и подписанный следователем по особо важным делам А.Демянишиным. Уже через месяц после скандала с билбордами и выдвижения Максима Голосного кандидатом в депутаты этот же следователь переквалифицирует дело и выдвинет ему обвинение в растрате имущества. Вот такое сомнительное совпадение.

Власть кураторов

Во время нашего общения г-н Голосный пересказал свой разговор с уважаемым человеком в Партии регионов. Внимание привлекло множество жаргонизмов. Дальше — прямая речь:

— Когда меня избрали головой, возили на так называемый подвод. Ни для кого не секрет, что у меня был билет Партии регионов. Ни на каком курултае я не был, но на подвод я ездил.

— А что такое подвод?

— Есть куратор за каждым конкретным регионом. Они, кстати, меняются постоянно. Меня тогда спросили, чего я хочу. Я несколько неожиданно выиграл (имеются в виду местные выборы 2010 года. — Авт.), планировался другой кандидат. Я говорю, что хочу образцовое село. Вместо пяти минут, которые мне должны были уделить, мы с ним проговорили 40 минут. Он сказал, что «мне нравится твой задор».

— А это всех руководителей возят на разговоры?

— Я могу говорить лишь о себе.

— Я так понимаю, что это куратор не от власти, а от других структур — криминальных?

— От власти. Для меня это также было впервые. Когда против меня возбудили дело по давнему обвинению (имеется в виду обвинение по статье «Хулиганство», дело рассматривается в Верховном суде Украины. — Авт.), я пытался воспользоваться услугами этого человека. Мне объяснили, что я поступил неэтично в том плане, что в иерархии есть губернатор, и без его согласия ничего не может выходить за пределы области.

— Это куратор вам объяснил?

— Я с ним виделся один раз в жизни. Это объяснили люди, которые с ним общались.

Незадолго до парламентских выборов к Голосному, по его словам, снова приехали люди, уже от другого «куратора». Ему сказали, что на этот раз ему на выборы лучше не идти — посоветовали заняться бизнесом и забыть о политике. Но Голосный не послушался. Так из человека с бело-голубым партбилетом он превратился в человека, который борется с режимом с помощью политической сатиры.

Зачистка информационного пространства

Максим Голосный оказался не единственным кандидатом, который мешает действующей власти. Есть в Днепродзержинске другой оппозиционер со стажем, кандидат-самовыдвиженец по этому же избирательному округу Виталий Куприй. Случайная встреча этих людей в купе поезда, когда они ехали за кандидатскими удостоверениями в ЦИК, связала их и в истории с кошачьим билбордом, сделав из Куприя такого же партизана, как и Голосный.

Именно во время этого путешествия кандидаты договорились объединить усилия в дискредитации власти с помощью остроумной агитации. Сделать это было легко, потому что на тот момент Виталий Куприй был владельцем 15 билбордов по всему городу. Тогда там висела агитация за ВО «Свобода», потому что накануне выборов Куприй планировал пойти выдвиженцем именно от этой политической силы. Но не тут-то было.

Случилось то, чего еще никогда не было в городе, даже во времена Кучмы: неизвестные за одну ночь вырезали все металлические конструкции, которые принадлежали Куприю. Все до единой, не зацепив ни одной другой. Демонтировать огромные щиты без использования спецтехники никто бы не смог. К тому же нужно было иметь план расположения этих билбордов по всему городу. Большинство конструкций без помех неизвестные вывезли за город, и только несколько валялись там, где их срезали.

— Максим, а кто, по вашему мнению, срезал билборды, на которые вы планировали повесить очередную серию о бабушке и коте?

— Днепропетровские регионалы! Приехали две площадки, два крана и сделали это автогеном. Утром следующего дня состоялось совещание во всех рекламных агентствах, на которых сказали, что если кто-то рискнет разместить кота и бабушку, то с ним будет то же самое, что и с этим политиком. Люди не хотят рисковать.

Есть в Днепродзержинске коммунальное предприятие «Городская информационная служба», которое, по решению горсовета, следит за надлежащей установкой и использованием всех городских билбордов. Директор этого предприятия Галина Куропятникова отвергает какие-либо обвинения в причастности к уничтожению билбордов работников предприятия или местной власти. Наоборот, в общении с журналистами она настаивала, что это сам Виталий Куприй вырезал свои билборды, чтобы не платить стотысячный штраф, который ему начислили будто бы за незаконное использование этих рекламных конструкций.

Следует отметить, что городская власть уже несколько лет пытается найти способ лишить оппозиционного политика плоскостей, на которых он постоянно ведет политическую агитацию. Но сделать это законным способом, с помощью судебных решений, ей до сих пор не удавалось. Так что решительные незаконные действия пока что неизвестных лиц в этом направлении могут свидетельствовать лишь о том, что у кого-то лопнуло терпение.

«Они говорят, что у меня была мотивация резать билборды, чтобы не накапливать собственную задолженность, — объясняет Виталий Куприй. — Я два месяца за 8000 грн. имел бы 28 плоскостей для предвыборной агитации. Зачем мне их резать? Если их арендовать, это будет в 10—15 раз дороже. Я же не сумасшедший, чтобы резать собственные билборды. У меня уже лежат напечатанные плакаты».

После истории с билбордами Куприй также ушел в подполье. Его еще не объявили в розыск, однако он опасается, что милиция может сфабриковать какое-то дело и против него. «Я не знаю, за что меня могут арестовать. На меня уже было несколько нападений, так что не удивлюсь, если меня задержат по сфальсифицированному обвинению. Уже была попытка милиции задержать меня в избирательном штабе, едва удалось убежать через запасной выход. Потом меня, возможно, и выпустят, но в нашей стране невиновного человека могут годами держать под следствием. Я не хочу так рисковать, поэтому вынужден скрываться», — сообщил г-н Куприй в скайп-интервью.

Во время последней попытки наклеить изображение бабушки с котом на билборд произошла небольшая стычка между теми, кто клеил, и представителями владельцев этого рекламного щита. В конфликт вмешалась милиция… Под ее бдительным присмотром бабушку с котом заклеили рекламой питьевой воды. А через несколько недель, в День города, милиция ночью задержала троих жителей Днепродзержинска, которые расклеивали открытки с изображением бабушки и кота.

Сегодня на месте, где висел скандальный билборд, — политическая реклама провластного кандидата…

Судебный сбор за подачу исковых заявлений хотят увеличить. Причем ни много ни мало в два раза. Кроме того, украинцев обяжут платить, если до суда дойдет предписание об уплате любого штрафа. По предварительным подсчетам, такие новшества всего за год принесут казне дополнительные 250 млн грн. Адвокаты повышению ставок только рады — это отвадит любителей судиться по любому поводу и разгрузит суды от рассмотрения мелочных дел вроде раздела яблони, которая выросла на меже. Люди будут решать такие конфликты путем переговоров. В то же время некоторые юристы полагают, что решать вопросы в судебном порядке станет слишком дорого даже тем, кому это действительно необходимо.

Не судимы будете

Главная цель законопроекта об увеличении ставок судебного сбора — несомненно преодоление бедности украинской Фемиды. «По данным Государственной судебной администрации, финансирование текущих затрат судов общей юрисдикции сейчас находится на уровне 9,1%, — говорится в пояснительной записке к документу. — При этом по закону покрытие этих расходов должно осуществляться из средств от уплаты истцами судебного сбора. Тем не менее законодательство не предусматривает, к примеру, механизм компенсации затрат на ведение дел по административным правонарушениям. Очевидно, что нужны изменения как в отношении размера ставок судебного сбора, так и в части определения плательщика этого сбора. Именно за счет таких изменений можно достичь уменьшения дефицита указанных средств».

Эта сложная формулировка по сути сводится к нескольким принципиальным новшествам. Во-первых, судебный сбор должны будут оплатить «проштрафившиеся» украинцы, чего сейчас нет. «Законодатель вводит понятие уплаты сбора за наложение административного взыскания, — поясняет независимый юридический консультант Андрей Осадчий. — Это значит, что за любой штраф ГАИ, КРУ, санэпидстанции или налоговой службы, который дошел до рассмотрения в суде и рассматривается в порядке административного делопроизводства, придется заплатить 0,03 минимальной зарплаты (на сегодняшний день это 33,06 грн). Это оплата постановления суда о наложении административного взыскания. Четко определен плательщик сбора — сам нарушитель. Ставка судебного сбора в данном случае, в принципе, небольшая, однако все равно она станет дополнительной статьей расходов».

Во-вторых, в законопроекте предложено увеличить ставки судебного сбора. «По целому ряду исковых заявлений ставки сбора увеличиваются вдвое, — обращает внимание директор юридической компании «Дефенсор» Сергей Жежель. — Например, при расторжении брака и подаче иска неимущественного характера придется платить не 0,1 минзарплаты, а 0,2 (повышение с 110,2 грн до 220,4 грн). Подорожают иски о взыскании морального ущерба: если сейчас для них установлена фиксированная цена, то законодатель предлагает ввести градацию. Чем больше истец собирается взыскать с ответчика, тем большую цену за подачу иска он должен будет заплатить в суде. Например, если моральный ущерб по иску превышает 55,1 тыс. грн (50 минимальных зарплат), то за подачу такого иска придется платить 5,5 тыс. грн (то есть, 10% от суммы)». Заметим, только за подачу, без гарантий дело выиграть и получить компенсацию. Видимо, и эти новшества отвадят от судов любителей тяжб, например со средствами массовой информации.

Банкноты банкрота

Изменяются расценки на подачу заявлений о признании должника банкротом. Если сейчас ставка судебного сбора в большинстве предусмотренных судом случаев составляет одну минимальную зарплату (1102 грн), то в законопроекте предложено привязать размер сбора к величине имущественных требований кредитора к задолжавшему заемщику. По словам Жежеля, подачу заявления истцу придется оплачивать в размере 1% суммы иска, но не меньше, чем полторы минимальной зарплаты (1653 грн). Однако Осадчий называет это изменение несущественным: «Как правило, иски о признании должника банкротом подают налоговая служба, Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. По закону, эти ведомства освобождены от уплаты судебного сбора. Что же касается исков от юридических и физлиц, то их сейчас единицы, а после введения новых ставок не будет вообще», — резюмирует юрисконсульт. Это означает, что, например, теперь коллекторы и банки будут активнее давить на психику задолжавших заемщиков, чтобы получить свои деньги. Ведь давление на психику практически бесплатное, а вот доводить дело до суда станет дороже.

В целом юристы оценивают новый законопроект неоднозначно. «Такие мотивы, как неудовлетворительное материальное положение судов и получение дополнительных средств в бюджет страны, безусловно, аргументируют документ, — полагает партнер адвокатской компании «Гончаров и партнеры» Артем Карась. — И меры, предложенные документом, улучшат положение судебной системы. Но сказать то же самое о простых людях сложно по одной простой причине. Увеличение ставок судебного сбора хотя и отсеивает недобросовестных истцов, но ведет к тому, что любое лицо, будь то крупная компания, бабушка или студент столкнутся с ситуацией, когда целесообразность подачи иска в суд нивелируется необходимостью оплаты немалого сбора-побора».

С одной стороны, по закону ответчик (если суд признает его виновным) обязан возместить истцу все затраты, и уплату судебного сбора в том числе. С другой стороны, в Украине главные проблемы всегда начинаются именно на этом этапе, ведь ответчик в момент взыскания чаще всего оказывается неплатежеспособным, а его имущество переписанным на родню, соседей, друзей и домашних любимцев. Взять с человека нечего. «Рядовые украинцы, которые считают каждую копейку, прекрасно понимают, что это риск и вряд ли пойдут в суды, когда ставки судебного сбора резко повысятся, — считает Осадчий. — Тем более, что все они привязаны к минимальной зарплате, которая не стоит на месте, а постоянно увеличивается. Если законопроект будет принят в нынешнем виде, суды станут закрытым клубом для избранных, у которых есть достаточно средств на оплату услуг нашей дорогой Фемиды».

Кто освобождается от уплаты судебного сбора

Ветераны ВОВ, инвалиды І и ІІ групп, чернобыльцы 1 и 2 категории, а также лица, страдающие психическими расстройствами, или их представители; кроме того, общественные организации инвалидов.

Истцы за подачу исков о взыскании зарплаты, восстановлении на работе и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Истцы за подачу исков о возмещении убытков, нанесенных увечьем или другим повреждением здоровья, а также смертью физического лица.

Истцы за подачу исков о взыскании алиментов.

Истцы за подачу исков о возмещении материальных убытков, причиненных преступлением.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав.

Налоги отсудят бесплатно

К перечню «льготников», которые освобождаются от уплаты судебного сбора, относятся не только инвалиды и ветераны, но также Минфин, налоговая служба, таможня, Госказначейство, финансовые инспекторы и другие ведомства с государственным статусом (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения и пр.). По мнению законодателей, это позволит повысить эффективность взимания долгов и одновременно не потребует лишних расходов из госбюджета. Правда, некоторые депутаты считают, что судебные сборы должны оплачивать и органы власти — тогда им станет невыгодно «кошмарить» предпринимателей в судах по надуманным делам, у которых нет перспективы. А в суды призовут лишь тех нарушителей и «уклонистов», чью вину действительно можно доказать в судебном порядке.

Как могут измениться ставки судебных сборов*

Действие

Нынешняя цена, грн**

Предлагаемая цена, грн**

Подача искового заявления неимущественного характера

110,2

220,4

Подача искового заявления о расторжении брака

110,2

220,4

Подача искового заявления о возмещении морального ущерба

определяется с учетом цены иска

– иск до 5,5 тыс. = 220,4

– иск от 5,5 тыс. до 55,1 тыс. = 5% цены иска, но не меньше 330,6

– иск выше 55,1 тыс. = 10% цены иска

Подача искового заявления о признании должника банкротом и/или об имущественных требованиях к должнику

от 551 до 5,5 тыс., но в большинстве случаев 1,1 тыс.

1% от цены иска, но не меньше 1,65 тыс. и не больше 11 тыс.

Подача административного иска неимущественного характера

33,06

66,12

Подача административного иска имущественного характера

1% имущественных требований, но не меньше 110,2 и не больше 2204

2% имущественных требований, но не меньше 1653 и не больше 4408

Утверждение постановления о наложении административного взыскания

нет

33,06

* Данные из законопроекта № 11183 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно уплаты судебного сбора)»

** Минимальная зарплата по состоянию на 12.09. 2012 — 1102 грн

Спустя ровно два месяца после регистрации в Парламенте, 18 сентября в первом чтении ВР приняла Проект Закона «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно усиления ответственности за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию человека». Документ вызвал неоднозначную оценку украинских политиков, а также общественности. Например, парламентский омбудсмен Валерия Лутковская считает, что внедрение в отечественное законодательство этой инициативы приведет к ограничению прав и свобод граждан, поэтому законопроект противоречит Конституции, Европейской конвенции о защите прав человека и международным обязательствам Украины. Но нужна ли Украине криминализация клеветы и оскорбления в современных условиях?

Дегуманизация

Уголовный кодекс, принятый в 1960 г., содержал составы преступлений клеветы и оскорбления (ст. 125 и 126 УК в ред. 1960 г.). Однако в 2001 г., принимая новый УК, законодатель весьма обоснованно отказался от этих составов преступлений. Среди аргументов в пользу отказа от уголовной ответственности за клевету называлась и сложность доказывании, ведь доказать, что клеветник заведомо был осведомлен о ложности распространяемых сведений, действительно крайне трудно. Хотя это утверждение, конечно, относится лишь к правовому государству, а не к тоталитарному, где признание – мать доказательств. Кроме того, если разобраться, потерпевшего от клеветы или оскорбления интересует, прежде всего, восстановление собственной репутации и получение компенсации за переживания, связанные с нарушением его прав. Но для этого привлечение виновного к уголовной ответственности вовсе не нужно. В демократическом обществе честь и достоинство человека являются наивысшей социальной ценностью, что, собственно, и записано в Конституции Украины (ст. 3 Основного закона). Соответственно, честь и достоинство должны охраняться и защищаться государством и его системой правосудия. Европейский опыт доказывает, что наиболее эффективной защитой чести и достоинства является гражданско-правовая защита. Именно по этому пути пошел отечественный законодатель, декриминализируя в 2001 г. ответственность за клевету и оскорбление.

Что предлагают парламентарии

В пояснительной записке к законопроекту №11013 автор Виталий Журавский сетует, что сейчас, к сожалению, уголовная ответственность за клевету и оскорбление отсутствует, что не способствует воспрепятствованию этим тяжким преступлениям против чести и достоинства человека и гражданина. Причисление клеветы и оскорбления к тяжким преступлениям нардеп обосновывает упомянутой выше ст. 3 Конституции. Согласно ст. 12 действующего УК, тяжким считается преступление, за которое предусматривается наказание в виде штрафа свыше 10 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее – НМДГ), но не более 25 тыс. НМДГ, или лишение свободы на срок от 5 (но не более 10) лет. К особо тяжким отнесены те преступления, за которые могут наказать штрафом на сумму более 25 тыс. НМДГ или лишить свободы на срок более 10 лет, вплоть до пожизненного лишения свободы.

За распространение заведомо неправдивых сведений, позорящих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию, т. е. за клевету предусмотрено наказание в виде штрафа от 200 до 500 НМДГ (до 8,5 тыс. грн) или исправительных работ на срок до 1 года или ограничением свободы до 2-х лет

За клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующуюся в произведениях или СМИ, или совершенное следователем, прокурором или судьей предлагается наказывать штрафом от 500 до 1,5 тыс. НМДГ, или исправительными работами на срок от 1 до 2 лет, или ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

Клевета, сопряженная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, должна, по мнению г-на Журавского, наказываться ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Аргументы против

Как видим, санкции, предлагаемые народным избранником за клевету или оскорбления, не соответствуют ни понятию тяжкого, ни, тем более, особо тяжкого преступления согласно ст. 12 УК. Однако то, что автор законопроекта, прямо скажем, неграмотно оперирует юридическими терминами – не самое главное. Больший интерес представляют аргументы, выдвигаемые противниками законопроекта.

Во-первых, повторимся, это сложность доказывания предложенных составов преступлений. К тому же, в диспозициях статей можно обнаружить оценочность ряда понятий. Например, что такое «непристойная форма» и как ее определить?

Во-вторых, опять же повторимся, правоведы давно утверждают, что для человека, пострадавшего от каких-либо действий, порочащих его доброе имя, гражданско-правовая защита чести и достоинства гораздо эффективнее и полезнее. На этом мы коротко остановимся чуть ниже.

В-третьих, с точки зрения европейских подходов, введение уголовной ответственности за клевету и оскорбление – это нонсенс, поэтому принятие проекта №11013 в качестве Закона неизбежно удлинит и без того неблизкий путь Украины в Европу.

В-четвертых, внедрение инициативы Журавского может повлечь ограничение свободы мысли и слова, закрепленной в ст. 34 Конституции. Поэтому одними из первых законопроект начали критиковать журналисты, ведь любого из них можно будет привлечь к уголовной ответственности, обвинив в клевете. До суда дело, может, и не дойдет, но сам факт привлечения к уголовной ответственности, которое обычно связывают с предъявлением обвинения, никому еще жизнь не упростил.

Вот лишь некоторые контраргументы весьма спорной позиции автора законопроекта. Еще раз отметим, что честь и достоинство человека должны защищаться, но для этого действующее законодательство уже предусматривает весьма эффективные механизмы.

Как защитить честь и достоинство

Честь, достоинство и деловая репутация относятся к личным неимущественным правам (ст. 270 ГК). Согласно ч. 1 ст. 275 ГК, лицо имеет право на защиту своего нарушенного личного неимущественного права способом, предусмотренным гл. 3 ГК, в частности, путем обращения в суд. При этом предусмотрено возмещение морального ущерба, причиненного вследствие унижения чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица. Размер такого возмещения определяет суд в зависимости от характера правонарушения, глубины физических страданий, ухудшения способностей потерпевшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, причинившего моральный ущерб (если вина является основанием для возмещения) и т. д. (ст. 23 ГК).

Таким образом, реализуя свое право на обращение в суд, лицо, чьи личные неимущественные права нарушены, имеет возможность получить адекватную компенсацию за нарушение этих прав. Кстати, взыскание штрафов в порядке уголовного судопроизводства осуществляется в пользу государства, а не потерпевшего, а чтобы потерпевший мог получить компенсацию за моральный и материальный ущерб, он должен предъявить гражданский иск в порядке уголовного судопроизводства.

Кроме того, для восстановления статус-кво законодательством предусмотрено право лица, личные неимущественные права которого нарушены, на ответ и опровержение информации (см. ст. 277 ГК). Например, если права были нарушены каким-либо СМИ, то ответ и/или опровержение недостоверной информации должны быть обнародованы в этом же СМИ. Иными словами, действующее гражданское законодательство полностью удовлетворяет демократическим требованиям защиты чести, достоинства и деловой репутации. Описанная практика широко распространена в цивилизованном мире и на сегодняшний день признается оптимальной.

Следуем за Россией?

Напомним, что Президент РФ Владимир Путин 30 июля 2012 г. подписал Федеральный Закон, которым в России вводится уголовная ответственность за клевету. Реакция российского политикума и общественности была неоднозначной. По сути, аргументы «против», приведенные в этой статье, звучали и из уст наших соседей.

Введение уголовной ответственности за клевету и оскорбление в украинском законодательстве многими расценивается как шаг назад, в советское прошлое, и, как видим, аргументы противников упомянутого законопроекта вполне логичны. Остается надеяться, что украинские народные избранники не последуют примеру своих коллег из России и документ не будет принят во втором чтении.

К слову, это уже не первая попытка внедрения подобного рода инициатив. Но отметим, что предыдущие попытки криминализировать клевету и оскорбление в отечественном законодательстве оказались к счастью неудачными.

Журналистское сообщество празднует победу – депутат Виталий Журавский «отозвал» свой проект закона об установлении уголовной ответственности за клевету. В стране уже назревала буря, но тут появился Виктор Федорович Янукович, весь такой на белом коне, и величественным жестом дал нардепу команду: скандальный законопроект далее не пущать. 25 октября Журавский зарегистрировал в Раде проект постановления об отмене решения ВР о принятии этого акта в первом чтении. Если повезет, украинцам скоро предстоит насладиться зрелищем, когда двести с лишним взрослых и, вроде бы, неглупых людей, будут отменять результаты собственного голосования, имевшие место, оказывается, по недоразумению, а депутат-«регионал» Елена Бондаренко еще раз расскажет на всю страну о фракционной дисциплине. «Я пыталась убедить фракцию, что все-таки этого делать не нужно, но поскольку у нас срабатывает принцип партийной дисциплины, то мне пришлось по решению большинства голосовать за этот законопроект», - говорила она неделю назад «Газете по-украински». Дав, между прочим, понять, что проект обсуждался на заседании фракции ПР и был поддержан.

«Тут не должно быть лицемерия. Если уже есть позиция фракции, то что, получается, до выборов не принимать, чтобы показаться добренькими, а уже после выборов мы вам покажем? Мы хотели бы, чтобы за нас голосовали за таких, какими мы являемся, а то получается, что выборы прошли, ми победили, а потом мы понапринимаем такого, чего люди не видели в нашей избирательной программе, или чего не замечали в нашей депутатской деятельности. В этом плане мы честнее наших оппонентов», - сказала Бондаренко. Спустя неделю ряд «регионалов», включая самого Журавского, заявили, что ужесточение наказания за клевету, но не в проголосованном варианте, а без уголовной ответственности, нужно перенести на послевыборный период. При этом Янукович, комментируя принятие «антиклеветнического» законопроекта, выдал его за чистую инициативу одного депутата: «Журавский не случайно принял решение об отзыве. Он услышал мою точку зрения, точку зрения однопартийцев. Такие решения принимать в спешке нельзя».

До выборов ВР соберется еще всего два раза – 2 и 16 октября. Если в эти дни она не отменит результаты собственного голосования за законопроект Журавского, то жить с ним, в его нынешнем виде, придется Раде нового созыва. Где, вполне может статься, останется господствовать вся президентская рать.

Хорошо забытое старое

Неделю назад Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о возвращении в Уголовный кодекс статей о клевете и оскорблении, предусматривающих наказание до пяти лет лишения свободы. Такие же статьи были в УК Украинской Советской Социалистической Республики 1960 года. Поддержали проект фракция Партии регионов в почти полном составе, все до единого коммунисты, а также примкнувшие к ним «литвиновцы» и ряд внефракционных нардепов.

Автор этого документа, член фракции ПР и бывший заместитель мэра Киева Леонида Черновецкого Виталий Журавский, всего пять месяцев назад давший депутатскую присягу, в своей пояснительной записке обосновывает необходимость криминализации клеветы, в частности, тем, что «государства, которые, как и Украина, ранее отказались от уголовной ответственности за клевету, в последнее время возвращаются к этому правовому инструменту защиты чести, достоинства и деловой репутации лица. В частности, в Российской Федерации принят закон, которым ответственность за «клевету» возвращена из сферы административных правонарушений к уголовным преступлениям». У кого-то еще остаются вопросы, какую именно «новую страну» строит ПР?

Уголовную ответственность за клевету и оскорбление Рада отменила в 2001 году, под давлением Парламентской Ассамблеи Совета Европы, обеспокоенной подавлением свободы слова в Украине и убийствами журналистов (в 2000 году был, в частности, убит Георгий Гонгадзе, в 2001-м – Игорь Александров), которые, к тому же, должным образом не расследовались. Уже спустя два года предпринимаются первые попытки ее вернуть.

В 2003 году с проектом закона о наказании исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до года за подрыв репутации государственного деятеля, выступает коммунист Владимир Анищук, испытавший, по его словам, травлю в одесских СМИ и не имевший возможности добиться ее прекращения, так как прокуратура не видела в таких действиях никакого правонарушения. И хотя у коллег-депутатов, среди которых были и другие пострадавшие в этой одесской кампании, история Анищука вызвала понимание и сочувствие, «за» проголосовали всего 16 человек. Позже обуздать СМИ дважды пытался «регионал» Василий Киселев (в 2006 и в 2010 годах) и неприятно прославившийся «отцом» тендерной мафии «бютовец» Антон Яценко (в 2008-м), однако два из этих проектов сами же авторы отозвали, а один – проект Киселева 2010 года – не был включен в повестку дня ВР. Что-то изменилось в 2012-м…

Терроризм по-украински

В Украине идет постепенная, осторожная, полускрытая, и потому не бросающаяся в глаза очевидностью трансформация сложившейся за последние 20 лет, ценой жизни и здоровья многих журналистов, «среды обитания» медиа. Выбиваются из этого ряда разве что наглая агрессивная атака на телеканал TVi и подзабытые сегодня, но вряд ли случайные, нападки известной «защитницы» свободы слова, нардепа от ПР Елены Бондаренко на грантодателей и «грантоедов», которые «за деньги американских налогоплательщиков» поливают грязью самое святое – украинскую власть. И если пока еще мысль прикрыть один из немногих финансовых источников для независимых СМИ и правозащитников не нашла своего воплощения из-за попыток режима сохранить хоть в малой мере дружбу с Западом, то всякое может случиться, когда «стратегических партнеров» США и ЕС полностью заменят таковые в лице России и Китая. А к этому идет.

Нельзя забывать, и скоро об этом может напомнить само государство, что в начале 2012 года Конституционный суд дал определение  «конфиденциальной информации», которого не было ранее в украинском законодательстве: «Информацией о личной и семейной жизни лица являются любые ведомости и/или данные об отношениях неимущественного и имущественного характера, обстоятельства, события, отношения и так далее, связанные с лицом и членами его семьи, за исключением предусмотренной законами информации, которая касается осуществления лицом, которое занимает должность, связанную с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, должностных или служебных полномочий. Такая информация о лице является конфиденциальной».

О конфиденциальной информации тоже написано в Уголовном кодексе – за нее незаконный сбор и распространение предусмотрено наказание вплоть до пресловутых пяти лет решения свободы. Определение КС может сыграть против любого журналиста, занимающегося расследованиями, так как злоупотребления украинских чиновников в большинстве случаев основаны именно на «данных об отношениях неимущественного и имущественного характера, связанных с лицом и членами его семьи».

До сих пор, с 2001 года, в Украине существует административная ответственность за распространение заведомо неправдивой информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию лица. Однако нельзя сказать, что за одиннадцать лет нашлось много политиков, решавшихся судиться с журналистами или коллегами-оппозиционерами. Скорее всего, потому, что такой процесс непременно привлек бы внимание к предмету спора, и спровоцировал бы новые неприятные для «потерпевшего» публикации.

Но правдой остается и то, что многие описанные в журналистских текстах явления и схемы бывает невозможно доказать твердыми фактами из-за особенностей украинской государственной системы или украинского бизнеса, спрятанного в оффшорах или оформленного на подставных лиц, тем более – невозможно доказать в украинских судах. Так что любая, даже самая справедливая, догадка, в случае принятия законопроекта Журавского, может стать билетом в тюрьму. Уже по двум статьям УК – как незаконный сбор конфиденциальной информации и/или как клевета. Как минимум, самих по себе этих норм достаточно, чтобы унять прыть некоторых «акул пера». Возможно, что именно на это и рассчитывали их инициаторы. В ином случае, быть может, в ближайшее время мы станем свидетелями новых показательных судебных процессов, и тогда мотивации лезть в высокие чиновничьи материи лишатся многие.

К этому остается только добавить, что по странному совпадению именно с 2010 года для украинцев стало родным чужеродное дотоле слово «терроризм». И в стране, никогда, до 2010 года, не знавшей терактов, 12 сентября 2012 года выходит распоряжение Кабинета министров «Об информационно-разъяснительных мероприятиях в сфере борьбы с терроризмом». И в этом распоряжении СБУ, МВД, Минобороны, МЧС и Госкомитету по телевидению и радиовещанию «рекомендуется обеспечить», в частности,

«своевременное обнаружение и прекращение распространения материалов с призывами к насильственной смене, крушению конституционного строя, захвату государственной власти, к посягательствам на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, к разжиганию национальной, расовой или религиозной розни, ненависти, к совершению террористических актов, действий, которые угрожают общественному порядку…»;

«освещение в средствах массовой информации мероприятий по реализации государственной политики в сфере борьбы с терроризмом для формирования в обществе негативного отношения к террористической деятельности во всех ее формах и проявлениях»;

«информирование общественности о раскрытых террористических преступлениях, их общественно опасный характер и предусмотренную законом ответственность за совершение таких преступлений…»

Поэтому следующим логичным шагом должно стать возвращение в Конституцию статьи о «руководящей и направляющей» роли ПР и введение смертной казни для тех, кто с этим не согласен: «Руководящей и направляющей силой украинского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Партия регионов Украины. ПРУ существует для народа и служит народу… Партия регионов определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики Украины, руководит великой созидательной деятельностью украинского народа», например, строительством стадионов, СПГ-терминалов и вертолетных площадок…

Недавно, открывая заседание правительства, Николай Азаров прилюдно отчитался об уменьшении роста ВВП – до 1,5% по итогам восьми месяцев против 2,5% за полугодие. При заложенном в бюджете росте на 3,9%. Глава правительства традиционно попенял на «попередникив», виноватых в высоких ценах на газ, на кризис в Еврозоне и все-таки смог объявить все неудачи позитивным результатом. «Предварительная оценка ВВП за этот период (январь-август – Ред.) – рост 1,5%. Учитывая комплекс негативных внешних и внутренних факторов, рецессию в развитых европейских странах и как следствие сворачивание товарных рынков и рынков капитала – это позитивный результат. Я уже не говорю о давлении на экономику чрезмерно дорогих энергоносителей и необходимость возвращать долги», – начал свое выступление Николай Янович.

Стоит отметить, что, не смотря на давешнее пожелание Азарова работникам Госстата «творческого вдохновения», те уже не первый месяц «радуют» премьера негативной статистикой. «Ситуация неблагоприятная. Эти негативные тенденции в экономике наблюдаются уже несколько месяцев: уменьшается рост ВВП, промышленности, строительства, сельского хозяйства. Резко уменьшился и без того непонятный рост внутренней торговли, уменьшился рост внешней торговли. То есть – все основные показатели. Будет ли отрицательный рост ВВП по итогам года? Думаю, нет. Но надо понимать, что даже 1% (роста ВВП – Ред.) находится в пределах точности расчетов», – сказал «Комментариям» Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития.

Впрочем, ряд экспертов более категоричен. «Это то, чего и следовало ожидать еще с начала года. Я думаю, что по оптимистическому сценарию рост ВВП в 2012 году составит 1%, по средневзвешенному – 0%, а пессимистический сценарий зависит от потрясений, которые испытывают внешние рынки», – сказал «Комментариям», экс-первый замминистра финансов Игорь Уманский и саркастически спросил, не напоминает ли это все 2008 год.

Старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский и вовсе предрекает падение ВВП страны в 2012-м до 2%. По его словам, падение промышленного производства в августе на 4,7% по сравнению с августом прошлого года является предвестником обвала ВВП. «Есть такой показатель, как рост промышленности. Этот показатель очень сильно связан с ростом ВВП. Даже в странах Европы, где промышленность составляет не настолько большую долю ВВП, как у нас, показатели промпроизводства используются в качестве основы для прогноза ВВП. Ведь сфера услуг более или менее постоянная, и основные колебания наблюдаются именно в промышленности. А в промпроизводстве мы имеем спад вот уже несколько месяцев. Соответственно, это предвестник того что ВВП также покажет спад. Рост ВВП в 1% – это совсем оптимистический сценарий. А пессимистический – падение на 2%. Если, конечно, все считать честно», – сказал он «Комментариям».

Собственно, среди причин падения экономики страны эксперты, так же как и Николай Янович, прежде всего назвали ситуацию на рынках стран - потребителей украинской продукции. Тем не менее, есть, что вписать в заслуги и премьер-министру. «Названная Азаровым цифра, конечно, очень отличается от того, что заложено в бюджете – 3,9% роста ВВП. Это связано как с неблагоприятными тенденциями у основных потребителей нашей продукции, так и с тем, что мы, будучи не диверсифицированной экономикой, очень слабой и я бы сказал пугливой экономикой, слишком чувствительны к неблагоприятным тенденциям. У нас маленький внутренний рынок и не диверсифицированное производство. Последние годы показали, что если снаружи чихают, то у нас сразу воспаление легких. Этого может не быть только при условии каких-то непредвиденных позитивных тенденций в мировой экономике, чего никто не предсказывает», – считает Пасхавер.

«Влияние Евро-2012 было, в основном, в том, что оно «раздувало» бюджет и таким образом «раздувало» ВВП за счет строительства. Сейчас эти вложения прекратились, потому этого искусственного роста нет. При этом все было бы неплохо, если бы остальная экономика развивалась. А она, к сожалению, не развивается – и это уже заслуга правительства. Очень сильное давление на малый бизнес. Плохая ситуация в среднем бизнесе – за счет рейдерства, за счет того, что невозможно получить кредиты в виду того же рейдерства. Условия для ведения бизнеса – плохие. Соответственно, вся остальная экономика не растет», – продолжил Дубровский.

При этом и Уманский, и Дубровский, похоже, готовятся повторить свои прошлогодние зимние прогнозы, когда не только утверждали, что заложенные в госбюджете-2012 показатели роста экономики страны фантастические, но и добавляли, что хорошо бы было выйти на нулевую динамику по итогам года. Так что при возвращении под купол Рады проекта бюджета на следующий год показателя в 4,5% роста ВВП в нем уже не будет. «Эта процедура с бюджетом выглядит смешенной: зарегистрировали, отозвали. Мне представляется, что такая цифра (рост в 4,5% – Ред.) нереалистична, но и им, кажется, она представляется также, поэтому они и устроили комедию с однодневной регистрацией и отзывом», – заключил Пасхавер.

Простых же украинцев должен больше волновать вопрос не размера ВВП, а как его «намазать на хлеб». Вот с этим, похоже, уже в ближайшие месяцы намечаются проблемы. По крайней мере, такой вывод можно сделать исходя из причин, по которым правительство тщательно прячет бюджет, все больше берет в долг и все усложняет фискальную систему.

Резолюция сената США №466 от 22 сентября, содержащая два ключевых слова-раздражителя — «Тимошенко» и «Янукович» — вызвала в Украине такие эмоции и разнотолки, что и спустя неделю есть смысл обсудить некоторые нюансы, касающиеся данного документа.

Вкратце о содержании. Резолюция авторства сенатора Джеймса Инхофа в соавторстве с представителем большинства в верхней палате законодательного органа США Ричардом Дурбином (а также еще тремя присоединившимися к ним сенаторами) призывает администрацию В.Януковича немедленно освободить из тюремного заключения Юлию Тимошенко и других политических заключенных. «Сенат США осуждает действия администрации президента Виктора Януковича, направленные на политически мотивированное заключение бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко». Сенат также обращается с просьбой к госдепартаменту США и ОБСЕ «оказывать объединенное многостороннее дипломатическое давление на президента В.Януковича, чтобы освободить Ю.Тимошенко». Кроме того, сенат призывает госдепартамент установить запрет на выдачу виз тем, «кто ответственен за заключение Ю.Тимошенко и плохое обращение с ней».

Немедленно отреагировавший украинский МИД, заявивший о нецелесообразности комментирования резолюции, «учитывая манеру ее рассмотрения и декларативный, не обязательный характер документа», тем не менее разразился почти страницей мало дипломатичного текста. Его цель не столько пристыдить сенаторов-«беспредельщиков», сколько усладить слух главного адресата этого заявления — хозяина Банковой, уважающего и «полюбляющего» подобный штиль межгосударственного общения (да и как не порадовать хозяина, если под главой МИД Константина Грищенко опять ходуном ходит кресло, а слухи о приходе на Михайловскую Леонида Кожары уже становятся навязчивыми?).

Теперь по существу претензий к процедуре, после заявления МИД разошедшихся широкими кругами в комментариях «экспертов», на провластных интернет- и печатных страницах.

Резолюция не была «сляпана на скорую руку»: в сенате ее проект был представлен еще 17 мая, так что и посольству, и МИД, и соответствующим клеркам в АП о ее существовании было давно и отлично известно. 21 мая в документ были внесены технические исправления, 19 сентября резолюция прошла рассмотрение в сенатском комитете по международным делам и была поставлена в законодательную повестку дня сената, а 22 сентября утверждена единогласно. Что касается претензий МИД Украины к принятию документа «с голоса», то эта процедура весьма распространена в сенате. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть хотя бы список законодательных актов, проходивших в сенате в тот же день, что и «резолюция по Тимошенко», и способ их утверждения. Почему рассматривали ночью? Ну, так наш парламент тоже, бывает, заседает по ночам, если приспичит. А сенаторы в последний день работы перед длительными каникулами решили не оставлять «хвосты». Тем более что на работу они выйдут уже после того, как выборы в Украине завершатся, а «предупредительный выстрел в воздух» необходимо было сделать до того, как произойдут возможные нарушения.

Кого-то смутило и вызвало сомнения в легитимности резолюции то, что в зале присутствовало всего четыре сенатора? А то, что при отмене поправки Джексона-Вэника в отношении нашей страны в 2005 году присутствовал всего один (!) сенатор, никого не смущает? Почему никто не кричит о нелегитимности этого решения и не требует вернуть поправку вместе с предусмотренными ею торговыми ограничениями?

Теперь по поводу «логических вопросов и протестов», которые якобы существовали «как минимум у нескольких сенаторов». На самом деле, если бы кто-то был сильно против, или даже не сильно, а просто указал на необходимость перенести рассмотрение данной резолюции (причем для этого совсем не требуется сидеть до победного конца в зале, можно внести свое замечание заранее), это бы сделали. Более того, американские законодательные процедуры предусматривают возможность оспаривания того или иного акта даже после его принятия. Так что если бы какой-то сенатор, имевший замечания к резолюции «по Тимошенко», проснувшись поутру, вдруг обнаружил бы, что принят не устраивающий его документ, он спокойно мог бы его опротестовать. Но ни один из сенаторов этого не сделал.

Посол США Джон Теффт подтвердил журналистам радио «Свобода»: «Решение по резолюции было принято единогласно. Никто не голосовал против. Это означает, что сенат полностью поддержал резолюцию».

ZN.UA обратилось еще и в офис второго по рангу человека в сенатском большинстве Ричарда Дурбина с вопросом, имели ли место какие-то нарушения или сомнительные обстоятельства во время принятия резолюции. Вот какой ответ нам прислал пресс-секретарь сенатора Макс Глейшман: «Если здесь и присутствуют какие-то „сомнительные" обстоятельства, то они касаются как раз причин заключения Юлии Тимошенко, где она находится уже в течение многих месяцев. Данная резолюция была принята единогласно в ходе открытого голосования в сенате. Это стандартная процедура, применяемая при рассмотрении вопросов, по которым существует согласованная, однозначная точка зрения большинства. Все правила и процедуры в данном случае были соблюдены, никто их для этого не менял. Конечно же, принятие такой резолюции не совсем устраивает украинские власти, но она говорит о том, что члены сената единодушно осуждают политическое заключение Юлии Тимошенко. Кроме того, эта резолюция готовилась в течение нескольких месяцев. Все ведомства (сенаторские офисы) были поставлены в известность о том, что сенат намерен рассмотреть этот вопрос с тем, чтобы они могли представить свои замечания и возражения. Резолюция предварительно обсуждалась на открытом заседании сенатского комитета по международным делам и была им поддержана. Утверждения о том, что здесь якобы имели место какие-то нарушения процедуры, не имеют под собой никаких оснований».

Кстати, вопреки расхожему мнению, никакого дальнейшего прохождения по американским законодательным коридорам этот документ не требует, он уже является самодостаточным и полноценным. Резолюция, в отличие от законопроекта, не должна в обязательном порядке приниматься обеими палатами конгресса. (К слову, в палате представителей конгресса также зарегистрирована и ждет своего часа резолюция по Украине, предполагающая персональные санкции против нарушителей прав человека).

Каковы же последствия сенатской резолюции для Украины, ее руководства и Ю.Тимошенко? Формально — никаких. И в этом украинские противники резолюции правы: это рекомендательный документ, никого ни к каким действиям не обязывающий. Почему же тогда официальный Киев так нервно реагирует на «декларативный», «не обязательный» документ? Потому что это, в самом деле, один из последних предупредительных звонков из Вашингтона. Резолюция продемонстрировала единство мнений по «украинскому вопросу» республиканцев и демократов и, по сути, дала политическое благословение Белому дому и госдепу на более жесткие меры в случае необходимости относительно тех, кто нарушает в нашей стране демократические принципы.

Хотя, конечно, стоит признать, что в 2004 году американские законодатели были настроены все же более решительно, нежели сегодня. Почему-то в эти дни никто не вспоминает так называемый «Акт об украинской демократии и честных выборах-2004 г.», автором которого был конгрессмен Дана Рорабахер. Этот законопроект (а не рекомендательная резолюция), имевший, по утверждению людей посвященных, все шансы стать полноценным действующим законом, не случись оранжевая революция, предусматривал куда более жесткие меры, нежели нынешняя сенатская резолюция. Вот что рассказал восемь лет назад в интервью «Зеркалу недели» сам Д.Рорабахер (прошу прощения за длинную, но, на мой взгляд, весьма поучительную цитату:

«В соответствии с этим законом, к Украине и ее должностным лицам должны будут применены серьезные санкции (в том числе отказ в выдаче виз, конфискация имущества, приобретенного незаконным путем, блокирование банковских кредитов либо финансовой помощи от США или международных правительственных организаций) до тех пор, пока президент США в своем докладе перед комитетами конгресса не докажет, что выборы в Украине были честными и свободными в полном соответствии со стандартами ОБСЕ, что прекращены все формы ограничения и притеснения СМИ, политической оппозиции и неправительственных организаций, что прекращены все политически мотивированные преследования и обвинения против оппозиционных политиков и независимых журналистов.

Если этого не произойдет, то, согласно закону, президент США обязан дать указание главе миграционной службы, отвечающему за пограничный контроль, запретить въезд на территорию США всем высшим должностным лицам нынешнего руководства Украины, в том числе их супругам и малолетним детям.

Термин „высшее должностное лицо" включает президента Украины, премьер-министра, всех министров, в т.ч. внутренних дел и обороны, сотрудников администрации Президента, народных депутатов, главу СБУ, руководителей таможенной службы, налоговой администрации, государственных комитетов, а также всех членов центральных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Этот термин также охватывает любое должностное лицо, которое лично причастно к нарушению проведения честных и открытых выборов в Украине, будь то судья, работник правоохранительных органов или прокуратуры, глава обладминистрации, мэр города или глава районной администрации, а также любое другое лицо, по мнению нашего министра внутренней безопасности (госдепартамента), лично причастное к принятию решений или их исполнению в нарушение международных стандартов прав человека, честных и открытых выборов.

Кто конкретно был или не был прямо либо косвенно причастен к нарушениям, будет определяться в соответствии с действующими административными процедурами сотрудниками Государственного департамента, которые будут иметь доступ ко всем источникам информации в Украине, включая политические партии, прессу, неправительственные организации, правоохранительные органы, посольства западных государств и международные мониторинговые структуры».

Возможно ли появление в конгрессе США документа, подобного «Акту об украинской демократии» в случае грубых нарушений на грядущих парламентских выборах? В офисе соавтора резолюции по Тимошенко сенатора Дурбина нам ответили следующее: «Между двумя дружественными демократическими государствами всегда существуют какие-то противоречия. Эта резолюция отражает точку зрения сената о том, что Юлия Тимошенко является политзаключенной, а также его желание видеть предстоящие в Украине парламентские выборы честными и открытыми. Ранее сенат уже принимал документы обязательного (а не рекомендательного) характера. Сейчас еще рано говорить о том, какими могут быть дальнейшие действия правительства США, но пока оно внимательно отслеживает ситуацию в Украине и надеется, что вопрос о политическом заключении Тимошенко будет справедливо решен уже в самом ближайшем будущем».

Однако стоит заметить, что перспективы принятия даже столь серьезного и жесткого документа как «Акт об украинской демократии», не остановили тогдашнюю украинскую власть от вопиющих нарушений во время президентских выборов 2004 г. Спросите, что же тогда способно предостеречь власть сегодняшнюю? Это, конечно, вопрос. Но, может быть, наглядные примеры?

«Акт об украинской демократии» так и не был принят, поскольку украинский народ восемь лет назад сам защитил демократию в своей стране. А вот «Акт о демократии в Беларуси» американцы таки приняли — в том же 2004г. (обе палаты конгресса проголосовали за него единогласно, после чего закон стал обязательным для исполнения). Сегодняшние американские санкции против режима Лукашенко — во многом результат его действия. «Актом…» предусмотрен запрет на въезд в США высшим должностным лицам Беларуси, запрещены стратегический экспорт в эту страну и государственные инвестиции, а также приняты меры к сокращению финансовой помощи стране со стороны международных финансовых институтов. «Акт...» предусматривает обнародование данных об экспорте Беларусью оружия в страны, поддерживающие терроризм, и публикацию сведений о доходах президента страны и других высших должностных лиц.

Как напомнил ZN.UA Макс Глейшман, «на данный момент законодательно утвержденные санкции и ограничения действуют в отношении Сирии, Ирана и некоторых других государств. Конгресс в прошлом уже принимал ограничения и другого рода, как это было в случае с соседней Беларусью».

Но и принятия специального закона для того, чтобы быстро наказать нарушителей прав человека и ограничителей демократических свобод, не потребуется, если Белый дом и госдеп примут соответствующее решение. Еще один наглядный пример для украинской власти — «список Магнитского». Хотя в американском законодательном органе все еще рассматриваются целых два проекта «закона Магнитского» (этим летом данный процесс ускорился), вот уже более года около 60 российских должностных лиц, причастных к аресту и смерти консультанта инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, не имеют возможности попасть на территорию США. Госдеп имеет право отказывать в выдаче виз лицам, имеющим отношение к нарушениям прав человека (не раскрывая их имен), на основании закона об иммиграции и гражданстве. Если же, в конце концов, конгрессом будет принят еще и «закон Магнитского», то людей из соответствующего списка ожидает «бонус» в виде замораживания их финансовых активов в США. Как свидетельствуют некоторые эксперты, один из двух законопроектов (в случае утверждения), в принципе, можно будет применять относительно не только граждан России, но и нарушителей прав человека в других государствах…

Так что воспитательный арсенал Вашингтона достаточно гибок и широк, было бы желание его применить.

Почему оно не обуяло Вашингтон до сих пор? Причин несколько. Начиная от собственных президентских выборов и низкого расположения Украины в списке американских приоритетов до серьезных и обоснованных опасений, что наша страна таки может свернуть с западного пути на северо-восточный, если Запад поведет себя слишком резко относительно украинских правителей.

Вашингтон, находящийся в фарватере определения Збигнева Бжезинского — «без Украины Россия невозможна как империя», — не торопится в полную силу жать на тормоз, но резолюцией сената напоминает Януковичу, что он у них есть. В принципе, посетивший США Виктор Янукович это понимает. Равно как и то, что от него зависит, дернут ли американцы за «ручник». А ведь он не теряет надежды решить в США ряд вопросов, способных спасти его от капитуляции перед Путиным и вхождения в Таможенный союз. Обсудить эти вопросы во время краткой протокольной встречи с президентом США Бараком Обамой президент Украины не успел. А во время фотосессии было не с руки. Но накануне визита Януковича в ООН Штаты посетила представительная делегация, в которую вошли почти все руководители экономического властного блока, за исключением министра экономики Петра Порошенко: главы Нацбанка Сергей Арзбузов, Минфина Юрий Колобов, АПК Николай Присяжнюк, налоговой Александр Клименко, Минэкологии и ресурсов Эдуард Ставицкий и примкнувший по должности к доверенным лицам — ставленникам Семьи — глава таможни Игорь Калетник. Краткий перечень, поднимаемых ими вопросов, примерно таков. Не заинтересует ли США, чьи компании начинают заниматься разработкой сланцевого и шельфового газа в Украине, участие в консорциуме по управлению украинской ГТС? Не поспособствуют ли делу остановки строительства «Южного потока»? Завершат ли столь перспективно начатый процесс по установке LNG-терминала и уверенному обеспечению прохождения танкеров через Босфор? Помогут ли разжиться более ощутимой, нежели 800 млн. долл., поддержкой во Всемирном банке? Подставят ли плечо в переговорах с МВФ, не желающим смягчать выдвинутые ранее условия? Сами члены делегации демонстрировали максимальную открытость, отвечая на массу вопросов бизнесменов и чиновников, касающихся НДС, Таможенного кодекса, инвестиционного климата, намерений относительно налоговых подходов, правил игры на аграрных «полях» и т.д. Но вот на вопрос, что будет с выборами и Тимошенко убедительный ответ дать не могли.

В каком случае более или менее строгие увещевания Вашингтона сменятся жестким наказанием? В случае беспредела. Что такое «беспредел» в сегодняшнем понимании Вашингтона — тоже вопрос. Но, тем не менее, Виктор Янукович не должен тешить себя иллюзиями. Рассказывают, что он был немало удивлен, узнав в Ялте от европейцев — Ш.Фюле, К.Билдта и Э.Брока, — что «с выборами уже не все в порядке». На Западе отлично понимают, что основные нарушения — это не скармливание крокодилам оппозиционного электората на участках в день выборов. Основные нарушения происходят уже сегодня — манипуляции с составом комиссий, ограничения свободы слова, подкуп избирателей и т.д. и т.п. Но Янукович-то был уверен, что еще никто ничего не заметил.

В Нью-Йорке на этой неделе Хиллари Клинтон вместе с Кэтрин Эштон в очередной раз выразили надежду, что Украина проведет справедливые выборы и положит конец избирательному правосудию. Они также четко дали понять: США и Евросоюз проводят одинаковую политику, состоящую в том, что их отношения с Украиной смогут продвигаться вперед лишь тогда, когда будет положен конец избирательному применению правосудия и проведены свободные и справедливые выборы.

А тем временем наши источники вновь подтверждают: соответствующие международные структуры продолжают сбор информации о зарубежных активах Семьи Януковича…