«Любая оценка, к ней надо относиться серьезно. Заангажированная, незаангажированная, была принята по процедуре, не по процедуре - не нам давать оценки американскому Сенату, ему оценку дают американцы, политики, люди, которые хорошо знают эти законы», - заявил Президент Янукович в Нью-Йорке, комментируя недавнюю жесткую резолюцию по Украине, принятую Сенатом. Слова Президента звучали бы гораздо естественнее, если бы перед его визитом в Штаты наш МИД, а за ним и нардеп-«регионал» Леонид Кожара не метали молнии в сторону «продажных» американцев: глава МИД Константин Грищенко поведал о «сомнительной процедуре» сенатского решения, а Кожара вообще обвинил законодателей Штатов в том, что они, дескать, работают на украинскую оппозицию отнюдь не за спасибо. Что ж, в любой другой стране президентское «не нам давать оценки» закончилось бы ротацией руководящих кадров в МИД и длительной информационной опалой говорливого депутата. Но это – в другой стране. У нас же иные традиции: «боярам» разрешено безнаказанно говорить глупости.
Другой показательный момент: чтобы высказать свое «фэ» по поводу законопроекта о клевете авторства депутата от Партии регионов Виталия Журавского, Виктору Федоровичу пришлось дожидаться поездки в Соединенные Штаты. Формула «мудрый царь» - «плохой боярин» прослеживается и здесь. Ну, как еще объяснить, почему после скандала Журавский остался на посту внештатного советника Президента, если он своим законодательным детищем взбудоражил не только Украину, но и Запад? И зачем Президенту Украины было лететь за моря-океаны, если этот вопрос можно было решить здесь – в Киеве? Как тут не вспомнить, как «регионалы» оперативно решили вопрос со своим уже бывшим коллегой Александром Черноморовым, без спросу зарегистрировавшего законопроект о государственном статусе русского языка: раз – и уже не «регионал»…
В целом, ситуация с законопроектом Журавского показала: у нас в стенах парламента кроме самого автора есть еще как минимум 243 «боярина», которые, поддержав «клевету», пошли в разрез с позицией Виктора Януковича. Среди них, в частности, даже «государево око» в Верховной Раде Юрий Мирошниченко. Во время разбора полетов с начавшими бить тревогу журналистскими организациями, Юрий Романович оправдывался: мол, его карточка за законопроект о клевете хоть и голосовала, но сам он в это время даже не находился «под куполом». Симптоматично, что никакого расследования по этому поводу не последовало. Может, по той причине, что за последних несколько лет Верховная Рада не приняла ни одного законопроекта, не нарушая норму Конституции о личном голосовании каждого депутата.
Но вернемся к тому, как Президенту выстраивают имидж «мудрого Соломона». Наглядный пример: уникальная позиция Виктора Януковича относительно скандального закона о языковой политике. Пока в стенах парламента велись крупномасштабные бои, гарант был как бы над процессом. Когда же после взмаха руки «дирижера» Михаила Чечетова «бояре» освятили данный документ нажатием зеленых кнопок, Виктору Федоровичу придумали вариант «кризисного менеджемента» Закон он подписал, но, как заявила его советница Анна Герман, выхода у Президента не было. Виноват, мол, во всем «столбовой боярин» Литвин. Плюс Виктор Федорович прикрылся «творческой интеллигенцией», которую свезли для этой цели на президентскую дачу в Крыму.
Теперь же Президент, видимо, шутки ради назначил главой рабочей группы по подготовке новой концепции украинского языка премьера Николая Азарова, неоднократно плакавшегося, как в Украине «душили» русский язык. Возникает логический вопрос: что, на всю страну не нашлось толкового специалиста по украинскому языку?!
Получается, что в игре в «царя» и «бояр» задачи распределены очень четко: «шуты-бояре» подают патроны в виде различных инициатив вроде уже упомянутого выше законопроекта о клевете, а «царь» постфактум объявляет свою нарочито сбалансированную позицию. И все бы ничего, только одно плохо: после этого нехороший осадок остается. Не у «бояр», а у населения.