Статьи
Вряд ли кто-то сомневается, что «покращення життя» олигархов после выборов будет набирать обороты. Последняя избирательная кампания изрядно раструсила мошну спонсоров власти, и теперь ее снова надо наполнять. Очевидно, что не за партийный счет.
Пока единоличным чемпионом по освоению государственных ресурсов остается Дмитрий Фирташ, который, как говорят, удачно разложил яйца в разные корзины — и регионалов поддержал, и перед другими политсилами в грязь лицом не ударил.
Только за последнюю неделю бизнесмену удалось получить контроль над одной из крупнейших в стране харьковской ТЭЦ-5, а также сформировать из лояльных к себе компаний комитет кредиторов крупнейшего в стране химзавода — «Сумыхимпром».
В обоих случаях цена, уплаченная за активы, существенно — по некоторым оценкам, в три-пять раз — ниже рыночной. В обоих случаях ключевая прибыль Дмитрия Васильевича может формироваться за счет газа, который он имеет возможность поставлять своим новым активам, например, завышая его стоимость для ТЭЦ-5, или предоставляя ценовые преференции «Сумыхимпрому». Что еще больше увеличивает таким образом ущерб бюджету, который, очевидно, давно превратился для г-на Фирташа в ссудную кассу, возвращать которой деньги совсем не обязательно, равно как и не обязательно, судя по недавнему заявлению одной из банковских ассоциаций, возвращать деньги банкам-кредиторам «Сумыхимпрома». И ставит такими действиями жирный минус в графе «инвестиционная привлекательность Украины» во всех международных и отечественных рейтингах, оценивающих деловой климат в стране.
Кесарю — кесарево, а газовое — Фирташу
Непосредственно перед избирательной кампанией г-ну Фирташу были отданы госпакеты большинства неприватизированных на сегодняшний день облгазов. В течение августа-сентября Group DF быстро и напористо скупила за бесценок пакеты акций 12 облгазов: «Винницагаза», «Волыньгаза», «Черновцыгаза», «Житомиргаза», «Тысменицагаза», «Сумыгаза», «Луганскгаза», «Запорожьегаза», «Днепропетровскгаза», «Севастопольгаза», «Ивано-Франковскгаза», «Николаевгаза».
Причем проданы большинство из них были очень даже недорого. Косвенно об этом свидетельствует разница в количестве шагов по увеличению цены между этими газораспределительными сетями и теми, при покупке которых наблюдалась хоть какая-то конкуренция. Например, цена госпакета «Лубныгаза» увеличилась более чем в 15 раз, тогда как по большинству других облгазов рост цены составлял десятки процентов.
Один из наиболее состоятельных провластных бизнесменов, Дмитрий Фирташ, сразу после выборов продолжил приращивать свои активы компаниями, бизнес которых прямо или косвенно зависит от поставок газа. Зачислить в свою бизнес-группу г-н Фирташ уже может одну из крупнейших в стране харьковскую ТЭЦ-5, за 94,5% которой связанная с ним компания заплатила почти 340 млн. грн., что при сравнении со стоимостью «Западэнерго» и «Центрэнерго» говорит о существенном занижении цены продажи. По самым скромным меркам, в три раза.
Необходимо отметить, что конкурс по продаже ТЭЦ (всего государство планирует продать пять штук) был выписан, очевидно, именно под Дмитрия Васильевича. Во-первых, претендовавшие на покупку энергогенераций компании должны были иметь подтвержденные запасы газа на отечественных месторождениях (минус структуры Ахметова и Коломойского), не принадлежать государству более чем на 25% (минус «Газпром» и «Нафтогаз»). Во-вторых, изначально поднятая на знамя причина приватизации ТЭЦ — необходимость найти инвестора для перевода их на водоугольную смесь — из приватизационных условий потом испарилась.
В результате Дмитрий Фирташ купил компанию, которую сможет снабжать собственным газом и неплохо зарабатывать как на поставках голубого топлива, так и на последующей реализации произведенной энергии полуторамиллионному Харькову, который обслуживает ТЭЦ-5.
Причем зарабатывать можно дважды — сначала завышая стоимость природного газа, который будет закупать ТЭЦ, а затем на разнице между себестоимостью электроэнергии и отпускной ценой для населения. Компенсировать последнюю будет госбюджет, давно уже ставший дойной коровой для владельцев энергогенераций.
Завышение стоимости импортного газа — классическая схема переноса точки прибыли энергетических и химических производств в офшорные зоны, одновременно с выводом капитала за рубеж.
После отмены постановления Кабмина, которое давало право монопольно растаможивать газ на территории Украины только НАКу, у Дмитрия Фирташа открылись колоссальные возможности по использованию этой схемы. У бизнесмена заключен долгосрочный контракт на поставку топлива с дочерней фирмой «Газпрома» Gazprom Germania по цене существенно ниже, чем у «Нафтогаза». К тому же, если сбудутся слухи о желании вице-премьера Валерия Хорошковского вернуться с «независимой» (в плане, что от него ничего не зависит) должности в Кабмине к управлению Гостаможней, г-ну Фирташу будет намного проще и дешевле этот газ растаможивать.
Факты? Имеются
В распоряжении ZN.UA оказались данные, свидетельствующие о том, что сразу четыре химических предприятия из сферы влияния г-на Фирташа (ОАО «Концерн „Стирол", ПАО „Ривнеазот", ОАО «Северодонецкое объединение „Азот", ОАО „Азот") закупают импортный природный газ у его же собственного трейдера — кипрской компании-дилера OstChem Holding. Сумма закупок более чем внушительная — 3,35 млрд. грн. Для чего посреднику нужна офшорная юрисдикция, а не украинская, читателям ZN.UA объяснять, пожалуй, не надо. Кроме льгот по налогообложению прибыли, еще одно преимущество — закрытость информации об объеме самой прибыли, сформированной разницей между ценой закупки и ценой продажи украинским предприятиям. Однако несложные подсчеты показывают, что завышение цены импорта газа всего на 20% обходится бюджету страны (через недоплату налога на прибыль) в 154,1 млн. грн.
Возможность использовать газ украинской добычи, а также собственный импорт голубого топлива — ключевые преимущества компаний Дмитрия Фирташа на рынке удобрений, себестоимость которых на 70% определяется стоимостью газа.
Казалось бы, получающийся в результате очень даже приличный уровень рентабельности химического бизнеса должен стимулировать международную компанию Group DF к прозрачным действиям по покупке таких активов. Однако «зачем платить больше?» — Дмитрий Фирташ избрал для получения контроля над новыми химпроизводствами старую стратегию и пользуется бедственным положением государственных предприятий, с последующим их приобретением за бесценок.
Так, 2 ноября 2012 года Хозяйственный суд Сумской области утвердил введение процедуры санации химического предприятия «Сумыхимпром» сроком на 12 месяцев. Об этом сказано в сообщении предприятия на портале раскрытия информации НКЦБФР. Согласно решению суда, управляющим санацией назначен глава правления ПАО «Сумыхимпром» Игорь Лазакович (ранее член правления, заместитель председателя правления ЗАО «Крымский Титан», 50%+1 акция которого принадлежат OstChem Holding Дмитрия Фирташа. — Ред.). Распорядителем имущества должника назначен арбитражный управляющий Роман Марченко.
По информации Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз» (УКБС), представляющей интересы банков-кредиторов сумского предприятия, в состав комитета кредиторов вошли пять предприятий, связанных с ПАО «Сумыхимпром», — ООО «Компания по управлению активами „Промышленные инвестиции", ООО „Синтез Ресурс", ПАО „Крымский Титан", Компания Ostсhem International и ПАО «Коммерческий банк „Надра" (все эти предприятия связывают с бизнесменом Дмитрием Фирташем. — Ред.). В пресс-релизе ассоциации утверждается: «Основные кредиторы должника — банки (на сегодняшний день это шесть учреждений, сумма претензий которых с учетом процентов и пени составляет около миллиарда гривен) даже не были включены в состав комитета кредиторов, а фактически устранены от процесса и возможности влияния на него». По утверждению представителей УКБС, это подтверждает факт доведения госпредприятия до искусственного банкротства с целью перераспределения производства в пользу частных структур.
Банки-кредиторы (пока еще) госпредприятия — Индустриалбанк, «ВиЭйБи Банк», «Альфа-банк», банк «Форум», Укрсиббанк, «Надра» и ПУМБ — к работе комитета кредиторов допущены не были. «При подсчете голосов требования банков, в отличие от других кредиторов, были ограничены лишь основным долгом без учета задолженности по процентам и пене, что существенно увеличило разрыв между голосами банков и голосами технических представителей», — отмечает ассоциация. В результате, как подчеркивает УКБС, шесть банков, являющихся основными кредиторами «Сумыхимпрома» с суммой требований с учетом процентов и пени около 1 млрд. грн., не были включены в состав комитета кредиторов и фактически отстранены от процесса.
В том, что процесс искусственного банкротства выгоден именно Дмитрию Фирташу, в банковской среде никто не сомневается. В прошлом году г-н Фирташ лично обещал почти вчетверо увеличить на «Сумыхимпроме» выпуск двуокиси титана, «модернизировав старую линию на 40 тыс. тонн и построив две новые по 60 тыс.».
Ирония ситуации в том, что нынешние «зависшие» банковские кредиты выдавались как раз под модернизацию производства — как титанового, так и минеральных удобрений. Именно благодаря им и была профинансирована докризисная реконструкция, за которую сегодня не хочет расплачиваться газовый олигарх.
И ладно бы денег у предприятия не было. Но они есть! За первое полугодие 2012-го чистый доход ПАО «Сумыхимпром» от реализации продукции увеличился на 6,6% — до 1,06 млрд. грн. (против 996,5 млн. грн. за первое полугодие 2011-го). Такие положительные тенденции могли бы стать основой для погашения проблемной задолженности ПАО «Сумыхимпром» перед кредиторами. Однако начиная с 2010 года предприятие уклоняется от выполнения кредитных обязательств перед банками (которые, учитывая кризисные явления, пересмотрели условия кредитования с целью уменьшения нагрузки на предприятие).
Банкиры часто вспоминают заявление Валентины Жуковской, экс-председателя правления принадлежащего Дмитрию Фирташу банка «Надра» (кстати, тоже одного из кредиторов «Сумыхимпрома»). «В одном из интервью она сказала, что Фирташ — человек слова, и если обещал, то обязательно выполнит. Но, видимо, забыла сделать оговорку, что такие «понятия» у него, похоже, распространяются только на собственные активы», — говорит один из финансистов.
Представители Государственной акционерной холдинговой компании «Титан Украины» (ее сейчас возглавляет работник контролируемого г-ном Фирташем «Крымского Титана») избегают давать комментарии. Более того, за прошедший период они так и не удосужились хотя бы собрать кредиторов и озвучить им свою позицию относительно перспектив погашения кредиторской задолженности сумского ПАО. Неофициально же представитель холдинга заявил, что перспективный план развития вообще не предполагает расчетов с кредиторами.
Более того, руководство Сумской облгосадминистрации допускало, что «Сумыхимпром» может быть разделен «на два-три отдельных предприятия». Иными словами, рассматривались варианты ликвидации государственного предприятия и попытки списания долгов с выводом наиболее привлекательных активов на отдельное юридическое лицо.
Для банков и их вкладчиков это означает появление безнадежной задолженности, которая будет перекладываться на кредитные ставки для других субъектов экономики. Для экономики страны — очередной жирный минус в графе «инвестиционная привлекательность Украины» во всех международных и отечественных рейтингах, оценивающих деловой климат в стране.
И, что самое смешное, ставит этот минус глава совета Федерации работодателей Украины, уставная цель которой — «улучшение деловой среды, повышение статуса украинского бизнеса в мире и поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса». Но все эти красивые слова, с оглядкой на вышеописанную ситуацию, перечеркиваются всего одним некрасивым словом — «кидок».
- Информация о материале
Катастрофическая ситуация на рынке наличной валюты и расцвет черного рынка толкают власти на отчаянные шаги. Рабочая группа из представителей Нацбанка, Кабмина и профильного комитета ВР в пожарном порядке готовит законопроект, которым срочно будет введен 15-процентный налог на доходы граждан и 1-процентный сбор в Пенсионный фонд от продажи наличной иностранной валюты.
«Группа заседает и днем и ночью. Будем работать и в субботу, и в воскресенье, если понадобится», – говорит источник в Кабмине. Срочность обусловлена тем, что закон о введении новых налогов должен успеть принять еще нынешний состав Верховной рады.
Стимуляторы
Чиновники хотят, чтобы закон вступил в силу уже с 1 декабря, хотя реально платить новые налоги население начнет, скорее всего, только в начале 2013 г. «Есть очень большая вероятность того, что закон будет проголосован в парламенте 20 ноября, чтобы успеть ввести его в действие с 1 декабря», – рассказал Forbes.ua председатель Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политике Виталий Хомутынник (ПР).
По его словам, законопроект пока находится в стадии разработки и может еще измениться. Но основная цель его принятия – не столько пополнение бюджета за счет новых поступлений, сколько борьба с валютными спекулянтами и стабилизация курса. Хомутынник обещает, что новые налоги не будут взиматься прямо с 1 декабря.
По словам одного из авторов законопроекта, он предполагает переходный (адаптационный) период в 1-2 месяца, в течение которых все желающие смогут сдать валюту в банки без уплаты налогов. «Таким образом они [авторы законопроекта] хотят стимулировать граждан избавиться от наличной валюты, приобретенной на черный день», – объясняет банкир, пожелавший остаться неназванным. Это якобы позволит погасить ажиотажный спрос на наличную валюту со стороны населения и поправить платежный баланс.
Согласно уже подготовленному проекту документа, от налога будут освобождены экспортеры и импортеры – юрлица, а также заробитчане, которые ввозят валюту на территорию Украины и здесь меняют ее на гривны.
Освободят, скорее всего, от новых платежей и граждан, которые сдают в банк валюту, полученную с депозитного или расчетного счета в банке. Но такая валюта должна будет «отлежаться» на банковском счете от 1 до 3 месяцев. Окончательно период пока не определен.
Черный рынок станет популярнее
В прошлом году отрицательное сальдо покупки-продажи наличной валюты населением составило $11,5 млрд. Если учесть, что в среднем население сдает в кассы банков порядка $3 млрд в месяц, то дополнительные доходы бюджета, теоретически, могут составить около 50 млрд грн. в год.
Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин считает инициативу Кабмина и Нацбанка абсолютно правильной: по его мнению, необходимо сделать покупку валюты некомфортной. «У нас получается, что именно люди разваливают экономику страны, – говорит Тимонькин. – Получается, что официальная экономика вполне сбалансировано работает, а люди хотят инвестировать в валюту чужого государства. Тем самым создается дефицит платежного баланса».
Другие эксперты сомневаются, что новый закон будет работать так, как ожидают его авторы. По мнению некоторых участников рынка, закон не уменьшит объемы спекулятивных сделок, а загонит наличный оборот валюты глубже в тень. «Никто не захочет сдавать валюту в банки по 7 грн./USD, выгоднее будет отнести менялам по 8,20 грн./USD. В этом случае разница в доходе будет вполне оправдывать любые риски», – считает председатель правления среднего банка.
- Информация о материале
Огромное количество наших граждан живёт в перманентном когнитивном диссонансе. В них постоянно умудряются уживаться противоположные мысли, желания и представления, которые, по здравому рассуждению, откровенно не совместимы между собой.
Заискивание и ненависть
Большинство населения ненавидит абстрактную власть (государство в целом, Верховную Раду или Кабмин, местные администрации). Но я неоднократно сталкивался с тем, что при появлении конкретного чиновника вместо справедливого неприятия его идёт откровенное заискивание. Это было бы понятно, если бы чиновник решал бы проблемы этих людей, но даже если они оставались нерешёнными, присутствовал священный трепет – «я САМОГО *** видел»!
Недовольство и бездействие
Так же парадоксально хроническое нежелание что-либо делать, сопутствующее большинству недовольных высказываний. Огромное количество людей не хочет решать проблем, не хочет предпринимать активных действий, а требует, чтобы им предоставили решение на тарелочке с голубой каёмочкой. Это вам любой юрисконсульт скажет – люди не хотят получать консультацию, они хотят, чтобы им решили, вместо них.
Именно поэтому при всём обилии протестов в Украине до сих пор не было революции – протестанты чаще всего не хотят брать управление на себя, а продолжают требовать что-то от власти, даже если власть откровенно демонстрирует пофигизм в отношении их проблем. Этим страдает даже парламентская оппозиция, которая теоретически претендует на власть, а на практике постоянно чего-то требует у власти. Реальная оппозиция не должна требовать, она должна брать.
Вера и неверие
В равной степени поражает и повальное неверие в «новые лица». Почему-то по умолчанию считается, что они обязательно должны испортиться и стать такими же, как и текущие представители власти. Или даже хуже. И наоборот, потрясающая вера в то, что «эти уже наворовались, теперь успокоятся», хотя на практике постоянно происходит наоборот – аппетиты коррупционеров со временем только растут.
Потребность в лидерах и неприятие их
Очень часто приходится слышать «нам нужен лидер, за которым можно будет пойти». При этом произносящие это оказываются недовольны любыми предложенными кандидатурами на лидерство. Более того, они не могут внятно описать, каким должен быть лидер, чтобы они за ним пошли.
Гордыня против ответственности
Часто даже активные граждане не могут договориться, кто кого должен слушать или кто за кем должен идти. Им кажется, что их принуждают к подчинению (хотя это всегда должен быть только их собственный выбор), и они активно сопротивляются любому лидерству. Но при этом и сами не готовы принять на себя бремя руководства и ответственности.
Самоуверенность и некомпетентность
Также меня всегда поражала готовность некоторых людей высказывать своё мнение в вопросах, в которых они явно не обладают компетенцией (ни профильными знаниями, ни опытом). Впрочем, когда предлагаешь этим людям разрулить реальную проблемную ситуацию, они обычно очень быстро исчезают в ближайших кустах.
Неуверенность против смирения
Многие не хотят занимать подчинённые роли, но при этом не чувствуют в себе силы и знаний, чтобы занимать руководящие роли. В результате получается, как в одном старом фильме про крестовые походы, объясняющем поражение крестоносцев: «Среди франков было много достойных мужей, но никто не хотел подчиняться другим. А османы знали лишь Эмира Тысячи».
Индивидуальность против организации, беспомощность и слабость
Ещё одно поразительное противоречие, тесно связанное с предыдущими, состоит в фразе «а что я один могу?». Особенно в сочетании с сильным нежеланием объединяться в любые формы организации. Если вы не можете что-то в одиночку, то давайте объединяться! А если вы все такие самостоятельные, то почему тогда жалуетесь (и где ваши результаты)?
Бесперспективность и страх
С одной стороны, выстроенная в Украине за последние двадцать лет система убивает любые перспективы личного развития и роста материального благополучия для 99% граждан. С другой стороны, эти самые граждане, фактически не имеющие будущего, не готовы рисковать, чтобы обрести его в борьбе. Хотя многим из них реально «нечего терять, кроме своих цепей».
Во многом это является результатом внедрённой в массовое сознание лживой и манипулятивной мысли «лишь бы не было войны». Хотя война уже давно ведётся, просто пока без помощи стрелкового оружия (несмотря на это её последствия не менее разрушительны и опустошительны для украинского народа).
Резюме
Как правильно говорил профессор Преображенский, «разруха в головах, а не в клозетах». Пока в головах наших граждан царит полный хаос и сумбур, пока «на два украинца три гетьмана», пока они не могут определиться в своих предпочтениях, не могут организоваться и принять на себя ответственность за свою жизнь – дела не будет.
В своё время вся разношерстная запорожская братия и представители других сословий совместно смогли договориться и выдвинули единого командующего – Богдана Хмельницкого. И не взирая на вольницу, на различия, на противоречия взглядов, конфликты интересов и личную неприязнь – смогли объединиться и выступить единой силой. Потому что нужно было дать отпор произволу шляхты, ростовщиков и магнатов.
Сегодня у нас такой же произвол, только без национальных или религиозных признаков деления. Но разруха и каша в головах пока мешают дать ему действенный отпор. Нам нужно осознать свой интерес, очистить сознание и принять решение о формировании единого фронта Сопротивления.
- Информация о материале
Прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в виде акционерного капитала в январе-сентябре 2012 года составил 2,6 млрд долларов, что на 29,4% меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Об этом сообщила Государственная служба статистики.
С учетом ранее обнародованных данных, в третьем квартале этого года ПИИ увеличились всего на 0,24 млрд долларов, что в пять раз ниже показателя третьего квартала 2011 года и является одним из худших показателей за последние годы.
В частности, во втором квартале 2012 года прирост ПИИ составил около 1,52 млрд долларов, в первом — 0,85 млрд долларов. За минувший год ПИИ увеличились на 4,56 млрд долларов, в том числе в четвертом квартале — на 0,88 млрд долларов, в третьем — на 1,26 млрд долларов, во втором — на 1,6 млрд и в первом — на 0,83 млрд долларов.
Согласно данным Госстата, за девять месяцев иностранные инвесторы вложили в украинскую экономику 4,319 млрд долларов, одновременно изъяли 0,817 млрд долларов, тогда как за девять месяцев прошлого года эти показатели составили, соответственно, 4,742 млрд долларов и 0,685 млрд долларов.
Госстат также уточняет, что в январе-сентябре этого года в учете ПИИ их потеря, переоценка и переклассификация сформировали негативный результат в 0,903 млрд долларов, что в несколько раз превышает показатель прошлого года.
В целом, согласно данным статведомства, объем внесенных в Украину прямых иностранных инвестиций в виде акционерного капитала к началу октября 2012 года достиг 52,67 млрд долларов, или 1157 долларов на душу населения.
В то же время, согласно данным Госстата, объем задолженности по кредитам и займам, а также по торговым кредитам и другим обязательствам перед прямыми инвесторами за девять месяцев 2012 года вырос на 1,59 млрд долларов — до 9,84 млрд долларов, увеличившись за третий квартал на 0,638 млрд долларов.
За девять месяцев 2011 года прирост кредитов и займов был равен 0,89 млрд долларов, в том числе в третьем квартале — 0,44 млрд долларов.
Инвестиции поступили из 129 стран мира. В десятку наибольших стран-инвесторов, на которые приходится более 82% общего объема ПИИ, входят: Кипр — 15,076 млрд долларов, Германия — 7,4 млрд долларов, Нидерланды — 5,04 млрд долларов, РФ — 3,71 млрд долларов, Австрия — 3,3 млрд долларов, Великобритания — 2,4 млрд долларов, Виргинские Британские о-ва — 1,81 млрд долларов, Франция — 1,8 млрд долларов, Швеция — 1,58 млрд долларов и Швейцария — 1,09 млрд долларов.
На предприятиях промышленности сосредоточено 16,866 млрд долларов (32% общего объема прямых инвестиций в Украину), в т.ч. в перерабатывающей отрасли — 13,936 млрд долларов, по производству и распределения электроэнергии, газа и воды — 1,51 млрд долларов, добывающей промышленности — 1,424 млрд долларов.
Среди отраслей перерабатывающей промышленности в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий внесено 6,137 млрд долларов прямых инвестиций, в производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 2,995 млрд долларов, химическую и нефтехимическую промышленность — 1,321 млрд долларов, машиностроение — 1,156 млрд долларов, производство другой неметаллической минеральной продукции — 1,013 млрд долларов.
В финансовых учреждениях аккумулировано 15,702 млрд долларов (29,8% общего объема) прямых инвестиций.
В организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям, внесено 8,523 млрд долларов (16,2%), в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления — 5,503 млрд долларов (10,4%).
Общий объем прямых иностранных инвестиций (акционерного капитала и долговых инструментов) на 1 октября 2012 года составил 6,252 млрд долларов.
Объем прямых инвестиций (акционерный капитал) из Украины в экономику стран мира на 1 октября текущего года составил 6,428 млрд долларов, в т.ч. в страны ЕС — 6,027 млрд долларов (93,7% общего объема), в страны СНГ — 0,306 млрд долларов (4,8%), в другие страны мира — 0,095 млрд долларов (1,5%).
Прямые инвестиции из Украины осуществлены в 47 стран мира, подавляющая их доля направлена на Кипр (90,4%).
Требования украинских прямых инвесторов по долговым инструментам к предприятиям прямого инвестирования за рубежом на 1 октября 2012 года составляли 0,224 млрд долларов.
Общий объем прямых инвестиций (акционерного капитала и долговых инструментов) в экономику стран мира составил 6,652 млрд долларов.
- Информация о материале
Интересно проследить, как в течение последних двух с половиной лет менялись высказывания Николая Азарова. Вряд ли кто-нибудь сможет лучше опровергнуть нынешнего Николая Яновича, чем сам Николай Янович времен начала своего премьерства. Тогда он четко называл две главные причины экономических трудностей. Например, 25 августа 2010 года на заседании Кабмина выразил надежду, что «уже в следующем году мы полностью восстановим экономику, которая претерпела серьезные удары как из-за мирового кризиса, так и из-за неуклюжей политики предшественников». Причем тогда Азаров четко называл и способы, какими следует избавляться от воздействия этих причин.
Чтобы мировой кризис был не страшен
«Некоторые начинают злословить: якобы Партия регионов заявляла о преодолении руины. Да, руина преодолена, но Партия регионов никогда не говорила о преодолении мирового экономического кризиса», — утверждает нынешний Азаров в официальном заявлении премьер-министра от 9 ноября сего года. Хотя, вступив на премьерский пост, тогдашний Азаров любил рассказывать о том, что он лично глубоко разбирается в природе мировых кризисов, и заявлял, что способ спастись от воздействия этих кризисов существует — это «глубинные реформы». «Все мировые кризисы — это всего лишь передел мировых рынков с целью создания для себя наиболее комфортных условий», — объяснял тогдашний Азаров административно-хозяйственному активу Донецкой области 19 марта 2010 года, подчеркивая, что без проведения «глубинных реформ» страна не выживет: «Впервые у нас появилась уникальная возможность реформирования страны. У нас свой президент, свое правительство и своя коалиция в Верховной Раде. Если мы не используем эту уникальную возможность, то вернемся туда, откуда вышли. У страны не будет будущего. Конкуренция в мире настолько обострилась, что нам не будет места». «Правительство настроено на проведение глубинных реформ», — резюмировал тогда «Урядовий портал».
Нынешний Азаров стесняется рассказывать о том, какие «глубинные реформы» он провел, и предпочитает ограничиваться рассказом о «преодолении руины». Впрочем, прежний Азаров подобную аргументацию категорически отметал.
Чтобы не повторять ошибок предшественников
«Мы не будем, как предшественники, тешить себя и обманывать людей сравнениями с предыдущим провальным годом, мы будем сравнивать с докризисным периодом экономического роста», — пообещал на заседании Кабмина 17 марта 2010 года тогдашний Азаров. Некоторое время он действительно сдерживал это обещание и, сообщая о показателях роста, уточнял, что до уровня докризисного 2007 года еще далеко. Однако честности хватило ненадолго. Нынешний Азаров в заявлении от 9 ноября сего года не постеснялся сказать, что «сейчас Украина находится в гораздо лучших условиях, чем, например, в марте 2010 года», умолчав о том, выполнено ли то обещание, который дал прежний Азаров 17 марта 2010 года: «Уже в 2012 году не только наверстаем упущенное, но и сможем стабилизировать развитие». О «стабильном развитии» нынешний Азаров вообще давно уже не говорит, поскольку оно стало для него недостижимым, а рассказывает о «стабильности» без развития. «Правительству в течение десяти месяцев текущего года на фоне мировой рецессии удается удерживать стабильную экономическую ситуацию», — заявил он 7 ноября сего года (чем, кстати, поставил в неудобное положение Госстат, который тогда еще только приступил к подведению экономических итогов за десять месяцев).
Еще чем очень хотел прежний Азаров отличаться от своих предшественников, так это программой деятельности правительства. «Программа должна носить качественно иной характер, чем те, которые ранее правительствами декларировались, но не обеспечили коренных изменений нашей экономики», — заявил он 2 апреля 2010 года. Премьер пообещал, что в программе будут определены конкретные этапы деятельности правительства. Первый этап, рассчитанный на два с половиной года, — «это этап наведения порядка, выхода из кризиса, закрепления тенденций устойчивого развития, преодоления бедности. В конце этого этапа мы должны превысить объем валового производства, который был до кризиса». Этот этап должен был завершиться как раз сейчас. Под вторым этапом тогдашний Азаров понимал следующие два с половиной года, в течение которых он предполагал «ускоренный рост экономики на базе инновационно-инвестиционной модели и системных реформ». «В конце этого этапа мы должны превысить уровень ВВП, который был в 1990 году, и удвоить доходы граждан», — рассчитал тогдашний Азаров. По его словам, программа должна была быть утверждена через две недели (то есть 16 апреля 2010 года). Но она так и не появилась. Собственно, это стало одной из главных причин, почему прежний Азаров превратился в нынешнего.
Чтобы не мешала президентская администрация
Конечно, Азаров никогда публично не выказывал недовольства тем, что ему не дали принять собственную программу, а заставили руководствоваться рожденной где-то в президентском окружении Программой экономических реформ на 2010–2014 годы (которая, если верить базе законодательства Верховной Рады, до сих пор даже не опубликована в надлежащем официальном печатном издании). Однако сейчас, после выборов, премьер ведет себя так, словно этой программы нет вообще. 7 ноября он, как сообщает «Урядовий портал», «обязал министерства разработать и подать на рассмотрение Кабинета Министров новые подходы к развитию и модернизации приоритетных отраслей украинской экономики на ближайшие пять лет». Хотя, казалось бы, какие могут быть «новые подходы», если есть президентская программа реформ до 2014 года и нужно руководствоваться ее подходами.
Впрочем, Азаров ведет себя так, словно не только этой программы, но и самого Президента Януковича нет в природе. «Я обращаюсь к руководителям политических партий, представленных в Верховной Раде Украины, с предложением приступить к переговорам по формированию серьезной большой коалиции», — официально заявил Николай Янович 9 ноября, совершенно игнорируя то обстоятельство, что действующей Конституцией никакие коалиции в парламенте не предусмотрены. Интересно, как представляет себе Азаров переговоры с руководителем партии «Батькивщина» Юлией Тимошенко, но еще интереснее, как он собирается что-либо с кем-либо обсуждать, не имея на то полномочий от главы государства.
Чтобы не было мучительно больно
За бесцельно прожитые два с половиной года прежний Азаров не смог ни необходимых реформ провести, чтобы повысить конкурентоспособность Украины в условиях мирового кризиса, ни избежать тех недостатков, в которых он обвинял предшественников, ни стать полномочным представителем Президента по вопросам экономической политики и парламентских коалиций. Зато сумел превратиться в нынешнего Азарова. Прежний Азаров 17 марта 2010 года сказал, в общем-то, пророческие слова: «Или наше правительство войдет в историю как правительство реформаторов, которое вывело страну из кризиса, как правительство, с которого началось новое качество жизни в Украине, или мы бесславно уйдем, как многие наши предшественники». Нынешнему Азарову осталось признать, что получился второй вариант.
- Информация о материале
Начало строительства терминала по регазификации сжиженного газа (СПГ-терминал), которое руководитель Госагентства по национальным проектам Владислав Каськив анонсировал на 15 ноября «плюс-минус два дня», откладывается.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко на саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики в Турции озвучил новую дату старта этого проекта – 26 ноября. Но он не сомневается, что работы будут проходить быстро «благодаря привлечению новейших технологий».
Строительство потребует €846 млн. инвестиций. Затраты Украины как государства, по предварительным расчетам, не должны превысить 25% от этой суммы, то есть около €210 млн., из которых €165 млн. планируется покрыть за счет кредитов зарубежных банков, обеспеченных госгарантиями. Испанская компания Enagaz, которая управляет четырьмя LNG-терминалами и достраивает пятый, высказала заинтересованность выступить соинвестором и оператором украинского проекта. Но при желании другие компании также смогут присоединиться к его реализации.
Красивые мечты
Однако кроме того, что еще не достигнуты договоренности с банкирами о кредитах, также нет подписанных контактов с поставщиками газа, которые смогут выделить необходимые объемы топлива к 2015 г. (4,5 млрд. куб. м газа в год), когда планируется запустить первую очередь СПГ-терминала. Госагентство по нацпроектам не сообщало и о переговорах с потенциальными потребителями в Евросоюзе, заинтересованными выкупать сжиженный газ, поставляемый по украинскому маршруту.
Впрочем, это не помешало Виталию Демьянюку, председателю координационного совета национального проекта «СПГ-терминал», заявить об амбициозных планах экспортировать газ в 18 стран Европы и влиять на газовый рынок, достичь которых, как ожидает чиновник, можно после запуска терминала на полную мощность в 2018 г., что подразумевает транспортировку 10 млрд. куб. м газа в год.
Похожая ситуация наблюдалась несколько лет назад, когда украинские власти активно стремились организовать поставки каспийской нефти на внутренний и европейские рынки благодаря реализации проекта «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск», чтобы сократить зависимость от российского сырья. Но достройка нефтепровода по польской территории затягивается: польские власти не спешат выделять средства для этого, ссылаясь на отсутствие гарантированных договоренностей с Азербайджаном, который высказал заинтересованность в проекте, о поставках нефти. А в Баку при этом говорят только о планах нарастить в ближайшей перспективе добычу, чтобы появилась свободная нефть для новых маршрутов транспортировки, и ожидают контрактов с потребителями, готовыми осуществлять закупки в рамках проекта «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск».
«Нет гарантий, что спрос на газ, поставляемый на украинский СПГ-терминал, будет стабилен. Похожий проект на Балтийском побережье уже реализовывает Польша, куда будет поставляться газ из Катара. О намерениях построить СПГ-терминал на Черноморском побережье заявила также Турция. То есть зарубежные инвесторы, потребители и поставщики сейчас имеют возможность выступать партнерами не только Украины, доверие к которой из-за сложной политической ситуации падает, но и куда более перспективных, с точки зрения энергетического сотрудничества, государств», — сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».
«Идут тектонические процессы»
Строительство СПГ-терминала, как и планы по организации реверсных поставок газа из Европы, украинские власти используют как дополнительные козыри в переговорах с «Газпромом» о снижении цены на российский газ. Благодаря новым проектам Киев хочет добиться диверсификации источников поставок и развития конкуренции на внутреннем рынке среди поставщиков.
Но эти идеи развиваются медленно, потому что на компании и страны, которые могли бы стать украинскими партнерами, также влияет «Газпром», предлагая свои проекты. Эти проекты не всегда выгодны «Газпрому» с точки зрения коммерческих расчетов и даже зачастую противоречат рыночной логике. Но они позволяют компании оставаться эффективным механизмом Кремля в реализации политический целей за рубежом, к примеру, в усилении влияния России в европейском регионе.
«Идут тектонические процессы. «Газпром» или не понимает, что происходит, или делает вид, что ничего не происходит», — констатирует белорусский эксперт Леонид Заико. Но он также прогнозирует, что европейский рынок может быстро переформатироваться благодаря повышению спроса на сжиженный газ и сокращению конкурентоспособности газа, поставляемого по трубопроводам. «Сейчас идет активное развитие инфраструктуры газоснабжения, позволяющей принимать сжиженный газ и перераспределять его между потребителями, подрывая монопольный диктат «Газпрома», — отметил эксперт.
Имидж президента против национальных интересов
Впрочем, из-за негативного влияния политических факторов Украина рискует остаться в стороне от позитивных трансформаций на газовом рынке, которые стали возможны благодаря усилению на нем роли потребителей. «Украинские власти и их идеи не могут рассчитывать на активную поддержку Брюсселя, где сейчас ведутся дискуссии о возможной политической изоляции страны или ограничении контактов с официальным Киевом. Это также препятствует интеграции Украины с ЕС. А Россия на этом фоне успешно реализовывает с Евросоюзом проекты, способные оставить «Нафтогаз», который находится в критическом финансовом состоянии, без транзитных доходов, и соглашается на скидки в цене на газ для европейских компаний. Тогда как Украина продолжает закупки у «Газпрома» по цене, превышающей среднеевропейскую», — отметил Сергей Дубов.
Эксперт напомнил, что в среду на этой неделе было принято окончательное инвестиционное решение по строительству морской части газопровода «Южный поток», которое «Газпром» затеял для того, чтобы избавиться от необходимости транспортировать топливо в ЕС через украинскую газотранспортную систему (7 декабря начнутся монтажные работы). Для этой же цели служит также газопровод «Северный поток», который в октябре заработал на полную мощность — 55 млрд. куб. м в год, и в «Газпроме» подумывают об удвоении этого параметра, несмотря на падение экспорта в 2012 г. на 8 % в сравнении с прошлым годом.
Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis, обратил внимание на парадоксальную зависимость: на снижение экспорта «Газпром» обычно отвечает увеличением и ускорением строительства экспортных газопроводов, коммерческая целесообразность которых весьма сомнительна.
Имея в распоряжении действующие магистрали через Украину и Беларусь пропускной способностью 201 млрд. куб. м газа в год, «Газпром» затеял прокладку «Южного потока» и «Северного потока» общей мощностью 118 млрд. куб. м газа в год при затратах на строительство порядка EUR15 млрд. и $8,8 млрд. соответственно. А гарантированный объем экспорта по контрактам до 2020-2025 гг. составляет 158 млрд. куб. м газа в год при суммарной запланированной для эксплуатации мощности вдвое больше — 319 млрд. куб. м газа в год.
Впрочем, решения украинских властей при президенте Викторе Януковиче в отношении проектов в нефтегазовом секторе также, по мнению Сергея Дубова, далеки от практической реализации идеи по усилению национальной энергетической безопасности. По его словам, отсутствие очевидной поддержки Януковича со стороны зарубежных коллег и неэффективная экономическая политика государства, «ориентированная на поддержку бизнес-интересов конкретной группы лиц», делает бессмысленными попытки в ближайшей перспективе организовать стабильные поставки газа, альтернативные российским, которые бы могли усилить роль Украины на геополитической карте Европы. Также эксперт отмечает, что сложившаяся ситуация способствует различным злоупотреблениям при освоении бюджетных средств, выделяемых на осуществление масштабных энергетических проектов.
- Информация о материале
Страница 1061 из 1561
