Вряд ли кто-то сомневается, что «покращення життя» олигархов после выборов будет набирать обороты. Последняя избирательная кампания изрядно раструсила мошну спонсоров власти, и теперь ее снова надо наполнять. Очевидно, что не за партийный счет.
Пока единоличным чемпионом по освоению государственных ресурсов остается Дмитрий Фирташ, который, как говорят, удачно разложил яйца в разные корзины — и регионалов поддержал, и перед другими политсилами в грязь лицом не ударил.
Только за последнюю неделю бизнесмену удалось получить контроль над одной из крупнейших в стране харьковской ТЭЦ-5, а также сформировать из лояльных к себе компаний комитет кредиторов крупнейшего в стране химзавода — «Сумыхимпром».
В обоих случаях цена, уплаченная за активы, существенно — по некоторым оценкам, в три-пять раз — ниже рыночной. В обоих случаях ключевая прибыль Дмитрия Васильевича может формироваться за счет газа, который он имеет возможность поставлять своим новым активам, например, завышая его стоимость для ТЭЦ-5, или предоставляя ценовые преференции «Сумыхимпрому». Что еще больше увеличивает таким образом ущерб бюджету, который, очевидно, давно превратился для г-на Фирташа в ссудную кассу, возвращать которой деньги совсем не обязательно, равно как и не обязательно, судя по недавнему заявлению одной из банковских ассоциаций, возвращать деньги банкам-кредиторам «Сумыхимпрома». И ставит такими действиями жирный минус в графе «инвестиционная привлекательность Украины» во всех международных и отечественных рейтингах, оценивающих деловой климат в стране.
Кесарю — кесарево, а газовое — Фирташу
Непосредственно перед избирательной кампанией г-ну Фирташу были отданы госпакеты большинства неприватизированных на сегодняшний день облгазов. В течение августа-сентября Group DF быстро и напористо скупила за бесценок пакеты акций 12 облгазов: «Винницагаза», «Волыньгаза», «Черновцыгаза», «Житомиргаза», «Тысменицагаза», «Сумыгаза», «Луганскгаза», «Запорожьегаза», «Днепропетровскгаза», «Севастопольгаза», «Ивано-Франковскгаза», «Николаевгаза».
Причем проданы большинство из них были очень даже недорого. Косвенно об этом свидетельствует разница в количестве шагов по увеличению цены между этими газораспределительными сетями и теми, при покупке которых наблюдалась хоть какая-то конкуренция. Например, цена госпакета «Лубныгаза» увеличилась более чем в 15 раз, тогда как по большинству других облгазов рост цены составлял десятки процентов.
Один из наиболее состоятельных провластных бизнесменов, Дмитрий Фирташ, сразу после выборов продолжил приращивать свои активы компаниями, бизнес которых прямо или косвенно зависит от поставок газа. Зачислить в свою бизнес-группу г-н Фирташ уже может одну из крупнейших в стране харьковскую ТЭЦ-5, за 94,5% которой связанная с ним компания заплатила почти 340 млн. грн., что при сравнении со стоимостью «Западэнерго» и «Центрэнерго» говорит о существенном занижении цены продажи. По самым скромным меркам, в три раза.
Необходимо отметить, что конкурс по продаже ТЭЦ (всего государство планирует продать пять штук) был выписан, очевидно, именно под Дмитрия Васильевича. Во-первых, претендовавшие на покупку энергогенераций компании должны были иметь подтвержденные запасы газа на отечественных месторождениях (минус структуры Ахметова и Коломойского), не принадлежать государству более чем на 25% (минус «Газпром» и «Нафтогаз»). Во-вторых, изначально поднятая на знамя причина приватизации ТЭЦ — необходимость найти инвестора для перевода их на водоугольную смесь — из приватизационных условий потом испарилась.
В результате Дмитрий Фирташ купил компанию, которую сможет снабжать собственным газом и неплохо зарабатывать как на поставках голубого топлива, так и на последующей реализации произведенной энергии полуторамиллионному Харькову, который обслуживает ТЭЦ-5.
Причем зарабатывать можно дважды — сначала завышая стоимость природного газа, который будет закупать ТЭЦ, а затем на разнице между себестоимостью электроэнергии и отпускной ценой для населения. Компенсировать последнюю будет госбюджет, давно уже ставший дойной коровой для владельцев энергогенераций.
Завышение стоимости импортного газа — классическая схема переноса точки прибыли энергетических и химических производств в офшорные зоны, одновременно с выводом капитала за рубеж.
После отмены постановления Кабмина, которое давало право монопольно растаможивать газ на территории Украины только НАКу, у Дмитрия Фирташа открылись колоссальные возможности по использованию этой схемы. У бизнесмена заключен долгосрочный контракт на поставку топлива с дочерней фирмой «Газпрома» Gazprom Germania по цене существенно ниже, чем у «Нафтогаза». К тому же, если сбудутся слухи о желании вице-премьера Валерия Хорошковского вернуться с «независимой» (в плане, что от него ничего не зависит) должности в Кабмине к управлению Гостаможней, г-ну Фирташу будет намного проще и дешевле этот газ растаможивать.
Факты? Имеются
В распоряжении ZN.UA оказались данные, свидетельствующие о том, что сразу четыре химических предприятия из сферы влияния г-на Фирташа (ОАО «Концерн „Стирол", ПАО „Ривнеазот", ОАО «Северодонецкое объединение „Азот", ОАО „Азот") закупают импортный природный газ у его же собственного трейдера — кипрской компании-дилера OstChem Holding. Сумма закупок более чем внушительная — 3,35 млрд. грн. Для чего посреднику нужна офшорная юрисдикция, а не украинская, читателям ZN.UA объяснять, пожалуй, не надо. Кроме льгот по налогообложению прибыли, еще одно преимущество — закрытость информации об объеме самой прибыли, сформированной разницей между ценой закупки и ценой продажи украинским предприятиям. Однако несложные подсчеты показывают, что завышение цены импорта газа всего на 20% обходится бюджету страны (через недоплату налога на прибыль) в 154,1 млн. грн.
Возможность использовать газ украинской добычи, а также собственный импорт голубого топлива — ключевые преимущества компаний Дмитрия Фирташа на рынке удобрений, себестоимость которых на 70% определяется стоимостью газа.
Казалось бы, получающийся в результате очень даже приличный уровень рентабельности химического бизнеса должен стимулировать международную компанию Group DF к прозрачным действиям по покупке таких активов. Однако «зачем платить больше?» — Дмитрий Фирташ избрал для получения контроля над новыми химпроизводствами старую стратегию и пользуется бедственным положением государственных предприятий, с последующим их приобретением за бесценок.
Так, 2 ноября 2012 года Хозяйственный суд Сумской области утвердил введение процедуры санации химического предприятия «Сумыхимпром» сроком на 12 месяцев. Об этом сказано в сообщении предприятия на портале раскрытия информации НКЦБФР. Согласно решению суда, управляющим санацией назначен глава правления ПАО «Сумыхимпром» Игорь Лазакович (ранее член правления, заместитель председателя правления ЗАО «Крымский Титан», 50%+1 акция которого принадлежат OstChem Holding Дмитрия Фирташа. — Ред.). Распорядителем имущества должника назначен арбитражный управляющий Роман Марченко.
По информации Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз» (УКБС), представляющей интересы банков-кредиторов сумского предприятия, в состав комитета кредиторов вошли пять предприятий, связанных с ПАО «Сумыхимпром», — ООО «Компания по управлению активами „Промышленные инвестиции", ООО „Синтез Ресурс", ПАО „Крымский Титан", Компания Ostсhem International и ПАО «Коммерческий банк „Надра" (все эти предприятия связывают с бизнесменом Дмитрием Фирташем. — Ред.). В пресс-релизе ассоциации утверждается: «Основные кредиторы должника — банки (на сегодняшний день это шесть учреждений, сумма претензий которых с учетом процентов и пени составляет около миллиарда гривен) даже не были включены в состав комитета кредиторов, а фактически устранены от процесса и возможности влияния на него». По утверждению представителей УКБС, это подтверждает факт доведения госпредприятия до искусственного банкротства с целью перераспределения производства в пользу частных структур.
Банки-кредиторы (пока еще) госпредприятия — Индустриалбанк, «ВиЭйБи Банк», «Альфа-банк», банк «Форум», Укрсиббанк, «Надра» и ПУМБ — к работе комитета кредиторов допущены не были. «При подсчете голосов требования банков, в отличие от других кредиторов, были ограничены лишь основным долгом без учета задолженности по процентам и пене, что существенно увеличило разрыв между голосами банков и голосами технических представителей», — отмечает ассоциация. В результате, как подчеркивает УКБС, шесть банков, являющихся основными кредиторами «Сумыхимпрома» с суммой требований с учетом процентов и пени около 1 млрд. грн., не были включены в состав комитета кредиторов и фактически отстранены от процесса.
В том, что процесс искусственного банкротства выгоден именно Дмитрию Фирташу, в банковской среде никто не сомневается. В прошлом году г-н Фирташ лично обещал почти вчетверо увеличить на «Сумыхимпроме» выпуск двуокиси титана, «модернизировав старую линию на 40 тыс. тонн и построив две новые по 60 тыс.».
Ирония ситуации в том, что нынешние «зависшие» банковские кредиты выдавались как раз под модернизацию производства — как титанового, так и минеральных удобрений. Именно благодаря им и была профинансирована докризисная реконструкция, за которую сегодня не хочет расплачиваться газовый олигарх.
И ладно бы денег у предприятия не было. Но они есть! За первое полугодие 2012-го чистый доход ПАО «Сумыхимпром» от реализации продукции увеличился на 6,6% — до 1,06 млрд. грн. (против 996,5 млн. грн. за первое полугодие 2011-го). Такие положительные тенденции могли бы стать основой для погашения проблемной задолженности ПАО «Сумыхимпром» перед кредиторами. Однако начиная с 2010 года предприятие уклоняется от выполнения кредитных обязательств перед банками (которые, учитывая кризисные явления, пересмотрели условия кредитования с целью уменьшения нагрузки на предприятие).
Банкиры часто вспоминают заявление Валентины Жуковской, экс-председателя правления принадлежащего Дмитрию Фирташу банка «Надра» (кстати, тоже одного из кредиторов «Сумыхимпрома»). «В одном из интервью она сказала, что Фирташ — человек слова, и если обещал, то обязательно выполнит. Но, видимо, забыла сделать оговорку, что такие «понятия» у него, похоже, распространяются только на собственные активы», — говорит один из финансистов.
Представители Государственной акционерной холдинговой компании «Титан Украины» (ее сейчас возглавляет работник контролируемого г-ном Фирташем «Крымского Титана») избегают давать комментарии. Более того, за прошедший период они так и не удосужились хотя бы собрать кредиторов и озвучить им свою позицию относительно перспектив погашения кредиторской задолженности сумского ПАО. Неофициально же представитель холдинга заявил, что перспективный план развития вообще не предполагает расчетов с кредиторами.
Более того, руководство Сумской облгосадминистрации допускало, что «Сумыхимпром» может быть разделен «на два-три отдельных предприятия». Иными словами, рассматривались варианты ликвидации государственного предприятия и попытки списания долгов с выводом наиболее привлекательных активов на отдельное юридическое лицо.
Для банков и их вкладчиков это означает появление безнадежной задолженности, которая будет перекладываться на кредитные ставки для других субъектов экономики. Для экономики страны — очередной жирный минус в графе «инвестиционная привлекательность Украины» во всех международных и отечественных рейтингах, оценивающих деловой климат в стране.
И, что самое смешное, ставит этот минус глава совета Федерации работодателей Украины, уставная цель которой — «улучшение деловой среды, повышение статуса украинского бизнеса в мире и поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса». Но все эти красивые слова, с оглядкой на вышеописанную ситуацию, перечеркиваются всего одним некрасивым словом — «кидок».