Начало строительства терминала по регазификации сжиженного газа (СПГ-терминал), которое руководитель Госагентства по национальным проектам Владислав Каськив анонсировал на 15 ноября «плюс-минус два дня», откладывается.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко на саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики в Турции озвучил новую дату старта этого проекта – 26 ноября. Но он не сомневается, что работы будут проходить быстро «благодаря привлечению новейших технологий».
Строительство потребует €846 млн. инвестиций. Затраты Украины как государства, по предварительным расчетам, не должны превысить 25% от этой суммы, то есть около €210 млн., из которых €165 млн. планируется покрыть за счет кредитов зарубежных банков, обеспеченных госгарантиями. Испанская компания Enagaz, которая управляет четырьмя LNG-терминалами и достраивает пятый, высказала заинтересованность выступить соинвестором и оператором украинского проекта. Но при желании другие компании также смогут присоединиться к его реализации.
Красивые мечты
Однако кроме того, что еще не достигнуты договоренности с банкирами о кредитах, также нет подписанных контактов с поставщиками газа, которые смогут выделить необходимые объемы топлива к 2015 г. (4,5 млрд. куб. м газа в год), когда планируется запустить первую очередь СПГ-терминала. Госагентство по нацпроектам не сообщало и о переговорах с потенциальными потребителями в Евросоюзе, заинтересованными выкупать сжиженный газ, поставляемый по украинскому маршруту.
Впрочем, это не помешало Виталию Демьянюку, председателю координационного совета национального проекта «СПГ-терминал», заявить об амбициозных планах экспортировать газ в 18 стран Европы и влиять на газовый рынок, достичь которых, как ожидает чиновник, можно после запуска терминала на полную мощность в 2018 г., что подразумевает транспортировку 10 млрд. куб. м газа в год.
Похожая ситуация наблюдалась несколько лет назад, когда украинские власти активно стремились организовать поставки каспийской нефти на внутренний и европейские рынки благодаря реализации проекта «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск», чтобы сократить зависимость от российского сырья. Но достройка нефтепровода по польской территории затягивается: польские власти не спешат выделять средства для этого, ссылаясь на отсутствие гарантированных договоренностей с Азербайджаном, который высказал заинтересованность в проекте, о поставках нефти. А в Баку при этом говорят только о планах нарастить в ближайшей перспективе добычу, чтобы появилась свободная нефть для новых маршрутов транспортировки, и ожидают контрактов с потребителями, готовыми осуществлять закупки в рамках проекта «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск».
«Нет гарантий, что спрос на газ, поставляемый на украинский СПГ-терминал, будет стабилен. Похожий проект на Балтийском побережье уже реализовывает Польша, куда будет поставляться газ из Катара. О намерениях построить СПГ-терминал на Черноморском побережье заявила также Турция. То есть зарубежные инвесторы, потребители и поставщики сейчас имеют возможность выступать партнерами не только Украины, доверие к которой из-за сложной политической ситуации падает, но и куда более перспективных, с точки зрения энергетического сотрудничества, государств», — сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».
«Идут тектонические процессы»
Строительство СПГ-терминала, как и планы по организации реверсных поставок газа из Европы, украинские власти используют как дополнительные козыри в переговорах с «Газпромом» о снижении цены на российский газ. Благодаря новым проектам Киев хочет добиться диверсификации источников поставок и развития конкуренции на внутреннем рынке среди поставщиков.
Но эти идеи развиваются медленно, потому что на компании и страны, которые могли бы стать украинскими партнерами, также влияет «Газпром», предлагая свои проекты. Эти проекты не всегда выгодны «Газпрому» с точки зрения коммерческих расчетов и даже зачастую противоречат рыночной логике. Но они позволяют компании оставаться эффективным механизмом Кремля в реализации политический целей за рубежом, к примеру, в усилении влияния России в европейском регионе.
«Идут тектонические процессы. «Газпром» или не понимает, что происходит, или делает вид, что ничего не происходит», — констатирует белорусский эксперт Леонид Заико. Но он также прогнозирует, что европейский рынок может быстро переформатироваться благодаря повышению спроса на сжиженный газ и сокращению конкурентоспособности газа, поставляемого по трубопроводам. «Сейчас идет активное развитие инфраструктуры газоснабжения, позволяющей принимать сжиженный газ и перераспределять его между потребителями, подрывая монопольный диктат «Газпрома», — отметил эксперт.
Имидж президента против национальных интересов
Впрочем, из-за негативного влияния политических факторов Украина рискует остаться в стороне от позитивных трансформаций на газовом рынке, которые стали возможны благодаря усилению на нем роли потребителей. «Украинские власти и их идеи не могут рассчитывать на активную поддержку Брюсселя, где сейчас ведутся дискуссии о возможной политической изоляции страны или ограничении контактов с официальным Киевом. Это также препятствует интеграции Украины с ЕС. А Россия на этом фоне успешно реализовывает с Евросоюзом проекты, способные оставить «Нафтогаз», который находится в критическом финансовом состоянии, без транзитных доходов, и соглашается на скидки в цене на газ для европейских компаний. Тогда как Украина продолжает закупки у «Газпрома» по цене, превышающей среднеевропейскую», — отметил Сергей Дубов.
Эксперт напомнил, что в среду на этой неделе было принято окончательное инвестиционное решение по строительству морской части газопровода «Южный поток», которое «Газпром» затеял для того, чтобы избавиться от необходимости транспортировать топливо в ЕС через украинскую газотранспортную систему (7 декабря начнутся монтажные работы). Для этой же цели служит также газопровод «Северный поток», который в октябре заработал на полную мощность — 55 млрд. куб. м в год, и в «Газпроме» подумывают об удвоении этого параметра, несмотря на падение экспорта в 2012 г. на 8 % в сравнении с прошлым годом.
Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis, обратил внимание на парадоксальную зависимость: на снижение экспорта «Газпром» обычно отвечает увеличением и ускорением строительства экспортных газопроводов, коммерческая целесообразность которых весьма сомнительна.
Имея в распоряжении действующие магистрали через Украину и Беларусь пропускной способностью 201 млрд. куб. м газа в год, «Газпром» затеял прокладку «Южного потока» и «Северного потока» общей мощностью 118 млрд. куб. м газа в год при затратах на строительство порядка EUR15 млрд. и $8,8 млрд. соответственно. А гарантированный объем экспорта по контрактам до 2020-2025 гг. составляет 158 млрд. куб. м газа в год при суммарной запланированной для эксплуатации мощности вдвое больше — 319 млрд. куб. м газа в год.
Впрочем, решения украинских властей при президенте Викторе Януковиче в отношении проектов в нефтегазовом секторе также, по мнению Сергея Дубова, далеки от практической реализации идеи по усилению национальной энергетической безопасности. По его словам, отсутствие очевидной поддержки Януковича со стороны зарубежных коллег и неэффективная экономическая политика государства, «ориентированная на поддержку бизнес-интересов конкретной группы лиц», делает бессмысленными попытки в ближайшей перспективе организовать стабильные поставки газа, альтернативные российским, которые бы могли усилить роль Украины на геополитической карте Европы. Также эксперт отмечает, что сложившаяся ситуация способствует различным злоупотреблениям при освоении бюджетных средств, выделяемых на осуществление масштабных энергетических проектов.