Главной преградой, стоящей на пути Украины к европейскому качеству жизни, по общему признанию является всепроникающая коррупция. По итогам 2012 года международная правозащитная организация Freedom House отнесла Украину к странам, с наибольшим ухудшением состояния свободы. Главной причиной такого ухудшения стал зашкаливающий уровень коррупции. Во всех мировых рейтингах коррумпированности Украина прочно занимает ведущие позиции, причем тенденция намечается скорее к укреплению, нежели к ослаблению этих позиций.

Коррупция проникла во все сферы жизни украинских граждан, но ее бытовые проявления едва ли можно сопоставить с размерами системного бюджетного воровства. Масштабы распила государственных средств поражают воображение, но еще больше удивляет отсутствие какого-либо организованного противодействия этому явлению со стороны общества. Похоже, большинство граждан попросту не догадывается о том, что их обманывают. Низкая правовая грамотность людей, их незнание налогового законодательства и механизмов наполнения бюджета создают благодатную почву для различных злоупотреблений и банального воровства.

Не смотря на широкое распространение интернета и высокую популярность социальных сетей, борьба с коррупцией так и не вышла на качественно новый уровень. Казалось бы, возможности сети позволяют быстро и беспрепятственно распространять любую информацию, в том числе и ту, что прежде была недоступна большинству граждан. Однако вместо действительно важных вопросов, касающихся коррупции и схем отмывания бюджетных средств, люди в основном занимаются обсуждением скандальных и бессодержательных тем, сознательно забрасываемых в общество политиками.

Давний римский принцип «разделяй и властвуй» работает в Украине, как часы. Вопросы, раскалывающие общество и отвлекающие внимание от коррупционных махинаций, будоражат общество куда больше, нежели сами махинации, от которых напрямую зависит его благосостояние и комфорт. Призывы к борьбе с коррупцией тонут в белом шуме надуманных языковых споров и межрегиональных противоречий. Пока народ в интернете выясняет, кормит ли Донбасс Западную Украину, и достоин ли Шухевич звания Героя Украины, из бюджета Украины уплывают десятки миллиардов гривен, ранее уплаченных спорщиками в этот общий котел в виде налогов и сборов.

Отчего же люди молчат и не сопротивляются откровенному грабежу?

Главным образом, от того, что не знают, как и где их ограбили. Легион всевозможных общественных организаций, чье предназначение якобы состоит в том, чтобы бороться с коррупцией, на самом деле куда более озабочен получением грантовой помощи и грамотным пиаром в средствах массовой информации, поэтому реальной работы с населением не ведет. Деятельность таких организаций, как правило, заключается в написании отчетов и проведении малочисленных (зачастую виртуальных) акций протеста с призывами посадить всех сразу и никого конкретно.

Про политиков и вовсе говорить не приходится. Ни одна власть в Украине никогда с коррупцией не боролась, и, судя по всему, бороться не планирует. Во всяком случае, ни у одной из парламентских партий конкретных предложений по этому поводу нет. Никто не предлагает упростить и удешевить регистрацию автономного отопления в многоквартирных домах, отменить грабительские ввозные пошлины на импортные автомобили, или разобраться с нелегальным рынком угля. Коррупционные схемы одинаково успешно функционировали при всех украинских правительствах, и единственное отличие в их работе заключалось лишь в том, кому платить – оранжевым или бело-голубым. Похоже, отказываться от них не планируют и в дальнейшем.

Ни один украинский борец с коррупцией не говорит с гражданами на понятном для них языке, не объясняет ситуацию на пальцах, из-за чего слово "коррупция» кажется миллионам далеким и непонятным, не имеющим отношение к быту простых граждан. В стране сложилась парадоксальная и откровенно глупая ситуация, когда за какую-нибудь «витину тысячу» люди готовы часами толкаться в очередях и ломать друг другу хребты, но одновременно с этим преспокойно позволяют чиновникам отбирать у себя и большие суммы, которые у них есть гораздо больше оснований считать своими, нежели разовую подачку.

Со всех сторон только и слышны жалобы на непомерно высокую стоимость жилья, автомобилей, одежды, низкое качество медицины и образования, необоснованные ликвидации школ и библиотек, но создается впечатление, будто бы граждане не связывают все это с зашкаливающим уровнем коррупции в стране. Широко растиражированная политиками ложь о том, что бедственное положение украинской экономики якобы связано с мировым кризисом, все еще находит отклик в сердцах украинцев. Между тем, кризис отнюдь не мешает компаниям высокопоставленных регионалов получать заказы от государства на сотни миллионов грн., а украинским олигархам – приватизировать лучшие государственные предприятия и возглавлять рейтинги самых богатых людей Восточной Европы. Согласитесь, есть над чем поразмыслить.

Ряд фактов доказывает, что бедственное положение украинской экономики вызвано в первую очередь не внешними факторами, а непомерной коррупционной нагрузкой. В противном случае, власти украинских городов едва ли покупали бы лавочки в метро по 63 тысячи  и дорожные указатели по 9 тысяч гривен за штуку. Налицо явное несоответствие действий и слов. Казалось бы, давно пришло время вступить в бой силам, анонсирующим антикоррупционную борьбу - взяться за разъяснительную работу с населением, за распространение газет и брошюр, освещающих ситуацию людям, идти в народ и стучаться во все двери, но ничего этого нет. Слабые подвижки в этом направлении наблюдались разве что перед выборами, но после окончания политических баталий быстро заглохли и они.

В результате, главной противодействующей коррупции силой в стране, по сути, являются журналисты, рассказывающие о различных аферах и злоупотреблениях чиновников. Но репортажей в СМИ, как известно, мало для решения проблемы. Для того, чтобы борьба со взяточничеством и воровством приобрела осмысленные формы и разрослась до масштабов общенационального движения, необходимо донести до каждого украинского гражданина четкую причинно-следственную связь между липовыми тендерами, откатами на госзакупках, вертолетами для чиновников и нехваткой в его жизни самых необходимых вещей (лекарств для больной мамы, детского садика по соседству, парт и компьютеров в школьных классах). А затем - выработать алгоритм противодействия и сформулировать конкретные требования.

Как только до миллионов украинских граждан окончательно дойдет, что коррупция – это в первую очередь не какие-то далекие оффшоры и малопонятные конвертационные центры, а высокие цены на товары и услуги, маленькие зарплаты и даже жизни людей, борьба с этим злом действительно может выйти на новый уровень. Вот только сидеть руки в ожидании мессии, готового взвалить на свои плечи тяжкую ношу борьбы с пороками режима – все равно, что заранее расписаться в поражении, ибо такой мессия в Украине, крепко попорченной коррупционной гнильцой, наверняка не появится. Каждому, кто заинтересован в переформатировании действующей системы, похоже, следует вспомнить давний христианский завет – «идите и научите». Ведь государство начинается с гражданина.

С момента вступления в силу Уголовного процессуального кодекса минуло больше 2 месяцев, однако разработка связанных с ним подзаконных актов продолжается. Она, собственно, никогда и не закончится, поскольку жизнь постоянно вносит разнообразные коррективы в самые, казалось бы, устоявшиеся нормы. Тем не менее, учреждая какую-нибудь новацию, следует семь раз отмерить. И прежде всего это касается такой деликатной сферы, как негласная оперативно-розыскная деятельность. В частности, от представителей МВД весьма настойчиво поступают предложения учредить порядок, при котором все заявления граждан о вымогательстве взятки вносились бы в Единый реестр досудебных расследований, после чего с санкции следственного судьи проводились бы негласные следственные розыскные действия.

На какие подводные камни в таком случае могут наткнуться правоохранительные органы, мы попытаемся наглядно показать на примере одного уголовного дела, по итогам которого к длительным срокам лишения свободы были приговорены довольно высокопоставленные чиновники регионального уровня.

Как обидели фермера

Богуславский район Киевской области относится к числу депрессивных с убывающим населением. Несмотря на отличные природные условия и плодородные земли, ему для экономического процветания много чего не хватает. И в первую очередь – толковых хозяев, которые смогли бы грамотно использовать богатства этого края. И вот таковой нашелся в соседнем Корсунь-Шевченковском районе Черкасской области. Это был фермер, которого в советские времена назвали бы знатным хлеборобом, а в наши – успешным бизнесменом от аграрного сектора. Наладив хозяйство у себя дома, он решил расширить производство и попытался взять в аренду еще 30 га земли в Богуславском районе.

С этим фермер и обратился в местную райгосадминистрацию. Казалось бы, чего еще желать ее руководителям? – Человек хочет работать, пополнять бюджет района, обеспечивать работой население и развивать местную инфраструктуру. Но чиновников больше волновало не благополучие вверенного края, а личное благосостояние. Они предложили фермеру хитрую схему, которая заключалась в том, чтобы взять землю не в аренду, а в частную собственность. Формально – для ведения личного крестьянского хозяйства (ЛКХ). Правда, закон позволяет выделять для этого не более 2 га в одни руки, но это не беда – пускай, мол, фермер подсуетится, найдет 15 человек из числа своих родственников, знакомых и соседей – как раз и наберется 30 га. И все это «удовольствие» будет стоить $180 тыс. – из расчета 6 тыс. за каждый гектар.

Логику этих чиновников понять несложно. Если сдать землю в аренду фермеру, арендная палата за нее будет поступать в государственный бюджет под бдительным присмотром мощного аппарата Министерства финансов, а по 2 га в частную собственность под ЛКХ положено давать бесплатно. Но это лишь формально – на практике процесс оформления искусственно затягивается до тех пор, пока незадачливый проситель не догадается дать «на лапу».

Нелогичным в данной ситуации было другое: «отцы района» не подумали о том, что перед ними не олигарх, которому деньги девать некуда, а труженик бизнеса, у которого «налички» никогда нет, поскольку все средства в обороте. В общем, оскорбленный в лучших чувствах «знатный хлебороб» решил плюнуть на эту мороку и поискать землю в другом месте. Однако его возмущение каким-то образом стало известно сотрудникам управления Службы безопасности Украины в Киевской области, которые уговорили его принять участие в оперативной комбинации по разоблачению взяточников.

Секретная операция

А теперь посмотрим на юридическую сторону проведенной впоследствии операции. Поскольку завязка дела имела место в 2010 г., т. е. до принятия нового УПК, все происходило исключительно в рамках требований Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД). Согласно его ст. 6, основанием для проведения ОРД является наличие информации о лицах, которые готовятся совершить преступление. Таковые были – это председатель Богуславской райгосадминистрации, его заместитель и начальник районного управления Госкомзема. Было и конфиденциальное сообщение фермера о том, что они вымогают у него взятку.

Однако требовались еще веские доказательства, коими в данном случае являются записи разговоров, в ходе которых у заявителя требуют деньги, а также самого факта передачи денег. Для получения этих доказательств в установленном законом порядке было заведено оперативно-розыскное дело и составлен план, которым были предусмотрены контрольные встречи, переговоры, слежка, подслушивание и пр. необходимые мероприятия. Причем практически вся информация об этом была сосредоточена в одном подразделения СБУ, и только малая толика вышла за его пределы для получения в областном апелляционном суде санкции на съем информации с каналов связи.

В ходе проведения операции фермер нашел 15 «мертвых душ», составил от их имени заявления на получение участков, для вида поторговался с вымогателями, «скостил» цену до $150 тыс. и в конце концов договорился о месте и времени передачи денег в обмен на государственные акты на право собственности на землю.

И вот самый интересный момент нашей истории. Взяточники тоже были не лыком шиты и предусмотрели вариант, что фермер может действовать под контролем сыщиков. Поэтому они вовлекли в свою преступную группировку одного из знакомых сотрудников правоохранительных органов. И не кого-нибудь, а подполковника милиции, работавшего в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела внутренней безопасности Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины. Вот он-то, используя свои знания, опыт и связи, произвел предварительную проверку, а накануне и во время передачи денег контролировал окружающую обстановку. Если бы операция по изобличению взяточников проводилась силами МВД, этот человек вполне бы мог, используя служебное положение, проникнуть в оперативные тайны своих коллег и предупредить злоумышленников о ловушке. Но поскольку этим делом занималась сопредельная Служба безопасности Украины, утечки информации не произошло, и злоумышленники были задержаны с поличным.

В декабре 2012 г. Мироновский районный суд Киевской области приговорил председателя РГА, его заместителя и начальника районного управления Госкомзема соответственно к 9, 8 и 6 годам лишения свободы. С подполковником, предавшим интересы службы, обошлись намного гуманнее – ему как пособнику дали 4 года, но условно, с испытательным сроком 3 года.

Торопиться не надо

А теперь представим ситуацию, когда сообщение о вымогательстве взятки заносится в Единый реестр досудебных расследований, и с момента его внесения, согласно новому УПК, начинается уголовное производство. Но между моментом сообщения о вымогательстве взятки и моментом ее получения обычно есть определенный промежуток времени, в течение которого правоохранительные органы должны собрать необходимые доказательства. Именно в этот период критически необходимо сохранить в секрете факт поступления сообщения, который сам по себе свидетельствует о том, что не сегодня-завтра будет проведена операция по разоблачению взяточника. Может ли гарантировать такую секретность Положение о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденное приказом Генерального прокурора Украины №69 от 17.08.2012?

Увы, но при всем нашем уважении к этому авторитетному ведомству мы вынуждены признать, что прежний механизм охраны сведений, имеющих степень «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности», предусмотренный Законом Украины «О государственной тайне», выглядит более надежным. А потому торопиться не надо – старый конь борозды не испортит.

Несмотря на то, что после финального свистка Чемпионата Европы по футболу прошло 8 месяцев, в Харьковской области продолжают выделять на его подготовку миллиардные суммы.

Об этом сообщил депутат Харьковского облсовета от фракции "Батьківщини" Иван Варченко.

По его словам, в отчете губернатора Харьковщины Михаила Добкина, в частности, речь идет о том, что "по состоянию на 11.02.2013 года на подготовку инфраструктуры Харьковской области и г. Харькова к финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу выделено 16 млрд. 636,21 млн. грн.".

Ранее, отмечает депутат областного совета, 21 июня 2012 сессия утвердила очередные изменения в областную целевую программу "Подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года из футбола", согласно которой, собственно, и финансировались задачи и мероприятия.

"Обращаю внимание - это было в последние дни чемпионата, когда состоялись все харьковские матчи. После этих изменений общий бюджет программы составлял 14 млрд. 009,02 млн. гривен, - говорит Варченко, - Реально, по состоянию на середину июля, было профинансировано 13 млрд. 653,40 млн. грн., что подтверждает предоставленная по моему требование "Информация о прогнозных и фактических объемах финансирования ... ЕВРО 2012 ...". Близкая к этой цифра была озвучена и ответственным за экономику заместителем председателя ХОГА".

Таким образом, различие между цифрами, зафиксированными в отчете М. Добкина, и подтвержденными в документации, предоставленной депутату Варченко, составляет 2 миллиарда 982, 810 млн. грн.

"Затраты увеличены на 22%! И это только на Харьковщине. А еще есть Киев, Донецк, Львов ... Становится понятной нервная реакция главы ХОГА на внимание оппозиции к средствам, израсходованным на ЕВРО. Нервная настолько, что в запале страстей евродепутаты и депутаты Бундестага были названы Добкиным "букашками", - подытожил И. Варченко.

Само общество обычно не обращает на них внимания, будучи занято решением более насущных проблем. Однако в периоды обострения экономической и политической ситуации именно предубеждения и предрассудки, как показали и события последних месяцев, используются для отвлечения общественного внимания. Это политтехнология, рассчитанная на рефлексивную, бездумную реакцию общества. И чтобы не быть собакой Павлова, полезно все же обратить внимание на природу ненависти, негодования и неприятия «не таких, как все».

В этом году украинское общество будет втянуто в ожесточенные дебаты о гомосексуалистах. О предстоящих событиях стало известно из интервью с министром иностранных дел Украины Леонидом Кожарой, которое 6 февраля опубликовала польская Gazeta Wyborcza. Отвечая на вопрос, есть ли шансы на отмену странами Евросоюза виз для граждан Украины в ближайшем будущем, Кожара рассказал, что «одним из условий ЕС в этом контексте является включение в Кодекс о труде положения о недискриминации на основе сексуальной ориентации». По его словам, «правительство уже подготовило проект закона и вскоре представит его в парламенте». В то же время министр заявил, что «вопрос гомосексуализма вызывает в Украине контроверсии», и спрогнозировал «некоторые трудности» при прохождении данного законопроекта в Верховной Раде.

«Православная церковь в Украине этого не поддержит, — пообещал Кожара, но тут же с оптимизмом добавил: — Однако если подобный закон был принят, хоть и с трудом, в Молдове, а в свое время, несмотря на значительное влияние католицизма, и в Польше, то и в Украине удастся. Вопрос простой: без внедрения законодательства насчет недискриминации гомосексуалистов не удастся продвинуться на пути к отмене виз. Поэтому думаю, что стремление к дальнейшей интеграции с ЕС возьмет верх над разделением общественного мнения насчет гомосексуалистов и этот закон будет принят».

Удивительна уверенность, с которой глава внешнеполитического ведомства Украины говорит о «разделении общественного мнения насчет гомосексуалистов», в то время как большинству граждан попросту нет дела до так называемых секс-меньшинств. Весной 2011 года «k:» совместно с Институтом Горшенина провели социологическое исследование «Социально-экономическое положение современного украинского села», один из вопросов которого звучал так: «Какие общественные пороки и изменения общественной морали Вы осуждаете больше всего?» Респонденты не обязаны были выбрать какое-то единственное явление и могли указать до пяти вариантов ответа. Селяне считаются самой консервативной частью украинского общества, но даже среди них только 16,8% отнесли гомосексуализм к пятерке изменений общественной морали, заслуживающих наибольшего осуждения. По степени неприятия гомосексуализм оказался лишь на одиннадцатом месте, уступив даже супружеским изменам, которые заняли десятое место с результатом 18,8%. А пятерку лидеров составили алкоголизм (72,6%), наркомания (63,2%), грубость в отношениях между людьми (30,9%), физическое насилие в семье (30,8%) и неуважительное отношение к старшим (28,3%).

Есть большая разница между латентным отрицательным отношением и агрессивной нетерпимостью к секс-меньшинствам. Социологических исследований на тему, нужна ли в Украине дискриминация гомосексуалистов, до сих пор не проводилось, но вряд ли сторонников такой дискриминации оказалось бы существенно больше, чем, скажем, сторонников дискриминации неверных жен и мужей. Поэтому сам по себе законопроект о недискриминации гомосексуалистов в сфере трудовых отношений едва ли способен взволновать украинское общество — как нисколько не взволновала его в 1991 году отмена уголовного преследования за добровольные сексуальные контакты между мужчинами. Однако если постараться, то из этого декларативного по своей сути документа (как декларативны, например, действующие много десятилетий запреты на дискриминацию в тех же трудовых отношениях женщин) можно извлечь повод для нагнетания страстей.

В предыдущие два года уже было несколько попыток разжечь в украинском обществе гомофобские настроения. В частности, было зарегистрировано несколько законопроектов о запрете пропаганды гомосексуализма. Интересно, что автором одного из них, внесенного 30 марта 2012 года, выступил заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Вадим Колесниченко. По его словам, «пропаганда гомосексуализма… сегодня присутствует в Украине в виде распространения любой информации о гомосексуализме». Таким образом, его понимание термина «пропаганда гомосексуализма» настолько широкое, что и сам Колесниченко, как только он распространяет какую-либо информацию о гомосексуализме, оказывается пропагандистом такого образа жизни.

Вообще-то Колесниченко выступает и за толерантность, 4 января 2012 года он даже заявил: «Государство должно воспитывать толерантное общество, прививать ему демократические нормы. Присутствующие же в Украине проявления различных форм нетерпимости ставят под угрозу наше… государство». Свое особое отношение к гомосексуалистам Колесниченко обосновывает тем, что «явление гомосексуализма для украинского народа, а именно его зародыши, является качественно новым и неизвестным». Конечно, здесь можно было бы сказать, что этот «регионал» плохо знает свой народ, — но нет, он просто хорошо знает, чем можно народ отвлечь и даже развлечь.

Кстати, если стоит задача дискредитировать курс на вступление в ЕС, то традиционные способы, акцентирующие внимание на всяческих кризисах в Евросоюзе и еврозоне, до сих пор были малоэффективными. Поэтому будет вполне логичным переход к нетрадиционному способу промывания мозгов украинцев: нам станут рассказывать, что ЕС — это рай для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, где обычным людям трудно сохранить нормальную ориентацию. Особенно жесткими должны быть рассказы о том, что ждет украинских детей. Запретов на пропаганду ненависти к гомосексуалистам, конечно же, не предвидится.

Финансовая продразверстка, проводимая в стране "комиссарами" Семьи, каждый день чем-то да шокирует украинских "буржуев". В череде новаторских схем реформа в отрасли торговли — внедрение в 2013 г. расчетно-кассовых аппаратов с электронной контрольной лентой — вызвала среди украинских предпринимателей, как обычно, волну панических настроений, которая сразу же докатилась и до ZN.UA. Мы задали компетентным государственным органам — Государственной налоговой службе и Национальному банку Украины ряд простых вопросов о том, как и в чьих интересах будет работать новая система. Пояснения о сути новой системы мы получили полные и аргументированные, а вот вопросы о коррупционной составляющей проекта так и остались без должных ответов. Из чего напрашивается вывод, что за правильной технологической схемой руководство НБУ скрывает очевидную аферу, о деталях которой они стесняются проинформировать граждан.

Главным промоутером расчетно-кассовых аппаратов с электронной лентой выступает Государственная налоговая служба. Именно ее ласковые инспекторы проводят разъяснительную работу среди невежественных и упрямых налогоплательщиков, убеждая их радостно и поголовно принять новое "покращення".

Национальный банк предоставил ZN.UA письменное разъяснение о нормативной базе, регулирующей новый порядок работы расчетно-кассовых аппаратов: "Протягом 2011–2012 років Національним банком України та Державною податковою службою України виконувались роботи по розробці і реалізації технології і системи зберігання і збору даних реєстраторів розрахункових операцій відповідно до частини 7 статті 3 Закону України "Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг", в якій передбачено: "Порядок передачі інформації до органів державної податкової служби по дротових або бездротових каналах зв'язку встановлюється центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної фінансової політики, на базі технології, розробленої Національним банком України та погодженої центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну податкову політику".

Наказом Міністерства фінансів України від 08.10.2012 №1057 (далі — Наказ) були затверджені:

Вимоги щодо створення контрольної стрічки в електронній формі у реєстраторах розрахункових операцій та модемів для передачі даних;

Порядок передачі електронних копій розрахункових документів і фіскальних звітних чеків реєстраторів розрахункових операцій дротовими або бездротовими каналами зв'язку до органів державної податкової служби, — основні нормативно-правові документи, що регламентують оновлені вимоги до РРО.

Згідно з Наказом, модуль безпеки реєстратора розрахункових операцій (далі — РРО) повинен бути встановлений в кожний РРО або модем, який передає копії розрахункових документів та фіскальних звітних чеків в електронній формі. Модулі безпеки РРО — це смарт-картки, аналогічні тим, що використовуються в Національній системі масових електронних платежів (далі — НСМЕП). Виготовленням і реалізацією модулів безпеки РРО займаються окремі господарські одиниці — виробники карток НСМЕП, що мають відповідні технічні можливості. Національний банк України (далі — НБУ) не проводить реалізацію модулів безпеки РРО.

Модем повинен поставлятись (вироблятись) заявником (виробником) відповідної моделі РРО, внесеної до Державного реєстру РРО. Питання розробки і реалізації модемів для передачі даних не належить до сфери повноважень НБУ".

В Министерстве по доходам и сборам на вопросы ZN.UA ответил начальник департамента налогового контроля Сергей Крухмалев.

— Какое количество контрольно-кассовых аппаратов будет оснащено в Украине модемами для передачи данных онлайн в налоговую службу?

— В Украине 152 тыс. субъектов хозяйствования, использующих около 280 тыс. контрольно-кассовых аппаратов, и все они будут объединены в системе.

— Насколько целесообразно внедрение новой системы контроля — контрольно-кассовых аппаратов с электронной контрольной лентой для предпринимателей, которое будет осуществляться за их счет?

— Практика применения электронных контрольных лент достаточно широко распространена в мире — в России с 2002 г., в Словакии с 2010-го, аналогичные системы достаточно давно действуют в Италии, Великобритании, Турции, Канаде, Грузии, других странах. Преимущества для государства очевидны — это на порядок более совершенная система контроля. Однако куда большие удобства эта система создает для предпринимателей.

Во-первых, электронная кассовая лента экономит время и деньги. На сегодняшний день отчетность по кассам подается в письменном виде, а бумажную контрольную ленту предприниматель обязан по закону хранить три года. Представьте себе, насколько это хлопотное и затратное дело — содержать специальное помещение и архивировать рулоны бумаги за три года для какого-нибудь супермаркета с двумя десятками касс. Да и для одной кассы это неудобно. Теперь нет никакой необходимости хранить бумажные контрольные ленты.

Во-вторых, для бизнеса электронная кассовая лента расширяет возможности организации учета и аудита движения товаров и денежных средств на предприятии. В-третьих, налоговые органы прекратят плановые проверки кассовой дисциплины в субъектах хозяйствования, и проверки касс будут осуществляться только после поступления информации о конкретных нарушениях.

— А не планируется ли в ближайшее время установить кассовые аппараты на рынках? Странно, что все усовершенствования в налоговой системе касаются только легального сектора торговли, и без того прозрачного, хотя для легализации внутреннего рынка необходимо прежде всего обеспечить внедрение кассовой отчетности и первичных деклараций о товаре для предпринимателей на рынках. Эта реформа еще раз показывает, что давление идет только на тех, кто осмеливается работать в белую, а тех, кто торгует в тени, она не коснется.

— Легализация теневого сегмента экономики, в т.ч. сферы торговли — это один из приоритетов Миндоходов. Не могу сказать, что мы оказываем давление только на легальный сектор. Если у "Зеркала недели. Украина" есть инициатива по внедрению кассовых аппаратов на рынках, подайте ваши предложения, и мы их с удовольствием рассмотрим.

— Давайте считать данный материал предложением для Министерства доходов и сборов легализовать наконец всю внутреннюю торговлю и создать равные правила игры для всех торговых площадок. И закрыть основные каналы сбыта контрабандной и контрафактной продукции в Украине. Пусть каждый предприниматель в равной мере ощущает все прелести нашей фискальной системы. Кстати, какие фирмы будут внедрять новые кассовые аппараты? Был ли проведен тендер на поставку новых модемов к кассовым аппаратам? Почему об этом не было никакой публичной информации?

— Процесс был достаточно открытым. Тендер в данном случае не проводился, поскольку мы собрали всех производителей кассовых аппаратов в Украине — около 30 компаний, рассказали им о новых требованиях к комплектации кассовых аппаратов. Производить и обслуживать кассовые аппараты с электронной кассовой лентой будут те же производители и сервисные организации, что и сегодня. Никаких привилегий для отдельных компаний мы не создаем. Приказом ГНС Украины от 21 декабря 2012 г. утвержден Государственный реестр регистраторов расчетных операций, в который включено пять новых моделей РРО, отвечающих требованиям действующего законодательства.

— Сколько будет стоить внедрение системы для предпринимателей?

— Оборудование старых кассовых аппаратов модемом обойдется примерно в 600–700 грн, я полагаю. Производить его будут те же сервисные организации, которые и обслуживали эти аппараты. Новые модели кассовых аппаратов, где модем будет предусмотрен изначально, будут дороже примерно на 150 грн.

— С какого момента предпринимателей будут штрафовать за неподключение к новой системе?

— Ответственность за неподачу отчетности в электронном виде предусмотрена в размере 10 необлагаемых налогом минимумов — 170 грн в месяц с каждой кассы. Ответственность наступает с 1 июля 2013 г. До этого момента никаких штрафов за ошибки, которые будут иметь место при внедрении новой системы, не будет.

— А теперь расскажите нам о возможных коррупционных составляющих этого проекта. Почему функции информационного эквайра проекта возложены на компании "Укркарт" и "Интерплат"? Сколько будет стоить содержание серверов и прошивка софта? Каков размер ежемесячных платежей за эксплуатацию кассовых аппаратов с электронной кассовой лентой, и какая часть этих денег пойдет в карман частных компаний? Кто является собственником "Укркарт" и "Интерплат"?

— Эти вопросы не относятся к компетенции Министерства доходов и сборов. Сама система разрабатывалась в Национальном банке. Налоговая к технологической составляющей проекта отношения не имеет. Мы выполняем требования закона и действующей нормативной базы, — отрезал г-н Крухмалев.

* * *

В принципе, создается впечатление, что внедрение расчетно-кассовых аппаратов с электронной контрольной лентой на данном этапе представляется в целом вполне прогрессивным шагом. Предпринимателей беспокоит, что информация о каждой их торговой операции будет находиться под контролем налоговой. Но фактически это происходит и сейчас. И если налоговая сегодня едва справляется с ежемесячной отчетностью, то уж контролировать в режиме онлайн продажи — дело нереальное. Эти сведения нужны для постаудита, какой-либо коммерческой тайны они сами по себе не представляют. Если из налоговой захотят слить информацию конкурентам, то электронная лента кассового аппарата явно не будет приоритетом.

Однако во всей этой чудесной схеме есть и другая информация, которую также важно донести до налогоплательщиков. ZN.UA отослало запрос организаторам и распорядителям кассовой реформы — в Нацбанк Украины. И на целый ряд вопросов в течение недели НБУ ответить так и не смог. Не нашел времени для комментариев ни один чиновник Нацбанка. Итак, вот вопросы, на которые мы не получили ответов в ведомстве г-на Соркина.

1. Когда был проведен тендер на разработку проекта внедрения ККА с электронной лентой? Почему это мероприятие прошло непублично? Почему к участию в тендере не были допущены зарубежные компании, что могло бы снизить стоимость проекта?

2. Какая компания получила право на разработку и внедрение программного обеспечения, на обслуживание серверов? Сколько будет стоить государству создание этой системы и техническая поддержка ежегодно?

3. Какова роль компаний "Интерплат" и "Укркарт" в проекте, кто является их собственниками?

4. Во сколько будет ежемесячно обходиться предпринимателям обслуживание ККА с электронной лентой?

5. Как будут расщепляться платежи? Какова доля частной компании — владельца интеллектуальных прав, какова доля провайдеров, обеспечивающих связь?

6. Какие компании будут определены как эксклюзивные провайдеры новой системы? Если да, то почему, на каком основании будут проводиться тендеры по предоставлению услуг связи?

Частичный и весьма неполный ответ мы получили на второй и третий вопросы.

"Станом на поточну дату статус інформаційного еквайра згідно з рішенням ради Платіжної організації НСМЕП (протокол №202/2012 від 23 листопада 2012 р.) надано двом учасникам НСМЕП: АТ "Українська національна розрахункова картка" та ТОВ "ІНТЕРПЛАТ", які задовольнили відповідним вимогам Наказу і є самостійними учасниками господарської діяльності. Інформацію про учасників НСМЕП можна отримати на офіційному сайті Національного банку України за посиланням: http://www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=47078&cat_id=464".

А по всем остальным вопросам НБУ порекомендовал обратиться в… Министерство по доходам и сборам! Что более чем странно, раз уж НСМЭП контролируется Нацбанком.

Небольшое пояснение: "информационный эквайр" — это компания, реализующая механизм работы платежной системы. То есть оператор, который написал софт, поставил Нацбанку серверы для работы новой кассовой системы и который за это будет получать постоянную оплату. Мы же с вами понимаем, что такая информация не может быть закрытой от общества, быть чьей-то коммерческой тайной, коль скоро вся украинская торговля будет ежемесячно отстегивать компании-эквайру плату за использование системы? Поэтому молчание НБУ просто необъяснимо, раз уж внедряется такая важная и дорогостоящая для граждан реформа. К слову, глава Нацбанка получает от государства такую роскошную зарплату, что должен был бы, прежде чем проводить такую реформу, сам внести ясность по всем указанным нами вопросам на пресс-конференции. А коль г-н Соркин такого разъяснения не дал публично никому, это наводит на вполне логичные размышления: раз НБУ скрывает схему контроля расчетно-кассовых аппаратов, то за этим могут стоять коррупционные интересы организаторов.

Теперь по сути комментария НБУ по компаниям "Украинская национальная расчетная карточка" и "Интерплат". Извините, но совершенно непонятно, на каком основании именно они уполномочены исполнять функции эквайра. На сайте НБУ указаны шесть организаций, которые в Национальной системе массовых электронных платежей имеют статус технического эквайра и, таким образом, вполне могли бы заменить "Укркарт" и "Интерплат". Почему же протокол совета НСМЭП определяет, кто должен быть эквайром кассового проекта? Протокол совета НСМЭП не является нормативным актом государственного органа власти, с какой стати эти господа распоряжаются, как и сколько денег должны тратить граждане? Протокол совета может к чему-то обязать только самих членов совета. Неужели дорогостоящий для налогоплательщиков сервис можно внедрять при наличии конкуренции абсолютно без всякого тендера? Мы констатируем прямое нарушение Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок". Ведь за техническое обслуживание серверов, например, эквайру будет платить НБУ из средств госбюджета.

Между тем наши источники в НБУ утверждают, что засекреченность проекта электронной контрольной ленты объясняется именно коррупционными интересами близких к руководству НБУ коммерческих структур.

А что на самом деле? Один из операторов рынка согласился "офф-рекордс" рассказать ZN.UA, как авторы схемы планируют делить доходы. Запланированная авторами схемы ежемесячная плата за эксплуатацию кассовых аппаратов с модемом должна составлять не менее 100 грн дополнительно с каждой кассы. Из них 40 грн получит сервисная организация, обслуживающая кассовый аппарат, 30 — технический эквайр (напомним, таких всего два — "Укркарт" и "Интерплат") и 30 грн — один из двух уполномоченных провайдеров связи. Никакой информации о тендерах на подключение расчетно-кассовых аппаратов к Интернету в "Вестнике госзакупок" нет.

Сделаем простой расчет: 280 тыс. кассовых аппаратов. В месяц абонентская плата, если наши неофициальные данные верны, должна составить 28 млн грн. Из них примерно 8,4 млн пойдут на счета эквайра. Эксплуатационные расходы будут копеечные — эквайр отвечает за работу серверов и техподдержку софта. 30 грн с каждого кассового аппарата, если схема будет реализована на практике и приведенные нами цифры станут официальными, — это будет, по сути, роялти, чистой прибылью за реализацию проекта. 8,4 млн грн в месяц, за год — более 100 млн при по сути копеечных затратах на эксплуатацию… Хорошие деньги. Аналогично не выяснен вопрос и по провайдеру, запланированная доля на связь также является сверхприбыльной. А если еще и получить долю в сервисных организациях… Простите, но с какой стати украинские предприниматели обязаны платить эти деньги?

ZN.UA предлагает Национальному банку немедленно раскрыть общественности все детали проекта внедрения электронной кассовой ленты. А контролирующим органам — проверить законность и обоснованность процедуры определения технического эквайра, а также запланированных расценок на эксплуатацию новых кассовых аппаратов. Семья Семьей, но надо хотя бы внешние приличия соблюдать, Сергей Геннадиевич…

Пока политики говорят об отмене депутатских льгот, в Верховной Раде детально прописали суммы затрат на содержание народных избранников. Депутаты в 2013 году могут рассчитывать на внушительный перечень установленных привилегий за исключением бесплатных квартир.

До принятия закона о госбюджете на 2013 год глава регламентного комитета ВР регионал Владимир Макеенко уверял Фокус, что благодаря Партии регионов в этом году страна забудет о таком постыдном явлении, как депутатские привилегии. Бюджет приняли, льготы вернули, а председатель комитета вновь пообещал их упразднить путём принятия соответствующего закона.

Но можно ли верить таким обещаниям? Несмотря на то что смета расходов не утверждена Верховной Радой, по словам замглавы регламентного комитета Андрея Пышного, в госбюджете уже чётко определены суммы, необходимые для финансирования бесплатных путёвок, материальной помощи и денежных компенсаций. Впрочем, есть и жертвы — парламентарии отказались от приобретения жилья. Об этом свидетельствует официальный ответ аппарата Верховной Рады на запрос депутата Пышного, текст которого оказался в распоряжении Фокуса.

Помощь бывшим депутатам – 41,9 млн грн.

В январе 2013 года в аппарат Верховной Рады поступило 151 заявление от бывших народных избранников с просьбой о выплате VIP-пособия по безработице. Из них 109 — от депутатов последнего, VI созыва. Их содержание окажется весьма затратным, так как в соответствии с законом о статусе народного депутата первый год такая помощь выплачивается в размере заработной платы — около 14 000 грн. ежемесячно. В дальнейшем бывшие депутаты имеют право на половину этой суммы. Таким образом, в 2013-м по 7000 грн. будут получать 13 депутатов III созыва, 19 избранников IV созыва и 10 — V созыва. Эти выплаты съедают половину предусмотренной в бюджете суммы. Однако депутаты в подаче заявлений не ограничены временными рамками. Значит, армия VIP-безработных, претендующих на материальную помощь, в ближайшие месяцы может пополниться.

Выплаты на оздоровление – 16 млн грн.

У обладателей депутатских значков один из самых длительных отпусков в Украине — 45 календарных дней. По продолжительности он сопоставим с отпусками людей, работающих в зонах отчуждения и усиленного радиоактивного контроля. Отправляясь на отдых, каждый из 450 народных избранников имеет право на 30 000 грн. оздоровительных. В 2011 году от выплаты отказались всего 12 человек. Годом ранее таких оказалось шестеро, а ещё девять были лишены такой льготы, так как вовремя не написали заявление на отпуск.

Санаторно-курортное лечение – 800 тыс. грн.

В отличие от премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который самостоятельно оплачивает свой отпуск, отечественные парламентарии отдыхают за счёт избирателей. Летом к их услугам санатории «Дюльбер», «Нижняя Ореанда», «Морской прибой», расположенные на крымском побережье, а также оздоровительный комплекс «Затока» и детский пансионат «Таврийские зори» в Скадовске. Депутатам оплачивают часть стоимости путёвки — 5000 грн., а в случае отдыха в неведомственном учреждении они могут рассчитывать на компенсацию в 4000 грн. В этом году на каждого парламентария предусмотрели около 1800 грн. Небольшая сумма может объясняться непопулярностью таких заведений среди депутатов, о чём неустанно повторяют сами народные избранники.

Бесплатный проезд – 12 млн грн.

Парламентарии ездят по Украине за счёт налогоплательщиков на всех видах транспорта, кроме такси. По расчётам Фокуса, в 2013 году на поездки каждого депутата предусмотрено более 2200 грн. в месяц. За эти деньги можно пять раз съездить в купе фирменного поезда Симферополь – Киев туда и обратно. Если по этому маршруту лететь на самолёте, то денег на возвращение не хватит. Правда, в далёком от столицы Крыму проживают только 17 депутатов. Более трети состава депутатского корпуса (166 человек) — киевляне, и только единицы из них пользуются общественным транспортом. Поэтому большую часть этих денег расходуют депутаты из регионов.

Обеспечение транспортом – 35,7 млн грн.

На балансе Верховной Рады больше 240 автомобилей. Среди них внедорожники Toyota Land Cruiser и автомобили представительского класса Mercedes-Benz, но самыми популярными являются Toyota Camry, Opel Omega и Skoda Octavia. Автомобилями мало кто из депутатов пользуется, так как время поездок лимитировано (25 часов в месяц), а подавляющее большинство парламентариев имеют свой транспорт. Содержание каждого автомобиля парламентской автобазы в этом году обойдётся казне в 150 000 грн. Примерно столько, к слову, стоит новая Skoda Octavia.

Текущий ремонт жилых зданий – 500 тыс. грн.

На балансе парламентского аппарата 28 зданий, среди которых дома повышенной комфортности и общежития для рабочих и служащих. Ремонт в этом году могут провести, к примеру, в доме по улице Панельная, 3, где прописан регионал Николай Рудьковский. Или в 20-этажке на бул. Леси Украинки, 21-а, в которой в разное время проживали Пётр Симоненко, Дмитрий Табачник, Анатолий Кинах и Юрий Ехануров. Может повезти и жителям дома по улице Панаса Мирного, 27, где зарегистрирован коммунист Адам Мартынюк.

Минус и плюс. Фокус нашёл сторонника и противника депутатских привилегий

Андрей Пышный, народный депутат, замглавы регламентного комитета ВР

Почему вы против депутатских льгот?

Таких льгот нет ни в одной стране Европы, в которую мы так стремимся. Зарплата украинских парламентариев и без того высока, зачем ещё и льготы? Например, за 6 сессионных дней и неполный месяц мне было начислено 10 000 гривен, плюс премия в 86% должностного оклада. Я отказался от премии, как и часть моих коллег по фракции, поскольку она не может начисляться лишь за распределение руководящих должностей в комитетах. Я привык получать деньги за работу.

Перед утверждением Верховной Радой депутатских льгот регламентный комитет должен был рассмотреть смету расходов. Вы видели этот документ?

Комитет смету не рассматривал, парламент VII созыва по этому вопросу не голосовал. Насколько мне известно, смета не была принята.

Почему аппарат ВР скрывает стоимость содержания депутатов?

Не перестаю удивляться тому, что орган госвласти, который на 100% финансируется из бюджета, держит в тайне тему материальной помощи и денежной компенсации.

Вам не кажется, что по некоторым пунктам суммы расходов необоснованы?

Наряду с необоснованностью льгот много вопросов вызывает и формирование их стоимости. У меня нет ответа, почему, к примеру, на санаторно-курортное лечение выделили ровно 800 тысяч гривен, а не 950 или 720. Более того, депутаты и так получают 30 тысяч оздоровительных, которых достаточно для приобретения путёвки. Цифры могли вписывать, руководствуясь сформированной практикой, либо, что вероятнее всего, «с потолка».

Валерий Камчатный, депутат VI созыва, бывший член регламентного комитета ВР

Вы лояльно относитесь к вопросу депутатских льгот. Почему?

Статьи гарантий трудовых прав депутатов во многом копируют нормы трудового права в отношении других работающих. Любой человек может зарегистрироваться в центре занятости и получать пособие. Да, отличия в размере есть, но давайте не забывать, что народный депутат рискует многими вещами. Если он активно отстаивает общественную позицию, реагирует на обращения граждан, борется за справедливость, то имеет много врагов. К тому же после прекращения полномочий активных и оппозиционных депутатов неохотно берут на работу. В этом смысле пособие является оправданным.

А высокие суммы оздоровительных чем оправдать?

Выплаты на оздоровление повторяют аналогичные нормы для госслужащих. Более того, на частных предприятиях есть подобные формы стимулирования. Даже в советские времена были лечебные пособия, которые выплачивались партработникам и госслужащим, а на заводах это называлось тринадцатой зарплатой.

Какой смысл в содержании автопарка для парламентариев?

Использование автомобиля обоснованно, так как в рамках депутатских функций часто возникает необходимость передвижений. Право вызывать транспорт, а не иметь закреплённый служебный автомобиль экономит бюджетные деньги. На самом деле 25 часов в месяц не так уж и много с учётом того, сколько времени тратится в пробках.

Оправдан ли бесплатный проезд для депутатов?

Фактически это упрощённый способ командирования сотрудников. Если вы едете в командировку, вам всё равно оплачивают проезд. Учитывая, что у депутата очень много функций, иногда возникает необходимость выехать через час. И здесь включён механизм упрощения приобретения билетов: ни через бухгалтерию, заявку, отчётность, а напрямую.