Пока политики говорят об отмене депутатских льгот, в Верховной Раде детально прописали суммы затрат на содержание народных избранников. Депутаты в 2013 году могут рассчитывать на внушительный перечень установленных привилегий за исключением бесплатных квартир.
До принятия закона о госбюджете на 2013 год глава регламентного комитета ВР регионал Владимир Макеенко уверял Фокус, что благодаря Партии регионов в этом году страна забудет о таком постыдном явлении, как депутатские привилегии. Бюджет приняли, льготы вернули, а председатель комитета вновь пообещал их упразднить путём принятия соответствующего закона.
Но можно ли верить таким обещаниям? Несмотря на то что смета расходов не утверждена Верховной Радой, по словам замглавы регламентного комитета Андрея Пышного, в госбюджете уже чётко определены суммы, необходимые для финансирования бесплатных путёвок, материальной помощи и денежных компенсаций. Впрочем, есть и жертвы — парламентарии отказались от приобретения жилья. Об этом свидетельствует официальный ответ аппарата Верховной Рады на запрос депутата Пышного, текст которого оказался в распоряжении Фокуса.
Помощь бывшим депутатам – 41,9 млн грн.
В январе 2013 года в аппарат Верховной Рады поступило 151 заявление от бывших народных избранников с просьбой о выплате VIP-пособия по безработице. Из них 109 — от депутатов последнего, VI созыва. Их содержание окажется весьма затратным, так как в соответствии с законом о статусе народного депутата первый год такая помощь выплачивается в размере заработной платы — около 14 000 грн. ежемесячно. В дальнейшем бывшие депутаты имеют право на половину этой суммы. Таким образом, в 2013-м по 7000 грн. будут получать 13 депутатов III созыва, 19 избранников IV созыва и 10 — V созыва. Эти выплаты съедают половину предусмотренной в бюджете суммы. Однако депутаты в подаче заявлений не ограничены временными рамками. Значит, армия VIP-безработных, претендующих на материальную помощь, в ближайшие месяцы может пополниться.
Выплаты на оздоровление – 16 млн грн.
У обладателей депутатских значков один из самых длительных отпусков в Украине — 45 календарных дней. По продолжительности он сопоставим с отпусками людей, работающих в зонах отчуждения и усиленного радиоактивного контроля. Отправляясь на отдых, каждый из 450 народных избранников имеет право на 30 000 грн. оздоровительных. В 2011 году от выплаты отказались всего 12 человек. Годом ранее таких оказалось шестеро, а ещё девять были лишены такой льготы, так как вовремя не написали заявление на отпуск.
Санаторно-курортное лечение – 800 тыс. грн.
В отличие от премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который самостоятельно оплачивает свой отпуск, отечественные парламентарии отдыхают за счёт избирателей. Летом к их услугам санатории «Дюльбер», «Нижняя Ореанда», «Морской прибой», расположенные на крымском побережье, а также оздоровительный комплекс «Затока» и детский пансионат «Таврийские зори» в Скадовске. Депутатам оплачивают часть стоимости путёвки — 5000 грн., а в случае отдыха в неведомственном учреждении они могут рассчитывать на компенсацию в 4000 грн. В этом году на каждого парламентария предусмотрели около 1800 грн. Небольшая сумма может объясняться непопулярностью таких заведений среди депутатов, о чём неустанно повторяют сами народные избранники.
Бесплатный проезд – 12 млн грн.
Парламентарии ездят по Украине за счёт налогоплательщиков на всех видах транспорта, кроме такси. По расчётам Фокуса, в 2013 году на поездки каждого депутата предусмотрено более 2200 грн. в месяц. За эти деньги можно пять раз съездить в купе фирменного поезда Симферополь – Киев туда и обратно. Если по этому маршруту лететь на самолёте, то денег на возвращение не хватит. Правда, в далёком от столицы Крыму проживают только 17 депутатов. Более трети состава депутатского корпуса (166 человек) — киевляне, и только единицы из них пользуются общественным транспортом. Поэтому большую часть этих денег расходуют депутаты из регионов.
Обеспечение транспортом – 35,7 млн грн.
На балансе Верховной Рады больше 240 автомобилей. Среди них внедорожники Toyota Land Cruiser и автомобили представительского класса Mercedes-Benz, но самыми популярными являются Toyota Camry, Opel Omega и Skoda Octavia. Автомобилями мало кто из депутатов пользуется, так как время поездок лимитировано (25 часов в месяц), а подавляющее большинство парламентариев имеют свой транспорт. Содержание каждого автомобиля парламентской автобазы в этом году обойдётся казне в 150 000 грн. Примерно столько, к слову, стоит новая Skoda Octavia.
Текущий ремонт жилых зданий – 500 тыс. грн.
На балансе парламентского аппарата 28 зданий, среди которых дома повышенной комфортности и общежития для рабочих и служащих. Ремонт в этом году могут провести, к примеру, в доме по улице Панельная, 3, где прописан регионал Николай Рудьковский. Или в 20-этажке на бул. Леси Украинки, 21-а, в которой в разное время проживали Пётр Симоненко, Дмитрий Табачник, Анатолий Кинах и Юрий Ехануров. Может повезти и жителям дома по улице Панаса Мирного, 27, где зарегистрирован коммунист Адам Мартынюк.
Минус и плюс. Фокус нашёл сторонника и противника депутатских привилегий
Андрей Пышный, народный депутат, замглавы регламентного комитета ВР
Почему вы против депутатских льгот?
Таких льгот нет ни в одной стране Европы, в которую мы так стремимся. Зарплата украинских парламентариев и без того высока, зачем ещё и льготы? Например, за 6 сессионных дней и неполный месяц мне было начислено 10 000 гривен, плюс премия в 86% должностного оклада. Я отказался от премии, как и часть моих коллег по фракции, поскольку она не может начисляться лишь за распределение руководящих должностей в комитетах. Я привык получать деньги за работу.
Перед утверждением Верховной Радой депутатских льгот регламентный комитет должен был рассмотреть смету расходов. Вы видели этот документ?
Комитет смету не рассматривал, парламент VII созыва по этому вопросу не голосовал. Насколько мне известно, смета не была принята.
Почему аппарат ВР скрывает стоимость содержания депутатов?
Не перестаю удивляться тому, что орган госвласти, который на 100% финансируется из бюджета, держит в тайне тему материальной помощи и денежной компенсации.
Вам не кажется, что по некоторым пунктам суммы расходов необоснованы?
Наряду с необоснованностью льгот много вопросов вызывает и формирование их стоимости. У меня нет ответа, почему, к примеру, на санаторно-курортное лечение выделили ровно 800 тысяч гривен, а не 950 или 720. Более того, депутаты и так получают 30 тысяч оздоровительных, которых достаточно для приобретения путёвки. Цифры могли вписывать, руководствуясь сформированной практикой, либо, что вероятнее всего, «с потолка».
Валерий Камчатный, депутат VI созыва, бывший член регламентного комитета ВР
Вы лояльно относитесь к вопросу депутатских льгот. Почему?
Статьи гарантий трудовых прав депутатов во многом копируют нормы трудового права в отношении других работающих. Любой человек может зарегистрироваться в центре занятости и получать пособие. Да, отличия в размере есть, но давайте не забывать, что народный депутат рискует многими вещами. Если он активно отстаивает общественную позицию, реагирует на обращения граждан, борется за справедливость, то имеет много врагов. К тому же после прекращения полномочий активных и оппозиционных депутатов неохотно берут на работу. В этом смысле пособие является оправданным.
А высокие суммы оздоровительных чем оправдать?
Выплаты на оздоровление повторяют аналогичные нормы для госслужащих. Более того, на частных предприятиях есть подобные формы стимулирования. Даже в советские времена были лечебные пособия, которые выплачивались партработникам и госслужащим, а на заводах это называлось тринадцатой зарплатой.
Какой смысл в содержании автопарка для парламентариев?
Использование автомобиля обоснованно, так как в рамках депутатских функций часто возникает необходимость передвижений. Право вызывать транспорт, а не иметь закреплённый служебный автомобиль экономит бюджетные деньги. На самом деле 25 часов в месяц не так уж и много с учётом того, сколько времени тратится в пробках.
Оправдан ли бесплатный проезд для депутатов?
Фактически это упрощённый способ командирования сотрудников. Если вы едете в командировку, вам всё равно оплачивают проезд. Учитывая, что у депутата очень много функций, иногда возникает необходимость выехать через час. И здесь включён механизм упрощения приобретения билетов: ни через бухгалтерию, заявку, отчётность, а напрямую.