Само общество обычно не обращает на них внимания, будучи занято решением более насущных проблем. Однако в периоды обострения экономической и политической ситуации именно предубеждения и предрассудки, как показали и события последних месяцев, используются для отвлечения общественного внимания. Это политтехнология, рассчитанная на рефлексивную, бездумную реакцию общества. И чтобы не быть собакой Павлова, полезно все же обратить внимание на природу ненависти, негодования и неприятия «не таких, как все».
В этом году украинское общество будет втянуто в ожесточенные дебаты о гомосексуалистах. О предстоящих событиях стало известно из интервью с министром иностранных дел Украины Леонидом Кожарой, которое 6 февраля опубликовала польская Gazeta Wyborcza. Отвечая на вопрос, есть ли шансы на отмену странами Евросоюза виз для граждан Украины в ближайшем будущем, Кожара рассказал, что «одним из условий ЕС в этом контексте является включение в Кодекс о труде положения о недискриминации на основе сексуальной ориентации». По его словам, «правительство уже подготовило проект закона и вскоре представит его в парламенте». В то же время министр заявил, что «вопрос гомосексуализма вызывает в Украине контроверсии», и спрогнозировал «некоторые трудности» при прохождении данного законопроекта в Верховной Раде.
«Православная церковь в Украине этого не поддержит, — пообещал Кожара, но тут же с оптимизмом добавил: — Однако если подобный закон был принят, хоть и с трудом, в Молдове, а в свое время, несмотря на значительное влияние католицизма, и в Польше, то и в Украине удастся. Вопрос простой: без внедрения законодательства насчет недискриминации гомосексуалистов не удастся продвинуться на пути к отмене виз. Поэтому думаю, что стремление к дальнейшей интеграции с ЕС возьмет верх над разделением общественного мнения насчет гомосексуалистов и этот закон будет принят».
Удивительна уверенность, с которой глава внешнеполитического ведомства Украины говорит о «разделении общественного мнения насчет гомосексуалистов», в то время как большинству граждан попросту нет дела до так называемых секс-меньшинств. Весной 2011 года «k:» совместно с Институтом Горшенина провели социологическое исследование «Социально-экономическое положение современного украинского села», один из вопросов которого звучал так: «Какие общественные пороки и изменения общественной морали Вы осуждаете больше всего?» Респонденты не обязаны были выбрать какое-то единственное явление и могли указать до пяти вариантов ответа. Селяне считаются самой консервативной частью украинского общества, но даже среди них только 16,8% отнесли гомосексуализм к пятерке изменений общественной морали, заслуживающих наибольшего осуждения. По степени неприятия гомосексуализм оказался лишь на одиннадцатом месте, уступив даже супружеским изменам, которые заняли десятое место с результатом 18,8%. А пятерку лидеров составили алкоголизм (72,6%), наркомания (63,2%), грубость в отношениях между людьми (30,9%), физическое насилие в семье (30,8%) и неуважительное отношение к старшим (28,3%).
Есть большая разница между латентным отрицательным отношением и агрессивной нетерпимостью к секс-меньшинствам. Социологических исследований на тему, нужна ли в Украине дискриминация гомосексуалистов, до сих пор не проводилось, но вряд ли сторонников такой дискриминации оказалось бы существенно больше, чем, скажем, сторонников дискриминации неверных жен и мужей. Поэтому сам по себе законопроект о недискриминации гомосексуалистов в сфере трудовых отношений едва ли способен взволновать украинское общество — как нисколько не взволновала его в 1991 году отмена уголовного преследования за добровольные сексуальные контакты между мужчинами. Однако если постараться, то из этого декларативного по своей сути документа (как декларативны, например, действующие много десятилетий запреты на дискриминацию в тех же трудовых отношениях женщин) можно извлечь повод для нагнетания страстей.
В предыдущие два года уже было несколько попыток разжечь в украинском обществе гомофобские настроения. В частности, было зарегистрировано несколько законопроектов о запрете пропаганды гомосексуализма. Интересно, что автором одного из них, внесенного 30 марта 2012 года, выступил заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Вадим Колесниченко. По его словам, «пропаганда гомосексуализма… сегодня присутствует в Украине в виде распространения любой информации о гомосексуализме». Таким образом, его понимание термина «пропаганда гомосексуализма» настолько широкое, что и сам Колесниченко, как только он распространяет какую-либо информацию о гомосексуализме, оказывается пропагандистом такого образа жизни.
Вообще-то Колесниченко выступает и за толерантность, 4 января 2012 года он даже заявил: «Государство должно воспитывать толерантное общество, прививать ему демократические нормы. Присутствующие же в Украине проявления различных форм нетерпимости ставят под угрозу наше… государство». Свое особое отношение к гомосексуалистам Колесниченко обосновывает тем, что «явление гомосексуализма для украинского народа, а именно его зародыши, является качественно новым и неизвестным». Конечно, здесь можно было бы сказать, что этот «регионал» плохо знает свой народ, — но нет, он просто хорошо знает, чем можно народ отвлечь и даже развлечь.
Кстати, если стоит задача дискредитировать курс на вступление в ЕС, то традиционные способы, акцентирующие внимание на всяческих кризисах в Евросоюзе и еврозоне, до сих пор были малоэффективными. Поэтому будет вполне логичным переход к нетрадиционному способу промывания мозгов украинцев: нам станут рассказывать, что ЕС — это рай для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, где обычным людям трудно сохранить нормальную ориентацию. Особенно жесткими должны быть рассказы о том, что ждет украинских детей. Запретов на пропаганду ненависти к гомосексуалистам, конечно же, не предвидится.