Статьи
Обманутые инвесторы, которые годами ждут от своих застройщиков квартир, не могут добиться помощи ни от правоохранителей, ни от местных властей. Достраивать дома людям, очевидно, придется самостоятельно и за свои деньги. О том, как в этом случае защитить свои права, а также как не стать жертвой строительных аферистов тем, кто еще лишь собирается инвестировать в жилье, в эксклюзивном интервью «Цензор.НЕТ» рассказал глава Всеукраинской общественной организации «Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам» Алексей Гончарук.
«Минрегион составил список проблемных объектов. На этом все закончилось»
- Алексей, весной прошлого года ваша общественная организация, представляющая интересы пострадавших инвесторов, провела несколько масштабных акций протеста, которые назвали «марш зонтиков». По результатам этих акций была создана межведомственная правительственная комиссия. Удалось добиться конкретного решения проблемы?
- Через некоторое время после «марша зонтиков» у меня состоялась беседа с тогдашним министром Минрегиона Анатолием Близнюком, который пообещал, что он возьмет под контроль решение проблемы, проведет заседание комиссии и обеспечит присутствие чиновников самого высокого уровня. Потому что недостроенные дома, в которые люди вложили деньги, - это не только их личная беда, а большая социальная проблема, и ее нужно решить. Мы приводили цифры, предлагали конкретные механизмы, но для того, чтобы это все можно было «протащить» через парламент, нужно лобби. Говорю это абсолютно объективно. Здесь без поддержки власти не обойтись.
Все лето чиновники министерства пытались собрать какую-то информацию, перебрасывались друг с другом различными поручениями, а заседание комиссии - первое и единственное - состоялось только осенью. Ассоциация тогда в достаточно резкой форме рассказала на конкретных примерах, в каких регионах, при строительстве каких объектов люди потеряли свои деньги и не получили жилья. Договорились о проведении инвентаризации проблемных объектов по Украине и написании концепции реформирования законодательства об инвестировании в строительство недвижимости. По результатам заседания были проведены совещания со всеми регионами, в каждом регионе был назначен ответственный. В итоге, по сути, впервые был создан внятный список объектов, которые, по данным Минрегиона, являются проблемными.
К сожалению, с началом выборов работа была полностью остановлена. Теперь будем пытаться наладить диалог с новым министром, чтобы не кануло в Лету, то, что было сделано ранее. Есть проект концепции, который был создан и разослан всем органам и ведомствам, имеющим отношение к строительной сфере. На основании этого документа и будем двигаться дальше.
- Сколько таких проблемных объектов на сегодняшний день остается в Украине?
- В список Минрегионстроя вошли 208 объектов. Хотя по нашим данным их должно быть значительно больше.
- Вы можете озвучить первую десятку?
- Первой десятки, по сути, не существует - это же не рейтинг. Поэтому не стал бы выделять какие-то из них, тем более что существует договоренность этот список не опубликовывать пока он не будет окончательно сформирован.
«Искать деньги вместе с застройщиком - практически всегда дело гиблое».
- Алексей, какими бы хорошими ни были концепции, государство никогда не даст деньги на то, чтобы достроить дома. Как реально решить проблему? Что думают по этому поводу сами обманутые инвесторы?
- Среди инвесторов, как Вы понимаете, есть люди разных взглядов. У нас внутри организации тоже существует определенный плюрализм мнений. Люди высказывают разные точки зрения и это здорово. На собраниях Ассоциации, на которых принимаются важные решения, участвуют обычно представители большого количества различных групп инвесторов с разных объектов. А самих инициативных групп у нас более сотни. Но мы все равно попытались договориться и прийти к единому знаменателю. То, что я сейчас озвучу от имени организации - это мое личное мнение - не официальная позиция Ассоциации. Я сторонник ответственного либерализма и считаю, что человек должен думать прежде, чем инвестировать деньги в строительство.
Да, нельзя отрицать, что государственное регулирование в этой сфере некачественное, правоохранительная система не работает так, как должна, хотя люди платят за это налоги. Плохо и то, что застройщики сегодня имеют возможность творить то, что хотят, и остаются безнаказанными. Но я же адекватный человек и понимаю, в какой стране я живу. Следовательно, инвестируя в строительство в Украине, я обязан учитывать и соотносить существующие риски.
Приведу простой пример. Есть яблоко. Вы хотите получить его за 30 копеек. Но если оно стоит на рынке объективно 1 гривну, то за меньшую цену оно будет либо плохим, либо завтра, а вам хотелось бы сегодня. К тому же его могут не довезти или оно испортится по дороге. То же самое с инвестированием. Если человек покупает яблоко за 30 копеек, он остальные 70 должен мысленно отложить «про запас», чтобы компенсировать риски, если они возникнут. Это теория. Во всем мире это хеджирование, страхование и другие вещи, которые уменьшают негативные последствия от возникновения рисков. У нас, к сожалению, и государство, и общество еще не достаточно зрелое, и полноценных механизмов, которые защищают права инвесторов, просто нет.
Поэтому ситуацию надо оценивать объективно, а принимая решение о серьезном вложении денег в какой-то объект, необходимо все взвесить, проконсультироваться со специалистом. Когда идут покупать автомобиль, люди, как правило, обязательно с собой берут товарища, который в них разбирается. А когда покупают квартиру, часто относятся к этому чуть ли ни как к рождению ребенка - «скажем кому-нибудь только после того, как купим…».
- С проблемой выбора, согласна на все сто, но все-таки, кто должен достроить дома и дать возможность людям туда въехать? Какое участие в этом государства?
- Надо дать возможность людям самостоятельно достроить эти дома, честно защитить свои права. Роль государства совсем не в том, чтобы дать денег на все те объекты, которые не достроены. Этого делать нельзя. Вы, к примеру, не инвестировали деньги в строительство?
- Нет.
- Почему тогда за счет Вашей семьи должны достраивать жилье другим людям?
- Как тогда должно себя вести государство в этой ситуации?
- Во-первых, государство должно наказать виновных. Довести до ума уголовные дела, открытые по фактам преступлений против инвесторов. После чего должен включиться механизм компенсации ущерба, нанесенного преступниками, если у них нет возможности это компенсировать. По закону это делается государством. Это уже существующий путь, который позволит вернуть деньги части пострадавших инвесторов. Для того чтобы это стало возможно государство должно принять пакет нормативных документов, который регулировал бы процедуру определения размера и получения такой компенсации. Если этого не сделать - эта норма Гражданского кодекса так и останется «мертвой». Если не всем, то хотя бы части из них.
Во-вторых, государственное регулирование сегодня настолько некачественное, что даже у хорошо организованных инвесторов, которые знают, что им делать дальше, практически нет шансов достроить дом. Прежде всего, это связано с тем, что невозможно подсчитать, кто и сколько денег вложил в строительство. Выберите любой недострой в Украине, и я Вам гарантирую, что никто (кроме собственников застройщика) достоверно не знает, кто и что должен получить с этого дома по результатам достройки. Потому что можно продавать квартиры через инвестиционные договора, через договора купли-продажи имущественных прав, на половину дома выпустить облигации и т.д.
- Хотите сказать, что этот процесс никто не контролирует?
- Государство не видит всех инвестиций в объект. Ни правоохранительные органы, ни местные администрации, ни центральные органы государственной власти... В лучшем случае видит менеджмент застройщика. Если даже предположить, что застройщик очень хороший, что он все честно показывает и потом не «дорисует» ничего задними числами, то достоверность этих данных не получится проверить почти никогда. Не существует единого источника информации, который позволил бы это делать.
- Зачем он нужен?
- Возьмем следующую ситуацию. Застройщика посадили, сотрудничать и возвращать деньги людям он не хочет. Часть инвесторов, которые каким-то образом узнали друг о друге, смогли объединиться и нашли деньги на достраивание дома. И вот они уже готовы в него вселиться, как тут появляется еще какая-то группа инвесторов, к примеру, человек 20, и начинают претендовать на жилплощадь. И даже приносят корешки квитанций о том, что вовремя перечисляли деньги. Подлинные они или «липовые» - это большой вопрос. В принципе, при злом умысле их может подделать либо сам застройщик, либо люди из его близкого окружения, у которых есть доступ к печати, бланкам и т.д. Оспорить грамотно оформленные документы будет очень сложно. Это такое поле для наперсточников, что Вы себе даже не представляете. Именно поэтому я и говорю, что, прежде всего, необходимо изменить законодательство. Нормативные документы в таком состоянии, что говорить о каком бы то ни было эффективном решении этой проблемы в принципе нельзя.
Сейчас многие люди может и готовы были бы сами достраивать объекты, но у них нет уверенности, что достроив их они будут собственниками того что достроили. Вот и получается замкнутый круг…
Была инициатива КГГА забрать недострои и передать их на баланс коммунальным предприятиям, заново отвести под них землю. Представьте, Вы вложили деньги, а потом узнаете, что недостроенный дом передали на баланс «ЖЭКа». Приходите на прием к начальнику и спрашиваете: «Так когда же будет достроена моя квартира?» А он спокойно отвечает: «Денег же нет. Как из бюджета дадут - так и достроим». Теперь вспомните скандал с «Элита-Центром», который разгорелся в 2006 году. На сегодняшний день - за 7 лет - для пострадавших построили чуть больше сотни квартир. А таких людей более тысячи. По нашим подсчетам, чтобы решить проблему долгостроев по подобной схеме, надо еще примерно лет 400. Это утопия - ждать, пока государство или коммунальный бюджет все это профинансирует. Поэтому выход очевиден: нужно брать и достраивать дома самостоятельно, а государство должно обеспечить упрощенный порядок достройки, предусмотреть налоговые льготы для достраивающих компаний, создать механизмы определения собственников недостроя и гарантий прав инвесторов. Инвесторам же нужно объединяться, нанимать кризисных менеджеров, которые умеют управлять проблемными объектами, искать системных инвесторов и пути реанимации финансовой составляющей проектов.
О деталях и процедурах можно говорить и спорить долго. Например, одно из предложений Концепцией, о которой я говорил, сводится к тому, что перечень инвесторов каждого проблемного объекта должен определяться специально созданной при ОГА комиссией, в состав которой должны входить представитель прокуратуры области, представители Госфинуслуг, органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект, застройщика, объединения инвесторов объекта.
- Как быть с землей, на которой стоит дом?
- В решении этого вопроса должны помогать органы местного самоуправления. Если, к примеру, застройщик не хочет ничего делать, - взяли и забрали землю в связи с нарушением режима ее использования. Дали возможность инвесторам создать кооператив, а потом отдали ему землю. Не хотят инвесторы достраивать - пусть проведут экспертизу, оценят стоимость объекта и совместно продадут его.
Искать деньги вместе с застройщиком - практически всегда дело гиблое. Потому что застройщик ищет, как правило, возможность дополнительно заработать, а не достроить объект. Но если застройщик заявляет, что он все-таки готов достроить объект самостоятельно, то он должен подтвердить, что у него есть для этого финансовые ресурсы и предоставить детальный план строительства.
- А если у инвестора нет денег на то, чтобы достраивать?
- Тогда, скорее всего, ему придется смириться с тем, что он понес убытки. Либо можно согласиться с тем, что другие люди достроят дом, а ты получишь в нем свою долю в меньшем объеме. Эти отношения при желании всегда можно урегулировать. Было бы желание.
А чтобы обезопасить людей в будущем, государство, в свою очередь, должно обеспечить эффективную правоохранительную систему, максимальное информирование о застройщике, чтобы инвестор не был обманут. Особая тема - персонификация ответственности. Чтобы было понятно, какое должностное лицо несет ответственность, и если в какой-то момент должность занял другой человек, то это не снимало бы ответственности с компании. Не менее актуально ввести более жесткое наказание за недостоверную рекламу об условиях инвестирования.
- Может, гражданам вообще перестать покупать квартиры у коммерческих застройщиков напрямую. А довериться выбору государства, вкладывая деньги в льготные программы по кредитованию жилья?
- Государство - это самый не дисциплинированный и не надежный контрагент в Украине. Но что самое главное - управу на него найти невозможно, ее просто не существует в природе. Можно разве что пытаться договориться «по-хорошему» и не факт, что у тебя получиться. Поэтому есть люди, которые инвестировали средства в жилье в рамках государственных программ, но ничего не получили. Например, в декабре прошлого года в нашу организацию обратилась семья киевлян, которые инвестировали деньги, чтобы купить квартиру в рамках президентской программы «Доступное жилье». Люди заплатили первый взнос, им пообещали, что они скоро получат жилье и будут ежемесячно выплачивать кредит. Но уже больше девяти месяцев дом не могут ввести в эксплуатацию, а плату с них требуют уже повышенную. Чем это лучше частных застройщиков? На кого рассчитана эта программа? На людей, которые не защищены социально, у них нет денег, чтобы платить за пустые обещания. Они продали все, что имели ради первого взноса. А государство их просто «кинуло». И это не единственный факт. Еще лет пять назад были серьезные проблемы с государственным фондом содействия молодежному строительству, когда возникли проблемы почти по двум десяткам объектов, и пострадало около 500 семей. До сих пор дома не достроены, а люди по-прежнему должны государству деньги.
- Как оценить потенциальные риски при выборе застройщика?
- Это может сделать только специалист. Правда, грамотный юрист, который не имеет опыта работы в этой области, почти всегда Вам скажет: «Не нужно туда лезть»! Потому что документы, которые людям предлагают подписать, почти всегда достаточно жестко выписаны по отношению к инвесторам, а выполнение обязательств застройщиком почти никогда надлежащим образом не обеспечено. Какие уж тут гарантии?
- Информация о материале
В распоряжении Forbes оказалось письмо начальника налоговой милиции Андрея Головача (на фото) от 26 февраля 2013 года на имя первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова. В нем налоговый милиционер выражает полную поддержку идее создания в стране финансовой полиции – нового силового ведомства с огромными полномочиями. Как оказалось, он едва ли не единственный из чиновников правительства, кто полностью поддерживает эту инициативу.
Идейный вдохновитель
15 февраля 2013 года премьер-министр Николай Азаров издал поручение №673/0/1-13, которым обязал заинтересованные министерства и ведомства рассмотреть проект закона «О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)». Документ был направлен на экспертизу в МВД, СБУ, Миндоходов, НБУ, Госфинмониторинг, Минфин, Минэкономики и Государственную финансовую инспекцию. По словам нескольких источников в разных министерствах и ведомствах, ни одна из этих госструктур не поддержала законопроект в том виде, в котором он был предложен.
Например, в Нацбанке обнаружили в проекте закона целую массу недоработок и коллизий. Такого же мнения – в Министерстве доходов и сборов. «В первую очередь, нужно определиться с моделью реформирования системы противодействия правонарушениям в экономической сфере. Мы видели уже множество идей ликвидировать налоговую милицию – и чем они закончились? Ничем. И этот документ комментировать я пока не вижу смысла. Он очень непрофессиональный», – заявил Forbes глава министерства Александр Клименко.
В итоге утопичность идеи вынужден был признать и премьер-министр. 13 марта 2013 года Азаров приказал министерствам и ведомствам не рассматривать проект закона, так как «он не соответствует требованиям времени». Законопроект, разосланный министерствам, авторства не имел. «Когда предлагаются непопулярные вещи, то авторы обычно не афишируют свои имена», – поясняет бывший замминистра внутренних дел Виктор Суслов.
Сразу несколько высокопоставленных чиновников в Кабмине и Администрации президента сообщили Forbes, что вдохновителем законопроекта о финансовой полиции был главный налоговый милиционер Андрей Головач. В этом вопросе его поддерживал глава Администрации президента Сергей Левочкин. Согласно предварительной договоренности, именно Головач должен был возглавить финансовую полицию. «Он – генерал с опытом. Учитывая его должность и статус, вполне допускаю (что новое ведомство может возглавить Головач. – Forbes)», – говорит член совета НБУ Василий Горбаль.
Сам Головач в интервью Forbes не подтвердил, что он автор этого законопроекта (см. блиц-интервью ниже), но и не опроверг этого. «Формально документ вносился на рассмотрение Кабмина Еленой Лукаш (министр Кабинета министров. – Forbes)», – поясняет один из источников в Кабмине. Лукаш считается креатурой Сергея Левочкина.
Янукович – против?
По одной из версий, озвученных членом парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, а также источником, близким к руководству НБУ, против законопроекта в нынешнем виде выступил сам Виктор Янукович. «Я думаю, что позиция премьер-министра согласована с президентом», – предполагает Виктор Суслов.
Но высокопоставленный чиновник в Администрации президента эту версию опровергает, добавляя, что идею создания Службы финансовых расследований на Банковой поддерживали, более того – она была согласована с премьер-министром Николаем Азаровым. «Документ можно было спокойно доработать и выносить на Кабмин», – считает он. Но, по его словам, премьер передумал.
Идея создания финансовой полиции еще может быть реанимирована. 12 марта президент Виктор Янукович подписал указ №128/2013 «О Национальном плане действий на 2013 год». Статья 102 этого документа под названием «Оптимизация функций в сфере расследования преступлений в экономической сфере против государства», по сути, предусматривает перспективу создания силового органа, аналогичного предложенному в законопроекте «О Службе финансовых расследований».
Андрей Головач, первый замглавы Государственной налоговой службы Украины – начальник налоговой милиции, согласился в письменном виде ответить на вопросы Forbes.
– В начале недели в распоряжении Forbes оказался законопроект о создании финансовой полиции. Основной вопрос, которым впоследствии задавались СМИ – авторство документа. По информации Forbes, законопроект инициировали вы. Это так?
– Я действительно являюсь сторонником создания единого правоохранительного органа по расследованию и упреждению всех преступлений в экономической сфере, поскольку это жизненно важно для государства.
– Но многие чиновники и эксперты утверждают, что концентрация правоохранительных функций в одних руках ухудшит бизнес-климат в Украине. Вам об этом известно?
– Что касается разного рода противников этой идеи, нужно понимать, что своей эффективной работой налоговая милиция Украины уже наступила на болезненные мозоли многим мошенникам. И есть силы, которые в перспективе создания финансовой полиции увидели еще большие личные угрозы. Кто-то боится потерять влияние, кто-то – возможность безнаказанно залезать в государственный карман, кто-то просто не против сколотить на данном вопросе политический капитал. Я к подобного рода мнениям отношусь спокойно.
– То есть документ о создании финансовой полиции в Украине все же инициировали вы?
– Что касается непосредственно так называемого «законопроекта», то не вижу смысла его комментировать, поскольку не видел его зарегистрированным в установленном законом порядке. Здесь нужно понимать, что выздоровление практически от любой болезни сопровождается ростом температуры. При правильном лечении этот жар критиканства обязательно спадет, я в этом уверен.
– В любом случае, вам известны нормы, которые были предложены в законопроекте. В документе предлагалось сделать финполицию отдельным силовым органом со специальным статусом, наделить его огромными полномочиями и подчинить президенту. Вы поддерживаете эти идеи?
– Я считаю, что этот вопрос нужно адресовать десяткам, сотням тысяч украинцев, которые занимаются бизнесом, платят налоги, создают рабочие места. Согласны ли они, когда вместо четырех-пяти правоохранительных органов будет один? Вместо десятков разноплановых инстанций будет одна, причем ее полномочия будут четко регламентированы законодательством? Кто лучше сделает свою работу: один профессионал с высшим экономическим и юридическим образованием или те же пять-шесть человек, которые, может, и неплохие люди, но с трудом отличают НДС от ДСП?
Думаю, подобного рода риторические вопросы даже не нуждаются в ответах. Но если бизнес – за, то кто против? А против могут быть только те, кто-либо переживает за свои полномочия, либо за свои нечестно нажитые капиталы. Ну, и традиционно, против часть политиков, которым без разницы, по какому поводу размахивать флагами, лишь бы о них вспомнили в прессе.
- Информация о материале
Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства подготовило проект очередного улучшения ситуации с парковками в украинских городах, которая носит сегодня откровенно хаотический характер. Цирк на городских дорогах продолжается с 1 января 2012 года. Именно тогда вступило в силу постановление Кабмина Юлии Тимошенко № 1342 от 3 декабря 2009 года, которым запрещалась парковка на площадках, не оборудованных паркоматами. Чуть позже – 16 января 2012 года – правительство Николая Азарова было вынуждено отреагировать на повальное отсутствие в стране паркоматов и приняло постановление № 89. Им норма по обязательному наличию паркоматов на парковках была перенесена на квартал – до 1 апреля. Правда, и тогда на дорогах мало что изменилось. Так, в столице сотрудники КП «Киевтранспарксервис» с готовностью показывали распечатанный текст постановления №1342, но акцентировали внимание не на 14-м пункте (которым и регламентируется обязательное наличие паркоматов), а на 29-м – оговаривающем варианты оплаты парковки. В частности, подчеркивалось то, что второй абзац данного пункта разрешает оплачивать услуги парковки так называемым парковочным талоном – «с рук» сотрудника «Киевтранспарксервиса». При этом многие уже тогда признавали, что понимают абсурд ситуации, но поделать ничего не могут – паркоматов-то нет, а работать как-то надо.
Надо сказать, что местные власти по всей стране единодушно признавали одну-единственную проблему отсутствия паркоматов – инвесторам это не интересно, тогда как местные бюджеты просто не потянут дополнительную нагрузку. Что же касается профильных коммунальных предприятий, которые и отвечают за парковку, то они озвучивали еще одну причину несоответствия закрепленных за ними площадок нормативным документам. Как отметили в марте прошлого года в «Киевтранспарксервисе», в стране проблема даже не с наличием паркоматов, а «начинки» для них. «На территории Украины в паркоматах, согласно государственному реестру расчетных операций, разрешается использовать регистратор контрольно-кассовый РВ3101, но срок первичной регистрации его в органах ГНСУ в настоящее время исчерпан. Поэтому сейчас не имеется возможности приобрести новые паркоматы с такими регистраторами. Другие виды регистраторов не внесены в государственный реестр расчетных операций и отсутствуют на рынке Украины», – заявили в коммунальном предприятии. Справедливости ради стоит отметить, что через определенное время вопрос с регистрацией был все-таки решен. Правда, это мало повлияло на количество паркоматов на улицах. Только в Киеве сегодня, по официальным данным, всего 87 паркомата на более чем 9 тыс. машиномест.
Сегодня же профильное министерство предложило решить проблему с хаосом на парковках введением штрафных санкций за несоблюдение существующих правил. В разработанном в ведомстве законопроекте предусмотрены соответствующие штрафы для водителей в размере от 136 грн. до 204 грн. Для должностных лиц субъектов хозяйствования, работающих на площадках для парковки, за несоблюдение правил предлагается вести штраф в 340-510 грн. Но самое любопытное, что нарушение требований об оборудовании площадок паркоматами обернется директорам профильных коммунальных предприятий штрафными санкциями от 510 грн. до 680 грн. Такое же нарушение, совершенное в течение года, предполагает наказание покрупнее – 1020-1700 грн.
Также любопытно, что по заверениям министерских чиновников эти нормы согласованы с местными органами власти. «Большинство (представителей – Ред.) органов местного самоуправления утверждает, что установление паркоматов в городах Украины будет возможно только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Украины об установлении ответственности водителей за нарушение правил парковки, в том числе, за неуплату стоимости парковки», – отмечается в пояснительной записке к проекту закона.
Тем не менее, в то, что данный документ может реально заработать, верится с трудом. Пожалуй, только в Киеве даже на оборудованных паркоматами площадках всегда можно будет найти то или иное нарушение действующих правил. Хотя бы исходя из нормы «не менее одного паркомата на 20 мест для парковки» – сегодня в столице один паркомат на около 100 мест для парковки (об областных и районных центрах и говорить не приходится). И служащим городских администраций, которым предлагается отдать функции контроля за выполнением правил парковки, придется круглосуточно обходить свои населенные пункты из конца в конец. Зато водителей, на предварительно выбранных парковках, вполне могут оштрафовать за справедливый отказ расплатиться при отсутствии паркомата. И все, к чему это приведет, скорее всего, будет лишь новой волной взяточничества на парковках.
- Информация о материале
Появление в СМИ информации о намерениях властей создать Службу финансовых расследований (финансовую полицию), стало, без преувеличения, информационной бомбой на текущей неделе. Ее взрыв наконец-то перевел в публичную плоскость противостояние между различными группировками во власти относительно распределения "экономическо-силового" пирога, длящееся уже около года.
В данных обстоятельствах весьма примечателен способ, которым факт подготовки "финансово-полицейского" законопроекта стал достоянием гласности, — через утечку информации. С оглядкой на "креативные практики" власти можно с уверенностью предположить, что таким образом было произведено "прощупывание" на предмет того, как общество отреагирует на возможное рождение монстра с едва ли не КГБшными атрибутами. А заодно — "морально" подготовить страну к его появлению.
Инициаторы проекта (по данным ZN.UA, эту идею президенту Виктору Януковичу подсказали в его же администрации) получили вполне прогнозируемую негативную реакцию, главным объектом которой стал именно глава государства. Похоже, поток поднявшегося негатива оказался неожиданно мощным. Как бы там ни было, уже через два дня после "утечки" — в среду, 13 марта, появилось сообщение пресс-службы Кабмина о распоряжении премьер-министра Николая Азарова министерствам и ведомствам "не рассматривать проект закона о создании Службы финансовых расследований" в связи с тем, что он "не отвечает требованиям времени".
Тем временем Янукович вряд ли так просто откажется от так понравившейся ему идеи получить таким образом еще один мощнейший рычаг контроля над страной, заодно остудив пыл давних спорщиков за полномочия — Захарченко, Клименко и Головача. По данным ZN.UA, в ходе состоявшегося специального совещания в АП всем причастным к идее создания финансовой полиции была поставлена задача переделать проект так, чтобы он не вызывал столь сильного возмущения у населения и бизнеса.
Так что можно не сомневаться, что "финансово-полицейский" сериал еще не закончился. Как, впрочем, мало кто сомневается и в том, что насквозь прогнившую и коррумпированную систему борьбы с экономической преступностью в Украине нужно реформировать. Вопрос — как именно?
Нестыковочки-нескладушки
12 марта с.г. Виктор Янукович утвердил Национальный план действий на 2013 г. по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 гг., в котором черным по белому записано: в рамках "оптимизации функций в сфере расследования преступлений в экономической сфере против государства" должна состояться "консолидация в едином органе функций по расследованию преступлений экономической направленности", которыми сейчас занимаются налоговая милиция, таможня, Госслужба по борьбе с экономпреступностью МВД, Департамент контрразведывательной защиты экономики государства СБУ.
Что касается расследования преступлений против частной собственности, то консолидация соответствующих функций должна произойти в органах внутренних дел, что также должно сопровождать отмену права сотрудников МВД проводить проверки субъектов хозяйствования.
Но как тогда быть с заявлением премьер-министра Азарова о несоответствии законопроекта требованиям времени? Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский не исключает, что правительственное заявление могло быть направлено на то, чтобы "снять общественное напряжение по этому вопросу, чтобы позже к нему вернуться или не вернуться". Это, в свою очередь, будет зависеть "от нормальности работы парламента, исхода борьбы между ведомствами за сохранение существующих полномочий".
Соображений и предположений по этому поводу можно привести еще множество. Но главный вывод один — попытки создать в Украине финансовую полицию наверняка продолжатся. Так что, учитывая украинско-византийские традиции, вовсе не следует исключать, что законопроект о Службе финансовых расследований будет "реанимирован" даже в уже существующем виде. Ну разве что для приличия внесут косметические коррективы.
Нынешняя оказия, кстати, стала еще одной яркой демонстрацией того, как в Украине в силу давней привычки выписывать законы "под себя" могут быть дискредитированы даже самые здравые начинания, давно и успешно эксплуатируемые в других странах.
Так, если отвлечься от отечественных реалий, теоретические плюсы от создания такого органа могли бы заключаться в том, что бизнесу, например, не пришлось бы больше иметь дело с несколькими силовыми ведомствами, расследующими одни и те же дела. Возможно, повысилась бы эффективность работы стражей экономических интересов государства, в определенной степени удалось бы оптимизировать админрасходы в процессе слияния различных ведомств и т.д.
Однако, если опуститься с теоретических высот на грешную украинскую землю, потенциальные минусы ощутимо перевешивают плюсы.
Большинство экспертов убеждены в том, что в случае принятия разработанного законопроекта в Украине может быть создано такое силовое "чудовище", которое благодаря огромным полномочиям может при желании раздавить любой бизнес. При этом его работа непременно будет сопровождаться усилением коррупции, ухудшением инвестклимата и т.д.
"Для финполиции предусмотрено значительно более широкий круг задач и почти неограниченные права по сравнению, например, с налоговой милицией. Среди них — право беспрепятственно входить на территорию предприятий и организаций всех форм собственности в любое время суток, применять средства физического воздействия, огнестрельное оружие", — отмечает советник юридической группы LCF Анна Олефиренко.
Первый зампредседателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан обращает внимание, что на новую силовую структуру планируют возложить не только функции аналитики финансовой системы, но и проверку достоверности бухгалтерского учета предприятий, имеющих любые отношения с государственными средствами, в том числе и тех, которые получали их от фондов соцстрахования. "Итак, под действие новой службы подпадет 99% предприятий всех форм собственности. А тут уже никаких ограничений для работы представителей службы нет", — констатирует г-жа Продан.
Несладко может быть и гражданам. Представляете, спите и вдруг среди ночи видите перед собой громилу в маске с автоматом в руках, который "предлагает" признаться — оплатили ли вы все налоги, не украли, случайно, несколько пачек листов А4, работая на госпредприятии, и т.д. Вы протираете глаза, вытираете прижатой к полу физиономией пыль и понимаете — это не сон...
Для Службы финансовых расследований предусматривались и откровенно "эксклюзивные" права, в частности, "изымать у граждан предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, уничтожать эти предметы". "Это означает, что финансовая полиция, по мнению разработчиков, имеет право изымать доказательства и самостоятельно их уничтожать, что, разумеется, дает основания для серьезного беспокойства относительно добросовестности финансовой полиции", — комментирует директор Института собственности и свободы, старший научный сотрудник Национального института стратегических исследований Дмитрий Ляпин.
Нельзя не обратить внимание и на то, что финполиции предлагается предоставить право законодательной инициативы (!), которое сегодня, кроме нардепов, напомним, имеют только президент, Кабмин и НБУ.
Наделение финансовой полиции необъятными силовыми полномочиями идет вразрез с освященным новым Уголовным кодексом процессом декриминализации ряда экономических преступлений, предполагающем акцент не на наказании путем лишения свободы, а на возмещении убытков (в виде штрафов, компенсаций, доплат и т.п.). По мнению исполнительного директора CASE Ukraine Дмитрия Боярчука, "экономические преступления по своей сути являются гражданскими, а потому не совсем логично, чтобы с ними боролись силовые структуры".
Между тем, по информации не только ZN.UA, законопроект вызвал жесткую критику большинства получивших его для анализа ведомств (что неудивительно, так как он предполагает урезание полномочий многих из них). Положительный вердикт поступил разве что от налоговой службы, возглавляемой Андреем Головачом. А вот Минюст, например, поставил под сомнение конституционность столь широких прав для пока не рожденного ведомства. О несоответствии законопроекта Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Евросуда по правам человека отмечал и и.о. правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Маркиян Бем.
По словам директора департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований Артема Рудыка, в мире создание подобных подразделений с чрезвычайными полномочиями оправдывалось определенными объективными причинами, прежде всего серьезным распространением преступности. "Военизированные подразделения финансовой гвардии в Италии были созданы с целью противостоять итальянской мафии; в США Службу внутренних доходов наделили чрезвычайными полномочиями во время действия "сухого закона", который спровоцировал распространение организованной преступности и контрабанды в Штатах", — констатирует эксперт.
Мало кто сомневается в грандиозных масштабах финансовых злоупотреблений в Украине, в том числе в сфере госзакупок, недоплаты налогов и т.д. Но верите ли вы в то, что финансовая полиция устроит в стране тотальный "шмон" по тем людям, которые сидят на многомиллиардных тендерных потоках? Или что на БТР будет въезжать в имения "уважаемых" людей?
Учитывая, что финансовые полицейские будут подчиняться президенту, то, имея столь серьезный рычаг в руках, при большом желании и окончательной потере связи с реальностью резидент Банковой действительно мог бы замахнуться на новое (еще более активное, чем сейчас?) перераспределение собственности в Украине.
Но парадокс — змея, которую Янукович может пригреть на груди, его и поглотит. В законопроекте прописано, что президент назначает и увольняет главу Службы финрасследований, однако заместителей председателя и руководителей региональных подразделений назначает и освобождает глава службы, он же определяет организационную структуру и численность штата.
"Ничего подобного в законодательстве нет. То есть имеет место попытка создать центральный орган исполнительной власти силового блока, который формально будет подчиняться президенту, но организационно, операционно и функционально будет вне системы органов исполнительной власти. Наличие у сотрудников такого ведомства специального "силового" образования и права на пользование огнестрельным оружием, средствами специального воздействия — по теории и практике создает опасность государственного переворота как такового (!)",— полагает Д.Ляпин. Вот так вот, ни много ни мало.
Эксперты также указывают, что слияние различных силовых ведомств непременно приведет к кадровой чехарде, что обязательно аукнется бизнесу — паны, мол, бьются, а у холопов чубы трещат. "Не будем забывать, что приход к власти новых людей всегда сопровождается активным "зарабатыванием денег". В случае, если начнутся злоупотребления от финансовой полиции, то эффективно бороться с ними будет крайне трудно, учитывая широкие полномочия, а если учесть и подконтрольность нового органа президенту, то, скорее всего, даже просто невозможно", — отмечает советник практики разрешения споров МЮФ Integrites Анна Тищенко.
Имеет ли документ шанс в текущем году быть утвержденным ВР? Даже при всей полноте нынешней президентской власти с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Аудитор, управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко в этом сомневается. "Такая структура может рано или поздно затронуть и бизнес самих депутатов, поэтому считаю, что они это прекрасно понимают, и даже члены коалиции не поддерживают такой законопроект", — констатирует эксперт.
"Я категорически против создания такой структуры. Вопрос не в концентрации функций, а в правовой плоскости. Нужно понимать — отношения между государством и налогоплательщиком должны строиться на основе взаимной ответственности и равноправия", — комментирует нардеп, президент УСПП Анатолий Кинах. "В случае принятия документа из Украины выведут свои инвестиции и активы все, кто не готов их отдавать. Законопроект продолжает формирование тоталитарной репрессивной машины, но уже откровенно, без всякого сокрытия намерений", — уверена и О.Продан.
Что дальше?
В то же время все специалисты соглашаются, что отечественная система борьбы с экономической преступностью нуждается в реформировании. По мнению управляющего партнера аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Geneva Group International Елены Макеевой, реформа системы борьбы с экономической преступностью должна начаться, прежде всего, с поиска инструментов предупреждения коррупции. "Вопрос реорганизации следует сначала обсудить. В непрозрачных отношениях и из-за отсутствия доверия между властью и бизнесом любая новость будет восприниматься через призму негатива", — убеждена эксперт.
Один из ключевых вопросов: насколько обязательной составляющей этого процесса является централизация системы? Действительно, во многих странах существуют аналоги финансовой полиции, которую планируют создать и в Украине. Они работают или при Минфине (Австрия, Швеция, Испания, Италия, Венгрия), или при налоговой (США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Япония, Китай), или при МВД (Бельгия). Однако они в основном не "перегружены" тем массивом полномочий, которые предлагается предоставить Службе финрасследований Украины.
Нардеп Сергей Терехин соглашается, что объединить правоохранительные структуры, которые борются с экономической преступностью, было бы целесообразно. Но не сейчас. "На текущем этапе делать это в Украине слишком рискованно. Последствия могут быть просто катастрофическими. Более безопасный вариант — законсервировать ситуацию, чтобы не создавать лишних проблем", — считает парламентарий.
По мнению нардепа Николая Катеринчука, создать единый орган в Украине нужно. "Он может работать, например, при Минфине, при налоговой службе, при МВД. Где именно, это нужно анализировать, а затем садиться и обсуждать отдельно. Главное, чтобы наш бизнес не находился в состоянии испуга, когда сегодня одни приходят грабить, завтра — вторые, третьи, четвертые", — отмечает парламентарий.
Так что идея централизации функций по борьбе с экономической преступностью, записанная в президентском Национальном плане действий на 2013 г., может и быть вполне здравой. Ключевой вопрос: какими именно полномочиями надо наделить финполицию, чтобы это не создавало очевидных угроз нарушения личных и имущественных прав граждан, вызывая вполне обоснованное отторжение у общества? Ведь главным фактором, вызвавшим общественный негатив, стали силовые полномочия нового ведомства, а также более чем резонные опасения относительно возможного рейдерского и коррупционного давления с его стороны.
Чтобы их развеять, целесообразно было бы перенять опыт, например, тех же США или Великобритании, где финансовая полиция является гражданской службой, имеющей право на ведение следственных действий.
Ну и, наконец, очевидно, что в любом случае, как бы ни был мил президентскому сердцу абсолютизм единоличного правления, новый орган будет нуждаться, в довесок к президентскому, еще и хотя бы в парламентском контроле. А иначе — не избежать беды.
- Информация о материале
Уже два месяца между двумя влиятельными министрами, главой МВД Виталием Захарченко и руководителем Министерства доходов и сборов Александром Клименко, идет ожесточенный спор за то, кому в подчинение отойдет финансовая полиция – новая мощная структура, которой поручат борьбу со всеми экономическими преступлениями сообщает Forbes.ua.
Сейчас вопрос с финполицией получил неожиданный поворот.
На согласование министерствам был разослан проект закона «О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)», который предлагает третий вариант решения спора. Документ, копией которого располагает Forbes, обещает сделать финполицию отдельным силовым органом со специальным статусом и мегаполномочиями, который будет подчиняться непосредственно Виктору Януковичу. Официальное название – Служба финансовых расследований (СФР).
В Министерстве финансов и Миндоходов проект закона уже согласовали, сообщили близкие к руководству этих ведомств источники, но с замечаниями.
Мощные и независимые
Новый правоохранительный орган должен будет заняться всеми правонарушениями против экономических интересов государства, рассредоточенными сегодня между шестью разными структурами (они будут ликвидированы): налоговой милицией в составе Министерства доходов, управлениями по борьбе с экономической и организованной преступностью МВД, отделом контрразведывательной защиты экономики СБУ, борьбы с контрабандой таможни и Государственной финансовой инспекцией Украины.
Среди функций Службы финансовых расследований будет и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок, и борьба с растратой бюджетных средств на всех уровнях, включая предприятия, которые получают помощь из государственных или местных бюджетов, и проведение внутреннего аудита распорядителей бюджетных средств. Кроме того, в функции финполиции будет входить противодействие отмыванию доходов и борьба с коррупцией.
Арсенал для борьбы с экономпреступлениями у финансовых полицейских будет таким же широким, как и у других силовиков. К примеру, как и нынешняя налоговая милиция, они смогут проводить проверки и оперативно-розыскную деятельность. Но к этому приплюсуют полный перечень прав, которые сейчас свойственны сотрудникам СБУ и МВД. Финансовые полицейские, к примеру, смогут применять физическую силу, носить и применять резиновые дубинки, слезоточивый газ и даже огнестрельное оружие. Правда, использование последнего будет строго ограничено – этому в проекте закона отдельно посвящены две главы.
Среди других полномочий СФР, которые предлагаются законопроектом – право законодательной инициативы, возможность останавливать операции с бюджетными средствами. Более того, они смогут следить за общественным правопорядком и административными нарушениями, а в случае чего – применять меры для борьбы с ними, хотя к экономическим преступлениям админнарушения отношения не имеют.
Тайный законодатель
Сам законопроект авторства не содержит. Forbes опросил пять высокопоставленных источников в разных министерствах и ведомствах Кабмина, но ни один из них не смог сказать, чья это идея. Его авторство не принадлежит ни Клименко или Захарченко, ни министру финансов Юрию Колобову, уверяют собеседники. Координационный центр Комитета экономических реформ при президенте, который разрабатывает многие законодательные инициативы, также отношения к документу не имеет.
Реформу правоохранительных органов по поручению президента курирует его советник Андрей Портнов. Вполне возможно, что Служба финансовых расследований – это его идея. Косвенно об этом свидетельствует предложение подчинить новое мегаведомство напрямую президенту. Но подтвердить это предположение Forbes не удалось. Телефон Портнова 7 марта был вне зоны доступа.
- Информация о материале
В некоторых случаях презервативы не помогают. Например, когда вас бьют сразу шестеро. Никакой, понимаешь, защиты не получается. С гражданскими правами в Украине дело обстоит приблизительно так. Прав тот, у кого больше прав. И если на одной чаше весов интересы гражданина или группы граждан (независимо от их количества), а на другой позиция власти – дела плохи. Флюгер приколочен намертво и ветер обреченно дует в указанном направлении.
На днях в узких кругах журналистов слушок прошел. Тихий такой, почти шепотом, но интересный. Мол, есть мнение, что негативные сюжеты о перспективах добычи сланцевого газа в Украине не должны попадать в эфир. Да-да, именно такая туманная, формулировка, знакомая тем, кто еще застал Союз Нерушимый. По Жванецкому – не у тебя, есть мнение, не у меня и даже не у нас. Просто есть мнение. И горе тому, чье личное мнение не совпадает. Опять-таки, по слухам, ветер дует с самого верха из «главной цитадели». И есть еще мнение, что кто ослушается, будет сильно наказал. Очень сильно. Вроде даже предупреждали, что будут приняты меры «вплоть до роспуска редакции».
Сперва мне показалось, что это хороший повод посмеяться. Сама формулировка – роспуск редакции, казалось забавной. Думаю, у меня не телеканал, конечно, но негативную статью против добычи сланцевого газа написать и поставить на сайт могу запросто. И пусть Администрация президента присылает двух симпатичных девочек, которые будут меня распускать в хорошем смысле этого слова. Ну, стану немного распущенным, чего тут такого? Немного беспокоил вариант приезда мальчиков с той же целью, но это тоже выглядело забавным и совсем не страшным. Этими смешными соображениями я поделился с друзьями и коллегами в социальной сети.
Через некоторое время стало не до смеха. Правдивость этого слуха, на условиях гарантированной анонимности, мне подтвердили сразу несколько человек, имеющих отношение к совершенно разным крупным телеканалам. Да, такое мнение есть, и редакции уже принимают его в качестве путеводной звезды. Конечно, фактов на руках никаких – кому хочется работу потерять? Поэтому продолжаем говорить о слухе уже без смеха.
Украинские журналисты и те, для кого они работают (активные граждане, которые смотрят новости) к цензуре привыкли. У нас ее принято называть редакционной политикой. Я еще помню, как во время непростых переговоров о дружбе и сотрудничестве между БЮТ и ПР один региональный (во всех смыслах) телеканал постоянно получал инструкции, которые менялись в зависимости о успеха процесса в кулуарах. Выглядело это так: «Критикуем власть, но упираем на Ющенко, правительство Тимошенко в негативе не упоминать», «критикуем правительство, но именно, как правительство или Кабмин – премьера Тимошенко в негативе не называем», «ругаем всех и Тимошенко тоже», «ругаем всех, но без фамилии Тимошенко». Курс и рамки дозволенного иногда менялись дважды в день! Эта забавная история очень хорошо показывает, как на практике выглядит редакционная политика. И команда «никакого негатива о добыче сланцевого газа» не вопиющий факт – рутина.
Наша власть вовсе не стремится построить демократическую страну со свободой слова. Оно предпочитает управлять в ручном режиме, в том числе и телевизором. Ну а демократичность Запада тоже условная. Да, там есть свобода слова, честные выборы и гражданское общество, но транснациональные кампании – те еще хищники. Не из-за какой-то особой порочности – таков результат естественного отбора. Потому за ними и жесткий контроль, чтобы не расходились слишком. На Западе. У нас другая ситуация и корпорациям проще договориться с нашими хищниками, чем играть с народом по европейским правилам. Ничего личного – просто бизнес. И если потребуют интересы бизнеса, то «украинский воз интеграции с лебедем раком и щукой в упряжке» могут толкать куда угодно.
Если эти слухи соответствуют истине, то мы окажемся в интересной ситуации. Допустим, телевизоры об этом будут молчать, но есть интернет, есть газеты и радио. Когда об этом все говорят и пишут, а телек проходит мимо, в первую очередь это бьет по доверию к телекомпаниям и их бюджетам. Конечно, частично можно нажать на многих, а остальных просто купить. Каждый, кто хоть раз видел, как прекрасен утром Святогорский лес, больше никогда не сядет в машину к незнакомым людям. В общем, у богатых и влиятельных есть рычаги. Но у добытчиков газа есть и политические противники. Причем из совершенно разных лагерей. Националисты из Свободы, коммунисты и Украинский выбор – с этими договариваться куда труднее. И очень забавные процессы могут произойти в сознании. Малина - самое лучшее слабительное средство. Особенно, когда в ней сидит медведь.
Например, российский «Газпром» для украинских патриотов и принципиальных журналистов из «пугала номер один» превратится в друга и соратника. И мы можем вскоре увидеть, как российский газовый монополист финансирует партизанщину в украинских СМИ, потому что на данном этапе он заинтересован в свободе слова в Украине. И если принципиальные борцы получат еще и финансирование – кто-то получит непреходящую головную боль. Украинской власти терять нечего, а вот корпорации могут столкнуться с неприятным законом физики – действие рождает противодействие. С ним не договоришься и не поделишься.
Главное, украинцы конечно выступают против разработки месторождений сланцевого газа, но категоричных противников не так много. Больше тех, кого не устраивает политика замалчивания и принятия решения за спиной народа. Друзья себя так не ведут. Если от нас что-то скрывают, значит есть причины для тревоги, правильно? А что мы должны делать, когда вместо честного разговора нас лишают еще и права на информацию? Только бороться. Потому что дело явно нечисто, а свою родину мы любим, несмотря на все усилия государства. Тут даже не в газе дело. Просто право граждан Украины знать правду и право украинских журналистов эту правду говорить – для нас важно. Это как бы основополагающая ценность общества, которое мы хотим построить. И если потребуется, мы кому-то вставим очень неприятную клизму, чтобы не мешали. Готовили ее для своих, но когда такие процессы – клизмы хватит на всех.
Впрочем, мы уже зашли слишком далеко, обсуждая слухи. Фактов нет, а строить целую теорию на пустом шепоте – явный перебор. Правда, очень хотелось бы убедиться, что это просто слухи. Вот сегодня в Донецке пройдет митинг против добычи сланцевого газа. И не только сегодня и не только в Донецке. И в интернете все это будет появляться. Рекомендую вечером посмотреть новости по телевизору – сравнить реальность с картинкой новостей. Наличие этого сюжета, тональность и так далее. Думаю, все сразу станет ясно. И не забываем, что русский бунт – штука страшная. Но если украинцы «выпьют правильного чаю», то будет куда страшнее.
- Информация о материале
Страница 1004 из 1561
