В распоряжении Forbes оказалось письмо начальника налоговой милиции Андрея Головача (на фото) от 26 февраля 2013 года на имя первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова. В нем налоговый милиционер выражает полную поддержку идее создания в стране финансовой полиции – нового силового ведомства с огромными полномочиями. Как оказалось, он едва ли не единственный из чиновников правительства, кто полностью поддерживает эту инициативу.
Идейный вдохновитель
15 февраля 2013 года премьер-министр Николай Азаров издал поручение №673/0/1-13, которым обязал заинтересованные министерства и ведомства рассмотреть проект закона «О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)». Документ был направлен на экспертизу в МВД, СБУ, Миндоходов, НБУ, Госфинмониторинг, Минфин, Минэкономики и Государственную финансовую инспекцию. По словам нескольких источников в разных министерствах и ведомствах, ни одна из этих госструктур не поддержала законопроект в том виде, в котором он был предложен.
Например, в Нацбанке обнаружили в проекте закона целую массу недоработок и коллизий. Такого же мнения – в Министерстве доходов и сборов. «В первую очередь, нужно определиться с моделью реформирования системы противодействия правонарушениям в экономической сфере. Мы видели уже множество идей ликвидировать налоговую милицию – и чем они закончились? Ничем. И этот документ комментировать я пока не вижу смысла. Он очень непрофессиональный», – заявил Forbes глава министерства Александр Клименко.
В итоге утопичность идеи вынужден был признать и премьер-министр. 13 марта 2013 года Азаров приказал министерствам и ведомствам не рассматривать проект закона, так как «он не соответствует требованиям времени». Законопроект, разосланный министерствам, авторства не имел. «Когда предлагаются непопулярные вещи, то авторы обычно не афишируют свои имена», – поясняет бывший замминистра внутренних дел Виктор Суслов.
Сразу несколько высокопоставленных чиновников в Кабмине и Администрации президента сообщили Forbes, что вдохновителем законопроекта о финансовой полиции был главный налоговый милиционер Андрей Головач. В этом вопросе его поддерживал глава Администрации президента Сергей Левочкин. Согласно предварительной договоренности, именно Головач должен был возглавить финансовую полицию. «Он – генерал с опытом. Учитывая его должность и статус, вполне допускаю (что новое ведомство может возглавить Головач. – Forbes)», – говорит член совета НБУ Василий Горбаль.
Сам Головач в интервью Forbes не подтвердил, что он автор этого законопроекта (см. блиц-интервью ниже), но и не опроверг этого. «Формально документ вносился на рассмотрение Кабмина Еленой Лукаш (министр Кабинета министров. – Forbes)», – поясняет один из источников в Кабмине. Лукаш считается креатурой Сергея Левочкина.
Янукович – против?
По одной из версий, озвученных членом парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, а также источником, близким к руководству НБУ, против законопроекта в нынешнем виде выступил сам Виктор Янукович. «Я думаю, что позиция премьер-министра согласована с президентом», – предполагает Виктор Суслов.
Но высокопоставленный чиновник в Администрации президента эту версию опровергает, добавляя, что идею создания Службы финансовых расследований на Банковой поддерживали, более того – она была согласована с премьер-министром Николаем Азаровым. «Документ можно было спокойно доработать и выносить на Кабмин», – считает он. Но, по его словам, премьер передумал.
Идея создания финансовой полиции еще может быть реанимирована. 12 марта президент Виктор Янукович подписал указ №128/2013 «О Национальном плане действий на 2013 год». Статья 102 этого документа под названием «Оптимизация функций в сфере расследования преступлений в экономической сфере против государства», по сути, предусматривает перспективу создания силового органа, аналогичного предложенному в законопроекте «О Службе финансовых расследований».
Андрей Головач, первый замглавы Государственной налоговой службы Украины – начальник налоговой милиции, согласился в письменном виде ответить на вопросы Forbes.
– В начале недели в распоряжении Forbes оказался законопроект о создании финансовой полиции. Основной вопрос, которым впоследствии задавались СМИ – авторство документа. По информации Forbes, законопроект инициировали вы. Это так?
– Я действительно являюсь сторонником создания единого правоохранительного органа по расследованию и упреждению всех преступлений в экономической сфере, поскольку это жизненно важно для государства.
– Но многие чиновники и эксперты утверждают, что концентрация правоохранительных функций в одних руках ухудшит бизнес-климат в Украине. Вам об этом известно?
– Что касается разного рода противников этой идеи, нужно понимать, что своей эффективной работой налоговая милиция Украины уже наступила на болезненные мозоли многим мошенникам. И есть силы, которые в перспективе создания финансовой полиции увидели еще большие личные угрозы. Кто-то боится потерять влияние, кто-то – возможность безнаказанно залезать в государственный карман, кто-то просто не против сколотить на данном вопросе политический капитал. Я к подобного рода мнениям отношусь спокойно.
– То есть документ о создании финансовой полиции в Украине все же инициировали вы?
– Что касается непосредственно так называемого «законопроекта», то не вижу смысла его комментировать, поскольку не видел его зарегистрированным в установленном законом порядке. Здесь нужно понимать, что выздоровление практически от любой болезни сопровождается ростом температуры. При правильном лечении этот жар критиканства обязательно спадет, я в этом уверен.
– В любом случае, вам известны нормы, которые были предложены в законопроекте. В документе предлагалось сделать финполицию отдельным силовым органом со специальным статусом, наделить его огромными полномочиями и подчинить президенту. Вы поддерживаете эти идеи?
– Я считаю, что этот вопрос нужно адресовать десяткам, сотням тысяч украинцев, которые занимаются бизнесом, платят налоги, создают рабочие места. Согласны ли они, когда вместо четырех-пяти правоохранительных органов будет один? Вместо десятков разноплановых инстанций будет одна, причем ее полномочия будут четко регламентированы законодательством? Кто лучше сделает свою работу: один профессионал с высшим экономическим и юридическим образованием или те же пять-шесть человек, которые, может, и неплохие люди, но с трудом отличают НДС от ДСП?
Думаю, подобного рода риторические вопросы даже не нуждаются в ответах. Но если бизнес – за, то кто против? А против могут быть только те, кто-либо переживает за свои полномочия, либо за свои нечестно нажитые капиталы. Ну, и традиционно, против часть политиков, которым без разницы, по какому поводу размахивать флагами, лишь бы о них вспомнили в прессе.