Вся Украина готовится к одной избирательной кампании — парламентской.А Донбасс, новоявленная территория с "особым порядком местного самоуправления" — сразу к трем. Одной реальной и двум гипотетическим. Из-за этого часто возникает путаница. Само по себе слово "выборы" заставляет думать, будто речь идет об одном и том же. И будто действительно идет некий политический процесс мирного урегулирования конфликта на востоке Украины…

Пока пишется этот текст, окна моей квартиры подрагивают от недалеких артиллерийских залпов. К счастью, не настолько сильно, чтобы всерьез подумывать о перемещении с ноутбуком в подвал или хотя бы в подъезд. Но достаточно ощутимо, чтобы говорить об эффективности заключенного перемирия.

Активизация боевых действий позволяет говорить о том, что на данный конкретный момент попытки решить проблему путем компромисса если не провалились, то, как минимум, отложены.

И это отодвигает в неясное будущее политические шаги, которые активно обсуждались в последнее время в Украине.

А теперь обо всем по порядку.

Парламентские выборы.То ли оптимизм Центризбиркома и администрации Президента оказался преждевременным, то ли сюрприз пока держится в рукаве, но никакой заметной подготовки к избранию народных депутатов от округов, находящихся под контролем формирований ДНР и ЛНР, не ведется.

Да, сначала Захарченко подписал "минский протокол", но потом заявил, что не допустит никаких выборов под украинским контролем на "своей" территории. И едва ли это заявление было проявлением самодеятельности.

ИсточникиZN.UAв"правительствах" самопровозглашенных республик однозначно утверждают: в настоящее время официальная позиция руководителей — никаких украинских выборов на наших территориях.

С другой стороны, свидетельств того, что эта тема активно обсуждалась в разного рода неформальных и непубличных переговорах, также достаточно много. Более того, известны фамилии нескольких кандидатов, которые планировали баллотироваться по мажоритарным округам Донецка от пропрезидентской партии.

Возможно, достигнутые договоренности вынут из рукава в последний момент. Но с каждым днем промедления надежд на это все меньше.

По той простой причине, что подготовить, организовать и обеспечить процесс голосования в оставшееся время будет практически невозможно, даже если очень захочется. Можно, конечно, просто объявить депутатами согласованных персон. Но это едва ли это позволит добиться международного признания результатов выборов и считать происшедшее волеизъявлением даже с натяжкой.

Выборы в "Верховный Совет Донецкой народной республики". Активно готовятся. Однозначно состоятся. Как это будет выглядеть и насколько будет похоже на нормальную кампанию — увидим.

"Процесс голосования идет в строгом соответствии с календарным планом. Эти выборы проводятся, поскольку такое решение принял Верховный Совет республики", — заявил в комментарии ZN.UA "председатель ЦИК" самопровозглашенной ДНР Роман Лягин.

По его словам, в процессе организации голосования "республика" опирается на собственную нормативную базу. С украинской стороной это мероприятие никоим образом не оговаривалось и не согласовывалось.

Примечательной деталью этого волеизъявления является то, что выдвигать кандидатов по пропорциональной системе будут только общественные организации и общественно-политические движения, поскольку на территории "ДНР" пока нет ни одной собственной политической партии.

"Что касается негосударственных организаций, то здесь процедура предельно простая и, в общем, стандартная. Учредительное собрание в составе не менее трех человек, протокол этого собрания, устав", — пояснил Р. Лягин.

Пока о будущих субъектах этого мероприятия известно только то, что Андрей Пургин и Денис Пушилин будут возглавлять блок "Донецкая республика". Кто (и зачем) будет им оппонировать — неясно. Да, наверное, и не важно.

Всего в "ДНР" 2 ноября планируют избрать 100 депутатов и главу республики.

Сам факт проведения собственных выборов (вкупе с предыдущими попытками взятия под контроль учебных и медицинских учреждений, выплатой неких премиальных оставшимся на территории Донецкой области учителям и другими шагами) свидетельствует, что самопровозглашенная республика включилась в борьбу за спорные территории не только в военном отношении, но и на уровне создания альтернативных институтов.

Местные выборы 7 декабря.Самые спорные и активно обсуждаемые. Предусмотрены законом об особом режиме, с помощью которого украинское руководство пытается сохранить свое влияние на Донбасс, недоступный пока для контроля чисто силовыми методами. Зафиксированы в минском протоколе.

Представители непризнанной республики также не отрицают возможности проведения этих выборов, но пока рано говорить об этом как о свершившемся факте. Не исключено, что указанная дата будет сдвигаться. Если и будет, то когда и насколько — неясно.

Во всяком случае, функционально на подконтрольных ДНР территориях сейчас готовятся только их собственные выборы 2 ноября.

А подготовка местных выборов потребует много времени, поскольку предварительные мероприятия связаны не только с организацией самого процесса.

"В минских соглашениях закреплена целая последовательная процедура. Сначала разоружение, демилитаризация территорий, и только потом выборы на уровне местного самоуправления. В противном случае эти выборы никогда и никем не будут признаны, поскольку проводятся "в несвободной среде", то есть в присутствии вооруженных людей. Это нарушение всех базовых принципов", — отметил в комментарии ZN.UA руководитель Донецкой областной организации Комитета избирателей Украины Сергей Ткаченко.

Эксперт, посвятивший мониторингу политической жизни Донбасса не один десяток лет, вообще настроен скептически.

"Думаю, это нереально — провести там какие-либо легитимные выборы. В лучшем случае лидерами громад, руководителями органов местного самоуправления станут полевые командиры боевиков", — считает С.Ткаченко.

Впрочем, Юрий Луценко такую перспективу считает вполне допустимой, о чем глава пропрезидентского блока заявил еще две недели назад. "Возможно, нам неприятно будет иметь дело с теми, кого там выберут, однако именно с этими людьми можно будет вести дальнейшие переговоры. Да, это будет политическое крыло боевиков, но такие переговоры лучше, чем война, забиравшая в последние дни сотни жизней ежедневно", — говорил тогда Луценко.

В любом случае, озвученное намерение Петра Порошенко после7 декабря приехать в Донецк и пожать руку новоизбранному мэру города следует заранее отнести к категории желаний завершить АТО за считанные часы и платить тысячу гривен в день каждому бойцу на восточном фронте. То есть к перечню несбыточных обещаний.


На правах человека, который имел непосредственное отношение к созданию и продвижению закона "Об очищения власти", я хотел бы дать некоторые разъяснения по поводу этого документа. Я и мои коллеги выслушали очень много дельных советов и очень много критики в адрес закона, и, по возможности, мы учли все, что было в этой критике конструктивного. Теперь закон принят и подписан президентом, но, как мне показалось, не все еще до конца поняли, в чем его суть и каков механизм его исполнения. Я хотел бы внести ясность по некоторым самым острым вопросам, главный из которых такой: "И что же теперь?" Более непосредственные люди спрашивают так: "Ну и?.."

Для начала хочу отметить, что этот закон если не самый, то один из самых обсуждаемых в обществе. Очевидно, что на люстрацию есть колоссальный спрос со стороны активных граждан Украины. "Диктаторские законы" от 16 января этого года тоже были самыми обсуждаемыми, но в их подготовке общество не имело возможности принять участие, иначе они просто не появились бы на свет. Что же до закона о люстрации, то, уверяю вас, он не готовился кулуарно, потому что любой, кто хотел что-то сказать, что-то предложить или что-то оспорить, сделал это. Тот, кто не хотел, остался в стороне по собственной воле.

1. Почему закон вызвал как поддержку, так и критику?

Поддержка вызвана тем, что это требование общества - очистить власть от преступников и коррупционеров. Принять такой закон - это наш шанс, который мы не упустили. Критика вызвана тем, что закон задевает интересы очень состоятельных, очень влиятельных и очень коррумпированных людей, поэтому ждать от них понимания было бы наивно. Не стоит сомневаться в их способности организовать кампанию против этого закона. И они это делают. Задача общества не сдаться перед их натиском, если оно действительно хочет очистить власть от преступников.

2. Нарушает ли закон об очищении власти принцип презумпции невиновности?

Категорически нет. Многие не понимают сути закона и считают, что отстранение от госслужбы - это наказание, как в уголовном праве. На самом деле это не так. Мы же не считаем наказанием ситуацию, при которой человек на своем рабочем месте не прошел аттестацию, верно? Так и здесь. Этот закон фактически добавляет к списку квалификационных требований еще одно - доверие общества. По известным причинам, этот фактор сейчас очень важен. Представьте судью, который не может объяснить, откуда у него трехэтажный дом в Конче-Заспе стоимостью в миллионы долларов. Закон о люстрации сам по себе не отбирает его имущество, судья не садится в тюрьму за коррупцию в связи с тем, что он не может подтвердить законность приобретения своего имущества, но он лишается доверия, а потому не может быть судьей. Кстати, законодательства многих стран

презумпцию невиности в налоговых вопросах отменяют. Если государство требует, именно на гражданина ложится обязанность отчитаться за свои доходы. И не стоит беспокоиться о том, что уволенный судья (чиновник) будет голодать, ведь он может пойти работать адвокатом или в частный бизнес... Пример Грузии это ярко иллюстрирует.

3. Может ли люстрационное законодательство искоренить коррупцию?

Люстрационное законодательство несомненно не может решить всех вопросов, связанных с коррупцией, и это надо четко понимать. Простейший пример. В самом первом варианте закона было три круга родственников чиновников, которые планировалось проверять: первый круг - сам чиновник, его супруг или супруга, дети, проживающие совместно с ним; второй круг - родители, братья и сестры; третий круг - дедушки, бабушки и внуки. Но мы столкнулись с тем, что проверка двух последних кругов в рамках нынешнего антикоррупционного законодательства неисполнима. Почему? Например, мы требуем от чиновника, чтобы его тесть и теща подали имущественную декларацию, предполагая, что именно на них может быть оформлено имущество, нажитое чиновником незаконным путем. Но теща и тесть имеют право не делать этого, то есть, не декларировать имущество, а у нас нет законных оснований обязать их сделать это. Или, скажем, они просто не могут объяснить происхождение своих активов. И чиновник, как объект люстрационной проверки, в таком случае может резонно спросить, как можно его наказывать то, что у его тестя непрозрачные доходы или он, тесть, специально не хочет подавать декларацию, чтобы нелюбимого зятя выгнали с работы? Иными словами, когда антикоррупционное законодательство будет готово пойти дальше, чем оно идет сегодня, мы сможем ужесточить люстрационные критерии. А пока они ограничиваются только первым кругом родственников. Мы должны помнить, что люстрационное законодательство следует за антикоррупционным, а не идет впереди него.

4. Какой будет судьба наиболее одиозных фигур периода Януковича после принятия закона об очищения власти? Может ли кто-то из них избежать люстрации?

Наиболее одиозные выехали из страны или не находятся сейчас на госслужбе. Но они будут люстрированы при попытке вернуться во власть. Трудно сейчас вспомнить кого-то из наиболее одиозных, кто оказался вне поля действия закона. Часто говорят, что по нашему закону Сергей Левочкин не попадает под люстрацию. Но это не так - он однозначно не может вернуться на госслужбу, поэтому он достаточно упорно противится закону, пытаясь его скомпрометировать. В законе есть две категории госслужащих, которые подлежат немедленному и безусловном увольнению - занимавшие определенные должности при Януковиче и связанные с репрессиями против Майдана. И списки этих людей уже составлены правительством. Несколько десятков человек уйдут в ближайшие недели, за ними последуют другие. Тут речь идет уже о нескольких тысяч служащих. Всего же проверку в ближайшие полгода пройдут до миллиона человек.

5. Можно ли считать люстрационный закон "окончательным"? Когда закончится люстрация?

Во всех странах, где была проведена люстрация, этот процесс не был разовым действием, которое начиналось и заканчивалось в назначенные дни. Этот процесс долгий, и с годами критерии люстрации только ужесточаются. Даже денацификация, которая длится с Германии с 1945 года, (правда, это специфическая люстрация, так как содержит и элементы криминального преследования). Длительным будет процесс и у нас. Пройдет первый этап люстрации, и общество наверняка сочтет, что требования к чиновникам нужно ужесточать. Поэтому считать закон совершенным и окончательным нельзя.

6. Можно ли с помощью этого закона полностью очистить власть?

Конечно, нет. Никто и не надеется на это, по крайней мере, сейчас. Если мы возьмем чиновников (прокуроров, судей), которые были достаточно хитры и осторожны, чтобы не оформлять на себя нажитое нечестно имущество, то на первом этапе они вполне могут выскользнуть из-под действия закона. Мы доберемся лишь до самых дерзких, бесцеремонных и отпетых. Со временем, по мере совершенствования антикоррупционного законодательства, мы надеемся, добраться и до остальных. Но главное, фигурантам закона, наконец, станет понятно, что в стране изменились правила игры. И прежняя наглая вызывающая роскошь, в которой живут власть имущие в Украине, будет стоить им должности. Впрочем, я надеюсь, что в данном случае люстрация будет только дополнением к тюремным срокам, которые коррупционеры получат за свои действия. Вы знаете, что сейчас из-за системы круговой поруки не удается никого привлечь к ответственности. Но начатая люстрация поможет запустить это процесс. Во власть массово придут новые люди, и, по нашим, расчетам процесс сдвинется с мертвой точки.

7. Подлежат ли люстрации госслужащие, занимающие выборные должности (мэры, депутаты), а также судьи?

Поначалу мы ввели депутатов, мэров и прочие выборные должности в разряд люстрируемых. Но нас поправили европейские эксперты, обосновав это тем, что наиболее справедливым видом люстрации являются выборы, ведь именно так народ, суверен власти, назначает людей на должности, и лишать народ этого права в пользу бюрократов неправильно. Начиная со следующих выборов, нужно будет выставлять на сайте ЦИК информацию о том, насколько тот или иной кандидат соответствует люстрационным критериям, а народ пусть решает сам, опуская бюллетень в урну. С судьями вопрос сложнее. По Конституции есть только два основания для увольнения судьи: нарушение присяги (что требует специальной процедуры доказывания) и несоответствие профессиональным критериям. Но закон дополняет определенным образом квалификационные требования к должности судьи. В частности, непрохождение имущественной люстрации или вынесение решений, которые были затем отменены Европейским судом по правам человека, автоматически повлекут за собой увольнение такого судьи. Так что, судьи все равно не останутся вне этого процесса.

8. Почему не создан орган власти, отвечающий за люстрацию? Какова процедура люстрации? Как может в люстрации участвовать общественность? Есть ли возможность обойти закон?

Дополнительный орган власти не создан, потому что нет необходимости в еще одной бюрократической структуре, коих и так слишком много, но на базе своего антикоррупционного департамента Минюст добавит к своим обязанностям координацию люстрации.

Закон написан таким образом, чтобы в нем не оставалось простора для инициативы и злоупотреблений в ту или иную сторону, то есть в ходе люстрационной проверки мы всего лишь должны получить ответ на вопрос, подпадает ли чиновник под люстрацию: да или нет. И это все. Так что гораздо важнее вместо создания нового органа контролировать, как закон исполняется. Например, проверяет генпрокурор свое ведомство. Документ о том, прошли ли его сотрудники имущественную люстрацию, из налоговой службы направляется не только генпрокурору, но и в Минюст, который ставит на контроль информацию о том, что такой-то сотрудник, скажем, не прошел люстрацию и должен быть уволен в течение 10 дней. Затем это проверяется. Чтобы эта информация случайно не "заблудилась" в Минюсте, при нем будет создан общественный надзорный орган, дело которого - привлечь внимание к нарушениям, если они будут.

Что же до возможности обойти закон, то нужно понимать, что он не писался под конкретных людей, и некоторые счастливчики обязательно найдутся. Представьте себе человека, который работал при Януковиче на нескольких ответственных должностях, но (так уж сложилась его судьба) его перемещали с места на место, и он нигде не работал больше года. А в законе определено, что речь о чиновниках, работавших на определенных должностях больше года. Что же, значит, этому конкретному человеку просто повезло. Если, конечно, некий судья не решит, что сроки пребывания на таких должностях следует плюсовать. Но странно было бы подгонять закон под конкретного человека.

9. Почему в отличие от европейских люстрационных законов в украинском законе акцент на идеологическую люстрацию значительно меньше? Почему украинский закон больше сосредоточен на имущественной составляющей, а не на политической? В чем разница между европейской и украинской люстрацией?

Разница в законах Украины и стран Европы обусловлена периодами истории, когда проводилась люстрация. Для европейцев главной опасностью тогда были щупальца коммунистической системы и советских (и родственных им) спецслужб. Украина же почти четверть века живет в посткоммунистическом обществе, и многие тогдашние проблемы утратили актуальность. Большинство

высоких коммунистических функционеров сегодня давно на пенсии, а большинство комсомольских работников разошлись по совершенно противоположным идеологическим лагерям. Спикер Александр Турчинов был завотделом обкома комсомола и депутат Александр Ефремов был секретарем горкома комсомола, однако сегодня они находятся во враждующих, идеологически противоположных партиях. Можно ли к ним применять общие ограничительные меры? Очевидно же - нельзя. Кстати, комсомольские функционеры ни в одной из европейских стран особой целью люстрацией не были.

Зато у Украины за эти годы появились другие серьезные проблемы, которые люстрация пытается решить, например, системная коррупция. Или другая беда: по состоянию на сегодня буквально все носители госсекретов, относящиеся к прошлой власти, находятся в стране, которая ведет военные действия против Украины. Кто еще сталкивался с подобной проблемой в Европе? Именно из этой разницы положений и проистекает разница в люстрационных законах. И по этой причине нам следует начинать именно с имущества чиновников и их участия в откровенно антиукраинском режиме Януковича.

10. Чем первоначальный вариант закона отличается от принятого? Действительно ли закон дописывался или переписывался в процессе рассмотрения в Верховной Раде? Что изменилось? На какие компромиссы пришлось пойти ради принятия законов? Появилась ли для кого-то возможность не попасть под действие закона?

Безусловно, этот закон не может не содержать компромиссов, ведь это не инструкция, а документ, который голосуется в парламенте и должен найти поддержку большинства его членов. И да - были некие, но не принципиальные изменения, которые предлагали партии, чтобы важные для них люди смогли остаться на работе. Но когда ты выбираешь между непринципиальной формулировкой и шансами закона на прохождение, то необходимость быть компромиссным становится очевидной.

Главным вопросом, по которому были противоречия между участниками рабочей группы, разрабатывавшей закон, это пункт, который мы условно называем "право смыть вину кровью". В законе есть "отдушина", которая освобождает человека от люстрации, то есть от увольнения: если он участвовал в военных действиях на востоке страны на стороне украинских вооруженных сил, Нацгвардии, СБУ и проч. Поначалу мы предполагали эту "отдушину" оставить только для рядовых сотрудников, включая "беркутов", не совершивших уголовное преступление. Но оказалось, что руководству страны нужно было также оставить на работе и более высокопоставленных и квалифицированных чинов, тех же сотрудников СБУ и пограничников, воюющих на Востоке. И мы признали такие аргументы весомыми, так как массовый разгон той же погранслужбы в нынешних условиях - шаг крайне рискованный для безопасности Украины. Для меня лично это не компромисс с совестью, но это разумный компромисс, потому что Главнокомандующему нужно выполнять военные задачи, и если ему придется выгнать со службы важных для АТО людей, у него могут возникнуть проблемы в дополнение к тем, что он имеет сейчас.

Если вы сравните вариант закона после первого чтения и окончательный, то обнаружите, в основном, лишь внешние отличия, так как изменилась его структура (изменилась качественно и в лучшую сторону), но почти неизменными остались люстрационные критерии. Закон просто стал логичнее и стройнее. Теперь его гораздо легче понимать и исполнять. Ну и, разумеется, была учтена часть внесенных депутатами правок. Не бойкотируй прохождение этого закона профильный комитет ВР, все прошло бы гораздо более гладко и быстро.

В Украине более чем в три раза выросло количество граждан, считающих Россию врагом нашего государства. Об этом свидетельствуют результаты последнего социологического исследования, проведенного Центром Разумкова. Более 75% граждан считают, что Россия угрожает нашей стране, тогда как в прошлом году эта цифра едва превышала 22%. В связи с этим специалисты Центра Разумкова считают, что в украинском обществе практически исчез раскол между жителями запада и центра и жителями юго-востока, существовавший еще в прошлом году. Впрочем, другие эксперты считают, что риски раскола украинского общества все еще сохраняются, поскольку многие граждане, осознав угрозу, исходящую от России, как это ни странно, все еще сохраняют положительное отношение к ней.

Социологическое исследование «Граждане Украины о безопасности: оценки, угрозы, пути решения проблем» проводилось Центром Разумкова с 5 по 10 сентября по заказу украинского Центра информации и документации НАТО. Опросом были охвачены 2014 граждан. Одним из главных результатов исследования является резкое изменение отношения украинцев к Российской Федерации. Если год назад лишь 22,7% украинцев считали, что РФ представляет какую-либо угрозу для нашей страны, то теперь этот показатель составляет 76,3%.

Наиболее ощутимую угрозу для нашего государства Россия представляет в военной и энергетической сферах – так считают свыше 78% респондентов, а почти 60% человек полагают, что в дальнейшем отношения с Россией будут только ухудшаться. Специалисты центра также выяснили, что 57% граждан убеждены, что события на Донбассе являются войной с Россией.

В связи с этим директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко заявил, что в украинском обществе исчез раскол между жителями запада и центра и жителями юго-востока, существовавший еще в прошлом году. «Сейчас общественное мнение жителей Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областей, за исключением общественного мнения жителей Донбасса, гораздо ближе к позициям жителей центральных и западных областей, чем это было год назад. Такие изменения вызваны революцией зимы 2014 года и боевыми действиями на Донбассе. В исторической перспективе вряд ли уже поменяются»,– пояснил господин Быченко.

Особое мнение жителей Донбасса относительно ситуации в стране, например, отображает их объяснение причин сепаратизма на востоке – 44,5% респондентов считают, что виной тому является смена власти в феврале 2014 года. А, например, 40,5% опрошенных жителей юга полагают, что причина сепаратизма лежит в провокациях и подрывной деятельности России.

Поскольку отношение к РФ изменилось к худшему, почти 40% респондентов основным стратегическим партнером Украины теперь считают Польшу; свыше 30% – Евросоюз и США и 25% – НАТО (в 2012 году более 40% украинцев считали стратегическим партнером нашей страны именно РФ). Вместе с тем лишь 10,7% наших граждан считают, что политика власти в сфере безопасности и обороны в полной мере отвечает существующим вызовам, а почти 50% – убеждены, что Украина должна вернуть себе статус ядерной державы. Из силовых структур, призванных обеспечивать безопасность страны, наибольшим доверием пользуются вооруженные силы (64,3%), Национальная гвардия (63,9%) и пограничная служба (55%). «Вооруженным силам доверяют жители практически всех регионов, за исключением Донбасса»,– отмечается в социологическом исследовании.

Следует отметить, что на прошлой неделе Киевский международный институт социологии опубликовал исследование, показавшее, что в целом в Украине 14,4% респондентов очень хорошо относятся к России, а 33,7% – в основном хорошо. Этот показатель формируется за счет жителей Харьковской и Донецкой областей, где положительное (в той или иной степени) отношение к РФ показали, соответственно, 80 и 84,3% опрошенных. На западе количество симпатиков России едва превышает 25%, в центре поддержку соседнему государству выразили почти 32% граждан, а на юге – почти 60%.

По мнению главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, еще рано утверждать, что риски раскола преодолены. «И Харьков, и Одесса еще остаются в зоне риска. Сейчас возник раскол между русскоязычной частью общества. Возник когнитивный диссонанс. Многие люди действительно считают, что Россия представляет собой угрозу, но при этом сохраняют хорошее отношение к России, как к государству. Все негативное отношение людей обращено лично к Владимиру Путину»,– пояснил А' господин Фесенко. Он не рискнул предположить, как будут дальше развиваться отношения между Украиной и Россией, но не исключил, что постепенное разделение в экономической и политической сфере будет увеличиваться. «Даже если "горячий" конфликт на Донбассе закончится – возможна "холодная война", которая может продлиться 5–7 лет», – отметил политолог.

Под благовидным предлогом заботы опотребителях фармакологические компании требуют ценовой свободы. Новместо дерегуляции надбавок на лекарства Минздрав предлагает заработать больше на продаже дорогих препаратов. Поэтому препараты, жизненно необходимые больным, становятся все более недоступными. Потребительские предпочтения пациентов уже сводятся ккритическому минимуму.

Пилюли не по карману

Пытаясь снизить риски, связанные сколебанием курса валют, дистрибьюторы сокращают сроки кредитования аптечных учреждений. Иэто существенно влияет на ассортимент лекарств врозничных торговых точках— аптекари делают ставку на товары смаксимальной оборачиваемостью изакупают меньше наименований препаратов.

Как отмечает директор производственно-торгового предприятия «Волыньфармпостач» Михаил Пивнюк, сильнее всего скачки закупочных цен отражаются на лекарствах от гипертонии исахарного диабета, на которые распространяется действие пилотного проекта по льготному отпуску лекарств. «Из-за того, что на сегодня закупочные цены на них уже превышают предельный расчетный уровень, обозначенный вгосреестре (сучетом предельной надбавки 10%), аптекам приходится продавать такие препараты себе вубыток или вообще отказываться от их закупки»,— объясняет эксперт.

Пословам директора Агентства медицинского маркетинга Юрия Черткова, из 25млн. украинцев, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, треть населения (15млн. человек)— страдает именно гипертонией. Что касается сахарного диабета, то вУкраине только официально зарегистрирован 1млн. больных, еще около двух миллионов человек имеют скрытую форму заболевания.

Еще хуже обстоят дела сбольными туберкулезом ионкологией. Поскольку позволить себе курсы из дорогостоящих лекарств могут немногие, на фоне прекращения госзакупок изатягивания процедуры тендеров вэтом году количество таких пациентов быстро сокращается естественным образом.

Ксожалению, сейчас ваптеки идут лишь тогда, когда ситуация обостряется до крайности. Иотрицательная динамика аптечных продаж вдолларовом инатуральном выражении, которая скаждым месяцем прогрессирует, эту печальную тенденцию подтверждает. Только виюне-июле ежемесячные продажи лекарств сократились на 17%— со160млн. упаковок (показатели лета 2013 года) до 135–137млн. Вденежном эквиваленте они сократились на четверть— с$350млн. до $250млн.

Поинформации аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/PharmXplorer компании Proxima Research, по итогам января–июля 2014 года общий объем розничной реализации товаров аптечной корзины внатуральном выражении уменьшился на 6,1% (до 1,07млрд. упаковок) ина 10% вдолларовом эквиваленте (до $2,2млрд.).

Порезультатам исследования маркетинговой компании SMD лекарственные средства подорожали на 38,1%: пул отечественных препаратов прибавил вцене 24,6%, аиностранных— почти 45%. Причем лишь за июль средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарств выросла до 22,6грн. по Украине идо 28,5грн. вКиеве.

Иво всех без исключения регионах Украины эксперты отмечают сокращение физического объема потребления лекарственных средств российского производства. Кпримеру, продажи прошлогоднего бренда-лидера из РФ арбидола (от ОРВИ игриппа) по итогам семи месяцев текущего года упали на 43% (вупаковках). Подобная участь постигла имногие другие раскрученные российские бренды: хондроксид (отостеохондрозаизаболеваний суставов), мексикор (от инфаркта), мексидол (от инсульта). Кое-как удается удерживаться на плаву иммуномодуляторам (виферон, циклофером, лавомакс).

«Многие хронические больные из-за баснословных цен ифизической недоступности жизненно важных препаратов вынуждены прерывать лечение на неопределенный срок»,— говорит управляющий «Аптеки плюс» Николай Костмин.

Заоблачная стоимость лекарств толкает пациентов вобъятия производителей биологически активных добавок инародных целителей. Однако вылечить сердечно-сосудистые заболевания ионкологию БАДами ипрочими сомнительными микстурами вряд ли удастся.

Двойные стандарты

Исполнительный директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) Оксана Гуленко уверяет, что сегодня из-за чрезмерного ценового регулирования многие торговые точки убыточны либо работают срентабельностью около 1%. Но, наблюдая за появлением все новых аптечных учреждений, вэто верится струдом.

«Часть сетей активно минимизируют налогообложение, перерегистрируя форму юридической собственности торговых точек на физлиц-предпринимателей (которые работают на едином налоге)»,— объясняет Юрий Чертков.

Несмотря на то что фармацевтические заводы, аптеки идистрибьюторы активно пиарят свою помощь пострадавшим входе боевых действий, здоровье обычных пациентов заботит их меньше всего. Они не слишком афишируют то, что параллельно изобретают все новые схемы компенсации потерь от вынужденной благотворительности ипадения продаж лекарств вупаковках. Фармбизнес всячески пытается пролоббировать отмену действующих врознице предельно допустимых наценок на лекарства.

Содной стороны, новый руководитель Гослекслужбы Михаил Пасечник (являющийся бенефициаром дистрибьюторской фармкомпании «Фалби») не против пойти навстречу операторам рынка. Например, уже есть договоренность между участниками рынка иГослекслужбы об исключении нормы об аннулировании лицензии за нарушение ценовой дисциплины из Лицензионных условий (основного документа, регламентирующего хозяйственную деятельность по производству, оптовой ирозничной торговле лекарствами).

Сдругой стороны, вместо полной свободы фармацевтам неожиданно предложили принцип дифференциации торговых наценок, который играет на руку аптекарям при продаже дорогих лекарств иделает совершенно невыгодной работу сдешевыми препаратами.

Вподготовленном Минздравом проекте постановления предусматривается ограничение розничных надбавок на медикаменты украинского производства взависимости от оптовой стоимости препарата. Вчастности, при закупочной цене на лекарство 1000грн. аптекам позволят заработать на его реализации 100грн., при оптовой стоимости 500грн. за упаковку розница получит 75грн. Напрепаратах стоимостью впределах 100грн. (опт) наценка составит 25грн. Вто же время кцене самых дешевых лекарств (до 12грн.) удастся приплюсовать не более 3,5–4грн.

Создание неравных конкурентных условий для производителей лекарств из разных ценовых сегментов будет стимулировать поставщиков недорогих препаратов либо продолжать повышать оптовые цены (что автоматически обусловит еще большее падение продаж), либо сокращать ассортимент товаров.

«Фармацевты опасаются, что розница попросту откажется от закупки самых дешевых лекарств. Сейчас на них накручивают как минимум 70–100%, поэтому трехкратное уменьшение наценок сделает дешевые препараты не интересными для аптечного бизнеса. Выбирая между несколькими аналогами содинаковым действующим веществом, предпочтение будут отдавать импортным, наценки на которые под регулирование не подпадут»,— прогнозирует экс-маркетингдиректор «Бизнес-Кредит» Ирина Деревянко.

Отечественные хвори

Поподсчетам Госстата, на каждого украинца приходится всреднем полтора заболевания. Среди них лидируют болезни системы кровообращения, дыхательных путей, пищеварительного тракта, образование злокачественных опухолей (втом числе рак), атакже недуги, связанные снарушением обмена веществ, заболевания костно-мышечной иэндокринной систем.

Наиболее распространенным заболеванием вУкраине на сегодня является гипертония. Анализ результатов диагнозов вклиниках ибольницах показывает, что этим недугом страдает около 38% населения. Навтором месте— сердечные заболевания (по отдельным данным число больных составляет около 30%). Ина третьем месте расположились артриты иартрозы (15,2% украинцев).

При этом картина заболеваемости отличается от той, которая наблюдалась во времена СССР (1990). Кпримеру, по итогам 2013 года встране стало больше на 42% онкологических ина 96% сердечно-сосудистых заболеваний. Их зарегистрировано 440тыс. и2256тыс. случаев соответственно. На67% увеличилось число болезней мочеполовой системы (2044тыс. случаев), на 34%— врожденных аномалий (55тыс. случаев). Вто же время заболеваниями органов дыхания ипростудами страдает на 22% меньше, чем раньше (13293тыс. случаев).

От редакции. Мы получили еще одно письмо сторонника идеи «Русской весны». Мы ее не разделяем. Но и этот крик души идейного борца за «русскую идею» не опубликовать не можем. Во-первых, мы не видим причин, по которым сторонникам «Новороссии» нельзя высказать свое мнение. А во-вторых, у нас складывается впечатление, что предводители адептов «Русской весны» подвержены той же болезни, что и все остальные предводители всех остальных адептов всех остальных великих идей. А именно: они любят и страдают. Любят деньги и страдают от их недостатка. И видя это, у нас, как и у любых других разумных людей возникает вопрос – стоит ли менять одних беспредельных поглотителей материальных ресурсов на других, если они принципиально ничем друг от друга не отличаются? Иными словами, у нас появилось впечатление, которое уже переходит в уверенность в том вся эта великая новороссийская «революция» - не что иное, как попытка нескольких человек набить себе карманы и только.

Нам очень жаль людей, которые стали наполнителями и трамбователями денег в карманах главных адептов «Русской весны». Мы искренне сочувствуем тем, кто оказался в роли щепки, отлетевшей не туда во время рубки леса. Именно поэтому мы даем письмо без купюр и изъятий.

 

Костя Долгов продолжает арендовать офис в центре Москвы на Ильинке. Для тех, кто не знает, эта улица и сам офис аккурат возле Красной Площади. Ясно как день, что аренда там стоит очень и очень дорого; понятно, что без помощи российской власти Костя бы такой роскошный офис не занимал.

Ни для кого не является секретом, что Костя Долгов является специальным уполномоченным Президента РФ по правам человека, что под руководством Долгова была издана «Белая книга» преступлений украинского режима.

Но также правдой является и то, что должность специального уполномоченного Президента РФ по правам человека предусматривает перечень прав и обязанностей. В обязанности Долгова входило оказание всесторонней: правовой, информационной, материальной помощи узникам украинского режима. На проведение этой деятельности были выделены немалые денежные средства. Вопрос в другом – а как эти денежные средства были потрачены. Здесь уже возникают вполне резонные и неприятные вопросы.

Да, группе адвокатов во главе с Тихоненковым была оказана первоначальная материальная помощь, но дальнейшее юридическое сопровождение во многом стало предметом помощи энтузиастов. А о материальной помощи заключенным и их семьям вообще говорить не приходилось. По крайней мере, Лена Юдаева и Марина Логвинова, чьи мужья были во главе георгиевского протеста и с апреля 2014 года находятся в СИЗО, никакой поддержки так и не видели. А что же тогда говорить о рядовых участниках Сопротивления и их семьях? А ведь отчеты поступают о том, что все хорошо, никто не забыт и ничто не забыто.

Впрочем, отстранился Костя Долгов и от основной задачи «Белой книги» - точная фиксация данных о всех узниках и жертвах новой украинской власти. В итоге – в процессе обмена заложниками и заключенными с обеих сторон участвовали кто угодно, только не специальный уполномоченный Президента РФ по правам человека! А ведь это знаковый момент – где же уполномоченное лицо, на деятельность которого выделяется отдельная строка бюджета?

Однако, офис в Москве – это одно, а работа в Новороссии – совсем другое. Товарищи по борьбе не хотят нагнетать ситуацию, но факты остаются фактами – в Белгород, а потом в Москву прибыло более сотни харьковчан, которые еще вчера сидели в СИЗО, а также их родственники. Многие из них знают Костю лично. Но тогда – на митингах в Харькове Долгов всем жал руки и фотографировался вместе. А сейчас – никого Костя не встретил и помощи никому не оказал. Хотя, многие ждали просто одного – что их встретят на Белгородской земле и скажут – спасибо за все, берем наш крест и несем его дальше. Но видно офисные заботы для Кости сильнее. Поэтому не удивительно, что, как верно отметил в очередном выпуске Интернет-передачи «Путь правды» один из лидеров георгиевского протеста в Харькове Антон Гурьянов (который, кстати, не имеет никакой официальной должности в государственном аппарате Российской Федерации) – списки политзаключенных для дальнейшего обмена направлялись в правительство ДНР - Пургину и министру обороны ДНР Кононову, председателю «Славянской гвардии» Рогову. Но никто не работал с Долговым – потому что опыт работы с ним в сфере реальной деятельности, а не освоения бюджетных средств имел только печальные последствия.

Но дальше, как известно больше. Костя Долгов регулярно сообщает, а вернее приписывает себе, все факты о деятельности Сопротивления на Харьковщине. Правда и тут не без фантазий. Конечно, если эти фантазии только из желания подбодрить харьковчан – это одно. А если это попытка отчитаться о проделанной работе и освоенных денежных средствах - это опять мошенничество. Кроме того, подобные голословные заявления вызывают насмешки у укров и реально вредят делу.

Так, с подачи Кости в Интернет запустили информацию о якобы взорванной в Чугуеве цистерне с авиационным топливом. Все оказалось фейком, а ведь смешно было не понимать, что горящую цистерну в Чугуеве обязательно бы заметили и выложили бы в Интернет запись местные жители, ведь горящая цистерна ночью – зрелище удивительной красоты. Однако, так же хорошо было видно, что никакие цистерны не горели и гореть не собирались.

А в ночь на 7 октября Костя Долгов чисто в стиле подхалимажа лучших лет эпохи застоя решил преподнести имениннику Владимиру Владимировичу Путину подарок – вот де на месте зверски снесенного памятника Ленину гордо реет флаг Харьковской народной республики. И не беда, что вся площадь утыкана камерами слежения, что идет онлайн трансляция – весь Харьков видит, что к памятнику никто не подходил и флаг на том фотоотчете, который выставил у себя в Контакте Долгов – это чистой воды фотошоп. В общем мошенничество, как и вся деятельность Костика. И тут уже резонный вопрос – а может поэтому и буксует русская революция, что у руля такие вот отпетые мошенники, которые думают, что вокруг одни идиоты и можно липовыми фотоотчетами построить Новороссию. Может пора перестать быть посмешищем и отделить пиявок от нашего здорового тела?

Алексей Бояров

Конфликт на Востоке, вылившийся в откровенное противостояние между Украиной и Россией, не мог не отразитьсяна отношении украинцев и россиян друг к другу. Действительно ли в этих отношениях стало больше ненависти? И если да, то с чьей стороны? Переносят ли наши земляки вполне объективную неприязнь к государству-агрессору на жителей этого государства? И насколько повлияли последствия гибридной войны на отношение жителей Донбасса к Киеву и Москве?

Об этом и многом и другом мы говорили сгенеральным директором Киевского международного института социологии, профессором НаУКМА Владимиром Паниотто.

— В сентябре мы провели исследование, в ходе которого были опрошены две тысячи респондентов.

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Одна из негативных тенденций последнего времени — рост антиукраинских настроений на Востоке. По всей вероятности, в наибольшей мере это связано с неприятием местным населением АТО. Особенно это касается Донецкой области. Там практически не ведется трансляция украинских телеканалов, а пропагандистская работа российских телеканалов оказалась весьма эффективной.

Три месяца назад 70% жителей Донецкой и Луганской областей выступали за то, чтобы эти области оставались в составе Украины. А 30% их жителей хотели бы объединения с Россией. Мы не проводили наш последний опрос в Луганской области, перенеся анкеты в Донецкую (причем исследования проходили как на территориях, подконтрольных Киеву, так и на неподконтрольных). Так вот, целый ряд качественных показателей свидетельствует о том, что на сегодня в Донецкой области стало больше людей, которые стремятся к отделению от Украины или, как минимум, к максимальной автономии.

Наши политики, к сожалению, даже перед лицом войны не объединяются, а "топят" друг друга на разнообразных ток-шоу. Все говорят, что это гибридная война и что медиа — ее составная часть, но я не вижу, чтобы у нас кто-то делал реальные выводы. С помощью пропаганды Путин добивается большего успеха, чем с помощью оружия. Он натравливает одни группы людей на другие, провоцирует гражданскую войну, а Украина этому практически не препятствует. Между тем, привлечение ресурсов к борьбе за взгляды и убеждения украинского населения (прежде всего, на Востоке страны) может оказаться эффективнее, чем вкладывание средствв новое оружие, и спасти не меньше жизней.

— Социологические исследования (в том числе те, которые проводил КМИС) показывали, что в Украине всегда присутствовал некоторый процент людей, желающих объединения нашей страны с Россией. Можно ли говорить, что война свела подобные настроения на нет?

— Количество людей, которые хотели бы объединения двух государств в одно, в Украине все время уменьшается.Максимум был в 2009 году — 23%, в мае 2013 — 14%, а сейчас — 5%.Кстати,россиян, желающих жить с нами в одной стране, также немного — 7%.Происходит дальнейшее падение уровня приятия друг друга украинцами и россиянами.

Желающих объединения с Россией в Донецкой области на сегодня — 11,4%.Но при этом в Харьковской — 17,8%.

— Насколько отличается отношение россиян к украинцам и украинцев к россиянам?

— Мониторинг взаимоотношений граждан Украины и России, который мы проводим совместно с российским аналитическим "Левада-центром" с 2008 года, показывает, что за весь период наблюдений украинцы лучше относятся к России, чем россияне к Украине. Первые несколько лет наблюдений количество тех в Украине, кто относился к России хорошо или очень хорошо, составляло 90% плюс-минус 2% с небольшими колебаниями. Затем уровень симпатий уменьшился до уровня 82—85%. И до событий в Крыму никакой особой динамики не было.

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

В то же время в России наблюдалась очень существенная динамика. Во-первых, с апреля 2008 до февраля 2009 процент тех, кто положительно относится к Украине, очень сильно упал — с 55% до 30%. Это падение было связано с войной в Грузии, во время которой эту страну поддержала часть руководства Украины. Тогда мы видели поразительную разницу во мнениях — в целом положительно относились к Украине только 30% россиян, в то время как в Украине 92% населения положительно относились к России.

Потом ситуация выровнялась и была все время на уровне 70% (а в Украине все те же 90%). Дальше наблюдался небольшой "подскок" симпатий россиян к нашей стране, который произошел во время Харьковских соглашений.

А после захвата Крыма произошел "обвал" показателей хорошего отношения к России в Украине — он упал с 80% абсолютного принятия до 52%.А далее (что парадоксально и непонятно) несмотря на войну, он упал еще только на несколько процентов — сейчас 48% наших граждан продолжают хорошо относиться к России.Невзирая на войну и на ужасную ситуацию в восточных областях страны, дальнейшее падение этого показателя не происходит — половина Украины относится к России положительно. Разумеется, это происходит преимущественно за счет Востока страны, но не только — "братская любовь" к агрессивному соседу характерна и для жителей других регионов страны.

Интересно, что у россиян приятие Украины почему-то упало еще больше —сейчас хорошо относятся к нашей стране всего 32% жителей РФ, и это на 16% меньше, чем показатель положительного отношения украинцев к России. Такая вот с нашей стороны наблюдается "безответная любовь", и сколько она будет продолжаться — неясно.

— Странно получается: у жителей страны-агрессора нет чувства вины перед Украиной, более того, у граждан России стремительно ухудшается отношение к Украине…

—Социологи "Левада-центра" задавали россиянам вопрос: "Как вы считаете, несет ли Россия ответственность за кровопролитие и гибель людей на Востоке Украины?"Только 17% россиян ответили, что Россия ответственна за происходящее у нас в стране.И только 9,3% россиян ответили, что сами чувствуют ответственность за кровопролитие и гибель людей на Востоке Украины (2% дали ответ "определенно, да" и 7,3% — "скорее, да"), но это, наверное, те люди, которые как раз и не виноваты, потому что они выступали против войны.

Удивительно другое: поддержка россиян украинцами в массовом сознании не только не упала, но за это время еще и выросла.

Кроме отношения к России в целом, мы еще задавали вопрос об отношении украинцев к жителям России, а в России "Левада-центр" спрашивал об отношении к жителям Украины. Оказалось, что74% населения Украины положительно относится к жителям России, несмотря на единодушную поддержку российским населением действий Путина(его электоральная поддержка составляет 85%, а поддержка действий по отношению к Крыму вызывает протест только у 7% российских граждан).

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

 

А в России положительно относятся к жителям Украины только 60% населения. И еще наблюдается существенная разница в отношении к руководству двух стран:в Украине 21% населения положительно относятся к руководству России— конечно, в основном за счет восточных областей, — а в России к руководству Украины позитивно расположены всего 7,7% населения.

И еще несколько цифр:в Донецкой области хорошо и очень хорошо относятся к России 84,3%, к россиянам — 90,4%, к руководству России — 68,8%. В Харьковской области эти цифры составляют 79,9, 91 и 70,1% соответственно.

— А сколько украинцев и россиян хотели бы "закрыться" друг от друга усиленными границами, визами и таможнями?

—45% украинцев и 26% россиян.

— Сами россияне, судя по исследованиям "Левада-центра", полагают, что отношение к ним как к народу после оккупации Крыма и начала войны на Востоке со стороны граждан Украины ухудшилось…

— "Левада-центр" задавал россиянам вопрос: "Как вы думаете, какие чувства вызывает присоединение к России Крыма у украинцев?" И в этом вопросе наблюдалась существенная динамика: все больше россиян стало осознавать, что, вероятно, украинцам такое положение дел не очень нравится…

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

 

"Это не вызывает особых негативных чувств к России", — так считают 8,7% россиян.А в действительности среди украинцев такого мнения по данным нашего опроса придерживаются 24% (удивительный ответ, ведь в опрос не входил Крым).Негативные чувства по этому поводу, но не переходящие в ненависть к России и к ее руководству, украинцам "пророчили" 15% россиян и почти угадали — у нас таких оказалось 18%. По мнению россиян, ненависть к российскому руководству, но не к России в целом, испытывают 23% украинцев, а у нас таковых оказалось 40%.37% россиян сочли, что украинцы испытают ненависть к России в целом, а у нас это чувство обнаружили всего 10% граждан.В России 15% не знали, как ответить на эти вопросы, а у нас только 6% затруднились с ответом. Фактически оказалось, что если сразупосле аннексии Крыма россияне недооценивали негативные чувства украинцев, то сейчас они их существенно переоценивают.

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть


 

— Подтверждает ли социология наличие всплеска патриотизма в связи с войной?

—Данные, которые мы получили в результате исследования по заказу Международного фонда электоральных систем IFES, подтверждают:один из немногих параметров, который наши люди отмечают как улучшение, — это единение народа, оно стало существенно выше.

— Многие политики считают, что вступление в НАТО — главный способ обеспечения безопасности Украины. Поддерживает ли общественное мнение эту точку зрения?

— В целом тут произошли существенные изменения, и если раньше большинство было против НАТО, то сейчас большинство — за вступление в НАТО. По данным уже упомянутого опроса IFES, в начале сентября эту идею поддерживали 56%, а не поддерживали 25%. Но осталась очень существенная региональная дифференциация — на Юге и на Востоке большинство против НАТО. На Юге 45% —против, 29% — за, а на Востоке 50% — против, а 28% — за (причем, на Донбассе 68% — против). Видимо, советское прошлое еще сказывается в восприятии НАТО.

Схожая ситуация с поддержкой курса на интеграцию с ЕС. Большинство — за вступление в Европейский Союз (52%), нопочти четверть страны (24%), несмотря ни на что, продолжает ориентироваться на вступление в Таможенный союз.

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Как выглядит война на Донбассе для россиян?

Ответ на этот вопрос отчасти дают исследования "Левада-центра". Согласно их данным, свыше половины опрошенных граждан РФ одобряют участие российских добровольцев в конфликте на Востоке Украины, однако доля тех, кто оценивает его "целиком положительно", за последние два месяца упала почти вдвое. При этомточку зрения, что военнослужащие стали заложниками агрессивной политики России, поддерживают 40% респондентов. Многие россияне начинают опасаться санкций и возможной войны с западными государствами.

Одним из факторов, влияющих на отношение россиян к происходящему, является их слабая информированность, искаженное представление о войне на Востоке Украины и о реальном участии в ней России. Красноречивая цифра —только 46% опрошенных заявили, что слышали о гибели псковских десантников(50% не слышали). 54% россиян считают их добровольцами, самостоятельно отправившимися воевать на украинский Восток. Каждый пятый считает, что они были направлены на войну командованием части. Одобряют участие российских добровольцев в войне 57% россиян. 40% опрошенных считают, что гибель российских солдат нельзя ничем оправдать. И каждый третий респондент убежден, что Россия должна оказывать помощь Донбассу, жертвуя жизнью своих солдат.

Впрочем, директор "Левада-центра" Лев Гудков обратил внимание на одну важную цифру:в марте за вторжение в Украину выступали 74% респондентов, в конце августа — только 43%.

Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

 

Общий тренд —рост тревоги, опасения, что ситуация перерастет в хроническую войну. 26% россиян уже называют происходящее войной.

Однако российская власть все еще имеет достаточно инструментов влияния на общественное сознание. Сразу после оккупации Крыма, в самом начале войны на Донбассе Лев Гудков в интервью ZN.UA справедливо заметил: " Речь идет сознательном и намеренном развращении общества, насаждении цинизма, представления, что все вокруг хищники. А нахождение во враждебном окружении — это пример негативной интеграции, поддержание коллективного единства, достигаемое через насаждение "образов врагов" — это не реальные, а символические противники, которые представляют другие ценности, другой образ мышления, — именно эти идеи путинский режим хочет внедрить в общество. Более половины россиян совмещают оба комплекса — имперский и советский.

Сейчас в России мы имеем дело с возвращением тоталитаризма. Такой агрессивной тотальной пропаганды я не помню даже в советское время. Сознательное сопротивление массированной пропаганде оказывают всего 7–10% населения — это люди более образованные и более пожилые, которые помнят советское время и свое критическое к нему отношение, — у них есть нравственный и культурный иммунитет против "путинизма".

Общественное сознание в России пребывает в особом состоянии — оно пронизано мутной волной архаических, старых, имперских представлений, которые идут еще с ХІХ века. Сейчас страна является хранителем российского державного национализма. Из общей массы выделяются разве что люди с исторической памятью, помнящие советское время и имеющие опыт сопротивления государственному насилию. А политика путинского режима направлена на то, чтобы вытеснить прошлое, российское общество — это сегодня общество беспамятное: по отношению к прошлому работают те же механизмы, что и в отношении Украины, а ведь манипулируемым людям проще простого навязать свою волю… К тому же сейчас очень обострился страх массовых репрессий — их боятся 37% населения, и это самые высокие цифры за все время измерения. Диффузное раздражение и непонимание происходящего выливаются в смещенную агрессию — граждане недовольны властью, а начинают громить приезжих. Сейчас пропаганда направляет этот ущербный инстинкт на "бандеровцев"… А утверждение собственного достоинства россиян всегда проявляется через защиту страны — с милитаризмом, с героическим прошлым, с демонстрацией силы или насилия".

Разговор о том, как в украинском обществе удивительным образом уживаются патриотизм и миролюбие к агрессору — впереди. Как и разговор о том, почему власть, занятая поисками мира, по-прежнему проигрывает войну за настроения своих граждан на Востоке. Сейчас задавать эти вопросы власти бессмысленно. Он занята выборами…