Украинская пенсионная модель по своей неоднозначности может конкурировать разве что с налоговой. Однако до ее реальной реформы, так, ни у кого до сих пор не дошли руки. Тем временем Пенсионный фонд существует в условиях постоянного дефицита, и страна не может перейти от солидарной к накопительной пенсионной системе. Более того, Кабмин и вовсе предлагает отказаться от этой идеи и вернуться к советской уравниловке.
Привет от Совка
16 сентября этого года Кабмин отправил на обсуждение Верховной Рады законопроект, в котором предложил «новшества» для пенсионной системы. Чиновники предложили сделать все страховые фонды центральными органами исполнительной власти. И хотя депутаты провалили законопроект, но направление реформы, как ее видит Кабмин, стал очевидным.
«На протяжении последних 14 лет в Украине развивалась страховая модель соцзащиты населения, - объясняет замглавы комитета ВР по вопросам социальной политики и труда, внештатный эксперт по социальной политике Центра Разумкова Павел Розенко. - ее, в той или иной мере, активно используют в США, Канаде, Японии, странах ЕС. Модель понятна и проста: платишь страховые взносы и, в случае наступления страхового случай (выхода на пенсию, потери работы, инвалидность, больничный и т.п.), тебе их компенсируют через систему государственных и негосударственных страховых фондов. Система в нашей стране не работает так, как хотелось бы, но это не означает, что ее нужно ликвидировать и перейти к советской системе. Хотя именно это и предлагает Кабмин: все платят в бюджет, а министр финансов потом единолично решает, кому и в каком размере выплачивать пенсию или пособие по безработице. Кабмин называет это реформами, но на деле он предлагает ликвидировать страховую систему и создать орган центральной власти, который будет принимать решения о финансировании социальной политики. То есть с одной стороны Кабмин говорит о том, как хочет интегрироваться в ЕС, но секторальные реформы хочет проводить как в СССР».
С дефицитом навсегда
Планы, намерения и шаги в сторону модернизации пенсионной системы предпринимали правительства в разное время. Но самый решительный шаг сделали три года назад, когда вступила в силу пенсионная реформа. Несмотря на шквал критики, появилась надежда на то, что государство начнет выстраивать современную модель соцзащиты. Однако, в конечном итоге она свелась к повышению пенсионного возраста для женщин и некоторых категорий пенсионеров и увеличению страхового стажа. У реформы была отдаленная, но заманчивая перспектива. Молодых специалистов младше 35 лет обещали привлечь к накопительной модели соцстрахования. То есть планировалось дать возможность им под гарантии и при участии государства самим решать, где и как копить на пенсию. Если бы ни одно «но»: для внедрения накопительного этапа реформы необходимо, чтобы бюджет Пенсионного фонда был бездефицитным. Добиться этого государству никак не удается.
Летом Кабмин утвердил бюджет Пенсионного фонда на 2014 год с дефицитом 18,1 млрд. грн. Причем, у экспертов другие подсчеты, и они утверждают, что ежегодно из госбюджета в бюджет ПФ идет по 80 млрд. грн. Между тем, выплаты из казны не всегда были такими огромными.
«В 2006-2007 гг. был период, когда дотации госбюджета в ПФ были сравнительно небольшими - в пределах 15 млрд. грн., а чистый дефицит практически равнялся нулю, - вспоминает Розенко. - В 2005-2006 гг. был высокий темп роста зарплат, который опережал инфляцию, а социальная политика была жесткой. Но потом произошло замораживание зарплат, а именно они являются главным источником наполнения ПФ. Эту тенденцию можно наблюдать все последние годы, и нынешний Кабмин также практикует замораживание зарплат. То есть держит путь в никуда».
Реформенное безобразие
Сейчас ситуация в пенсионной системе сложилась патовая. Чиновники настаивают на солидарной системе по устаревшим лекалам СССР, когда работающие граждане содержат пенсионеров. Но мы постепенно выходим на соотношение «один к одному» - уже сейчас 17,5 млн. работающих трудоспособных украинцев содержат 13 млн. пенсионеров. И работников с каждым годом становится все меньше. Для сравнения, в прошлом году работающих украинцев трудоспособного возраста было 19 млн. Так что цифры говорят о том, что солидарная система себя исчерпывает.
Тем временем Кабмин почти не говорит о реформе. Последние данные о переходе к накопительной системе поступали от главы Минсоцполитики Людмилы Денисовой весной этого года. Тогда прогнозы были неутешительными. Министр говорила, что прийти к накопительной модели раньше 2016 г. не получится. Сейчас эту тему и вовсе никто не затрагивает. Молчат чиновники и о другой важной составляющей реформы - детенизации зарплат. Хотя именно это и следует сделать в первую очередь. «Ежегодно на теневом рынке труда выплачивают около 200 млрд. грн., а значит, что ПФ только за счет этого теряет около 70 млрд. грн. пенсионных взносов», - уверен Розенко.
Игнорирует Кабмин и другой порок нашей пенсионной системы - сложность. И выводить общую и понятную для каждого человека формулу расчета пенсий пока что никто не собирается. Причины долго искать нет нужды, ведь нынешние запутанные расчеты дают прекрасный простор для манипуляций. В конечном итоге мы действительно имеем двухуровневую пенсионную систему. В рамках этой модели для большей части пенсионеров расчет пенсий сложный и запутанный, а выплаты составляют около 45% от зарплаты. Для другой, немногочисленной категории привилегированных пенсионеров, выплаты происходят по вполне понятной схеме и составляют около 80% от предыдущего заработка. В итоге вместо солидарной и накопительной составляющих пенсионной системы, в ней намертво установились двойные стандарты.