Статьи
«Война есть продолжение политики другими средствами» — это известное высказывание немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица. Война России с Украиной не стала исключением. С недавнего времени имперская политика Путина перешла в новое агрегатное состояние — сдержанные информационно-психологические методы Кремля были сменены жесткими военными операциями на территории Украины. Они длятся уже более полугода и очень похоже, что Россия заинтересована продолжать это изнуряющее противостояние.
Планы Кремля осуществить агрессию на Донбассе «ряженными ополченцами» быстро провалились и Москва решила прибегнуть к открытой военной помощи живой силой и техникой. Но и этот путь для кремлевского руководства оказался малоэффективным. Сегодня оно пытается отыскать другой метод влияния в рамках развязанной ими гибридной войны.
Как показывает практика, переход к новой стадии информационной операции Кремля обозначалось точечными информационными вбросами. Чаще всего, это были:
«оговорки» российских политиков со смысловым ударением (В.Путин, В.Жириновский, Г.Зюганов, Р. Кадыров и др.);
целевые репортажи и ток-шоу на ведущих российских каналах («Первый канал», «Россия 24», «РадиоВести», «НТВ» и др.)
комментарии и анализ происходящих событий кремлевскими экспертами и политиками.
В жизни это больше похоже на подбрасывание в соседский огород семян сорняка.
Со временем, провокационная информация, сказанная единожды, распространяется, «обрастает» домыслами и инсинуациями, постепенно переходя в категорию «прогнозов». И аудитория начинает доверительно воспринимать такую информацию.
Это примерная схема создания информационного повода, за которым обязательно последует призыв к действию: что-то типа «мы уже не можем быть безразличными, нам пора что-то предпринимать!».
Абсолютно по такой же схеме в июне-июле этого года формировалась точка зрения о грядущей «гуманитарной катастрофе» в восточных областях Украины. Катастрофа так и не наступила, однако миллионы россиян были убеждены, что Донбассу необходима их помощь. Так воплотились идеи Кремля в серию назойливых «гуманитарных конвоев».
Подобная ситуация наблюдается и сегодня.
В потоке сообщений о военно-политической ситуации в Украине достаточно пестро выделяется информация, нехарактерная для этого самого потока. Как правило, отдельные «заточенные» сообщения пытаются навязать свое представление о происходящем и скорректировать общий информационный вектор.
Сейчас в этом самом медийном потоке «разыгрывается новая карта». Среди российской информационной бури обращает на себя внимание формирование информационного повода о переходе военного противостояния в плоскость диверсионной войны на территории Украины. Главный тезис такого «информационного шума» — война на Донбассе должна трансформироваться в диверсионные операции.
Диверсионная война — организованные мероприятия по достижению политических целей путем скрытных, тщательно подготовленных специальных мероприятий по выводу из строя наиболее важных объектов или их элементов, путем подрыва, поджога, затопления, а также применением иных способов разрушения, не связанных с непосредственным ведением боя.
Подписание соглашения о двустороннем прекращении огня заставило стороны несколько «снизить громкость» военных действий. Однако, на этом война не остановилась.
Изо дня в день поступает информация:
о новых проникновениях диверсионных подразделений в Украину из российской территории;
о задержании диверсантов и диверсионных групп в зоне АТО и других населенных пунктах Украины, в том числе тех, где боевые действия не ведутся;
о проведении активных диверсионных мероприятий террористами в зоне АТО и в других областях Украины (подрыв зданий, железных дорог, мостовых переправ и др.);
о проведении диверсионных мероприятий с целью создания панических настроений в местах массового скопления людей на территории Украины (например, ложные минирования объектов).
Российские СМИ, навязывая украинской аудитории начало масштабной диверсионной войны, прогнозируют, что зона войны расширит свои ареалы на все области Украины.
Очень показательно, что в последнее время такой месседж стали «продвигать» российские военные эксперты и политики. Специалисты разных направлений и мнений одновременно формируют единую точку зрения на обострение ситуации в Украине.
Вот наиболее характерные примеры:
Владимир Жириновский — депутат Госдумы РФ, российский политический деятель. Его новый информационный повод звучит теперь так: Украина перестанет существовать как государство через 5 лет. К 2019 году Украина не сохранится как независимое государство. Она будет состоять из пяти-семи центральных регионов с населением 10-12 миллионов человек.
В телеэфире ТВ «Россия 1» Жириновский прямо заявил, что с Украиной нужно разобраться путем ночной заброски украиноязычных диверсантов в украинской форме.
В российском политикуме В.Жириновский выглядит придворным шутом. Но не все так просто. За десятки лет «путинский говорун» обрел прозвище «предсказамус». Среди прочей «неотшлифованной» риторики, Жириновский много раз предугадывал действия российского политического руководства. Можно вспомнить информационные кампании по острову Тузла, газовые споры, «зеленых человечков» в Крыму — везде появлялся Жириновский и «намекал», как правильно нужно поступить российской и украинской сторонам.
Владимир Прохватилов — президент Фонда реальной политики, эксперт академии военных наук, политтехнолог (Москва). В своем телеинтервью 3.10.2014 г. Прохватилов утверждал, что украинские диверсанты ведут партизанскую войну на территории России. Поэтому, россияне должны предпринять адекватные шаги — создать диверсионную войну, на территории Украины. Свой печатный материал «Операция «Нелинейность» Прохватилов завершает прямым и однозначным призывом: «Симметричный ответ (т.е. диверсии) должен быть направлен не на мирное население, а на значимые фигуры нацистской Украины».
Не следует сразу отбрасывать этот материал в урну с надписью «российская бредятина». Прохватилов — обычный «карманный пропагандист», каких в России немало.
Илья Пономарев — депутат Госдумы, открыто заявил о наличии российских диверсантов в Украине. После посещения Украины, Пономарев написал в своем блоге (на сайте «Эхо Москвы») буквально следующее: «Массового российского вмешательства как бы нет, но есть силы спецназа и диверсионные группы, которые выполняют направляющую и организующую роль, в интересах сил самообороны».
Игорь Коротченко — Главный редактор журнала Национальная оборона, директор Центра анализа мировой торговли оружием (Москва).
Его телевизионное интервью 18.08.2014 г. наиболее широко демонстрирует цели российского руководства в тайной войне на Донбассе. Ниже приведены его основные тезисы.
1. На востоке Украины идет освободительная борьба. В этой ситуации Россия должна оказать поддержку оппозиции путем предоставления:
возможности переправки в «Новороссию» добровольцев;
финансово-экономической помощи;
поставки образцов вооружения.
2. В стратегическом плане для российских интересов важно, чтобы Украина прекратила свое существование, как унитарное централизованное государство, потому, что:
это государство всегда будет враждебно России;
это будет режим, который втянет страну в НАТО, что создаст угрозу безопасности прямо у границ России.
3. Для России очень необходим вариант децентрализации Украины и образования вслед за Донецкой и Луганской республиками целого «пояса областей», которые провозгласят свою независимость и создадут естественный геополитический буфер — пророссийски настроенное государство «Новороссия». Этот буферный пояс будет играть роль барьера между той западной Украиной, которая когда-то будет принята в НАТО, и Россией, а также служить коридором на Приднестровье. Такая геополитическая конструкция абсолютно устраивает Россию.
4. Кроме этого, задача России — оказать всю возможную помощь в формате проведения тайных операций, которые не получат разглашения в СМИ. На официальном уровне российские эксперты будут убеждать, что российские войска здесь не причем: ополченцы вооружаются трофейным оружием, а Россия не прикладывает никаких усилий для формирования военного потенциала «Новороссии».
5. При ведении боевых действий главную роль в этой войне будет играть диверсионно-подрывная деятельность. Это — партизанская война. Она позволит расширить зону конфликта и перенести боевые действия с обороны отдельных населенных пунктов на несколько сот километров в глубину Украины — на украинские гарнизоны, инфраструктуру, объекты экономики.
6. Диверсионные группы целесообразно применять в других областях Украины с целью нарушения путей боевого обеспечения, логистики и других центров инфраструктуры для сковывания воюющих сил украинской армии. Война может переместиться на железные дороги, автострады, трубопроводы, мосты. Диверсионные акции, возможно, будут проводиться на аэродромах украинской военной авиации. При этом, основной акцент будет делаться на военных целях.
Кроме этого, российская пресса взялась за распространение информации о действиях украинских диверсионных отрядов на территории России. Так, в средине сентября 2014 г. появились публикации о диверсиях в российских городах, которые якобы совершаются «бандеровскими» диверсионными отрядами в отместку за агрессию России на Донбассе. Сюда относят крушение поезда московского метрополитена 15 июля 2014 г., серию непонятных убийств водителей грузовиков в Подмосковье, минирование домов и другое. Многие из этих информационных материалов заканчиваются призывами о незамедлительном адекватном ответе на территории Украины.
Итак, из этого следует, что российская информационная машина пытается навязать российской аудитории новый образ неминуемой диверсионной войны на всей территории Украины. Кремлевская пропаганда диверсионной войны в Украине развернута с целью поиска рациональных аргументов для убеждения российского народного мнения.
При этом уже сегодня можно сделать грубое предположение, что диверсионно-террористические акции в Украине уже проводятся. По сообщениям СМИ:
23 августа — взрыв на железной дороге недалеко от г. Змиева;
23 августа — взрыв 20 цистерн с топливом для ВСУ возле г. Черкассы;
8 сентября — обстрел военкомата г. Харькова;
25 сентября — поджог офиса волонтеров г. Мариуполе;
26 сентября — обстрелян штаб волонтеров в г. Харькове;
29 сентября — взрыв на железнодорожном переезде в г. Одессе.
В этом ключе также следует вспомнить серию практически ежедневных «ложных» минирований объектов — торговых центров, вокзалов, станций метро, учебных заведений, информационных агентств и др.
***
Таким образом, нужно полагать, что Россия не намерена приостанавливать ведение боевых действий на территории Донбасса.
Очевидно, гибридная война будет продолжена на всей территории Украины в виде диверсионных операций, к которым Россия уже готовится. При этом, ряд российских политиков и военных экспертов намеренно заостряют внимание на необходимости трансформации военных действий в масштабные диверсионные операции по всей стране.
Ожидается, что последствиями диверсионных операций могут стать нарушения жизненно необходимых коммуникаций (газопроводов, водопроводов, электросетей, телевизионных коммуникаций, сетей мобильных телефонов и др.).
Подобные диверсии могут быть направлены на подрыв доверия населения к местным органам государственной и исполнительной власти, что может стать причиной развязки дальнейших конфликтов.
Кроме этого, объектами диверсионных операций могут стать украинские государственные учреждения, в зданиях которых происходит принятие решений во внешней и внутренней политике, а также развитие ситуации в зоне АТО. Результатом таких диверсий могут быть акции выражения недоверия к руководству Украины и к органам правопорядка государства.
С точки зрения политической выгоды, Россия наверняка будет использовать диверсионные операции в целях создания информационных предпосылок для:
продвижения пророссийских политических сил во вновь созданном украинском парламенте;
формирования кремлевского лобби в верхних эшелонах украинской власти.
При этом, на передний план будут выходить активные политические лидеры, с которыми российская сторона будет готова вести переговоры, рассматривать двусторонние соглашения по перемирию или очередному прекращению огня.
В этой связи, Украина нуждается в создании системы противодействия распространению панических настроений в обществе. С этой целью необходим постоянный мониторинг морально-психологического состояния населения во всех регионах государства. Для этого, в Украине должна быть разработана и принята соответствующая программа информирования населения и реагирования на подобные случаи.
«Физическое насилие — только средство, а настоящая цель агрессии — навязывание противнику своей морали» — еще одна известная мысль Клаузевица, которой вот уже двести лет. Мудрый военный стратег отдавал приоритет на войне информационному воздействию для подавления воли. И Украине к подобным действиям со стороны российских террористов нужно быть готовым.
- Информация о материале
Борьба за независимость Донбасса от «Беспощадной киевской хунты» и страшного «Правого сектора» приобретает все более причудливые формы. Их можно назвать избирательными. Чистый сюр – политическая независимость при центральном финансировании.
То есть в политическом смысле на контролируемых ДНР территориях все привычно и логично – в духе прежней идеологии. Украина это враг, сторонникам единой и независимой – подвал и пытки. Киев вообще не указ, украинские законы не действуют. Полная, вооруженная до зубов независимость. А вот деньги дайте. Как говорится, хоть и хунта, но про отмену финансирования никто не говорит.
Например, назначенный 13 октября советом министров самопровозглашенной ДНР новый "глава администрации Донецка, исполняющий обязанности городского головы" Игорь Мартынов уже заявляет, что намерен "обязать Киев отдать людям то, что им принадлежит". А принадлежит людям не только захваченное в Донецке, но и многое в Киеве. Сам факт назначения непризнанным правительством «коменданта Донецка» хоть и вызывает здоровое недоумение у юристов, фактически не является для Донецка чем-то новым. Мартынов из Партии регионов, в руководстве ДНР тоже хватает представителей этой политической силы – они всегда назначали тут руководителей, проводя спектакль «выборы» просто в качестве ритуала. И раз уж человек от имени и поручению властей ДНР что-то требует, его стоит послушать. Нагл без меры.
Так вот, отвечая на вопрос, как в городе будут решаться выплаты пенсий, пособий и зарплат, бывший директор КП «Парк отдыха им. Щербакова», бывший депутат горсовета от блока Витренко, а затем от Партии регионов ответил: "Это не наша компетенция, но мы в стороне стоять не будем и будем также участвовать в том, чтобы обязать Киев отдать людям то, что им принадлежит". То есть – власть принадлежит ДНР, налоги уже собирают в казну ДНР, собственность национализируют тоже «на нужды республики». А финансирование пенсий, зарплат и пособий – это компетенция Киева. Интересная позиция. Фрейд бы сказал – доминирующая.
Несмотря на уверенность, с которой новоиспеченный вождь высказал свои финансовые требования, хотелось бы разобраться в деталях. Благо – ничего сложного в них нет. Первый – система пенсионного обеспечения в Украине осталась еще советской. То есть работающие платят в Пенсионный фонд, а из этих поступлений уже выплачиваются пенсии. Тот же принцип с пособиями по безработице. С зарплатами в бюджетной сфере аналогично – работающий платит налоги и взамен получает услуги от государства. То есть армию, милицию, образование и медицину. И нет никаких «ничьих» денег в бюджете – ни копейки. Система предельно проста и логична. Но есть нюансы.
У тех, кто сегодня наполняет украинский бюджет налогами действительно есть договор с государством Украина. В обмен на ежемесячный взнос в казну государство обеспечивает гражданам некоторые вещи, например безопасность. Часть налогов идет на милицию, часть на армию. На «ополчение» ДНР, полицию ДНР, чиновников ДНР не предусмотрено ни копейки. Они вне закона и вне бюджета. Не предусмотрено средств на минобразования ДНР и на минздрав ДНР тот же ноль гривен и ноль копеек. Хочешь получать услуги от государства Украина – плати налоги в украинский бюджет. Но ДНР добивалась именно независимости, в том числе и финансовой. И, надо признать, на определенных территориях этого добилась. В том числе и в Донецке. Так что товарищу Мартынову и его соратникам по борьбе с Украиной в украинском бюджете не принадлежит ничего. Вообще. За что, собственно, боролись?
Действительно, законопроект Порошенко об особом статусе Донбасса поставил людей в двойственное положение. Оккупированные территории формально остаются частью Украины, но на практике неподконтрольны Киеву. И власти самопровозглашенных республик себя Украиной не считают. Вопрос – на каком основании они рассчитывают на заработанное киевлянами и львовянами, харьковчанами и одесситами? Зарабатывают одни, а делим на всех? Такое бывает, это называется взаимовыручкой, но вряд ли в нашей ситуации можно использовать этот термин.
Единственный способ заставить украинца платить налоги на содержание ДНР – завоевать Украину. И заставить в прямом смысле слова. Именно поэтому граждане Украины платят налог на содержание армии и еще и собирают дополнительно, кто сколько может. Кормят свою армию, чтобы не кормить чужую. Максимум, что могут сделать граждане Украины в этой ситуации – дать поддержку и взаимопомощь тем, кто не захотел жить под властью ДНР и уехал в Украину. На старте – дальше все равны – работаем, платим налоги.
А вот вождям ДНР придется определяться – либо они часть украинского государства, вносят свою долю в общий котел и получают ее оттуда же, либо – все сами. Ближайшие перспективы такой стратегии очевидны, зато все честно. Либо крестик снять, либо трусы надеть.
- Информация о материале
Что такое орден или медаль? Для государство - кусочек метала с эмалью, бумажка с предписанием, 20 грн себестоимости? А для бойца? То, что напоминает ему, что героизм признан, оценен, замечен, что жертвуя жизнью, здоровьем он выполняет важную миссию, которую не забудут. Это единственное, что он сможет показать сыну вернувшись домой, а сын покажет внуку.
Можно понять, почему ребятам не вовремя платят зарплату, почему она не велика. Та я даже могу понять, почему с формой затягивают. Но я никогда не пойму и не захочу слышать отговорки, почему настоящих героев не награждают медалями. Знаете, как это работает? Сборник историй за пару месяцев.
История первая.
Командир подал «на верх» список отличившихся бойцов подразделения. 20 фамилий из 700-та человек личного состава. Оставили 2-х первых, 18 вычеркнули. Просто вернули листочек с вычеркнутыми фамилиями. О подвигах никто не спросил.
История вторая.
Звонок в тыловую часть: «Завтра приедет генерал, будет награждать. Будет ТВ. Подайте 10 человек.»
Ответ: «Так у нас же герои все на фронте. Здесь одна молодежь, еще не воевали толком.»
Ответ: «Исполняйте, бл...дь!».
История третья.
Звонок на передовую: «Едет генерал, подайте 10 человек на награды.»
Звонок в день запланированного награждения: «Награждение отменяется, генерал вручил медальки по дороге.»
Да, это стыд и позор нашей армии, как структуры. Даже при совке такого не было. Но сейчас особенное время и особенная война. Война, где солдаты воюют не за государство, а за народ, за людей. Это понимают все ребята. Поэтому и не грустят, не ждут признания от генералов, от государства, которому все равно.
Но нам не все равно. Мы с вами уже одеваем, кормим ребят, значит будем и награждать! Справимся? Что думаете?
Мы хотим взяться за это направление в своих подшефных подразделениях и призываем других волонтеров присоединяться к инициативе. Не плохой, как мне кажется, вариант – наручные часы с гравировкой, именные, «За захист народу!»
Но никакого кумовства, никакого «по дружбе»! Только за реальные подвиги, только после согласования с сослуживцами и полевыми командирами. И о каждом подвиге и истории награжденного нужно писать. Пусть без имени и фамилии, без лица на фото. Страна должна знать своих героев! А герои должны знать, что их подвиги оценены. Как минимум, вниманием. Да, мы тоже всех не упомним, не отыщем, но будем стараться.
Как всегда, все это не возможно без вашей поддержки.
———————————————
Хочешь помочь?
———————————————
Адресная помощь 3-му и 8-му отдельным полкам СпН ГУР МО Украины:
5168 7554 0240 5506 Павел Кащук
- Информация о материале
В каких условиях украинцы будут жить в предстоящем отопительном периоде, можно понять на примере сентября, который предприятия теплокоммунэнерго провели в режиме сокращения потребления газа на 30%. Для рядовых граждан это вылилось в периодическое или постоянное отсутствие горячей воды в квартирах. Однако на подходе еще одна освежающая новость: фактический отопительный период теплоэнергетики планируют начать не по бюрократическому календарю (15 октября), а с наступлением морозов.
Закаливание по системе Иванова
По расчетам чиновников, эти меры позволят стране сэкономить в общей сложности более 1 млрд. м3 газа. При этом в Кабмине надеются на рачительное расходование голубого топлива в ходе самого отопительного сезона. Этот процесс подопечные Арсения Яценюка называют «оптимизацией потребления», но если говорить простым языком, речь идет о банальном сокращении подаваемого в дома тепла и даже об отключении от него отдельных зданий и помещений. Это может легко подтолкнуть украинцев к отоплению электроприборами. Но в Кабмине такой вариант уже предусмотрели и буквально на днях издали постановление №372, которым утвержден порядок принятия чрезвычайных мер по преодолению последствий нарушения работы энергорынка. Согласно этому документу участникам рынка могут быть установлены особые условия куплипродажи тока.
Несмотря на меры по сокращению объемов потребления энергоносителей, вопрос дефицита газа стоит в Украине по‑прежнему остро. По словам вицепремьерминистра — руководителя Минрегиона Владимира Гройсмана, на сегодня недостаток голубого топлива для нормального проведения отопительного сезона 2014–2015 годов оценивается в 5 млрд. м3. Изначально покрывать ресурсный дисбаланс правительство хотело за счет импорта газа из стран Европы и мероприятий по энергосбережению и замещению. Но наладить импорт голубого топлива в полном объеме удалось только сейчас, а мероприятия по повышению энергоэффективности принесут свои плоды лишь спустя пятьшесть лет. Поэтому добиваться сокращения внутреннего потребления было решено в ручном режиме.
Наука химии
Так, энергогенерирующие компании уже официально уведомлены о том, что предусмотренные для них лимиты газа на треть меньше обычного. Например, «Киевэнерго» на отопительный сезон выделено 1,2 млрд. м3 (вместо необходимых 1,6–1,7 млрд. м3). Недостающий объем будет замещен, так сказать, альтернативным топливом: мощности ТЭЦ‑5 и ТЭЦ‑6 переведут на мазут, а Дарницкая теплоэлектроцентраль переключится на сжигание угля.
Что касается промышленников, то для них отопительный сезон станет периодом выживания. Чтобы собственники заводов и фабрик поняли, в каком режиме они будут существовать, им достаточно ознакомиться с постановлением Кабмина №296 от 9 июля 2014 года. Им утверждены объемы ежемесячного распределения природного газа по областям на период с 1 августа 2014 года по 1 апреля 2015 года. В целом за указанный период предусмотрено потребление 14 млрд. м3 газа, из них 7,5 млрд. м3 отведено на промышленников, что на 30% меньше прошлогодних объемов.
Чтобы глубина промышленного спада не соответствовала уровню сокращения поставок газа, бизнес начал в авральном режиме перестраиваться на альтернативный энергоноситель. В случае с металлургическими комбинатами речь может идти о наращивании объемов вдувания пылеугольного топлива в доменные печи, что позволит снизить потребление газа до минимума. Возможно, именно поэтому крупнейшие бизнесгруппы, имеющие интересы в этой отрасли, сохраняют спокойствие. Но у других промышленников альтернативы дефицитному топливу просто нет.
В первую очередь к ним относятся химзаводы, которым грозит полная остановка. Такой вывод следует из правительственного постановления №488 от 29 сентября, которым предприятиям — производителям минеральных удобрений ближайшие полгода фактически запрещено использовать газ. «С 1 октября 2014 года до окончания осенне-зимнего периода 2014/2015 годов, или до принятия отдельного решения Кабмина Украины, прекратить использование для технологических нужд природного газа предприятиями, производящими минеральные удобрения, кроме того, который будет импортирован этими предприятиями после вступления в силу данного постановления», — говорится в документе.
Таким образом, ключевое крыло Group DF, владеющего основными химзаводами Украины, ожидает производственная катастрофа. Отрезая предприятия Дмитрия Фирташа от газа, правительство убивает сразу двух зайцев. Во‑первых, творит, так называемое народное возмездие, дивиденды от которого по традиции пожнет днепропетровский миллиардер Игорь Коломойский. Во‑вторых, сокращает внутригосударственный дефицит голубого топлива, ведь сейчас в ПХГ страны заложено 16 млрд. м3 газа, из которых только 12 млрд. кубов принадлежит НАК «Нафтогаз Украины», а львиная доля остальных 4 млрд. м3 приписана к подконтрольной Фирташу корпорации Ostchem. Поэтому если сейчас Дмитрия Васильевича не оттеснить от этого ресурса, дефицит газа в стране вырастает с 5 млрд. м3 до заоблачных 9 млрд. м3, что не оставляет Украине ни единого шанса пережить тяжелейший в ее истории отопительный сезон.
- Информация о материале
1. Чтоб без вреда, или Пару слов о спецсчетах
«Cito!» («срочно!») пишут на рецептах для тех, кому нужна неотложная фармпомощь. «Statim!» («немедленно!») нужно писать на рецептах противоядий от кем-то рекомендованных смертельных лекарств или на требованиях их отмены. Пока не поздно.
Удивляюсь, честно говоря, почему практически молчит общество.
Или оно проснется в середине января, когда выйдет из холодного запоя-2015, отпраздновав Н.г. и Р.Х.?
Бухгалтерское похмелье («Ну-ка, а что тут на работе, какие подарки от Родины?») будет нескучным. Запоздалые вопли широкой экономобщественности, что, мол, караул, нас в прошлом году, оказывается, круто грабанули, потонут в суровых буднях военно-кризисного времени. То есть возмущаться надо бы «уже ща».
Вводимые спецсчета по НДС, как все должны понимать, выведут одну шестую оборотных средств большей части предприятий из хозяйственного оборота: временно свободные суммы НДС, поступившего от покупателя, нельзя будет использовать.
Да, контрольную функцию спецсчета, на которых будет этот неприкосновенный НДС, смогут выполнять. Но этим бы и ограничиться!
А вот зачем запрещать занимать с них деньги на счета обычные? ОК, пусть под какие-то небольшие проценты государству (которое тут ни при чем), со штрафами (возможно, драконовскими) за несвоевременный возврат денег в свою же НДСницу, но чтобы можно было с этими деньгами хоть как-то работать!
1/6 — это не просто 1/6, когда остальные 5/6 остались.
1/6 от выручки может быть прибылью, а коль ее нет — нет и смысла что-то делать. 1/6 от человека — это голова…
Не будет привычных оборотных средств — не получится и производственный процесс. То ли в прежнем объеме, то ли вообще. Со всеми вытекающими последствиями — и для контрагентов с обеих сторон (по цепочкам, которые теоретически бесконечны), и для (кстати уж) налогов. Режут не курицу, несущую яйца, режут весь курятник. Глобальная зачистка.
Безымянные авторы жуткой идеи грозятся даже запретить возврат из казначейской НДСницы на нормальный собственный счет средств, которые были туда с него сброшены на срочные платежи, когда в НДСнице не хватало денег. Это — дорога в один конец, обратно нельзя, никаких займов, только подарки!
И как же станут отличаться по ценности платежи друг другу до срока уплаты НДС в бюджет и после него! Если НДС от покупателя (на НДСный счет!) запоздает, то его придется для своевременного расчета с бюджетом срочно сбросить — при временном отсутствии денег на НДСном счете — со счета обычного безвозвратно! Или как?
И будут две цены? Для проплаты до и проплаты после?
А что задумано для переходного этапа? Как быть с предоплатами? Уплаченными, полученными? Когда это всё расскажут?
Приобретения были уплачены по-старому с обычного счета, в том числе и в части НДС, а выручка в части НДС придет уже на чужой счет? Выручка от продажи того же самого! Или будет раздельный учет?
А у кого наоборот? Коль сначала получили деньги от покупателя, а потом уже рассчитывались со своими кредиторами?
А если между разными циклами «купил-продал» — еще и большой промежуток времени?
Или для кого-то это все — детали-мелочи?
О мертворожденной идее возмещения экспортерам на нормальный счет — при том, что НДС с внутренних операций будет им же поступать на счет «чужой», то есть НДСный. Кто и как будет делить (что откуда?) вылезающий к возмещению налоговый кредит от уплаты поставщикам «и за то, и за то»? Ведь возмещение, приходящееся на экспорт, должно будет идти на свой счет, а остальное возмещение — на НДСный!
А при неясном будущем приобретаемого? При смешанном (и внутри, и на экспорт) использовании? При неточных прогнозах на момент покупки/оплаты? В условиях, когда в одну сторону можно, а назад нельзя? При «временном угасании» деятельности из-за того, что у партнеров — аналогичные проблемы?
Я знаю, чем это закончится.
Поэкспериментируют на живых — и отменят. Но тех, кто не доживет до выживания либо сбежит в тень или в никуда, вернуть к жизни будет уже сложно. Это — тоже дорога в один конец.
Самые ушлые начнут дробиться, чтобы уйти в единоналожники, которые НДС могут не платить.
Сначала — те, кто продает людям. Для них и раньше НДС не имел особого смысла: налоговая накладная физпокупателю не нужна, так что НДС этот просто увеличивал цену. Поставщикам с тем же успехом можно было заплатить и из своих средств. Но была хоть какая-то польза от временного пополнения оборота, которое при стабильной деятельности становилось постоянным! Теперь же этого не будет, так какой смысл быть НДСником? Пора дробиться, а тем, кто и так попадает в единоналожные рамки, переходить в неплательщики НДС. Переходя, кстати, и на договора поручения, чтобы не было единого налога с товара (а только с надбавки-разницы).
Ну а вслед за розницей обессмыслят свои налоговые накладные ее поставщики — оптовики. Ставший безНДСником «продавец людям» будет требовать от них не налоговую накладную, а снижение цены на сумму этого НДС. Вот и оптовики начнут с НДС сползать.
А дальше — по цепочке. Кто — через дробление до уровня упрощенца, кто — через дробление до уровня безНДСного домиллионщика, кто — через переход в тень, кто как. Этому, слава Богу, все давно научились.
Не надо загонять плательщиков в угол. Нет, сдачи не дадут. Просто — саморастворятся. Ищите их потом, чтобы снова материализовать.
Пока, однако, весь ропот сводится обычно к обсуждению того, какого цвета приносить веревки для самоповешенья…
2. Чтоб с пользой, или Єдине врятування
Единый налог (ЕН) — это не только средство ухода от НДС для тех, кому не нужно компенсировать НДС входной именно из НДС полученного. Это еще и бЧльшая, чем у остальных, налоговая нагрузка. Будь оно иначе, на 5-ю и 6-ю группы (оборот за год — до 20 млн) переходили бы массово. А так — нет. Не нужен большим единый налог. Ни за 5% + НДС, ни за 7% без НДС. Стало быть, все свои налоговые проблемы они решают значительно дешевле.
Единый налог — это и занятость, при которой люди не берут деньги из бюджета, а наоборот, в него что-то платят.
Это, как показывает опыт, и относительно недорогие товары, то есть снова имеем решение социальных задач.
Но ЕН — благодаря равномерной налоговой нагрузке на все составляющие выручки (если нанимаются не работники, а привлекаются тоже независимые предприниматели) — еще и повышение трудовой составляющей в выручке, что неизбежно ведет к росту уровня жизни.
Ну а в жизни не единоналожной — все пока по-другому.
Когда я сравнивал нынешние цены с ценами 1913 г. в пересчете на нынешние зарплаты (ZN.UA №5 от 14 февраля 2014 г., «Цены-1913 в пересчете на зарплаты-2013»), пришел к выводу, что в целом за сто лет ничего не изменилось.
Это значит, что рост цен за эти сто лет невиданного прогресса ничуть не отставал от роста зарплат.
В последние же годы было очевидно, что цены растут быстрее зарплат. То есть уровень жизни за сто лет не вырос, а сейчас и вовсе падает. Излишне говорить, что в нормальных странах иначе, в том числе и в тех, в гости к которым мы собрались.
Как же повысить уровень жизни, чтобы зарплаты росли быстрее цен?
Понятно, снижать материалоемкость, увеличивая этим удельный вес новой стоимости. Тогда доля зарплат в ценах будет расти, и, соответственно, возрастет темп их роста, опережая рост цен.
Так вот, сегодняшнее украинское налогообложение делает все для того, дабы этого не произошло.
Ибо, чтобы гривня пошла на материалы, примерно гривню и нужно потратить.
А чтобы гривня пошла на оплату труда, потратить — с учетом всех налогов, отчислений и начислений — нужно около двух гривен.
Поэтому выгоднее покупать готовое и продавать, а если уж производить, то материалоемкое, чтоб не тратить деньги впустую.
Покупателю все равно, новый труд или старый, в цене рынка все учитывается примерно в равной мере, но на новый надо потратить в два раза больше, в каковые два раза он и невыгоднее труда прошлого. То есть на отставание зарплат от цен мы обречены.
А вот единый налог от этого всего свободен. Не зря именно его платят те, кто продает дешевле других. В нем и спасение. Возможно, с какой-то дифференциацией ставок. Детали можно продумать.
Но — чтоб для всех. Было бы желание.
Понимаю: налог с оборота вместо НДС цивилизованной евроустремленной стране не позволят. Ну а хотя бы расширение сферы применения единого налога? С учетом нашей ментальности, которой любое вычитание из облагаемой базы противопоказано? Вот НДС ведь в Европе — работает нормально, у нас же — в другую сторону.
А перестанем быть нищими — перейдем от социально полезного ЕН к налогам, принятым у тех, к кому мы собрались. Всерьез и надолго.
- Информация о материале
Наш собеседник—Владислав Кошмяков,подполковник, четверть века на службе, из которых 21 год провел на оперативной работе. Кавалер ордена «За мужество». Дважды получал ранения при исполнении служебных обязанностей. Старший оперативный уполномоченный по особо важным делам ГУБОП МВД Украины. Непосредственный участник ликвидации терроризировавшей Киев банды милицейских оборотней, возглавляемых И. Гончаровым. Участвовал в раскрытии ряда убийств в Донецкой области. Впоследствии был незаконно уволен из органов выходцами из указанной области. Восстановлен на службе решением суда после долгих судебных разбирательств.
— Одно из требований Майдана и общества сегодня — люстрация. Многим импонирует знакомый понаслышке грузинский вариант реформирования правоохранительных органов...
— После случившихся кровавых событий непроведение люстрации — это предательство народа. В то же время, в сложившейся обстановке в нашем государстве, в частности, с учетом количества населения, соответственно, количества личного состава, обслуживающего это население, а также ввиду отсутствия «спонсоров», готовых заплатить за эту реформу, говорить о возможности реализации реформы милиции по грузинскому образцу — это спекуляция. А вообще полная перезагрузка правоохранительной системы — 100-процентная люстрация руководящего состава — назрела давно.
— Почему только руководящего? Уволить всех, назад принимать желающих, через прохождение полиграфа...
— Если в один момент выбросить на улицу 300-тысячную армию (это без учета прокуроров и сотрудников СБУ), людей со специфическими навыками, это может привести к труднопрогнозируемым последствиям. Криминогенную обстановку в стране это точно не улучшит…
Что касается проверок. Полиграф и спецпроверку при приеме на службу проходят и сегодня. Тем не менее, на службу успешно попадают люди, скажем так, с большим опытом употребления наркотиков, с уголовным прошлым, не в смысле наличия судимостей, а в значении участвовавших в совершении преступлений. Люди с отклонениями от медицинских параметров.
— В каком смысле?
— Как в физическом, так и в психологическом плане, например, склонности к избыточной агрессии.
Так вот все это возможно из-за тотальной коррумпированности руководящего звена силовых структур. Начальник военно-врачебной комиссии получает команду пропустить кандидата, и все его показатели подтасовываются. Как и в нынешней ситуации со страшным кровопролитием, вопрос здесь в командире, который отдает приказ. Как только руководство государства ушло, приходит новое руководство, и сотрудники будут выполнять приказ следующего командира. Поэтому принципиально важно отрезать «голову», с которой гниет рыба. И отрезать голову — это не громкие слова, а жесткая необходимость, учитывая современное состояние правоохранительных органов. Как только ты попадаешь в руководящее звено, ты автоматически замазан кровью коррупции. Поэтому народ небезосновательно требует люстрации.
— Вы уверены, что руководство выше, например, замначуправления на слове «взятка» или других злоупотреблениях просто не способно не отреагировать впечатляющим «скачком» на графике, проходя проверку на полиграфе?
— Будем откровенны, на сегодняшний день процентов 90 сотрудников отреагируют точно так же. Но в сложившейся системе именно руководящее звено шло к своим должностям таким путем и стремилось занять эти должности исключительно ради собственной выгоды. И сам факт нахождения в должности свидетельствует о том, что они вошли в преступный синдикат.
— Генералы обычно говорят: в семье не без урода, большинство добросовестно исполняет свой долг…
— Дело в том, что сама система, созданная на протяжении последних десятилетий, поставила всех в заведомо преступные условия. Когда люди, получающие зарплату, на которую невозможно прокормить семью, занимаются самообеспечением своей службы: от скрепок и бумаги до горючего, ремонта автопарка и своих кабинетов. В свое время, в 90-е годы, еще министр Юрий Кравченко, в связи с тяжелым материальным положением в системе, нехваткой бюджета своим распоряжением разрешил перейти на самообеспечение. Тем самым заложив «фугас» коррупции. Кроме того, полностью уничтожен социальный пакет, полагающийся полицейскому в любом государстве. Поэтому я не говорю, что эти 90% — плохие люди, просто это люди, находящиеся в наших реалиях. А вот их руководство — это те, кто берет взятки, передает взятки наверх и таким образом растет по службе.
Очевидны элементарные шаги для того, чтобы начать борьбу с коррупцией и проведение реформы. Например, должно быть запрещено законом госслужащему, а, тем более, правоохранителю использовать неказенное имущество. Только нужно понимать, что на этом работа в нашем государстве полностью станет. Потому что вся служебная деятельность осуществляется за счет личных средств сотрудников: пишут на своей бумаге, работают на собственных компьютерах, сами же заправляют картриджи, а зажравшийся генералитет еще и требует, чтобы справки распечатывались цветным картриджем. Не говорю уже о том, что многие строевые подразделения вынуждены за собственные деньги покупать форму, а также амуницию под оружие.
Можно не мудрствовать с люстрацией, а пройти по рабочим кабинетам и задать вопрос: за какие деньги ты купил плазменный телевизор, стол из красного дерева и кожаные кресла? А ведь ту роскошь, которую все увидели у наших президента и прокурора, мы можем наблюдать в кабинетах руководителей многих служб и особенно — по борьбе с коррупцией... Да просто посмотрите, какие вызывающе дорогие автомобили находятся в пользовании личного состава.
В правоохранительной системе звание генерал в нынешнем понимании — это синоним слова миллионер. Люди в погонах говорят, что генерал — это не звание, это счастье. Если сказать по-другому, то генерал — это диагноз. Возвращаясь к вопросу люстрации, если тех же людей будут назначать при так называемой новой власти, ни личный состав, ни люди на Майдане не поверят ни в какую перезагрузку. Поэтому сегодня пока что нет шансов, что Майдан будет расходиться, что, увы, идет на пользу только экстремистам.
Люстрация — сложный, болезненный процесс, он требует продуманного законодательного обеспечения. Тот, кто уже жрал у корыта коррупции, занимая руководящие должности в органах, должны утратить право снова занять их на ближайшие 3–5 лет. И осуществить это можно только в данный момент, на сломе коррумпированной государственной системы, учитывая накал в обществе, уже повлекший за собой человеческие жертвы. Пройдет немного времени, и изменение системы станет невозможным, она адаптируется, ее рана затянется коркой и она будет продолжать гнить внутри.
— Вы считаете, что после всего, что позволяли себе правоохранители все эти годы, достаточно лишить, например, руководителей областных прокуратур, начальников УВД областей и других силовых органов права занимать должности на некоторое время?
— Я говорю о руководителях менее высокого ранга. У них еще остались шансы на протяжении 3–5 лет перестроить свое сознание на честную работу. Или же они отсеются. Что касается тех, кого вы назвали, то как минимум половина из них совершенно заслуженно и на законных основаниях должна заехать в следственный изолятор, иначе народ на Майдане не успокоится. Руководители такого уровня «заносили» первым лицам. В «скромных» интерьерах этих лиц, ставших достоянием шокированной общественности, мы видим сейчас результаты именно их подношений.
— А после Оранжевой революции 2004-го был привлечен к ответственности за коррупционные схемы хоть один генерал?
— По итогу никто ни за что не ответил, так как в ходе расследования уголовных дел становилось очевидным, что «закрывать» необходимо людей уровня генералов. Даже по пресловутому делу Макса Бешеного (Максима Курочкина. — Ред.) для того, чтобы закрепить его преступления, необходимо было привлечь к уголовной ответственности двух генералов, по команде которых уничтожались дела, касающиеся Курочкина. Поэтому было принято решение, что беспокоить их нецелесообразно. Впоследствии дело Курочкина развалилось.
— Нужно ли такое количество правоохранителей «на душу населения», как в Украине? Не следовало бы его уменьшить, по вашему мнению?
— Численная оптимизация имела бы смысл. Потому что у каждого «боевого» сотрудника, непосредственно занимающегося борьбой с преступностью или обеспечением общественного порядка, неоднократно возникал закономерный вопрос: почему я ловлю бандитов, а за мной наблюдает еще 10 человек, которые якобы занимаются обеспечением службы и контролем. При этом ни разу в жизни не видя вживую бандита, эти «наблюдатели» получают звания и награды. Система настолько деградировала, что тот, кто непосредственно ловит бандитов, вынужден постоянно выпрашивать и унижаться перед теми, кто создан лишь для обеспечения его службы.
— Какие службы, по вашему мнению, должны быть демилитаризованы?
— Зачем далеко ходить? Та же пресс-служба, с сотрудниками которой журналисты сталкиваются в процессе своей работе, с погонами вплоть до полковничьих, а был и особый случай — женщина генерал пресс-службы. Секретарши при погонах, целый ряд других служб обеспечения.
Коренных изменений требует система образования, в которой с момента поступления, на протяжении всей учебы будущие офицеры вынуждены решать все вопросы за деньги. Соответственно, заканчивая вуз, они «заточены» на то же самое, воспринимая это как норму. Страшно, когда этой заразой поражены учебные заведения, готовящие офицеров правопорядка. Яркий пример: сбежавший ректор налоговой Мельник, который подготовил специалистов во многие экономические службы правоохранительной системы.
В контексте сокращения: правоохранительные органы не нуждаются в таком количестве уже заведомо коррумпированных молодых лейтенантов. В то же время недостающих специалистов и узкоспециализированных профессионалов следует подбирать из гражданских вузов, впоследствии отправляя их на полугодичную специальную подготовку.
Существует очень много абсолютно надуманных офицерских должностей, которые в масштабах страны влекут за собой огромные бюджетные расходы. Например, для того, чтобы нести службу, обеспечивая безопасность дорожного движения, собирать деньги по банкоматам или исполнять обязанности водителя, совершенно необязательно иметь диплом о высшем образовании, соответственно — офицерские погоны. Основную массу обеспечивающих общественный порядок должен составлять так называемый сержантский состав. Но об этом можно говорить, создав материальную базу и предоставив тому же сержанту нормальный социальный пакет. Нездоровый карьеризм надо обуздать, потому что он основан на коррупции: конечной его целью является доступ к благам за счет своего служебного положения. В то же время финансовое обеспечение сотрудника должно зависеть не от занимаемой должности, а от выслуги лет. Это исключит необходимость карабкаться наверх только для того, чтобы получать достойное вознаграждение. Следует убрать необоснованно завышенные «потолки» званий, так как присвоение старших офицерских званий — всего лишь признак банановой республики, в которой государство, неспособное стимулировать службу нормальным социальным пакетом, «откупается» дутыми званиями. Условно говоря, киногерой лейтенант Коломбо, по нашим меркам, должен бы быть в его возрасте не меньше, чем генералиссимусом.
Существует неоправданное дублирование функций правоохранительными органами. Множество экономических подразделений, занимающихся по сути одним и тем же.
Кроме того, огромной ошибкой предыдущей власти было то, что они привели с собой огромное количество донецких, расставив на все возможные посты, доведя ситуацию до абсурда, что привело к известному результату. Если новая власть наступит на те же грабли, запустив зеркальный процесс, конец может быть таким же.
Хочу подчеркнуть: все, о чем мы говорим, невозможно реализовать без законодательного и финансового обеспечения, чего пока что не предвидится.
— Возможна ли вся эта перезагрузка при ныне действующем УПК?
— Мое личное мнение как оперативного сотрудника: впечатление такое, что УПК был принят шайкой бандитов, главный из которых уже убежал. А. Портнов и прочие, причастные к созданию этого УПК, понимая, что рано или поздно им придется уйти из власти, сделали все, чтобы максимально усложнить возможность привлечения их к ответственности за совершенные преступления. Все нынешние громкие заявления о том, что генпрокурор и президент объявлены в розыск и будут «немедленно арестованы», — это треп и блеф. Потому что в соответствии с действующим УПК все эти действия «преследователей» незаконны, поскольку нет поручения следователя; никому из них не вручали повестки и, тем более, не опрашивали. Только после этого им можно было объявить о подозрении «с согласия всех сторон» что можно сделать лишь после непосредственного контакта с подозреваемым и т. д. и т. п…
— Правоохранители утратили доверие. Сегодня звучат предложения о создании национальной гвардии из участников самообороны Майдана. По столице ходят своеобразные патрули в масках и с битами. Каков нормальный выход из создавшейся ситуации, по вашему мнению?
— Считаю, что не нужно изобретать велосипед, потому что все новое — хорошо забытое старое. Мы хотим создать еще одно силовое ведомство, получив в итоге то же качество? Как бы мы ни меняли название и состав, те, кто будет заниматься охраной правопорядка, столкнутся со всеми вышеуказанными «бытовыми» проблемами. Ведь еще до конца 90-х годов существовала добровольная народная дружина, оставшаяся от СССР. Они были в дежурных частях, в комнатах с задержанными, входили в состав патрульных нарядов. Но постепенно это несомненно полезное движение сошло на нет, в силу тех же «бытовых» проблем. А еще была такая действительно эффективная организация как народный контроль. Туда входили обычные граждане, которые получали возможность заходить в любой орган власти и задавать вопросы любому ее представителю. Это были люди, которые не относились к системе, и в некоторых случаях чиновники боялись их больше, чем правоохранителей.
— А как вы находите современный народный контроль за работой правоохранительных органов в лице «Правого сектора»?
— Пока что их действия находятся вне рамок правового поля. Однако нужно признать, что если они, как и все политики, не занимаются спекуляцией, требуя перезагрузки и качественно иного уровня власти, то иного способа попытаться добиться этого практически нет. Лозунги и требования у них хорошие. Однако то, под какими портретами они идут, настораживает огромную часть населения, заставляя опасаться, что эти законные и справедливые требования — лишь прикрытие другой игры.
По-хорошему, взять бы их всех сейчас и отправить в наши учебные центры, предварительно проведя стандартную проверку на предмет судимостей. Как пример — смогла же Россия в Чечне создать из бывших боевиков батальон «Восток». И пусть бы «Правый сектор» показал, как они смогут работать по-другому в тех же условиях, созданных нашим государством, и каким в итоге будет уровень народного доверия к ним. Помните песню Владимира Высоцкого «Побудьте день вы в милицейской шкуре — вам жизнь покажется наоборот»...
Многие, наверное, меня сегодня не поймут. Но только с расстояния времени мы осознаем, и, наконец, поймем, какую цену мы заплатили за то, чтобы одних бандитов во власти поменять на других.
- Информация о материале
Страница 719 из 1561
