1. Чтоб без вреда, или Пару слов о спецсчетах
«Cito!» («срочно!») пишут на рецептах для тех, кому нужна неотложная фармпомощь. «Statim!» («немедленно!») нужно писать на рецептах противоядий от кем-то рекомендованных смертельных лекарств или на требованиях их отмены. Пока не поздно.
Удивляюсь, честно говоря, почему практически молчит общество.
Или оно проснется в середине января, когда выйдет из холодного запоя-2015, отпраздновав Н.г. и Р.Х.?
Бухгалтерское похмелье («Ну-ка, а что тут на работе, какие подарки от Родины?») будет нескучным. Запоздалые вопли широкой экономобщественности, что, мол, караул, нас в прошлом году, оказывается, круто грабанули, потонут в суровых буднях военно-кризисного времени. То есть возмущаться надо бы «уже ща».
Вводимые спецсчета по НДС, как все должны понимать, выведут одну шестую оборотных средств большей части предприятий из хозяйственного оборота: временно свободные суммы НДС, поступившего от покупателя, нельзя будет использовать.
Да, контрольную функцию спецсчета, на которых будет этот неприкосновенный НДС, смогут выполнять. Но этим бы и ограничиться!
А вот зачем запрещать занимать с них деньги на счета обычные? ОК, пусть под какие-то небольшие проценты государству (которое тут ни при чем), со штрафами (возможно, драконовскими) за несвоевременный возврат денег в свою же НДСницу, но чтобы можно было с этими деньгами хоть как-то работать!
1/6 — это не просто 1/6, когда остальные 5/6 остались.
1/6 от выручки может быть прибылью, а коль ее нет — нет и смысла что-то делать. 1/6 от человека — это голова…
Не будет привычных оборотных средств — не получится и производственный процесс. То ли в прежнем объеме, то ли вообще. Со всеми вытекающими последствиями — и для контрагентов с обеих сторон (по цепочкам, которые теоретически бесконечны), и для (кстати уж) налогов. Режут не курицу, несущую яйца, режут весь курятник. Глобальная зачистка.
Безымянные авторы жуткой идеи грозятся даже запретить возврат из казначейской НДСницы на нормальный собственный счет средств, которые были туда с него сброшены на срочные платежи, когда в НДСнице не хватало денег. Это — дорога в один конец, обратно нельзя, никаких займов, только подарки!
И как же станут отличаться по ценности платежи друг другу до срока уплаты НДС в бюджет и после него! Если НДС от покупателя (на НДСный счет!) запоздает, то его придется для своевременного расчета с бюджетом срочно сбросить — при временном отсутствии денег на НДСном счете — со счета обычного безвозвратно! Или как?
И будут две цены? Для проплаты до и проплаты после?
А что задумано для переходного этапа? Как быть с предоплатами? Уплаченными, полученными? Когда это всё расскажут?
Приобретения были уплачены по-старому с обычного счета, в том числе и в части НДС, а выручка в части НДС придет уже на чужой счет? Выручка от продажи того же самого! Или будет раздельный учет?
А у кого наоборот? Коль сначала получили деньги от покупателя, а потом уже рассчитывались со своими кредиторами?
А если между разными циклами «купил-продал» — еще и большой промежуток времени?
Или для кого-то это все — детали-мелочи?
О мертворожденной идее возмещения экспортерам на нормальный счет — при том, что НДС с внутренних операций будет им же поступать на счет «чужой», то есть НДСный. Кто и как будет делить (что откуда?) вылезающий к возмещению налоговый кредит от уплаты поставщикам «и за то, и за то»? Ведь возмещение, приходящееся на экспорт, должно будет идти на свой счет, а остальное возмещение — на НДСный!
А при неясном будущем приобретаемого? При смешанном (и внутри, и на экспорт) использовании? При неточных прогнозах на момент покупки/оплаты? В условиях, когда в одну сторону можно, а назад нельзя? При «временном угасании» деятельности из-за того, что у партнеров — аналогичные проблемы?
Я знаю, чем это закончится.
Поэкспериментируют на живых — и отменят. Но тех, кто не доживет до выживания либо сбежит в тень или в никуда, вернуть к жизни будет уже сложно. Это — тоже дорога в один конец.
Самые ушлые начнут дробиться, чтобы уйти в единоналожники, которые НДС могут не платить.
Сначала — те, кто продает людям. Для них и раньше НДС не имел особого смысла: налоговая накладная физпокупателю не нужна, так что НДС этот просто увеличивал цену. Поставщикам с тем же успехом можно было заплатить и из своих средств. Но была хоть какая-то польза от временного пополнения оборота, которое при стабильной деятельности становилось постоянным! Теперь же этого не будет, так какой смысл быть НДСником? Пора дробиться, а тем, кто и так попадает в единоналожные рамки, переходить в неплательщики НДС. Переходя, кстати, и на договора поручения, чтобы не было единого налога с товара (а только с надбавки-разницы).
Ну а вслед за розницей обессмыслят свои налоговые накладные ее поставщики — оптовики. Ставший безНДСником «продавец людям» будет требовать от них не налоговую накладную, а снижение цены на сумму этого НДС. Вот и оптовики начнут с НДС сползать.
А дальше — по цепочке. Кто — через дробление до уровня упрощенца, кто — через дробление до уровня безНДСного домиллионщика, кто — через переход в тень, кто как. Этому, слава Богу, все давно научились.
Не надо загонять плательщиков в угол. Нет, сдачи не дадут. Просто — саморастворятся. Ищите их потом, чтобы снова материализовать.
Пока, однако, весь ропот сводится обычно к обсуждению того, какого цвета приносить веревки для самоповешенья…
2. Чтоб с пользой, или Єдине врятування
Единый налог (ЕН) — это не только средство ухода от НДС для тех, кому не нужно компенсировать НДС входной именно из НДС полученного. Это еще и бЧльшая, чем у остальных, налоговая нагрузка. Будь оно иначе, на 5-ю и 6-ю группы (оборот за год — до 20 млн) переходили бы массово. А так — нет. Не нужен большим единый налог. Ни за 5% + НДС, ни за 7% без НДС. Стало быть, все свои налоговые проблемы они решают значительно дешевле.
Единый налог — это и занятость, при которой люди не берут деньги из бюджета, а наоборот, в него что-то платят.
Это, как показывает опыт, и относительно недорогие товары, то есть снова имеем решение социальных задач.
Но ЕН — благодаря равномерной налоговой нагрузке на все составляющие выручки (если нанимаются не работники, а привлекаются тоже независимые предприниматели) — еще и повышение трудовой составляющей в выручке, что неизбежно ведет к росту уровня жизни.
Ну а в жизни не единоналожной — все пока по-другому.
Когда я сравнивал нынешние цены с ценами 1913 г. в пересчете на нынешние зарплаты (ZN.UA №5 от 14 февраля 2014 г., «Цены-1913 в пересчете на зарплаты-2013»), пришел к выводу, что в целом за сто лет ничего не изменилось.
Это значит, что рост цен за эти сто лет невиданного прогресса ничуть не отставал от роста зарплат.
В последние же годы было очевидно, что цены растут быстрее зарплат. То есть уровень жизни за сто лет не вырос, а сейчас и вовсе падает. Излишне говорить, что в нормальных странах иначе, в том числе и в тех, в гости к которым мы собрались.
Как же повысить уровень жизни, чтобы зарплаты росли быстрее цен?
Понятно, снижать материалоемкость, увеличивая этим удельный вес новой стоимости. Тогда доля зарплат в ценах будет расти, и, соответственно, возрастет темп их роста, опережая рост цен.
Так вот, сегодняшнее украинское налогообложение делает все для того, дабы этого не произошло.
Ибо, чтобы гривня пошла на материалы, примерно гривню и нужно потратить.
А чтобы гривня пошла на оплату труда, потратить — с учетом всех налогов, отчислений и начислений — нужно около двух гривен.
Поэтому выгоднее покупать готовое и продавать, а если уж производить, то материалоемкое, чтоб не тратить деньги впустую.
Покупателю все равно, новый труд или старый, в цене рынка все учитывается примерно в равной мере, но на новый надо потратить в два раза больше, в каковые два раза он и невыгоднее труда прошлого. То есть на отставание зарплат от цен мы обречены.
А вот единый налог от этого всего свободен. Не зря именно его платят те, кто продает дешевле других. В нем и спасение. Возможно, с какой-то дифференциацией ставок. Детали можно продумать.
Но — чтоб для всех. Было бы желание.
Понимаю: налог с оборота вместо НДС цивилизованной евроустремленной стране не позволят. Ну а хотя бы расширение сферы применения единого налога? С учетом нашей ментальности, которой любое вычитание из облагаемой базы противопоказано? Вот НДС ведь в Европе — работает нормально, у нас же — в другую сторону.
А перестанем быть нищими — перейдем от социально полезного ЕН к налогам, принятым у тех, к кому мы собрались. Всерьез и надолго.