Статьи
Хотя практическо все аптекари жалуются на нерентабельность бизнеса, открытию новых городских аптек почемуто не мешает ни девальвация гривни, ни снижение покупательной способности украинцев, ни наличие конкурента в радиусе 100–200 м, ни перебои с поставками лекарств. «Рост курса и введение НДС позволяют генерировать на 5–15% больше валовой прибыли в гривнях. И хотя количество чеков (покупателей) год за годом продолжает стабильно сокращаться, это позволит большинству аптечных сетей из отрицательной и нулевой EBITDA выйти в плюс», — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.
Фармацевтический ретейл активно укрепляет свои позиции, несмотря на тотальный кризис в стране. По данным аналитической системы исследования рынка PharmXplorer/ «Фармстандарт» компании Proxima Research, за десять месяцев объем аптечных продаж в Украине впервые превысил 30 млрд. грн.
Ассортиментные махинации
Одна из причин — товарная спекуляция с нереализованными остатками. По оценкам пациентов, с начала года многие импортные препараты выросли в цене в 2,5–3 раза как минимум. К примеру, известный всем активированный уголь подорожал с 0,9–1 до 2,5–3,5 грн., а разрекламированное средство от метеоризма «Эспумизан L» — с 40–45 до 139–150 грн. Причем часто стоимость лекарства в аптеке сначала поднималась, а через некоторое время откатывалась назад. Такие волнообразные ценовые скачки эксперты фармрынка объясняют участившимися манипуляциями собственников аптек на валютном курсе. «Дистрибьюторы на стоимость уже отгруженного в аптеки товара практически не влияют, а розница самостоятельно пилюли не импортирует. Но это не мешало фармацевтам буквально на следующий день после очередного ослабления гривни переписывать свои ценники на всю зарубежную номенклатуру в большую сторону. Дополнительный заработок аптекари могли получать до поступления новой партии товара, после чего цену на препарат приходилось опускать до уровня, обозначенного дистрибьютором», — говорит провизор одной из столичных аптек Наталья Лазебникова.
Этим манипуляциям способствовала и невнимательность отечественных потребителей. Только 10% больных хроническими заболеваниями на самом деле контролируют цену своего лекарства. И лишь 16% из 100% заходящих в аптеку покупателей знают стоимость тех лекарств, за которыми они конкретно идут.
Другая причина — набирающий популярность категорийный менеджмент. Разный уровень маржинальности лекарственных средств позволяет манипулировать ассортиментом. В консалтинговых конторах аптекам предлагают активно избавляться от медленно оборачиваемых лекарств. «Зачастую в аптеках более 50% товарных позиций продаются со скоростью одна и реже упаковка в неделю, в то время как ходовые позиции часто выпадают из наличия по причине их быстрой реализации. Аптеки, меняющие долю этих препаратов в запасах, автоматически увеличивают свою доходность», — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.
К тому же, разместив в прикассовой зоне ряд товаров импульсного спроса (витамины, жевательную резинку, косметические средства, диетические добавки или минеральную воду), можно заметно «удлинить чек», увеличив в нем количество наименований товаров. Украинцам вообще присуща высокая ценовая чувствительность только к первым по счету товарам в чеке. Грамотные провизоры с выгодой используют тот факт, что к четвертому и последующим по счету товарам покупатель менее чувствителен, предлагая «в нагрузку» товары с большой маржей.
Побочные эффекты
Отдельного внимания заслуживают игры с наценками. Вступление в силу с 1 января 2015 года изменений в постановление Кабмина №955 еще больше ударит по потребителям дешевых препаратов. Ограничение размера торговой надбавки на уровне 30% к закупочной цене лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равного 12 грн. или меньше, в течение нескольких месяцев приведет к вымыванию из аптечного ассортимента недорогих лекарств отечественного производства. По мнению директора по развитию компании «Фармпланета» Натальи Сергейко, рознице будет невыгодно работать с такой категорией продукции изза низкой маржинальности. «В итоге — доступ к отечественным анальгетикам и антипиретикам, кардиологическим, антисептическим и дезинфицирующим средствам будет ограничен. В деньгах этот сегмент относительно невелик — примерно 9% товарооборота. Но в упаковках это больше половины рынка», — уточняет эксперт.
В то же время установление разрешенных размеров наценок на другие ценовые группы позволит ретейлерам на законных основаниях устраивать конкурентные бои маркетинговых бюджетов поставщиков. Дело в том, что в ценовой категории от 12 грн. и выше находится большинство разнообразных генериков, и какой именно из них получит возможность попасть на полку, решит откат для аптеки. «Маркетинговые договоры с дистрибьюторами и прямые — с производителями — это дополнительный источник дохода, за счет которого выживают сейчас аптеки», — признается исполнительный директор Pharmacy Concept Store Светлана Емцева.
Для пациентов опасность такого подхода заключается в том, что некоторые фармацевты готовы предлагать клиентам не только генерики, но и препараты с альтернативным действующим веществом. «Хотя по закону такое действие является противоправным (ни один фармацевт не может изменять назначение врача и замещать лекарство с одним действующим веществом другим по собственному усмотрению), реального наказания за это никто не несет», — сетует вицепрезидент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик.
Еще сильнее усугубить ситуацию с наличием доступных препаратов может договоренность парламентской коалиции о запрете в ближайшем будущем рекламы лекарственных средств. Этот шаг автоматически переместит акцент маркетингового давления производителей на провизоров. И это еще больше сформирует «лекарственную зависимость» аптечной розницы, которая останется основным доступным каналом информации для большинства больных.
Прогноз неутешителен: вместо того чтобы рекомендовать больным действительно нужные препараты, провизоры постараются втюхивать им те лекарства, продажа которых принесет гарантированный бонус. Естественно, вдаваться в противопоказания того или иного средства к применению для каждого покупателя в отдельности аптекари поленятся (они же не врачи). PharmXplorer/«Фармстандарт» зафиксировала в текущем году смещение фокуса промоактивности в безрецептурном сегменте на рекламу непосредственно в местах продаж (POSматериалы, акции), рассчитанную на конечного потребителя. Увеличение прямых затрат на продвижение лекарств в рознице принесло владельцам аптек порядка $50 млн.
Кстати, по оценкам первого проректора Национального фармацевтического университета Аллы Котвицкой, незнание пациентами побочных эффектов приводит к тому, что за каждый доллар, потраченный на приобретение лекарств, украинцам придется доплачивать еще по 90 центов для устранения проблем, возникающих изза принятия некорректно подобранных препаратов.
- Информация о материале
Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный проект изменений в правила трансфертного ценообразования (№1264-1). Проект был подготовлен Министерством финансов по рекомендациям международных кредиторов Украины — МВФ и Всемирного банка. О необходимости совершенствования правил трансфертного ценообразования (ТЦО) говорили еще с момента принятия первой редакции профильного закона в июле 2013 г. Упоминало об этом и коалиционное соглашение, в котором акцент был сделан на минимизации влияния процедур контроля за трансфертным ценообразованием на затраты времени и средств субъектов хозяйствования.
Однако ознакомление с проектом, подготовленным Минфином, показывает, что основной целью изменений является как раз ужесточение налогового контроля над ТЦО, расширение объема контролируемых операций и усиление мер ответственности налогоплательщиков за допущенные нарушения.
Новые правила могут вступить в силу уже с нового года. Какие же основные изменения предлагает Министерство финансов и как это может повлиять на бизнес?
Расширение практических связей
Законопроект расширяет определение связанных лиц в налоговых целях. Налоговые органы смогут устанавливать наличие взаимосвязанности между лицами не только по формальным критериям, таким, как владение акциями или корпоративными правами, но и на основании иных фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии контроля одного лица над другим. Например, физическое лицо может быть признано связанным с юридическим лицом, если оно предоставило последнему займы или гарантию по займам на сумму, превышающую собственный капитал заемщика более чем в 3,5 раза.
Законопроект также вводит понятие «практического контроля», то есть существенного влияния физического или юридического лица на принятие бизнес-решений других юридических лиц. При установлении такого практического контроля в судебном порядке лица могут быть признаны связанными и без наличия каких-либо формальных юридических взаимоотношений между ними. Это правило может быть особенно неприятно для многих украинских бизнес-групп, которых формально как бы и нет.
О больших и малых контролируемых операциях
Законопроект изменяет правила признания операций контролируемыми для целей ТЦО. Сейчас операции подпадают под контроль, если их общая сумма с одним контрагентом превышает 50 млн грн за календарный год. В соответствии с проектом, эта сумма снижается радикально:
— операции налогоплательщика могут подпасть под контроль, если общая сумма его годового дохода, а также дохода всех связанных с ним лиц превышает 20 млн грн, и при этом:
— объем операций такого плательщика или всех связанных с ним лиц с одним контрагентом превышает 1 млн грн в год.
Обращает на себя внимание норма, предусматривающая учет доходов всех связанных лиц налогоплательщика при определении минимального порога контролируемых операций. Понятно, что она направлена на пресечение дробления операций на более мелкие с целью выведения их из-под контроля. Однако и сами по себе суммы 20 млн/1 млн грн, особенно после девальвации национальной валюты, уже являются низкими настолько, чтобы сделать подобную практику дробления бессмысленной.
Можно ожидать, что предлагаемые изменения приведут к значительному увеличению количества контролируемых операций, по которым налогоплательщикам придется отчитываться и готовить документацию. Отсутствие документации может повлечь за собой большие штрафы.
Скованные одной цепью, связанные одной целью
Много внимания в законопроекте уделяется установлению полной цепочки закупок и поставок налогоплательщика, включая все возможные промежуточные звенья и посредников, которые могут оказывать влияние на ценообразование. Для этой цели законопроект предписывает налогоплательщикам предоставлять данные о показателях рентабельности всех контрагентов в цепочке (до первого независимого лица) и прочие детальные сведения, необходимые для проверки соответствия этих показателей рыночным условиям. При отсутствии такой информации налоговые органы получают право самостоятельно определять цены по контролируемым операциям с использованием первого метода (справедливой рыночной цены).
Также законопроект пытается пресечь практику выведения операций из-под контроля путем включения в цепочку поставок формально независимого контрагента, не связанного с налогоплательщиком. В рамках действующей редакции правил ТЦО это позволяло считать операции неконтролируемыми. Проект предусматривает, что наличие любых посредников должно игнорироваться для целей налогового контроля, если они не выполняют в данной операции существенных функций и не несут существенных рисков.
Законопроект расширяет перечень юрисдикций, операции с контрагентами из которых подпадают под контроль автоматически, независимо от наличия связанности с налогоплательщиком. Ранее такой перечень включал только низконалоговые юрисдикции, в которых ставка налога была более чем на 5 п.п. ниже, чем в Украине. Теперь же Кабинет министров сможет дополнять данный перечень юрисдикциями, которые не предоставляют публичный доступ к информации о структуре собственности юридических лиц или же не заключили с Украиной соглашение об обмене информацией.
Эти нововведения (если они, конечно, будут приняты окончательно и имплементированы) показывают серьезность намерений властей пресечь выведение средств в офшоры. Эффект от этих мер может быть еще более сильным, если вспомнить об обещаниях властей денонсировать соглашение об устранении двойного налогообложения с Кипром, а также усилить работу по присоединению Украины к международным механизмам по автоматическому обмену налоговой информацией. Впрочем, креативность некоторых налогоплательщиков достойна лучшего применения, и не исключено, что в ответ на новые ограничения они придумают новые схемы.
Жесткие методы, или Все на биржу
Действующая редакция правил ТЦО оставляет налогоплательщикам довольно широкое пространство для выбора метода трансфертного ценообразования. Сейчас закон предусматривает приоритет только первого метода — сравнительной неконтролируемой цены, а в случае невозможности его применения разрешает плательщику выбрать любой другой метод из четырех, а также использовать для сравнения любой предусмотренный законом показатель рентабельности.
Законопроект устанавливает более четкую иерархию методов, более конкретно описывает ситуации, в которых каждый из них применяется, а также содержит указания по выбору тестируемой стороны и контролируемого финансового показателя. Также проект предусматривает обязательное проведение корректировок показателей операций, использованных налогоплательщиком для сравнения с контролируемой операцией, в целях обеспечения сопоставимости их показателей.
Кроме того, законопроект сохраняет специальные правила определения обычных цен для экспорта и импорта основных сырьевых товаров (зерновые, руды, металлопродукция и т.п.) — так называемый шестой метод. При этом предусматривается использование только одного подхода — сравнения со средней ценой, сложившейся на товарной бирже за последние десять дней. Причем если сейчас налогоплательщик имеет право отказаться от использования «шестого метода» и может применять общие правила, то в соответствии с проектом данный метод будет обязательным для всех внешнеэкономических операций с перечисленными товарами, «шестой метод» превращается в обязательный.
Предлагаемая модификация «шестого метода» оставляет открытыми немало вопросов, в том числе относительно выбора товарной биржи, котировки которой будут использоваться для целей контроля. Какие биржи могут быть включены в перечень, утверждаемый Кабинетом министров? Если украинские, то возникают обоснованные сомнения относительно честности и объективности цен на них. Если речь будет идти об использовании котировок международных бирж, то необходимо предусмотреть существенные различия в характеристиках товаров, обращающихся на общепризнанных биржах, и продукции украинского происхождения. В силу различных объективных и субъективных факторов отечественные товары могут оцениваться с существенным дисконтом к международным котировкам. Законопроект же не предусматривает возможности каких-либо корректировок на качество или характеристики товаров, кроме различий в их объемах, условиях поставки и транспортировки.
Пожизненные проверки
Отдельное место в законопроекте заняло расширение полномочий налоговых органов по контролю за соблюдением правил ТЦО. Например, налоговые органы смогут проводить опросы уполномоченных лиц и сотрудников налогоплательщика еще до назначения проверки. Сам срок проведения специальной проверки по ТЦО увеличивается до 18 месяцев. При этом если у налогового органа возникает необходимость получить информацию от иностранных органов или провести экспертизу, проверка может быть продлена еще на год.
Не менее примечательно выглядит и увеличение срока давности, в рамках которого налоговые органы вправе производить доначисление по правилам ТЦО, — до семи лет (2555 дней). В результате хотя законопроект и запрещает проведение соответствующих проверок более одного раза в год, на практике налогоплательщики смогут «испытывать радость» от нахождения под проверкой ТЦО беспрерывно.
Старорежимные штрафы
Еще не дочитав законопроект до конца, можно догадаться, что он значительно усиливает ответственность за отсутствие документации по ТЦО. Особенно любопытным выглядит специальный штраф в размере 3% от суммы контролируемой операции, по которой налогоплательщик не предоставит документацию (где мы уже видели эти проценты?). Причем, в отличие от других штрафов за нарушение правил ТЦО, он не ограничен максимальной суммой.
Применение такого штрафа, очевидно, призвано стимулировать налогоплательщиков более ответственно подходить к подготовке документации по ТЦО. Однако для этого не обязательно использовать карательные меры. Во многих странах не только не вводят дополнительных санкций в случае отсутствия документации, но и, напротив, предусматривают отмену или существенное снижение штрафных санкций, если налогоплательщик подготовил документацию по ТЦО качественно. У нас же никакого снижения штрафных санкций за доначисление налога в случае наличия документации не предусмотрено. Получается, что плательщики, которые относятся к соблюдению правил ТЦО лишь формально, и плательщики, которые ответственно вкладывают силы и средства в разработку полноценной политики и документации по ТЦО, будут поставлены перед законом в одинаковое положение.
Вечная борьба
Законопроект получился настолько фискальным и жестким, что в другое время было бы сложно прогнозировать его беспрепятственное прохождение в парламенте. Серьезная борьба против отдельных положений проекта может развернуться и сейчас.
Так, налоговый комитет Верховной Рады предложил исключить ряд положений проекта, а именно:
— вывести из-под контроля внутренние операции между резидентами Украины — для целей налога на прибыль (но не НДС!);
— отменить «шестой метод» для экспортно-импортных операций с ключевыми сырьевыми товарами;
— отменить составление отчета по ТЦО за 2014 г. на основе новых правил, то есть фактическое введение в действие многих положений закона задним числом.
Что одержит верх — интересы бизнеса или бюджета (находящегося под строгим надзором международных кредиторов), мы узнаем уже в ближайшее время. Но можно предположить, что данный раунд изменений в правила ТЦО не будет последним. В будущем можно ожидать как либерализации этих правил, так и дальнейшего их ужесточения, поэтому всем советуем stay tuned.
- Информация о материале
Одной из топ-новостей последних дней стала информация министра внутренних дел Арсена Авакова о ситуации с биометрическими заграничными паспортами. То, что Украина начинает выдачу таких документов, действительно очень важно, ведь это - одно из условий предоставления Евросоюзом безвизового режима для граждан Украины. Но, к сожалению, немало информации от министра не соответствует действительности и является признанием откровенно противоправной деятельности чиновников.
К примеру, господин Аваков утверждает, что в 2013 году заграничный паспорт стоил 800 грн, а в 2014 году он стоит 120 грн.
Это совсем не так. Здесь сопоставлены несравнимые числа. Последнее (120 грн) - это стоимость бланка паспорта (включая персонализацию документа). И эта сумма ни в 2013 году, ни в 2014 году не менялась.
В то же время из-за незаконных поборов в системе Государственной миграционной службы (ГМС) фактически граждане платят за загранпаспорт от 400 до 800 грн.
Так было в 2013 году, так оставалось и в 2014-м. То есть эта информация - откровенная манипуляция.
Более того, в 2014 году ситуация даже ухудшилась, потому что Государственная миграционная служба начала «загонять» граждан за получением паспортов в офисы государственного предприятия «Документ», где дополнительно взимается еще 250 грн на каждый паспорт.
Об этом ГП еще пойдет речь дальше.
Но важно, что, помимо этой «ошибки», в сообщении главы МВД, к сожалению, есть также откровенные призывы к нарушению закона.
Во-первых, министр внутренних дел сообщил обществу стоимость нового загранпаспорта (так называемого «биометрического»). И эта калькуляция, по словам Арсена Борисовича, включает: «261 грн (15 евро по курсу на 29.12.2014) + государственная пошлина 170 грн + стоимость регистрационных услуг 87,15 грн. Всего 518 грн 15 коп.».
Тем самым министр оправдал существующий сегодня беспредел в системе Государственной миграционной службы, связанный с тотальным игнорированием решений судов по делу об оплате загранпаспорта.
Точку в многочисленных судебных спорах поставил Верховный суд Украины3 декабря 2013 года, когда установил, что единственным легитимным платежом за загранпаспорт является государственная пошлина (то есть 170 грн), а вымогательство других платежей противоправно.
Важно еще раз подчеркнуть, что это судебное решение является обязательным для всех субъектов властных полномочий (в соответствии с частью 1 статьи 244-2 Кодекса административного судопроизводства Украины), то есть для всех чиновников - и Государственной миграционной службы, и МВД, и любого другого органа власти.
И то, что оно до сих пор не выполняется - это только вина несостоятельной прокуратуры, которая не видит очевидного криминала (статья 382 Уголовного кодекса Украины).
Фактические убытки граждан от нарушения судебных решений со стороны ГМС составляют ежегодно более 300 млн грн.
Во-вторых, министр официально рекламирует деятельность государственного предприятия «Документ» в системе ГМС.
И проблема не только в том, что это госпредприятие взимает дополнительные средства (в случае с загранпаспортом - 250 грн) ни за что, потому что никакой работы, о которой пишет Арсен Аваков, это ГП не выполняет.
А прежде всего в том, что деятельность ГП «Документ» с 1 января 2013 года вне закона (согласно части 7 статьи 20 закона Украины «Об административных услугах»). При этом данное ГП зарабатывает не только на заграничных паспортах, но и на фиктивном «консультировании» и «формировании пакетов документов» по десяткам других административных услуг ГМС.
Конечно, министр, руководящий сотнями тысяч подчиненных, может и не знать мелких нюансов в системе министерства.
Но кто-то же предоставил ему такую информацию и фактически сделал Авакова соучастником всей этой противоправной паспортной системы коррупции.
Можно анализировать и другие проблемы паспортной сферы.
Почему, например, власть считает, что загранпаспорт - это «роскошь», и взимает с граждан за эту административную услугу не только ее себестоимость, а более чем двойную плату?
Можно ли считать победой устранение с рынка изготовления паспортов ЕДАПС, если стоимость бланка паспорта все равно остается подозрительно высокой (для сравнения: аналогичный паспорт для Молдовы печатается финским производителем по цене меньше 7 евро)?
Почему стоимость украинского паспорта, изготовленного на украинском предприятии, рассчитывается в евро, а не в гривне?
Почему новая демократическая власть упорно не хочет заменить закон, на основе которого основывается выдача заграничных биометрических паспортов? Ведь, напомню, это и до сих пор закон «О Едином государственном демографическом реестре...» 2012 года авторства одиозного регионала Василия Грицака. Среди прочего этот закон требует миллиардных инвестиций на создание не нужной обществу - Единого демографического реестра.
Есть еще много других вопросов. Однако, к сожалению, новая власть, как и предшественники, упорно их игнорирует.
Хотя вопрос здесь не просто в том, сколько граждане платят за паспорт, а в том, есть ли в Украине элементарный правовой порядок, уважение к решениям суда и чьи интересы у чиновников на первом месте - общественные, ведомственные или даже частные.
Приходится констатировать, что в 2014 году система Государственной миграционной службы стала еще более закрытой и полностью игнорировала требования общественности к прозрачности и диалогу.
Хорошо хотя бы то, что наконец-то министр внутренних дел признал свою причастность к функционированию этой системы и ответственность за нее.
- Информация о материале
«Креста на тебе нет, сука православная». С такими словами, в феврале прошлого года, оппозиционный политик Петр Порошенко обратился к депутату-регионалу, олигарху Вадиму Новинскому. Накануне была расстреляна «Небесная сотня». А Новинский, как один из ближайших соратников Виктора Януковича, также нес прямую ответственность за трагедию на Майдане.
Уже почти год, как Янковича нет в Украине, Петр Порошенко — президент страны, а вот действиям Новинского так и не была дана оценка. Более того, российский олигарх продолжает «кошмарить» украинский народ, прячась за вновь обретенным депутатским мандатом.
Соратники Януковича поднимают голову
Канун Нового года, 31-е декабря. Украинцы традиционно стоят в очередях супермаркетов, делая покупки к праздничному столу. Для посетителей сети «Амстор» приятные предновогодние хлопоты обернулись настоящим шоком — около 3 часов дня торговые залы начали атаковать вооруженные люди в камуфляжной форме. Всего нападению подверглись 12 супермаркетов: шесть в Запорожье, и по три — в Мариуполе и в Киеве. Так начался рейдерский захват торговой сети представителями «Смарт-Холдинга», который подконтролен Вадиму Новинскому.
«Пришельцы» предъявляли документы с подписями и печатями, что они представители руководства компании, которое поменялось накануне, и пришли для проведения инвентаризации. Также «новые собственники» претендуют на дневную выручку супермаркетов. Сотрудники компании не были уведомлены ни о какой смене руководства и инвентаризации, в магазинах шла обычная предпраздничная торговля. Управляющие магазинов, заведующие отделами — работали на своих рабочих местах. Из-за этих неправомерных действий была полностью заблокирована работа супермаркетов», — сообщают в компании.
Как позже выяснилось, за день до захвата в Государственном реестре предприятий по поддельным документам были изменены адрес, учредители и директор ООО «Амстор». Перерегистрировали предприятие по новому адресу, уже в Днепропетровске. А новым учредителем стала компания, зарегистрированная на Белизе, одной из самых надежных оффшорных зон на планете.
Фактически, это классическая рейдерская схема — смена адреса, учредителей, руководителя и силовой захват активов, говорят эксперты-экономисты.
Долги платят только трусы
Корпорация «Смарт Холдинг» — один из акционеров ООО «Амстор». Стала им в 2009 году. Тогда компания подверглась масштабным проверкам со стороны налоговых и правоохранительных органов. Было возбуждено уголовное дело. Впрочем, как только определенный пакет акций был продан «Смарт Холдингу», давление прекратилось. Акции были проданы под давлением, заявляют в компании. Однако, даже за «отжатые» корпоративные права Новинский платить отказался. Поэтому бывшие учредители обратились в суд с иском к подконтрольному олигарху кипрскому оффшору Klioril Consulting LTD. После этого и начались новые проблемы — Новинский пользуясь нестабильной политической ситуацией, попытался не только «кинуть» бывших владельцев ООО «Амстор», но и прибрать к рукам всю компанию. Заодно и захватить ООО «Амстор Трейд», которая осуществляла торговую деятельность в супермаркетах «Амстор». К ООО «Амстор Трейд» «Смарт Холдинг» никакого отношения не имел и не имеет, говорят законные владельцы ООО «Амстор».
Еще одной целью захвата, как предполагают сотрудники ООО «Амстор», является желание Новинского обанкротить компанию. Банкротство даст возможность не возвращать кредиты. Только одному государственному Укрэксимбанку ООО «Амстор» должно порядка 150 миллионов гривен. Законное руководство ООО «Амстор» было против подобной махинации.
Необязательность в выполнении обещаний — визитная карточка Вадима Новинского. Об этом знают тысячи вкладчиков банка «Форум», которыми владел олигарх. Еще 13 марта прошлого году Нацбанк признал «Форум» неплатежеспособным, фактически запустив процедуру банкротства банка. Объем исчезнувших депозитов — 5,3 миллиарда гривен. Фонд гарантирования вкладов, через Печерский райсуд столицы, взыскал со «Смарт Холдинга» 4,5 миллиарда. Деньги должны были пойти на компенсацию обманутым вкладчикам. Позднее это решение было отменено. Все бремя заботы о людях — на Фонде, который уже выплатил им более 2,7 миллиарда гривен бюджетных денег. В то же время, Новинский в плюсе — по информации участников рынка, вместе с банком исчезла и задолженность «Смарт Холдинга» по кредитам, которые корпорация брала в «Форуме». Сумма — более 2 миллиардов гривен.
Деньги Новинский любит, а вот отдавать их — нет. Даже сотрудникам собственных предприятий. Принадлежащий «Смарт Холдингу» Николаевский судостроительный заводу — крупнейший должник по выплатам заработных плат — 19 миллионов гривен. На Херсонском судостроительном заводе, которым также владеет Новинский, вообще уволили часть сотрудников. Остальным задерживают зарплату.
Циничность ситуации в том, что Вадим Новинский — один из богатейших украинцев. Журнал Forbes оценил его состояние в $1,4 млрд. Почему же столь зажиточный человек отказывается отдавать деньги вкладчикам своего банка и зарплату сотрудникам своих предприятий? Почему пытается лишать людей рабочих мест, захватывая и разоряя предприятия?
Пятая колона?
«Честно скажу: еще не решил, но то, что я буду в группе Россия — Украина — это 100%». Именно так, в 2013 году, Вадим Новинский ответил на вопрос журналистов о направлении своей работы в Верховной Раде прошлого созыва. Попасть в парламент ему помог Виктор Янукович. За год до этого сбежавший гарант лично презентовал российскому олигарху украинский паспорт. За якобы выдающиеся заслуги перед родиной. Не понятно, правда, перед чьей.
Янукович вообще любил окружать себя верноподданными северного соседа. Минобороны, СБУ, Служба внешней разведки — все эти стратегические государственные органы были напичканы людьми с российскими паспортами. Фактически там создавались анклавы, посольства Федерации. Делалось это с молчаливого согласия Януковича. В экономической сфере таким «смотрящим», глазами и ушами Владимира Путина мог быть Новинский, подозревают политологи.
Однако, Янукович, Лебедев (бывший министр обороны) и другие сейчас нашли приют в России. А вот Новинский и дальше: спокойно ездит на работу в парламент, летает на отдых за рубеж, покупает дома, яхты. При этом, по некоторым данным, семья Новинского проживает в России, и сам он частый гость в Белокаменной. Может поэтому олигарх не дает оценок аннексии Крыма, призывает вести диалог с боевиками-сепаратистами на Востоке.
«Давайте эти вопросы по поводу Президента России отставим в сторону. Пусть Коломойский это комментирует. Я бы не хотел сейчас залезать так глубоко. Оценку действиям Владимира Путина даст российский народ. Согласно данным общественного мнения, его поддерживает 70% россиян. Поэтому давайте уберем этот вопрос в сторону, я не хочу на него отвечать», — цитировал Вадима Новинского сайт «Преступности.нет».
Новинский, как лакмусовая бумага изменений в стране
Украина, по данным Международной общественной организации Transparency International, в «коррупционном» рейтинге занимает 144 место в мире с конца, опережая на целых 2 пункта Сомали. Со времени окончания Революции достоинства прошел почти год, но позитивных изменений как не было, так и нет. Бизнес продолжает оставаться беззащитным перед атаками рейдеров. Пример давления «Смарт Холдинга» на ООО «Амстор» — показательный. Пострадавшая компания осталась один на один с профессиональным захватчиком. Осталась одна надежда — правоохранители и украинские суды прислушаются к словам Президента Петра Порошенко об олигархах и коррупции.
«Я гарантирую, что олигархи не будут иметь влияния на украинскую власть. Я всё для этого сделаю. Если кто-то попытается вмешаться в политику, используя контакты во власти для самообогащения, мы продемонстрируем решимость, потому что в мире такие действия имеют определенное название — коррупция», — сказал Петр Порошенко в интервью польскому изданию Gazeta Wyborza.
Тем временем, захваты супермаректов «Амстор» продолжаются. Встревоженные сотрудники организовали в Запорожье акцию протеста против действий рейдера. Фактически, если захват удастся, все они могут потерять работу. В текущей экономической ситуации остаться без работы — все равно, что обречь себя на жалкое существование.
- Информация о материале
Кабмин разработал проект реформы, и парламент готовится голосовать за изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Суть бюджетной и налоговой децентрализации состоит в том, чтобы дать возможность регионам увеличить свои доходы. Правительство предполагает, что инструментами заработка станут налог на недвижимость, госпошлина, экологический и едины налоги, рента за использование недр, водных и лесных ресурсов и т.д.
То есть децентрализация поставит регионы в неравные экономические условия. У одних больше недвижимости, а у других – ресурсов. Где-то промышленность неплохо зарабатывает, а где-то она простаивает. Но предполагается, что за счет концепции развития регион сможет развивать свой потенциал. То есть местная власть должна будет умело распределять потоки и делать ставку на те или иные сферы экономики эффективную работу предприятий.
Разумеется, невозможно создать для них особую благоприятную сферу только лишь усилиями местных властей. Для развития предпринимательства в первую очередь нужна государственная стратегия. Она должна охватить борьбу с коррупцией, смягчение регуляторной деятельности, либерализацию налогообложения. Словом, все то, о чем власть говорит годами, а депутаты коалиционного большинства недавно закрепили в своем соглашении и пообещали воплотить в ближайшее время. Это – база. Но, даже если все благие начинания удастся внедрить в 2015 г., для успешного развития регионов этого будет мало.
Крупный игрок
После внедрения реформы легко не будет. Предположим, что центральная власть действительно сделает все от себя зависящее для поддержки предпринимательства. Это значит, что к началу активной фазы децентрализации местная власть должна будет вести себя как руководитель венчурного фонда, пиарщик и маркетолог в одном лице. Необходимо будет создать эффективную программу развития, сродни бизнес-плану. Она должна будет представить регион в наилучшем свете как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Благодаря этому можно будет «завести» в регион крупные предприятия. Они дают большое количество рабочих мест, поток от налога на доходы физлиц растет и т.д.
Но в работе с ними есть немало нюансов. Крупные компании привередливы в вопросах ресурсов, качества подготовки местных специалистов, логистики и т.д. Кроме того, крупный бизнес не сидит на одном месте. Социальная ответственность в границах области или района их не привлекает, они глобализированы и живут интересами больших территорий. Эту проблему отмечают в самых развитых странах, в том числе и в богатой Германии.
Ну а, кроме того, один крупный игрок может смешать все карты местной власти. Его воля может стать главной в регионе и распространится на те сферы, которые напрямую не связаны с бизнесом – политику, соцсектор, образование, развитие инфраструктуры.
Так что местная власть нового формата просто не может позволить себе делать ставку на одного инвестора и работодателя. Время градообразующих предприятий прошло. Бизнес становится все более мобильным и, руководствуясь своими интересами, может покинуть регион, в котором все уже выстроено под него.
Значит внешний инвестор – далеко не единственный объект интереса. И работать нужно с внутренним инвестором, с теми, кто готов открывать малый и средний бизнес. То есть местной власти предстоит делать ставку на население региона.
Мелкий бизнес – большая прибыль
Сейчас в Украине действует больше 1,7 млн. субъектов хозяйствования (малые и средние предприятия и физлица-предприниматели). Количество внушительное, но немало из них приносят нулевой доход. В Украине слишком сложно ликвидировать предприятие. Они не обеспечивают людей работой, ничего не производят, но «раздувают» статистику.
Для сравнения в ЕС действует около 23 млн. только малых предприятий. Они обеспечивают рабочими местами почти две трети населения, дают больше половины общего оборота и добавленной стоимости. В США таких фирм – около 20 млн. В целом же почти три четверти всех предприятий мира – это малый бизнес. После этого едва ли стоит объяснять, насколько важно его развитие в каждом отдельно взятом регионе.
Самый важный ресурс
Децентрализация может, как потопить регион, так и позволить ему выйти на высокий экономический уровень. У местной власти есть несколько сфер ответственности: формирование положительного имиджа, созданием стимулов для того, чтобы вкладывать, зарабатывать и тратить деньги именно на этой территории. Выбрать только один из этих приоритетов – шаг в никуда. Но развивать каждый из них только своими усилиями она не может.
Опыт стран, где уже прошла реформа децентрализации (Дания, Польша, Словакия и т.д.) показывает, что благоприятную бизнес-среду должен формировать треугольник, где стороны – местная власть, бизнес-сообщество, население. Именно их потенциал – самый важный для региона. Реформа в других странах показала, что по эффективности этот ресурс важнее, чем географическое положение, наличие полезных ископаемых и плодородных почв. Именно благодаря ему, спустя 2-3 года после децентрализации, некогда убыточные регионы Польши смогли поднять уровень жизни.
Если Украина станет на путь реформы, нам нужно понять, что децентрализация – это бизнес, в котором участвуют практически все жители и каждому отведена своя роль.
- Информация о материале
Вместо обещанного сокращения бюджетных расходов на 10% ВВП Кабмин представил бюджет с ростом доходной части на 20% и почти на 19% — расходной. Одновременно с выполнением этого финансового кульбита правительство обещало провести налоговую реформу и децентрализовать госфинансы.
Как сам вынесенный на рассмотрение парламента проект госбюджета, так и сопровождающий его пакет законопроектов стали лакмусовой бумажкой реальности реформаторских намерений нового правительства с уже не новым премьером. Реальных реформ, способных обеспечить восстановление и развитие экономики, нет и в помине. А вместо них — дальнейшее затягивание фискальной удавки с перекладыванием, как минимум, части финансовых проблем на плечи местных органов власти.
Наращивая расходы и увеличивая долги, государство не только не собралось жить по средствам, но и не создает точек роста для экономики и возможностей для развития бизнеса. Напротив, вводит новые и новые налоги, дабы за счет подрисовываемых под них поступлений создать видимость балансировки госфинансов в глазах функционеров МВФ, траншей которого с таким вожделением ожидают в Киеве.
«Обворованной и воюющей стране необходимо, чтобы каждый гражданин и бизнес сделали свой взнос», — убеждала парламентариев министр финансов, представляя бюджет. Эта фраза наилучшим образом демонстрирует, исходя из каких соображений версталась государственная смета. Но так не может продолжаться бесконечно, и очевидно, что эффект будет обратным — в «тень» уйдут все, кто сможет. Где в таком случае правительство Яценюка возьмет 365,5 млрд грн налоговых поступлений? И за счет чего покроются расходы в 520 млрд, если ожидаемая детенизация не состоится, война продолжится, а помощь международных доноров запоздает?
Гулять так гулять
Проект госбюджета подтвердил все самые пессимистические ожидания: в него заложены практически невыполнимые в условиях стремительно сокращающейся экономики показатели. Доходы государственного бюджета на 2015 г. Кабмин планирует установить на уровне 475,2 млрд грн, расходы — 527,1 млрд. ВВП в 2015-м, по оптимистичному сценарию Кабмина снизится на 2%, а по консервативному — на 4,3%. Пессимистичного сценария у правительства все еще нет, но он есть у международных экспертов. В день подачи проекта бюджета в парламент Международное рейтинговое агентство Moody's озвучило прогноз падения ВВП в Украине в 2014 г. на 7,5%, а в 2015-м — на 6%.
Составители бюджета предлагают установить его предельный дефицит на уровне 63,6 млрд грн, или 3,7% ВВП. В нынешнем году совокупная дыра в украинских госфинансах, по оценкам МВФ, превысит 10% ВВП, из которых 5,8% — это собственно дефицит госбюджета, а остальное — квазифискальный дефицит Пенсионного фонда и контролируемых государством компаний (в основном НАК «Нафтогаз Украины»). В следующем году ситуация повторится.
Если добавить к заложенному дефициту предусмотренное финансирование «Нафтогаза» (31,5 млрд), докапитализацию банков (36,5 млрд), Фонда гарантирования вкладов физлиц (20 млрд) и кредиторскую задолженность (7,5 млрд), то недоимка (даже без учета недоимок в ПФ) достигнет 160 млрд грн, или 9,3% ВВП. И это при условии стопроцентного выполнения доходной части бюджета, которого не будет, в первую очередь, из-за фискальных нововведений правительства.
«Макропоказатели, закладываемые в бюджет, должны быть реалистичными, а показатели доходной части не могут быть излишне амбициозными. Мы должны исходить из того, что впереди у Украины достаточно неопределенное будущее, и подход нужен сдержанный, предполагающий самые пессимистические варианты развития событий. Единственное, на чем может основываться 20-процентный рост доходной части бюджета, — это инфляция и девальвация. Но такие прогнозы не оправданы, ведь при инфляции падает потребление, а при девальвации — импорт, из-за чего так стремительно доходы вырасти не смогут. Например, в этом году рост доходов был на уровне 5–6% при плане в 11% (который, к слову, был достаточно консервативен). Закладывая 20-процентный рост, правительство автоматически закладывает 30–40 млрд дефицита. В наших реалиях это означает лишь последующую эмиссию, которая приведет к еще большей девальвации», — объяснил экономист Дмитрий Боярчук, исполнительный директор «CASE-Украина».
Кто везет, того и погоняют
Где же взять ресурсы для такой колоссальной доходной части бюджета (которая даже при стопроцентном выполнении не покроет его расходы)? Объемы налоговых поступлений, заложенные в бюджет 2015 г., составляют 365,5 млрд. Бюджетообразующими традиционно являются налоги на добавленную стоимость, прибыль и доходы физлиц. Помочь правительству в сборе податей должна бы налоговая реформа, призванная вроде бы снизить фискальную нагрузку, но в действительности только увеличивающая ее.
Благодаря налогу на прибыль в бюджет 2015 г. хотят собрать 33,5 млрд грн. Это меньше показателей нынешнего года, что логично, учитывая сокращение количества предприятий, снижение производства и нарастающую отрицательную рентабельность украинского бизнеса. Количество крупных и средних предприятий, деятельность которых была в этом году убыточна, по данным Госстата, превысило 44% от общего числа. Если в 2013-м было собрано 46 млрд грн налога на прибыль, то за десять месяцев 2014-го — только 35,6 млрд. Забегая наперед, следует отметить, что введение налога на импорт лишь усугубит снижение производства тех предприятий, которые зависят от импортного сырья. В итоге даже скромные планы по сбору налога на прибыль в 2015 г. слабо осуществимы.
Более чем на 50 млрд грн увеличен план по сбору НДС. У всех без исключения экспертов эта цифра вызывает недоумение. «Данные никто реально не просчитывал, — делится мнением с ZN.UA Юлия Дроговоз, замглавы Общественного совета при ГФС. — На сегодняшний день не сделано ничего для выведения колоссальных сумм из теневого оборота: «налоговые ямы» никуда не делись, как и другие схемы «оптимизации» этого налога. Бизнес из «тени» не выйдет, наоборот, с усилением фискального давления уйдут в «тень» и те, кто работал легально. В результате получить дополнительно такую огромную сумму не удастся, более того, поступления наверняка будут меньше показателей этого года».
Причин для сокращения поступлений масса. Например, ради снижения фискальной нагрузки был повышен минимальный порог для обязательной регистрации плательщиком НДС с 300 тыс. до 1 млн грн. Но если учесть, что крупные компании уже давно не заинтересованы работать с предпринимателями-неплательщиками НДС, то льгота особенно не утешает. Бои за отмену ограничений на включение в валовые затраты расходов, понесенных крупным бизнесом на приобретение товаров, работ и услуг у «единщиков», в парламентских комитетах еще идут. Но пока бизнес не слышат: хочешь работать по-крупному — плати по-крупному. То есть государство ведет себя как собака на сене: по-честному запретить существование ЧП-шников для перекрытия реализуемых с использованием этого вида предпринимателей оптимизационных схем опасаются из-за угрозы социальных бунтов (среди них множество самозанятых граждан). Но и не находит ничего лучше, чем в попытке ограничить схемы заодно фактически устранить смысл существования большей части этой категории предпринимателей.
Что, в сущности, отлично иллюстрирует отношение государства ко всему отечественному бизнесу — вместо выращивания новых «дойных коров», оно предпочитает и дальше мордовать и так еле дышащих существующих. При этом «священные и неприкосновенные коровы» остаются нетронутыми. Так, при отмене ряда льгот, освобождающих от уплаты НДС книгоиздателей, поставщиков кожи, макулатуры, аграрный бизнес, например, смог продлить свои льготы по оплате НДС до 31 декабря 2017 г. (и почему это никого не удивило? — Ю.С.).
Благодаря шквалу критики, обрушившемуся на предложенную ГФС систему электронного администрирования НДС, это нововведение решили пока придержать — малая победа в большой войне. Координатор проектной группы «Податковий кодекс Нової Країни» Павел Себастьянович уверен, что эта реформа изначально была запланирована как провальная. «Несмотря на необходимость такой системы, ее реализация не выдерживала критики, коллапс был неизбежен, — объясняет эксперт. — На что, по всей видимости, и рассчитывала налоговая, эту систему создавшая. Кому, как не им, выгоден статус-кво, который позволит им и дальше работать в штатном режиме».
Именно этот «штатный» режим работы фискальных органов и опасен для бизнеса в условиях завышенного на 50 млрд грн показателя по поступлениям НДС. Деньги из бизнеса будут выжимать любой ценой, но бюджетный дефицит, увы, будет расти быстрее.
Масла в огонь подливает тот факт, что значимая часть НДС — это поступления от импортеров, которые уже находятся на грани выживания из-за проблем на валютном рынке. В 2015 г. правительство ввело дополнительный сбор со всех импортных товаров, кроме жизненно необходимых (природного газа, энергетического угля, топлива для АЭС, нефти и нефтепродуктов, банкнот и банковских металлов, гуманитарной помощи, а также товаров, освобожденных от уплаты ввозной пошлины согласно межгосударственным договоренностям). Фактически новый сбор распространится на все импортные товары, необходимые производствам и населению. Ставки сбора тоже немалые: 10% для товаров 1–24-й товарных групп УКТВЭД (пищевые продукты, продукция растениеводства и животноводства), 5% для товаров 25–97-й товарных групп УКТВЭД (минеральная, химическая продукция, древесина, кожа, текстиль, обувь, механизмы и оборудование, транспорт и другие промышленные товары).
Эта мера якобы направлена на устранение дефицита платежного баланса Украины (минус 3,5 млрд долл.). Хотя сам НБУ в своем аналитическом отчете признает, что основной причиной роста дефицита в последнем отчетном квартале стали выплаты по еврооблигациям НАК «Нафтогаз Украины». И снова вместо лечения болезни правительство предлагает устранять симптомы, причем, как водится, за счет предпринимателей. Нововведение, по сути, загоняет в «тень» весь официальный импорт, который за этот год уже просел на 27%. Если учесть повальную готовность украинских таможенников «договариваться» с предпринимателями, то от введения этого сбора прибудет только в карманах взяточников.
Благодаря бюджетной децентрализации, в 2015-м в госказну рассчитывают получить 42,3 млрд грн налога на доходы физлиц. Раньше практически весь его объем оседал в местных бюджетах. В будущем году 25% от данного налога будет направлено в госбюджет. И все бы хорошо, но налоговая реформа ставит под сомнение и этот источник поступлений. Доходы физлиц будут облагаться налогом по прогрессивной шкале: для зарплат ниже 12,5 тыс. грн ставка составит 15%, для зарплат от 12,5 до 42 тыс. грн — 20% на сумму превышения. Это, по мнению фискальной службы, адекватная плата за снижение ставки ЕСВ с 41 до 25%. К сожалению, в таком варианте точно не стоит рассчитывать вывести из «тени» те самые 200 млрд грн зарплат, о которых на днях сообщил министр социальной политики Павел Розенко.
Работодатели, как ни крути, выйдут на 42-процентную «зарплатную» ставку (25% ЕСВ+15% НДФЛ+2% военного сбора), которая все равно будет одной из самых высоких в Европе. Уменьшение настолько несущественное, что на ситуации с зарплатами «в конвертах» принципиально не отразится. Более того, по расчетам Ильи Несходовского, эксперта РПР группы «Налоговая реформа», снижение ЕСВ в предложенном правительством варианте не только не выведет из «тени» нелегальные зарплаты, но еще и приведет к недопоступлениям этого налога в объеме свыше 30 млрд грн.
Было наше, стало ваше
Излишне оптимистичная оценка будущих бюджетных поступлений в 2015 г. еще сильнее ударит по местным бюджетам, которым и ранее денег еле-еле хватало лишь на оплату коммунальных услуг и зарплаты. О каком развитии местной инфраструктуры может идти речь?
Действительно, с нового года часть собранных налогов и сборов не будет направляться в госбюджет. В частности, местным бюджетам оставят плату за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество), госпошлины, 80% экологического налога (ранее было 35%). Налог на доходы физических лиц в бюджетах городов областного значения и районов будет оставаться в объеме 60%, областных бюджетах — 15%, бюджете Киева — 40%. Пойдет в областные бюджеты и 10% налога на прибыль предприятий частного сектора экономики. Вместо сбора за виноградарство, садоводство и хмелеводство введен сбор по розничной продаже подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) по ставке в диапазоне от 2 до 5% стоимости реализованного товара.
И все же базовым, бюджетообразующим (и главное, более-менее адекватно прогнозируемым) для регионов является именно НДФЛ, в некоторых областях поступления от него составляют 80–70% всех налогов и сборов. Общая сумма плановых поступлений НДФЛ в 2014 г. составляет 81,1 млрд грн (67 млрд в местные бюджеты и 14,1 млрд в госбюджет). В 2015-м правительство запланировало собрать 95,5 млрд грн (53,2 млрд в местные бюджеты и 42,3 млрд в госбюджет). Как видим, план увеличился на 15,3 млрд (17,7%), а пропорция уменьшилась.
«Анализируя запланированный уровень, надо учитывать потерю Крыма и контроля над частью территорий в Донецкой и Луганской областях, с которых этот налог может быть не собран. По мнению правительства, основными факторами, положительно влияющими на поступления НДФЛ, будут: повышение минимальной заработной платы, рост затрат на оплату труда, легализация зарплат, рост доходов домашних хозяйств за счет индивидуальной предпринимательской деятельности, — объясняет Илья Несходовский. — Кроме того, правительство считает, что увеличению поступлений будет способствовать введение прогрессивной модели налогообложения доходов физических лиц, продление срока применения военного сбора, расширение его базы, снижение порога налогообложения пенсий, отмена 10-процентной льготной ставки для шахтеров».
О чрезмерной оптимистичности правительственного прогноза красноречиво говорит хотя бы то, что минимальная заработная плата (кстати, как и прожиточный минимум) увеличится только в декабре (!) 2015-го. Рост доходов домашних хозяйств в условиях девальвации, инфляции и снижения покупательной способности населения невозможен, легализация зарплат даже если и произойдет, не даст сиюминутных результатов. По оценкам того же главы ГФС Игоря Билоуса, для этого нужен как минимум год. Добавим к этому невероятно возросшее фискальное давление и ухудшение экономического положения большинства предпринимателей и увидим, что данная политика приведет не к 17-процентному увеличению поступлений от НДФЛ, а к их уменьшению, так как любой желающий выжить будет стремиться в «тень». В данном случае Кабмин подставил местные бюджеты, отпустив их в самостоятельное плаванье, но отобрав весло.
«Фундаментально никакой децентрализации так и не произошло, так как с точки зрения полномочий местных советов ничего не изменилось — за ними все еще закреплены делегированные функции, в полной мере они распоряжаться полученными средствами не смогут. А новая система распределения налоговых поступлений сократит количество денег, оставляемых регионам, — объясняет Павел Ризаненко, член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. — По моим подсчетам, только по НДФЛ местные бюджеты недополучат 10 млрд».
При этом бюджетная децентрализация предполагает, что базовая дотация, имеющая компенсаторный характер и выравнивающая налогоспособность местных бюджетов по НДФЛ и налогу на прибыль, не будет стопроцентно покрывать недостачу из госбюджета, оставляя небольшой дефицит для стимулирования развития регионов. И хотя к ней добавятся субвенции на образование, подготовку рабочих кадров и медицину, именно от грамотного прогнозирования налогоспособности будет зависеть благосостояние на местах. В итоге «ростки децентрализации», заложенные в бюджет, о которых говорила Наталия Яресько, рискуют так и не взойти.
Но Минфин продолжает витать в облаках, закладывая в госсмету рост поступлений от НДФЛ на 17%, подоходного налога — на 4%, увеличение акцизных сборов на 34% и 43-процентный рост других налогов и неналоговых поступлений. Это при выполнении бюджета нынешнего года на 93,2% от плановых показателей. Как зачарованное, правительство продолжает настаивать на том, что объединение 22 налогов в девять — это сокращение, а введение новых налогов и сборов — снижение фискальной нагрузки. И совершенно не учится на своих же ошибках: новые налоги, введенные в уходящем году, ожидаемых результатов не дали. Введение новых податей в году наступающем практически обречено показать аналогичную эффективность.
По большей части проект госбюджета напоминает не смету, а список желаний — объективных гарантий получения такого объема средств нет. Как нет и реальных условий для роста экономики, который, по мнению премьера, должен наступить в 2016 г. Создать базу для налогообложения может только бизнес, а его загоняют в глухой угол избыточными фискальными обязательствами, не предлагая никаких возможностей для увеличения прибыли. Система госфинансов не может работать нормально, если подрывается стабильность деятельности ее основных источников доходов. Ни необходимость экономии, ни война не могут оправдать такую государственную политику. Для того чтобы база доходов росла, необходимы стимулы развития бизнеса и рост доходов населения. Нынешний подход, основанный на поиске дополнительных финансовых ресурсов любой ценой, губителен и недальновиден, ведь источники ресурсов и без вмешательства государства истощены до предела. А частота и масштабы налоговых изменений в Украине однозначно отпугивают потенциальных инвесторов куда больше, чем война.
Проект бюджета, кроме прочего, это еще и проверка состоятельности правительства как такового, его готовности проводить реформы, идти на непопулярные меры, грамотно экономить, объективно смотреть на вещи, проводить реальные, а не «вербальные» дерегуляцию и децентрализацию. И нынешний Кабмин «технократов», как и его «предшественник-камикадзе», эту проверку пока проваливает с треском. А если учесть, что в переходных положениях проекта госбюджета приведен список из более чем 40 законов, расходные статьи которых будут финансироваться лишь в том случае, если в бюджете найдутся для этого необходимые ресурсы, можно сделать вывод, что правительство сознательно переходит в «ручной» режим управления. А «пассажирам» остается лишь пристегнуться покрепче, так как мягкой посадки не будет.
- Информация о материале
Страница 677 из 1561
