Кабмин разработал проект реформы, и парламент готовится голосовать за изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Суть бюджетной и налоговой децентрализации состоит в том, чтобы дать возможность регионам увеличить свои доходы. Правительство предполагает, что инструментами заработка станут налог на недвижимость, госпошлина, экологический и едины налоги, рента за использование недр, водных и лесных ресурсов и т.д.
То есть децентрализация поставит регионы в неравные экономические условия. У одних больше недвижимости, а у других – ресурсов. Где-то промышленность неплохо зарабатывает, а где-то она простаивает. Но предполагается, что за счет концепции развития регион сможет развивать свой потенциал. То есть местная власть должна будет умело распределять потоки и делать ставку на те или иные сферы экономики эффективную работу предприятий.
Разумеется, невозможно создать для них особую благоприятную сферу только лишь усилиями местных властей. Для развития предпринимательства в первую очередь нужна государственная стратегия. Она должна охватить борьбу с коррупцией, смягчение регуляторной деятельности, либерализацию налогообложения. Словом, все то, о чем власть говорит годами, а депутаты коалиционного большинства недавно закрепили в своем соглашении и пообещали воплотить в ближайшее время. Это – база. Но, даже если все благие начинания удастся внедрить в 2015 г., для успешного развития регионов этого будет мало.
Крупный игрок
После внедрения реформы легко не будет. Предположим, что центральная власть действительно сделает все от себя зависящее для поддержки предпринимательства. Это значит, что к началу активной фазы децентрализации местная власть должна будет вести себя как руководитель венчурного фонда, пиарщик и маркетолог в одном лице. Необходимо будет создать эффективную программу развития, сродни бизнес-плану. Она должна будет представить регион в наилучшем свете как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Благодаря этому можно будет «завести» в регион крупные предприятия. Они дают большое количество рабочих мест, поток от налога на доходы физлиц растет и т.д.
Но в работе с ними есть немало нюансов. Крупные компании привередливы в вопросах ресурсов, качества подготовки местных специалистов, логистики и т.д. Кроме того, крупный бизнес не сидит на одном месте. Социальная ответственность в границах области или района их не привлекает, они глобализированы и живут интересами больших территорий. Эту проблему отмечают в самых развитых странах, в том числе и в богатой Германии.
Ну а, кроме того, один крупный игрок может смешать все карты местной власти. Его воля может стать главной в регионе и распространится на те сферы, которые напрямую не связаны с бизнесом – политику, соцсектор, образование, развитие инфраструктуры.
Так что местная власть нового формата просто не может позволить себе делать ставку на одного инвестора и работодателя. Время градообразующих предприятий прошло. Бизнес становится все более мобильным и, руководствуясь своими интересами, может покинуть регион, в котором все уже выстроено под него.
Значит внешний инвестор – далеко не единственный объект интереса. И работать нужно с внутренним инвестором, с теми, кто готов открывать малый и средний бизнес. То есть местной власти предстоит делать ставку на население региона.
Мелкий бизнес – большая прибыль
Сейчас в Украине действует больше 1,7 млн. субъектов хозяйствования (малые и средние предприятия и физлица-предприниматели). Количество внушительное, но немало из них приносят нулевой доход. В Украине слишком сложно ликвидировать предприятие. Они не обеспечивают людей работой, ничего не производят, но «раздувают» статистику.
Для сравнения в ЕС действует около 23 млн. только малых предприятий. Они обеспечивают рабочими местами почти две трети населения, дают больше половины общего оборота и добавленной стоимости. В США таких фирм – около 20 млн. В целом же почти три четверти всех предприятий мира – это малый бизнес. После этого едва ли стоит объяснять, насколько важно его развитие в каждом отдельно взятом регионе.
Самый важный ресурс
Децентрализация может, как потопить регион, так и позволить ему выйти на высокий экономический уровень. У местной власти есть несколько сфер ответственности: формирование положительного имиджа, созданием стимулов для того, чтобы вкладывать, зарабатывать и тратить деньги именно на этой территории. Выбрать только один из этих приоритетов – шаг в никуда. Но развивать каждый из них только своими усилиями она не может.
Опыт стран, где уже прошла реформа децентрализации (Дания, Польша, Словакия и т.д.) показывает, что благоприятную бизнес-среду должен формировать треугольник, где стороны – местная власть, бизнес-сообщество, население. Именно их потенциал – самый важный для региона. Реформа в других странах показала, что по эффективности этот ресурс важнее, чем географическое положение, наличие полезных ископаемых и плодородных почв. Именно благодаря ему, спустя 2-3 года после децентрализации, некогда убыточные регионы Польши смогли поднять уровень жизни.
Если Украина станет на путь реформы, нам нужно понять, что децентрализация – это бизнес, в котором участвуют практически все жители и каждому отведена своя роль.