Очень скоро внешние поставки украинской электроэнергии будут сокращены до исторического минимума. Таким образом, Украина попытается решить проблему энергетического дефицита на внутреннем рынке, а одновременно проведет зачистку энергосектора от предприятий Рината Ахметова.

Конкурентная дискреция

Энергетическая карта страны стала активно меняться. Пионером перемен стал сектор экспорта электроэнергии. Первые изменения начали происходить еще осенью, когда под давлением дефицита тока на внутреннем рынке был остановлен экспорт электроэнергии в Беларусь. Чуть позже по этой же причине стали постепенно сокращаться объемы продаж тока в европейском направлении, поскольку часть мощностей Бурштынской ТЭС (Ивано-­Франовская обл.), работающей на экспорт, были развернуты в сторону Украины. Несмотря на то что это решение противоречило интересам владельца ТЭС — Рината Ахметова, этот расклад производил впечатление, что он нашел компромисс с чиновниками Минэнерго. Но пока энергорынок жил этой иллюзией, донецкий бизнесмен отчаянно боролся за сохранение места под экспортным солнцем.

До последнего времени главной головной болью его менеджеров было намерение Минэнерго отменить правила, на основании которых электроэнергия для экспорта закупалась на оптовом рынке страны по заниженной стоимости. Чиновников было сложно упрекнуть в отсутствии логики. Так, они хотели ликвидировать отдельную касту компаний, получивших право приобретать ток на 30% дешевле остальных участников рынка.

На эти упреки экспортеры­-льготники, правда, всегда отвечали просто: если бы они закупали киловатт-­часы по стандартному тарифу, украинская энергия на внешнем рынке стала бы неконкурентной. Сейчас, когда Ринат Леонидович потерял былое влияние, этого аргумента оказалось недостаточно. Впрочем, отмены ценовой преференции не произошло по техническим причинам: не так давно автор этой идеи Юрий Продан лишился должности главы Минэнерго.

Там, за кормой

Пока новый руководитель министерства Владимир Демчишин по этому вопросу не высказывался, но есть основания полагать, что его отношение к экспортному бизнесу группы ДТЭК не сильно отличается от отношения Продана.

Лучшим доказательством этого является стратегия поведения Демчишина на должности руководителя Нацкомиссии по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которую он занимал до прихода в министерство. Так, по данным «k:», в тот период регулятор два месяца не утверждал ключевые документы, на основании которых должен работать энергоэкспортный рынок.

Свою пассивность в НКРЭКУ объяснял тем, что бумаги до сих пор не прошли согласований во всех министерствах и ведомствах. Но на самом деле ситуация намного банальнее: без упомянутого решения регулятора оператор магистральных электросетей — госпредприятие «Укр­энерго» не может проводить торги на право доступа к ЛЭП, что автоматически выводит с этого рынка структуры Рината Ахметова.

Затеянная игра явно стоит свеч, ведь в одном только европейском направлении Украина сбывает электричества на сумму около $300 млн./год. Но пока рынок не осознал значимости произошедшего затягивания по одной причине. Формальное внедрение электронных аукционов на экспортно­импортные операции с электро­энергией произошло лишь недавно — 1 декабря, когда вступили в силу соответствующие нормы Закона «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», но с того времени «Укр­энерго» так и не провело соответствующих торгов.

Хотя даже если аукционы возобновятся, легче Ахметову от этого не станет. Причина банальная: в соответствии с новыми условиями порядок заключения договоров о доступе к пропускной способности межгосударственного сечения ЛЭП значительно упрощается. А это означает, что круг конкурентов ДТЭК на торгах ГП «Укрэнерго» будет резко расширен.

Кстати, дефицита в них нет и сейчас. За последние недели желание заниматься этим бизнесом высказывали все кому не лень — от старейшин рынка (ГПВД «Укринтерэнерго») до энергоэкспортных новичков, среди которых фигурирует ГП «Энергоатом» и ООО «Энергосеть­экспорт­трейд». И кто из них станет новым фаворитом в этой сфере, сейчас предсказать невозможно.

После почти годичного перерыва в Украине вновь появился Уполномоченный президента по правам ребенка. 18 декабря П. Порошенко подписал указ о назначении на эту должность Николая Кулебы, в течение последних восьми лет бывшего начальником киевской службы по делам детей. А до этого Н. Кулеба работал с детьми улицы: создал модель реабилитации беспризорников, открыл сеть специализированных центров по работе с ними, основал благотворительные организации «Открытое сердце» и «Службу спасения детей». В «детскую» тему пришел в 2000-м.

Верующий христианин Николай Кулеба называет свою работу не иначе, как служением детям. Как бы там ни было, с первых слов собеседника становится понятно, что защищать права наших маленьких граждан пришел не чиновник, умеющий лишь старательно копаться в бумажках, а менеджер. Ну а было ли назначение нового детского омбудсмена накануне Дня Святого Николая своеобразным подарком детям Украины, покажут время и конкретные дела. Ведь вызовы сегодня серьезны как никогда. Мы лишь приблизительно можем оценить количество детей и их положение на оккупированных территориях, не знаем точных цифр относительно убитых и раненых… Не говоря уже о хронических проблемах, таких, например, как буксующая реформа интернатной системы в Украине.

В своем первом интервью в новой должности Николай Кулеба рассказал ZN.UA о том, что собирается делать и менять в «детской теме» в ближайшем будущем.

— Николай Николаевич, что будет входить в сферу интересов нового детского омбудсмена? Каковы ваши первоочередные задачи?

— Сфера деятельности, конечно, с одной стороны ограничивается Положением об уполномоченном, с другой же — ничто не может ограничить мое желание служить детям. Задача одна — сделать все, чтобы дети в стране жили как можно лучше.

Для этого нужно выйти на качественно новый уровень работы. В первую очередь, считаю весьма важным объединение усилий всех причастных государственных органов власти, депутатов ВР, местных советов и общественных организаций. Если необходимо, будем менять нормативные акты, чтобы быстро и эффективно решать проблемы с детьми и семьями, нарастающие, как снежный ком, в особенности на Востоке страны. Поэтому вовлеченность и понимание всех сторон крайне важны.

Второе — это повышенное внимание к детям с особыми потребностями и сиротам. В этом контексте следует довести до логического завершения реформу интернатных учреждений. За последние лет восемь об этом кто только ни говорил, но все — без реальных подвижек.

Более того, в связи с повсеместной экономией мы допустили урезание выплат при рождении ребенка (сэкономив бюджету около 3 млрд грн в год), сокращение социальных работников (около 300 млн грн/год), но при этом даже не задумались о целесообразности финансирования интернатных учреждений, которые обходятся госбюджету почти в 6 млрд грн. Мы экономим не на том. Считаю, что этот перекос нужно коренным образом изменить, переориентировав бюджетные средства на профилактику сиротства и на открытие в школах классов с инклюзивным образованием, а не поддерживать изжившую себя, крайне дорогую интернатную систему советского образца, ворующую детей из семьи.

Третье — я выступаю за создание национальной стратегии по защите прав детей. Это должен быть основополагающий документ, в виде закона, дающий четкое понимание, куда мы хотим прийти через 10 лет. Чтобы все участники процесса понимали, на какие цели они должны ориентироваться, а не бросались из стороны в сторону с приходом новой власти. Из-за того, что нет цельного подхода и четкого видения, система постоянно дает сбой. Хороший руководитель знает, что без бизнес-плана дело лучше не начинать. А в сфере защиты прав детей почему-то никто не заморачивается стратегическими целями и детальными планами. Но я убежден: в будущее надо смотреть, поставив конкретные задачи и рассчитав прогнозы.

Ну и четвертое — приняв Конвенцию ООН о правах ребенка, мы задекларировали, что государство действует в «наивысших интересах ребенка». Однако так и не определили, в чем заключаются эти интересы. Должны быть критерии (хотя бы минимальные) потребностей ребенка, в зависимости от его развития, возраста... Ведь очень часто чиновники принимают решения в отношении ребенка, опираясь не на четкое и обоснованное понимание его интересов, а на собственное субъективное мнение.

— Какие реальные рычаги у вас есть для осуществления задуманного? С какими министерствами и ведомствами и как собираетесь сотрудничать?

— Сегодня у президента Украины достаточно рычагов влияния и авторитета, чтобы каждому органу власти дать понимание важности этой темы.

Свою деятельность я начинал как общественник, а продолжил как госслужащий, и потому считаю успешным только равноправное сотрудничество между государством и негосударственными структурами. Государство должно делегировать свои полномочия общественному сектору, как это есть в развитых странах. И не нужно бояться, что оно утратит монополию в каком-то вопросе. Ситуация на Востоке четко показала: когда государство, по независящим от него причинам, теряет контроль либо монополию, люди сами берутся решать свои проблемы. Так было с эвакуацией детей и взрослых. Волонтеры и общественные организации, независимо от того, делегировало им государство какие-то функции или нет, взялись эвакуировать и расселять людей, и справились с этой задачей. Быть объединяющим звеном между госорганами и общественным сектором — в этом я и вижу свою функцию. Зная, как много проблем предстоит решить в сфере детства, готов объединить свои усилия с Уполномоченным ВР по правам человека Валерией Лутковской. У всех нас должен быть один интерес — благо детей.

— Какие задачи поставил перед вами президент, назначая на эту должность?

— Задача одна: сделать все, чтобы права детей соблюдались в семье, в школе, в обществе. Каждым из нас. По сути, эта задача будет предопределять всю мою деятельность на должности уполномоченного.

— Гуманитарная катастрофа на Донбассе прежде всего бьет по детям. С одной стороны, Украина экономически не может позволить себе спонсировать террористов, в надежде, что хоть малая часть этой помощи попадет там к действительно уязвимым слоям населения. С другой — эти дети, по-прежнему граждане Украины, даже если у некоторых из них свидетельства о рождении с ДНРовскими орлами. Какой совет на этот счет вы дадите президенту?

— Хороший вопрос. Каждый сознательный украинец понимает, что на оккупированных территориях детей зачастую используют для грязных манипуляций и политических разборок. Это омерзительно и незаконно. Можно выдавать любые справки и документы детям, однако они не имеют никакой юридической силы. Так, справка о рождении от «ДНР» не дает ребенку никаких гарантий.

Потому, во-первых, нужно понимать, сколько детей находится «там». В каких условиях они проживают. Сколько из них подвергаются потенциальной опасности. Необходима также оценка потребностей этих детей. С самого начала АТО я занимаюсь эвакуацией детей и взрослых, непосредственно принимаю участие в их вывозе и устройстве. Но у меня нет статистики о том, сколько детей выехало и сколько осталось. Думаю, точными цифрами сегодня не располагает никто.

Во-вторых, необходима разъяснительная работа с семьями. По-прежнему чрезвычайно много взрослых, зазомбированных российскими СМИ, боятся выехать с опасных территорий. Они не доверяют Украине и говорят: «Пусть лучше дети умрут с нами»… В такой ситуации, возможно, стоит подумать об увеличении количества социальных работников в Донецкой и Луганской областях. Но у них должны быть четкие задачи. Конечно, всю эту работу необходимо было проводить намного раньше, чтобы как минимум предусмотреть на это средства в бюджете. Но, увы…

— Непосредственно в зоне АТО и рядом с ней есть еще немало детей в интернатных учреждениях. Будете ли вы инициировать их эвакуацию?

— Надо понимать, что любое перемещение травмирует ребенка. Если мы увидим, что жизнь и здоровье детей под угрозой, то, естественно, я буду настаивать на эвакуации.

— Такие сообщения в СМИ уже есть. Например, дети в интернатах, находящихся в прифронтовой зоне, не имеют достаточного обеспечения.

— Если эти факты подтвердятся, я буду настаивать на вывозе детей.

— Можно предположить, что вы поедете туда лично?

— Естественно. Это будет первое, что я сделаю. И на будущее договорюсь с общественными организациями на местах о получении оперативной информации. Реагирование должно быть молниеносным, чем, к сожалению, не могут похвастаться органы государственной власти. Никто не хочет принимать быстрые решения и брать на себя ответственность. Тем самым жизнь ребенка ставится под угрозу.

— Есть ли надежда, что в скором времени цифры по детям в зоне АТО будут обнародованы?

— Прежде всего, я собираюсь обратиться к властям Донецкой и Луганской областей с просьбой о сборе информации — что реально происходит там с семьями. Но, к сожалению, даже на освобожденных территориях органы власти зачастую парализованы. Потребуется помощь международных структур.

— Среди депутатов нового созыва стало больше сторонников Гаагской конвенции по усыновлению. Стоит ли, на ваш взгляд, после стольких провалов вновь выносить ее ратификацию на рассмотрение ВР? А, может быть, Украине она не так уж и нужна, учитывая рост в последние годы национальных усыновлений, приемных семей, ДДСТ и т.д.?

— Гаагская конвенция проваливалась только потому, что не было понимания, что это за конвенция, и зачем она нужна. Ее стоит выносить только тогда, когда с каждым депутатом ВР будет проведена разъяснительная работа.

Безусловно, есть политиканы, пытающиеся превратить международное усыновление в политический вопрос. Как, например, в России, приняв т.н. «Закон Димы Яковлева» и лишив тысячи детей права на семью. Многие спекулируют историями трагической гибели усыновленных детей в семьях иностранцев, пользуясь тем, что за рубежом эту информацию не скрывают, наказывая преступников. Но при этом мы не замечаем трагедий в наших семьях.

Конечно, мне бы хотелось видеть всех детей в украинских семьях, но пока наши дети находятся в интернатах, международное усыновление необходимо. И не следует воспринимать иностранцев как врагов. Главное, чтобы семья любила ребенка. А Гаагская конвенция позволит качественнее регулировать процесс международного усыновления и быть уверенными, что за каждым ребенком есть контроль. (Кстати, в международном усыновлении необходимо срочно предусмотреть приоритет для семей украинских эмигрантов. К сожалению, этот вопрос обсуждается уже много лет, но подвижек нет.)

Тем не менее, это сегодня — не приоритет, а лишь один из возможных способов решения проблемы. Приоритетом является национальное усыновление. И из-за ситуации на Востоке страны у нас оно сильно сократилось.

— Вы упомянули, что сокращение 12 тыс. социальных работников — неадекватный способ экономии бюджетных средств. Намерены ли вы бороться за их возвращение? Возможно ли это в нынешних условиях?

— Сэкономленные на соцработниках 300 млн грн несоразмерны утрате, которую в результате понесут дети и семьи. Проблема в том, что многие из тех, кто принимает решения, не могут себе представить страдания ребенка, которого отрывают от семьи. Наличие рядом с семьей соцработника, который помог бы ей выстоять в кризисе (родителям — реабилитироваться, а детям — не попасть в интернат), крайне важно. Другое дело, насколько соцработники компетентны и наделены полномочиями. Но они однозначно необходимы. Есть другие источники сэкономить. И, конечно, я намерен бороться за их возвращение.

— Считается, что деинституализация в Украине буксует, потому что работники интернатов, боясь потерять работу, всячески ей препятствуют. Однако речь не идет о полном закрытии учреждений, а скорее об их перепрофилировании на работу с детьми и с кризисными семьями. Возможно, если бы сотрудникам предложили переквалификацию с последующим трудоустройством, процесс пошел бы быстрее? Подобное я видела в Болгарии.

— Реформа предполагает эволюционный подход. Революции не будет. Работники интернатов должны быть предупреждены о том, что со временем интернат будет реорганизован. В соответствии с этим им будут предложены те специальности, которые они смогут осилить. Это может быть работа в школах, садиках, или же они смогут стать родителями-воспитателями в детском доме семейного типа, приемными родителями. Естественно, если государство даст гарантию, что люди не будут «потеряны», то и страхи исчезнут. Понятно, что не все будет гладко, но надо четко дать им понять, что другого пути не будет, поскольку именно этот — в интересах детей.

Государственная политика должна переориентироваться на профилактику сиротства путем укрепления семьи. Даже пятидневное обучение ребенка в интернате неприемлемо. Он должен посещать общеобразовательное учреждение и жить дома. Надо оказывать помощь семье, а не финансировать интернаты. Последние — дорогое удовольствие. Но что еще хуже — его воспитанники абсолютно не готовы к самостоятельной жизни и становятся изгоями в обществе.

К сожалению, на фоне сложной социально-экономической ситуации интернаты получили «второе дыхание». Система не только не реформируется, но и пополняется социальными сиротами, например, детьми из семей переселенцев.

— Война всегда сопровождается циничными манипуляциями детской темой. Это и распятые мальчики, и скандалы с попытками вывоза украинских детей в РФ, и не всегда однозначные заявления Е.Глинки, и детские гуманитарные грузы, которые дерибанятся боевиками «ДНР». Последним в этом ряду можно назвать заявление российского детского омбудсменаП.Астахова по поводу вашего назначения, которое якобы случилось благодаря настояниям РФ. Как вы к этому относитесь? И как оградить от этого детей?

— Я даже не хочу на этом заострять внимание. Все понимают, что война сопровождается жестокими информационными атаками — манипуляцией сознанием людей. Спасибо российскому коллеге Павлу Астахову, что хоть разобрались с распятым мальчиком, которого не существовало. Надежда на то, что разум и здравый смысл восторжествуют, остается.

Мы обязаны разъяснять родителям, что не следует безоговорочно верить магическому зомбоящику, нельзя позволять информационным помоям формировать их сознание. Мы видим, насколько этим отравлена жизнь людей на Востоке. И исцеляющей вакциной может быть только правда. Не нужно перебивать ложь ложью.

Конечно, дети страдают больше всего. Получив инъекцию ТВ-яда, родители переносят это на них. Общаясь с детьми с Востока страны, к сожалению, я убеждался, что большинству не привита любовь к Родине. А ведь патриотизм не появляется из воздуха.

— Намерены ли вы отслеживать продвижение иска Украины в Европейский суд по факту похищения детей-сирот и попыток вывоза их в РФ?

— Да. Понятно, что это политический вопрос. И, конечно, мы хотим, чтобы правда восторжествовала, и все виновные были наказаны. Но сейчас меня больше заботят дети, которые еще там остаются.

— Тысячи детей вместе с родителями стали беженцами в Россию. Как можно их вернуть в Украину? И нужно ли?

— Родители на то и родители, чтобы самостоятельно принимать решения, в том числе и где им с детьми жить. Я верю, что мы поднимем социальную сферу на качественно новый уровень, и тогда никого не нужно будет убеждать. И если родители решили уезжать — это их право. Лично я хочу жить в своей стране, сражаться за нее и сделать все, чтобы дети здесь были счастливы.

— В Болгарии я видела непривычно много мужчин в детской теме. Почему вы стали этим заниматься? И почему, на ваш взгляд, в Украине мужчины неохотно идут на работу, связанную с детьми?

— Работа в социальной сфере, к сожалению, непрестижна и малооплачиваема. А мужчина должен зарабатывать деньги. Это эмоционально чрезвычайно тяжелый труд, и я благодарен тем своим коллегам и социальным работникам, которые, несмотря ни на что, положили на этот алтарь свою жизнь и помогают другим в беде.

Однажды я повстречался с беспризорными детьми, и это изменило мою жизнь. Будучи верующим человеком, я принял решение служить детям. Начинал с помощи беспризорным, которых находил в канализационных люках, на чердаках, ночью на улице. И для меня нет награды выше, чем знать: то, что было посеяно тогда, сейчас дает хороший урожай. Мне приятно встречать состоявшихся, красивых молодых людей, которых 15 лет назад я вытаскивал «с улицы». Поэтому я готов идти дальше.

2 января начальник Генерального штаба Виктор Муженко издал директиву о подготовке к реформе структуры Вооруженных Сил. Поскольку план реформы ВСУ от Генштаба поступил в парламент для выделения финансирования, «Цензор.НЕТ» удалось ознакомиться с предложениями военных, под которые они просят бюджет. Сразу предупреждаю – ничего секретного в этом нет, закрытые вопросы критиковать публично не буду.

Итак, главные недостатки реформы Вооруженных Сил Украины по проекту начальника Генштаба:

1. Между оперативными командованиями - оперативными объединениями, которые непосредственно управляют соединениями и частями, Генштаб закрепляет де-факто существующее дополнительное посредническое звено управления - командование Сухопутных войск. Такой практики никогда не было в Вооруженных силах ни в ССCР, ни в другой развитой в военном отношении стране. В СССР командование сухопутных войск никогда непосредственно не управляло боевыми действиями - это структура по обеспечению развития, боевой подготовки рода войск, а оперативное управление всегда было в руках командующих. Структура управления должна быть проста, и она уже давно сложилась - оперативно-стратегический уровень (Генштаб), оперативно-тактический (оперативное командование, корпус), тактический уровень (бригада, полк, батальон). Зачем засовывать в эту структуру командование родом войск? Оперативное управление осуществляется оперативными командованиями, и они подчиняются Генштабу напрямую. Зачем создавать двойную систему оперативного управления? Эта порочная схема управления быстро показала свои негативные стороны в ходе АТО. Командующие секторами по сути лишены всякой самостоятельности и не влияют на принятие решений во многих тактических ситуациях в своей зоне ответственности. Это приводит к чудовищной неразберихе и дезорганизации, подрывает принципы управления войсками. Зачем начальник Генштаба делает промежуточное звено между собой и войсками? Ответ прост: Муженко ловко научился манипулировать политиками, которые принимают решения. Он знает, что залог его влияния - непосредственное командование войсками - всеми войсками. Он лично держит всю армию на ручном управлении, лично дает команды взводам и ротам, куда стать на какой точке, сколько танков послать в атаку, сколько солдат должно ехать в конвое. Для Муженко армия - это политический ресурс его влияния, и он нарушает все уставы и наставления, разрушает нормальную структуру управления, чтобы показать, что весь этот ресурс силы находится исключительно в его руках. Поскольку под давлением критики Киев заставляет Муженко заниматься «скучной» и непонятной НГШ работой и отрывает от непосредственного командования, он оставил за войсками АТО «смотрящего» - надежного и еще более недалекого и невежественного генерала Пушнякова - командующего Сухопутными войсками. По нормальной структуре управления командовать войсками должен не Пушняков - а командующие секторами - они же командующие оперативными командованиями и командиры армейских корпусов. Но чтобы закрепить личный контроль за армией через Пушнякова, отставки которого во весь голос требуют все волонтеры, Муженко придумал эту совершенно нелепую и громоздкую структуру управления. Возникает вопрос - а если управлять действиями оперативных командований будет командующий СВ - так может нам Генеральный штаб сократить - как ненужную в таком случае управленческую надстройку?

2. В дополнение к двум оперативным командованиям «Юг» и «Север», которые существуют в структуре ВСУ сейчас, Муженко просит денег на создание еще двух оперативных командований - «Запад» и «Восток»! Это полный абсурд. В армии острейшая нехватка офицеров. Даже оба кадровых оперативных командования имеют некомплект примерно в 50% штатных должностей! Не укомплектованы офицерами буквально все воинские части. Зачем плодить лишние промежуточные управленческие звенья, если в зоне АТО все равно не бывает больше 40 тысяч человек ВСУ? Увеличение генеральских должностей не приведет к повышению боеспособности войск. Дико звучит, что эту прописную истину надо объяснять в 21-м веке.

3. Самая абсурдная интрига связана с созданием Командования Сил специальных операций. В настоящий момент в структуре Генштаба существует управление специальных операций. Но Муженко очень хочет поставить на командование УСО своего человека. Поэтому он придумал хитрый план - полковничью должность заменить на несколько генеральских. Для этого в структуру ССО Генштаб вводит… аэромобильные и парашютно-десантную бригады! Да, к отрядам спецназа добавляют сразу пять десантных бригад! Такого еще не было в практике Вооруженных сил ни СССР, ни Европы, ни Америки. Очевидно, Муженко просто не понимает разницу между задачами спецназа и задачами воздушно-десантных и аэромобильных войск. ССО выполняет прежде всего функции скрытной разведки, диверсионные действия глубоко за линией фронта. А какое отношение к этому имеют аэромобильные бригады, оснащенные бронетехникой и самоходной артиллерией, которые в ходе АТО применяются просто как элитные механизированные войска? Очевидно, что и в этом случае армейская реформа строится только на интригах и личных амбициях, и далека безмерно от здравого смысла и элементарной практики и теории военного искусства. В Силах специальных операций США - два отряда спецназ, один полк рейнджеров (это легкая пехота, без танков и самоходных гаубиц, конечно же), и вертолетный полк. Но при этом большой штаб, разведка, связь. И они как-то неплохо справляются, потому что они оптимизированы для выполнения специальных разведывательно-диверсионных задач. Потому что ССО - это не огневая мощь, это интеллектуальные решения! А ВДВ в США - составная часть армии, отдельный корпус. Никто не скрещивает ежа с ужом - того, кто придумал десант со спецназом мешать, результат явно не интересует...

4. Генштаб планирует резко увеличить количество воинских частей. Сухопутные войска увеличиваются: к наличным 7 механизированным и 1 горно-пехотной бригаде добавляются новые 7 мотопехотных бригад и 1 горно-пехотный полк. Сохраняются 2 танковых бригады. В ракетных войсках и артиллерии в дополнение к 1 ракетной, 2 артиллерийским бригадам и 3 полкам формируется дополнительно 3 бригады. Однако ни слова в проекте нет - а каким образом все эти новые части будут обеспечены офицерским и сержантским составом? К сожалению, разбухание армии приводит не к повышению боеспособности, а наоборот - к понижению. Воинская часть - это не просто толпа с автоматами. Управлять армией должны люди с определенным профессиональным уровнем. К сожалению, при таком резком росте численности и отсутствии всяких серьезных программ ускоренной подготовки офицеров и сержантов, армия не сможет обеспечить командным составом новые части. Потому что в действующих кадровых бригадах огромный некомплект офицерского и сержантского состава. У нас нет ни одной полностью укомплектованной мотивированными солдатами, сержантами и офицерами боевой бригады. В результате у нас не бригады воюют - а воюют сводные батальонно-тактические группы, формируемые бригадами из числа мотивированных военнослужащих. А остальная менее боеспособная часть воинов сидит в лучшем случае на блокпостах. Разбухание армии не увеличит слой грамотных командиров, а наоборот - размоет. Нужны не просто люди на должности, а коллективы мотивированных, грамотных и слаженных патриотов. Необходимо обеспечить боеспособность действующих частей и планировать формирование новых частей только в том случае, если для этого существует наличный кадровый резерв. Иначе вновь созданные части будут условно боеспособны и смогут выполнять весьма ограниченные боевые задачи.

Выводы:

Комплекс мероприятий, запланированных Генштабом, крайне не продуман. Этот проект написали невежды. Это не план повышения боеспособности армии - это план разбухания армии, план бессмысленного увеличения генеральских должностей, план усложнения управленческой структуры. Но самое опасное, эта реформа в случае реализации приведет не к повышению боеспособности армии весной - через два месяца, а наоборот - к снижению боеспособности! Думаю, профильный комитет ВР и СНБО обязаны провести детальный разбор проекта Муженко, потому что последствия его реализации могут быть трагическими. Мне кажется, руководство Украины, СНБО и Верховная Рада должны наконец дать свою оценку уровню компетентности руководства Генштаба, дать оценку Муженко и его команде. Идет война, и мы не имеем права возиться с теми, кто игнорирует элементарные азы военного дела, как будто нет у человечества двух с половиной тысяч лет военной истории. Армия требует решительных перемен, потому что война продолжается, а украинцы платят за ошибки кровью патриотов.

Что можно делать с соседями? Жить рядом, здороваться, помогать друг другу. При условии хороших отношений можно делать что-то совместно. Например, поставить ветрогенератор на две семьи, или выкопать общую канализацию. И в любом случае все это подразумевает хорошие или очень отношения между соседями. В противном случае в борще появляется дохлая крыса, в нужнике – пачка дрожжей, собака оказывается отравленной… Продолжать дальше можно до бесконечности. А еще можно приватизировать чуть ли не все, что принадлежит соседям – и правоохранители не увидят в этом ничего не то чтобы криминального, но даже и просто предосудительного. А можно приватизировать самих соседей?

В поселке Борки Харьковской области, по улице Школьной живет много семей и отношения между ними разные. Но невозможно сказать, что между какими из них полыхает вражда – у всех друг с другом нормальные отношения. И только одна семья – Любовь Носова и ее сын Игорь Цыганов демонстративно объявили вендетту всем, живущим рядом. За что именно – сказать невозможно, но отношения у Носовой-Цыгынова ко всей улице иначе как ненавистью сложно назвать. И это еще мягко сказано.

Одни соседи рассказывают о том, как Игорь Цыганов, изрядно выпивши, угрожал им, что убьет их собаку. Он утверждал, что собака громко лает и тем самым раздражает его. Соседи поначалу не придали особого значения словам пьяного Цыганова, тем более, что он частенько бродил по поселку в аналогичном состоянии. Но ночью все случилось именно так, как Цыганов и обещал.

А как-то раз ко всей улице нагрянули электрики из РЭС. Они с криками и угрозами ломились в дома к людям и сразу бросались к счетчикам электроэнергии. В ответ на недоуменные вопросы пояснили, что это Носова и ее сыночек написали жалобу на всех соседей, утверждая, что вся улица ворует электроэнергию. В ответ ко всем нагрянули проверяющие…

Потом было групповое заявление в водопроводную организацию – мол все воруют воду. И, как в предыдущем случае, группа недоумевающих соседей Носовой-Цыганова встречала в домах разъяренных водопроводчиков. Чуть ли не всем детям соседей Любовь Носова матерным образом вечно пытается объяснить, что их родители – жалкие никчемные людишки. Соседей самих аж передергивало, когда они рассказывали мне об этом. Говорили, что Носова клянет своих соседей «черными словами», что такое вообще нельзя вслух произносить, что когда-то ей все вернется – некоторые из соседей уже и в церкви поставили свечки за отплату. Но все эти соседи живут в других домах. В доме, где проживают Носова и Цыганов есть соседка – Лидия Вырва. Она все время находится ближе всех соседей. Ей достается больше всего.

О ней много рассказывали соседи. О том, что она человек активный, деятельный, всегда готова помочь, если у кого беда случилась. О то, как она участвует в жизни поселка, местной организации ветеранов. О ее волонтерстве – переселенцы есть и в Борках. О том, сколько она делает – и для поселка, и для его жителей.

О прошлом Игоря Цыганова красноречиво говорят уголовные дела, по которым он проходил обвиняемым. 2002 год – уголовное дело №62002798, возбужденное по ст. 186 ч. 2 УК Украины – грабеж. Был взят под стражу до суда, но получил год условно. 2006 год – уголовное дело №39005045, возбужденное по ст. 122 ч. 1 УК Украины – умышленное средней тяжести телесное повреждение. Словно четырьмя годами ранее грабежа не было - снова год условно. С тех пор о нигде не работает, много пьет. Будучи во хмелю – ищет себе приключений.

Я не претендую на классический сюжет всевозможных боевиков с детективами, где в добро и зло, которые сражаются друг с другом, абсолютны, где злодей – без малейших проблесков доброты. Тем более, что сражения здесь нет. Но все-таки что-то от такой классики здесь есть. Впрочем, далее речь пойдет не о битве в прямом смысле, не о нанесении сторонами друг другу телесных повреждений. Речь пойдет о приватизации, ибо каким бы отрицательным героем Игорь Цыганов ни был, он не только стреляет соседских собак и пишет кляузы на соседей. Он вполне современный человек и стремится изгадить жизнь соседке с выгодой для себя любимого. А потому я расскажу о приватизации.

Игорь Цыганов устремился приватизировать – для начала квартиру, затем сарай, а затем и землю, которую он считал своей. А своей он посчитал всю землю вокруг четырехкварирного дома. И в результате Лидия Вырва лишилась возможности выходить из своей квартиры – Цыганов сказал, что не потерпит ее на своей собственной земле. А потому хочет выходить из дому – пусть хоть по воздуху летает. Правда, это его своевольство со временем удалось укоротить – хотя бы маленький участок под окнами и дорожку до калитки он уступил. Надолго ли? Как рассказала председатель Борковского сельсовета Татьяна Давыденко, Цыганов уже обращался в совет за приватизацией земли под… выгул. Кого он собрался выгуливать – в заявлении указано не было. Но его земельные аппетиты разрослись не на шутку. Ладно бы земля, если это не в ущерб другим. Но в апреле 2014 года мать Цыганова приватизировала… водопровод всего дома.

Когда-то еще в прошлом веке две семьи – Вырвы и Цыгановы договорились провести в свой дом водопровод. Для этого они скинулись и построили его, как это тогда называлось, хозспособом. Затем водопровод был принят на баланс местными коммунальщиками, а в доме появилась вода. Все были довольны. Тогда никто не помышлял о том, чтобы ограбить соседей. А потому водопровод был построен так, как было быстрей и проще – вода шла в квартиры не параллельно. Сначала она попадала в квартиру Цыгановых, а затем – к Вырвам. Теперь же Любовь Носова говорит, мол ей приспичило поставить счетчик воды. А раз вода считается, то квартиру Лидии Поликарповны она отрезала. Так Носова и Цыганов приватизировали общий водопровод всего дома.

Здесь стоит заметить, что приватизация мест общего пользования, придомовой территории и внутридомовых сетей действующим законодательством Украины не предусмотрена. И это понятно – хотя бы на примере Носовой-Цыганова. Они «приватизировали» водопровод и оставили без воды своих соседей. Но что уже совсем странно – коммунальщики, на чьем балансе вроде бы находятся внутридомовые сети, не спешили отстаивать свои права.

В ответ на заявление о происшествии из Змиевского райотдела милиции пришел даже не ответ – вывод за №79/3534 от 20 апреля 2014 года. За подписью аж двух заместителей начальника райотдела и одного участкового. Мол, ничего криминального мы не усматриваем, просто соседи не сумели договориться. А потому, дорогие граждане, не отвлекайте нас по пустякам. Это гражданско-правовые отношение, идите в суд.

 

 

Приватизация соседей

 

О том, что Любовь Носова, отрезая водопровод своей соседке и не пыталась договариваться о чем-либо – это правоохранители в своем «Выводе» указать забыли. Если быть точным, они еще обо многом забыли, что и дало повод обжаловать их действия, а точнее полное отсутствие оных, в прокуратуру. Но прокурор района Игорь Голуб просто отмахнулся. Он отправил Лидию Вырву… в райотдел – мол, там и только там можно найти справедливость в виде внесение информации в ЕРДР.

 

Приватизация соседей

 

По поводу отказа милиции в принятии мер прокурор написал – обращение в райотдел не поступало. Конечно не поступало – на него из райотдела даже ответ дали. Надо понимать, воспользовавшись услугами штатных телепатов. Ибо оно (заявление) все равно не поступало – прокурор сказал.

Конечно, прокурор Голуб мог бы просто прочитать приложенную к заявлению копию милицейского отказа. Но по каким-то причинам ему не удалось этого сделать и Лидии Поликарповне пришлось обращаться в прокуратуру области. А уж после ее вмешательства прокурор Голуб вдруг сообразил, что райотдел все-таки получал заявление Вырвы и даже отказал в приеме его. Тогда родился удивительный ответ. Из него следовало, что прокурор Змиевского района читать все-таки умеет. Он бы применил это свое умение на практике, да райотдел милиции вводит его в заблуждение. Несмотря на это прокурор Голуб все же дочитался до того, что заявление Вырвы в райотдел поступало. Но потерпевшей радоваться все равно не стоит – прокурор в ее приключениях никакого криминала не видит. А потому – все в суд!

Причиной такого отношения прокуратуры к заявительнице называлось то, что дочь депутата сельсовета Александра Жояна работает в этом самом заведении. В свою очередь, жители улицы Школьной неоднократно упоминали о том, что депутат Жоян по каким-то никому неведомым причинам берет сторону Игоря Цыганова в различных конфликтах. Упоминалось также, что Цыганов строил Жояну дачу. Но сам Жоян категорически отверг все обвинения, особенно те, что связаны с реакцией прокуратуры на заявления Лидии Вырвы. При мне он сказал Лидии Поликарповне, что его дочь работает не в прокуратуре, а в суде. Это также слышали ее соседки и председатель сельсовета Татьяна Давыденко.

Да здравствует наш украинский суд – самый гуманный суд в мире! Судья Змиевского районного суда Харьковской области Наталья Нестерцова установила, что гражданка Носова имеет право установить себе счетчик воды. А посему она может иметь все права своей соседки, которой отрезала водопровод, любым удобным ей способом. Тем более, что водоснабжение гражданки квартиры Вырвы осуществлялось не из самостоятельного водопроводного ввода централизованного водоснабжения. И вообще – последней было дано разрешение на подключение ее к централизованной системе водоснабжения. И она за свои деньги уже заказала отдельный водопровод. Если же уважаемой Лидии Поликарповне это решение не нравится – она может его обжаловать. Впрочем, в апелляционном суде это решение оставили в силе. Теперь дело за кассацией.

А пока шло разбирательство Игорь Цыганов постоянно запугивал Лидию Вырву. Угрожал и ее убить, и квартиру сжечь, если она не заберет заявление. Пока что дело до смертоубийства не дошло. Но в октябре Цыганов залез на крышу дома и над квартирой Лидии Поликарповны стал прыгать, стараясь разрушить кровлю, сломать ее. Когда это ему удалось в достаточной мере – для того, чтобы кровля гарантированно протекала под любым, даже самым мелким дождем, он убрался восвояси.

На место была вызвана милиция, было подано заявление. Но шансов на объективное разбирательство, похоже, немного. Местные жители говорят, что пока нет трупа вызывать даже участкового бессмысленно. Так им объяснил сам участковый.

В настоящее время в действиях Цыганова обнаружены признаки уголовно наказуемых деяний и заявление Лидии Вырвы зарегистрировано в ЕРДР, уже работает следователь. Но только на то, чтобы добиться этого понадобилось чуть не три месяца – все свершилось накануне Нового Года. И такое отношение правоохранителей к простым гражданам отнюдь не навевает мысли о том, что следствие будет проведено быстро и качественно. Хотя посмотрим – бывают же на свете чудеса.

Приватизация какого-то куска трубы и нескольких соток земли – какая мелочь в масштабе всей Украины. Но из реакции на все это милиции, прокуратуры и суда однако же можно сделать крайне любопытные выводы. Например, если можно одному из соседей приватизировать водопровод всего дома – что мешает оборотистому жителю того же Харькова приватизировать весь водопровод всего города? Ну хотя бы под тем же предлогом – мол, хочу поставить счетчик воды… А потом при такой работе правоохранительных органов можно будет вполне успешно посылать любого излишне въедливого гражданина, желающего получать в свое жилище воду без алчных посредников. Идите-ка вы, граждане, все в суд! А там вы узнаете, что, если у человека есть желание поставить счетчик воды – он имеет на это право. А как быть если у кого-то вдруг появится желание приватизировать своих соседей? Такое «правоимение» уже становится нормой для милиции, прокуратуры и судов. Удивительно только читать их сводки и отчеты – когда нам сообщают, что правоохранители кого-то поймали, арестовали и привлекли к ответственности. На бумаге это может быть и вепчатляет, но случается ли так в реальности?

Санкции, введенные против России США и Европой, подействовали значительно быстрее, и нанесли значительно больший урон российской экономике, чем кто-либо ожидал. Санкции вводились с целью закрыть российским банкам и компаниям доступ на международные финансовые рынки. Однако их влияние во многом усилило резкое падение цен на нефть, без которого санкции были бы значительно менее эффективными.

Для поддержания баланса своего бюджета, России нужны цены на нефть в районе $100 за баррель. (Сейчас цены на нефть около $55 за баррель).

Сочетание низких цен на нефть и санкций ввергло Россию в финансовый кризис, который по некоторым показателям уже сопоставим с кризисом 1998 года.

В 1998 году Россия, в конце концов, исчерпала свои валютные резервы и объявила дефолт по долговым обязательствам, вызвав разлад мировой финансовой системы. На этот раз рубль упал более чем на 50 процентов, инфляция ускоряется, а процентные ставки выросли до уровня, вгоняющего российскую экономику в рецессию.

Большое преимущество России сегодня по сравнению с 1998 годом заключается в том, что у нее по-прежнему есть существенные резервы в иностранной валюте. Это позволило Центральному Банку России отыграть 30 процентов стоимости рубля от ее минимального уровня, потратив на это около 100 миллиардов долларов и договорившись с Народным Банком Китая про своп-линию объемом $24 миллиарда.

Однако теперь у Центробанка России остается всего до $200 миллиардов или даже меньше ликвидных резервов, а кризис только набирает обороты.

Вдобавок к продолжающемуся оттоку капитала, России в 2015 году придется выплатить более $120 миллиардов внешних долгов. И хотя, в противоположность 1998 году, большинство российских долгов сосредоточены в частном секторе, не стоит удивляться, если теперешний кризис завершится государственным дефолтом. Это бы превзошло расчеты американских и европейских политиков.

Если к мировым дефляционным процессам, особенно острым в зоне евро, и разрастающимся военным конфликтам, вроде конфликта вокруг Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), прибавится еще и российский дефолт, это может вызвать серьезные потрясения мировой финансовой системы, причем наиболее уязвимой окажется зона евро.

Вот почему необходимо срочно переориентировать текущую политику Европейского союза по отношению к России и Украине. Ранее я призывал к двоякому подходу, когда санкции против России были бы уравновешены значительно более масштабной помощью Украине. По причинам, которые я попробую изложить далее, это изменение баланса должно произойти в первом квартале 2015 года.

Санкции – это необходимое зло. Они необходимы, потому что ни ЕС, ни США не желают рисковать войной с Россией, а значит, экономические санкции остаются единственным способом противодействия российской агрессии. Они зло, потому что наносят ущерб не только стране, против которой они вводятся, но и странам, которые их вводят. Этот ущерб оказался значительно большим, чем кто-либо ожидал.

Россия охвачена финансовым кризисом, способствующим превращению угрозы дефляции в еврозоне в реальность.

Напротив, все последствия помощи Украине будут только позитивными. Помогая Украине защищаться, Европа косвенно защищает также и саму себя. Более того, предоставление Украине финансовой помощи поможет стабилизировать ее экономику и косвенно также даст европейской экономике крайне необходимый ей стимул, поощряя экспорт и инвестиции в Украину.

Можно также надеяться, что проблемы России и прогресс Украины убедят президента Владимира Путина оставить как безнадежные свои попытки дестабилизировать Украину.

К сожалению, ни европейская публика, ни европейские лидеры, похоже, не разделяют эти соображения. Европа кажется опасно неосведомленной о том, что косвенно она подвержена российской военной агрессии, и пытается вести дела в обычном режиме.

Она рассматривает Украину как просто еще одну страну, нуждающуюся в финансовой помощи, причем, в отличие от Греции или Ирландии, Украина даже не важна для стабильности евро.

Согласно господствующему мнению, Украина страдает от более-менее классического кризиса платежного баланса, превратившегося в долговой и банковский кризис. Есть международные финансовые институты, призванные справляться с такими кризисами; однако они плохо приспособлены к реагированию на политические аспекты украинской ситуации. Чтобы помочь украинской экономике, Европейский союз в 2007 году начал подготовку

Соглашения об ассоциации с Украиной, и завершил эту подготовку в 2012 году, когда ему пришлось иметь дело с правительством Виктора Януковича. ЕС разработал детальный план шагов, которые должно предпринять украинское правительство, чтобы получить расширенную помощь. С тех пор в Украине произошли революционные изменения, учет которых требует коррекции ранее разработанного плана; однако этому препятствуют громоздкие бюрократические процедуры Евросоюза.

Соответственно, украинские проблемы в традиционно формулируются так:

• Украине нужна международная помощь, потому что она испытала потрясения, вызвавшие финансовый кризис. Эти потрясения преходящи; как только Украина оправится от них, она сможет вернуть долги своим кредиторам. Это объясняет, почему главным донором для предоставления финансовой помощи Украине был выбран Международный валютный фонд.

• Поскольку Украина пока не входит в ЕС, европейские институты (такие как Европейская комиссия и Европейский Центральный Банк) играют в предоставлении ей помощи лишь второстепенную роль. МВФ с удовольствием воспользовался возможностью избежать осложнений, связанных с тройным контролем со стороны ЕС, ЕЦБ и МВФ, как это было с Грецией и другими странами.

Эта новая схема также поясняет, почему предложенный МВФ пакет помощи строится на чрезмерно оптимистических прогнозах, и почему вклад МВФ, размером примерно $17 миллиардов, настолько превосходит помощь Украине со стороны различных структур ЕС (в целом около $10 миллиардов) и еще более скромную помощь США.

• Поскольку Украина недобросовестно выполняла свои обязательства в рамках предыдущих программ МВФ, официальные заимодавцы настаивают, чтобы Украина получала помощь только в качестве вознаграждения за явные признаки глубоких структурных реформ, а не как поощрение для проведения таких реформ.

• С этой стандартной точки зрения, успешное сопротивление предыдущему правительству Януковича на Майдане, а затем российская аннексия Крыма и образование сепаратистских анклавов на востоке Украины кажутся несущественными. Эти события рассматриваются просто как временные внешние потрясения.

Такой взгляд необходимо пересмотреть. Рождение новой Украины и российская агрессия – не просто временные потрясения, а исторические события. Европейский союз сегодня имеет дело уже не с остатками обреченного на исчезновение Советского Союза, а с восставшей Россией, превратившейся из стратегического партнера в стратегического соперника.

На смену коммунизму, президент Путин внедрил националистическую неоимперскую идеологию, сочетающую этический фактор, социальный консерватизм и религиозность: "братство славянских народов", гомофобия и "Святая Русь".

Путин провозгласил "англосаксонское господство в мире" врагом России и остального мира. При этом Путин многому научился на опыте своей войны 2008 года против Грузии эпохи Саакашвили. Россия выиграла эту войну в военном плане, но менее преуспела в пропаганде. С тех пор Путин разработал совершенно новую стратегию, которая широко опирается на использование и пропаганды, и военных сил особого назначения.

Стремление Путина возродить Российскую империю непреднамеренно способствовало формированию новой Украины, которая противостоит России и стремится быть антиподом старой Украины, с присущей ей коррупцией и неэффективным правительством.

Лидерами новой Украины являются лучшие представители гражданского общества: молодые люди, многие из которых учились за рубежом, а по возвращении отказались работать в правительстве или бизнесе, чувствуя отвращение к тому и другому.

Многие из них нашли свое место в образовании, исследовательских центрах и неправительственных организациях.

Широкое волонтерское движение, беспрецедентное по размаху и силе, каких не видывали в других странах, помогло Украине выстоять против российской агрессии. Члены этого движения добровольно рисковали своей жизнью на Майдане ради лучшего будущего, и сейчас преисполнены решимости не повторить ошибок прошлого, включая политические распри, подорвавшие достижения Оранжевой революции.

Политически активное гражданское общество служит наилучшей гарантией против возвращения старой Украины: если политики погрязнут в мелких раздорах и коррупции, разрушивших старую Украину, активисты вернутся на Майдан.

Реформаторы в новом украинском правительстве отстаивают программу радикальных и быстрых реформ, которые должны коренным образом изменить украинское общество.

Эта программа предполагает уничтожение коррупционной удавки путем сокращения численности бюрократии, с одновременным увеличением зарплаты тем, кто останется на государственной службе, а также раздел Нафтогаза – газовой монополии, бывшей основным источником коррупции и бюджетного дефицита в Украине.

Впрочем, старая Украина еще далеко не мертва. Она господствует на государственной службе и в судебной системе, а также остается широко представленной в негосударственном (олигархических и клептократических) секторе экономики.

Стоит ли госслужащим работать за ничтожную зарплату, если есть возможность использовать свою должность как патент на вымогательство взяток? И как частный бизнес, паразитировавший на коррупции и "откатах", сможет функционировать без своей кормушки? Сейчас эти ретроградные элементы сцепились в борьбе с реформаторами.

Новое правительство столкнулось с трудной проблемой: радикально уменьшить число государственных служащих, одновременно повысив им зарплату.

Сторонники радикальных реформ утверждают, что можно и нужно решительно сократить персонал органов власти, одновременно не допустив резкого снижения жизненных стандартов общества. Это позволило бы уволившимся чиновникам найти себе работу в частном секторе, а тем, кто останется на государственной службе, получить более высокое вознаграждение. Можно устранить целый ряд препятствий для бизнеса, но это требует существенной финансовой и технической поддержки со стороны ЕС.

Без такой поддержки нужные Украине быстрые и радикальные реформы не могут увенчаться успехом. Более того, украинское правительство, предвидя неудачу, может даже отказаться продвигать такие реформы.

Объемы европейской поддержки и реформаторское рвение новой Украины взаимно усиливают друг друга. До сих пор европейцы держали Украину на коротком поводке, а правительство Арсения Яценюка не решалось приступить к радикальным структурным реформам.

Бывший министр экономики Павел Шеремета, радикальный реформатор, предложил сократить численность своего министерства с 1200 до 300 человек, но столкнулся с таким бюрократическим сопротивлением, что вынужден был уйти в отставку. После этого попытки административной реформы уже не предпринимались, хотя общество громко требует ее проведения.

Именно тут решающую роль могут сыграть европейские политики.

Предлагая финансовую и техническую помощь, соизмеримую с размахом реформ, они могут подтолкнуть украинское правительство к радикальным преобразованиям и дать им шанс на успех. К сожалению, европейских политиков сдерживают бюджетные ограничения, действующие на уровне ЕС и его членов. Вот почему международные усилия сосредоточились главным образом на санкциях против России, а финансовая помощь Украине свелась к минимуму.

Чтобы сместить акцент на помощь Украине, необходимо перевести переговоры с бюрократического на политический уровень. Европейской финансовой бюрократии трудно собрать даже те $15 миллиардов, которые МВФ считает абсолютным минимумом.

Сейчас Европейский союз может предоставить только 2 миллиарда евро в рамках своей программы макрофинансовой помощи, а отдельные страны-члены ЕС колеблются в вопросе предоставления прямой помощи.

Это принудило Украину принять 30 декабря временный бюджет на 2015 год с нереалистичными ожиданиями в плане доходов и весьма умеренными реформами.

Такой бюджет - стартовая позиция для дальнейших переговоров. Закон предусматривает внесений изменений в бюджет до 15 февраля, но изменения еще должны быть разработаны и получить поддержку.

Европейские политические лидеры должны задействовать мощную и малоиспользуемую кредитоемкость самого ЕС, а также изыскать другие нетрадиционные источники, чтобы предложить Украине больший финансовый пакет, нежели рассматриваемый ныне. Это позволило бы украинскому правительству провести радикальные реформы. Я определил несколько таких источников, в том числе следующие:

1. Европейская программа поддержки платежного баланса (использованная для Венгрии и Румынии) располагает $47,5 миллиардов неиспользованных средств, а Европейский механизм финансовой стабильности (использованный для Португалии и Ирландии) располагает примерно $15,8 миллиардов неиспользованных средств.

Оба механизма сейчас доступны только для членов ЕС, но это правило может быть изменено решением квалифицированного большинства по предложению Еврокомиссии. Как вариант, Еврокомиссия может использовать и расширить программу макрофинансовой помощи, которая уже применялась для Украины.

На самом деле есть целый ряд технических возможностей, и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер мог бы предложить конкретные шаги, как только украинское правительство предоставит убедительный список собственных реформаторских приоритетов.

2. Увеличение финансовой помощи со стороны ЕС позволило бы МВФ увеличить свой кредит Украине на $13 миллиардов и преобразовать действующее соглашение стенд-бай в более долгосрочную программу расширенного кредитования. Это довело бы общий объем программы МВФ до размера, в 15 раз превышающего нынешнюю украинскую квоту – необычайно высокий показатель, но прецеденты уже были, например с Ирландией.

3. Бонды Европейского инвестиционного банка могут принести 10 миллиардов евро или больше.

Эти средства можно было бы использовать для инетграции Украины в единый европейский рынку природного газа, а также для расформирования Нафтогаза – украинской газовой монополии.

Такие изменения значительно повысили бы энергоэффективность Украины и принесли бы чрезвычайно высокую окупаемость. Это помогло бы создать единый европейский рынок природного газа и уменьшить зависимость от российского газа не только Украины, но и всей Европы. Разделение и реструктуризация Нафтогаза – центральное звено в планах украинских реформ.

4. Долгосрочное финансирование Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития для реструктурирования банковского сектора. Это может принести еще $5 миллиардов.

Стоило бы распространить на Украину Венскую инициативу для Восточной Европы 2009 года, оказавшуюся крайне успешной в ограничении оттока капиталов и стабилизации банковской системы. Основы для такого распространения уже были заложены на инаугурационной встрече Украинского финансового форума в июне 2014.

5. Реструктуризация суверенного долга Украины может освободить более $4 миллиардов дефицитных валютных ресурсов. На протяжении ближайших трех лет Украине предстоит выплатить почти $8 миллиардов суверенного долга на рынках частных ценных бумаг. Избегая дефолта, который имел бы разрушительные последствия, Украина должна была бы договориться со своими кредиторами (их сравнительно немного) о добровольном рыночном обмене имеющихся обязательств на новые долгосрочные долговые инструменты.

Чтобы такой обмен был успешным, часть новой финансовой помощи следует использовать для кредитного улучшения этих новых долговых инструментов. Необходимая для этого финансовая помощь будет зависеть от того, что кредиторы потребуют за свое участие в обмене, но она может освободить в ближайшие три года как минимум вдвое большую сумму валютных резервов.

6. Кроме того, Украина должна работать со своим долговым обязательством перед российским правительством, в размере $3 миллиардов, которое предстоит выплатить в 2015 году.

Россия может добровольно согласиться на отсрочку украинских платежей, чтобы поспособствовать будущему ослаблению санкций против нее.

Или же этот долг может быть признан межправительственным и реструктурирован в рамках Парижского клуба, с целью оградить остальные украинские долговые обязательства от кросс-дефолтной зависимости (когда должник признается неплатежеспособным по одному долговому обязательству, если он не выполнил другое долговое обязательство). Юридические и технические детали нужно продумать.

Вероятно, не все эти источники можно задействовать в полной мере. Но если есть политическая воля, путь найдется. Ключевая роль тут принадлежит канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в отношениях с Россией и Украиной проявила себя подлинным европейским лидером.

Названных мной дополнительных источников финансирования должно быть достаточно, чтобы обеспечить новый финансовый пакет объемом $50 миллиардов или более. Очевидно, что реальные выплаты должен обеспечивать МВФ, чтобы средства не распределялись бесконтрольно.

Однако, вместо того, чтобы сообща пытаться наскрести минимум, международный доноры могли бы ориентироваться на максимум. Это коренным образом изменило бы ситуацию. Украина приступила бы к радикальным реформам, и не балансировала на грани банкротства, а превратилась в землю обетованную, притягивающую частные инвестиции.

Европе нужно пробудиться и признать, что ее атакует Россия. Помощь Украине следует также рассматривать как расходы стран ЕС на оборону. В этом плане, ныне обсуждаемые суммы оказываются незначительными.

Если международные игроки не предложат впечатляющую программу помощи в ответ на радикальную программу украинских реформ, новая Украина, скорее всего, потерпит поражение, а Европа останется один на один с российской агрессией, и при этом утратит те ценности и принципы, на которых был построен Европейский союз. Это было бы непоправимой утратой.

После того, как в апреле 2015 начнут истекать сроки санкций против России, их нужно будет возобновлять до тех пор, пока президент Путин не прекратит дестабилизировать Украину и не предоставит убедительные доказательства своей готовности следовать общепризнанным правилам поведения. Финансовый кризис в России и гробы, поступающие из Украины, сделали президента Путина политически уязвимым.

Недавно украинское правительство бросило ему вызов, отказавшись от своих обязательств перед сепаратистскими территориями на востоке Украины согласно минскому соглашению о прекращении огня, на том основании, что Россия изначально не выполняла это соглашение.

После такого вызова Путин немедленно отступил, приказав контролируемым им войскам придерживаться режима прекращения огня. Можно ожидать, что эти войска вскоре покинут украинскую территорию, и прекращение огня будет установлено в полной мере.

Было бы жаль согласиться с преждевременной отменой санкций, когда они столь близки к успеху.

Важно, однако, и то, чтобы к апрелю 2015 года Украина начала программу радикальных реформ с реальными шансами на успех. Иначе президент Путин сможет продолжать убедительно заявлять, что проблемы России обусловлены враждебностью западных стран. Даже если Путин утратит власть, его преемником может стать еще более конфронтационный лидер, вроде Игоря Сечина, или какой-нибудь националистический демагог.

И наоборот, если Европа достойно ответит на этот вызов и поможет Украине не только защитить себя, но и стать землей обетованной, Путин не сможет обвинить в проблемах России западных лидеров.

Ответственность очевидно ляжет на него, и ему придется либо изменить курс, либо попытаться удержать власть ценой жестоких репрессий и запугивания собственного народа. Если он утратит власть в таком случае, его преемником, скорее всего, станет какой-нибудь реформатор. В любом случае, путинская Россия уже не будет потенциальной угрозой для Европы.

То, какая альтернатива возьмет верх, будет иметь решающее значение не только для будущего России и ее отношений с Европейским Союзом, но и для будущего самого Европейского Союза.

Помогая Украине, Европа сможет возродить для себя те ценности и принципы, на которых изначально строился Европейский Союз.

Вот почему я так страстно утверждаю, что Европа должна глубоко переосмыслить ситуацию. И сделать это нужно немедленно.

Совет директоров МВФ примет свое судьбоносное решение об Украине 18 января.

Как-то Антуан де Сент-Экзюпери во время ночного полета обратил внимание на то, что сверху иногда очень сложно ориентироваться над хорошо освещенным городом. Света много, а куда лететь, не понятно. Со временем у него даже возникла идея маскировки городов светом.

Знакомясь с украинскими новостями в СМИ или слушая многочисленных комментаторов и должностных лиц, иногда тяжело избавиться ощущения «маскировка светом»: с одной стороны, информации о состоянии вещей в стране вдоволь, а с другой, темных пятен в деятельности государственных учреждений столько, что общая картина только из освещенных пазлов не составляется.

Так, до сих пор непонятно, у нас все-таки идет война, или нет? Если не объявлено военное состояние, значит у нас мир? Тогда чему наше руководство так добивается перемирия с террористами? Что это за перемирия во время мира и что это за АТО, которое длится много месяцев и уже привело к разрухе на Донбассе, потере контроля над частью территории, сотням тысяч беженцев и многочисленным жертвам?

Один из аргументов против введения военного состояния: наша армия не сможет противостоять российской.

А разве Россия с нами официально воюет? Нет. И мы также с ней официально воевать не собираемся. Это будут действия только против террористов, наемников и других подонков, которые взяли в руки оружие против власти и народа на нашей территории.

Защищать и очищать свою территорию от разной мерзопакости - не только имеем право, но и обязаны. В нормальных странах при наличии агрессии на защиту родины поднимается весь народ, а в нашей - только добровольцы, честь им и хвала. А где же государство с его мощью и возможностями? Но… те «государственники» или должности делят, или деньги зарабатывают, или вообще делают что-то свое, чрезвычайно важное, им не до военных действий.

Еще несколько очагов непонятной темноты в море света.

Почему пророссийские террористы наших постоянно «отжимают», а нашим нельзя? Они по нашим «лупят», а нашим по ним – ни-ни. Это наша земля, или чья? Наша. А если наша, то именно нам нужно отжимать и наступать, а не захватчикам.

Дикостью кажется и фактическая измена власти миллионам украинцев, покинутых на произвол судьбы на оккупированных территориях Крыма и Донбасса, которых даже не информируют о том, что творится в стране, что и как им целесообразнее делать и какая им помощь может быть предоставлена. Это твердолобое нежелание власти работать с людьми возникает из антинародной сущности провластного олигархата.

Даже при обычном систематическом информировании людей проценты сторонников Украины на Востоке и на оккупированных территориях могли бы значительно возрасти.

Экономить на пенсионерах, инвалидах и детях, плевать на тех, чьи дома там разбомблены, а сами они вынуждены прозябать, а зачастую и голодать - и вместе с тем покупать уголь у террористов - это морально?

Сложно сообразить, почему в парламентско-президентской стране свои правила игры диктует президент, а не парламент. Приоритет полномочий должен иметь парламент, а президент пусть выполняет представительные функции: озвучивает, сколько плененных освобождено, награждает героев, рассказывает на пресс-конференциях, о том, как нам будет хорошо жить и разговаривает по телефону с Ангелой Меркель. Это у него неплохо выходит. Так вот, пока по факту он не продаст свой бизнес, в том числе и «5-й» канал, он должны заниматься только этим.

Много темных пятен во внутренней политике.

Почему наши вельможи продолжают цинично перекачивать средства из бедных к богатым, о чем свидетельствует бюджет 2015-го года? Олигархи наживали свои состояния сначала методами неправедной приватизации, потом путем рейдерских захватов, искусственных банкротств, преференций и т.п. Им кто-то хотя бы пальцем погрозил, чтобы они умерили свои аппетиты? Типа, ну, ребята, положение в стране сверхсложное, не зарывайтесь, а то мы вас… а то мы вам… ну, что-то там сделаем.

А кто же будет грозить - господин олигарх Порошенко? Или коррумпированная до мозга костей наигенеральнейшая прокуратура? Или, может, ловкий господин Гройсман, который топчется по Регламенту ВР с утонченностью молодого слона в фарфоровом магазине?

Если кому-то еще не известно, что все время нахождения олигархии при власти общество обречено оставаться слабым и податливым к насилию, то пусть внимательно перечитает историю независимой Украины.

Страна становится все более слабой. Полноценный средний класс, который единственный заинтересован внедрять в основы государственного порядка такой важный принцип, как равенство всех перед законом, находится под мощным прессом олигархического конкурента. Потому что средний класс по обыкновению получает прибыли при нормальных стабильных законах, а олигархия - обходя или нарушая их, то есть при фактическом беззаконии.

Олигархия по своей природе системно коррумпирует государство. Так вот, так называемая «борьба с коррупцией» при олигархической власти - это не что иное, как борьба с самым собой-любимым. То есть имитация настоящей борьбы, «маскировка светом».

Кто будет побежден в таком противоборстве, можно не сомневаться - средний класс, а с ним вся страна, как это было и раньше.

Конечно, ломать олигархов через колено сейчас не следует, здесь тоже надо соблюдать меру. Но и жировать нуворишам на крови бедных довольно, потому что еще неизвестно, что страшнее для страны - сильное сопротивление реформам со стороны олигархии, или праведный гнев теперь уже вооруженного, доведенного до отчаяния народа.

Просто до сознания олигархов должна быть четко и недвусмысленно доведена ближайшая цель наше общего направления движения: власть без бизнеса. А уж как они будут приспосабливаться к новейшим условиям - это их дело. Наперегонки.

Такую цель может поставить только новоизбранный парламент, «молодые львы», причем делать это надо как можно раньше, пока еще алчные аморальные олигархи не развели их, как «котят», или не купили с потрохами. Главное, это хорошо осознать:

Без деолигархизации государства, то есть обособление бизнеса от власти, будущего у Украины нет и быть не может.

Потому что, находясь при власти, олигархия не только реформ, а даже ликвидации коррупции не допустит.

От яркого света, который снопами бьет из правительства, создается впечатление, что это не правительство героических камикадзе, которыми они себя позиционировали, а правительство отважных победителей.

Господин Яценюк на предновогодней пресс-конференции насчитал столько уже завершенных реформ, что пальцев на руках не хватило, наверное собирался уже разуться, и передумал. Вспомнил даже, как они продавали автомобили. Забыл только сказать, как это повлияло на развитие экономики и благосостояние людей. Если бы хотя бы половина из него «реформ» была успешно выполнена, то нас бы уже торжественно принимали в ЕС.

...Куда плывет наш корабль, выверен ли его курс, учтена ли возможность встречи с айсбергами, под сияющими вершинами которых - крах и бездна?

В конце концов, если неизвестен курс, то все направления - ошибочны, а все встречные айсберги - наши. Это, наверное, или слишком трудные задачи для этой команды, или же «капитаны» свои цели удачно маскируют от нас, сирых. Имеем совсем не такое правительство, каким оно сейчас должно быть, или каким было в свое время правительство господина Саакашвили.

Кратко и конкретно формулу стратегии правительства господина Яценюка объяснил наш известный философ и аналитик Сергей Дацюк. Глубина его философской концепции очень специфическая, хотя вместе с тем простая и понятная: «Какова стратегия украинцев - украинской общины и ее политических лидеров? Эта стратегия - хитрожопость. Хитрожопость украинцев заключается в том, что они хотят одновременно и торговать, и воевать. Так не выйдет. Воин всегда одолеет торгаша. И торгаш на войне никогда не обманет воина».

Насчет такого несколько обобщенного вывода, то здесь можно подискутировать, потому что он относится не ко всему народу, а лишь к верхушке власти.

Во-первых, хоть народ и является источником власти, но не является ее субъектом, то есть, именно власть отвечает за состояние страны, а значит, и является тем самым торгашом. Во-вторых, та категория все-таки не основная в характере украинцев, это опять-таки «приоритет» нынешней власти.

А в другом, господин философ полностью демаскировал самое главное из того, что властная верхушка упрямо скрывала. Так вот, и философская категория, которую определил господин Дацюк, умноженная на антинародную сущность олигархии, порождает и коррупцию, и развал экономики, и задолженность страны, и слабость ее перед агрессором, и бедность, а часто - убожество населения и все другие недостатки, которые имеем.

Главное же - существующая система не дает возможности выхода из тупика.

Олигархия - это злокачественная опухоль, которая сама по себе не рассосется, пока не уничтожит тело, на котором она паразитирует - страну. Если не хочется расправляться с ней раскаленным железом, тогда надо ее постоянно обрабатывать щелоком, в котором, в отличие от кислой среды, злокачественная опухоль не живет. То есть надо создать олигархам такие условия, чтобы они самые захотели стать обычными бизнесменами и не старались влиять на власть.

Главные выводы:

1. Необходима срочная деолигархизация страны «сверху», чтобы не допустить ее «снизу», потому что тогда она может быть с вилами и ломами, а главное - с огнестрельным оружием в широком ассортименте. Эту тему сможет «продавить» разве что молодая ВР, если сумеет объединиться и «убедить» триаду Порошенко-Гройсман-Яценюк, и еще если не соблазнится на олигархические соблазны. Честные депутаты ВР, объединяйтесь!

2. Параллельно необходимо вести работу над имплементацией реформ, не забывая о радикальной реформе самого государственного аппарата.

3. Одна из неотложных задач - принятие закона об импичменте, чтобы не допустить перерождение «сладкого» президента в еще одного «кровавого». Довольно с нас крови.

Это, конечно, далеко не исчерпывающий перечень неотложных задач. Будет тяжело? Да, конечно, но никто же не обещал, что реформировать такое запущенное государство, как наше, будет легко.