Статьи
Селфи с главарем сепаратистских «призраков» Мозговым? Ну кто ж устоит!
Вот и «правозащитница» наша известная, прославившаяся борьбой с жеками, не преминула сфоткаться. А от радости, что сидишь за одним столом с таким человеком, и мысли в голову приходят соответствующие: «Люди тут совершенно нормальные. Классные и вменяемые!» - пишет в ФБ.
И конечно, никаких российских войск на Донбассе нет, а воюют против нашей армии «местные жители», «простые, обыкновенные люди». Узнать же на кого работают и кто их командиры - увы - просто нет возможности. А еще «они очень обижены, что их называют сепаратистами». В целом же, говорит наша правозащитница: «Воюют нищие голодные люди с обеих сторон».
Фразу: «воюют здесь местные» слышали не раз. Когда Руслана ездила на встречу с Захарченко, похожая была «замануха» - пленные в обмен на «поговорить». О чем поговорить? О том, что по обе стороны блок-постов люди за одни идеалы стоят, и вы не поверите - за майдановские! И надо бы объединиться и идти на Киев...
Знаете, какой сюжет с удовольствием крутит последние дни вся РашаТВ? Встречу ихнего бандита Моторолы с нашим киборгом Куполом. Картинка так смонтирована, что, вроде бы как, братание идет, и наши киборги уже и воевать не хотят и уходить собираются. Лейтмотив такой: зачем нам украинское правительство, мы сами договоримся.
Правозащитница наша вроде бы еще и подсказывает. "Нынешняя рада недееспособна. И к весне будет совсем плохо. Порошенко с Яценюком не ладят по-черному. И готовы друг друга уничтожить. Коррупция дикая. Люди, которые по долгу службы видят это - очень разочарованы. Зреет недовольство, но во что оно выльется - непонятно" - и т.д. Это речь нашей воительницы на некоем собрании в Луганске, законспектированная и выставленная в сеть кем-то из ватников.
Смело! Но вот что интересно: даже в Киеве, далеко от опасности, наша героиня старательно избегает называть бандитов бандитами. Зато весьма охотно украинское правительство обзывает «хунтой».
Теперь о другом персонаже... Недавнее интервью одной нашей, самой народной, певицы, героя Украины многие восприняли как фейк. Но опровержения не последовало - значит, правда? А фейковым его посчитали потому, что не могла хранительница национальной ментальности так сказать: «Это не за Украину идет борьба, это клановая идет борьба. Потому что мы едем против брата. Теперь с родней мы воюем, с кровью своей».
Тут прервемся и спросим себя риторически: какой такой «брат» имеется в виду? Великорусский? Или ахметово-ефремовский? И кто ж на этих несчастных братьев наезжает? Оказывается, наше такое-сякое руководство: «Я знаю, кто враги - кровавая элита, те трое, которые вывели людей на площадь ради своих интересов, шкурных. Если народ не имеет своего национального самосознания - это мусор, на почве которого проростают другие народы. И они прорастают на нашей земле эти народы, и сегодня они руководят нами».
Слова плохого не скажу в адрес талантливой певицы. Но вот возникло чувство: прямо сейчас отдаляется она со своими песнями куда-то в прошлое. Светлое, мирное, беспечное и - чужое. Вместе с Кобзоном и Повалий.
Бывают люди, на которых всегда хочется смотреть снизу вверх. А бывают такие, кто с годами как-то скукоживается, и народ их перерастает.
Но ведь кто-то может поверить в имена. В вкрадчивые заверения Моторолы, Мозгового, Захарченко и других призраков, что «воюют нищие, голодные люди с обеих сторон».
А как же тогда писательница и патриотка из Луганщины Олена Степовая, поведавшая, что «в регионе очень большая концентрация российских военных», что «казаки заменяются российскими войсками, спецбатальонами», что тела россиян с Донбасса вывозят грузовиками? Она что врет?
Или российская правозащитница Елена Васильева, рассказавшая о пяти тысячах убитых и раненных российских спецназовцах, о том, что только «в районе донецкого аэропорта», по данным МО РФ, «россияне потеряли убитыми 198 человек, ранеными 116»?
И что, после этого утверждать, что там все сплошь дончане и прочие «братья»?
Другая известная в соцсетях российская волонтерка - когда-то давно я о ней писал, а сегодня она просит имени не называть, потому что опасно - несмотря на эту опасность, побывала во многих напичканных российскими военными городах Донбасса и смогла там встретиться с украинскими патриотами. Почему, ей, москвичке, это удается, а наши, украинцы, доезжают только до «Призрака»?
Далекие российские друзья, помогающие нашим, - они не гладят нас, украинцев, по шерстке, часто высыпают нам на раны столько соли, что стонать впору. Но почему-то им веришь, как минимум - понимаешь и даже чувствуешь «своими». Порой - невероятно своими. Несмотря на то, что это «другие народы». А многие из тех, кто живет совсем рядом, в моем родном Киеве - галактически далеки.
Правы, наверное, философы: свою идентичность мы определяем не по крови, а по образу мысли, не по языку в его лингвистическом смысле, а по языку души.
Есть вещи, которые непростительны. Критиковать власть, конечно, можно, но ведь не на языке же врага? И «хунта», и «инородцы в украинской власти» - это ж из кремлевских инструкций сепарам несостоявшейся «новороссии», причем, еще апрельского разлива - когда стало видно, что с «фашистами» и «бандеровцами» как-то не клеится.
Конечно, когда кажется, что не слышат свои, так заманчиво обратиться за пониманием к чужим. Естественно, на «их» языке. Как же несчастны и одиноки люди, ищущие созвучные душе слова в словаре захватчика! И как отзывчив оказывается враг, как сочувствующе благодарен. И как убедительно умеет рассказать, что никаких украинских патриотов на Донбассе нет, и не с кем там нам разговаривать, кроме как с «классными и вменяемыми» "братьями" - Мозговым и Моторолой....
Попытка потенциальной жертвы найти логику в действиях убийц потрясла в свое время известного австрийского психолога Бруно Беттельгейма, прошедшего через ад лагеря смерти Дахау. Многие узники начинали верить в справедливость гестапо, в собственную вину перед нацизмом, в вину лидеров захваченных Гитлером стран и героев сопротивления... Жертва придумывала свою вину потому, что в ее голове не укладывалась страшная истина: пытают и умерщвляют ее лишь потому, что кому-то необходимо освободить жизненное пространство...
Не верьте призракам.
«Миротворцы», приязненно беседующие с убийцами, не понимают, что не уменьшают число жертв - а умножают. Потому что дают врагу уверенность в слабости нашей власти, и в их - бандитов - превосходстве. Мол, стоит лишь чуть-чуть нажать - и Украина рассыплется. Они сродни тем горластым теткам, которые бросались под наши танки, не давая им защитить границу, и верили, что избавляют себя таким образом от грядущей войны. Где они теперь, эти грозные пенсионерки, по каким щелям забились?
Те, кто часто общаются с призраками, вскоре сами теряют границы реальности. Рано или поздно начинаешь смотреть сквозь них навылет. И не замечать.
- Информация о материале
В городах самопровозглашенной Донецкой народной республики практически не осталось мэров, избранных на местных выборах в 2010-м году. Их летом и осенью 2014-го сменяли те, кто весной на пророссийских митингах горланил на митингах «а в чистом поле система «Град», за нами Путин и Сталинград». Но исчезали со своих территорий «отцы городов» по-разному. Кому-то вначале предоставляли возможность лавировать по принципу «и нашим, и вашим», а затем советовали уйти по-хорошему из-за уважения к возрасту и былым заслугам. Так произошло, например, с городским головой Донецка Александром Лукьянченко.
Кто-то после первых проявлений сепаратистских шабашей самовольно сдал полномочия, как градоначальник Макеевки Александр Мальцев.
Кому-то пришлось пережить унижения в плену у боевиков и быть освобожденным после выплаты двухмиллионной дани, как мэру Горловки Евгению Клепу.
Кто-то исчез по-тихому, не акцентируя внимания на своей скоромной персоне, как, например, Валерий Олейник - ставленник беглого Януковича в его родном Енакиево.
Кто пришел им на замену и сейчас управляет территориями, которые , оккупированы местными боевиками и российскими наемниками?
Донецк: мэр колесит по городу на Тойоте с номерами Д0001НР
Многолетнего мэра Александра Лукьянченко в шахтерской столице заменил его бывший подчиненный – экс-директор коммунального предприятия Донецкого горсовета «Парк культуры и отдыха им. Щербакова» Игорь Мартынов.
Он известный в Донецке партийный перебежчик. Вначале избирался депутатом горсовета от ПСПУ Натальи Витренко, затем – от Партии регионов.
У Мартынова есть интересы в ресторанном бизнесе. По данным «Донецкой правды», Мартынов - один из владельцев заведения «Феймили клаб» в парке им. Щербакова. Также его связывают с недавно открывшимся в Донецке торговым центром Yellow и рестораном «Старгород». После того, как в городе обосновались российские наемники, «Старгород» один из первых «решил» предоставлять нуждающимся бесплатные обеды.
Мартынов чего только не обещал в должности «мэра»: вот-вот на днях начнется обмен украинских паспортов на паспорта ДНР, «летом на нашей земле зацветет миллион роз», «Украина в скором времени будет завидовать жителям ДНР по уровню жизни и отношению к людям».
Мэр-самозванец по Донецку передвигается на японской Тойоте Камри с милицейской мигалкой на крыше и красноречивыми номерами Д0001НР.
После лавины критики на сайтах в его адрес, Мартынов ввел памятку для подчиненных о том, как необходимо писать в социальных сетях о представителях ДНР, а в информационных сообщениях обязал использовать следующие синтаксические конструкции: «Благодаря главе ДНР Александра Захарченко и под контролем главы администрации Донецка Игоря Мартынова».
При этом, он откровенно заявляет о финансовых вливаниях из России. «С тех пор как Украина прекратила выделять средства на нужды муниципалитета, недостающие средства предоставляет Москва», - сказал самозваный мэр в интервью Frankfurter Allgemei
Горловка: у власти - кум Безлера, а чиновники на совещаниях изучают конституцию ДНР
Четыре года назад нынешний и.о. городского головы Горловки Олег Губанов возглавлял городскую политорганизацию «Сильной Украины» Сергея Тигипко.
Под ее флагами он завел в горсовет больше десяти депутатов. Тогда же «сильноукраинцы» поставили на беспартийного кандидата в мэры Евгения Клепа. И не прогадали, как показало время.
Молодой градоначальник за поддержку начал расплачиваться должностями. Именно Губанов в 2012 году, будучи руководителем коммунального предприятия «Простор», назначил своим заместителем – руководителем ритуальной службы уже всем известного Игоря Безлера (Беса). Позже выяснится, что они кумовья.
И именно Губанов, как депутат горсовета не пропускал ни одного пророссийского митинга в Горловке весной нынешнего года.
Секретарем горсовета он стал в июле - уже после того, как Клеп попал. На закрытой от чужих глаз и ушей сессии, не собравшей кворума, куда автоматчики не запустили ни одного журналиста.
За день до этого одним из местных боевиков в собственном кабинете был поставлен на колени и избит действующий секретарь Юрий Василенко. Он на сессии ходатайствовал перед коллегами об избрании Губанова, а на следующий день выехал из Горловки и за все это время ни разу не возвращался.
Сейчас Губанов каждый вторник проводит аппаратные совещания, на которых чиновники изучают конституцию ДНР, обвиняет украинскую армию в обстрелах города и рассказывает, что студенты известного во всей Украине Горловского института иностранного языка смогут получить дипломы российского образца.
Примечательно, что два года назад Губанов провожал в армию своего сына, попавшего в 25-ю Днепропетровскую воздушно-десантную бригаду. А ранее возглавлял службу охраны у Героя Украины, нардепа нескольких созывов и бывшего владельца концерна «Стирол» Николая Янковского.
Енакиево: премии выписывают по законам Украины, а телеканалы отключают – по указам ДНР
Этот маленький шахтерский городок стал знаменит на всю Украину как малая родина Виктора Януковича. Неудивительно, что мэрию в разное время возглавляли либо его друзья, как покойный Сергей Рухадзе, либо лично назначенные, как Валерий Олейник.
Олейник продержался на своей должности дольше всех мэров области после появления в городе вооруженных диверсантов. Либо его все это время оберегал от «чужих» лично Янукович, либо же городской голова, приезжавший лично на поклон к одному из командиров боевиков Абверу, всех устраивал откровенным заигрываниями с сепаратистами.
Именно по этим причинам его задержание боевиками горловского Беса было похоже на инсценировку. Олейника вывезли в неизвестном направлении и больше в городе он не появлялся, не было и обеспокоенных его судьбой.
Местные журналисты выдвигали версию, что Валерий Олейник мог понадобится боевикам Беса в качестве врача, поскольку он долгое время был практикующим хирургом. И его увезли в Горловку, чтобы прооперировал бойца, а затем отпустили.
По последним данным, с сентября 2014 года он находится в Крыму.
Ему замену нашли тоже из своих же – медиков ближайшего окружения Януковича.
Режиссеры, остающиеся все это время в тени, сделали это искусно и по украинским законам. На сессии горсовета 29 сентября депутат Елена Чеснокова досрочно отказалась от своих полномочий. Следующим в списке был Роман Храменков, главврач горбольницы №7 г. Енакиево.
На следующей сессии уже секретарь горсовета добровольно ушел в отставку, а на ее место избрали легитимного и.о. мэра Храменкова. В городе его знают как «Хромого» и мужа племянницы Людмилы Янукович.
Одним из распоряжений мэра – «Об оптимизации информационного пространства» от 10 декабря был введен запрет на трансляцию украинских телеканалов и блокирование через провайдеров определенных интернет-сайтов.
При этом, полная лояльность к ДНР не мешает ему премировать работников Енакиевского исполнительного комитета согласно постановлению Кабинета министров Украины
Теперь половина решений в Енакиево ссылается на украинские законы, а половина – на ДНРовские. Малиновка, а не Енакиево!
Макеевка: градоначальник-самозванец готов в рукопашную с украинскими солдатами
Законный и дважды избранный мэр Макеевки Александр Мальцев еще по весне добровольно ушел в отставку. Сейчас он обитает в Крыму, куда во времена правления ныне покойного экс-премьер-министра полуострова Василия Джарты перебрались многие макеевские чиновники и бизнесмены, скупившие там немало недвижимости.
Самоназначенный мэр Макеевки Юрий Покинтелиця возглавляет город «по поручению правительства ДНР и Верховного совета республики». Сам он уже более 20 лет проживает в Макеевке, а в юности трудился в Якутии.
При этом, 48-летний Покинтелиця как обладатель черного дана по одному из боевых искусств готов вспомнить спортивную молодость и вручную драться с украинскими солдатами.
«Если сюда придут, допустим, на минуту, те, кто с нами воюет, кто хочет нас покорить, я буду в горадминистрации один. Один их и встречу. И, поверьте, встречу достойно», - делился он в интервью российским журналистам.
Покинтелиця, по отзывам макеевчан, человек не бедный. Его семья в Макеевке и Донецке владеет сетью зоомагазинов «Маламут», а также племенным питомником «Северная жемчужина», который профессионально занимается породами собак Аляскинский маламут и Западносибирская лайка.
В 90-е годы Покотелица был больше известен в Макеевке по прозвищу «Фикс». По данным журналиста Дениса Казанского, он является деловым партнером депутатов-»регионалов» горсовета Владимира Молько и Владимира Кудрявцева, чьи предприятия выигрывали крупные тендеры, поскольку их хозяева были «в хороших отношениях» с покойным Джарты.
Шахтерск: вся семья ушла воевать за ДНР
В Шахтерске, где в мирное время процветала незаконная добыча угля (так называемые «копанки»), функции мэра и военного коменданта совмещает бывший шахтер Алексей Швыдкий.
Он из тех, кто под руководством российского диверсанта Игоря Стрелкова воевал в Славянске и участвовал в боях на Саур-могиле.
По признанию местных жителей, в Шахтерске трое братьев Швыдких и все задействованы в «республиканских» захватах и отжимах (у одного из них – супруга была доверенным лицом сбежавшего мэра Александра Наумовича и начальником юридического управления в исполкоме). В сфере их влияния и находятся еще работающие шахты имени Чапаева и Шахтерская-Глубокая.
Снежное: мамы с детьми перекрывают дорогу, а мэр на свою свадьбу едет на «Хаммере»
У «коронавшего» себя на мэрство в Снежном Сергея Годованца жизнь при ДНР действительно наладилась.
Он не только считает себя главой города, но и недавно сыграл пышную свадьбу. В те дни, когда молодые мамы с детьми, перекрывали дорогу в Снежном с требованием выплатить «детские», Годованец со своей пассией разъезжал на «Хаммере» по разбитым городским дорогам, отмечая свадьбу.
В кабинет мэра Годованец пересел из помещения магазина, которым владел на центральном рынке до боевых действий. Главой Снежного его назначил своим указом от 11 ноября глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко,
Недавно Годованца начали подозревать в хищениях и продажах налево гуманитарной помощи.
«Я знаю, кто распространяет нелепости типа этих, или вбрасывает страдающим от безденежья людям информацию о том, что мэр ездит на дорогостоящих «отжатых» авто и столы накрывает за счет «гуманитарки». Бред какой-то! Но оправдываться не собираюсь, потому что не чувствую вины», рассказывал в местной прессе псевдохозяин города.
…Не во всех захваченных городах нашлись желающие заниматься инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством. В Амвросиевском и Старобешевском районах, Ясиноватой, Торезе, Ждановке, Докучаевске, Кировском и Комсомольском вся власть сконцентрирована в руках военных комендантов. Но их век не долог и меняются они практически каждую неделю.
Как правило, все самоназначенные мэры и коменданты не свободны в своих действиях, а просто пешки в чужих руках. Они выбраны из местных и являются ширмой, за которой скрываются настоящие хозяева положения с российскими паспортами, бывшая «регионаловская» элита и всем известная «Семья».
- Информация о материале
Без изменений в Бюджетном кодексе невозможно принять закон о государственном бюджете на следующий год. Под этим лозунгом правительство склонило большинство в Раде к принятию бюджетной децентрализации.
Доходы местных бюджетов
С 2015 г. порядок распределения налоговых поступлений между государственным и местными бюджетами станет иным. Центральная власть готова поделиться с регионами частью этих средств. Среди основных новаций стоит выделить передачу в регионы средств от оплаты административных услуг и госпошлины. Однако в госказне все же останутся некоторые доходы от этой статьи. Туда будет поступать половина административного сбора от госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей.
Поступления от налога на доходы физлиц также будет происходить по новым правилам. Бюджеты городов областного значения и районов получат 60% от этих средств, областные бюджеты - 15%, бюджет Киева - 40%. Также на местах останутся доходы, полученные в результате сбора налога на прибыль предприятий частного сектора экономики. В областные бюджеты уйдет 10% этих средств.
Местные бюджеты полностью получат в свое распоряжение сборы от налога на недвижимость. Его базу расширяют за счет привлечения в налогообложение коммерческого (нежилого) имущества.
Произошли изменения в структуре распределения экологического налога. В госбюджет будет поступать 20% средств от него, а в местные бюджеты, соответственно, – 80%. Если рассматривать распределение средств по уровням местных бюджетов, то в областях будет оставаться 55% экологического налога, в селах, поселках и городах – 25% средств. Для столицы действует своя система, и в бюджете Киева будет оставаться 80% этих налоговых поступлений.
Изменения в Бюджетном кодексе должны упростить для местных властей процедуру кредитования в международных финансовых организациях. В Кабмине полагают, что это будет возможно потому, что с 2015 г. регионам станет легче гарантировать возврат средств и доказывать свою платежеспособность перед кредиторами.
Обслуживать средства бюджетов местные власти смогут в учреждении по собственному выбору – либо в органах Казначейства, либо в банках.
Право тратить
Правительство полагает, что новые доходы от налогов позволят местным бюджетам финансировать государственные ветеринарные больницы и ветеринарные лаборатории. Благодаря проведению лечебных, диагностических, профилактических работ и контролю за качеством продуктов, местные власти смогут пресекать эпидемии среди животных. Это немаловажно, учитывая то, как часто за последние годы в Украине и на ее границах фиксировали вспышки инфекционных заболеваний животного происхождения.
Кабмин также стал идеологом децентрализации расходов в социально-культурной сфере. Исходя из принципа субсидарности, в новой редакции Бюджетного кодекса он предусмотрел передачу с государственного на местный уровень некоторых мероприятий и учреждений образовательной, медицинской и культурной сфер.
Кодексом предусмотрено, что из местных бюджетов отныне можно направлять средства на муниципальные формирования по охране общественного порядка. Это станет шагом к созданию муниципальной полиции.
Также отныне законодательством закреплено право местных властей строить, ремонтировать, содержать и проводить реконструкцию не только дорог местного значения, но также улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.
Дальнейшая судьба кодекса
«По предварительным расчетам рост ресурса местных бюджетов в 2015 г. составит более 30 млрд. грн., - обозначили авторы изменений в пояснительной записке к новой редакции Бюджетного кодекса. - Поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализации, то в будущем такие изменения дадут синергетический эффект и доходы местных бюджетов возрастут в два-три раза. Таким образом, в распоряжении органов местного самоуправления будет ресурс для решения вопросов развития громад».
Тем не менее, голосование за бюджетную децентрализацию было непростым. В течение нескольких дней депутаты вносили в законопроект правки, и на этом останавливаться не собираются.
«Бюджетный кодекс и в дальнейшем будет совершенствоваться, будут вноситься поправки. По результатам первого квартала 2015 году мы будем видеть, насколько необходимыми будут его корректировки», - пообещал народный депутат, председатель комитета по вопросам бюджета Андрей Павелко.
Работать предстоит и дальше хотя бы потому, что бюджетная и налоговая децентрализация – лишь часть реформы. Для того чтобы она заработала в полную силу, депутатам еще предстоит внести поправки приблизительно в две сотни законов.
- Информация о материале
Тема о чрезмерной налоговой нагрузке муссируется в Украине давно. В 2010 г. в первой редакции Налогового кодекса правительство запланировало существенное снижение налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость — соответственно 16 и 17%. Еще раньше, в 2003-м, снизили и установили единую для всех ставку налога на доходы физических лиц — 15%. Как мы уже знаем из истории, от всего этого со временем пришлось отказаться. Сейчас правительство готовит очередные предложения по уменьшению ставок единого социального взноса (ЕСВ), аргументируя это тем, что они одни из самых больших в мире. Но действительно ли в Украине такая высокая налоговая нагрузка на заработную плату, тем более с учетом демографической ситуации, которая, без преувеличения, является одной из наихудших в мире? И действительно ли такое уменьшение само по себе даст желаемый эффект по детенизации заработных плат, без обеспечения других необходимых предпосылок?
В начале прошлого века, когда начала появляться система государственного пенсионного обеспечения, наблюдался устойчивый естественный прирост населения. Это позволяло перераспределять доходы, создаваемые работающими поколениями, в пользу пенсионеров, и устанавливать ниже необходимых (при отсутствии эффектов пенсионной пирамиды) возраст выхода на пенсию и ставки отчислений в пенсионные фонды.
Но со временем норма рождаемости во многих странах снизилась до уровня, при котором не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизведение. Повышение уровня жизни населения привело к росту средней продолжительности жизни с рождения, что естественно требовало соответствующего повышения пенсионного возраста. На эти меры правительства шли неохотно. Некоторые из развитых стран начали проводить активную иммиграционную политику, что позволяло компенсировать снижение уровня рождаемости и сохранять пирамиду системы государственного пенсионного обеспечения. За счет этого не были повышены ставки обязательных отчислений в пенсионные фонды, не был уменьшен коэффициент замещения (соотношение между пенсией и заработной платой при выходе на пенсию).
В совершенно иной ситуации оказались постсоветские страны (в частности, и Украина), где снижение уровня рождаемости совпало с массовой эмиграцией населения после распада СССР. Как следствие, пенсионная пирамида начала разрушаться со всеми вытекающими последствиями. Действия правительств на постсоветском пространстве были направлены на повышение размеров отчислений в пенсионные фонды и уменьшение пенсионных выплат, что лишь частично решало проблему несоответствия возраста выхода на пенсию демографическим изменениям.
Проведение пенсионной реформы в 2011 г., которая предусматривала увеличение возраста выхода на пенсию для женщин и повышение необходимого стажа для некоторых категорий работников, позволило немного сбалансировать смету Пенсионного фонда Украины. Но расходы солидарного уровня пенсионной системы по-прежнему остаются самыми высокими в мире — свыше 17% ВВП, что требует огромных вливаний из государственного бюджета (табл. 1).
В условиях разбалансированной пенсионной системы правительство запланировало существенное снижение ЕСВ. Традиционно считается, что в Украине является значительной налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Для того чтобы развенчать этот миф, сравним с другими странами мира.
В международной практике общим показателем налоговой нагрузки на заработную плату является отношение всех обязательных налогов и социальных взносов к общим расходам на оплату труда. Существуют два подхода к определению этого показателя на микро- и макроуровнях.
Первый подход, используемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), базируется на микроанализе налоговой нагрузки — taxwedge, которая определяется для восьми различных групп наемных работников в зависимости от их семейного положения, состава семьи и уровня доходов. Как показано на рис. 1, уровень налоговой нагрузки для одной из таких групп (неженатый работник без детей со средней заработной платой) в Украине — 41,1%, превышает среднее значение в странах ОЭСР — 35,9%. Однако за счет того, что налоговая нагрузка на заработные платы, превышающие среднюю более чем в 1,5 раза, ниже, чем в странах ОЭСР, средневзвешенный уровень этого показателя несколько ниже, чем для указанной выше группы, — 38,6% (рис. 2).
Второй подход, используемый Eurostat, предусматривает определение непрямой ставки налогообложения расходов на оплату труда (implicittaxrateonemployed) в целом по экономике, которая определяется как отношение суммы всех прямых и непрямых налогов, а также социальных взносов, которые платят работники и работодатели, к общим расходам на оплату труда. Непрямая ставка на заработную плату отображает общую агрегированную налоговую нагрузку на заработную плату, а не в разрезе групп наемных работников, как в случае методики ОЭСР.
Следовательно, чтобы определить в Украине непрямую ставку на расходы на оплату труда, в табл. 2 приведены общие затраты работодателей и сумма общеобязательных налогов и социальных отчислений, связанных с выплатой заработной платы.
Определено, что в 2013 г. средневзвешенная ставка начислений на фонд оплаты труда в формальном секторе экономики составляла 38,6%, а непрямая ставка налогообложения расходов на оплату труда — 37,3%. То есть последний показатель в Украине превышает соответствующее значение в странах ЕС-27 только на 1% и не является самым высоким в Европе, как это утверждается в обнародованной Кабинетом министров концепции реформирования налоговой системы Украины. Напомним, в концепции отмечается, что общая налоговая нагрузка на зарплатные доходы в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС-27, и составляет 54,5%. Ошибка правительственных расчетов состоит в том, что НДФЛ и ЕСВ соотносятся с фондом оплаты труда, в то время как в международной методике обязательные платежи соотносятся с общими затратами на оплату труда.
По результатам исследований ставки налогообложения затрат на оплату труда установлено, что ставки налогообложения в Украине несколько выше, чем средние показатели развитых стран и не являются самыми высокими, как это традиционно считается. В частности, средневзвешенный уровень налоговой нагрузки, определенный на микроуровне, в Украине в 2013 г. составлял 38,6%, а непрямая ставка налогообложения, определенная на макроуровне, составила 37,3% (отличие среднего уровня налоговой нагрузки в Украине (СНН — 38,6%) и непрямой ставки налогообложения (37,3%) обусловлено тем, что при определении СНН не учитывается налоговая социальная льгота на детей, а также налоговые скидки по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные статьей 166 НКУ). Вместе с тем в странах ЕС непрямая ставка налогообложения выплат по оплате труда составляет 36,1%.
Исходя из предпосылки о наличии в Украине значительной налоговой нагрузки на зарплатные доходы, правительство предложило следующую схему налогообложения зарплатных доходов:
— 41% ЕСВ для суммы месячного дохода до одной минимальной заработной платы (МЗП, до 1218 грн), базой начисления которого является одна МЗП;
— 41% ЕСВ для суммы месячного дохода от одной до двух МЗП (1218–2436 грн), базой начисления которого является фактически начисленная зарплата;
— 15% ЕСВ для суммы превышения месячного дохода более двух МЗП (от 2436 грн);
— 15% НДФЛ — для доходов до
12,5 тыс. грн в месяц;
— 17% НДФЛ — для доходов от
12,5 тыс. до 42 тыс. грн в месяц (с суммы превышения);
— 20% НДФЛ — для доходов от
42 тыс. до 83 тыс. грн в месяц (с суммы превышения);
— 25% НДФЛ — для доходов свыше 83 тыс. грн в месяц (с суммы превышения).
Основным преимуществом такого предложенного правительством варианта является повышенный уровень налогообложения для работающих на неполной ставке, поскольку базой начисления ЕСВ будет не фактическая заработная плата, а минимальный уровень заработной платы. Правительство справедливо рассчитывает на то, что это станет стимулом для вывода заработных плат работников, которые не являются совместителями и работают на половину или четверть ставки.
К негативным сторонам предложенных изменений можно отнести следующие:
1. Принятие указанных изменений приведет к общим недопоступлениям в бюджет сектора общего государственного управления в объеме 28 млрд грн, поскольку средняя ставка снизится с 38,6 до 34%.
2. Снижение ЕСВ для работников с высокими заработными платами приведет к более высокой налоговой нагрузке на выплаты по оплате труда низкооплачиваемых работников — 36,6% (в случае минимальной заработной платы) по сравнению с более низким уровнем налоговой нагрузки на высокие заработные платы — до 30%, что противоречит международной практике и социальной справедливости.
Снижение уровня налоговой нагрузки на расходы по оплате труда необходимо, но выгоды от такого шага нужно соотносить с негативным влиянием на состояние государственных финансов. В условиях реального дефицита сектора общего государственного управления, который достигнет в 2015 г. 15% ВВП, и ограниченных возможностей сокращения расходов Пенсионного фонда Украины резкое снижение налоговой нагрузки увеличит разрыв между собственными доходами и расходами ПФУ до 7,5–8% ВВП, что может стать дополнительным дестабилизирующим фактором устойчивости государственных финансов.
Рассчитывать на то, что только снижение налоговой нагрузки автоматически приведет к уменьшению теневого сектора тоже наивно. В Украине далеко не самый высокий уровень налоговой нагрузки, а во многих странах с большим его уровнем доля теневой экономики намного ниже, чем в Украине. Дело не только в уровне налогообложения, но и в вероятности наступления и размере ответственности за уклонение от уплаты налогов. На практике в Украине меры по привлечению к ответственности за уклонение от уплаты налогов являются недостаточными и декларативными, о чем свидетельствует соответствующая статистика.
По официальным данным ГФС, в Украине в течение шести месяцев 2010 г. за уклонение от уплаты налогов посадили в тюрьму 20 человек, что в годовом выражении составляет 0,0001д от общего количества населения. Вместе с тем в США и Великобритании в 2012 г. оказались в заключении
2000 и 355 человек, что составляет, соответственно, 0,0064 и 0,0056д от количества населения (и это при том, что уровень теневой экономики в этих странах в разы меньше, чем в Украине).
В этих условиях без введения непрямой оценки доходов физических лиц, реформирования фискальной службы, следственных и судебных органов, отвечающих за привлечение к ответственности налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов, снижение уровня налоговой нагрузки приведет к еще большему ухудшению состояния государственных финансов или прозябанию большинства пенсионеров, которые не отягощены пенсиями, назначенными по специальному законодательству.
- Информация о материале
За новогодне-рождественскими праздниками, а также трагическими событиями, развернувшимися во Франции, проевропейская украинская общественность едва не пропустила историческое событие. Новость о немпоявилась 6 января.
Как сообщил заместитель министра внутренних дел Украины, руководитель аппарата Сергей Чеботарь, Украина сможет пользоваться преимуществом, которое до сих пор страны получали только на этапе вступления в Евросоюз.
«Новые номерные знаки стран Европы, которые используются на этапе обретения членства в Европейском союзе, в Украине будут введены уже с 31 марта этого года», - процитировал милицейского чиновника официальный сайт МВД.
«Это связано с подписанием Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом», - сообщил ряд других СМИ, ссылаясь на информацию ГАИ.
ГАИ издавна обосновывает «номерную реформу» необходимостью выполнения условий ассоциации - такие заявления звучали от автоинспекции еще в ноябре, в ответах на запросы. А вот шаг к членству - это уже новый тезис.
Такое сочетание не могло не смутить «Европейскую правду», ведь Соглашение априори не выдвигает Украине таких требований, которые появляются у Брюсселя на этапе обретения страной членства в ЕС.
Поэтому мы направили запрос по поводу существования таких требований в представительство ЕС в Украине.
Ответ ЕС, полученный в пятницу, оказался ожидаемо жестким: там пояснили, что в МВД говорят неправду. Соглашение с ЕС не содержит никаких требований по этому поводу.
«В Соглашении об ассоциации нет никаких норм относительно внешнего вида регистрационных номеров автомобилей. Даже в ЕС нет гармонизации по этому поводу. Единственная норма - наличие символа ЕС с левой стороны», - заявили в представительстве, где, как оказалось, также обратили внимание на странные заявления МВД.
Собственно, тот факт, что в ЕС нет единого стандарта номеров, известен любому, кто время от времени путешествует по Европе.
В ЕС действительно с 1998 года существует стандарт о наличии с левой стороны номерного знака лого ЕС на синем фоне. Желающие могут ознакомиться с подробным описанием в базе законодательства Евросоюза.
Так вот, именно этот стандарт ЕС не будет соблюден в новых номерах.
Ведь сообщается, что «звездочки» появятся на украинских номерах только после «вступления Украины в ЕС» (в ГАИ, видимо, убеждены, что нас туда примут). А суть стандарта - именно в «звездочках».
К слову, для понимания: даже перед вступлением в ЕС в стране нет необходимости менять номерные знаки на автомобилях. Чтобы доказать это, достаточно... опять же, просто проехаться по улицам европейских городов.
Старых знаков полно не только в новичке ЕС - Хорватии...
...но и в стране-основателе союза - Бельгии. Обратите внимание, эти авто - явно новее 1998 года, с которого действует стандарт ЕС. Т.е. выдают их в настоящее время.
Так зачем же ГАИ говорит нам неправду о необходимости внедрить новые стандарты?
Автор видит две наиболее вероятных причины. Или это патологическая привычка врать, или желание «прикрыть евростандартом» какую-то не слишком честную схему.
Какая из них реальная - пока неясно (и не исключено, что есть третья, или даже сочетание первых двух).
К слову, Украина - не первая страна, в которой на пути сближения с ЕС у власти появляется желание принять что-то «ну очень евроинтеграционное», вводя общество в заблуждение.
Например, автору приходилось слышать, как в Чехии в свое время перед вступлением в ЕС пролоббировали норму об обязательной установке бесконтактных кранов в туалетах в местах общего пользования.
Впоследствии выяснилось, что такого требования в ЕС не существует, но избранные производители бесконтактной сантехники успели неплохо подзаработать.
Но вернемся к нашему примеру с номерами.
МВД декларирует еще одну ОЧЕНЬ благородную цель своей новации, кроме «фальсифицированной европейской».
Речь идет о желании избавиться от «прокладки», которая оформила патент на старое изображение номерных знаков.
Это привычный для предыдущей власти метод нажиться на госзакупках. Именно он был одним из «ручейков питания» бенефициаров печально известного концерна ЕДАПС, которые оформили патент на обложку паспорта (по сути, на герб Украины) и в течение долгого времени получали от государства роялти - платежи за использование объекта интеллектуального права.
В МВД говорят, что теперь зарегистрировали интеллектуальную собственность на себя.
Это более чем похвально. Но для чего тогда было выдумывать историю с «европейскими требованиями» к знакам?
Хотя объяснение может быть очень простым.
Возможно, причина в том, что с самого начала в ГАИ также планировали ввести свою фирму-прокладку в систему интеллектуальной собственности на номерные знаки?
Они даже сделали все шаги для этого - совладельцем зарегистрированного дизайна новых знаков оказалась... никому не известная частная компания ТОВ «Голден Флора», которая до тех пор, к слову, не имела никакого опыта работы в сфере интеллектуальной собственности.
И лишь в октябре, после огласки этого факта в медиа и в ответ на начинающийся скандал, гаишники одумались и вернули новые номера в собственность МВД.
Впоследствии в МВД нашли «творческое объяснение« этому факту - мол, «прокладка» была нужна им для процесса регистрации интеллектуальной собственности. Любой бизнесмен объяснит, что это - откровенная ложь, ведь посредник в регистрации интеллектуального права НИКОГДА не действует таким образом - путем вхождения в структуру собственности.
Конечно, это уже дело прошлое.
Хорошо, что, в конце концов, посредника нет.
Но следить за действиями ГАИ при подготовке к выдаче новых номеров придется очень внимательно.
Потому что слишком уж много лжи исходит от этого ведомства в процессе подготовки к их внедрению.
А ложь государственного органа точно не является европейским стандартом.
- Информация о материале
Через год, с 1 января 2016-го, должна вступить в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Между тем достигнутый в сентябре в Брюсселе «компромисс» о ее отсрочке в обмен на отказ России от торговой войны против Украины на самом деле означает не решение проблемы, а лишь ее отсрочку.
Чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, в Москве подготовили правительственное постановление об автоматическом введении в действие пакета ограничительных мер против украинских товаров сразу после вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС.
Россия угрожает в течение 10 дней от начала имплементации Соглашения поднять пошлины на украинские мясо, молочную и кондитерскую продукцию, фрукты и зерновые, а также на пиво, вина, спирт и сигареты. В списке оказались и легковые автомобили, автобусы, холодильники, одежда, обувь и сантехника, изделия из черных металлов, стекло, цемент, бетон, пластмасса, минеральные удобрения, пассажирские и грузовые суда, продукция машиностроения, косметика, а также ткани, мебель, спортивное оборудования.
В ЕС происходит довольно динамичный процесс ратификации Соглашения об ассоциации членами ЕС. Кроме Европарламента эту процедуру уже прошли Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия, Швеция, Дания, Хорватия и Мальта. Если раньше завершение ратификации всеми членами ЕС прогнозировалось до 2016-го или даже 2017 года, то теперь прогнозы более оптимистичны: середина или в крайнем случае конец 2015 года. Поэтому дальше откладывать вступление в силу ее экономической частью было бы странно.
А это значит, что и Киеву, и Брюсселю следовало бы уже сейчас осуществить ряд подготовительных мероприятий для минимизации негативных последствий прогнозируемой торговой блокады со стороны РФ. Тем более, что в середине декабря российский премьер-министр Дмитрий Медведев снова угрожал Украине потерями на $15 млрд ежегодно, когда экономическая часть Соглашения таки вступит в силу.
Стереотип, что Россия или Таможенный союз - крупнейший рынок сбыта для украинских предприятий, уже давно не имеет ничего общего с реальностью. За последние три года зависимость Украины от российского рынка сбыта резко уменьшилась. Стала разнообразнее товарная структура отечественного экспорта, расширился сбыт на новых рынках в странах Азии и Африки, увеличился экспорт на европейский рынок после введения ЕС односторонних преференций для украинских поставщиков.
Потеря части экспортных мощностей на Донбассе и имеющиеся ограничения России на украинские товары уже создали все условия для сравнительно безболезненного покидания Украиной российского рынка сбыта. В августе - сентябре 2014 года доля РФ в общем вывозе товаров из Украины упала до 16,9%, а вместе с сателлитами, которые с 1 января 2015-го стали участниками Евразийского экономического союза (Казахстан, Беларусь и Армения), - до 23%. Далее тенденция сохранилась: в октябре - до 15,7% и 21,7%, в ноябре - соответственно до 14,7% и 19,8%.
Сегодня для Украины приоритетными являются совсем другие направления сбыта товаров. Так, за 11 месяцев текущего года наибольшая их доля реализована на рынках государств Средиземноморья (24,3%, в ноябре она выросла до 26,5%), в том числе и нескольких членов ЕС (Италия, Испания, Греция и др.). Еще 23,2% (22% в ноябре) - в других странах Евросоюза. Как видим, Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу лишь на третьем месте.
Более того, в Китай и другие страны Дальнего Востока (Японию, Южную Корею и Тайвань) в ноябре было ввезено украинских товаров также только в 1,5 раза меньше, чем в РФ (9,4% против 14,7%). И поскольку поставки на эти рынки в последнее время динамично растут, а в Россию - падают, то уже в скором времени они могут быть более значимыми для Украины.
Другими серьезными потребителями украинских товаров стали страны Южной Азии (Индия, Пакистан и Бангладеш), куда за 11 месяцев 2014 поступило 4,4%, в ноябре уже 6,4% всего нашего экспорта, а также региона Персидского залива (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Оман) - соответственно 5,3% и 4%.
Уже сейчас потеря даже всего российского рынка была бы менее болезненной, чем потеря его части, которую украинская экономика пережила за последние три года. Например, за III квартал 2014-го экспорт в РФ составил $2,4 млрд, а за тот же период 2011-го - $5,4 млрд. В ноябре 2014-го аналогичные показатели равнялись соответственно $0,59 млрд и $1,68 млрд.
Поэтому об угрозе потери $15 млрд, о которой говорят российские руководители, речь не идет хотя бы потому, что весь потенциальный украинский экспорт в РФ в 2015 году даже без дополнительных ограничений с ее стороны не превысит $5-6 млрд. Особенно учитывая существенное проседание рубля и ожидаемый там экономический спад. А к моменту вступления в силу ЗСТ с ЕС (1 января 2016 года) и вероятной отмены РФ по Украине Соглашения о ЗСТ в СНГ доля России в украинском экспорте вполне может уменьшиться до некритичных 10-12%.
Наиболее зависимыми от российского рынка сбыта все еще остаются до 10 групп товаров,объем экспорта которых в РФ вгодовом измерении составляет более $50 млн, а доляв общем выпуске такойпродукции - более 20%. Это машины иоборудование (кроме электрических), железнодорожные локомотивы, некоторые виды продукции химической промышленности, пластмассы и полимерные материалы, бумага и картон, керамические изделия, комплектующие к автотранспортным средствам, мебель.
Общий объем их поставок в Россию в августе - октябре 2014 года составил 7,3% украинского экспорта во все страны мира. Доля производителей упомянутых видов продукции в промышленном производстве Украины в январе - октябре 2014-го - 14,5%. И здесь действительно нужна государственная программа: каким производствам нужно позволить умереть, а какие поддержать в переориентации на внутренний или альтернативные внешние рынки.
В конце концов, при высокой экспортоориентированности производителей машин и оборудования (52,2%), железнодорожных локомотивов (61,6%), комплектующих к автотранспортным средствам (77%) их доля в промышленном производстве страны - умеренная (соответственно 2,5%, 1% и 0,5%).
В настоящее время на российский рынок фактически заблокированы поставки большинства украинских продовольственных товаров. В частности, в мае Россельхознадзор ограничил поставки мяса, в июне - продовольственного картофеля и кукурузы, ужесточил требования к документации на ввоз нашей пищевой продукции животного происхождения.
В июле Российская санитарная служба полностью запретила ввоз молочной, плодоовощной продукции, рыбных консервов, соков. Также под запретом находились свинина и продовольственный картофель, пиво. В августе Россельхознадзор заблокировал поставки из Украины сои, подсолнечника, кукурузной крупы и соевого шрота. Поэтому производителям этих товаров уже нечего там терять.
Зато есть что приобретать на альтернативных рынках. Например, европейском, где продолжается сертификация украинских поставщиков агропродукции: по состоянию на 1 декабря 2014 года уже 211 наших предприятий, по данным Минагрополитики, имели право экспортировать в страны - члены ЕС, в частности, мясо птицы и мясные продукты, яйца и яичные продукты, рыбу и изделия из нее, мед и другие продукты пчеловодства.
В конце концов, Россия уже сейчас не имеет поддержки сателлитов по Таможенному союзу, когда речь идет о торговой войне против Украины, а на их рынки поставляется ¼ всего нашего экспорта в ТС. Так, летом 2014 года на заседании Евразийской экономической комиссии предложение РФ повысить пошлины на украинские товары не поддержали Беларусь и Казахстан.
Ведь им это политически мотивированный шаг отнюдь не нужен. А для Беларуси может иметь еще и катастрофические последствия в случае введения Украиной ограничений на импорт ее товаров, которые Москве трудно будет компенсировать в нынешних сложных условиях. Именно поэтому в отношениях с Киевом Александр Лукашенко часто пытается занимать независимую от Кремля позицию. А после обвала цен на нефть и российского рубля также призвал свое правительство немедленно искать новые рынки сбыта и не считать рынок РФ главным покупателем белорусских товаров.
- Информация о материале
Страница 675 из 1561
