Без изменений в Бюджетном кодексе невозможно принять закон о государственном бюджете на следующий год. Под этим лозунгом правительство склонило большинство в Раде к принятию бюджетной децентрализации.
Доходы местных бюджетов
С 2015 г. порядок распределения налоговых поступлений между государственным и местными бюджетами станет иным. Центральная власть готова поделиться с регионами частью этих средств. Среди основных новаций стоит выделить передачу в регионы средств от оплаты административных услуг и госпошлины. Однако в госказне все же останутся некоторые доходы от этой статьи. Туда будет поступать половина административного сбора от госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей.
Поступления от налога на доходы физлиц также будет происходить по новым правилам. Бюджеты городов областного значения и районов получат 60% от этих средств, областные бюджеты - 15%, бюджет Киева - 40%. Также на местах останутся доходы, полученные в результате сбора налога на прибыль предприятий частного сектора экономики. В областные бюджеты уйдет 10% этих средств.
Местные бюджеты полностью получат в свое распоряжение сборы от налога на недвижимость. Его базу расширяют за счет привлечения в налогообложение коммерческого (нежилого) имущества.
Произошли изменения в структуре распределения экологического налога. В госбюджет будет поступать 20% средств от него, а в местные бюджеты, соответственно, – 80%. Если рассматривать распределение средств по уровням местных бюджетов, то в областях будет оставаться 55% экологического налога, в селах, поселках и городах – 25% средств. Для столицы действует своя система, и в бюджете Киева будет оставаться 80% этих налоговых поступлений.
Изменения в Бюджетном кодексе должны упростить для местных властей процедуру кредитования в международных финансовых организациях. В Кабмине полагают, что это будет возможно потому, что с 2015 г. регионам станет легче гарантировать возврат средств и доказывать свою платежеспособность перед кредиторами.
Обслуживать средства бюджетов местные власти смогут в учреждении по собственному выбору – либо в органах Казначейства, либо в банках.
Право тратить
Правительство полагает, что новые доходы от налогов позволят местным бюджетам финансировать государственные ветеринарные больницы и ветеринарные лаборатории. Благодаря проведению лечебных, диагностических, профилактических работ и контролю за качеством продуктов, местные власти смогут пресекать эпидемии среди животных. Это немаловажно, учитывая то, как часто за последние годы в Украине и на ее границах фиксировали вспышки инфекционных заболеваний животного происхождения.
Кабмин также стал идеологом децентрализации расходов в социально-культурной сфере. Исходя из принципа субсидарности, в новой редакции Бюджетного кодекса он предусмотрел передачу с государственного на местный уровень некоторых мероприятий и учреждений образовательной, медицинской и культурной сфер.
Кодексом предусмотрено, что из местных бюджетов отныне можно направлять средства на муниципальные формирования по охране общественного порядка. Это станет шагом к созданию муниципальной полиции.
Также отныне законодательством закреплено право местных властей строить, ремонтировать, содержать и проводить реконструкцию не только дорог местного значения, но также улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.
Дальнейшая судьба кодекса
«По предварительным расчетам рост ресурса местных бюджетов в 2015 г. составит более 30 млрд. грн., - обозначили авторы изменений в пояснительной записке к новой редакции Бюджетного кодекса. - Поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализации, то в будущем такие изменения дадут синергетический эффект и доходы местных бюджетов возрастут в два-три раза. Таким образом, в распоряжении органов местного самоуправления будет ресурс для решения вопросов развития громад».
Тем не менее, голосование за бюджетную децентрализацию было непростым. В течение нескольких дней депутаты вносили в законопроект правки, и на этом останавливаться не собираются.
«Бюджетный кодекс и в дальнейшем будет совершенствоваться, будут вноситься поправки. По результатам первого квартала 2015 году мы будем видеть, насколько необходимыми будут его корректировки», - пообещал народный депутат, председатель комитета по вопросам бюджета Андрей Павелко.
Работать предстоит и дальше хотя бы потому, что бюджетная и налоговая децентрализация – лишь часть реформы. Для того чтобы она заработала в полную силу, депутатам еще предстоит внести поправки приблизительно в две сотни законов.