Через год, с 1 января 2016-го, должна вступить в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Между тем достигнутый в сентябре в Брюсселе «компромисс» о ее отсрочке в обмен на отказ России от торговой войны против Украины на самом деле означает не решение проблемы, а лишь ее отсрочку.
Чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, в Москве подготовили правительственное постановление об автоматическом введении в действие пакета ограничительных мер против украинских товаров сразу после вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС.
Россия угрожает в течение 10 дней от начала имплементации Соглашения поднять пошлины на украинские мясо, молочную и кондитерскую продукцию, фрукты и зерновые, а также на пиво, вина, спирт и сигареты. В списке оказались и легковые автомобили, автобусы, холодильники, одежда, обувь и сантехника, изделия из черных металлов, стекло, цемент, бетон, пластмасса, минеральные удобрения, пассажирские и грузовые суда, продукция машиностроения, косметика, а также ткани, мебель, спортивное оборудования.
В ЕС происходит довольно динамичный процесс ратификации Соглашения об ассоциации членами ЕС. Кроме Европарламента эту процедуру уже прошли Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия, Швеция, Дания, Хорватия и Мальта. Если раньше завершение ратификации всеми членами ЕС прогнозировалось до 2016-го или даже 2017 года, то теперь прогнозы более оптимистичны: середина или в крайнем случае конец 2015 года. Поэтому дальше откладывать вступление в силу ее экономической частью было бы странно.
А это значит, что и Киеву, и Брюсселю следовало бы уже сейчас осуществить ряд подготовительных мероприятий для минимизации негативных последствий прогнозируемой торговой блокады со стороны РФ. Тем более, что в середине декабря российский премьер-министр Дмитрий Медведев снова угрожал Украине потерями на $15 млрд ежегодно, когда экономическая часть Соглашения таки вступит в силу.
Стереотип, что Россия или Таможенный союз - крупнейший рынок сбыта для украинских предприятий, уже давно не имеет ничего общего с реальностью. За последние три года зависимость Украины от российского рынка сбыта резко уменьшилась. Стала разнообразнее товарная структура отечественного экспорта, расширился сбыт на новых рынках в странах Азии и Африки, увеличился экспорт на европейский рынок после введения ЕС односторонних преференций для украинских поставщиков.
Потеря части экспортных мощностей на Донбассе и имеющиеся ограничения России на украинские товары уже создали все условия для сравнительно безболезненного покидания Украиной российского рынка сбыта. В августе - сентябре 2014 года доля РФ в общем вывозе товаров из Украины упала до 16,9%, а вместе с сателлитами, которые с 1 января 2015-го стали участниками Евразийского экономического союза (Казахстан, Беларусь и Армения), - до 23%. Далее тенденция сохранилась: в октябре - до 15,7% и 21,7%, в ноябре - соответственно до 14,7% и 19,8%.
Сегодня для Украины приоритетными являются совсем другие направления сбыта товаров. Так, за 11 месяцев текущего года наибольшая их доля реализована на рынках государств Средиземноморья (24,3%, в ноябре она выросла до 26,5%), в том числе и нескольких членов ЕС (Италия, Испания, Греция и др.). Еще 23,2% (22% в ноябре) - в других странах Евросоюза. Как видим, Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу лишь на третьем месте.
Более того, в Китай и другие страны Дальнего Востока (Японию, Южную Корею и Тайвань) в ноябре было ввезено украинских товаров также только в 1,5 раза меньше, чем в РФ (9,4% против 14,7%). И поскольку поставки на эти рынки в последнее время динамично растут, а в Россию - падают, то уже в скором времени они могут быть более значимыми для Украины.
Другими серьезными потребителями украинских товаров стали страны Южной Азии (Индия, Пакистан и Бангладеш), куда за 11 месяцев 2014 поступило 4,4%, в ноябре уже 6,4% всего нашего экспорта, а также региона Персидского залива (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Оман) - соответственно 5,3% и 4%.
Уже сейчас потеря даже всего российского рынка была бы менее болезненной, чем потеря его части, которую украинская экономика пережила за последние три года. Например, за III квартал 2014-го экспорт в РФ составил $2,4 млрд, а за тот же период 2011-го - $5,4 млрд. В ноябре 2014-го аналогичные показатели равнялись соответственно $0,59 млрд и $1,68 млрд.
Поэтому об угрозе потери $15 млрд, о которой говорят российские руководители, речь не идет хотя бы потому, что весь потенциальный украинский экспорт в РФ в 2015 году даже без дополнительных ограничений с ее стороны не превысит $5-6 млрд. Особенно учитывая существенное проседание рубля и ожидаемый там экономический спад. А к моменту вступления в силу ЗСТ с ЕС (1 января 2016 года) и вероятной отмены РФ по Украине Соглашения о ЗСТ в СНГ доля России в украинском экспорте вполне может уменьшиться до некритичных 10-12%.
Наиболее зависимыми от российского рынка сбыта все еще остаются до 10 групп товаров,объем экспорта которых в РФ вгодовом измерении составляет более $50 млн, а доляв общем выпуске такойпродукции - более 20%. Это машины иоборудование (кроме электрических), железнодорожные локомотивы, некоторые виды продукции химической промышленности, пластмассы и полимерные материалы, бумага и картон, керамические изделия, комплектующие к автотранспортным средствам, мебель.
Общий объем их поставок в Россию в августе - октябре 2014 года составил 7,3% украинского экспорта во все страны мира. Доля производителей упомянутых видов продукции в промышленном производстве Украины в январе - октябре 2014-го - 14,5%. И здесь действительно нужна государственная программа: каким производствам нужно позволить умереть, а какие поддержать в переориентации на внутренний или альтернативные внешние рынки.
В конце концов, при высокой экспортоориентированности производителей машин и оборудования (52,2%), железнодорожных локомотивов (61,6%), комплектующих к автотранспортным средствам (77%) их доля в промышленном производстве страны - умеренная (соответственно 2,5%, 1% и 0,5%).
В настоящее время на российский рынок фактически заблокированы поставки большинства украинских продовольственных товаров. В частности, в мае Россельхознадзор ограничил поставки мяса, в июне - продовольственного картофеля и кукурузы, ужесточил требования к документации на ввоз нашей пищевой продукции животного происхождения.
В июле Российская санитарная служба полностью запретила ввоз молочной, плодоовощной продукции, рыбных консервов, соков. Также под запретом находились свинина и продовольственный картофель, пиво. В августе Россельхознадзор заблокировал поставки из Украины сои, подсолнечника, кукурузной крупы и соевого шрота. Поэтому производителям этих товаров уже нечего там терять.
Зато есть что приобретать на альтернативных рынках. Например, европейском, где продолжается сертификация украинских поставщиков агропродукции: по состоянию на 1 декабря 2014 года уже 211 наших предприятий, по данным Минагрополитики, имели право экспортировать в страны - члены ЕС, в частности, мясо птицы и мясные продукты, яйца и яичные продукты, рыбу и изделия из нее, мед и другие продукты пчеловодства.
В конце концов, Россия уже сейчас не имеет поддержки сателлитов по Таможенному союзу, когда речь идет о торговой войне против Украины, а на их рынки поставляется ¼ всего нашего экспорта в ТС. Так, летом 2014 года на заседании Евразийской экономической комиссии предложение РФ повысить пошлины на украинские товары не поддержали Беларусь и Казахстан.
Ведь им это политически мотивированный шаг отнюдь не нужен. А для Беларуси может иметь еще и катастрофические последствия в случае введения Украиной ограничений на импорт ее товаров, которые Москве трудно будет компенсировать в нынешних сложных условиях. Именно поэтому в отношениях с Киевом Александр Лукашенко часто пытается занимать независимую от Кремля позицию. А после обвала цен на нефть и российского рубля также призвал свое правительство немедленно искать новые рынки сбыта и не считать рынок РФ главным покупателем белорусских товаров.