Пакет законопроектов по децентрализации нынешний спикер Владимир Гройсман и президент Петр Порошенко называли приоритетом в работе Верховной Рады нового созыва. Предполагалось, что депутаты примут их в октябре-ноябре, но год близится к концу, а реформы нет до сих пор. На сайте Минрегионстроя с весны ждут своего часа разъяснения, парламент колдует над изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы, однако эти действия – косметические.
Говорим, но не делаем
В своем плане реформ Кабмин уделили децентрализации только три строчки. Там обозначено, что налоговая и бюджетная децентрализация, через изменения в кодексах, запустят в 2014 году. Закон об архитектурном и строительном контроле правительство желает получить от ВР в I квартале следующего года. В течение 2015 г. Кабмин также предполагает открытие «прозрачных офисов» в органах местной власти. В этих намерениях нет ничего невозможного, но Кабмин не может убедить депутатов принять даже первый из обязательных пунктов. Хотя в устах политиков слово «децентрализация» продолжает звучать с завидным постоянством.
«На следующей неделе я собираюсь предложить создание конституционной комиссии, главной целью которой должно стать внесение изменений в Конституцию уже в 2015 году, главным содержанием которых должна стать децентрализация власти», - заявил Петр Порошенко во время своего недавнего визита в Польшу.
До недавнего времени главным идеологом реформы был Владимир Гройсман. К его заслугам можно отнести адаптацию законопроектов, формирование концепций, популяризацию реформы. Но его преемник на посту вице-премьера–министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко полагает, что сейчас упор нужно делать на добровольное объединение территориальных общин (этот закон приняла ВР предыдущего созыва). То есть ставку делают на заведомо неработающие нормы. Ведь, несмотря на изящество закона, украинские громады не спешат объединяться. Другие его высказывания также скорее декларативные, а не реформаторские.
«Никакая децентрализация, передача полномочий в местные органы невозможны, если мы не дерегулируем эту систему», - говорит Зубко.
Вот только заявления чиновников, намерения по созданию комиссий и лаконичные планы Кабмина едва ли оценят зарубежные кредиторы, которые пока что вежливо, но настойчиво повторяют: нет реформ – нет денег. А вот без зарубежных средств Украине не обойтись. Это сейчас понимают все. Причем представители ЕС и США уже не просто настаивают на качественных изменениях. Они прямо указывают на необходимость децентрализации.
«В идеале украинские регионы, в том числе и русскоязычные, получат большую автономию, больший контроль над бюджетом и самоуправления. Уже принято важное антикоррупционное законодательство - у страны есть возможность провести в жизнь необходимые реформы», - полагает помощница госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Ей вторят и в Европе «Требуется комплексное решение для Украины, чтобы это была децентрализованная (или федерализированная) страна», - прямо говорит председатель Европейского совета Герман ван Ромпей.
Требования из-за рубежа не голословны – их готовы подкрепить и финансами. ЕС предлагает на проведение реформы 55 млн. евро. Средства готовы выделять и отдельные страны. Например, Швеция готова дать 3,5 млн. евро.
В Украину приезжают реформаторы из других стран, которые готовы делиться опытом. Недавняя делегация стран Вышеградской группы даже разделила между собой ответственность за разные направления. Опытом децентрализации и реформы местного самоуправления готова делиться Польша, на которую наше правительство и равнялось при создании концепции.
Но планы нарисованы, переговоры прошли в теплой и дружеской обстановке, а за законопроекты никто по-прежнему не голосует. Естественно, не без причины.
Ставка на личность
Децентрализация особенно остро была нужна Украине весной и летом во время пика противостояния на Востоке. После Минских договоренностей и режима перемирия Украина отодвинула этот вопрос. Очевидно, что к центральной власти вернулись все ее демоны, и она испугалась укрепления регионов.
Ведь децентрализация подразумевает появление новых региональных политических элит. Пусть и не с первого раза и не везде, но украинцы выберут ярких харизматичных лидеров, которым станет тесно в границах громады или района. Больше того, именно децентрализация может стать тем «социальным лифтом», который десятилетиями не работает в нашей стране. Но создавать конкурентов для себя центральная власть не хочет.
Второй щекотливый вопрос – интересы нынешних местных властей, которыми пригреты места, налажены схемы и связи, решены щекотливые вопросы. Расшевелить их невозможно - необходимо изменить состав. И, совершенно естественно, местная власть этому противится.
Так или иначе, реформа сводится к личностями их интересам. Ради них важную реформу упорно оттягивают, хотя поддержка среди населения есть. Еще весной соцопросы показали, что 60% украинцев поддерживали идею расширения прав регионов и местных общин. Процент мог быть и выше, если бы суть децентрализации людям объясняли эксперты. Сейчас этот потенциал есть.
«Я убежден, что Украине по силе провести реформы, - заявил во время круглого стола в Украинском кризисном медиа-центре Микулаш Дзуринда, экс-премьер-министр Словакии. - У вас достаточно профессионалов, компетентных ученых, экспертов. Но должен быть конкретный человек, ответственный за проведение реформ».
Последнее замечание особенно важно. Без популяризаторов реформа так и останется невоплощенной. Именно появление такого человека в Кабмине или в кругу советников Президента и станет признаком того, что центральная власть готова учитывать интересы регионов.