Как любит утверждать Алексей Арестович, элементы будущего уже есть в настоящем. Вот, пользуясь этим мудрым указанием, попытаемся из 2015 года спрогнозировать события 2016-го.

Итак, с 22 января снова заработает в пленарном режиме наш парламент. Наверное, будет пересматривать (и не раз) многострадальный бюджет. В марте-апреле большинство аналитиков планируют отставку Арсения Яценюка с поста премьера. Отставка автоматически означает развал нынешней коалиции и новые парламентские выборы. По этому поводу достаточно ясно высказались и сам Яценюк, и министр МВД Арсен Аваков.

Но не только «у Кремля много башен», в Администрации Президента Украины их тоже, похоже, много. В открытое информпространство утекла одна из заготовок политтехнологов, близких к АП. Её суть — «за НФ, но без Яценюка». Это почти перефразировка лозунга участников Кронштадтского мятежа 1921 года: «за Советы, но без коммунистов». Хотя сама задумка более реалистичная.

Дело в том, что на фоне постмайданных выборов октября 2014 года «Народный фронт» набрал гораздо больше голосов, чем планировали самые большие партийные оптимисты. В этом прямая заслуга фронтменов политсилы — премьера и министра МВД, а также партаппарата, который смог задействовать на местах финансовые и медийные ресурсы. Получилась хоть и временная, но эффективная смычка партийных функционеров НФ с местными элитами.

Но победа имела и неожиданные последствия. «Список непроходных» был заполнен откровенным политическим балластом, но балласт этот оказался преимущественно из людей Николая Мартыненко. Следствие: лидер партии (А. Яценюк) не вполне контролирует собственную парламентскую фракцию. И тут у любого политтехнолога возникает жгучее желание устроить в НФ «бунт на корабле» против действующего премьера и лидера партии. А самый простой механизм — надавить на Мартыненко.

Разумеется, боевые действия развернулись по всему фронту. Конечно же, Петя «над схваткой», а основным нападающим стал одесский губернатор Михеил Саакашвили. Параллельно тот же Саакашвили проводит переговоры с Аваковым относительно кастинга на роль Иуды, то есть премьера. По непроверенным данным, такое же предложение было сделано и А. Турчинову со стороны президента. Но… «нельзя дважды вступить в ту же воду». В 2005 году президент В. Ющенко и его секретарь СНБОУ П. Порошенко предлагали тогдашнему премьеру Ю. Тимошенко сдать свою команду в обмен на сохранение премьерского кресла. Юля на это не пошла, сохранив верность команде.

Мартыненко, оказавшись в положении Папы Римского Бенедикта XVI, не поддался на шантаж порошенковских политтехнологов и поступил истинно по-папски: ушёл в отставку — сложил депутатский мандат. Конечно, влияние на фракцию у него ещё осталось, но уже не в прежнем объёме. Да и обнародованный компромат касался преимущественно европейских «дел», повлиять на которые АП ну никак не может. А с делами внутриукраинскими всё сложнее: тут интересы настолько переплетены, что, потянув за конкретную ниточку, неизвестно, к кому она, в конце концов, выведет. До весны имеем шаткое перемирие.

Однако только до весны. Ибо противоречия внутри украинских элит зашли настолько далеко, что разрешиться могут только новыми парламентскими выборами. По результатам уходящего года все украинские олигархи понесли убытки, и только у Пети Порошенко — прибыль. Такая ситуация не может длиться долго. Несколько недель назад прошёл так называемый «съезд олигархов» во главе с Р. Ахметовым. И хотя И. Коломойский, Д. Фирташ и В. Пинчук его не почтили своим присутствием, вряд ли среди олигархов отсутствует консенсус относительно политического будущего нынешнего президента.

«Аннушка уже разлила масло…» — созывом Антикоррупционного форума Михеил Саакашвили де-факто начал создание собственной политической силы, в перспективе — партии. Досрочные парламентские выборы из вероятных стали неизбежными! Помните, как у Виктора Суворова: война начнётся, когда Вермахт сменит летнюю ружейную смазку на зимнюю и упадут цены на баранину (из баранов начнут шить тулупы). Так и у нас.

Как учат американцы, политический маркетинг, в принципе, не отличается от маркетинга стирального порошка. Задача маркетолога — изучить рынок с помощью фокус-групп, разработать линейку товаров, которые хотят видеть покупатели (сегментирование рынка), и затем предложить эти товары покупателю. Универсальное пожелание «покупателей» на постсоветском пространстве — борьба с коррупцией. Это классика ещё времён первого срока Бацьки (Лукашенко).

Успешная критика правительства вообще и премьера в частности привели к тому, что рейтинг «Народного фронта» достиг дна и теперь на «сундук мертвеца и бутылку рому» есть масса претендентов. Но поскольку недовольство в народе инициировано объективными обстоятельствами, критика правительства уже начинает бить по президенту и его партии. По логике, на следующих выборах партии-конкуренты БПП («Батькивщина», «Самопомощь» и Радикальная партия Ляшко) должны улучшить свои электоральные показатели за счёт НФ и БПП. Но президентские политтехнологи, вооружившись передовой американской теорией, не видят в этом трагедии.

Скупка депутатов в Украине — давняя традиция. Причём речь идёт не о традиционной (клюевской) покупке нардепов в ВР, а о вербовке ещё кандидатов в депутаты из оппозиционных партий. Так, баллотировался имярек в Донецкий городской или областной совет от БЮТ… а реально он идёт уже не от БЮТ, а от ПР. Недавние выборы в Кривом Роге тому пример. А что, если завербовать не отдельных депутатов, а целую партию, специально для этого созданную? По красоте исполнения это может сравниться только с операцией «Трест» ОГПУ или с фальшивыми проводами ОУН-УПА, созданными НКВД.

Не знаю, как Михо назовёт свою партию, но мы для краткости так её и будем называть — партия Михо Саакашвили (ПМС). Женщины, извините.

Конечно, ПМС откусит определённый кусок электората БПП. Но это не критично, ибо в конечном итоге ПМС таки войдёт в коалицию с БПП, в которой заправлять будут Петины люди. Третья составляющая коалиции — умеренные регионалы под различными брендами, ориентирующиеся на Лёвочкина и, возможно, Фирташа, а также других олигархов, кроме И. Коломойского.

Относительно избирательной системы что-то определённое сказать сложно. Будет ли она смешанной, как сейчас, или исключительно пропорциональной… Михо заинтересован в пропорциональной. Если удастся убедить Петра Алексеевича, что мажоритарщики относительно самостоятельные, а потому ненадёжные партнёры, то ВР успешно примет пропорционалку.

Итак, чей же человек Михо Саакашвили? На данном этапе это человек президента. Хотя бы уже потому, что не критикует его окружение. Однако он должен хлопнуть дверью Одесской облгосадминистрации синхронно с отставкой премьера. Ибо если сейчас у него гнилая отмазка (меня назначил Порошенко) имеется, то потом отсутствие критики президентского окружения народ не поймёт.

Подобно атому, Михо у нас и волна, и корпускула. Он и на Петю работает, и на американский частный бизнес. Ну и на себя, любимого, немножко. При этом Администрация Президента Б. Обамы сделала ставку на Петю и Сеню. По американским теориям, конкурирующие политики должны были образовать систему сдержек и противовесов. В Америке это всегда работало. Но в Украине премьер и президент просто разделили сферы влияния, посрамив теоретиков. К сожалению, выбора американцам не оставили и они из геополитических соображений должны поддерживать в Украине тех политиков, которые имеются... А вот ежели Михо проведёт в парламент свою партию, то тогда можно подумать о назначении его премьером… А чтобы Петя не играл в В. Ющенко, обрежем ему (Пете) полномочия, превратив Украину в канцлерскую республику, как мечтала об этом ещё Юля Тимошенко.

Но украинская политика — штука непредсказуемая. Как только до Пети дойдёт, что Михо его «зрадив» в пользу американцев, начнётся мочилово ПМС. И неизвестно, какая ещё коалиция сложится… Возможны самые противоестественные союзы и даже канцлерин Юлия во главе Кабмина.

Юля Тимошенко при любых раскладах остаётся одной из наиболее вероятных претенденток на пост главы правительства. Остальным коалициантам придётся довольствоваться министерскими квотами. Кстати, вопреки низкому рейтингу, не стоит полностью списывать Сеню и НФ со счетов. Нынешний премьер каждую неделю выступает по телевизору с коротким спичем о текущих делах. И делает он это не для популяризации правительства, которое в любом случае через три месяца уйдёт в отставку. Он это делает для популяризации себя и своей партии. Фронтовики хотя и не блещут рейтингом, но зато сконцентрировали в своих руках громадные финансовые ресурсы и имеют техничную команду.

Особенностью выборов – 2016 может оказаться то, что партий в парламенте, а следовательно, и в коалиции, станет больше, но партий-тяжеловесов (а-ля нынешние БПП и НФ) среди них может и не быть. Из-за большого конкурса и популизма нардепы станут злее и тем охотнее проголосуют за ограничение президентских полномочий.

Но это автор выше теоретизировал так, как будто на глобусе нет других стран, кроме Украины. А они есть! И первый вопрос тут: что будет с Донбассом и Крымом? Некоторые товарищи уже успели заявить, что в 2016 году будет восстановлен наш суверенитет над Донбассом (план-минимум) или даже над Крымом (план-максимум). Разочаруем оптимистов: в следующем году этого не произойдёт.

Формально Минские соглашения действуют до 31 декабря 2015 года. Но вряд ли кто сомневается, что они (или их аналог) будут продлены на 2016, а потом и на 2017 годы. И только в 2018-м Россия столкнётся с реальными трудностями и В. Путину придётся уйти с поста президента, а его приемнику уже будет не до Украины.

Хвалёные западные санкции на экономику РФ, конечно, действуют, но и запас прочности у России также имеется. И вряд ли РФ удастся поколебить раньше, чем через четыре года, считая от марта 2014-го (аннексия Крыма). Разумеется, если бы Европа отказалась от российских энергоносителей, то Путин капитулировал бы перед Западом уже спустя несколько месяцев. Но Европа на это не пойдёт. По крайней мере, пока не будет создана альтернативная русской газовая инфраструктура. Американцы строят в Европе установки по приёму сжиженного газа (LNG-терминалы) и обещают их закончить как раз к 2018 году.

Стоит также упомянуть, что в ноябре 2016-го состояться президентские выборы в США и есть большая вероятность, что президентом этой страны станет республиканец, настроенный против В. Путина гораздо критичнее, чем демократ Б. Обама. В любом случае эффект от этого сможем иметь только в 2017–2018 годах.

Откуда у автора такой пессимизм по поводу Донбасса и Крыма? Ведь Путин увяз в Сирии, тема «Новороссии» в российских СМИ уже не актуальна и всё неспешно идёт к передаче участков украинско-российской границы, занятых боевиками и ВС РФ, под контроль Украины. Даже Эль Мюрид уверен, что Путин сдал «Новороссию» и к лету завершится вывод российских войск с Донбасса.

Но всё не так просто. Начнём с Сирии. Этой страной правит Башар аль-Асад, сын Хафеза аль-Асада. Точнее власть Асада распространяется в основном на столицу — Дамаск с пригородами. Остальную территорию страны контролируют различные силы, ориентирующиеся на соседние государства: туркоманы (сирийские туркмены) — на Турцию, курды и сунниты — на Саудовскую Аравию и Катар, шииты — на Иран. А ИГИЛ — самодостаточная сила и ни на кого не ориентируется.

Единственным светским режимом в Сирии является режим самого Асада. Но уже есть договорённость (и Россия её поддерживает), что Асад должен в течении полугода уйти со своего поста. Уход Асада — это уход РФ. Ибо после отставки Асада у России не остаётся ни юридического повода для нахождения её войск на сирийской территории, ни хотя бы одного союзника. Поэтому разговоры о российской наземной операции в Сирии — это только разговоры. Особенно в свете цены на нефть 36 долларов за баррель.

Теоретически у РФ было всего две причины для участия в сирийском конфликте:

помощь своему сателлиту;

отвлечение внимание Запада от Донбасса и Крыма с последующей конвертацией российской «помощи» в признание аннексии Крыма и как вариант — федерализации Украины.

Оба повода уже отпали. Что будет делать Путин для того, чтобы отвлечь внимание своего народа от имеющихся проблем? Серьёзный конфликт с Турцией невозможен из-за банального отсутствия общей границы. Конфликт в странах Балтии маловероятен из-за присутствия там войск НАТО. Казахстан и Беларусь — единственные оставшиеся союзники. Остаётся только Донбасс. Тем более, что санкции против России Запад ввёл из-за аннексии Крыма. Уход РФ с востока Украины ровным счётом никак на них не скажется. Кроме того, для России любой конфликт за пределами Донбасса — это война на два фронта со всеми вытекающими отсюда последствиями. И фактически конфликт на Донбассе — последний путинский рычаг давлении на Украину и Запад.

Теперь посмотрим на донбасский конфликт с украинской стороны границы. В конце декабря прочитал информсообщение, что жители «Л/ДНР» наконец-то, спустя два года оккупации, смогут насладиться просмотром украинских телепередач. Ситуация с приёмом украинских телеканалов вопиющая. Их не только нельзя смотреть на оккупированной территории, но и во многих местах на украинской части Донбасса… Более того, тут принимаются сепарские телеканалы и никто с этим не борется.

По аналогии с ружейной смазкой и тулупами делаем вывод, что Пётр Алексеевич не видит на Донбассе своего электората. А жители Украины, проживающие в освобождённых районах Донецкой и Луганской областей, отданы в аутсорсинг бывшим регионалам. Местные администрации и органы внутренних дел никто не чистит. Там и дальше работают пособники сепаратистов. Но компромата на всех достаточно, поэтому они и работают на Петю и его людей, но не на Украину.

По общему мнению, украинская армия за истёкший год сильно укрепилась и это даёт возможность, опираясь на созданные полевые укрепления, освободить Донбасс по хорватскому сценарию. То есть не нужно наступать по всему фронту, достаточно несколькими колоннами прорвать оборону сепаратистов и расчленить их территорию на несколько «котлов». Но «котлы» до некоторого времени не замыкать, чтобы дать возможность российской армии удрать в родные пенаты. Таким образом, мы сохраним жизни своих солдат и местного населения, а также материальные ценности. В создавшейся ситуации Россия не сможет открыто выступить на стороне сепаратистов и применить авиацию и ракеты, а мы сможем, ибо это наша территория. Кроме того, Украина имеет неплохую ПВО.

Но хорватский сценарий однозначно невозможен при действующем президенте-главнокомандующем. Тут и субъективные причины: страх главнокомандующего взять на себя ответственность за результаты операции, передающийся подчинённым; и объективные: нежелание Запада обострять отношения с Россией. Ну и договорняков с Путиным тоже исключить не можем: Липецкую кондфабрику Петя продавать не хочет, как и завод в Севастополе. «Где сокровище твоё, там и сердце твоё» (Библия).

Поэтому на передачу контроля над границей украинской стороне Россия однозначно не пойдёт, и будет требовать проведения выборов «по украинскому законодательству», точнее по специальному закону. Плюс амнистию всем бандитам, включая и тех, кто сбил малайзийский «Боинг». А пока будут вести бесплодные переговоры по отводу артиллерии и танков калибром свыше 100 мм. То есть 2016-й во многом будет напоминать 2014–2015 годы.

А вот в экономике должна наступить относительная стабилизация. МВФ, несмотря ни на что, денег нам давать будет, хотя и со скрипом. Финансовая помощь и кредиты со стороны Запада не иссякнут. Все проблемные банки будут практически обанкрочены. Олигархов немного заставят платить налоги. Украинский бизнес немножко освоит рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Увеличим товарооборот с Китаем, Турцией и Израилем. Но вот на европейском направлении существенных прорывов не произойдёт. Торговать будем в основном в пределах квот. Преодолевать их нетарифные ограничения — достаточно сложная задача. Во многих случаях совершенно нецелесообразная.

Товарооборот с Россией ограничится за редким исключением критическим импортом с обеих сторон и упадёт ещё в 1,5–1,7 раза в сравнении с нынешним годом.

Существенных инвестиций из Европы, не считая ранее вывезенной олигархами в офшоры прибыли, не будет. Война, знаете ли, и коррупция.

Кстати, с коррупцией у 2016 году будут бороться. Генпрокурора В. Шокина к апрелю уволят. Некоторых «шестёрок» даже посадят. С предпоследнего места в рейтинге коррупции Украина поднимется в пятый десяток. По лёгкости ведения бизнеса тоже улучшим показатели, главным образом путём отмены разных положений, которые и так никто не исполнял. Станет возможным регистрировать малые предприятия по интернету.

Гривна, на удивление, будет стабильной, в смысле, что к концу года девальвирует не более чем до 27 грн за доллар.

А вот в политике в 2016 году по-прежнему будет штормить, покуда не удастся создать в стране один центр исполнительной власти во главе с премьером… Удастся ли? Ой, не знаю. Многие и в стране, и вне её заинтересованы, чтобы ситуация в украинском политикуме напоминала басню о Лебеде, Щуке и Раке.

Но 2016 год однозначно будет лучше нынешнего…

Как мы себе представляем поле? Бескрайние просторы золотистой пшеницы, качающиеся, словно море, под легким дуновением ветра? Изумрудные оазисы полевой травы с речушкой в долине? Да. И все это есть не только в художественной литературе и нашем воображении. Это есть наяву. Летом. Сейчас зима. Мокрый снег, грязь, холод, которому все равно, что на тебе одето. У тебя каждый сапог тяжелее автомата и с брови капает вода в линзы бинокля. У тебя ободраны ладони от того, что ты ночью пихал воги в ленту без машинки. И напоминает о себе теплом нательный крестик, когда через час боя ты видишь в пустой улитке АГС-а пробоину от 7,62. Махра. Немного с пренебрежением, немного свысока так называют пехоту «интеллектуальные» рода войск. У меня никогда не повернется язык так назвать солдата, который стоя по колено в грязи на передовом посту, всматривается в давно назначенные ориентиры. Смотрит до рези в глазах. Смотрит днем. Смотрит ночью. Хотя ночью скорее слушает, потому что смотреть не во что. Армейским приборам ночного видения нужен хотя бы минимальный свет. Туман, дождь, облачность делают эти приборы бессмысленной железкой. Триста метров. Триста гребаных метров до сепарских блиндажей. Очень часто под аккомпанемент бахов по соседям, по камышу лазят совсем нехорошие люди, они тоже смотрят и слушают. Иногда стреляют. С очень близкой дистанции. Задача наблюдателя - их засечь раньше, чем они тебя. В сложившейся ситуации это возможно с одним небольшим прибором. Глаза, тепло, выручалка - так его называют бойцы... Это тепловизор. Прибор, в разы повышающий живучесть подразделения. Прибор, спасающий жизни. Этих приборов никогда не будет достаточно на фронте. Если он есть, то служит на самом опасном направлении, передается между ВОПами, как палочка-выручалочка. Там, где его нет - можно послушать рассказы, от которых становится не по себе. О сепарах, стреляющих в спину, разминированных посадках и проходах в минных полях. И этого не было, если бы тепляк был на посту. Солдат никогда не скажет, что он бы справился и без тепловизора, но это было бы дольше. Нет. Он будет выполнять задачу молча и не жалуясь на жизнь. В любых условиях. Наша задача, чтобы не любой ценой и не ценой его жизни.

Сейчас мы хотим помочь ребятам из 3 бата 14 бригады, которые держат оборону в Марьинке и Красногоровке. Там до сепаров бывает 300 метров. Десятки их позиций нуждаются в «глазах».

Начнем с двух тепловизоров Pulsar HD38S для 3-го батальона.

Цена вопроса 2400$ х 2 = 4800$.

Я думаю, надо помочь «царице полей».

Работаем!

Александр Гайдар

Проект «Повернись живим»

http://www.savelife.in.ua

http://twitter.com/backandalive

Звітність за посиланням: savelife.in.ua/report-cash/

Реквізити:

Приват:

5457 0822 3299 9685 Дейнега Віталій

5168 7423 5191 2419 Стократюк Вікторія

PayPal: звертайтесь в особисті повідомлення групи

Contact / Coinstar / moneygram / etc (на прилади нічного бачення):

Irina Turchak + 38 (068) 500 88 00

Картка Приватбанк в євро

4149 4978 3611 9455 Мікульський Дмитро Вікторович

Картка Приватбанк в доларі

4149 4978 3611 9059 Мікульський Дмитро Вікторович

Контакти:

Гаряча лінія:

(044)338-33-38

(068)500-88-00

Заявки від військових:

(068)796-85-57

Графік прийому дзвінків:

Пн-Пт з 09:00 до 20:00; Сб з 09:00 до 16:00

Наш офіс:

Київ, Жилянська, 12а (пн-пт 10:00-19:00, сб 11:30-16:00)

Безготівка::

Отримувач: Благодійна Організація «Міжнародний благодійний фонд «Повернись живим»ЄДРПОУ 39696398

Р/р №26007300905964

ТВБВ №10026/0162 філія-Головне управління по м. Києву та Київ. області АТ «Ощадбанк» МФО 322669

Призначення платежу: Благодійна допомога військовослужбовцям

В своей предыдущей колонке я уже рассказал человеке-легенде среди спецназовцев - Сергее Кривоносе. Прямо сейчас, пока вы читаете эту колонку, решается его судьба и судьба Сил специальных операций (ССО) в целом.

Чтобы вы не утруждались, напомню: Сергей с детства хотел стать военным. Он прошел весь путь от рядового до начальника управления сил специальных операций.

Среди спецназовцев он пользуется неоспоримым авторитетом. О нем говорят как о человеке, который не берет взяток, не смотри

т на должности и который болен темой спецназа. Настоящий боевой офицер. Герой Украины Редут из 3-го полка спецназав личном разговоре дал ему такую характеристику: «Это единственный человек в Украине, который обладает достаточной квалификацией, авторитетом и уровнем мышления, чтобы создать, наконец, у нас силы специальных операций».

Давайте начнем с ответа на вопрос: «Чем отличаются ССО от частей спецназа которые у нас уже есть и которые отлично себя зарекомендовали в АТО?».

Ответ прост – фактически всем. Большинство людей думает, что спецназ – это ребята вроде Рэмбо, способные в одиночку уничтожать роты и батальоны неприятеля с помощью секретного оружия. На самом деле это не так. Да, существует ряд вооружений, которые разрешены к использованию только частями спецназа. Но практически все они бесполезны в условиях нынешней войны. Основное оружие у спецназовцев обычное – такие же «калаши» как и у всех.

Главное оружие спецназовца - это интеллект, умноженный на подготовку. Но это все теряет смысл, если им ставится неправильная задача. Это практически тоже самое, что резать нейрохирургическим скальпелем колбасу или открывать им пиво.

Сейчас, как и на момент начала войны, подразделения специального назначения входили в состав сухопутных войск. Это одна из проблем.

Дело в том, что во времена Союза спецназовцы подчинялись главному управлению разведки. После развала совка, ГУР решил экономить и отдал сухопутке полки спецназа, освободив этим немалые бюджеты для своих нужд.

Достоинств у той конфигурации было много. Но вот два основных:

1)   Частями специального назначения руководили люди, понимающие принципиальную разницу между ними и пехотой. Это меняло все от подготовки и обеспечения до качества постановки задач.

2)   У ГУРа есть нормативная база, которая развязывает ему руки. ГУРовцы по законодательству имеют гораздо больше полномочий и инструментов, чем обычные войска. Инструментов этих множество от оперативно-розыскной деятельности до агентурной работы. И эти инструменты в правильных руках могут, иногда, делать больше чем «Грады»

Перевод полков спецназа в состав сухопутных войск приравнял их к пехоте. За тем исключением, что у пехоты есть тяжелое вооружение, а у спецназа – нет. До прошлой недели сухопутными войсками руководил одиозный генерал Пушняков, которого сами же военные называли «Дед Мопед».

Думаю, что вам достаточно будет посмотреть пару минут из любого его выступления, чтобы понять, что он так же далек от спецназа, как Чоп от Авдеевки. Но, увы, все это время именно ему подчинялись 3-й и 8-й полки спецназа.

Для контраста разрешите мне рассказать вам о том, что же такое ССО. Я расскажу вам это на примере другого человека – это Евгений Поддубный.

Он главный военный корреспондент ВГТРК, его сюжеты из Сирии и Донбасса есть в каждом выпуске «Киселева». Недавно Путин наградил его орденом Александра Невского. Лично для меня он является символом главного оружия, которое применила против нас Россия - информационного. И с очень большой вероятностью он является сотрудником сил специальных операций Российской Федерации. Посмотрите его сюжеты из Дебальцево и Углегорска и вы поймете, что он делает свою работу очень хорошо.

Россия успешно создала у себя ССО в 2009 году в ходе масштабной реформы вооруженных сил РФ. Поводом для их создания стал успешный опыт применения ССОшных методов во время войны 2008- го года в Грузии.

Что характерно, на бумажную волокиту и подготовку нормативной базы ушло 2 года. Первый набор офицеров стартовал только в 2011 году. Но стоит отдать должное. Уже в начале 2014го российские ССО под видом «зеленых человечков» осуществили спецоперацию по аннексии Крыма.

Они смогли в считанные дни захватить власть, блокировать, обезвредить и даже переманить на свою сторону наших военных, потом легитимировать свое присутствие, а потом провести информационную работу и обеспечить быструю «деукраинизацию» и интеграцию нового региона в РФ.

И сколько бы мы ни писали, что «Крым – это Украина», но такие надписи имеют место только на Киевских бордах. Моя хорошая знакомая недавно ездила туда. Украиной там сейчас и не пахнет. Про Украину там говорят, или плохо, или никак. Спецоперация «Вежливость» прошла блестяще.

Но вернемся к теме. Поскольку у нас ССО еще нет, я возьму российскую формулировку этого понятия:

«Силы специальных операций России — высокоподвижная, специально обученная, технически оснащённая, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны Российской Федерации, предназначенная для выполнения специальных задач с целью защиты интересов России (при необходимости, с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, как в мирное, так и в военное время, находящаяся в постоянной и высокой готовности к немедленному применению».

Министерство обороны Российской Федерации определяет термин «специальная операция» следующим образом:

«Специальные операции войск — совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени специальных действий войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для достижения определённых целей. Специальные действия войск (сил) — мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащёнными силами, применяющими не характерные для обычных сил методы и способы боевых действий (разведывательно-диверсионные, подрывные, контртеррористические, контрдиверсионные, контрразведывательные, партизанские, антипартизанские и другие действия)»

Как показали события последних двух лет, «другие действия» имеют очень широкий смысл. И важнейшим их компонентом является работа с информационным полем. Придуманную американцами «теорию управляемого хаоса» российские спецслужбы давно взяли себе на вооружение. Развязать в современно мире открытую войну с применением войск слишком дорого и накладно.

Гораздо дешевле устроить в отдельно взятой стране подконтрольный себе хаос. Но для этого нужны принципиально другие средства.

Сергей Кривонос смог лично в этом убедиться, когда в начале войны они захватили российских «журналистов». Компетенции, которых выходили далеко за грани СМИ. Работу российских «СМИ» хорошо иллюстрирует другой случай с «журналистами», захваченными во время славянской кампании. Кроме камер, микрофонов и прочего гамбуза у «журналистов» были ПЗРК. Этот случай был во всех СМИ. И если вы подумали, что они не были настоящими журналистами – то зря. Просто они умели и писать сюжеты, и сбивать наши вертолеты в перерывах. Вот и все.

Но это примитивный уровень, а вот внезапное появление у Д/ЛНР своих радиостанций и телеканалов – это уже веселее. А то, что мир до сих пор не признал факта открытой агрессии России и тычет пальцами в отчеты «миссии глухих и слепых», которые полтора года ездят по Донбассу и ничего не видят и не слышат – еще лучше. В это же время российское ТВ вышло на глобальный уровень и ведет успешную пропаганду за пределами РФ – совсем хорошо. Ну и финальный аккорд – это красивая и стильная депутат Бундестага, которая с абсолютной искренностью с трибуны вещает тезисы российской пропаганды.

То, что я описал – это лишь небольшая часть работы спецслужб (в том числе и ССО РФ). И мы до сих пор не в состоянии ничего им противопоставить. А кроме информационного поля есть еще такие аспекты как: диверсионная работа, работа с информаторами с той стороны, устранение лидеров противника, работа на территории других государств, организация партизанского и контрпартизанского движения и многое другое.

По большому счету, первые месяцы войну РФ вела с нами в основном средствами ССО. Этого было достаточно. Не было существенной необходимости нарываться на санкции и напрямую вводить регулярные войска.

Эту проблему Сергей Кривонос понял очень быстро. Во время Славянской кампании он лично управлял группировкой войск в Краматорском аэропорту. Единственном аэропорту Донбасса, который мы отстояли без единой потери. Отстояли небольшой группировкой и в полном окружении.

Сергей, как человек, хорошо знающий свою работу, понял, что происходит раньше других. И как настоящий профессионал - он понял, что мы можем этому противопоставить. Так и родилась прошлым летом идея реформы нашего спецназа. Родилась она в Краматорске, после его освобождения.

Ее авторами было 3 человека, с двумя из которых я знаком. И главная мысль ее проста – нам необходимо создать силы специальных операций по западному образцу, как это было сделано в той же Польше.

Причем помочь нам в этом консультациями и не только вызвались западные партнеры. По сути, нам готовы оплатить эту реформу из-за рубежа. Все выглядит практически идеально, правда?

Так оно и было бы, если бы на этот финансовый поток не накинули глазом первые лица генерального штаба (ГШ). Кроме этого ГШ явно не хочет терять контроль над спецназом. Ведь по-хорошему он должен подчиняться ГУР, МО, РНБО, Президенту, да кому угодно кроме сухопутных войск. ССО – это инструмент, выходящий далеко за рамки армии, и уж тем более – сухопутки.

В это же время генералы из ГШ пытаются «скрестить» их с десантниками. С точки зрения генерального штаба ССО – это тоже самое, что и ВДВ только круче. Вы помните мою аллегорию про Рэмбо?

До назначения Кривоноса на должность начальника управления спецопераций спецназ у нас был «скорой помощью». Ими затыкали все дыры и бросали на несвойственные им задачи. При том, что у каждой бригады или батальона обязательно есть своя разведка, спецназ часто должен был выполнять их работу. Их ставили пулеметчиками на генеральские вертолеты, заставляли охранять колонны, кидали на штурмы как обычную пехоту и тд и тп.

Это в то время, когда линии фронта практически не существовало и в условиях этого хаоса настоящие спецоперации могли бы в корне изменить ход событий. Отдельные случаи мне известны.

Но, в целом, если наш спецназ в начале войны использовали по назначению хоть на 5% - то, слава Богу. Потери от такого «менеджмента» оказались непоправимыми. Мы потеряли убитыми и тяжелоранеными многие десятки людей, на подготовку которых ушли годы.

Тотальный проигрыш в информационной войне и явный недостаток диверсий по ту сторону фронта явно не научили ничему наш Генштаб.

В итоге их упрямство и попытки удержать ССО и бюджет на их развитие поставили под вопрос перспективу получения под это крупной международной помощи. На все разговоры о том, что украинских ССО должен быть «свой путь», вызывают у западных партнеров недоумение.

Особенно, когда они видят, что ГШ хочет поставить в их главу десантника. Это дискредитирует в их глазах наше военное и политическое руководство. Мы не первая страна, где они помогают строить ССО. Это уже сделали во многих странах, в том числе и бывшего варшавского договора.

Но мы первая страна, кабинетные генералы которой сами ставят палки в колеса процессу.

По большому счету, пока вы это читаете, и решается судьба украинских ССО.

На днях министр обороны примет окончательное решение. Сейчас выбирают командующего. Претендентов всего двое – это полковник Кривонос и генерал Лунев. О Кривоносе я уже все написал. Лунев – это десантник. Я слышал о нем только хорошее, но он десантник. Представитель рода войск, цель которого десантироваться с самолета в тыл к противнику, чтобы там ценой своей жизни выполнить приказ.

Вспомните чем должно заниматься ССО, и вы поймете разницу.

Аттестационные комиссии скоро дадут свои заключения. Мнение генерального штаба несложно угадать. Но окончательное решение за министром обороны. И я очень надеюсь, что Степан Полторак обладает необходимой мудростью и смелостью, чтобы действовать в интересах страны, а не отдельно взятых генералов.

Именно от него сейчас зависит, получим ли мы реальную реформу или просто пафосную смену табличек на двери.

Ну а мы с вами пока можем поддержать Сергея Кривоноса, подписав эту петицию:

Апеляційний суд скасував рішення суду першої інстанції та залишив у власності обслуговуючого кооперативу «Житлово-будівельний кооператив «Цезар» земельну ділянку в Харкові площею 2,79 га. Таку постанову прийняв Харківський апеляційний господарський суд.

В 2008 році Харківська міськрада передала безкоштовно ОБ «Житлово-будівельний кооператив «Цезар» земельну ділянку по Білгородському шосе в районі Лісопарку для будівництва та подальшої експлуатації житлових комплексів.

Вартість земельної ділянки складала 7,04 млн.грн.

В 2011 році ділянка була поділена на частки та продана ТОВ «ТЗК Сервіс».

У березні 2015 року прокуратура звернулася до суду, вимагаючи скасувати рішення депутатів та повернути земельну ділянку у комунальну власність. В позові прокуратури відмічалося, що «Цезар» отримав землю з порушенням законодавства, зокрема Житлового та Земельного кодексів.

Суд першої інстанції прийняв рішення витребувати з незаконного володіння ОК «ЖБК «Цезар» та передати Харківській міськраді земельну ділянку площею 2,79 га.

Але апеляційний суд відмінив це рішення. Колегія суддів вирішила, що прокуратура пропустила строк позовної давнини, який складає три роки. На думку суддів, представники прокуратури присутні під час сесій міськради, а також отримують всі рішення поштою. А тому, вони знали про рішення депутатів ще у 2008 році.

Засновниками кооперативу в 2008 році були Дударенко Власта Валеріївна, Босенко Костянтин Валентинович, Босенко Олена Семенівна. Але в 2011 році список засновників повністю змінився і ними стали кияни Павло Кротенко, Інна Ткач та Альона Поскачей.

Зараз замість Поскачей засновником є Олег Єзер. Він та Інна Ткач є партнерами Олександра Єдіна по ТОВ «Предславинське». Єдін – колишній народний депутат, до 2014 року входив до фракції «Партії регіонів.

Варто відзначити, що Олена та Костянтин Босенко разом з Властою Дударенко створили біля двох десятків аналогічних кооперативів, які безкоштовно отримали землю. Наприклад, ОК «ЖБК «Парк-Міленіум» в 2009 році отримав дві земельні ділянки в районі Лісопарку.

ТОВ «ТЗК Сервіс» належить киянину Василю Татарчуку.

В 2008 році мером Харкова був Михайло Добкін, а секретарем міськради Геннадій Кернес.

– Какая медлительная страна! – заметила Королева. –

А у нас, как видишь, бежишь, как ошпаренный, чтобы только удержаться на месте.

А если хочешь добраться куда-то – бежишь по крайней мере вдвое быстрее!

(Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»)

Публикация финального отчета Европейской комиссии о выполнении Украиной технических критериев Плана действий по визовой либерализации (ПДВЛ) является финальным актом пятилетней саги.

Путь к введению безвизового режима поездок граждан Украины в страны Шенгенской зоны оказался значительно дольше, чем у граждан Молдовы. Этому есть как объективные, так и субъективные причины, но речь сейчас не о них, а о достижении цели.

И в этом контексте нам нужно определиться, в чем наша цель. И какие цели у Европейской комиссии и стран-членов ЕС.

Ответ на первый вопрос очевиден.

Для украинцев это – возможность свободно путешествовать. А для этого правительству необходимо было обеспечить выполнение технических критериев ПДВЛ, часть которых связана с принятием Верховной радой соответствующего законодательства.

Именно то, как шла работа над принятием законов, объясняет медлительность выполнения как первой, законодательной, фазы, так и второй – его практического применения. Достаточно вспомнить, сколько усилий пришлось приложить для принятия поправки к Кодексу законов о труде относительно предотвращения дискриминации или принятия закона об Агентство по розыску и возврату активов.

Цель Европейской комиссии – обеспечить на своих границах формирование/существование стабильной и предсказуемой среды. Именно такое задание заложено в ПДВЛ.

А каким образом эта цель должна быть достигнута, определяют эксперты ЕС в рекомендациях, которые ежегодно предоставлялись по результатам оценки.

Такой значительный вес рекомендаций экспертов – вещь уже привычная для ЕС.

С этим столкнулись государства-члены, которые присоединялись к Шенгенскому пространству. Это знают наши аграрии, которые сейчас работают над открытием рынков для украинского молока.

И здесь важно отследить развитие этих рекомендаций. От отчета к отчету они становились все более четкими и более амбициозными. В частности, общая рекомендация о создании агентства по возврату активов появилась в 2012 году. Но с 2014 года ее выполнение уже оценивалось в свете новой Директивы ЕС, с четкими требованиями к компетенции и полномочиям агентства.

В мае ЕК обнародовала пятый отчет оценки выполнения ПДВЛ и представила более 50 рекомендаций, часть из которых вошла в так называемый «перечень приоритетов Юнкера».

Среди этих приоритетов есть и обеспечение создания Агентства по вопросам возврата активов, и создание и начало работы независимого Национального антикоррупционного бюро, офиса специализированной антикоррупционной прокуратуры и национального агентства по предупреждению коррупции.

То есть в рекомендациях говорится о создании этих институтов, и мы неоднократно подчеркивали, что такая формулировка не является четкой и может вызвать различные толкования.

Так, «созданием» можно считать принятие необходимого закона, а можно – стадию начала выполнения этими институтами всех функций.

В этом разночтении и заключается сейчас разница в оценках выполнения Украиной «приоритетов Юнкера».

Может возникнуть вопрос: так в чем же разница? И где проблема в реализации этого приоритета? Разве НАБУ не начало работать как независимая организация? И обеспечено ли создание независимой Антикоррупционной прокуратуры?

На мой взгляд, ответ на все эти вопросы – однозначно положительный.

Но означает ли это завершение работы, связанной с обеспечением полноценного функционирования этих институтов? Ответ – нет.

Поэтому мы сознательно и ответственно берем на себя обязательства дальнейших шагов по запуску этих институтов.

Так почему же у нас опять ищут «зраду»? Пишут о срыве «безвизового диалога», в реализации которого мы за последние полгода смогли сделать больше, чем за предыдущие 3-4 года.

Конечно, всегда есть «room for improvement», и мы не защищены от ошибок на этом пути, но даже комиссары ЕК неоднократно отмечали огромные сдвиги, которые произошли только в этом году в сфере законодательного обеспечения борьбы с коррупцией в Украине.

При этом очень важную роль в становлении и развитии этих учреждений, так же, как и в других плоскостях общественной жизни, действительно играет гражданское общество, представители которого участвуют как в процессе отбора руководителей, так и в мониторинге эффективности работы антикоррупционных органов.

Конечно, постоянная критика и недовольство действиями властей, а также обвинения в «зраде» – не лучший способ поиска взаимопонимания.

Бурные обсуждения важны для нахождения решений и компромиссов, и это не следует воспринимать как провалы или предательства – главное, чтобы в процессе дискуссии стороны прислушивались друг к другу и вели себя цивилизованно.

Именно этого цивилизованного подхода и взаимного уважения нам и не хватает,

а без этого обеспечить надлежащее функционирование вновь созданных институтов, основной задачей которых является борьба с коррупцией, будет очень трудно.

Следующий год станет решающим в налаживании функционирования НАБУ и Антикоррупционной прокуратуры, развитии НАПК и Агентства по розыску и возврату активов, создание которого вызвало бешеную дискуссию в парламенте и стало «камнем преткновения» на финальной стадии подготовки отчета ЕК.

Рекомендация по созданию Агентства по розыску и возврату активов действительно связана с тектоническими изменениями в регулировании вопросов ареста и конфискации имущества и имеет целью не только создание учреждения, но и обеспечение ее должным инструментарием.

Такие же изменения в регулировании происходили и во всех государствах-членах ЕС, которые должны обеспечить имплементацию соответствующей Директивы ЕС до октября 2015 года.

Но нужно признать, что они развивали законодательство постепенно.

А нам приходится действовать по рецепту Льюиса Кэрролла – «бежать по крайней мере вдвое быстрее».

Однако, несмотря на задекларированную цель дальнейшей интеграции в ЕС и логику развития права ЕС, вопрос того, насколько мы готовы идти в ногу с Европой, является ключевым в дискуссии вокруг создания этой институции как внутри Украины, так и между нами и экспертами Евросоюза.

Фактически выполнение ПДВЛ и рекомендаций стало для всех тестом на «европейскость».

Но тут тоже можно вспомнить об опыте и приключениях Алисы.

Помните: «План действительно выглядел блестяще – был составлен просто и ясно», но «единственная сложность заключалась в том, что Алиса понятия не имела, как подступиться к его выполнению».

К счастью, у нас уже есть представление, как выполнить рекомендации ЕС.

К тому же мы понимаем, что способствовать принятию Советом ЕС положительного решения по безвизовому режиму для украинцев должны дальнейшие шаги, направленные на совершенствование нашего законодательства по вопросам ареста и конфискации активов, полученных преступным путем, а также процедуры отбора и назначения на должности в Антикоррупционной прокуратуре.

Худшее, что может произойти – это если мы вместо выполнения рекомендаций сосредоточимся на поиске виноватых в медленной или «не такой» работе.

Ведь сейчас мы действительно очень близки к достижению нашей цели и получению украинцами долгожданного результата.

Привлечение к ответственности лиц, виновных в банкротстве «умерших» банков, — одно из ключевых условий не только восстановления доверия к банковской системе, но и ее жизнеспособности в целом. Особенно в случаях, когда речь идет не об ошибочных бизнес-стратегиях, а о циничных злоумышленных кражах. Ведь если ограбление банков их же собственниками и должностными лицами не только возможно, но и вполне может остаться безнаказанным, то о какой сохранности депозитов может в принципе идти речь?

Пока этот процесс — привлечения к ответственности — идет еще хуже, чем возврат наворованного. То есть практически не идет вообще. Главным образом, из-за чрезвычайно низкой эффективности работы правоохранительных органов. Причем повысить результативность проводимых расследований не помогают ни публичные обращения Фонда гарантирования вкладов к первым лицам государства, ни заявления главы Национального банка. К ответственности привлекаются в лучшем случае «стрелочники», или те, кого виновным «назначили». И это — уже проблема ответственности правоохранителей: уж если публичные обращения чиновников столь высокого ранга не помогают, возникает вопрос жизнеспособности государства в целом.

«Небожители»

Еще в августе нынешнего года Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), после высказанных премьером Яценюком публичных претензий в свой адрес, опубликовал ответное обращение. В нем он всячески поддержал «позицию правительства о необходимости проведения расследования банкротств 56 банков и привлечении к ответственности виновных, в том числе их собственников, руководителей и других должностных лиц». И заодно привел крайне нелицеприятную статистику: Фондом было на тот момент подано в правоохранительные органы 1291 заявление о совершении преступлений на общую сумму 115,9 млрд грн, в том числе 234 заявления против собственников и руководителей неплатежеспособных банков на 88,7 млрд. Эти цифры сопровождал призыв к правительству дать поручение правоохранительным органам ускорить рассмотрение заявлений Фонда. Судя по отсутствию в дальнейшем какой-либо публичной информации по этому поводу, результативность этого воззвания оказалась нулевой.

Так называемый кейс Брокбизнесбанка, ставшего «первенцем» нынешнего банкопада из числа крупнейших финучреждений страны, оказался одним из наиболее показательных не только по низкой результативности работы, но и по избирательности в подходах отечественных правоохранительных органов.

В случае с Брокбизнесбанком (БББ) все и очень просто, и сложно одновременно. Ведь установить не только главных организаторов, но и должностных лиц — исполнителей и соучастников преступлений в этом банке не должно было составить очень уж большого труда. Помогать ходу расследования вроде бы должна была и резонансность произошедшего. После падения «Брока» едва ли не все СМИ в стране сообщили, что он был обанкрочен с ведома и по поручению его тогдашнего мажоритарного собственника Сергея Курченко (одного из наиболее одиозных олигархов времен Януковича). Менее широко, но тоже неоднократно упоминалась и фамилия его основного подельника и доверенного лица — Александра Дынника (первого заместителя Курченко в ВЕТЭК).

Оба главных персонажа этой истории, Курченко и Дынник, в спешке покидали страну вслед за «Януковичем и его командой». И даже были объявлены в розыск. Так что задачка с двумя известными должна была решиться достаточно быстро — ведь банк был «положен» с использованием достаточно простых и порой даже примитивных схем. Более того, одновременно с временными администраторами ФГВФЛ в его головной офис заходили и правоохранители, изъявшие большинство интересовавших их документов. Так что дальнейшее привлечение к ответственности не только заказчиков, но и непосредственных исполнителей нарушений закона должно было стать делом техники (это же, в конце концов, не украденные деньги возвращать).

Как оказалось, не тут-то было… Пока, несмотря на объявленный розыск, ищут главных героев этой истории с усердием еще меньшим, чем украденные ими деньги. И дело не только в щедро раздаваемых взятках (все равно ведь деньги украдены). Практически очевидно, что далеко не последняя из причин — это те свидетельские показания, которые Курченко и его главное доверенное лицо могут давать в отношении не только бывших, но и нынешних обитателей высочайших кабинетов на Печерских холмах.

Но если «сильные мира украинского», как правило, недоступны для отечественного правосудия в принципе (пока не поменяется власть), то не меньшее возмущение вызывает и тот факт, что вне его досягаемости оказываются и их подельники, без соучастия которых вышеупомянутые преступления не были бы возможны. Это — ответственные лица в банках, которым закон и должностные инструкции предписывают неукоснительное соблюдение процедур, призванных защищать интересы вкладчиков и других клиентов. Но очень большой вопрос: хочется ли кому-то на самом деле привлекать кого-либо к ответственности, или намного выгоднее «приторговывать» ходом следствия.

По замкнутому кругу

Ходом следствия по Брокбизнесбанку ZN.UA решило поинтересоваться в Генпрокуратуре после упомянутой выше публичной перепалки между главой правительства и ФГВФЛ — в «самом простом и показательном», казалось бы, случае.

Напомним, что БББ относился к категории крупнейших: его активы на 1 апреля 2014 г. (уже после введения в банк временной администрации) составляли 14,96 млрд грн — 19-е место в системе. Интересно, что на начало 2014-го они достигали 28,9 млрд. Столь огромная разница объясняется попыткой собственников и менеджеров провернуть махинацию по «надуванию» капитала. В последние дни декабря ВЕТЭК направила якобы в капитал БББ 11,5 млрд грн, которые были сразу же выданы в виде кредитов юрлицам, не будучи еще даже зарегистрированными как увеличение «уставника». После введения временной администрации эти «активы» испарились так же быстро, как «надувались» перед этим.

Средства физлиц, подлежавшие компенсации из ФГВФЛ, составили 2,69 млрд грн. Плюс к государственным необходимо отнести потери госкомпаний и учреждений, размещавших в Брокбизнесбанке свои средства (АО «Аграрный фонд» —

2,07 млрд грн, ГП «Антонов» — 326 млн, Моторное (транспортное) страховое бюро — 260 млн), всего — на 5,7 млрд грн. Кстати, с этим банком был связан один из наиболее громких скандалов с привлечением к ответственности чиновников: ГПУ обвинила первого замглавы НБУ Б.Приходько в присвоении чужого имущества и легализации доходов, полученных преступным путем, — речь шла о махинациях со средствами вышеуказанного «Аграрного фонда» (АФ). По общим подсчетам, убытки государства в результате банкротства БББ составили минимум 8,4 млрд грн. Кто, как и откуда будет их компенсировать?

В направленном в ГПУ информационном запросе редакцию, среди прочего, интересовало:

— прогресс в расследовании злоупотреблений, приведших к банкротству «Брокбизнеса», в чем они состояли и о каких суммах идет речь?

— установлены ли личности организаторов и исполнителей, и на чем основываются соответствующие выводы следствия?

— известно ли место пребывания С.Курченко и его основных подельников, и какие меры предпринимаются для его задержания?

— о чем свидетельствуют платежные поручения, на основании которых из учреждения выводились деньги? Какими должностными лицами они подписывались, и кто непосредственно давал соответствующие поручения?

— получило ли следствие и приобщило ли к материалам обвинений показания свидетелей — ключевых должностных лиц Брокбизнесбанка в период с сентября 2013-го по февраль

2014 г, и какие на основании этих показаний сделаны выводы?

Полученный нами ответ практически не содержал значимой полезной информации. Мол, в отношении должностных лиц Брокбизнесбанка и их подельников идут расследования, в суд уже направлены обвинительные акты по пяти уголовным производствам против шести лиц, также по ряду дел расследования продолжаются. Курченко объявлен в международный розыск. В числе прочего, в суд направлены обвинительные акты в отношении бывших первого замглавы НБУ и предправления «Аграрного фонда» по факту незаконного завладения по предварительному сговору группы лиц средствами АФ на общую сумму 2,069 млрд грн. Также ГПУ еще расследуются уголовные производства в отношении бывших главы НБУ, предправления «Реал банка», а также предправления, главы и члена набсовета Брокбизнесбанка по признакам и фактам совершения тяжких преступлений в составе созданной Курченко преступной организации, незаконного завладения средствами НБУ (на 800 млн грн), АФ (вышеупомянутые 2,069 млрд), а также Брокбизнесбанка (на 2,3 млрд грн). Но поскольку досудебное следствие продолжается, дальнейшей конкретики под предлогом его тайны — ноль.

Практически аналогичными по результативности оказались и обращения в другие госинстанции. Официальный ответ ФГВФЛ был похож на прокурорский. Из конкретики мы получили информацию о количестве (76) и общих масштабах выявленных в «Брокбизнесе» уголовных правонарушений — на 25,3 млрд грн (!). Примечательно, что закрытым на тот момент числилось лишь одно производство на… 85 тыс. грн! Больше никаких конкретных имен и фамилий из-за все той же тайны следствия. И встречное предложение — обратиться с нашими вопросами к ГПУ. Туда же (как и в ФГВФЛ) нам посоветовали обращаться и в Нацбанке. Якобы работники правоохранительных органов уже изъяли и получили все значимые из имеющих отношение к делу документы. Сотрудники СБУ, с которыми удалось пообщаться в неофициальном порядке, сообщили, что совет «не лезть в это дело» поступил с самых верхов.

Малорезультативным оказалось и общение с потенциальными свидетелями — членами правления банка в период после его приобретения Курченко. Большинство из них отказалось давать публичные комментарии как под предлогом все той же тайны следствия, так и из-за опасений за собственную безопасность. Согласие пообщаться давалось только на условиях анонимности. Мол, виновники ограбления банка — «отморозки», у которых все схвачено и везде заплачено. В том числе в прокуратуре, ведь денег было украдено «немеряно». Один из собеседников сослался на предоставленный ему ранее выбор: либо дать нужные показания, отделавшись легким испугом в виде двух лет условно, либо загреметь на десять лет по полной программе.

В довершение всей мутности этой истории, в одной из госинстанций нам сообщили, что расследование и установление реальных виновников-исполнителей в случае Брокбизнесбанка осложняется… кражей оригиналов первичных документов! Именно поэтому, якобы, следствие и может ссылаться на «неустановленных лиц», основывая обвинения не на документальных подтверждениях, а на выборочных свидетельствах сомнительных фигурантов процесса. «Как возможно исчезновение документов из банка, да еще одного из крупнейших в стране?» — удивится любой мало-мальски грамотный читатель? Ни бесследное исчезновение, ни неустановленность лиц в банках в принципе невозможна, скажет каждый, кто хоть немного знаком с особенностями банковского делопроизводства, так как каждая операция в банке выполняется уполномоченными специалистами, осуществляющими взаимный контроль сотрудниками из разных подразделений. Также каждая банковская операция создается и регистрируется в электронном виде, подтверждается документально и обязательно визируется исполнителем! Так что технически сложные, многоэтапные операции без идентификации и установления личности провести невозможно.

Однако наши правоохранительные органы это, оказывается, не смущает, ведь там уже давно налажена и поставлена на поток циничная торговля не только индульгенциями за грехи, но и обвинительными приговорами. Чтобы понять, как такое становится возможным, немного подробнее остановимся на некоторых наиболее значимых моментах этой истории.

Не игра в подставки

Вскоре после банкротства Брокбизнесбанка ZN.UA уже публиковало расследование некоторых его обстоятельств (см. №11 от 28 марта 2014 г., «Брокбизнесбанк: история падения»). Основной сделанный нами тогда вывод состоял в том, что, купив банк в июле 2013-го и пригласив туда опытных банковских менеджеров с серьезной репутацией под предлогом намерения строить цивилизованный и прозрачный банковский бизнес, Сергей Курченко вовсе не собирался этого делать. «Брок» был нужен как донор «крови»: с помощью различных схем из банка выкачивались средства, которые направлялись на операции основного бизнеса собственника — группы ВЕТЭК.

Уже в октябре 2013-го это вылилось в первый серьезный конфликт. Всего через несколько дней после утверждения Нацбанком и официального вступления в должность председателя правления Игорь Францкевич серьезно повздорил с Дынником, заявив о неприемлемости постоянной выкачки денег в «Реал», поскольку в таком случае «Брок» обязательно и достаточно скоро завалится. До этого Францкевич, сосватанный в банк членом его набсовета

Б.Тимонькиным, после прихода в него в августе 2013-го занимался оставшимися от бывших владельцев проблемами, составлением планов по развитию и практически завершил формирование новой команды топов в основном из числа менеджеров банков с иностранным капиталом. Всех их Курченко соблазнил не только впечатляющими даже по международным меркам условиями оплаты труда, но и задекларированной амбициозной задачей вывести банк на первые роли в системе.

Прозвучавшая же в ходе конфликта знаковая фраза Дынника: «Вы — не банк, вы — касса, и должны это понимать!», уже тогда развеяла многие иллюзии. Курченко же, укрепившись во мнении, что Францкевич «консервативен, непредприимчив и таких же людей привел», намеревался его уволить.

В результате компромисса между Курченко и Тимонькиным Францкевича не уволили, но фактически отстранили от занимаемой должности, отправив на «больничный». Оба банкира как по их собственным утверждениям, так и по свидетельствам коллег после этого не принимали практически никакого участия в жизнедеятельности «Брокбизнеса».

В уже упомянутом расследовании ZN.UA образца марта 2014 г. фигурировал еще один из ключевых его персонажей — Петр Пекур, пришедший туда, как и Дынник, из «Реал банка» «от имени и по поручению» нового акционера на должность первого зампреда. Пекур начал исполнять обязанности председателя правления учреждения с 15 октября 2013-го (вместо отправленного на больничный Францкевича), о чем свидетельствует подписанный им приказ о распределении полномочий в банке. И продолжал это делать вплоть до 31 января 2014-го (когда НБУ утвердил на этой должности Александра Дынника), подписывая ключевые документы, в том числе приказы о перераспределении полномочий между членами правления банка.

Окончательно лишившись каких-либо иллюзий, в январе 2014-го из банка уволились сначала руководитель розницы М.Петренко, а вскоре за ним И.Францкевич, С.Каменяр, Р.Малый, Л.Рыбин и Т.Сотникова. Вместо них правление пополнилось еще одним выходцем из «Реала» — С.Скибой (прежде практически не имевшим опыта работы в банковском бизнесе), а также А.Рахматуллаевым из Укрэксимбанка. Уже сам по себе факт подобной кадровой чехарды в одном из крупнейших банков страны, о тех или иных проблемах которого уже неоднократно сообщалось в СМИ, должен был бы серьезно обеспокоить не только банковский надзор, но и правоохранителей. Однако, наоборот, Дыннику удается организовать реализацию схемы со средствами «Аграрного фонда»…

Пекур же и после утверждения председателем Дынника оставался в банке первым зампредом с рядом ключевых полномочий, вплоть до введения в марте 2014-го временной администрации.

Исходя из всего вышесказанного, можно было предположить, что именно он и окажется одним из главных фигурантов в уголовных производствах по поводу банкротства БББ (но никак не в качестве только свидетеля!). Ведь, как известно, главная ответственность за состояние дел в любом учреждении возлагается на его председателя правления (или лицо, исполняющее его обязанности). Поскольку именно им подписываются ключевые документы: утверждаются решения правления, распределяются и делегируются полномочия, заключаются крупные договоры и визируются (как минимум, крупные) платежи.

Но не тут-то было! В официальном ответе ГПУ в адрес ZN.UA никакой «первый зампред» или «и.о. председателя» не упоминается ни в качестве обвиняемого, ни в качестве подозреваемого.

Тем временем еще в конце марта 2014-го СМИ сообщили об аресте председателя набсовета Брокбизнесбанка, президента Ассоциации юристов Украины Дениса Бугая.

Любопытно, что у следователей при этом не возникло вопросов к другому члену набсовета (более причастному к его повседневной операционной деятельности) — Александру Буряку, который и после продажи своего детища вместе с братом Сергеем Буряком владел 18,6% его акций. Его личный кабинет — лучший в здании головного офиса — располагался на этаже правления и активно использовался Буряком вплоть до введения временной администрации в марте 2014-го. При этом поддерживавший все решения набсовета Буряк не оказался в числе обвиняемых. Вовремя порешал?

Видимо, вовремя все порешал и Пекур, который продолжал в это время «трудиться» — теперь уже в банке «Национальный кредит». Это финучреждение вскоре тоже пополнило достаточно впечатляющий список банков-банкротов, в которых «поработал» Пекур. А именно: Укрпромбанк, «Партнер банк» (переименован в «Городской коммерческий банк»), «Реал банк», Брокбизнесбанк и, наконец, «Национальный кредит». Злые языки утверждают, что это уже специализация такая — «чистильщик»…

Д.Бугая через два месяца выпустили (суд не продлил его содержание под стражей под давлением адвокатских объединений). Как будто взамен в июне 2014-го на сайте МВД Украины появилось сообщение о розыске экс-председателя правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, занимавшего в БББ должность члена набсовета. Впоследствии Тимонькин был задержан в Германии, а Генпрокуратура потребовала его экстрадиции в Украину. Однако немецкий суд выполнить требование украинских прокуроров не торопится, видимо, засомневавшись в обоснованности предъявляемых ГПУ обвинений или достаточности предъявленных доказательств. Сомнения возникли и у лично знающего банкира уже более десяти лет автора этих строк, и не только. Опрошенные коллеги Тимонькина из числа руководителей крупнейших украинских банков заявляли практически в унисон: он сделал серьезнейшую ошибку, согласившись на предложение Курченко пойти к нему на работу. Однако преступлений из перечня предъявляемых ему обвинений наверняка не совершал.

В интервью «Украинской правде» Тимонькин заявил о своей непричастности к инкриминируемым ему преступлениям. Объясняя возможные мотивы его преследования, он рассказал о своем отказе заплатить вымогавшиеся взятки за иммунитет от следствия — сначала 500 тыс., потом 1,5 млн и, в конечном итоге, 2 млн долл. По его же словам, все претензии следствия в отношении него фактически строятся на показаниях только одного человека — Петра Пекура, который в должности и.о. предправления Брокбизнесбанка с середины октября по февраль 2014-го был основным исполнителем указаний сверху (от Курченко и Дынника). Однако почему-то проходит по делу только как свидетель.

В подобной ситуации помочь установить правоту какой-либо из сторон могут только документальные подтверждения или свидетельства.

И след все-таки нашелся — в оказавшемся в распоряжении ZN.UA электронном архиве копий протоколов заседаний правления, приказов, актов и других документов по Брокбизнесбанку, который, насколько нам известно, должен быть и в распоряжении ГПУ. И должен был бы помочь ее следователям (при наличии, конечно, соответствующего желания) не только отследить основные обстоятельства банкротства учреждения, но и установить ключевых подозреваемых в нарушении Уголовного кодекса из числа его теперь уже экс-сотрудников.

Копии документов из упомянутого нами архива подтверждают: функции предправления с 15 октября 2013-го по 31 января 2014 г. выполнял именно Пекур, как и подписывал основные банковские документы в этот период. В частности, решения правления об увеличении лимитов межбанковских кредитов на «Реал банк», как того требовали растущие потребности по перекачке ресурсов из одного учреждения в другое.

Для справки:

Согласно документам, Брокбизнесбанк начал выдавать межбанковские кредиты «Реал банку» практически сразу после смены основного собственника — еще в июле

2013 г. (на 120 млн грн).

6 сентября 2013 г. под руководством и.о. председателя правления БББ П.Пекура старым составом кредитного комитета (работавшим на момент покупки банка) был установлен лимит межбанковских кредитов на «Реал банк» в сумме 500 млн грн (на тот момент кандидатуру И.Францкевича на должность предправления еще не утвердил НБУ).

5 ноября 2013 г. был утвержден лимит межбанковских кредитов «Реал банку» на сумму 600 млн грн (Францкевич уже отстранен и банком снова управляет Пекур).

Затем правление во главе все с тем же П.Пекуром сначала подтвердило лимит на 600 млн грн 29 ноября 2013 г., а с 27 декабря 2013-го увеличило его до 975 млн грн.

Также эти документы, в частности, дают ответ и на вопрос, как стала возможной кража документов из банка? Оказалось, что это удалось вовсе не банде грабителей, а всего одному сотруднику — тогдашнему замдиректора департамента инвестиционной деятельности Брокбизнесбанка Юрию Винограду. Которого г-н Пекур своим приказом (№1121/1 от 17 декабря 2013 г) наделил беспрецедентными полномочиями буквально через считанные недели после приема на работу. В частности, под предлогом якобы необходимости проверки и оценки деятельности банка по целому ряду направлений — изъять из других структурных подразделений оригиналы (!) первичных документов, да еще и на условиях конфиденциальности. Видимо, столь явное и кричащее нарушение со стороны тогдашнего и.о. председателя банка не показалось следователям странным. Причем даже с учетом того обстоятельства, что, приняв на основании столь экстраординарного приказа внушительный перечень важнейших документов (кредитных дел, протоколов заседаний правления и кредитного комитета, дел по юроформлению клиентов и т.п. — с копиями можно ознакомиться на сайте ZN.UA), вызвавший столь высокое доверие Пекура Ю.Виноград его «не оправдал», «зачем-то» перенаправив документы в каком-то неизвестном направлении. Которое, как и нынешнее местопребывание самого Ю.Винограда, следователям, конечно же, установить не удалось. А ведь именно под этими документами и ставили подписи те самые разграбившие банк «неустановленные лица».

Еще больше вопросов вызывает тот факт, что столь ненадежный, как оказалось впоследствии, сотрудник — замглавы инвестдепартамента — получил от руководимого все тем же Пекуром правления банка (протокол №3 от 23 января 2014 г., п. 11, 12 – с копией можно ознакомиться на сайте ZN.UA) ряд невиданных полномочий в нарушение не только внутрибанковских, но и правовых требований! В частности, принимать единоличные (!) решения по приобретению и отчуждению имущества на сумму до 10% (!) стоимости активов последней годовой отчетности банка (п. 11 протокола). И в довершение — по осуществлению активных и пассивных операций банка (любых!), внося изменения в уже произведенные операции. При этом он получил не только право подписи всех необходимых документов, но и, опять же, единоличного принятия решения без необходимости получать заключения профильных служб банка! И это все — в не каком-то захудалом банчке из второй сотни, а одном из крупнейших финучреждений страны. О каком контроле рисков и сохранности сбережений в таком случае может идти речь?

Стоит ли удивляться, что и этим полученным правом г-н Виноград не преминул воспользоваться уже 29–30 января 2014 г., единолично открыв сразу 30 кредитных линий по 650 млн грн каждая (см. копию) на сумму около 19 млрд грн (2,4 млрд долл. по тогдашнему курсу)! Эти «сделки» были частью вышеупомянутой схемы по «надуванию» капитала банка, своей подписью под которой, видимо, не хотел брать на себя криминал Пекур…

Скептики подозревают, что Винограда, очень может быть, найти уже не удастся в принципе. По крайней мере, живым — носителем слишком «чувствительного» компромата он является. Однако даже это не помешало бы установлению истины, если бы настоящей задачей следователей был не поиск козлов отпущения, а привлечение к ответственности реальных виновников произошедшего.

Да и следы испарившихся со счетов банка денег тоже нашлись бы — для этого только и нужны реальные, а не выдуманные свидетельские показания. Однако кому в Генпрокуратуре это неблагодарное (с материальной точки зрения) дело интересно?

Мы не беремся примерять на себя роль прокуроров, обвиняя кого бы то ни было в соучастии в особо тяжких преступлениях, упомянутых в приведенном выше ответе ГПУ. И готовы были бы предоставить возможность комментария П.Пекуру, если бы могли с ним связаться. Однако же выглядит, как минимум, странным нежелание следователей включить в число ключевых подозреваемых (а не только свидетелей!) должностное лицо, исполнявшее обязанности председателя правления (либо его первого заместителя) практически весь период, на который приходится большинство установленных ФГВФЛ и так «интересно» расследуемых сейчас Генпрокуратурой уголовных нарушений.

* * *

«Влиятельным» вкладчикам Брокбизнесбанка уже удалось доказать в суде (в трех инстанциях — вплоть до высшего Админсуда) противоправность бездеятельности НБУ, из-за которой были нарушены их в том числе и имущественные права. Иски по поводу фактов неправомерной бездеятельности госорганов в Украине становятся все более популярными. Но вот кто бы сумел отстоять в суде не просто неправомерную, а преступную бездеятельность представителей ГПУ в отношении одних лиц и злонамеренность подтасовки фактов и оперативно-розыскных мероприятий — в отношении других?

Подобная «торговля правосудием», из-за которой такое понятие, как неотвратимость наказания, в Украине фактически перестало существовать, — одно из самых уродливых проявлений коррупции в стране, не победив которую, о состоятельности государства и надлежащей защите прав его граждан говорить даже нет смысла.

Неужели весь этот беспредел может продолжаться еще долго, доставшись в наследство и нашим будущим поколениям?