Как любит утверждать Алексей Арестович, элементы будущего уже есть в настоящем. Вот, пользуясь этим мудрым указанием, попытаемся из 2015 года спрогнозировать события 2016-го.

Итак, с 22 января снова заработает в пленарном режиме наш парламент. Наверное, будет пересматривать (и не раз) многострадальный бюджет. В марте-апреле большинство аналитиков планируют отставку Арсения Яценюка с поста премьера. Отставка автоматически означает развал нынешней коалиции и новые парламентские выборы. По этому поводу достаточно ясно высказались и сам Яценюк, и министр МВД Арсен Аваков.

Но не только «у Кремля много башен», в Администрации Президента Украины их тоже, похоже, много. В открытое информпространство утекла одна из заготовок политтехнологов, близких к АП. Её суть — «за НФ, но без Яценюка». Это почти перефразировка лозунга участников Кронштадтского мятежа 1921 года: «за Советы, но без коммунистов». Хотя сама задумка более реалистичная.

Дело в том, что на фоне постмайданных выборов октября 2014 года «Народный фронт» набрал гораздо больше голосов, чем планировали самые большие партийные оптимисты. В этом прямая заслуга фронтменов политсилы — премьера и министра МВД, а также партаппарата, который смог задействовать на местах финансовые и медийные ресурсы. Получилась хоть и временная, но эффективная смычка партийных функционеров НФ с местными элитами.

Но победа имела и неожиданные последствия. «Список непроходных» был заполнен откровенным политическим балластом, но балласт этот оказался преимущественно из людей Николая Мартыненко. Следствие: лидер партии (А. Яценюк) не вполне контролирует собственную парламентскую фракцию. И тут у любого политтехнолога возникает жгучее желание устроить в НФ «бунт на корабле» против действующего премьера и лидера партии. А самый простой механизм — надавить на Мартыненко.

Разумеется, боевые действия развернулись по всему фронту. Конечно же, Петя «над схваткой», а основным нападающим стал одесский губернатор Михеил Саакашвили. Параллельно тот же Саакашвили проводит переговоры с Аваковым относительно кастинга на роль Иуды, то есть премьера. По непроверенным данным, такое же предложение было сделано и А. Турчинову со стороны президента. Но… «нельзя дважды вступить в ту же воду». В 2005 году президент В. Ющенко и его секретарь СНБОУ П. Порошенко предлагали тогдашнему премьеру Ю. Тимошенко сдать свою команду в обмен на сохранение премьерского кресла. Юля на это не пошла, сохранив верность команде.

Мартыненко, оказавшись в положении Папы Римского Бенедикта XVI, не поддался на шантаж порошенковских политтехнологов и поступил истинно по-папски: ушёл в отставку — сложил депутатский мандат. Конечно, влияние на фракцию у него ещё осталось, но уже не в прежнем объёме. Да и обнародованный компромат касался преимущественно европейских «дел», повлиять на которые АП ну никак не может. А с делами внутриукраинскими всё сложнее: тут интересы настолько переплетены, что, потянув за конкретную ниточку, неизвестно, к кому она, в конце концов, выведет. До весны имеем шаткое перемирие.

Однако только до весны. Ибо противоречия внутри украинских элит зашли настолько далеко, что разрешиться могут только новыми парламентскими выборами. По результатам уходящего года все украинские олигархи понесли убытки, и только у Пети Порошенко — прибыль. Такая ситуация не может длиться долго. Несколько недель назад прошёл так называемый «съезд олигархов» во главе с Р. Ахметовым. И хотя И. Коломойский, Д. Фирташ и В. Пинчук его не почтили своим присутствием, вряд ли среди олигархов отсутствует консенсус относительно политического будущего нынешнего президента.

«Аннушка уже разлила масло…» — созывом Антикоррупционного форума Михеил Саакашвили де-факто начал создание собственной политической силы, в перспективе — партии. Досрочные парламентские выборы из вероятных стали неизбежными! Помните, как у Виктора Суворова: война начнётся, когда Вермахт сменит летнюю ружейную смазку на зимнюю и упадут цены на баранину (из баранов начнут шить тулупы). Так и у нас.

Как учат американцы, политический маркетинг, в принципе, не отличается от маркетинга стирального порошка. Задача маркетолога — изучить рынок с помощью фокус-групп, разработать линейку товаров, которые хотят видеть покупатели (сегментирование рынка), и затем предложить эти товары покупателю. Универсальное пожелание «покупателей» на постсоветском пространстве — борьба с коррупцией. Это классика ещё времён первого срока Бацьки (Лукашенко).

Успешная критика правительства вообще и премьера в частности привели к тому, что рейтинг «Народного фронта» достиг дна и теперь на «сундук мертвеца и бутылку рому» есть масса претендентов. Но поскольку недовольство в народе инициировано объективными обстоятельствами, критика правительства уже начинает бить по президенту и его партии. По логике, на следующих выборах партии-конкуренты БПП («Батькивщина», «Самопомощь» и Радикальная партия Ляшко) должны улучшить свои электоральные показатели за счёт НФ и БПП. Но президентские политтехнологи, вооружившись передовой американской теорией, не видят в этом трагедии.

Скупка депутатов в Украине — давняя традиция. Причём речь идёт не о традиционной (клюевской) покупке нардепов в ВР, а о вербовке ещё кандидатов в депутаты из оппозиционных партий. Так, баллотировался имярек в Донецкий городской или областной совет от БЮТ… а реально он идёт уже не от БЮТ, а от ПР. Недавние выборы в Кривом Роге тому пример. А что, если завербовать не отдельных депутатов, а целую партию, специально для этого созданную? По красоте исполнения это может сравниться только с операцией «Трест» ОГПУ или с фальшивыми проводами ОУН-УПА, созданными НКВД.

Не знаю, как Михо назовёт свою партию, но мы для краткости так её и будем называть — партия Михо Саакашвили (ПМС). Женщины, извините.

Конечно, ПМС откусит определённый кусок электората БПП. Но это не критично, ибо в конечном итоге ПМС таки войдёт в коалицию с БПП, в которой заправлять будут Петины люди. Третья составляющая коалиции — умеренные регионалы под различными брендами, ориентирующиеся на Лёвочкина и, возможно, Фирташа, а также других олигархов, кроме И. Коломойского.

Относительно избирательной системы что-то определённое сказать сложно. Будет ли она смешанной, как сейчас, или исключительно пропорциональной… Михо заинтересован в пропорциональной. Если удастся убедить Петра Алексеевича, что мажоритарщики относительно самостоятельные, а потому ненадёжные партнёры, то ВР успешно примет пропорционалку.

Итак, чей же человек Михо Саакашвили? На данном этапе это человек президента. Хотя бы уже потому, что не критикует его окружение. Однако он должен хлопнуть дверью Одесской облгосадминистрации синхронно с отставкой премьера. Ибо если сейчас у него гнилая отмазка (меня назначил Порошенко) имеется, то потом отсутствие критики президентского окружения народ не поймёт.

Подобно атому, Михо у нас и волна, и корпускула. Он и на Петю работает, и на американский частный бизнес. Ну и на себя, любимого, немножко. При этом Администрация Президента Б. Обамы сделала ставку на Петю и Сеню. По американским теориям, конкурирующие политики должны были образовать систему сдержек и противовесов. В Америке это всегда работало. Но в Украине премьер и президент просто разделили сферы влияния, посрамив теоретиков. К сожалению, выбора американцам не оставили и они из геополитических соображений должны поддерживать в Украине тех политиков, которые имеются... А вот ежели Михо проведёт в парламент свою партию, то тогда можно подумать о назначении его премьером… А чтобы Петя не играл в В. Ющенко, обрежем ему (Пете) полномочия, превратив Украину в канцлерскую республику, как мечтала об этом ещё Юля Тимошенко.

Но украинская политика — штука непредсказуемая. Как только до Пети дойдёт, что Михо его «зрадив» в пользу американцев, начнётся мочилово ПМС. И неизвестно, какая ещё коалиция сложится… Возможны самые противоестественные союзы и даже канцлерин Юлия во главе Кабмина.

Юля Тимошенко при любых раскладах остаётся одной из наиболее вероятных претенденток на пост главы правительства. Остальным коалициантам придётся довольствоваться министерскими квотами. Кстати, вопреки низкому рейтингу, не стоит полностью списывать Сеню и НФ со счетов. Нынешний премьер каждую неделю выступает по телевизору с коротким спичем о текущих делах. И делает он это не для популяризации правительства, которое в любом случае через три месяца уйдёт в отставку. Он это делает для популяризации себя и своей партии. Фронтовики хотя и не блещут рейтингом, но зато сконцентрировали в своих руках громадные финансовые ресурсы и имеют техничную команду.

Особенностью выборов – 2016 может оказаться то, что партий в парламенте, а следовательно, и в коалиции, станет больше, но партий-тяжеловесов (а-ля нынешние БПП и НФ) среди них может и не быть. Из-за большого конкурса и популизма нардепы станут злее и тем охотнее проголосуют за ограничение президентских полномочий.

Но это автор выше теоретизировал так, как будто на глобусе нет других стран, кроме Украины. А они есть! И первый вопрос тут: что будет с Донбассом и Крымом? Некоторые товарищи уже успели заявить, что в 2016 году будет восстановлен наш суверенитет над Донбассом (план-минимум) или даже над Крымом (план-максимум). Разочаруем оптимистов: в следующем году этого не произойдёт.

Формально Минские соглашения действуют до 31 декабря 2015 года. Но вряд ли кто сомневается, что они (или их аналог) будут продлены на 2016, а потом и на 2017 годы. И только в 2018-м Россия столкнётся с реальными трудностями и В. Путину придётся уйти с поста президента, а его приемнику уже будет не до Украины.

Хвалёные западные санкции на экономику РФ, конечно, действуют, но и запас прочности у России также имеется. И вряд ли РФ удастся поколебить раньше, чем через четыре года, считая от марта 2014-го (аннексия Крыма). Разумеется, если бы Европа отказалась от российских энергоносителей, то Путин капитулировал бы перед Западом уже спустя несколько месяцев. Но Европа на это не пойдёт. По крайней мере, пока не будет создана альтернативная русской газовая инфраструктура. Американцы строят в Европе установки по приёму сжиженного газа (LNG-терминалы) и обещают их закончить как раз к 2018 году.

Стоит также упомянуть, что в ноябре 2016-го состояться президентские выборы в США и есть большая вероятность, что президентом этой страны станет республиканец, настроенный против В. Путина гораздо критичнее, чем демократ Б. Обама. В любом случае эффект от этого сможем иметь только в 2017–2018 годах.

Откуда у автора такой пессимизм по поводу Донбасса и Крыма? Ведь Путин увяз в Сирии, тема «Новороссии» в российских СМИ уже не актуальна и всё неспешно идёт к передаче участков украинско-российской границы, занятых боевиками и ВС РФ, под контроль Украины. Даже Эль Мюрид уверен, что Путин сдал «Новороссию» и к лету завершится вывод российских войск с Донбасса.

Но всё не так просто. Начнём с Сирии. Этой страной правит Башар аль-Асад, сын Хафеза аль-Асада. Точнее власть Асада распространяется в основном на столицу — Дамаск с пригородами. Остальную территорию страны контролируют различные силы, ориентирующиеся на соседние государства: туркоманы (сирийские туркмены) — на Турцию, курды и сунниты — на Саудовскую Аравию и Катар, шииты — на Иран. А ИГИЛ — самодостаточная сила и ни на кого не ориентируется.

Единственным светским режимом в Сирии является режим самого Асада. Но уже есть договорённость (и Россия её поддерживает), что Асад должен в течении полугода уйти со своего поста. Уход Асада — это уход РФ. Ибо после отставки Асада у России не остаётся ни юридического повода для нахождения её войск на сирийской территории, ни хотя бы одного союзника. Поэтому разговоры о российской наземной операции в Сирии — это только разговоры. Особенно в свете цены на нефть 36 долларов за баррель.

Теоретически у РФ было всего две причины для участия в сирийском конфликте:

помощь своему сателлиту;

отвлечение внимание Запада от Донбасса и Крыма с последующей конвертацией российской «помощи» в признание аннексии Крыма и как вариант — федерализации Украины.

Оба повода уже отпали. Что будет делать Путин для того, чтобы отвлечь внимание своего народа от имеющихся проблем? Серьёзный конфликт с Турцией невозможен из-за банального отсутствия общей границы. Конфликт в странах Балтии маловероятен из-за присутствия там войск НАТО. Казахстан и Беларусь — единственные оставшиеся союзники. Остаётся только Донбасс. Тем более, что санкции против России Запад ввёл из-за аннексии Крыма. Уход РФ с востока Украины ровным счётом никак на них не скажется. Кроме того, для России любой конфликт за пределами Донбасса — это война на два фронта со всеми вытекающими отсюда последствиями. И фактически конфликт на Донбассе — последний путинский рычаг давлении на Украину и Запад.

Теперь посмотрим на донбасский конфликт с украинской стороны границы. В конце декабря прочитал информсообщение, что жители «Л/ДНР» наконец-то, спустя два года оккупации, смогут насладиться просмотром украинских телепередач. Ситуация с приёмом украинских телеканалов вопиющая. Их не только нельзя смотреть на оккупированной территории, но и во многих местах на украинской части Донбасса… Более того, тут принимаются сепарские телеканалы и никто с этим не борется.

По аналогии с ружейной смазкой и тулупами делаем вывод, что Пётр Алексеевич не видит на Донбассе своего электората. А жители Украины, проживающие в освобождённых районах Донецкой и Луганской областей, отданы в аутсорсинг бывшим регионалам. Местные администрации и органы внутренних дел никто не чистит. Там и дальше работают пособники сепаратистов. Но компромата на всех достаточно, поэтому они и работают на Петю и его людей, но не на Украину.

По общему мнению, украинская армия за истёкший год сильно укрепилась и это даёт возможность, опираясь на созданные полевые укрепления, освободить Донбасс по хорватскому сценарию. То есть не нужно наступать по всему фронту, достаточно несколькими колоннами прорвать оборону сепаратистов и расчленить их территорию на несколько «котлов». Но «котлы» до некоторого времени не замыкать, чтобы дать возможность российской армии удрать в родные пенаты. Таким образом, мы сохраним жизни своих солдат и местного населения, а также материальные ценности. В создавшейся ситуации Россия не сможет открыто выступить на стороне сепаратистов и применить авиацию и ракеты, а мы сможем, ибо это наша территория. Кроме того, Украина имеет неплохую ПВО.

Но хорватский сценарий однозначно невозможен при действующем президенте-главнокомандующем. Тут и субъективные причины: страх главнокомандующего взять на себя ответственность за результаты операции, передающийся подчинённым; и объективные: нежелание Запада обострять отношения с Россией. Ну и договорняков с Путиным тоже исключить не можем: Липецкую кондфабрику Петя продавать не хочет, как и завод в Севастополе. «Где сокровище твоё, там и сердце твоё» (Библия).

Поэтому на передачу контроля над границей украинской стороне Россия однозначно не пойдёт, и будет требовать проведения выборов «по украинскому законодательству», точнее по специальному закону. Плюс амнистию всем бандитам, включая и тех, кто сбил малайзийский «Боинг». А пока будут вести бесплодные переговоры по отводу артиллерии и танков калибром свыше 100 мм. То есть 2016-й во многом будет напоминать 2014–2015 годы.

А вот в экономике должна наступить относительная стабилизация. МВФ, несмотря ни на что, денег нам давать будет, хотя и со скрипом. Финансовая помощь и кредиты со стороны Запада не иссякнут. Все проблемные банки будут практически обанкрочены. Олигархов немного заставят платить налоги. Украинский бизнес немножко освоит рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Увеличим товарооборот с Китаем, Турцией и Израилем. Но вот на европейском направлении существенных прорывов не произойдёт. Торговать будем в основном в пределах квот. Преодолевать их нетарифные ограничения — достаточно сложная задача. Во многих случаях совершенно нецелесообразная.

Товарооборот с Россией ограничится за редким исключением критическим импортом с обеих сторон и упадёт ещё в 1,5–1,7 раза в сравнении с нынешним годом.

Существенных инвестиций из Европы, не считая ранее вывезенной олигархами в офшоры прибыли, не будет. Война, знаете ли, и коррупция.

Кстати, с коррупцией у 2016 году будут бороться. Генпрокурора В. Шокина к апрелю уволят. Некоторых «шестёрок» даже посадят. С предпоследнего места в рейтинге коррупции Украина поднимется в пятый десяток. По лёгкости ведения бизнеса тоже улучшим показатели, главным образом путём отмены разных положений, которые и так никто не исполнял. Станет возможным регистрировать малые предприятия по интернету.

Гривна, на удивление, будет стабильной, в смысле, что к концу года девальвирует не более чем до 27 грн за доллар.

А вот в политике в 2016 году по-прежнему будет штормить, покуда не удастся создать в стране один центр исполнительной власти во главе с премьером… Удастся ли? Ой, не знаю. Многие и в стране, и вне её заинтересованы, чтобы ситуация в украинском политикуме напоминала басню о Лебеде, Щуке и Раке.

Но 2016 год однозначно будет лучше нынешнего…