Главная
Пшонка: с начала года на коррупции поймали 25 высоких чиновников
С начала года в Украине возбуждены 25 уголовных дел относительно высокопоставленных должностных лиц. Об этом на пресс-конференции в Виннице сообщил генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка. По его словам, из возбужденных в этом году 25 дел против высокопоставленных должностных лиц 15 уже передано в суд.
"Коррупция не имеет политического цвета. Сегодня к уголовной ответственности за совершение служебных преступлений привлекаются высокопоставленные должностные лица - представители нынешней власти", - отметил генпрокурор.
В частности он назвал бывшего заместителя министра окружающей природной среды Бориса Преснера, экс-начальника Госинспекции по контролю над ценами Татьяну Рудь, бывшего министра транспорта и связи Виктора Бондаря, директора департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Адамовича, бывшего заместителя председателя Госкомитета ветеринарной медицины Александра Жука.
"Это уголовные дела последних месяцев", - подчеркнул Пшонка.
По его словам, высокопоставленные должностные лица нанесли государству убытков на сумму почти 2,5 млрд. грн., из которых более 500 млн. грн. уже возмещено в госбюджет.
"Учитывая причинение государству указанными преступлениями, я имею в виду высокопоставленными должностными лицами, материального ущерба на сумму почти 2,5 млрд. грн., органы прокуратуры в период расследования уголовных дел принимают и подают иски в суд о возвращении этих средств государству. Уже судами решены к возвращению эти средства на сумму более 500 млн. грн.", - сообщил генпрокурор.
Он подчеркнул, что органы прокуратуры пытаются не только привлечь к уголовной ответственности должностных лиц, но и вернуть эти средства государству.
"И это является реальной борьбой с коррупцией", - сказал генпрокурор.
Напомним, ранее, заместитель генерального прокурора Евгений Блаживский заявил, что против высших должностных лиц действующего и нынешнего правительства в 2010 году органами прокуратуры возбуждены 20 уголовных дел.
- Информация о материале
Приватизация в энергетике: апрельские тезисы
На прошлой неделе правительство таки определилось, от чего оно намерено избавиться в энергетике. Заодно решили, и кому отдадут.
В среду, оформив документ задним числом — от 11 апреля, Кабмин издал распоряжение о том, что в текущем году будут проданы государственные пакеты акций генерирующих компаний «Днепрэнерго» (25%) и «Западэнерго» (45,1%), 25% акций «Киевэнерго», по 50% акций в «Винница-», «Днепр-», «Закарпатьеоблэнерго», по 45% «Крымэнерго» и «Черновцыоблэнерго», 40,06% — в «Донецкоблэнерго» и, наконец, 25,99% — в «Тернопольоблэнерго».
Иными словами, из 11 компаний только в трех продаются контрольные пакеты. В остальных, как и было обещано, продаются неконтрольные.
Фактически происходит точечная продажа с приоритетом уже имеющихся инвесторов. Относительно «Днепрэнерго», «Киевэнерго», «Западэнерго», а также «Донецкоблэнерго» можно было бы просто написать: покупатель должен быть зарегистрирован в Донецке и называться «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК). Это бы сэкономило массу времени...
Аналогичное объявление можно смело повесить и в Крыму.
О чем ДТЭК честно и сообщила: холдинг «заинтересован в увеличении своей доли в акционерном капитале энергокомпаний, где уже владеет значительным пакетом акций: ОАО „Днепрэнерго“ (47,55%), ПАО „Западэнерго“ (24,99%), ПАО „Киевэнерго“ (39,98%), ПАО „Донецкоблэнерго“ (30,6%)». Занавес.
Желающие поучаствовать в приватизации могут задуматься над тем, а нужен ли им неконтрольный пакет в зоне прямых интересов Рината Ахметова?
В других компаниях тоже имеются свои претенденты. Но там расклад сил попроще. Да и самих сил поменьше.
О расстановке сил на энергоуровне мы писали на прошлой неделе. Как раз тогда в Кабмине и определяли, что и как будут продавать…
Основной принцип, к сожалению, остался прежним — продадим дешево. Для экономии денег потенциальных покупателей государство приняло нехитрый принцип ООН, решив не продавать блокирующие пакеты акций. А оставить их у себя.
Мотивировка — сохранение госконтроля над компаниями после приватизации. В чем именно оный будет заключаться, неведомо.
Точнее, по мнению наших чиновников, благодаря контролю представители государства сохранятся в набсовете компаний, и те не смогут без согласия государства увеличивать уставные фонды.
То, что реально сохранение госдоли ничего не значит, всем прекрасно известно. Среди продаваемых — легендарное «Тернопольоблэнерго», где государство, имея 51% акций, за прошедшие почти 11 лет так и не смогло провести ни одного собрания. И уже точно не проведет.
Можно вспомнить и то, как здорово помогали государству контрольные пакеты в «Кировоград-» и «Херсоноблэнерго»…
Любопытно, что при обсуждении проекта распоряжения не все стали разыгрывать клоунаду. Еще при подготовке решения в протоколе было четко записано, что «в настоящий момент негосударственные акционеры владеют пакетами акций от 10,25% до 44,75% (последний — это пакет ДТЭК в «Днепрэнерго». — И.М.). Приобретение соответствующими компаниями части государственного пакета акций и сохранение в собственности государства блокирующего пакета акций дает возможность негосударственным акционерам сконцентрировать в собственности до 75%, получить контроль за деятельностью общества и самостоятельно принимать решения по основной деятельности».
Вполне исчерпывающе.
Именно поэтому в понедельник на «малом Кабмине» постановление «не влезло», почему в итоге и потребовалось еще одно заседание в среду, дабы сделать умное лицо...
Роль «главного клоуна» доверили нашему незабвенному Фонду госимущества. Его представитель, выполняя директиву, невозмутимо поведал… об успешной продаже мелких пакетов акций в 2009—2011 годах. Что он при этом чувствовал, осталось за скобками.
Вообще-то речь шла о провалившейся попытке ФГИ как-то использовать противоречия между ключевыми владельцами «Львов-», «Прикарпатье-», «Сумы-» и «Полтаваоблэнерго» — братьями Григорием и Игорем Суркисами, с одной стороны, и Константином Григоришиным с примкнувшим к нему Игорем Коломойским — с другой. Из четырех пакетов более-менее удачно ушел только ивано-франковский («Прикарпатьеоблэнерго»), полтавский и львовский пришлось сначала уценить, а потом продать по кускам. На сумской, несмотря на уценку, покупателей в прошлом году так и не нашлось…
Никто и не подозревал, что это можно преподнести как успех.
Заодно ФГИ поделился глубокой мыслью о том, что цена акций зависит от финансового состояния энергокомпании. А также — что наличие небольшого пакета позволит... «существенно увеличить доходы государства в будущем». Подразумевалось — в случае его продажи. Осталось спросить — может, тогда и продавать следует в будущем, а не сейчас? Впрочем, работники Фонда госимущества — люди подневольные и говорят строго то, что от них хотят услышать.
Категорически против продажи по новой схеме в среду выступил только Сергей Тигипко. Он оценил предстоящую продажу как глубоко убыточную для государства, представителем которого он, в общем-то, и является, и предложил провести ее по нормальной схеме, с привлечением инвестиционных советников, международными презентациями и пр.
То есть, по факту, вернуться к схеме продаж облэнерго образца 2000 года. В этом случае продать можно заметно дороже для государства. Свою позицию вице-премьер настоятельно попросил занести в протокол заседания Кабмина.
Проблема в том, что это же означает, что ключевые покупатели в случае «правильной» продажи могут переплатить, чего им как-то не хочется. К примеру, на то же «Киевэнерго» (или «Днепрэнерго», или «Днепроблэнерго») при нормальных раскладах вполне могут найтись желающие и за пределами нашей родины.
В общем, мысль Сергея Леонидовича о том, что данная схема продаж обойдется государству в несколько миллиардов гривен недополученной прибыли, присутствующие просто выслушали…
ФГИ, конечно, деньги всегда нужны. Но не ценой же ссоры с такими правильными людьми, как нынешние владельцы пакетов облэнерго.
Минфин высказался только в том духе, что 25-процентные пакеты никакого решающего значения не имеют, и перешел к вопросу, который его интересовал, — о судьбе пакета «Черкассыоблэнерго».
Предлагаемый ныне на продажу пакет в размере 46% состоит из двух частей: 21-процентного пакета ФГИ и 25%, принадлежащих ЗАО «УкрЭСКО». Последнее создавалось под кредитное соглашение с ЕБРР, и государство в нем имеет 99,6% акций (что, кстати, не избавило его от веселых историй).
При этом с ЕБРР недавно договорились, что долю в Черкассах можно продать, но… только в составе всего госпакета. Иными словами, с 2009 года существовала договоренность о продаже именно 71% акций (т.е. всех имеющихся в собственности государства), а не 46%, как «перерешили» сейчас.
Но и возражение Минфина мягко отклонили. Впрочем, в итоговом документе оставили лазейку в виде получения согласия «УкрЭСКО» на приватизацию черкасского облэнерго. Видимо, если в ЕБРР пойдут на принцип, все могут еще и переиграть.
Контролирует «Черкассыоблэнерго» Константин Григоришин, владеющий там блокирующим пакетом. Несмотря на горячее желание, он не входит в новую провластную команду, так что при желании данный пакет можно с продажи снять.
Григоришину хватит и борьбы за «Винницаоблэнерго», где у него более 20% акций. Кроме того, на продажу выставляются и почти 26% «Тернопольоблэнерго», после покупки которых изменится расстановка сил среди акционеров. Правда, для этого в Тернополе еще надо будет суметь провести собрание акционеров…
Напомним, что когда группа Александра Бабакова (представляемая словацкой VSE) купила контрольный пакет «Кировоградоблэнерго», ей, чтобы провести это собрание, пришлось долго и настойчиво торговаться с тем же Григоришиным.
В Черновцах и Закарпатье — серьезные интересы (и пакеты акций) группы Бабакова.
С точки зрения экономики очень интересно самое крупное в стране «Днепроблэнерго». На нем сходятся интересы всех бизнес-групп. Попытка Рината Ахметова в 2008 году поставить там подконтрольный менеджмент провалилась, запомнившись разве что тем, что, имея 75% акций, государство заходило туда, имея решение суда и группу силовой поддержки. Собрание так и пришлось проводить на улице.
Что будет с влиянием государства при наличии всего 25%, можно легко представить.
«Днепроблэнерго» интересно и Григоришину, у которого там около 16%, и Коломойскому, так как в области находятся ключевые предприятия группы. Там возможна борьба. Более того, при прозрачной продаже была бы наверняка. А так… Как договорятся, так и будет.
Интересно, что в список на продажу не попало потенциально привлекательное «Запорожьеоблэнерго». В рамках новой политики пока завис и блокирующий пакет одесской компании, за который можно при умении выручить немалую сумму.
А вообще, наши приватизаторы говорят правду: блокирующий пакет можно продать дороже контрольного. Если, конечно, продает не наше государство…
- Информация о материале
Коварные депозиты
В депозитных договорах банкиры предусмотрели массу ловушек, которые трудно заметить, даже добросовестно прочитав документ. Weekly.ua проанализировал условия некоторых банковских договоров и определил, как чаще всего вводят в заблуждение вкладчика.
Снижение ставки
Для большинства вкладчиков самое неприятное — право банка снизить процентную ставку по депозиту. Как бы банкиры при заключении договора ни обещали, что ставку в течение срока вклада они снижать не будут, во многих договорах такое право прописано, хотя Гражданский кодекс (ст. 1061) прямо запрещает одностороннее изменение ставки по депозиту.
Банкиры в договоре обещают уведомить клиента о грядущем снижении ставки сообщением на сайте банка или в отделении (реже — письмом) не менее чем за десять дней до изменения. Эта декада дается вкладчику, чтобы тот или согласился с новыми условиями вклада, или явился в банк и забрал всю сумму вклада и проценты за время, которое деньги пролежали в банке. Если вкладчик не пришел за вкладом, банк автоматически считает новые условия приемлемыми для клиента.
Вкладчики часто не приходят, потому что узнают о снижении ставки поздно. Ведь не каждый же день мы лезем в Интернет или заходим в свое отделение банка, чтобы почитать, нет ли там чего новенького. Можно, конечно, пытаться отстаивать свои права в суде, мотивируя свою правоту тем, что вы не были надлежащим образом уведомлены. Но это отнимет у вас немало времени и средств.
Чего-то не хватает
Также нередко в банковской практике можно встретить договоры, в которых банки не пишут сумму и срок вклада. Для так называемых сберегательных или универсальных депозитов, по условиям которых возможно как пополнение, так и частичное снятие денег без потери процентов, это нормально. Ведь при заключении договора вкладчик сам не знает, на какой срок он кладет деньги, а сумма вклада постоянно меняется.
Отдельная история — процентная ставка. Некоторые финучреждения указывают в договоре, что ставка по вкладу устанавливается тарифами банка. Фактически это означает, что банк может понизить ее в любой момент, так как тарифы могут меняться хоть каждый день. Такая витиеватая формулировка процентной ставки опять же возможна только в договорах по сберегательным и универсальным вкладам. И, надо сказать, что именно по ним сейчас постоянно снижают ставки — банку не нужны депозиты, которые могут быть в любой момент изъяты вкладчиком.
Но если вы размещаете определенную сумму на определенный срок и не планируете забирать деньги досрочно, в договоре обязательно должны быть прописаны и срок, и сумма депозита, и процентная ставка.
Скорый конец
Сейчас, после кризиса, наверное, даже дети знают, что за досрочное снятие депозита банк наказывает вкладчика снижением процентной ставки. Вариантов может быть несколько. Одни банки просто снижают ставку до 1–2% годовых, в договорах других приведен график, согласно которому, чем позже вкладчик обращается за досрочным снятием денег, тем скромнее будут штрафы.
В договоре одного из крупнейших украинских банков был пункт, по которому вкладчик, досрочно расторгающий депозитный договор, должен был заплатить банку штраф в размере 1% от тела вклада. То есть, если бы вы забирали вклад в первые месяц-два после его размещения, банк вернул бы вам меньше, чем вы положили, так как сумма штрафа съела бы и начисленные проценты, и часть ваших кровных.
Еще одна «досрочная» неприятность — задержка возврата вклада. Не стоит рассчитывать, что банк досрочно вернет вам ваши деньги в тот день, когда вы обратились с таким требованием. Как правило, договором предусмотрена задержка как минимум на 3–5 дней, а иногда и до 10–15 дней. Причем не календарных, а рабочих.
Длинные проблемы
Осторожным надо быть и при продлении срока депозита. В последние несколько лет едва ли не у всех банков в договорах появилась автоматическая пролонгация вкладов. Если срок вклада истек, а вкладчик за ним не явился, депозит продлевается. Но не на условиях первоначального договора, а на тех, которые действуют на момент пролонгации. Придумано это для того, чтобы банк мог изменить ставку по вкладу в случае, если в целом по рынку ставки снизились. Во время кризиса, когда действовал мораторий на досрочное расторжение вкладов, многие банки отказывали клиентам в возвращении депозитов, срок которых истек, именно по той причине, что вклад был автоматически пролонгирован на новый срок и на него уже распространяется мораторий. Сейчас такая схема не работает, но если вклад был автоматически продлен, банк вполне может задержать его выдачу, если по договору у финучреждения есть право выдать деньги не сразу, а с упомянутой выше задержкой от 3–5 до 10–15 дней.
Услуги за деньги
Не следует забывать и о дополнительных расходах по вкладу. Например, иногда приходится тратиться на оформление завещательного распоряжения или дополнительного соглашения к договору о смене выгодополучателя (вкладчика), выдачу доверенности на распоряжение вкладом или дубликата потерянного депозитного договора, за выдачу справки о наличии вклада.
Довольно часто при заключении депозитного договора банки оформляют вкладчикам платежные и кредитные карты. По этим картам обычно действуют отдельные тарифы, информация о которых обязательно должна быть в приложениях к договору. Если не прочитать их внимательно, можно пострадать, как вкладчики ряда проблемных финучреждений. Обычно, если банк оформляет вкладчику платежную карту, депозит по его окончании перечисляется на карточный счет, откуда его можно забрать через кассу банка или банкомат. Так было, например, с клиентами Родовид Банка — когда у него начались проблемы, были установлены суточные лимиты на снятие наличных, и вкладчики не могли снимать с карточки больше 150 грн.
СОВЕТЫ ВКЛАДЧИКАМ
Перед открытием депозита проверьте, правильно ли указаны в договоре:
сумма, срок и валюта вклада — соответствуют ли они выбранным вами условиям;
процентная ставка;
процедура возврата денег по окончании срока вклада. Идеальный вариант — наличными через кассу, неплохой — перевод на текущий или карточный счет;
условия автоматической пролонгации вклада;
схема изменения процентной ставки. В идеале этого пункта в договоре быть не должно, но если ставка по вкладу плавающая (пересматриваемая с определенной периодичностью), то в документе должен быть прописан понятный и прозрачный механизм расчета;
штрафы за досрочное изъятие депозита и срок задержки выдачи вклада при досрочном расторжении договора.
- Информация о материале
+Люмпенизация всей страны
По информации Счетной палаты, сравнительно с исходными данными 2000 года уровень бедности возрос в 11 областях. В Волынской, Кировоградской, Сумской и Херсонской за границей бедности живет свыше 40% населения ( в среднем по стране 26,4%).
Специфика Украины на фоне европейских стран заключается в том, что проблема не просто не решается, а углубляется. Показательная «забота» правительства о малообеспеченных ни в коем случае не улучшает положения – наблюдается тенденция к уменьшению части заработной платы в структуре доходов, а часть социальной помощи и других текущих трансфертов возрастает. Если 2008 года зарплата в доходах населения составляла 43,3%, то 2010-м – 40,9%. Принятые в течение 2010-го правительственные решения фактически приводят к разрушению тарифной системы и уравниловке в оплате работы в бюджетной сфере.
За последние годы углубились экономические диспропорции между регионами и отдельными территориями в их границах. Если в 1996-м соотношение минимального и максимального значений валового регионального продукта на один человека составляло 2,7 раза, то в 2008-м – уже 6,3 раза. И кризис усилил эту тенденцию. В то время как в большинстве областей промышленное производство в прошлом году возрастало, в Черниговской, Херсонской, Хмельницкой, Винницкой и Ивано-Франковской и дальше сокращалось (на 3-10%, а в Черновицкой – вообще на 22,2%).
Существенно различаются и показатели средней заработной платы: в январе текущего года различие между Тернопольской областью и Киевом составляла 2,15 раза, а сравнительно с Киевской, Днепропетровской и Донецкой областями – 1,45-1,7 раза.
Значительно ниже средних по Украине были показатели зарплаты в Винницкой, Хмельницкой, Херсонской и Кировоградской областях. Вместе с тем именно здесь наибольшая часть работников, которые получали меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Если в декабре 2010 в Киеве таких было 3,8%, на Донетчине и Днепропетровщине – 4,5-5,2%, то в Кировоградской, Херсонской, Хмельницкой, Черновицкой, Тернопольской, Сумской, Винницкой, Черниговской, Волынской областях – 9-12,6%.
Безработица: официальная и катастрофическая
Ключевая проблема депрессивных регионов – явная и особенно скрытая безработица. Вопреки недавним оптимистичным прогнозам директора Государственной службы занятости Владимира Галицкого о незначительном ее уменьшении в 2011-м, с начала года зарегистрированная безработица возрастает на 0,1% ежемесячно и уже превысила 0,62 млн. человек (на 17% больше, чем год назад), при этом повышается и средняя продолжительность.
Кроме того, ухудшается ее структура. По данным последнего аналитического доклада Госкомстата о ситуации на рынке труда 2010 года, в процессе выхода из экономического кризиса доля уволенных по экономическим причинам уменьшается (с 48,6% 2009-го до 43% 2010-го), а тех, кто не смог трудоустроиться после окончания обучения, наоборот, возрастает ( с 11,5% до 13,7%).
В депрессивных регионах уровень безработицы вполне закономерно выше среднего по стране, причем сравнительно с относительно благополучными регионами – почти вдвое. По методологии Международной организации труда (МОТ), 2010 года доля безработных в Ровенской области составляла 13%, в Черниговской, Тернопольской, Сумской, Черкасской, Житомирской, Винницкой, Полтавской, Кировоградской, Херсонской, Черновицкой, Закарпатской – 10%. Для сравнения: в Киеве – лишь 6,7%, в Крыму, на Днепропетровщине, Луганщине, Одещине и Харьковщине – менее 8%.
Еще больше различие в нагрузке зарегистрированных безработных на 10 вакантных мест: в Хмельницкой – 293, Черкасской – 259, Винницкой – 139. Тогда как в Днепропетровской и Одесской – 34 и 37, а в Киеве – лишь два. Причем спрос на рабочую силу в большинстве депрессивных регионов не отреагировал на выход из кризиса и уменьшался даже в 2010 году, когда в других регионах он уже возрастал.
Наши члены правительства часто апеллируют к тому, что, дескать, в Украине уровень безработицы ниже, чем в ЕС в общем, и в несколько раз – чем в тех европейских государствах, куда чаще всего направляются украинские трудовые мигранты (Испания, Португалия и т.п.). Почему же тогда наши соотечественники в поисках работы массово выезжают за границу?
Скрытая безработица в разы масштабнее даже той цифры, которая исчисляется по методологии МОТ. Из 1,9 млн. официальных безработных 1,4 млн. – жители городов. Но этот показатель вызывает удивление учитывая то, что проблема занятости значительно острее на селе. Такой парадокс можно объяснить тем, что высокий уровень безработицы среди крестьян скрывается за счет специфической статистической категории занятых в неформальном секторе. Это люди, которые стараются выжить благодаря натуральному подсобному хозяйству, поскольку для перехода к товарному им по обыкновению не хватает ни необходимых ресурсов, ни знаний, а найти работу они не могут.
Львиная доля занятых в неформальном секторе, которых в первом полугодии 2010-го насчитывалось 4,5 млн. человек, приходится на жителей сел (2,3 млн.) и районных центров (приблизительно 700 тыс.). Эти 3 млн. работают в сельском хозяйстве. Остальные были заняты на разных временных подработках по принципу «где придется». Трагичность ситуации в том, что «неформальный сектор» более всего распространен среди сельской молодежи в возрасте 15-24 года (58,7%).
Второй по численности группой скрытого безработицы являются лица, которые находятся в безвозмездных отпусках (320 тыс. лиц) и потеряли веру в возможности найти работу, а затем прекратили ее искать и не зачисляются ни по какой методике к безработным (280 тыс. лиц).
То есть украинцев, которых не безработными можно назвать лишь при большом желании минимизировать их численность, насчитывается 5,1 млн. человек. При этом в режиме неполного рабочего дня/недели вынужденно работают приблизительно 1,32 млн. человек.
Таким образом, общее количество безработных составляет 8,3 млн. человек (по методологии МОТ – 1,9 млн.; скрытых безработных – 5,1 млн.; полубезработных, которые работают неполный рабочий день/неделю, – 1,32 млн. человек). Этот показатель вчетверо превышает уровень безработицы по методологии МОП и в 23 раза – уровень зарегистрированной безработицы. Фактически треть трудоспособного населения Украины на сегодня не имеет полноценной работы, которая вполне логично объясняет причины массовой подработки наших соотечественников за границей.
Украинцы – дешевая рабочая сила?
Недавно главный «реформатор» правительства, министр социальной политики Сергей Тигипко поручил Государственной службе занятости разработать «новые подходы» в трудоустройстве. Правда, после ознакомления с инициативой создается впечатление, что она направлена не столько на решение проблемы безработицы, как на поддержку работодателей, которые испытывают дефицит специалистов определенных специальностей, поскольку предлагаемая ими заработная плата неконкурентная в соответствующем регионе.
Предполагается, в частности, налаживание контактов с работодателями в регионах, чтобы «перемещать» туда работников, которых там не хватает. Как реализация таких идей может обозначиться на показателях безработицы в стране вообще и регионах в частности, можно лишь догадываться. За год Государственная служба занятости трудоустраивает 700-800 тыс. человек. Если даже каждый десятый из них будет переселяться, то их обустройство, в частности обеспечение жильем, выльется в солидную сумму для государства, которое возьмется за выполнения программы «трудового переселения». Например, почти половина вакансий, заявленных предприятиями в течение января – сентября 2010 года, приходилась на столицу, ее окраины, города Днепропетровщины и рекреационные районы Крыма, а жизнь там, как известно, – удовольствие не из дешевых. Символическое переселение лишь нескольких процентов из тех, кто не может найти работу дома, никоим образом не повлияет на общую ситуацию.
Трудовая миграция на «свой страх и риск» – без обеспечения надлежащими жилищными условиями и уровнем оплаты труда – едва ли заинтересует безработных. Ведь те, кто склонен к радикальным шагам, или уже ищут, или будут искать работу в Европе.
Возможное переселение безработных из депрессивных регионов в благополучные в среднесрочной перспективе не только будет консервировать имеющиеся проблемы и в одних, и в других, но и будет углублять их: экономические диспропорции будут усиливаться, жилой вопрос в населенных пунктах, которые будут принимать переселенцев, будет усложняться, цены на недвижимость и ее аренду, а затем и стоимость жизни будут возрастать. При этом не исключено, что зарплаты некоторых категорий работников будут заморожены, ведь чем больше рабочих рук, тем меньшая потребность в повышении оплаты труда. Это будет отвечать интересам больших работодателей, но будет провоцировать нетерпимость, в частности и на межрегиональной почве, в рабочей среде. Показательно, что параллельно с идеей «переселения» Сергей Тигипко выступает еще и за ограничения прав работников в пользу работодателей: «дать возможность более гибко и быстро принять на работу временно, если надо, быстро освободить человека с такой временной работы»...
Без малого бизнеса и внешних инвесторов
Преодоление диспропорций в экономическом развитии регионов, а затем и решение проблемы явного и скрытого безработицы нуждаются в инвестициях. Однако общий объем капиталовложений на одного человека в Кировоградской, Волынской, Ровенской, Винницкой, Житомирской, Сумской, Черниговской, Херсонской, Закарпатской, Тернопольской областях 2010 года был меньшим, чем в среднем по стране и в Киеве, соответственно в полтора-два и пять раз. Улучшиться ситуация может или в результате роста интереса к этим территориям со стороны больших, в частности иностранных, инвесторов, или благодаря максимальному использованию потенциала местного малого бизнеса. Однако курс властной команды на лоббирование интересов отдельных регионов и ориентированных на экспорт бизнес-групп, с одной стороны, и фактическую войну с малым бизнес и игнорированием развития внутреннего рынка – с другой, будет лишь ухудшать ситуацию.
География назначения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) только углубляет диспропорции, ведь свыше 75% их объема приходится на 8 из 27 регионов. Если вообще по стране объем ПИИ из расчета на одного жителя превышает $1 тыс. (в Киеве – 8 тыс., Днепропетровской области – 2,3 тыс.), то в Тернопольской, Кировоградской, Черновицкой, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Херсонской, Житомирской, Николаевской он ниже $200. При росте иностранных инвестиций в Украину на протяжении 2010 года на $4,65 млрд в Ивано-Франковской, Хмельницкой, Кировоградской, Тернопольской, Ровенской и Закарпатской областях наблюдался их отток. Поскольку коррумпированность экономики увеличивается, а власть, похоже, целеустремленно портит инвестиционный климат (чужие здесь не ходят), положительных сдвигов в ближайшее время здесь, очевидно, не будет.
Потенциальным резервом в преодолении безработицы мог бы стать малый бизнес. По данным Госкомстата, в первом полугодии 2010-го самый большой прирост занятости наблюдался в торговле (на 5,8%), предоставлении индивидуальных услуг и бюджетной сфере. Если последнюю по понятным причинам вынести за скобки, то становится очевидным, что эта проблема решается за счет областей, в которых доминирует малое предпринимательство. Причем в ряде регионов роль малого бизнеса значительно большая по сравнению с общеукраинскими показателями, особенно с восточными индустриальными регионами. Если в первой половине прошлого года на 10 тыс. населения по стране вообще работал 661 субъект малого предпринимательства, в Донецкой области – 505, Луганской – 569, то в Николаевской – 830, Херсонской – 772, Черновицкой – 766, Хмельницкой – 712, Винницкой – 658. Доля занятых в малом бизнес на Донетчине составляла 27,7% (509,6 тыс. из 1,84 млн всех наемников), на Луганщине – 28,9%, Днепропетровщине – 31,4%, а в Черновицкой области – 39,6% (125 из 316 тыс.), Сумской – 36,7%, Херсонской – 36%, Николаевской –35,7%, Хмельницкий – 34,7%.
Еще больше поражает соотношение занятых в малом бизнес по сравнению с остальными субъектами предпринимательской деятельности. В общем по стране в среднем и большом бизнесе трудоустроенных больше, чем в малом ( соответственно 8,2 и 6,5 млн.). В промышленных регионах юго-востока это различие еще более ощутимо (Донетчина – 0,94 млн. и 0,51 млн., Днепропетровщина – 0,77 млн. и 0,45 млн.). Зато там, где зафиксирован наивысший уровень безработицы, это соотношения диаметрально противоположное. Малый бизнес доминирует в Ивано-Франковской, Закарпатской, Хмельницкой, Тернопольской, Ровенской, Кировоградской, Сумской, Волынской, Николаевской, Житомирской, Винницкой, Черниговской, Херсонской областях. А в Черновицкой количество занятых в малом бизнес почти вдвое превышает количество занятых в среднем и большом: 125 тыс. против 69 тыс.
Все это свидетельствует о большой зависимости рынка работы и перспективы экономического развития упомянутых регионов от малого бизнеса. То есть наступление власти на упрощенцев уже в ближайшее время может спровоцировать обратную тенденцию: вместо основного абсорбента безработных малый бизнес может превратиться на мощного продуцента. Тем более что после Налогового кодекса Сергей Тигипко выдвинул очередную убийственную для малых предпринимателей инициативу – «индикативные зарплаты», а 15 марта недвусмысленно заявил: «Думаю, предложения работодателей учтены не будут».
Вместо того чтобы реально заняться проблемой безработицы, власть предпочитает ее не замечать. На этом фоне цинично звучат предложения регионалов завозить в Украину иностранную рабочую силу. «До конца года мы будем приглашать из-за границы людей, потому что у нас... не будет хватать рабочих рук. Не все сегодня хотят идти на работу, потому что привыкли получать неплохое пособие по безработице. Они подторговывают, подрабатывают», – заявил бывший глава Федерации профсоюзов, а ныне народный депутат из фракции Партии регионов Александр Стоян.
Такая «социальная политика» больше похожа на целенаправленное преобразование большей части населения в дешевую рабочую силу.
- Информация о материале
Харьков – малина городов русских?
В очередной раз убеждаешься в прозорливости ныне опального Леонида Данилыча, в свое время написавшего книгу с красноречивым названием. Украина не Россия. Таки да, действительно не соседняя страна. И к сожалению в худшем значении. То, что наши братья по соцлагерю материально живут получше – еще как то оправдать можно. Нефть, газ – чего уж там. Хотя и этот аргумент спорный, учитывая богатую на руды металлов украинскую землю. Но тот порядок, что в государственной машине, по определению масштабов в менее управляемой стране - для Украины пока недостижим.
Все таки главная разница в том, что России повезло с властью. Путин, при всех своих деспотических выхватках стал первым правителем не связанным клановыми и мафиозными структурами. А совсем наоборот, как известно из его биографии. Поэтому и дал по лапах части зарвавшихся товарищей. Кто в тюрьме оказался, кто в иммиграции вынужденной. Но в масштабах страны то, помогло!
Есть ли перспективы совершить нечто подобное и у нас? Безусловно, да. Если нынешняя власть сохранит нынешний курс на реформы админмашины. Слишком уж она у нас обросла нужными криминальными связями и коррупционными схемами.
С приходом Януковича позитивные подвижки с перестройкой вертикали власти начались. Это факт. По крайней мере, он остановил бесконечную политическую грызню. И создал единый центр управления государством. Но и опасения об установлении некой тирании развеял.
И уж совсем непривычно, - правоохранители впервые не только поборами, но и своими прямыми обязанностями занялись. Пусть в массе своей по соображениями политической целесообразности, но свершилось правовое чудо – В Украине начали САЖАТЬ высокопоставленных бандитов.
Сукины дети, но свои?
То что Кучма, или как его в среде даже донецких олигархов уважительно называют «Дедушка» ходит на допросы в Генпрокуратуру – уже феномен. Ведь за бизнесовыми и клановыми раскладами его люди – свои. Ну, по крайней мере, не чужие. Так что, неприятность с бывшим президентом может быть предупреждением от Януковича: не наглеть. И предупреждение явно направлено своим.
Своих красавцев хватает. Но явные фавориты на жесткую посадку – харьковские голубки: мэр Кернес и губернатор Добкин. Понятно, что на некоторые шалости дуэта высшее руководство правящей партии закрывало глаза. Опять же в силу политической целесообразности, когда те упоенно поглощали бизнесы «оранжевых». Но нынешние криминальные кульбиты вряд ли им сойдут с рук. Тем более, что в городе и регионе творится форменный хозяйственный бардак. В городе где через год, между прочим, должны проводить Евро-2012. А уж если речь идет о международном имидже, даже позитивное отношение друга Президента не поможет. За просчеты в подготовке города к главному спортивному событию вице премьер-министр Борис Колесников уже пообещал Михаилу Добкину «административно-кадровые проблемы».
Но, все-таки, реальные проблемы могут ждать группу Добкина на другом, теневом направлении деятельности. Тем более, что сладкая парочка с головой ушла в двойную игру. Потенциально очень опасную для всей нынешней власти. Интересные игры харьковские руководители затеяли с изгнанной из России по личной инициативе Владимира Путина группой бандитоватых нуворишей Тельмана Исмаилова. Известного как создателя знаменитого «Черкизовского ринка». Ставшего в России синонимом беспредела и криминала. Всем известно, что Путин, до того безразлично относившийся к существованию Тельмана, ужаснулся, ознакомившись с настоящим положением дел на «Черкизоне».
По материалам сети
Тельман Марданович Исмаилов известен в России и за ее пределами как хозяин знаменитого московского «Черкизовского рынка», на территории которого располагались нелегальные тюрьмы, казармы с боевиками, склады с контрабандой и фабрики по производству различной контрафактной продукции от «паленой водки» до «левых адидасов». По личному указанию В.Путина, возмущенного средневековыми порядками и масштабами преступной деятельности подручных Исмаилова «Черкизон», при поддержке армейского и милицейского спецназа был разрушен бульдозерами. Сам Тельман Исмаилов был вынужден покинуть пределы РФ, поскольку был объявлен в федеральный розыск.
С тех пор Исмаилов официально обосновался в Турции. По информации из источников в украинских спецслужбах, с осени прошлого года Исмаилов периодически «неофициально» наведывается в Украину и ищет возможности приобретения бизнес-активов в Одессе, Харькове и Крыму. Входит в сотню самых экстравагантных богатеев мира по версии «Форбс».
Добкин появление сомнительного происхождения денег пропустит не смог. Впрочем, даже и ближайшие соратники Президента переговорами с Тельманом не побрезговали. Скорее всего, результатом данных переговоров и стало успешное приобретение в складчину одесского рынка «7-й километр». По устойчивым слухам, появление немного жалкого Добкина и Кернеса в солидной компании Тельмана и Иванющенка связано с интересом бывшего хозяина «Черкизона» к рынку «Барабашово». Второй по размерам торговой площадки в Украине. А может и во всей Восточной Европе. Добкин, говорят, понадобился для разборок с нынешним фактическим собственником «Барабашово» - Фельдманом. Впрочем Фельдман после пары-тройки «наездов» понял, что его политическая верность Тимошенко может лишить последних денег. И буквально на днях поменял политическую ориентацию, на правильную, бело-голубую. Интересно, что партбилет Фельдману вручал не кто иной, как старый недруг Добкин. А еще интереснее заявление Михаила Добкина за неделю до вступления Фельдмана. Цитируем: «Интересам Фельдмана как собственника ринка Барабашово ничего не угрожает».
А ситуацию с российскими нуворишами разрешили просто. Выделили в Харькове 50 га на Салтовке за ТЦ «Караван» под оптово-розничный рынок. В общем: мир, дружба, жвачка.
Кроме того, кем то, в правящей на востоке страны партии, сладкие кости бросались и другим российским бизнесменом. И к сожалению, опять же, опальным в России. Таким как Владимир Палихата. Которому харьковские власти не прочь передать «Турбоатом» и «Завод им. Малышева». Кроме того, в сферу интересов опальных россиян входит ряд предприятий по производству электротехники, генераторов и двигателей.
По материалам сети
Владимир Миронович Палихата является доверенным лицом Т.Исмаилова в Украине, хотя широкую известность в узких кругах приобрел самостоятельно. Ряд интернет-ресурсов писали о том, что в 90-х годах Палихата был одним из членов тернопольской ОПГ. Скрываясь от правоохранительных органов, перебрался в поселок Болшево Московской области. В 1999 году был фигурантом уголовного дела по статье «Мошенничество» и «Подделка документов», был арестован, но вскоре освобожден под залог. В 2000 году Владимир Палихата упоминался в материалах уголовного дела о фальсификации продукции ведущих иностранных компаний на территории России. Был в числе задержанных и в феврале 2000 года находился под стражей.
Принадлежащая ему инвестиционная компания «Сфера» прославилась в России рейдерскими захватами московского института «Гипрохим», здания редакции журнала «Новое время», столичного универмага «Москва», ульяновского завода электротехнической продукции «Контактор», ОАО «НИИЭМИ» (при загадочных обстоятельствах погиб следователь, который расследовал уголовное дело по захвату этого предприятия). Был связующим звеном с Борисом Березовским и собственниками опального «ЮКОСа». Помогал выводить их активы, и содействовал планам группы Березовского совершить подобие оранжевой революции в России в 2008 году, во время президентских выборов. По информации от Михаила Бродского и Богдана Губского, занимался финансированием предвыборного штаба Тимошенко через родного брата Ивана Палихату.
Для беглых российских дельцов, что естественно, абсолютно безразлична политическая ситуация. Как и цвета украинских политиков. Главные – спасти и приумножить накопленные на родине капиталы. Юлия Тимошенко за помощь на выборах заплатила щедро. По попустительству ее правительства Владимиру Палихате удалось захватить контроль над «Заводом крупных электрических машин», «Новокаховским электромашиностроительным заводом», «Электромашиной», «Эталом» и консолидировать свыше половины национального объема производства электромашин в своих руках.
Нашим новым политическим лидерам прошлое бизнесменов Тельмана не претит. Ну, оно понятно, это ж не ток-шоу на центральном канале, а другая, более тихая приятная сфера. Где не имеет значения, бело-голубой ты, или бело-красный. Главное чтобы денежку любил.
А будут ли последствия?
Вне сомнения, последствия уже наступили для простых предпринимателей на «7-м километре» в Одессе. Им пришлось принять новые правила торговли которые теперь целиком вращаються вокруг оси: «граница-нелегалы-криминалитет-наркотики-контрабанда-потребители-наличность-отмывка».
Последствия сближения слишком ретивых бело-голубых коллег, думающих лишь о наживе, могут дорогого стоить и правящей верхушке. Понятно, что руководству России заигрывания соседей с опальными олигархами не нравится. На фоне общего охлаждения отношений, еще недавно очень задушевных, истории такой финансовой дружбы некоторых «регионалов» может стать последней каплей. Ситуацию спасает разве что непубличность того же Юрия «Енакиевского». Но вот хороводы компании Добкина, могут быть восприняты как недружественный акт. Так как данные товарищи – официальные представители украинской власти. А как мы знаем из истории, Путин любит попользоваться образом внешнего врага. Тем более, начиная новую избирательную компанию.
- Информация о материале
Декларация для журналистов: реально ли и что дальше?
История с якобы необходимостью декларировать не только доходы, но и расходы журналистов разошлась после заявлений политиков весьма неприглядно.
Анна Герман, советник Президента, и руководитель Главного управления по гуманитарным и общественно-политическим вопросам президентской Администрации, сказала 9 апреля 2011 года в программе «Честь имею пригласить» телеканала КРТ: «Польша тоже ввела декларацию на расходы не только для политиков, что нужно сделать в Украине, но и для журналистов. Почему журналист, который ездит на очень дорогой машине, не должен декларировать и объяснять, откуда она у него, а политик - должен?».
С ней не согласились. Рената Глуза, заместитель редактора польского издания Press, на запрос одного из интернет-изданий ответила: «В Польше после 1989 года никогда не было отдельных законов для журналистов и для остальных граждан. Тем более, никогда не было особенных законов в отношении того, что журналисты должны декларировать свои расходы».
Герман поддержала депутат-регионал Елена Бондаренко: «журналистов придется уравнять с чиновниками и правоохранителями. В данном случае это крест общий. Я не понимаю позиции, когда некоторые журналисты возводят себя в статус священной коровы, которой можно все и при этом они ни за что не отвечают".
Безусловно, слова Герман и Бондаренко, как и негативная реакция высказавшихся по этому поводу журналистов – признак накопившегося взаимного недовольства. Справедливы и аргументы тех, кто не хочет признавать за определенной профессией статус «священной коровы». И тех, кто указывает на то, что требование декларировать доходы и расходы должно касаться должностных лиц, которыми журналисты по определению не являются. И то, что политики должны декларировать расходы, так как живут за счет налогоплательщиков – во всяком случае, так должно быть.
Это одна сторона проблемы. Вторая – в истории при утверждении Павла Лазаренко премьер-министром Украины в мае 1996 года. Его приветствовала толпа избранных журналистов, среди которых было много днепропетровских. Среди них особенно выделялся один, ныне покойный, из столичной газеты, воскликнувший: «Павел Иванович, Вы же меня знаете!». Павел Иванович реагировал без секундной задержки: «Кто же вас, б…дей, не знает».
Правдой нынешней Украины давно является то, что есть и политики, и журналисты, живущие не по доходам. Но если зарплата депутата Верховной Рады в три тысячи долларов позволяет не беспокоится о ежемесячном бюджете, то уровень оплаты даже среднего столичного журналиста позволяет закрыть аренду квартиры и коммунальные платежи. А там – родители картошкой помогут. Хуже ситуация в регионах. Цены там, конечно, ниже, но и официальная оплата труда чиновников и журналистов находится на уровне, когда без проплат в конверте, иначе говоря, взяток, люди не могут свести концы с концами.
В то же время идея специального декларирования расходов представителями отдельной социальной группы, теми же журналистами, довольно спорна, если проанализировать последствия. В конце концов, никто же не требует спецдекларирования расходов теми, чья профессия официально называется «служитель культа»? Священниками, муллами, раввинами? А ведь те, кто призывает к честности перед лицом Создателя, сами должны быть честными?
Наше законодательство, к тому же с 1 января 2002 определять сумму налоговых обязательств плательщиков с помощью косвенных методов. Их суть заключается в оценке расходов налогоплательщика, прироста его активов, количества лиц, состоящих с ним в отношениях найма, а также в оценке других элементов налоговых баз, которые принимаются в расчет налогового обязательства относительно конкретного налога или сбора в соответствии с законом. Методика определения суммы налоговых обязательств по косвенным методам утверждается Кабинетом Министров и является общей для всех налогоплательщиков.
С 1 января 2005 года действует правило, согласно которому, если плательщик отказывается согласовать налоговое обязательство, начисленное налоговым органом с использованием косвенного метода, налоговый орган обязан обратиться в суд с иском о признании такой суммы налогового обязательства. Этот метод может быть использован для расследования расходов и журналистов.
Но проблемы находятся совсем в иной плоскости. Кого, например, считать журналистами? Тех, у кого диплом? Нет. Тех, кто работает в зарегистрированных СМИ? Но что делать с Интернет-СМИ и их авторами?
Статья 20 Закона Украины «Об информации» дает определение печатным и аудиовизуальным СМИ. Определение термина «электронные СМИ» в действующем законодательстве отсутствует. Соответственно, интернет-издания в Украине не имеют юридического статуса СМИ, а журналисты, которые в них работают, юридически таковыми не являются. Соглашусь с теми, кто правильно говорит: не будучи юридически журналистами, те или иные лица не несут никакой юридической ответственности как участники информационных отношений, статус которых предусмотрено законом Украины «О информации». Но и это уже проблема законодателей, которым надо урегулировать статус работников интернет-изданий.
Низкий уровень зарплаты журналистов усугубляется тем, что 72 вуза Украины ежегодно выпускают 10 тысяч лиц с журналистским дипломом, без журналистского опыта, но зачастую готовых делать, что скажут.
Работодатель в таких условиях, набирая трех новоиспеченных «журналистов» по 500 ежемесячных долларов каждый, сознательно играет на понижение зарплат на рынке. Но если в такой ситуации в отношении журналистов применят специальный механизм декларирования расходов? Может оказаться, что согласно полученных деньгам, лицо, поработавшее журналистом, после вычета расходов на аренду столичного жилья и коммунальные услуги, не имело денег не то что на питание и одежду, оплату обучения детей, но и даже на собственные похороны.
- Информация о материале
Страница 1812 из 2102
