На прошлой неделе правительство таки определилось, от чего оно намерено избавиться в энергетике. Заодно решили, и кому отдадут.
В среду, оформив документ задним числом — от 11 апреля, Кабмин издал распоряжение о том, что в текущем году будут проданы государственные пакеты акций генерирующих компаний «Днепрэнерго» (25%) и «Западэнерго» (45,1%), 25% акций «Киевэнерго», по 50% акций в «Винница-», «Днепр-», «Закарпатьеоблэнерго», по 45% «Крымэнерго» и «Черновцыоблэнерго», 40,06% — в «Донецкоблэнерго» и, наконец, 25,99% — в «Тернопольоблэнерго».
Иными словами, из 11 компаний только в трех продаются контрольные пакеты. В остальных, как и было обещано, продаются неконтрольные.
Фактически происходит точечная продажа с приоритетом уже имеющихся инвесторов. Относительно «Днепрэнерго», «Киевэнерго», «Западэнерго», а также «Донецкоблэнерго» можно было бы просто написать: покупатель должен быть зарегистрирован в Донецке и называться «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК). Это бы сэкономило массу времени...
Аналогичное объявление можно смело повесить и в Крыму.
О чем ДТЭК честно и сообщила: холдинг «заинтересован в увеличении своей доли в акционерном капитале энергокомпаний, где уже владеет значительным пакетом акций: ОАО „Днепрэнерго“ (47,55%), ПАО „Западэнерго“ (24,99%), ПАО „Киевэнерго“ (39,98%), ПАО „Донецкоблэнерго“ (30,6%)». Занавес.
Желающие поучаствовать в приватизации могут задуматься над тем, а нужен ли им неконтрольный пакет в зоне прямых интересов Рината Ахметова?
В других компаниях тоже имеются свои претенденты. Но там расклад сил попроще. Да и самих сил поменьше.
О расстановке сил на энергоуровне мы писали на прошлой неделе. Как раз тогда в Кабмине и определяли, что и как будут продавать…
Основной принцип, к сожалению, остался прежним — продадим дешево. Для экономии денег потенциальных покупателей государство приняло нехитрый принцип ООН, решив не продавать блокирующие пакеты акций. А оставить их у себя.
Мотивировка — сохранение госконтроля над компаниями после приватизации. В чем именно оный будет заключаться, неведомо.
Точнее, по мнению наших чиновников, благодаря контролю представители государства сохранятся в набсовете компаний, и те не смогут без согласия государства увеличивать уставные фонды.
То, что реально сохранение госдоли ничего не значит, всем прекрасно известно. Среди продаваемых — легендарное «Тернопольоблэнерго», где государство, имея 51% акций, за прошедшие почти 11 лет так и не смогло провести ни одного собрания. И уже точно не проведет.
Можно вспомнить и то, как здорово помогали государству контрольные пакеты в «Кировоград-» и «Херсоноблэнерго»…
Любопытно, что при обсуждении проекта распоряжения не все стали разыгрывать клоунаду. Еще при подготовке решения в протоколе было четко записано, что «в настоящий момент негосударственные акционеры владеют пакетами акций от 10,25% до 44,75% (последний — это пакет ДТЭК в «Днепрэнерго». — И.М.). Приобретение соответствующими компаниями части государственного пакета акций и сохранение в собственности государства блокирующего пакета акций дает возможность негосударственным акционерам сконцентрировать в собственности до 75%, получить контроль за деятельностью общества и самостоятельно принимать решения по основной деятельности».
Вполне исчерпывающе.
Именно поэтому в понедельник на «малом Кабмине» постановление «не влезло», почему в итоге и потребовалось еще одно заседание в среду, дабы сделать умное лицо...
Роль «главного клоуна» доверили нашему незабвенному Фонду госимущества. Его представитель, выполняя директиву, невозмутимо поведал… об успешной продаже мелких пакетов акций в 2009—2011 годах. Что он при этом чувствовал, осталось за скобками.
Вообще-то речь шла о провалившейся попытке ФГИ как-то использовать противоречия между ключевыми владельцами «Львов-», «Прикарпатье-», «Сумы-» и «Полтаваоблэнерго» — братьями Григорием и Игорем Суркисами, с одной стороны, и Константином Григоришиным с примкнувшим к нему Игорем Коломойским — с другой. Из четырех пакетов более-менее удачно ушел только ивано-франковский («Прикарпатьеоблэнерго»), полтавский и львовский пришлось сначала уценить, а потом продать по кускам. На сумской, несмотря на уценку, покупателей в прошлом году так и не нашлось…
Никто и не подозревал, что это можно преподнести как успех.
Заодно ФГИ поделился глубокой мыслью о том, что цена акций зависит от финансового состояния энергокомпании. А также — что наличие небольшого пакета позволит... «существенно увеличить доходы государства в будущем». Подразумевалось — в случае его продажи. Осталось спросить — может, тогда и продавать следует в будущем, а не сейчас? Впрочем, работники Фонда госимущества — люди подневольные и говорят строго то, что от них хотят услышать.
Категорически против продажи по новой схеме в среду выступил только Сергей Тигипко. Он оценил предстоящую продажу как глубоко убыточную для государства, представителем которого он, в общем-то, и является, и предложил провести ее по нормальной схеме, с привлечением инвестиционных советников, международными презентациями и пр.
То есть, по факту, вернуться к схеме продаж облэнерго образца 2000 года. В этом случае продать можно заметно дороже для государства. Свою позицию вице-премьер настоятельно попросил занести в протокол заседания Кабмина.
Проблема в том, что это же означает, что ключевые покупатели в случае «правильной» продажи могут переплатить, чего им как-то не хочется. К примеру, на то же «Киевэнерго» (или «Днепрэнерго», или «Днепроблэнерго») при нормальных раскладах вполне могут найтись желающие и за пределами нашей родины.
В общем, мысль Сергея Леонидовича о том, что данная схема продаж обойдется государству в несколько миллиардов гривен недополученной прибыли, присутствующие просто выслушали…
ФГИ, конечно, деньги всегда нужны. Но не ценой же ссоры с такими правильными людьми, как нынешние владельцы пакетов облэнерго.
Минфин высказался только в том духе, что 25-процентные пакеты никакого решающего значения не имеют, и перешел к вопросу, который его интересовал, — о судьбе пакета «Черкассыоблэнерго».
Предлагаемый ныне на продажу пакет в размере 46% состоит из двух частей: 21-процентного пакета ФГИ и 25%, принадлежащих ЗАО «УкрЭСКО». Последнее создавалось под кредитное соглашение с ЕБРР, и государство в нем имеет 99,6% акций (что, кстати, не избавило его от веселых историй).
При этом с ЕБРР недавно договорились, что долю в Черкассах можно продать, но… только в составе всего госпакета. Иными словами, с 2009 года существовала договоренность о продаже именно 71% акций (т.е. всех имеющихся в собственности государства), а не 46%, как «перерешили» сейчас.
Но и возражение Минфина мягко отклонили. Впрочем, в итоговом документе оставили лазейку в виде получения согласия «УкрЭСКО» на приватизацию черкасского облэнерго. Видимо, если в ЕБРР пойдут на принцип, все могут еще и переиграть.
Контролирует «Черкассыоблэнерго» Константин Григоришин, владеющий там блокирующим пакетом. Несмотря на горячее желание, он не входит в новую провластную команду, так что при желании данный пакет можно с продажи снять.
Григоришину хватит и борьбы за «Винницаоблэнерго», где у него более 20% акций. Кроме того, на продажу выставляются и почти 26% «Тернопольоблэнерго», после покупки которых изменится расстановка сил среди акционеров. Правда, для этого в Тернополе еще надо будет суметь провести собрание акционеров…
Напомним, что когда группа Александра Бабакова (представляемая словацкой VSE) купила контрольный пакет «Кировоградоблэнерго», ей, чтобы провести это собрание, пришлось долго и настойчиво торговаться с тем же Григоришиным.
В Черновцах и Закарпатье — серьезные интересы (и пакеты акций) группы Бабакова.
С точки зрения экономики очень интересно самое крупное в стране «Днепроблэнерго». На нем сходятся интересы всех бизнес-групп. Попытка Рината Ахметова в 2008 году поставить там подконтрольный менеджмент провалилась, запомнившись разве что тем, что, имея 75% акций, государство заходило туда, имея решение суда и группу силовой поддержки. Собрание так и пришлось проводить на улице.
Что будет с влиянием государства при наличии всего 25%, можно легко представить.
«Днепроблэнерго» интересно и Григоришину, у которого там около 16%, и Коломойскому, так как в области находятся ключевые предприятия группы. Там возможна борьба. Более того, при прозрачной продаже была бы наверняка. А так… Как договорятся, так и будет.
Интересно, что в список на продажу не попало потенциально привлекательное «Запорожьеоблэнерго». В рамках новой политики пока завис и блокирующий пакет одесской компании, за который можно при умении выручить немалую сумму.
А вообще, наши приватизаторы говорят правду: блокирующий пакет можно продать дороже контрольного. Если, конечно, продает не наше государство…