Статьи
Президент Виктор Янукович, премьер Николай Азаров, министр Юрий Бойко щедро раздали обещания — народу Украины и одновременно предостережения — российским кураторам «Газпрома»: в 2012 году «Нафтогаз Украины» намерен сократить импорт газпромовского газа до 27,4 млрд. кубометров. Глава Министерства энергетики и угольной промышленности Ю.Бойко публично заявил, что уже подана заявка в «Газпром» о сокращении годового объема импорта «Нафтогазом» на 5 млрд. кубометров от «бесштрафных» 33 млрд. кубометров. Как известно, контракт купли-продажи газа между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» от 19 января 2009 года, содержащий одностороннее обязательство НАКа «бери или плати», предусматривает возможность уменьшения годового объема импорта на 20% от обязательных 40 млрд. кубометров, то есть до 33 млрд. кубометров — без применения российской стороной штрафных санкций к «Нафтогазу» за недобор законтрактованного объема.
Плюс-минус 5 миллиардов кубометров
На основании чего и на что рассчитывает украинское правительство, оглашая такой смелый план? И не просто оглашая — такие прогнозные данные заложены в основу проекта закона Украины «О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 год и основных направлениях развития на 2013 и 2014 годы» (см. табл.1). Проект этой госпрограммы зарегистрирован в Верховной Раде 15 сентября. И, по словам спикера В.Литвина, уже внесен в повестку дня ближайшего заседания парламентариев. Надо полагать, что за неделю законодатели успели основательно изучить более чем 130-страничный программный труд правительства и определиться с решением. Несмотря на то, что у них была масса других первоочередных законопроектов, как, например, госбюджет-2012 и пр.?
В вышеназванном проекте госпрограммы-2012 действительно указано, что «поступления импортного газа для НАК „Нафтогаз Украины“ составят 27,4 млрд. кубометров (на этот год значатся 40 млрд.). В этом же документе (см. табл. 1) содержатся ответы и на вышеприведенные вопросы: на основании чего и на что рассчитывает Кабмин?Итак, ресурсы природного газа на 2012 год правительство прогнозирует в объеме 61,3 млрд. кубометров (в этом году ожидается 81,8 млрд.). Ресурсы традиционно состоят из газа, добываемого в Украине (в основном предприятиями ДК «Укргаздобыча», ГАК «Черноморнефтегаз» и ОАО «Укрнафта», а также около 2 млрд. кубометров, добываемых частными и совместными предприятиями), — всего 21,58 млрд. кубометров на будущий год (на нынешний — 20,76 млрд.), из сформированных запасов в ПХГ — 5,8 млрд. кубометров (16,11 млрд.), а также импортного российского газа.
«Нахимиченный» газовый баланс
Примечательно, что правительство в разделе «Ресурсы природного газа» отдельной графой выделило «поступления с Марковского месторождения (через ПИРГ с. Пархоменко)» со сравнительно небольшим годовым объемом планируемых поступлений — 187 млн. кубометров газа на 2012 год. Хотя на самом деле это импорт из части Марковского месторождения, расположенного на территории РФ.
Не значатся в разделе «импорт» и «поступления от компании Ostchem Holding Limited» с годовым ресурсом на 2012-й в объеме 6,33 млрд. кубометров (на 2011-й — 4,65 млрд., 3,1 млрд. из которых уже поставлены в апреле—августе). Напомню, что недавно НКРЭ выдала лицензию этой компании на продажу в Украине газа по нерегулируемому тарифу, и эта компания также получила право закупать газ не у «Нафтогаза», а напрямую у «Газпрома» или иных производителей газа. Например у той же РУЭ.
Вот и выходит, что публично объявленное министром Ю.Бойко сокращение газозакупок НАКом у «Газпрома» в 2012 году на 5 млрд. кубометров — это всего лишь подтверждение того, что квота «Нафтогаза» на внутреннем рынке сокращена почти на такой же объем. В пользу Ostchem Holding Ltd…
Но общее условно называемое количество импортного газа на 2012 год формально сохраняется: 27,4 млрд. через «Нафтогаз», плюс марковские 0,19 млрд., плюс «фирташевские-остхимовские» 6,33 млрд., получается около 33,9 млрд. кубометров. То есть почти те самые «бесштрафные» контрактные объемы.
Плюс-минус… В пользу кого?
Утверждать не стану, но в том же кабминовском проекте закона Украины «О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 год и основных направлениях развития на 2013 и 2014 годы» можно найти ответ на этот вопрос. Достаточно вспомнить фирташевский Ostchem Holding Ltd. с 6,33 млрд. кубометров газа.
Несложно догадаться, что этот объем газа предназначен в основном для химического холдинга Д.Фирташа, совладельца РУЭ на пару с «Газпромом». И не суть важно, что в газовом балансе Украины 2012 года вы не найдете (пока?) упоминания о RosUkrEnergo AG — ни в разделе «ресурсы», ни в разделе «распределение» газа. Как не найдете названия «Газпром». Но, будучи совладельцами РУЭ, у которого их же партнер Фирташ закупает газ вне обязательной квоты и по другим ценам, чем обязан «Нафтогаз Украины», и Д.Фирташ, и «Газпром» неплохо зарабатывают на украинском рынке. Уже сегодня химические удобрения, большую часть которых производят предприятия, подконтрольные соучредителю РУЭ, в Украине продаются процентов на тридцать дороже, чем на внешних рынках. Продукция металлургической отрасли Украины, которая тоже давно принадлежит конкретным бизнесменам, а не государству, продается в Украине процентов на двадцать дороже, чем на экспорт. И оплачивают все это украинские граждане.
Может, поэтому Ю.Бойко в прямом эфире уверял, что, мол, зря вы считаете, что снабжение газом частных предприятий (а это в основном химические и металлургические) — это не забота государства, а, значит, не составляющая газового баланса страны?!
Одни только планы по увеличению производства продукции химической отрасли чего стоят (см. табл. 2)! А уж во сколько обойдутся!.. Как свидетельствует практика последних лет, чем ниже цены на эту группу товаров на внешнем рынке, тем охотнее производители экспортно-ориентированной продукции компенсируют недополученную прибыль на рынке Украины. И с этой точки зрения, цена газа для негосударственных предприятий не может не беспокоить государство, то есть Кабмин. И, безусловно, цена такой продукции зависит от госполитики «на газ». И кому, как не министру Минэнергоугольпрома, это знать? Но как и из чего эта цена — для покупателей продукции — формируется, ни он, ни кто-либо другой не рассказывают. Видимо, потому что это самая что ни на есть «государственно-коммерческая тайна»…
Не поэтому ли дочерняя компания «Нафтогаза» — «Газ Украины» буквально кричит о миллиардных долгах предприятий тепло-коммунальной энергетики (ТКЭ), но ни словом не упоминает о долгах фирташевских химиков, как и о долгах частной металлургии Р.Ахметова и немногих ему подобных?Кто заплатит за «навар»?
Если купить газпромовский газ, скажем, по 430 долл. за тысячу кубометров (что придется сделать «Нафтогазу»), а продать излишек европейцам, но уже в виде газа «собственной добычи» по 230 долл., то кто «наварится» на 200 долл. и кто оплатит этот «навар»? Это не риторический вопрос.
Баланс, в том числе газовый, — это в равных долях поступление и расходование ресурсов. В газовом балансе это ресурсы газа и их распределение за год. О ресурсах (поступлении газа) говорилось выше. Теперь поговорим о запланированном распределении ресурсов природного газа на 2012 год.
Никакой коммерческой, а тем более государственной тайны не открою, если скажу, что пока Украина не планирует экспорт газа (см. табл. 1). В этом каждый желающий может убедиться, ознакомившись с законопроектом кабминовской госпрограммы-2012 на сайте Верховной Рады.
Хотя глава Минэнергоугольпрома Ю.Бойко «отсель грозит» «Газпрому». Мол, если российская сторона будет настаивать на выкупе всего обязательного объема (не менее 33 млрд. кубометров), то украинская сторона его купит, но излишек продаст. Причем не реэкспортирует дорогой российский газ (в проекте госбюджета Украины на 2012 год заложена среднегодовая цена газа свыше 400 долл. за 1000 кубометров), а предложит европейским покупателям газ, добытый в Украине — почти вдвое дешевле, чем импортный российский.
Формально это всего лишь «замещение газа» (бумага все стерпит…). И «Газпрому» сложно будет придраться к этому под предлогом нарушения запрета на реэкспорт его газа из Украины. Опыт экспорта газа (как раз объемом около 5 млрд. кубометров) у г-на Бойко имеется со времен его прихода в «Нафтогаз». Покупатели, надо полагать, тоже никуда не пропали. Тем более если им или другим предложить газ дешевле, чем они покупают у «Газпрома». Особенно на фоне того, как газовые компании Германии, Болгарии и некоторых других европейских стран уже добились от «Газпрома» снижения цен на газ, закупаемый по долгосрочным контрактам.
Куда сложнее будет с ценой газа для украинских потребителей. И дело даже не в том, что согласно правительственному постановлению газ, добываемый в Украине, должен поставляться для обеспечения нужд населения, бюджетных предприятий и организаций, а также коммунально-бытовых. Причем продавать его НАК обязана по регулируемому НКРЭ тарифу, который значительно ниже его себестоимости, а тем более почти на 40% дешевле импортного. Разницу компенсируют государственный и местные бюджеты. Из чего они формируются? Из налогов и платежей предприятий и граждан. Так кто оплачивает в результате субсидированные цены на газ? Правильно, мы же и оплачиваем и из своего же кармана. И в зависимости от разницы цен газа собственной добычи, импортного и поставляемого по регулируемым государством ценам мы оплатим и «навар».
При этом украинские граждане давно предупреждены о грядущем повышении цен на энергоносители до уровня хотя бы их реальной себестоимости. Рано или поздно это произойдет. И теоретически это единственный выход, чтобы спрыгнуть с газовой иглы. Население в среднем потребляет 9–11 млрд. кубометров газа. Начнет реально экономить — будет меньше платить. Даже если газ ему будут продавать отечественной добычи и по полной цене.
Другое дело, что доходы граждан не поспевают за ценами не только на энергоносители, но и на все остальные товары и услуги.
А что касается предприятий ТКЭ, то здесь есть вопросы. С одной стороны, они подают тепло и воду тем же гражданам, поэтому вроде бы логично рассчитывают на льготные газовые тарифы и газ отечественной добычи. С другой — значительная часть предприятий ТКЭ уже частные, как и экспортно-ориентированная промышленность. И продают они свои товары и услуги далеко не всем по льготным тарифам. При этом тому же «Газу Украины» они не платят даже после того, как Кабмином было списано около 30 млрд. грн. внутриотраслевой задолженности. Хотя с населения и других потребителей плату получают исправно и почти в полном объеме. Куда девается разница? Как формируются цены на коммунальные услуги? Почему граждане платят за то, чего не получают или получат не вовремя и некачественно? Над этими вопросами бьются и потребители газа и коммунальных услуг, и МинЖКХ, и правительство. А коммуникации как были дырявыми, так и остаются. И вместо того, чтобы задуматься, каким образом обезвредить коммунальную бомбу, похоже на то, что коммунальщики вместе с государством ищут способ, как заставить заплатить потребителей и за полную модернизацию ЖКХ.
И нет никаких гарантий, что полученный в результате возможного экспорта газа «навар» будет направлен если не на сглаживание ценового удара для населения, то хотя бы на увеличение добычи газа в Украине. Динамика добычи газа и прироста разведанных запасов в последние годы, а также прогноз добычи нефти и газа в Украине на ближайшие годы тоже малоутешительны. А масштабная раздача обещаний и даже лицензий пусть даже уважаемым иностранным добывающим компаниям сама по себе еще ничего не значит. Причем неважно, о чем идет речь — о добыче газа на шельфе, глубоком бурении на суше или использовании нетрадиционных (как сланцевый газ) и возобновляемых энергоносителей. Инвесторы еще хорошо подумают, стоит ли вкладывать деньги в стране, где правительство чаще выдает желаемое за действительное и знаменито в основном посулами и обещаниями. Особенно населению-электорату.
Поэтому на таком фоне жонглирование ценами на газ собственной добычи, импортный и потенциально экспортный не вызывает доверия. И с этой точки зрения вполне логичен законопроект депутата С.Пашинского, предлагающего внести изменения в Закон «Об основах функционирования рынка природного газа» с тем, чтобы не на уровне правительства (постановление Кабмина, как сегодня), а на законодательном «запретить субъекту, уполномоченному Кабмином на формирование ресурса природного газа, используемого для потребностей населения, и его дочерним предприятиям… реализовывать товарный природный газ на экспорт и обязать реализовывать… для потребностей населения и жилищно-коммунального комплекса Украины». Хотя, как говорилось выше, такой вариант решения проблемы не бесспорный. Постановление Кабмина легко можно отменить. С законом, если он будет изменен, как предлагает С. Пашинский, будет сложнее. Но разве правительство Азарова и Минэнергоугольпром ищут легких путей?
- Информация о материале
Хотелось бы ошибиться, но кажется, что тучи на украинском горизонте сгущаются. Давление в обществе поднимается, словно в паровом котле, а клапанов для спуска пары что-то не видно.
Более – милиция начинает отрабатывать силовой вариант еще до того, как он стал реальностью, демонстрируя нам, что второго Майдану не будет, а если точнее, то второго мирного Майдану.
Каски, щиты, слезоточивый газ, заборы – все это выглядит угрожающе и вселяет уверенность у сердца нашей "власти". Они думают, что смогут таким образом защититься от людей.
Об ошибочности этой мысли мы еще поговорим, а пока лишь заметим, верность и надежность, которую на все заставки демонстрируют своим атаманам бравый министр Могилев, судьи и прокуроры провоцирует еще большую общую отмороженность.
И все это закончится очень неважно. Первый звонок уже прозвучал – выбитые ветеранами-афганцами оконные стекла в Верховной раде и депутаты с полными штанами и без значков.
А дальше – Тунис или Ливия, потому что повтора 2004 года уже не будет. Бескровной революции Банковая больше не допустит.
Что наталкивает на такие неутешительные прогнозы?
Первым фактором является, бесспорно, демонстративная бескомпромиссность власти, которая в последнее время перешла уже быковатость. Вопреки очевидным неудачам в экономике, образованию, социальному сфере, Янукович, Азаров и Ко продолжают гнуть свою линию, никого не слушая, ни с кем не разговаривая, имея оппозицию за лохов, а нас за быдло.
Это не может длиться вечно даже при условиях благосостояния, не говоря уже о кризисе.
Во-вторых, надо учитывать глубокий раскол общества. И это не мифическое противостояние Востока и Запада, оранжевых и синих, евро- и российскоориентированных, и даже не русско- и украиноязычных. Это раскол на бедных и богатых.
Вспомните бутылки с зажигательной смесью, которые полетели в коттеджи на Донетчине. Это – опаснейшая для нашей страны разновидность раскола, поскольку он не предусматривает компромисса и имеет не такой уж далекий исторический пример радикального решения.
Интересная особенность сегодняшнего раскола заключается в том, что на стороне бедных оказывается даже довольно зажиточный человек, когда сталкивается с интересами привластного большого капитала – например, когда вместо сквера устраивают стройплощадку в вашем дворе, бедными автоматически становятся все жители, потому что они не могут положить на решение этого вопроса столько денег, сколько кладет застройщик.
Очевидным признаком близости будущего взрыва есть общий рост агрессии в обществе. Потасовки с милицией, с застройщиками, с депутатами в суде, с политическими оппонентами в парламенте сегодня, к сожалению, перестали быть редкостью. И в таких условиях появление в руках арматуры – вопрос даже не времени, а ситуации.
Современная Украина гордится своими бескровными революциями – начиная с 90-го и вплоть до Майдана. Но если составить вместе упомянутые выше факторы, становится понятным – бескровный вариант есть маловероятным. Потому что наша власть любое сопротивление считает провокацией западных спецслужб и свято верит, что показанное по ее заказу в телевизоре является правдой.
Как вы думаете, понимают ли "наверху", к чему на самом деле все идет?
Судя по тому, что сказал Литвин депутатам во время афганского штурма Верховной Рады, то, скорее всего – да. Понимают, но с широко открытыми глазами продолжают идти к крови.
Что же. Давайте тогда хоть попробуем понять, на что они надеются? Какие именно козыри бросит власть на стол, когда все начнется?
И начнем с силовиков – милиции и СБУ. В мирное время они встревожены безопасностью вельмож, и достигли в этом деле такого успеха, что власть не видит уже границы собственному произволу.
Однако в конфликте бедных с богатыми украинская милиция не может быть на стороне богатых, поскольку самая является бедной. Конечно, речь не о генералах и полковниках, но точно – о сержантах, которые живут в той самой бедности, что и все. То самое касается и сбушников.
Конечно, можно натравить на демонстрантов сотню отмороженных омоновцев, но к масштабному сопротивлению милиция не способна – ведь на стороне бедных будут выступать их родные, соседи, товарищи. Если запахнет жареным, милиция, бесспорно, прибегнет к саботажу, как это было уже в 2004-м, когда Кучму, равно как в свое время Керенского, защищал женский батальон – из студенток Харьковской юридической академии.
Возможно, кто-то скажет, что не следует слишком оптимистически оценивать милицейские настроения. И мы даже с этим согласны. Но в процессе работы над новым романом нам пришлось погрузиться в информационный поток весны-лета 2004-го. Погрузиться из-за того, что фоном для личной драмы нашего героя служат события, которые предшествовали Оранжевой революции.
Для того, чтобы еще раз пропустить через себя тогдашнюю атмосферу, мы подобрали информационные сообщения весны-лета 2004 года в хронологическом порядке. И ощутили – волосы буквально становится дыбом.
Это сейчас, семь лет спустя, подробности стерлись из памяти, однако когда читаешь о милиционерах, переодетых в бандитов, о том, что они бьют демонстрантов бутылками по головам, о самосожжении оппозиционеров, сфальсифицированные уголовные дела, взрывы на рынках, налеты на штабы – просто-таки не верится, что это правда, что мы жили среди всех этих событий, и в результате не испугались, вышли-таки на Майдан. И что силовики ничего не захотели и не смогли противопоставить людям.
Поэтому, скорее всего власть рассчитывает на какие-то другие силы. Скажем, бандитов.
Коротко стриженные пацанчики, нацеленные и поддержанные государством, действительно способны к серьезному террору. Ходят слухи, что они держат в страхе и покорности целые городки. И не исключено, что таки держат. Но до масштабов целой страны им еще далеко. Кроме того эта публика все-таки боится восставших людей, и это подтверждено событиями 2004-го.
Остается разве что внешнее вмешательство.
И на этом вопросе нам следует остановиться подробнее.
Дружба нашей "власти" с Россией в последнее время все больше напоминает поножовщину. Поэтому зная методы внешней политики Кремля, не так сложно спрогнозировать, что в случае развития силового сценария в Украине, наши давние друзья и партнеры не останутся в стороне. Однако что-то подсказывает, что действовать они будут совсем не на стороне Януковича.
Заинтересована ли Россия в волнениях в нашей стране? Безусловно, да.
Развитие событий показывает, что каким бы ни было руководство Украины, интересы его рано или поздно входят в конфликт с внешнеполитической стратегией восточной соседки. Крепкая украинская власть – это сильный оппонент, а что может лучше ее ослабить, чем уличные волнения?
В случае острого развития событий можно твердо рассчитывать на появление в восточных областях нашего государства танцев "миротворческого" контингента, вместе с давно уже обещанными Жириновским российскими десантниками.
Политологи высказывают мысли, что ребята с трехцветными шевронами попробуют посадить на Банковую пророссийского деятеля, но позвольте с ними не согласиться. Где взять более пророссийского, чем настоящая власть?
Украина – слишком большой кусок, чтобы его проглотить, поэтому нам кажется, что Кремль здесь попробует еще раз разыграть испробованный уже в Приднестровье, Осетии и Абхазии сценарий. То есть - раскол, создание полубандитского непризнанного государства на северо-востоке и контроль территории с помощью военных баз оккупантов-миротворцев.
Думаем, что не следует дальше углубляться в подробности описанного выше сценария, чтобы понять главное – при таком раскладе о сохранении при власти нынешней организованной группировки не может быть речи в принципе.
Конечно, мы можем ошибаться. И с помощью силовых органов, бандитов или интервентов власть таки удастся победить, потопив протесты в крови.
Что будет дальше, догадываетесь? Правильно. Санкции Евросоюза, шиш вместо кредитов, невыездные чиновники, аресты заграничных счетов и т.п. Если это и можно назвать победой, то разве пирровой.
Ведь мы с вами не смогли найти выигрышного для нынешних вельмож сценария в случае вспышки народного гнева. А это означает только одно – руками собственных судей-отморозков, палачей-милиционеров и феодалов-чиновников власть затачивает кол, который будут вбивать в ее гроб. И, как говорят, нет на то совета.
Ну и хорошо! - скажет кто-то. Не хотят по-человечески, значит, получат то, что заработали. Другие вспомнят тезис о том, что истинную независимость надо не получать в подарок, а завоевывать и т.д.
Но мы с вами не будем подвергаться эмоциям. Конечно, если придется воевать, мы пойдем, как все верные сыны своей Родины. Однако пока еще есть время посудить, и не следует пренебрегать этой возможностью.
Подержать за горло, увидеть испуг в глазах вчерашних господ – удовлетворение короткое. Ну а потом? Беда силового сценария в том, что он никогда не приводит к экономическому росту, скорее наоборот. А украинская экономика и без того на ладан дышит. Дальше вы знаете – инфляция, паника, безработица, "в городе хлеба на три дня" и всякое такое прочее.
К сожалению, должны констатировать, что настоящая оппозиция во времена, когда была властью, не продемонстрировала каких-то особых успехов. Всезнайство, нежелание вести диалог с людьми, провальная экономическая политика, непонимание государственной стратегии – все это мы наблюдали в выполнении как бело-синих, так и оранжевых политиков.
К тому же большая заваруха едва ли может привести к власти людей, которые способные постепенно и целеустремленно вести страну к процветанию. Волнения поднимают со дна разных политических гопников и демагогов, и именно они получают поддержку возбужденных людей.
Что делать в ситуации, когда не могут ни верхи, ни низы? Что делать в ситуации, когда у нас фактически нет сознательных политических сил? Плюнуть на все и сказать: пусть будет, что будет? Эмигрировать в интернет с формулировкой: а что я могу сделать?
Тот, кто согласен ждать и надеяться на лучшее, может на этом остановиться.
А остальным предлагаем поискать ответ на простой вопрос.
Что мы должны сделать для того, чтобы их неотвратимое поражение стало-таки нашей победой.
- Информация о материале
Не секрет, что часто украинцы считают многие проблемы своих сограждан с властями такими, которые их не касаются и предпочитают сочувствовать им со стороны. Однако и в таких случаях власть можно «обыграть». Сделать это можно с помощью привлечения либо оппозиции, либо независимых, но скандальных юристов, которые падки на дела, пахнущие общественным резонансом, а, соответственно, и пиаром в их пользу. Привлечение этих добровольных помощников поможет сделать акции организованными и обеспечит юридическую поддержку. Но главное в данном случае обеспечить интерес со стороны СМИ и, соответственно, широкое освещение, чего власть опять-таки очень не любит.
Классическим примером, когда с помощью оппозиции и СМИ относительно небольшой группе граждан удалось добиться определенного успеха в борьбе с властью, является «война» против закрытия школ на Луганщине и Донетчине. Акции не были массовыми, но стали юридически грамотными и хорошо освещаемыми в СМИ. В случае со школами в Красном Луче Луганской области протесты были подкреплены голодовкой родителей учащихся.
Напомним, что в этом году в Красном Луче Луганской области под давлением общественности и оппозиционных партий удалось отсрочить как минимум на год закрытие украинозычной школы №15, которая попала под оптимизацию из-за малого количества школьников и проблем с финансированием. История с желанием краснолучских властей закрыть учебное заведение вызвало большой резонанс. Инициативная группа родителей учеников использовали любые возможности, чтобы сохранить школу и оставить в ней детей. Свою точку зрения они озвучивали в местных и центральных СМИ. Родителей школьников из Красного Луча поддержали многие политики, причисляемые оппозиции («Наша Украина», «Фронт перемен», «Свобода»). Отстаивая свое требование не закрывать школу, родители объявляли голодовку и пикетировали Луганскую обладминистрацию. В конечном итоге, областная власть услышала участников акций протеста, и отправила в Красный Луч специальную комиссии для выяснения ситуации. Представители местной власти, у которых изначально была твердая позицию закрыть украиноязычную школу, все-таки изменили свою точку зрения. В решении краснолучского горсовета говорится: «Беря во внимание сохраняющуюся атмосферу противостояния родительской общественности намерениям прекратить деятельность этого учебного заведения, городским советом принято альтернативное промежуточное решение, в соответствии с которым до обозначенного срока – сентябрь 2012 года – педагогический коллектив и родители совместными усилиями должны разработать и применить комплекс мероприятий по экономии бюджетных средств учебного заведения. Сумма экономии составляет 400 тыс. грн.».
Победу в «оптимизационной» войне смогли отпраздновать на торжественной линейке по поводу Дня знаний и обитатели донецкой украиноязычной СШ №111. В этом случае, все тоже проходило по той же схеме, что и на Луганщине – протесты родителей учеников, поддержка со стороны оппозиции, резонанс в СМИ и как результат занятия в этой школе продолжаются. Правда, эту победу нельзя считать окончательной - родители учащихся до сих пор ждут решения судебных инстанций по вопросу законности решения городских властей о закрытии их учебного заведения. Все зависит от вердикта Петровского райсуда, который, как утверждают городские власти, уже стал заложником родительского давления. Иначе власти давно уже прикрыли бы в ней учебный процесс.
Нельзя не отметить, что в случае со «школьными» войнами на Луганщине и, особенно, Донетчине большую роль в достижении успехов сыграло самое активное участие «Фронта перемен» и Арсения Яценюка. Конечно, местные власти говорят о том, что Яценюк просто пиарится и использует родителей с учениками в своих политических целях. Однако, можно посмотреть на это и с другой точки зрения – родители удачно использовали Яценюка в своих целях. Примером похожего взаимовыгодного сотрудничества может считаться и харьковской борьбы группы дачников, которых лишили их участков. Напомним, что на протяжении 20 лет власти Харьковского района продлевали аренду участникам нескольких огородных обществ. Однако в 2009-м, выяснилось, что землю отдали 300 неизвестным лицам, которые сразу переписали ее на несколько коммерческих фирм. Доказать в суде, что у харьковских огородников незаконного забрали почти 700 гектаров земли сумел «народный адвокат» Анатолий Родзинский. 2 июня этого года, решение о передаче земли было признано незаконным. Кстати, во время судебных разбирательств Родзинский стал депутатом облсовета по мажоритарке от «Сильной Украины». Правда, сейчас еще предстоят судебные тяжбы по поводу возвращения земли, поскольку она успела перейти в «третьи руки».
Как уже говорилось, успех всех этих акций сопровождал «информационный шум», которого страшно не любят чиновники. Кстати, сами СМИ и в своих «корпоративных» целях иногда успешно «давят» власть. Так, 30 июня 2011 на заседание исполнительного комитета городского совета Котовска (Одесская обл.) не пустили журналистов. Представителям СМИ даже не выдали материалов с заседания исполкома. Возможно, чиновники и дальше по привычке игнорировали бы журналистов, но те на этот раз обиделись. Их протест вылился в обращение к коллегам и заявление в прокуратуру, чего, собственно, чтобы чиновники пошли на попятный. Борьба журналистов с чиновниками продолжалась более месяца и разрешилась тем, что прессу все-таки обеспечили местами в зале, чего раньше не наблюдалось. Более того, мэрия Котовска впервые за 20 лет независимости Украины провела пресс-конференцию.
Однако не только группами удается успешно противостоять власти, а и в индивидуальном порядке. Так, трое жителей села Зубра Львовской в этом году не захотели продавать за бесценок землю под дорогу до нового львовского стадиона и смогли выстоять в противостоянии с государственной машиной. Планировалось, что государство выкупит или заменит 57 земельных участков, через которые проляжет новая дорога к евростадиона. Государство предложило крестьянам цену в 6,25 грн за метр квадратный. Часть крестьян согласилась и отдала земли, однако трое жителей Зубры не захотели продать свои участки общей площадью более полутора гектаров за такие деньги, поскольку считали, что предложенная цена в несколько раз ниже рыночной. Как вариант люди просили найти им равноценные участки в том же селе, однако власти отвечали, что свободных земель нет. Стороны пошли в суды - крестьяне судились с правительством, а областная администрация подала суд на принудительное изъятие земли в мае этого года. Правда, неожиданно буквально через несколько недель областная администрация заявила, что государство отказалось от планов выкупить земли и новую дорогу строить не будут. Судя по всему, власть с одной стороны, просто объективно изменила планы, но, с другой – убоялась и резонанса в регионе, где, ее, мягко говоря, не любят.
- Информация о материале
Думаю, у многих есть ощущение того, что внешне демократические институты выглядят в нашей стране, как на корове седло. Беда в том, что поскольку разговоры всегда ведутся вокруг седла (в котором мы предположительно поскачем в светлое будущее), то корова под ним выпадает из поля зрения. И когда это животное вдруг не производит ожидаемых действий, или производит неожидаемые, все страшно удивляются, но продолжают дискутировать относительно надетого на корову седла и того, как с ним теперь следует поступить, что усовершенствовать и т.п.
О коровах
Так вот, об оппозиции. Похоже на то, что украинцы воспринимают оппозицию в рамках господствующих у нас феодальных отношений и порожденной ими картины мира. Оппозиция – эти те начальники, которым можно пожаловаться на жизнь и которые, при удачном стечении обстоятельств, могут защитить от произвола. К оппозиции обращаются тогда, когда коррупция дает сбой или жертва агрессии со стороны государства вдруг «идет на принцип». Наличие оппозиции также создает иллюзию, что власть чиновников в отношении людей чем-то ограничена.
Таким образом, оппозиция – неотъемлемая и что очень важно – легитимная часть политической системы.
Заметим, как забеспокоились все от мала до велика, когда были предприняты попытки внедрить процедуры открытой политики вместо привычных феодальных отношений. Речь идет о политреформе и, прежде всего, о пропорциональной системе выборов. Народ в полном единстве со своей «властью» отверг эти попытки. Что вы сейчас прочитаете, если погрузитесь в глубины интернета? Каковы мысли «народа» по поводу идеальной политической системы? Правильно, «мажоритарка» и «право отзыва!» Должна быть возможность пощупать депутата и поругаться с ним на встрече с избирателями. Депутат должен быть «свой», должна быть возможность ему пожаловаться. Ну, а если он замыслит недоброе – то и отозвать. Эта наивная архаика полностью отражает представления людей об идеальной политической модели, модели от начала и до конца феодальной. Роль оппозиции в этой системе просто расширяет возможности выбора. Если депутат окажется нехороший, то можно пожаловаться оппозиции.
О седлах
Заметим, что «права власти», ее полномочия и организация никогда не волновали украинцев и, следовательно, не волновали политиков. Права у власти должны быть и желательно побольше, так как это позволит ей лучше решать вопросы. Все без исключения политики, которые на момент выборов не олицетворяли собой власть, на всех без исключения выборах шли с одним и тем же лозунгом: «Я им всем покажу!» Собственно, это «покажу» выливается в требование еще больших полномочий для «наведения порядка», то есть, для того, чтобы можно было «решать вопросы» и эффективно наказывать тех, кто не желает этого делать.
Очень показательна в этом смысле истерика, которую устроила «прогрессивная общественность» по поводу ареста Тимошенко. Думаю, если бы вместо Тимошенко был какой-то изверг и людоед, регулярно употребляющий в пищу своих соратников и запивающий их плоть кровью христианских младенцев, общественность все равно бы волновалась по поводу узурпации власти.
И вот, что интересно. На самом деле, вопреки теории общественного выбора, эти люди поступают рационально. То, что в случае победы Тимошенко было бы точно так же, если не хуже, их абсолютно не интересует. Их интересует существование каналов обратной связи, социальных институтов, которые до сих пор позволяли им достигать своих целей. То есть, в их представлениях государство и должно быть таким – тотально-угнетающим, всесильным и безжалостным и потому, крайне важны институты, позволяющие защититься от угнетения, так сказать, в личном порядке. Оппозиция – один из таких институтов.
О коровах под седлами
Сейчас даже политологи что-то бубнят о том, что «общество нуждается в новой повестке дня» и о том, что «оппозиция получит шансы тогда, когда выдвинет новые идеи». Думаю, это как раз тот случай, когда седло мешает увидеть корову.
Нетрудно увидеть, что в рамках описанной выше модели, выращивать и лелеять политиков, предлагающих новое содержание просто бессмысленно. Это нерационально. Со стороны избирателей существует спрос именно на решателей вопросов, а они должны находиться внутри системы, быть ее частью, иначе они бесполезны с практической точки зрения. Так сказать, синица всегда лучше, чем журавль.
Проблема, которую переживают наши люди, состоит, как обычно, в выборе. Синица вот- вот подохнет, а журавль по-прежнему высоко. Что делать?
Для существования людям нужны какие-то понятные правила. Интегрированная в систему оппозиция – одно из этих правил. Однако, люди не могут не видеть, что правила порочны. Их жизнь, в большинстве случаев, становится все хуже и это заставляет их еще сильнее цепляться за правила, а с другой стороны, обостряет понимание порочности правил. Этот процесс напоминает наркозависимость и попытки «соскочить».
Кстати, «противсихи» вызывают такую ненависть потому, что они «инаковы», они осмеливаются не принимать правила игры. Противсихи уже «соскочили». Поэтому их поведение и само их наличие вызывает страх, страх перед выбором, перед тем, что придется тоже «завязать», страх перед будущим, которое становится еще более неопределенным. Страх вызывает агрессию, которую мы и наблюдаем. Со стороны «антипротивсихив» мы слышим агрессивный поток слов, лишенных всякого смысла и логики.
Поехали?
Наши выборы не случайно всегда проходят в обстановке обострения маразма и ненависти друг к другу. Дело в том, что сама процедура выборов политической власти не соответствует феодальной природе общества. Даже если смотреть на проблему совсем просто – те кто, у власти решают вопросы и те, кто в оппозиции тоже решают вопросы. Почему вообще нужно кому-то отдавать предпочтение? Процедуру выборов нельзя применить к тем проблемам, которые существуют в обществе, но выборы же есть, и, значит, надо как-то этим пользоваться… В общем, тяжелый получается случай. Скажу странную вещь, но нынешний невысказанный общественный идеал, возможно, состоит в том, чтобы никаких дурацких выборов больше не было, но чтобы при этом была оппозиция.
Трудно сказать, что случится в сознании людей до выборов. Однако, какие бы изменения не случились, пока что не похоже на то, что они окажут серьезное воздействие на ход выборов и их результаты. Предполагаемые участники избирательной гонки снова идут под лозунгом «Я им всем покажу!». Гражданские активисты, на которых возлагались надежды, сейчас выдвигают свой лозунг: «я бы им показал еще больше, если бы мне позволили участвовать в выборах!». В общем, понятно, что нам предлагают поиграть в старую добрую игру и те, кто не хочет в нее играть и те, кто способен предложить что-то новое уже не смогут стать субъектами кампании хотя бы в виду недостатка времени.
Понятно также, что оппозиция не может выиграть выборы по определению. Объединение оппозиции, о котором говорят с 1991 года – занятие абсолютно бессмысленное. Сам этот вопрос - из феодального мира, в котором единственной функцией оппозиции является ее текущая оппозиционность, а не те перспективы, которые она может принести в случае своей победы. То есть, понятно, что это хорошо и удобно, когда вся оппозиция находится в одном и том же месте и не нужно бегать туда-сюда. Почему бы это сразу не организовать? - спрашивают сторонники объединения оппозиции.
Однако, тем не менее, текущая оппозиция может принести пользу, если договорится о разделе между собой мажоритарных округов. Причем, эта польза будет не в том, что кто-то из них попадет в парламент, эта польза будет в том, что возникнет прецедент такого рода, что очень важно для политической культуры.
Мне кажется, что важные события могут произойти не до, не во время, а после выборов. События эти связаны с тремя обстоятельствами. Первое – очередное нарушение общественного договора донецкими. Мы говорили, что системная оппозиция – часть этого договора, одна из основ легитимности системы. Если всем станет ясно, что оппозиция больше не приносит никакой пользы, то легитимность режима упадет еще ниже. Все это случится на фоне процессов, вызванных вторым обстоятельством, а именно, триумфальной победой Партии регионов, за которую никто не голосовал. Совпадение этих двух событий может привести к непредсказуемым последствиям. И тут, когда эти непредсказуемые последствия начнут развиваться, вступит в силу третий момент. Он связан с тем, что после выборов 2012 года «донецкие» будут обладать полным контролем над политической системой страны. И здесь станет, наконец, очевидно, что это ничего не дает. Спокойствия и стабильности как не было, так и нет. И диктатуры у них быть не может, потому, что настоящая диктатура основана только на любви. Диктатор должен бороться за справедливость, провозглашать какие-то идеи, его должны любить и быть готовыми умереть за него. А это что?
Поэтому «могильщиком» донецкой власти станет не оппозиция, а те люди, которые сейчас находятся внутри этой власти, те, кто первым поймет, что этот корабль потихоньку начинает тонуть.
- Информация о материале
Ровно неделя остается до перехода в практическую плоскость пенсионной реформы — нелюбимой гражданами и сложной для страны. 8 июля 2011 года Верховная Рада приняла во втором чтении Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее — Закон), а 6 сентября — внесла в него уточнения, которые были названы «техническими».
Президентская подпись, поставленная под документом 9 сентября с.г., подытожила многомесячную бесплодную дискуссию о том, какой должна быть пенсионная реформа. Правительство, эксперты, граждане — каждый остался при своем мнении. Несмотря на гигантский маховик «всенародного обсуждения» и потраченные на него десятки тысяч человеко-дней, документ был принят процентов на 90 в первоначальной редакции от 13 декабря 2010 года.
Эксперты, наверное, еще долго будут спорить о том, насколько новые правила пенсионного страхования соответствуют нашим социально-экономическим реалиям, и скрупулезно фиксировать последствия их принятия: финансовые, социальные, политические, наконец. Но это будет больше напоминать размахивание кулаками после драки…
Пенсионный закон принят, и самое разумное сейчас — разобраться, что изменится для каждой конкретно категории пенсионеров. В качестве часа «Х» по умолчанию принимаем 1 октября 2011 года — именно с этого дня вступает в силу подавляющее большинство норм Закона. За исключением тех считанных случаев, когда законодатель отсрочил введение нормы до 1 января 2012-го, о чем мы упомянем отдельно.
Общие правила
Очень дорогая для страны пенсия (сейчас выплаты Пенсионного фонда достигают почти 18 млрд. грн. в месяц) станет гораздо дороже и для граждан. Ее придется-таки зарабатывать, участвуя в пополнении солидарной пенсионной системы.
Сразу на десять лет повышается нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии: с 20 до 30 лет — для женщин, с 25 до 35 лет — для мужчин. Но только для «новых пенсионеров».
Для тех, кому пенсия назначена до 1 октября с.г., нормативная продолжительность страхового стажа останется прежней — 20/25. Она будет использоваться при последующих перерасчетах пенсий, но только по страховому стажу (об этом позже).
Также повышается минимальная продолжительность страхового стажадля получения пенсии по возрасту — с пяти до 15 лет. Если человек не заработал минимальный стаж, он может претендовать лишь на социальную помощь.
Несмотря на все возражения, в Украине начинается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. «Счастье» выйти на пенсию в переходной период привалит нашим соотечественницам 1956—1961 годов рождения.
Закон гласит, что до достижения общеустановленного пенсионного возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше по достижении:
55 лет — те, которые родились до 30 сентября 1956 года включительно;
55 лет 6 месяцев — те, которые родились с 1 октября 1956-го по 31 марта 1957-го;
56 лет — …с 1 апреля 1957-го по 30 сентября 1957-го;
56 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1957-го по 31 марта 1958-го;
57 лет — …с 1 апреля 1958-го по 30 сентября 1958-го;
57 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1958-го по 31 марта 1959-го;
58 лет — …с 1 апреля 1959-го по 30 сентября 1959-го;
58 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1959-го по 31 марта 1960-го;
59 лет — …с 1 апреля 1960-го по 30 сентября 1960-го;
59 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1960-го по 31 марта 1961-го;
60 лет — те, которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.
Ну и как, дорогие дамы, вы довольны таблицей? «Примерили» ее на себя? Конечно же, у вас возник вопрос, по какой причине женщина, которая, к примеру, родилась 2 апреля 1957 года и должна была выйти на пенсию в мае 2012-го, благодаря реформе выйдет на пенсию уже в 56 лет, т.е. в мае 2013-го. Каким образом за шесть месяцев и два дня после вступления в действие реформы «нарисовался» дополнительный год, если нам обещали совершенно иное: на полгода в год...
В действительности же, благодаря «хитрой таблице», в которой известно кто ногу сломит, повышение будет происходить со скоростью «дважды по полгода за год». И это — свершившийся факт.
Пилюлю попытались подсластить. Женщинам, родившимся до 31 декабря 1961 года, размер исчисленной по формуле пенсии повышается на 2,5%за каждые шесть месяцев более позднего выхода в период с 55 лет до 60 лет.
Увы, это меньше, чем весьма экономные стимулы для более позднего выхода на пенсию, предусмотренные Законом с 60 лет (как для мужчин, так и для женщин): по 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа при отсрочке выхода до 60 месяцев и 0,75% — если отсрочка составила более 60 месяцев.
До 1 января 2015 года за женщинами сохраняется право выхода на пенсию в 55 лет. Но при двух условиях — при наличии не менее чем 30 лет страхового стажа и обязательном увольнении с работы. К тому же в этом случае размер их пенсии снижается на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию.
Без комментариев…
Законом вводится максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) — на уровне 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Эта норма коснется только тех, кому пенсии будут назначаться после вступления в силу Закона, т.е. после 1 октября с.г.
Так что теперь в стране появляются привилегированные пенсионеры уже не только в зависимости от того, по какому закону — общему или специальному — им назначили пенсию, но и от даты обращения за пенсией.
С 01.10.2011 года 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных составят 784 грн. х 10 = 7 840 грн.
С 01.12.2011-го — 800 грн. х 10 = 8 000 грн.
Согласно проекту закона «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», в будущем году прожиточный минимум для нетрудоспособных будет изменяться пять раз. И если на 1 января 2012-го он составит 822 грн., то на 1 декабря 2012 года — 884 грн.
Как правило, сверхвысокие пенсии — это привилегия спецпенсионеров. По данным Пенсионного фонда Украины, свыше 10 тыс. грн. в месяц получают 3882 пенсионера, из них 870 — Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, Герои Украины; 961 — депутаты; 1018 — государственные служащие; 830 — прокуроры; 517 — военнослужащие; 43 — научные работники; 81 — судьи.
Однако есть 164 случая, когда пенсии свыше 10 тыс. грн. назначены на общих основаниях, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании.
Забегая наперед, скажем, что, согласно Закону, пенсии, превышающие 10 минимумов для нетрудоспособных, будут выплачиваться без индексаций и повышений до тех пор, пока их размер не сравняется с максимальным, который, в свою очередь, будет подрастать. Или до тех пор, пока не скажет свое веское слово Конституционный суд.
* * *
Законом унифицируются правила относительно пенсий, назначаемых досрочно в связи с увольнением (сокращение штатов, состояние здоровья). Право на досрочную пенсию — и для льготников, и для нельготников — гарантируется лишь уволенным за полтора года до достижения ими нового пенсионного возраста. И только при наличии нового размера страхового стажа — 30/35 лет.
Следует иметь в виду, что, согласно Закону, выплата досрочных пенсий прекращается до достижения пенсионного возраста, если человек снова устроился на работу.
Обычные пенсии (по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании)
Целый ряд изменений коснется как порядка назначения, так и порядка перерасчета.
Базовыми при расчете размера пенсии становятся данные системы персонифицированного учета застрахованных лиц: будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года.
Данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.
С 1 января 2012 года при исчислении размера будущей пенсии будет использоваться показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одного застрахованного в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующие обращению за назначением пенсии. А не за один, как это делается сейчас и будет делаться до конца 2011 года.
То есть в 2012-м будет использоваться показатель средней зарплаты за 2009-й, 2010-й и 2011 годы.
* * *
Перерасчет пенсии в связи с повышением прожиточного минимума для нетрудоспособных полагается только неработающим пенсионерам. Работающим же перерасчет пенсии произведут лишь после увольнения с работы — по тому прожиточному минимуму для нетрудоспособных, который будет действовать на дату увольнения.
Вообще тема перерасчетов содержит немало новелл. Как мы уже говорили, ныне работающий пенсионер, отработав очередные 24 месяца, может обратиться в Пенсионный фонд за перерасчетом пенсии по стажу. Такого перерасчета не надо бояться: к пенсионеру, оформившему пенсию до 1 октября с.г. и не менявшему после 1 октября место работы, не могут быть применены новая норма страхового стажа или новый пенсионный возраст.
Иное дело — перерасчет по стажу и заработку, что тоже не воспрещается. Но в таком случае пенсионер должен быть готовым к тому, что к нему применят новые нормы Закона относительно нормативного страхового стажа (30/35). Кроме того, перерасчет будет производиться с применением того же показателя средней зарплаты, с которой уплачены страховые взносы, что и при предыдущем перерасчете (либо, если перерасчетов не было, — при назначении пенсии).
Вряд ли можно утверждать, что такой перерасчет по стажу и заработку априори не выгоден. Надо иметь в виду, что новый Закон увеличиваетвозможности оптимизации заработка. Если прежде разрешалось изъять заработки за «невыгодные» месяцы в пределах 10% стажа, но не более 60 месяцев подряд, то теперь можно исключить сверх этих 60 месяцев также периоды учебы, службы в армии, отпуска по уходу за ребенком, ухода за инвалидом первой группы или человеком старше 80 лет.
* * *
Еще одно новшество касается пенсий работников бюджетной сферы.Традиционно считается, что речь идет об учителях и врачах, но в пунктах «е» — «ж» статьи 55 закона о пенсионном обеспечении, на которые идет ссылка в Законе, фигурируют и спортсмены, и артисты, и некоторые другие категории. Согласно Закону, им положена денежная помощь в размере десяти назначенных пенсий, если они: а) работали в учреждениях государственной или коммунальной формы собственности; б) раньше не получали ни один из видов пенсии; в) имеют страховой стаж 30/35 лет на таких должностях.
Выплата денежной помощи предусмотрена за счет госбюджета, и ее порядок будет определяться постановлением Кабмина. Вероятно, в этом же постановлении разъяснят, что это за зверь такой — «назначенная пенсия».
* * *
Как известно, кроме пенсий по возрасту, закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании регулирует еще и пенсии по инвалидности и по потере кормильца. Здесь тоже есть изменения.
Например, пересмотрен страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. Для инвалидов первой группы его понизили по сравнению с ныне действующим законом в молодом возрасте и повысили — в зрелом. Так, 25-летнему инвалиду для назначения пенсии теперь достаточно одного года стажа, а 54—59 летним — десять лет (раньше была «вилка» с двух до пяти лет).
Специальные пенсии
Главное новшество — поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин-спецпенсионеров до 62 лет. Но, в отличие от «всеобщего» повышения пенсионного возраста для женщин, оно стартует не через неделю, а лишь с января 2013 года. И с шагом «на полгода за год».
В 60 лет выйдут на пенсию те, кто родился по 31 декабря 1952 года включительно;
в 60 лет 6 месяцев — …с 1 января 1953-го по 31 декабря 1953-го;
в 61 год — …с 1 января 1954-го по 31 декабря 1954-го;
в 61 год 6 месяцев — те, кто родился с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года. В 62 года — все, кто моложе.
То есть с 1 января 2013-го мужчины-госслужащие будут выходить на пенсию в 60 лет и 6 месяцев.
Новшество касается госслужащих и приравненных к ним категорий: народных депутатов, работников прокуратуры, суда и Нацбанка, таможенников, научных работников, журналистов государственных и коммунальных СМИ.
Институт продления пребывания на госслужбе отменяется. Однако те госслужащие и работники органов местного самоуправления, которым уже сейчас 62 года и в отношении которых было принято решение о продлении срока пребывания на госслужбе до 65 лет еще до вступления в силу Закона, смогут доработать до 65. Такое решение, дабы избежать коллапса госслужбы в стране, приняла Верховная Рада 6 сентября.
* * *
Размер специальной пенсии сокращается с нынешних 90 до 80% от заработной платы.
Эта норма вкупе с резким повышением нормативного стажа уже привела в преддверии 1 октября к массовому исходу народа с госслужбы (и приравненных видов деятельности) всеми возможными способами, в том числе и по сокращению штатов. Люди у нас продвинутые и считать умеют…
* * *
До 60 месяцев (против нынешних 24) увеличивается период, за который учитывается заработная плата для назначения специальных пенсий. Эта норма касается государственных служащих, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.
Таким образом, уже с 1 октября заработная плата для назначения пенсии будет браться не за последние два года, а за пять лет. Но чтобы эта норма начала действовать, Кабмин должен внести изменения в постановление №865 от 31.05.2000 года.
* * *
По аналогии с законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании изменяются нормы, регулирующие назначение пенсий научным работникам. По крайней мере, по двум пунктам. А именно:
— при выходе на пенсию научных работников будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года;
— данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.
Кроме того, с 1 января 2012 года при исчислении размера пенсии научным работникам будет использоваться показатель средней заработной платы за три предшествующих календарных года. Но если при назначении обычных пенсий за три года берется зарплата (доход) в среднем на одного работника в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, то при назначении научных — средняя зарплата по отраслям экономики Украины (госкомстатовская). Согласитесь, есть разница…
* * *
Новым работающим спецпенсионерам пенсия будет выплачиваться в размере обычной, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Данная норма распространяется на госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов. Но только на тех, кому пенсия назначена после 1 октября с.г., или тех, кто поменял после этой даты место работы.
После увольнения с работы пенсия будет выплачиваться в размере, предусмотренном специальным законом.
* * *
Досрочно (как чернобыльцам, участникам боевых действий и пр.)спецпенсия не выплачивается — надо ждать общеустановленного пенсионного возраста.
Эта норма касается госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.
* * *
С 20 до 25 лет повышается выслуга для назначения пенсиивоеннослужащим, работникам органов МВД, МЧС, СБУ и других силовых структур, уволенных со службы. При этом вводится календарное исчисление выслуги.
Ежегодно выслуга будет увеличиваться на шесть месяцев. И если уволенному до 30 сентября 2011 года военнослужащему на день увольнения достаточно иметь не менее 20 лет выслуги, то
с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012-го — 20 календарных лет и 6 месяцев и более;
с 1 октября 2012-го по 30 сентября 2013-го — 21 календарный год и более,
и т.д., вплоть до 1 октября 2020 года, после которого размер выслуги должен составлять 25 и более календарных лет.
Исключение — военнослужащие летного состава и плавсостава подводных лодок. Они по-прежнему будут выходить на пенсию независимо от возраста при наличии на день увольнения выслуги в 20 лет и более.
Собственно говоря, этим изменения для военнослужащих и приравненных к ним категорий и исчерпываются. Сохраняются:
— нынешний порядок, при котором за 20 лет выслуги (с учетом льготного исчисления) полагается 50% заработной платы (55% — для вышедших в отставку) и 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет;
— порядок выплаты денежной помощи при увольнении;
— действующий механизм выплаты пенсии работающим пенсионерам: в полном размере независимо от заработной платы.
* * *
С 20 до 25 лет повышается выслуга для прокуроров. На день обращения за назначением пенсии, независимо от возраста, выслуга должна составлять не менее:
по 30 сентября 2011 года — 20 лет, в том числе стаж работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет;
с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года — 20 лет и 6 месяцев, в том числе стаж работы… не менее 10 лет 6 месяцев;
и т.д., по шесть месяцев увеличения за год, вплоть до 1 октября 2020-го. Начиная с этой даты для назначения пенсии потребуется 25 лет выслуги, в том числе не менее 15 лет стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры.
«Накопительная», осовременивание и прочие обещания
Немало места в тексте Закона уделено вопросам второго (обязательного накопительного) уровня пенсионной системы. Но это совсем не значит, что Украина уже на пороге его внедрения.
Тема обязательной накопительной системы обещает стать не менее «долгоиграющей», чем сама пенсионная реформа.
Если коротко, то главные мессиджи со времени первого чтения Закона остались неизменными. Внедрять обязательную накопительную систему в Украине планируется с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины. Будет это 2013-й или 2014-й — вопрос остается открытым.
Участниками накопительной системы станут те, кому на момент ее запуска исполнится не больше 35 лет. Начинать платить будут с 2% от заработка с последующим увеличением страхового взноса до 7%. Администрирование в течение первых двух лет будет осуществляться через Пенсионный фонд, а затем — через негосударственные пенсионные фонды по выбору участников.
В общем, в самом Законе — ничего принципиально нового. Новости по части обязательной накопительной, как неоднократно заявлял вице-премьер — министр социальной политики С.Тигипко, следует ждать ближе к зиме.
А вот текст проекта госбюджета на 2012 год, обнародованный на прошлой неделе, дает неплохую пищу для размышлений. Как явствует из пояснительной записки (с. 103—104), дефицит средств Пенсионного фонда составит в будущем году 2,2 млрд. грн. и снизится против плана текущего года на 87,6%.
Однако правительству для выполнения пенсионных и социальных обязательств, которые согласно законам финансируются за счет госбюджета, необходимо будет выделить очень солидную сумму — 46,1 млрд. грн. С учетом упомянутых выше 2,2 млрд. на покрытие дефицита Пенсионного фонда — 48,3 млрд. грн.
Это свидетельствует о том, что, несмотря на реально прописанное в Законе ужесточение правил пенсионного страхования, финансовая ситуация в среднесрочной перспективе остается сложной.
Сейчас очень трудная тема — осовременивание пенсий. Как известно, поправка №40, предполагавшая перерасчет пенсий по заработку 2009 года и «тянувшая» примерно на 50 млрд. грн. в год дополнительно (!), в последний момент, 6 сентября, была изъята из проголосованного Закона. Произошло это по формальному признаку — несоответствия уже существующим законодательным нормам. Однако очевидно, что на самом деле проблема — в огромных дополнительных деньгах, которых взять просто неоткуда. Ни госбюджету, ни Пенсионному фонду.
Кроме того, по большому счету, предлагаемый механизм осовременивания — не самый лучший выход. Проблема будет обостряться и в дальнейшем, с периодичностью в три-четыре года, до тех пор, пока не будет разработана, закреплена законодательно и внедрена адекв
- Информация о материале
С момента публичного появления проекта государственного бюджета 2012 не оставляло ощущения, что этот трагикомический политический фарс очень напоминает эпизод из известного мультфильма "Ледниковый период".
Припоминаете, там был такой персонаж Скрат – бешеная крысобелка, зацикленная на стремлении завладеть желудем? Клептоманские манипуляции Скрата с желудями непременно приводят к глобальным следствиям, которые он встречает с искренним удивлением в глазах и неуместной улыбкой на лице.
Скрат не умеет говорить, изредка пищит, и в перерывах между попытками присвоить овеянный мечтой желудь, бегает сказочным миром и большей частью кричит.
Никого не напоминает?
Если верить Википедии, то почти каждая манипуляция нашего героя с желудем, а их было 22, ставила мультяшный мир вверх ногами и служила причиной катастрофы…
Если же верить арифметике главы правительства, то этот бюджет у него 18-й, и вся страна снова старается понять, как с этим "бюджетным счастьем" управиться и выжить.
Возможно, это сравнения преувеличены, но на это вдохновляет артистизм, с которым представители власти отреагировали на представленный правительством финансовый план страны.
На торжественной презентации министр финансов Федор Ярошенко назвал правительственный проект государственного бюджета на 2012 год "уникальным". Несколько дней потому, острый на язык мэр одного из областных центров, характеризуя бюджет 2012, обратился к обсценной лексики вспомнивши "п…ц", другими словами, имел в виду наступления крайне неприятных следствий.
Наиболее интересное, что оба имеют рацию.
Начнем из того, что правительство партии власти и самая партия не поделили арифметику. Лидер фракции Партии регионов нашел небольшую помарочку, величиной с распухший бюджет реконструкции НСК "Олимпийский". Оказывается, расходы составных бюджета на 4,5 миллиарда больше совокупных расходов госбюджета.
Что касается социальных статей бюджета, то они фактически заморожены.
У пенсионеров "пенсионной реформой" отобрано 15,6 миллиардов экономии за 9 месяцев, или 22,4 миллиардов за один год. На социальную защиту ветеранов войны и труда выделяется 6 миллиардов - столько же, сколько идет на субсидирование угольной промышленности (читай – металлургических и угольных магнатов). На социальную защиту безработных выделяется 0,4 миллиарда.
При этом бюджет дотирует НАК "Нефтегаз" и "Укрэнерго" на 13 миллиардов гривен, хотя с неоднократными фактическими и запланированными поднятиями цен на газ, а также обещанным поднятием эффективности и головокружительным профессионализмом эти монополии имели бы еще в этом году выйти на самоокупаемость.
В 2012 году запланировано выделения государственных гарантий на 15 миллиардов гривен. При этом, в отличие от госбюджета-2011, направления экономики, на которые предоставляются госгарантии, не определенные.
Что его определять, когда и так понятно: желудь, он и в Африке желудь, подумали члены правительства, и решили не ограничивать себя ненужными формальностями, которые лишь время забирают.
В украинских реалиях государственные гарантии - это синоним прямых затрат, а точнее - убытков бюджета. В этом году правительство превзошло сам себя - 15 миллиардов государственных обязательств, за которые украинцы будут рассчитываться не один год, будут распределяться закрыто.
Пространство вариантов - от очередного роста бюджета ЕВРО-2012 и дежурных бизнес-проектов членов правительства, до достройки чьих-то дач за забором Конча-Заспы.
Вообще, бюджет настолько туго набит явным образом лоббистскими статьями, словно фаршированный поросенок. Там и поддержка частных электростанций, частных оптовых рынков, частных шахт, приисков…
Не забывает бюджет и о традиционном улучшении.
Оно в который раз наступает для … генпрокуратуры – финансирование возросло с 2,200 до 2,500 миллиардов, МВД – с 13,858 до 14,434 миллиардов, президента с 1,388 до 1,438 миллиарда.
Добавим, что увеличение затрат этих структур регулярно длилось и в 2010, и в 2011 годах.
Показательно, что такое "роскошество" происходит на фоне сокращения финансирования медицины на 0,5 миллиарда. В 2011 году через Минохраны здоровья прошло 7,548 миллиарда. В 2012 году - 7,068 миллиарда. Выходит по 154 гривны на год на человека. Однако, если сосчитать с известными своей честностью тендерами Минохраны здоровья, то граждане Украины еще и останутся должны.
При этом на агентство по обслуживанию ЕВРО-2012 тратятся невероятные средства. А все затраты с ЕВРО-2012 в 2,5 раз превосходят затраты на медицину. Похоже, власть решила, что можно окончательно забегать на отстроенных стадионах, а украинцев проще не лечить вообще.
Однако не всех. Есть в Украине и тяжелобольные, которые нуждаются в неотложной и квалифицированной медпомощи, причем их состояние прогрессирует. В 2011 году медицинское обслуживание нардепов и руководителей составляло 300 миллиона гривен. А в 2012 году будет составлять уже 465 миллиона.
На лечение ветеранов войны и инвалидов, из бюджета 2012 года выделяется 107 миллионов гривен, а на санатории президентской Дуси – 102,6 миллиона.
Для тех, кто во всем ищет позитив, есть хорошие новости – может правительство и посягает на средства страны, зато делает это честно. В частности, честно сознался, что количество бедных возрастет на 10%.
Но ключевой недостаток бюджета – это его заоблачный, ничем не подкрепленный оптимизм правительства и нежелание, возможно ли неспособность, видеть дальше собственного кабинета.
Помните, чем отличался одержимый любовью к желудям щур, о котором мы упоминали в начале – в погоне за овеянным мечтой объектом он не осознавал глобальные и катастрофические следствия своих действий. Главное – желуди, и чтобы побольше, и пусть все вокруг горит синим пламенем.
Ознакомившись с бюджетом, создается впечатление, что Украина живет в своем уникальном мире.
Это и объясняет "уникальность" бюджета, о которой говорил Федор Ярошенко, а то, что происходит вокруг, никоим образом на них не повлияет. Чем заканчиваются такие мечтания, можно быстро припомнить, взглянув на показатели 2009 года – Украина мировой рекордсмен по падению ВВП – 15 %.
К сожалению, оказывается, что уроки экономического коллапса национальной экономики нас ничему не научили. В правительственном бюджете роста ВВП в 2012 году предусмотрено на уровне 5.5%, инфляция – 7,9%. За последние десять лет такого уровня инфляции в Украине еще не было.
Между тем, МВФ и Мировой банк прогнозируют мировое замедление и рецессию. Рынки падают по всему миру. Несколько стран ЕС на границе дефолта, США – на границе рецессии, правительство Обамы прекращает накачивать экономику деньгами, китайская экономика тормозит.
Прогноз 2012 года роста экономик США, ЕС, Китаю, России снижено на 0,5-1,5%. Например, для России МВФ снизил прогноз роста в 2015 году с 4,7 к 4.1%, Мировой банк - с 4,5 до 3,7%.
А благодаря гению Азарова Украина ускорится, пока весь мир подождет? Между тем, различие в росте в 1% ВВП пробивает в бюджете 4-миллиардную дырку. А если 2%, или вообще рецессия, которую в 2008 - 2009 годах?
Если правительство не способное к качественным превращениям в украинской экономике, то он, хотя бы обязан быть более скромным в своих аппетитах.
Что изменилось в экономике с 2008 года?
Если что-то и изменилось, то лучше не стало, по крайней мере в ее структуре. Структура экспорта в Украине лишь ухудшилась.
В стране продолжает составляться завершенный колониальный тип экономики. Сырьевые товары в 2011 году составляют до 70% экспорта, в 2008 году – 67%. Между тем, во времена кризиса цены на сырье падают быстрее и глубже всего.
В 2010 году негативное сальдо торговли товарами возросло на 62%, за первые 7 месяцев в этом году – еще на 100%. И не исключено, что скоро МВФ надоест бегать за правительством и покрывать различие кредитами.
Вместо того, бюджет 2012 не предлагает никакой альтернативы тома, чтобы страна и в дальнейшем наращивала долговые обязательства. Особенно интересные на этом тли недавние заявления правительства, что Украина в 2012 году больше в долг брать не будет. Вот лишь в бюджете об этом ни слова.
Наоборот, зафиксировано увеличения заимствований на 91,871 миллиард гривен (колоссальная сумма!), при этом возвращаем лишь 59, 286 миллиардов, то есть происходит то что и в прошлом году – увеличение долга. Из этих денег внешние заимствования почти 5 миллиардов долларов.
Рост долговых обязательств происходит так же упорно, как и во время кризиса. При этом правительство чему-то заявляет, что кризис прошел.
Вопреки очевидности негативных тенденций, правительство планирует в 2012 году взять из бизнеса на 39 миллиардов больше налогов. При этом нужно учитывать, что правительство своими же грабительскими действиями лишь депрессирует экономику. Уже на протяжении этого года количество предприятий уменьшилось на 10%, а количество тех, кто открыл дело, уменьшилась втрое.
Однако наиболее интересная новация в нынешнем бюджете - его редчайший "туман". Количество статей бюджета сократилось в разы, в то время как суммы, которые проходят по ним, пропорционально возросли.
Размытые статьи – "фишка" бюджета. Большинство затрат проходят по интересным статьям на манер "улучшение повышения", "оптимизация углубления", которые невозможно проконтролировать.
Понятно, все это - для конспирации, чтобы никто не догадался. После того, как власть уничтожила парламент, ей просто нет перед кем отчитываться. Ну не перед левой рукой же Чечетова?
- Информация о материале
Страница 1283 из 1561
