Не секрет, что часто украинцы считают многие проблемы своих сограждан с властями такими, которые их не касаются и предпочитают сочувствовать им со стороны. Однако и в таких случаях власть можно «обыграть». Сделать это можно с помощью привлечения либо оппозиции, либо независимых, но скандальных юристов, которые падки на дела, пахнущие общественным резонансом, а, соответственно, и пиаром в их пользу. Привлечение этих добровольных помощников поможет сделать акции организованными и обеспечит юридическую поддержку. Но главное в данном случае обеспечить интерес со стороны СМИ и, соответственно, широкое освещение, чего власть опять-таки очень не любит.
Классическим примером, когда с помощью оппозиции и СМИ относительно небольшой группе граждан удалось добиться определенного успеха в борьбе с властью, является «война» против закрытия школ на Луганщине и Донетчине. Акции не были массовыми, но стали юридически грамотными и хорошо освещаемыми в СМИ. В случае со школами в Красном Луче Луганской области протесты были подкреплены голодовкой родителей учащихся.
Напомним, что в этом году в Красном Луче Луганской области под давлением общественности и оппозиционных партий удалось отсрочить как минимум на год закрытие украинозычной школы №15, которая попала под оптимизацию из-за малого количества школьников и проблем с финансированием. История с желанием краснолучских властей закрыть учебное заведение вызвало большой резонанс. Инициативная группа родителей учеников использовали любые возможности, чтобы сохранить школу и оставить в ней детей. Свою точку зрения они озвучивали в местных и центральных СМИ. Родителей школьников из Красного Луча поддержали многие политики, причисляемые оппозиции («Наша Украина», «Фронт перемен», «Свобода»). Отстаивая свое требование не закрывать школу, родители объявляли голодовку и пикетировали Луганскую обладминистрацию. В конечном итоге, областная власть услышала участников акций протеста, и отправила в Красный Луч специальную комиссии для выяснения ситуации. Представители местной власти, у которых изначально была твердая позицию закрыть украиноязычную школу, все-таки изменили свою точку зрения. В решении краснолучского горсовета говорится: «Беря во внимание сохраняющуюся атмосферу противостояния родительской общественности намерениям прекратить деятельность этого учебного заведения, городским советом принято альтернативное промежуточное решение, в соответствии с которым до обозначенного срока – сентябрь 2012 года – педагогический коллектив и родители совместными усилиями должны разработать и применить комплекс мероприятий по экономии бюджетных средств учебного заведения. Сумма экономии составляет 400 тыс. грн.».
Победу в «оптимизационной» войне смогли отпраздновать на торжественной линейке по поводу Дня знаний и обитатели донецкой украиноязычной СШ №111. В этом случае, все тоже проходило по той же схеме, что и на Луганщине – протесты родителей учеников, поддержка со стороны оппозиции, резонанс в СМИ и как результат занятия в этой школе продолжаются. Правда, эту победу нельзя считать окончательной - родители учащихся до сих пор ждут решения судебных инстанций по вопросу законности решения городских властей о закрытии их учебного заведения. Все зависит от вердикта Петровского райсуда, который, как утверждают городские власти, уже стал заложником родительского давления. Иначе власти давно уже прикрыли бы в ней учебный процесс.
Нельзя не отметить, что в случае со «школьными» войнами на Луганщине и, особенно, Донетчине большую роль в достижении успехов сыграло самое активное участие «Фронта перемен» и Арсения Яценюка. Конечно, местные власти говорят о том, что Яценюк просто пиарится и использует родителей с учениками в своих политических целях. Однако, можно посмотреть на это и с другой точки зрения – родители удачно использовали Яценюка в своих целях. Примером похожего взаимовыгодного сотрудничества может считаться и харьковской борьбы группы дачников, которых лишили их участков. Напомним, что на протяжении 20 лет власти Харьковского района продлевали аренду участникам нескольких огородных обществ. Однако в 2009-м, выяснилось, что землю отдали 300 неизвестным лицам, которые сразу переписали ее на несколько коммерческих фирм. Доказать в суде, что у харьковских огородников незаконного забрали почти 700 гектаров земли сумел «народный адвокат» Анатолий Родзинский. 2 июня этого года, решение о передаче земли было признано незаконным. Кстати, во время судебных разбирательств Родзинский стал депутатом облсовета по мажоритарке от «Сильной Украины». Правда, сейчас еще предстоят судебные тяжбы по поводу возвращения земли, поскольку она успела перейти в «третьи руки».
Как уже говорилось, успех всех этих акций сопровождал «информационный шум», которого страшно не любят чиновники. Кстати, сами СМИ и в своих «корпоративных» целях иногда успешно «давят» власть. Так, 30 июня 2011 на заседание исполнительного комитета городского совета Котовска (Одесская обл.) не пустили журналистов. Представителям СМИ даже не выдали материалов с заседания исполкома. Возможно, чиновники и дальше по привычке игнорировали бы журналистов, но те на этот раз обиделись. Их протест вылился в обращение к коллегам и заявление в прокуратуру, чего, собственно, чтобы чиновники пошли на попятный. Борьба журналистов с чиновниками продолжалась более месяца и разрешилась тем, что прессу все-таки обеспечили местами в зале, чего раньше не наблюдалось. Более того, мэрия Котовска впервые за 20 лет независимости Украины провела пресс-конференцию.
Однако не только группами удается успешно противостоять власти, а и в индивидуальном порядке. Так, трое жителей села Зубра Львовской в этом году не захотели продавать за бесценок землю под дорогу до нового львовского стадиона и смогли выстоять в противостоянии с государственной машиной. Планировалось, что государство выкупит или заменит 57 земельных участков, через которые проляжет новая дорога к евростадиона. Государство предложило крестьянам цену в 6,25 грн за метр квадратный. Часть крестьян согласилась и отдала земли, однако трое жителей Зубры не захотели продать свои участки общей площадью более полутора гектаров за такие деньги, поскольку считали, что предложенная цена в несколько раз ниже рыночной. Как вариант люди просили найти им равноценные участки в том же селе, однако власти отвечали, что свободных земель нет. Стороны пошли в суды - крестьяне судились с правительством, а областная администрация подала суд на принудительное изъятие земли в мае этого года. Правда, неожиданно буквально через несколько недель областная администрация заявила, что государство отказалось от планов выкупить земли и новую дорогу строить не будут. Судя по всему, власть с одной стороны, просто объективно изменила планы, но, с другой – убоялась и резонанса в регионе, где, ее, мягко говоря, не любят.