Счетная палата Украины (СПУ) считает слишком оптимистичными макропоказатели, на основании которых проведены расчеты в законопроекте «О государственном бюджете Украины на 2012 год».

Об этом заявил заместитель председателя СПУ Александр Яременко в ходе обсуждения проекта бюджета в сессионном зале Верховной Рады.

«Проект государственного бюджета Украины на 2012 год разработан на основании достаточно оптимистичных макроэкономических показателях, что несет риски его выполнения», - сказал он.

По словам Александра Яременко, прогноз роста реального ВВП в 2012 году на уровне 5%, что больше прогноза роста ВВП на 2011 год, будет сложно выполнить, учитывая экспортоориентированность экономики Украины и общемировое замедление роста экономики, в том числе стран – основных партнеров Украины.

Кроме того, по информации Счетной палаты, прогноз показателя инфляции, заложенный в правительственном проекте на уровне 7,9%, является одним из наинизших за последние несколько лет. Достичь этого показателя в условиях всемирной тенденции роста цен на продукты питания является заданием достаточно сложным.

Еще одним риском проекта госбюджета Счетная палата назвала государственные заимствования Украины, большую часть которых составляют валютные заимствования, что несет существенные валютные риски.

Напомним, 22 сентября Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению правительственный проект государственного бюджета Украины на 2012 год.

Справка. В проекте госбюджета на 2012 год, который Кабинет министров Украины подал в Верховную Раду, дефицит бюджета, по сравнению с плановым показателем на 2011 год, сокращается на 32% - до 24,129 млрд. грн.

Прогнозный показатель дефицита государственного бюджета на 2012 год планируется установить на уровне 1,7% ВВП, при этом прогнозный номинальный ВВП составляет 1,505 трлн. грн.

В 2012 году правительство намерено профинансировать из госбюджета дефицит НАК «Нафтогаз Украины» на уровне 12 млрд. грн. и дефицит Пенсионного фонда – на 2,2 млрд. грн.

С учетом указанного, дефицит государственных финансов Украины в 2012 году планируется на уровне 2,5% ВВП, что соответствует условиям Международного валютного фонда для продолжения программы сотрудничества по программе stand-by.

Доходы госбюджета в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, планируется увеличить на 12,8% - до 337,557 млрд. грн., в т.ч. доходы общего фонда – на 15,1%, до 291,444 млрд. грн.

Правительство намерено расходы госбюджета увеличить на 7% - до 337,557 млрд. грн., в т.ч. расходы общего фонда – на 8%, до 314,881 млрд. грн.

В следующем году планируется вернуть выданные из госбюджета кредиты на 12,336 млрд. грн., предоставить – на 12,437 млрд. грн.

Госбюджет-2012 рассчитан, исходя из таких макропоказателей: рост ВВП – 5%, номинальный ВВП – 1,505 трлн. грн., инфляция – 7,9%, индекс цен производителей – 9,4%.

Недавно весь мир под аккомпанемент акций протеста против социальной несправедливости отмечал День борьбы с бедностью. Не удержался по этому случаю от «поздравительной открытки» украинцам и Президент Виктор Янукович. Под размышления – посетить ему Брюссель или Кубу – глава государства обнародовал результаты проводимых уже полтора года реформ. Ныне, следуя логике Президента, каждый эти преобразования может лицезреть не только в политических телешоу, но и в своем холодильнике.  

«Благодаря принятым мерам, в частности в рамках Программы экономических реформ на 2010 - 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», мы достигли существенных сдвигов в этой сфере. Показатель бедности за 2010 год сократился на 2,3%, достигнув самого низкого уровня с 2001 года. Это стало следствием повышения почти на 25% прожиточного минимума, более чем на 12% среднего размера пенсий, на 10% реальной заработной платы», - похвастался через пресс-службу Президент. 

Правда, Виктор Федорович признает, что самые бедные сегодня в стране те, кто работает и растит детей. «Именно поэтому мною были внесены законы, направленные на улучшение жизненного уровня семей с детьми» - поспешил успокоить молодых родителей Янукович. Забыв при этом добавить, что пособия он увеличил на треть, но выплаты во времени родителям растянули вдвое. Как уже писали «Комментарии»,  получилось, что ежемесячные выплаты молодым семьям  уменьшились на 25% на первого ребенка, на 30% — на второго и на 33% — на последующих. А вот власти на выплатах смогли сэкономить 1,5 млрд. грн, что, наверное, не было основной целью «реформы». 

Экономические эксперты, правда, восприняли озвученные президентом цифры с большим скепсисом. «Озвученная президентом цифра в 2,3% роста благосостояния – в районе статистической погрешности. Если бы было что сказать в борьбе с бедностью, думаю, что цифра была бы внушительной. А 2,3% — это не аргумент», — рассказал изданию Дмитрий Боярчук, исполнительный  директор Центра социально-экономических исследований CASE.

 «Реальная заработная плата растет крайне малыми темпами, а особенно, если учесть, что фактическая инфляция намного выше, чем официальная, то и реальные показатели благосостояния не будут такие. Сохраняются задолженности по выплатам заработной платы, сохраняются задолженности межрегиональные и межквалификационные, существуют зарплаты ниже прожиточного минимума, то есть не стоит так оптимистично смотреть на показатели, которые свидетельствуют о снижение уровня бедности», - говорит Василий Юрчишин, Директор экономических программ Центра им. Разумкова.

Однако, как удалось узнать «Комментариям», озвученные Януковичем цифры готовились в Институте демографии и социальных исследований НАН Украины. Там издание заверили, что улучшение украинцы должны почувствовать. Правда, не все. 

«Уровень бедности есть всегда и везде, он больше характеризует равномерность распределения доходов, т.е. дифференциацию, а не уровень жизни как таковой.

Эти расчеты делает наш институт, действительно в 2000 году уровень бедности составлял 26,5%, в ​​2009 - 26,45%, 2010 -24,1%, а в ​​период между 2001-2008 держалось на уровне около 27%. Причем  уровень бедности очень долго держался на одном уровне, а начал сокращаться в 2009 году. Тогда государство стало уделять больше внимания бедным, но ухудшилось положение среднего класса», - рассказала Лидия Ткаченко, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины.

Собственно, из приведенных данных Института видно, что уровень бедности в стране начал сокращаться в самый разгар кризиса. То есть, выросли субсидии и прочие льготы самым незащищенным слоям населения. За счет так называемого среднего класса. В 2010 году Виктор Янукович, по его словам, этот процесс только углубил. По крайней мере, авторы «президентской статистике» признают, что сокращение бедности произошло за счет среднего класса.

Кстати, согласно данным ООН, по итогам 2010 года соотношения доходов 20% богатейших граждан страны к доходам 20% беднейших показывал соотношение 1 к 40. При этом, в мире считается, что показатель выше 1 к 10 является показателем «перекоса» в распределении социальных благ и говорит о феодальном устройстве страны. А вот 10 лет назад этот показатель был более «справедливым» - 1 к 12-ми.

Собственно, пока же проводимые в Украине реформы напоминают игру «долги делим поровну, доходы – врознь». То есть, долги МВФ, «преодоление кризиса» и предоставление льгот определенным бизнесменам должны финансировать налогоплательщики. Это прописано и в Налоговом кодексе, в пенсионной реформе, и в модернизации социальных выплат. Но при распределении доходов недр, бюджета или промышленности подобных призывов «делиться» уже не слышно.

А посему, пока мир протестует против увеличения разрыва между богатыми и бедными (другой вопрос, кто этими протестами пользуется), украинские власти не только не скрывают ускоренное расслоение общества, но и ставят себе это в заслугу.

Украинской власти доселе никогда не удавалось так разьярить американцев. Не простых, которым больше интересно, что будет с экономикой США, а очень непростых. Наверное, если бы Янукович во время встречи тет-а-тет просто нагрубил Обаме с указанием направления движения, эффект был бы меньшим. Теперь на капитолийских холмах будущее Украины поставили в зависимость от исхода дела Тимошенко. Нет, не «европейское», а будущее. Да и дело не столько в самой Юлии Владимировне, которая стала символом произвола режима, — украинские власти плюнули Западу в лицо. Я бы остерег от радости за «проявление сильной позиции» сторонников пророссийского вектора — Москва свой плевок тоже получила. Просто те, кто привык дразнить львов в зоопарке, не поняли, что в прериях лучше вести себя поаккуратнее. Но что случилось, то случилось. «Санкция» — полгода назад это слово в американской столице никто даже и не думал произнести всерьез. Теперь оно звучит на каждой встрече и едва ли не при каждом упоминании Украины. Ясно, что из-за приговора Тимошенко, но не только из-за него.

Во-первых, в Вашингтоне любят анализировать и умеют делать прогнозы. Потому прошлое разыскиваемого ФБР Семена Могилевича не вселяет им оптимизма относительно возможных будущих поступков его партнеров из украинского правительства и ближайшего окружения Януковича. После разговоров о судьбе Юлии Владимировны и, очевидно, определенных обещаний от украинских визави высокого уровня, а также после увиденного результата суда власти США озаботились высокообогащенным ураном в Украине. Особенно настораживает нежелание Украины передать уран не до ядерного саммита в Корее, как того очень хочет Обама, а попытка оттянуть торжественный момент до 2014—2015 года. Американцы считают это недоразумение «техническим моментом», но уже видно — это дипломатическое объяснение. Близкие к Белому дому эксперты, которые могут говорить больше, чем кадровые служащие, уже не уверены, что новый украинский режим не начнет торговать тем, чем нельзя с теми, с кем нельзя. Сегодня прямых сигналов нет, но поведение официального Киева заставляет Вашингтон сомневаться в предсказуемости действий Януковича и, тем более, компании. И если тут, не приведи Господь, появятся сигналы, то последствия можно увидеть на примере бывших клептократических режимов. Почва уже готова.

Во-вторых, как заметил Збигнев Бжезинский, экономика и выгоды — это хорошо, но Запад все-таки зиждется на демократических ценностях, которыми торговать явно не готов. Приговор Тимошенко, откровенное издевательство над Луценко и Иващенко, преследование оппозиции на всех уровнях — все это будет в совместном письме к президенту Украины от сенаторов и конгрессменов обеих партий. Если кто-то хочет понять, о чем пишут — прочитайте заявление Белого дома после позора в Печерском суде, усильте тон и получите настроение документа. Пока он не отправлен — цитировать нельзя. Но эпистолярным жанром в Капитолии ограничиваться не собираются — вскоре будут слушания с резолюцией сената. И то, что там вряд ли обойдется без слова «санкции», уже ясно. Точно так же ясно, что вводить ограничения для всей Украины США не хотят. Понимают: одно дело — страна, другое — ее временное руководство. Поэтому предпочитают перейти к точечным ударам вместо ковровых бомбежек.

Потенциальные санкции, о характере которых идут вполне серьезные беседы, можно даже классифицировать. Одни предполагают отказ от предоставления финансовой помощи государственным структурам. Именно государственным — общественные организации скорее могут рассчитывать на поддержку своих программ. То есть речь идет о переориентации, что в очередной раз показывает понимание разницы между украинским обществом и властью. Да и, собственно, зачем давать деньги впустую? Яркий пример — помощь в разработке антикоррупционного законодательства. Сколько экспертов задействовали, парламентский комитет по всему миру возили опыт перенимать, конференции, семинары… Летом 2009-го антикоррупционный пакет принял парламент и подписал президент. Законы называли едва не лучшими в Европе. Но с приходом новой власти все отменили. И борьба с коррупцией пропала, и помощь на борьбу с ней оказалась ненужной. Так зачем усердствовать, если можно подсобить тем, кто действительно нуждается? Ведь законопроекты могут разрабатывать и общественные организации, чтобы потом, когда решения в Верховной Раде будет принимать не сборище кнопкодавов, можно было бы не терять времени.

Другой вид обсуждаемых санкций — болезненный для определенных личностей. Причем список этих личностей (с обоснованием их включения в оный) оппозиция передала американской стороне уже на этой неделе. В нем — представители высшего руководства — как страны, так и Генпрокуратуры, министры, следователи липовых дел против Тимошенко, Луценко и прочих, прокуроры, судьи, чиновники, составлявшие фальшивые документы и «экспертные» заключения, а также безмерно жестокие сотрудники пенитенциарной системы. Всего — около 70 фамилий. Естественно, еще рано говорить о том, что в «черный список» попадут все. Но у многих — шансы есть, и немалые. Более того, этот список может перенять Европа, поэтому для тех фигурантов, которые «в Америку не собираются», болезненным ударом может стать запрет на морские ванны Лазурного берега, парижские рестораны и лондонские бутики. Но и это тоже не все. Совсем избранные могут стать объектами специальных расследований. Поводов хватает. Связь с Могилевичем, например, вполне подходит, особенно учитывая недавний декрет Обамы о борьбе с мафией. Да и это не все — американцы не хотят раньше времени раскрывать свои карты. И какие козыри они могут вынуть?

Очень неприятным для Януковича может быть и повышенное внимание Вашингтона к парламентским выборам в Украине, явно заметное за год до оных. Внимание не только к будущему закону об этих выборах, в честности которого американцы очень сомневаются. Сомнения и в том, что сами выборы будут проведены честно. Именно осенью 2012-го внимание к украинским событиям будет максимальным, о чем говорилось прямым текстом.

Представители украинской власти, которые на этой неделе побывали в Вашингтоне на ежегодной конференции по вопросам Украины, заметно переживали. Друзей у них теперь нет. Как сказал один известный конгрессмен, представителям и демократов, и республиканцев очень сложно защищать украинскую власть. И что теперь Януковичу крайне сложно будет балансировать между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой — сам у себя украл гироскоп. А значит и пространство для маневров крайне ограничено. Мол, не слышите предостережений — готовьтесь к самым неприятным последствиям. С другой стороны, США, вопреки стереотипам, вовсе не собираются толкать Украину в российские объятия. Белый Дом и госдеп потребовали освободить Тимошенко. Америка верит, что у Януковича рацио возьмет верх над эмоцио.

Воспользуется ли украинская власть любезно предоставленной паузой — есть сомнения. Привыкая сидеть в бульдозере, она не особо обращает внимание на движение вокруг. И на то, что есть более сильные механизмы. Собственно, и сделать-то Януковичу нужно не так много — выполнить обещания и перестать бороться с личными фобиями за счет страны. Другое дело, что эта задача по плечу лишь сильному человеку. Умный до такого не довел бы.

Практика показывает, что на Украине два тюремных срока – пропуск в президентское кресло. После возбуждения второго уголовного дела шансы Юлии Тимошенко занять первый пост в стране стремительно растут.

При всем желании не получится сказать, что второе уголовное дело, возбужденное в отношении Юлии Тимошенко, "раскололо" экспертное сообщество. По сути, единственными адвокатами украинских правоохранителей выступают члены Партии регионов. Все остальные политологи, включая тех, кто еще совсем недавно считал, что в первом судебном процессе над Тимошенко политический заказ соседствует с реальной виной экс-премьер-министра, сегодня в открытую говорят о политической расправе.

Напомним, что в отношении уже осужденной Юлии Тимошенко украинские власти возбудили еще одно уголовное дело — по факту растраты госсредств в особо крупных размерах в 1990-е годы. Речь идет о долге в $405 млн, которые задолжала Министерству обороны России возглавляемая Тимошенко корпорация "Единые энергетические системы Украины". Именно ЕЭСУ в период 1995-1996 годов была крупнейшим импортером природного газа из России и государств Средней Азии.

Возбуждение этого дела в отношении Тимошенко (вслед за "газовым") вызывает недоумение – есть ли хоть какая-то логика в действиях украинского режима? Реальное положение дел явно не в пользу правоохранителей. Срок давности по уголовному делу ЕЭСУ уже истек. В соответствии с прежним украинским Уголовным кодексом (действие которого распространяется на инкриминируемое Тимошенко преступление) спустя 10 лет никакой спор хозяйствующих субъектов расследоваться не может. При этом, как заявил один из лидеров БЮТ Андрей Сенченко, никогда во взаимоотношениях ЕЭСУ и Министерства обороны России не было госгарантий со стороны Украины – а значит, украинское государство не может быть ответчиком по этому делу.

"Кстати, уголовное преследование Юлии Тимошенко, инициированное экс-президентом Украины Леонидом Кучмой по этому делу, было закрыто Верховным судом Украины на рубеже 2004-2005 года полным составом судей с формулировкой "за отсутствием состава преступления". И, если на то пошло, то любые письма, даже написанные министром обороны РФ Сердюковым, не являются вновь открывшимся обстоятельством", — отметил Сенченко.

Возбуждение второго дела против Тимошенко, с точки зрения российского политолога Андрея Окары, обусловлено желанием украинской власти не допустить освобождения лидера БЮТ, если Европа добьется амнистии экс-премьера по первому уголовному делу.

С такой оценкой соглашаются самые разные украинские политологи, многих из которых сложно назвать единомышленниками — например, Михаил Погребинский, и Вадим Карасев. И в этих совпадающих комментариях сквозит как четкое понимание того, что второе дело – это лишь политический заказ украинского режима, так и ощущение того, что на алтарь политической конъюнктуры кладется репутация всего государства.

По мнению Вадима Карасева, возбудив второе уголовное дело против Тимошенко, власть надеется зародить в общественном сознании мысль о газовом сговоре Тимошенко с россиянами в 2009 году. "Реанимируя дела давно минувших дней, власть добивается также реанимации мнения о том, что Тимошенко, подписывая договор в 2009 году, была под давлением аргументов российской стороны по поводу деятельности ЕЭСУ и дел Минобороны РФ", — отметил Карасев. Иначе говоря, пестуется мысль о том, что долги Тимошенко перед россиянами сделали ее более уступчивой на переговорах с российским премьером.

Карасев также не исключает, что власть, связанная по рукам и ногам реакцией Европы на приговор ЮВТ, стремится подстелить себе соломки на случай, если декриминализация статьи Тимошенко выведет ее из тюрьмы на свободу. "Новое следствие дает очередной повод задержать Тимошенко в СИЗО. Ну или же оно оттянет период ее новой политической активизации, связанной с избирательной кампанией и поездками за границу… Судите сами: или завтра Тимошенко выпускают, и она встречается с Меркель, Баррозу, Путиным, или же ее выпускают, и вместо этого начинают таскать на новые допросы", — отмечает Карасев.

Любопытно и то, что само письмо главы российского военного ведомства Анатолия Сердюкова украинскому премьер-министру Николаю Азарову, в котором поднимается тема старого долга корпорации Тимошенко, написано с полным нарушением иерархической субординации. Ну не может министр одной страны писать письмо главе правительства другой! Не его это уровень – по правилам, письмо Азарову должен был писать Путин. То, что этого не произошло, может свидетельствовать о том, что Кремль подтолкнул Киев к заведомо невыгодному решению (возбудить уголовное дело против ЮВТ), при этом не связав самого Владимира Путина никакими обязательствами. И теперь он с полным правом может высказывать недоумение новым судебным иском к украинской "газовой принцессе".

Но "регионалам" и впрямь нелегко. Отсутствие стратегического мышления завело их в тупик, выхода из которого пока не видно. Как полагает киевский политолог Юрий Романенко, Банковую подвела абсолютно неадекватная оценка ситуации, в которой они оказались в связи с первым уголовным делом Тимошенко. "Россия уже открестились от всей этой ситуации. Европа еще не комментировала, но с учетом их позиции по первому уголовному делу, реакцию нетрудно предугадать. И самое главное – что ведь действительно нет никаких дополнительных выгодооприобретений для власти от второго уголовного дела Тимошенко", — отмечает эксперт.

Возможно, украинский режим воспринимает всю большую мировую политику через призму своей привычки "разруливать ситуации" на Донбассе. То, что логика существования международной дипломатии сложнее привычной схемы коррупционного междусобойчика, плохо укладывается у них в голове.

Не исключено также, что "регионалы" не хотят, чтобы Тимошенко соскочила с крючка, если ЕС все же продавит декриминализацию статьи, по которой она была осуждена. Об этом, в частности, говорит главный редактор телеканала ТВi Виталий Портников, по мнению которого ЮВТ уготована роль заложницы режима – ее свобода будет находиться в прямой зависимости от благополучия исхода переговоров Киева и Брюсселя.

Единственные, кто противоречит общему хору экспертных оценок, – это сами "регионалы". Так, например, один из функционеров Партии регионов Вадим Колесниченко поспешил заявить, что вся критика со стороны экспертного сообщества по поводу возбуждения властью второго уголовного дела против Тимошенко оплачивается деньгами БЮТ. Конечно, никто и не ждал, что он будет заступаться за Тимошенко. Однако как минимум можно было ожидать риторики из серии "у нас свободная страна, и каждый имеет право на собственное мнение". Но, как говорится, "маемо, що маемо".

Главный вывод из сложившейся ситуации прост. Вольно или невольно украинский режим делает из Юлии Тимошенко жертву и повышает ее электоральные шансы, попутно подливая бензин на угли тлеющего уже давно общественного недовольства. С точки зрения здравого смысла идеальным способом расправиться с Тимошенко было бы просто не замечать ее – сразу после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Тем более, что вся социология показывала стремительное снижение ее популярности. Но простые решения требуют политической дальнозоркости. А это именно то качество, которым Партия регионов похвастаться не может.

В прошлую субботу во львовском кафе “Левый берег” проходило очередное заседание Polit Club Виталия Портникова. Вопросом, который обсуждали участники дискуссии на этот раз, была готовность интеллектуалов взять на себя ответственность за события в стране. Является ли это их задачей и, если это так, то каким образом они должны выполнять свою миссию?

Открывая дискуссию, Виталий Портников заметил, что процесс Тимошенко является некой лакмусовой бумажкой для интеллектуалов. Ведь позиция, которую они занимают относительно этого судебного разбирательства, ярко иллюстрирует степень их гражданской сознательности. Люди, которые готовы оправдать несправедливый приговор с позиции политической целесообразности, способствуют созданию в Украине авторитарного режима, рискуя завтра самим стать жертвами избирательного правосудия. И в этой ситуации очень пугает утрата интеллигенцией своих моральных ориентиров, проявившаяся в ходе этого процесса. И речь идет не о поддержке конкретного политика - главным лозунгом защитников Тимошенко в этом случае должно быть не имя экс-премьера, а такие понятия, как справедливость и демократия. Фактически, мы находимся на неком рубиконе, перейдя который у нас уже не будет пути назад.

Согласно точке зрения известного публициста и историка, профессора Ярослава Грицака, до тех пор, пока интеллектуалы не молчат, продолжая говорить правду и отстаивать свою точку зрения, они играют самую важную свою роль. Но перед тем, как рассуждать над этим вопросом, нужно провести достаточно четкую границу между двумя понятиями: интеллигентами и интеллектуалами.

Интеллигенция - это обозначение для той части общества, которая зарабатывает себе на жизнь своим умом и знаниями. Отличительной особенностью, при этом, является тот факт, что интеллигенты всегда находятся на службе. У государства или бизнеса - не суть важно, - но, так или иначе, эти люди находятся в прямой зависимости от тех, кто платит им деньги. Когда же речь идет об интеллектуалах, то подразумеваются люди, задача которых думать независимо от обстоятельств, предлагая при этом решения актуальных для общества проблем. Порой они могут говорить неприятные вещи, потому что истина для них всегда наивысший приоритет. Их задача думать системно и предлагать структурные изменения. Потому интеллектуал никогда не использует в качестве лозунга фамилию конкретного человека - он будет агитировать за идею.

В противовес мнению Ярослава Грицака, главный редактор культурологического журнала “Ї” Тарас Возняк утверждает, что роль интеллектуальной элиты не должна ограничиваться менторской ролью, ее задачей должна быть также реальная политическая деятельность. Но очень важно понять, есть ли у интеллектуалов готовность прийти к власти и справиться в дальнейшем с этой ответственностью. Опыт украинской государственности говорит о том, что такой готовности каждый раз не хватает. Одной из проблем, с которой, по его мнению, должны бороться интеллектуалы, является тот вал информации, который выплескивается сейчас на неподготовленное к новой информационной реальности общество.

Интеллектуальные лидеры должны стать проводниками в этом хаосе, указывающими не только рациональные решения, но и моральные ориентиры для общества. Поэтому нужно прекратить разговоры про новых украинских Бандеру или Мазепу - новые лидеры должны объединять общество, а не становиться иконами, вокруг которых будет разворачиваться настоящая война. Ни одна историческая фигура не достойна того, чтобы из-за нее потерять Украину. Если же ставить вопрос ребром - Бандера или Сталин - то это дорога в никуда.

Отец Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета напомнил, что, размышляя над причинами успешного влияния интеллектуалов на общество в других странах, мы часто вспоминаем особенности национального менталитета, генетики, погоды. Но главным, пожалуй, является создание благоприятной среды для развития идей и людей, их создающих. Это невозможно без плюрализма мысли, встреч, общения. Потому единомыслие крайне опасно в этом контексте, так как неизбежно приводит к уничтожению этой столь важной атмосферы. Поэтому людям из разных частей Украины так важно сближаться друг с другом. Физически приезжать друг к другу в гости, обмениваться мыслями. Тогда очевидным станет тот факт, что нас объединяет намного больше, чем разводит по разные стороны баррикад.

По доброй традиции, дискуссия во Львове в какой-то момент перешла к обсуждению роли Степана Бандеры в истории Украины и ее настоящем, тем более, что день заседания совпал со днем смерти украинского революционера. Не обошлось и без реплик, противопоставляющих Восток и Запад страны, навешивающих ярлыки “разных Украин”. Однако жирную точку в этом бессмысленном споре поставил гость из Донбасса, специально приехавший на встречу из Восточной Украины. Его слова о том, что у нас нет другой Украины, и мы должны любить ее такой, какая она есть, со всем ее разнообразием, вызвали почти единодушное одобрение гостей клуба. Ведь где тогда проводить границу между людьми, каждый их которых хочет жить в украинском государстве, а не в Российской Федерации?

Вместе с лидером движения «Спільна справа »Александром Данилюком, также присутствовавшим на заседании, некоторые участники встречи выразили мысль о том, что интеллектуалы должны не только пассивно наблюдать за происходящем, используя окружающие события как пищу для своих рефлексий. Они должны активно участвовать в происходящем, всеми силами способствуя тому, чтобы вынести “политический труп” нынешней власти из украинского дома. Пассивное бездействие интеллектуальной элиты, лучше осознающей последствия происходящего, превращает их в соучастников преступлений.

Быть более рассудительными в своих призывах попросил участников известный правозащитник, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович. Он считает, что интеллигент - это, прежде всего, человек, способный пойти на самопожертвование ради своих идей, а не радикал, способный ради них принести в жертву окружающих. Успех оранжевой революции состоял, прежде всего, в солидарности людей, ее сотворивших, а также в ее ненасильственности.

Размышляя о причинах того, почему украинские интеллектуалы до сих пор не взяли на себя ответственность за события в стране, он отметил, что для возможности влиять на общество интеллигенция должна вызывать своими действиями резонанс в социуме. Как струны не могут звучать без скрипичной деки, так и интеллектуальная элита, не умеющая достучаться до разума своего народа, никогда не сможет претендовать на ключевую роль в социальной структуре. И чтобы достичь этой цели, интеллигенция должна выйти из своего “гетто” и вспомнить про дар компромисса, без которого достижение общей точки зрения невозможно.

Платить рублями – навязчивая идея нынешнего правительства. То ли советское прошлое, то ли «советское» будущее заставляет премьера Николая Азарова и его подчиненных придумывать различные схемы использования «деревянного».

Так, еще весной этого года Министерство финансов долго и всерьез рассматривало идею выпуска облигаций в рублях. Потом, решили перепроверить схему - «долги в рублях» - на строительстве метрополитена в Киева. Тут же начали задумываться над использованием российской валюты в расчетах предприятий двух стран. Подключился к «рублевому ликбезу» бизнесменов и Национальный банк Украины.

Одно время казалось, что украинские власти «попустило» с идеей вхождения в рублевую зону. Но после встречи Николая Азарова с Владимиром Путиным желание рассчитываться «рубленой» гривней вспыхнуло с новой силой. Возможно, оно было подогрето и отказом Брюсселя принять «президентский борт» Януковича.

«Я бы хотел - чем быстрее, тем лучше (перейти на рубли – Ред.)», -  заявил в Санкт-Петербурге журналистам глава украинского правительства Николай Азаров. И шансы для реализации мечты Азарова на этот раз более чем весомые – Путин согласен на такой вариант. И не только в торговле газом. «Есть определенные проблемы, чисто технические. Необходим целый ряд процедур, чтобы сделать обмен возможным, ведь рубль – этот также валюта. Решение существует, и мы знаем, какое это решение, но оно должно устраивать и нас, и российскую сторону», - философствовал Азаров.

Конечно, восстановление рублевой зоны – давняя цель Москвы. В Белокаменной давно и вслух говорят о желании сделать местные деньги главной расчетной «монетой» для стран–республик бывшего СССР. Для достижения этой цели и были придуманы различные проекты, в том числе Таможенный Союз и ЕЭП.

«Для России это один из этапов по реализации идеи «Москвы - как мирового финансового центра». Чем больше стран начнут принимать рубль, как одну из ведущих валют мира, тем больше будут доходы РФ. Она просто заместит США, которые сегодня получают эмиссионные доходы от использования доллара в международных расчетах. Такая же политика и у Китая», - рассказал Эрик Найман, финансовый эксперт, управляющий партнер Capital Times.

Эксперты указывают на то, что для Украины более выгодным был бы вариант, когда российские предприятия рассчитывались с украинскими партнерами гривней. Это и укрепляло бы национальную валюту, и приносило дополнительную прибыль бизнесу (а значит о доходы в бюджет). Правда, этот вариант сейчас маловероятен. В основном из-за ухудшающегося баланса в торговле с Россией. Наши же власти не устают нахваливать растущие цифры товарооборота, умалчивая, что Украина все больше и больше покупает, чем продает.

«По итогам августа 2011 года дефицит внешней торговли Украины с Россией составил более $6 млрд. При этом при переходе на расчеты в рублях с Россией  доллар США никуда не исчезает, он как был, так и остается главной  валютой для международных расчетов. Только будет удлиняться их цепочка, и будут возникать дополнительные валютны риски.  Если бы на текущий момент Украина рассчитывалась с Россией рублями,то при таком дефиците внешней торговле,  стране пришлось бы брать кредит в долларах в зарубежных инвесторов.  Потом конвертировать доллары в рубли, но через кросс-курс гривни. В результате, кроме валютных рисков  доллар/гривня добавились риски гривня/рубль. Кроме того недавно Россия девальвировала свой рубль по отношению к доллару на 9%, а Украина со своей национальной валютой этого не сделала. А это значит, что если бы Украина сейчас бы рассчитывалась рублями, то стоимость газа автоматически выросла бы на 9%.  Во всех вариантах для Украины расчеты в рублях с Россией невыгодные», - подсчитал украинскую «выгоду» Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В целом, экономисты уверены, что  в вопросе «рублевых расчетов» больше политики, чем экономики. Правда, пока наши «политики», похоже, в этом валютном вопросе проигрывают своим российским коллегам. Что скажется не только на доходах госбюджета, но и на судьбе украинской валюты.

«Переход на расчеты в рублях будет означать, что Центральный банк России будет устанавливать курс продажи рубля в Украине. Наша страна должна будет взять доллары или евро, которые она получила от экспорта, обменять их в Центральном банке России на рубли и этими рублями рассчитаться за газ и нефть. Следующий шаг – украинская гривня будет в ближайшее время обменена на рубль и Украина потеряет собственную валюту», - спрогнозировал Арсений Яценюк, бывший руководитель Национального банка Украины.

Кстати, во время кризиса 2008-2009 годов в соседней Беларуси звучали призывы рассчитываться российским рублем за газ «Газпрома». Дескать, экономии при этом никакой, но можно через политический фактор «выбить» небольшую скидку на газ. В конце концов, Минск не получил ни скидки на топливо, ни собственной сильной валюты – только в этом году местный рубль обвалился втрое.